Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / МОТИВАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Береснев Андрей Анатольевич, Бекирова Земине Серверовна

В статье рассматривается применение в процессе изучения английского языка интерактивных методов обучения. Изучается вопрос интерактивности как способа повышения мотивации обучающихся вуза. Подчёркивается влияние интерактивных методов на результативность образовательного процесса. Описываются характерные черты и особенности интерактивного образования. Перечисляются некоторые интерактивные формы, которые активно используются во время занятий иностранным, в частности английским, языком. Отмечается усиление индивидуального подхода в современном образовании. Упоминается динамичность и постоянное развитие системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Береснев Андрей Анатольевич, Бекирова Земине Серверовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INTERACTIVE TEACHING METHODS IN ENGLISH CLASSES AS A WAY TO INCREASE THE MOTIVATION AND EFFECTIVENESS OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF UNIVERSITY STUDENTS

The article discusses the use of interactive teaching methods in the process of learning English. The issue of interactivity as a way to increase the motivation of university students is being studied. The influence of interactive methods on the effectiveness of the educational process is emphasized. The characteristic features and peculiarities of interactive education are described. Some interactive forms that are actively used during foreign language classes, in particular English, are listed. The strengthening of the individual approach in modern education is noted. The dynamism and constant development of the education system is mentioned.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ВУЗА»

6. Гибазова, Л.А. Развитие образования в Казани во второй половине XIX века: специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования": диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Гибазова Лилия Адгамовна. - Казань, 2003. - 204 с.

7. Гушель, Р.З. О подготовке гимназического Устава 1864 года / Р.З. Гушель // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2013. - № 6(15). - С. 149-166.

8. Дорожкина, Н.И. Контингент учащихся частных женских гимназий города Москвы (на примере гимназий З.Д. Перепелкиной (1880-1906 гг.) и М.Г. Брюхоненко (1906-1918 гг.)) / Н.И. Дорожкина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 3-2(29). -С. 84-89.

9. Егорова, М.В. Некоторые аспекты жизни ученических коллективов частных средних учебных заведений дореволюционного Урала / М.В. Егорова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2005. - № 7(47). - С. 42-46.

10. Ленстрем, Н. Новая учебная система (по вопросу, при каких условиях могут частные гимназии конкурировать с казёнными) / Н. Ленстрем // Журнал Министерства народного просвещения. - 1869. - Ч. CXLII. - Апрель. - Отд. 3. -С. 51-97.

11. Макова, Е.Н. Развитие женского частного гимназического образования в смоленской провинции XIX - начала XX века / Е.Н. Макова // Известия Смоленского государственного университета. - 2017. - № 2(38). - С. 276-285.

12. Мащенко, Т.А. Русская классическая гимназия во второй половине XIX века (на материалах Среднего Поволжья): дисс... канд. ист. наук: 07.00.02 Самарский гос. пед. ун-т. - Самара, 2000. - 159 с.

13. Перцев, В.В. Развитие гимназического образования в Орловской губернии с 1874 по 1917 год / В.В. Перцев // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2014. - № 3. - С. 1-5.

14. Пилосян, М.К. К истории гимназии Э.П. Шаффе / М.К. Пилосян // Russian Colonial Studies. - 2020. - Т. 5. - № 1. -С. 35-54.

15. Романенчук, К.В. К вопросу об исследовании истории частных учебных заведений в России в XVIII - начале XX века / К.В. Романенчук // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2011. - № 8. - С. 75-82.

16. Романенчук, К.В. К истории частных женских гимназий начала XX века в России / К.В. Романенчук // Герценовские чтения-2015. Актуальные проблемы русской истории : Сборник научных и учебно-методических трудов, Санкт-Петербург, 24 апреля 2015 года / Кафедра русской истории, факультет социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Герценовский университет). - Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью "ЭлекСис", 2016. - С. 118-122.

17. Романенчук, Н.В. История создания гимназии М.Н. Стоюниной / Н.В. Романенчук // Специфика педагогического образования в регионах России. - 2015. - № 1. - С. 23-24.

18. Руденко, И.В. Частные школы Самарской губернии начала ХХ века как инновационная форма образования / И.В. Руденко, Д.А. Писаренко // Карельский научный журнал. - 2015. - № 1(10). - С. 60-62.

19. Смотрова, И.В. Становление и развитие гимназического образования в России в XIX - начале XX вв. (на материалах Саратовской губернии): специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Смотрова Ирина Викторовна. -Саратов, 2003. - 24 с.

20. Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения, высочайше утвержденный 19 ноября 1864 г. ПСЗРИ. - Санкт-Петербург, 1867. - Собр. 2. - Отд. 2. - Т. ХХХ1Х. - С. 167-179.

21. Шелягова, А.А. Симферопольская частная мужская гимназия М. Волошенко: историко-педагогический аспект / А.А. Шелягова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-1. - С. 367-373.

22. Ялалов, Ф.Г. Становление и развитие национального гимназического образования: специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования": диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Ялалов Фарит Габтелович. - Казань, 2001. - 460 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Береснев Андрей Анатольевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

студент Бекирова Земине Серверовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается применение в процессе изучения английского языка интерактивных методов обучения. Изучается вопрос интерактивности как способа повышения мотивации обучающихся вуза. Подчёркивается влияние интерактивных методов на результативность образовательного процесса. Описываются характерные черты и особенности интерактивного образования. Перечисляются некоторые интерактивные формы, которые активно используются во время занятий иностранным, в частности английским, языком. Отмечается усиление индивидуального подхода в современном образовании. Упоминается динамичность и постоянное развитие системы образования.

Ключевые слова: интерактивные методы, мотивация, эффективность обучения, английский язык, учебный процесс. Annotation. The article discusses the use of interactive teaching methods in the process of learning English. The issue of interactivity as a way to increase the motivation of university students is being studied. The influence of interactive methods on the effectiveness of the educational process is emphasized. The characteristic features and peculiarities of interactive education are described. Some interactive forms that are actively used during foreign language classes, in particular English, are listed. The

strengthening of the individual approach in modern education is noted. The dynamism and constant development of the education system is mentioned.

Key words: interactive methods, motivation, learning efficiency, English, learning process.

Введение. Формирование мотивации к обучению является ключевой составляющей эффективности учебного процесса. При недостаточной мотивации студента существует риск снижения темпов и качества обучения. Именно поэтому проблема мотивации в педагогике является значимой и актуальной. Современный преподаватель знает, что если обучающийся относится к учебной деятельности без интереса, то сформировать его профессиональную компетенцию практически невозможно. Преподаватель, заинтересованный в повышении результативности педагогической деятельности, уделяет внимание учебной мотивации и стремится поддерживать её на высоком уровне. При снижении мотивации учения опытный педагог понимает, какие педагогические действия нужно предпринять, чтобы вернуть заинтересованность студента. Для этого необходимо знать, какие факторы влияют на повышение мотивации обучающегося.

Изложение основного материала статьи. Проблема мотивации обучающихся стала активно изучаться в начале 20 века. Изучением этой проблемы занимались такие отечественные учёные, как А.К. Маркова, Е.П. Ильин, Н.В. Кузьмина,

B.Г. Асеев, Л.И. Божович, В.И. Ковалёв, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, П.Я. Гальперин,

C.Л. Кабыльницкая, А.Г. Маслоу и другие.

В понимании Е.П. Ильина мотив является потребностью, целью, намерением и побуждением, а также специфическим свойством личности, определяющим поведение человека [5, С. 46-60]. А.Н. Леонтьев считает, что мотивы способны придать учебной деятельности личностный смысл. Именно поэтому они так важны, когда речь заходит об учебном процессе. Так, в трактовке А.Н. Леонтьева, мотивация учебной деятельности подразумевает под собой общность различных мотивов, способствующих формированию установки на совокупность определённых целенаправленных действий, направленных на достижение учебных результатов [8, С. 11-13].

Мотив учебной деятельности, по мнению А.К. Марковой, представляет собой ориентацию обучающегося на разнообразные стороны познавательной деятельности [9, С. 10]. Иными словами, под мотивом учебной деятельности понимается совокупность факторов, детерминирующих проявление активности студентов в обучении. Эти факторы включают в себя потребности, цели, установки обучающегося относительно учебной деятельности, а также его чувство долга и заинтересованность в предмете.

Е.Б. Горчакова понимает учебную деятельность как самостоятельную индивидуальную познавательную деятельность, регулируемую обучающимся [3, С. 83-92]. Таким образом, можно выделить основные характерные черты, присущие учебной деятельности: индивидуальность, целенаправленность, потребность в наличии познавательного интереса, помогающего самореализации студента.

Учебная мотивация, как и любой вид мотивации, определяется многими факторами, свойственными конкретной деятельности. Знание этих факторов способствует лучшему пониманию специфики мотивации учения.

Факторами, определяющими учебную мотивацию, являются:

1. Образовательное учреждение.

2. Принципы и методы организации образовательного процесса.

3. Субъективные качества студентов. К этим качествам относятся половые и возрастные особенности обучающихся, уровень их интеллектуального развития и познавательных способностей, а также совокупность представлений человека о себе и о людях, в том числе о других обучающихся.

4. Субъективные качества преподавателя: его отношение к педагогическому процессу и к обучающимся, владение современными методами обучения и т.д.

5. Специфика самого учебного предмета, характерные особенности освоения конкретной дисциплины.

Факторы, наделённые субъективной личностной составляющей, имеют особое значение при формировании мотивации. Значительное повышение мотивации происходит, когда организация учебного процесса учитывает индивидуальные особенности каждого студента: потребности, интерес, самооценка, личный опыт. Именно интерактивные методы обучения в наибольшей степени соотносятся с личностно-ориентированным подходом. Зачастую индивидуально подходить к обучению каждого отдельного студента бывает проблематично, поскольку в коллективе обучается много людей, порой разительно отличающихся друг от друга. Тем не менее, именно индивидуальный подход показывает максимальную эффективность. Кроме того, современный мир меняется с огромной скоростью, поэтому преподавателям необходимо следить за изменением образовательных тенденций. Эффективность обучения английскому языку во многом зависит от преподавателя, использующего во время занятий современные формы и средства передачи знаний. Так, преподаватель английского языка стимулирует формирование новых результативных подходов к повышению мотивации обучающихся.

В настоящий момент современная система высшего профессионального образования находится в процессе реформирования. С течением времени к уровню профессиональной подготовленности выпускников высших учебных заведений начинают предъявляться более высокие требования. Это усложняет задачи преподавателей и неизбежно приводит к поиску новых методов организации педагогического процесса. Внедрение в образовательный процесс новейших технологий и методик образования позволяет педагогу добиться наилучшего результата в обучении студентов. Традиционные формы учебной деятельности, включающие в себя лекционные и некоторые практические занятия, тоже могут способствовать развитию учебной мотивации, если будут применяться в совокупности с инновационными методами.

Основное методическое нововведение последних лет - интерактивные методы обучения. Понятие интерактивности связано с коммуникативной способностью. Участники интерактивного занятия находятся в постоянном взаимодействии -это может быть как диалог между людьми, так и между человеком и компьютером. Так, интерактивное обучение принято считать, в первую очередь, диалоговым. Это имеет огромное значение при применении к изучению английского языка. Английский, как и любой иностранный язык, эффективнее всего изучать именно в диалоговой форме. Никакие лекции не заменят практическое языковое взаимодействие, общение на изучаемом языке. Интерактивные образовательные технологии формируют особую специфику построения занятий: учебный процесс движется не от теоретических аспектов к практическим, а от получения практического нового опыта к его теоретическому осознанию.

Цель интерактивного обучения - создание преподавателем таких условий, в которых студент по собственной инициативе и желанию изучает учебный материал. Целью интерактивных методик непосредственно в изучении английского языка является формирование мотивации и заинтересованности по отношению к языку, а также предоставление условий, способствующих развитию у студентов необходимых речевых компетенций. Таким образом, задача педагогического процесса с применением интерактивных методов заключается в том, чтобы каждое отдельное занятие было познавательным, вдохновляющим и развивающим познавательный интерес обучающихся.

Интерактивные формы и методы обучения раскрывают новые возможности, связанные с налаживанием межличностного взаимодействия путём внешнего диалога в ходе усвоения учебного материала. Между студентами в группе неизбежно появляются межличностные взаимоотношения, и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности.

Использование компьютерных технологий также позволяет стимулировать обучающихся к самостоятельному изучению английского языка и значительно повышает результативность обучения. Такие занятия содержат интерактивные мультимедийные элементы, способствующие более качественному усвоению информации, так как широко задействуют способности студентов в учебном процессе.

Создание различных электронных модулей способно помочь преподавателю визуализировать учебный материал. Кроме того, интерактивные классы окажут существенную помощь обучающимся: студент в любой момент может включить компьютер и вернуться к пройденной теме, повторить сложные или выучить непонятные моменты. Таким образом, компьютер играет роль мотиватора, способствующего формированию и развитию языковых навыков, а также значительному увеличению познавательной активности обучающихся и поддержанию высокого уровня заинтересованности в изучении какой-либо дисциплины.

Интерактивность способствует развитию активно-деятельностных форм обучения. Она требует активной реакции и быстрого переключения внимания со стороны студентов. Это благоприятно влияет на сферу мотивации, поскольку мотивация динамична - без необходимости в быстрых реакциях и активной вовлечённости в учебный процесс она может значительно снизиться.

В интерактивных обучающих программах по английскому языку применяются разнообразные методики, которые позволяют как совершенствовать знания обучающихся, так и без особых трудностей проверять усвоенный материал. Качественная организация интерактивного обучения способствует достижению положительных результатов в сравнительно короткие сроки. Вследствие применения диалоговых методов в практике работы отмечено, что обучающиеся внимательно слушают, наблюдают, вдумчиво читают, выполняют практические задания. Когда студент достигает понимания учебного материала самостоятельно, а не по принуждению, информация будет им принята, закреплена и использована в практической деятельности.

Интерактивные методы оказывают более эффективное влияние на процесс изучения английского языка, чем классические лекционные занятия. Преподаватель во время интерактивного занятия выступает таким же участником диалога, как и каждый из студентов. Это создаёт между обучающимися и педагогом равенство, ставит их в одинаковые условия. Подобные формы учебного процесса являются крайне полезными для студентов, так как учат излагать и отстаивать свою позицию, уверенно и грамотно вести диалог, развивать языковые компетенции. Последнее, в частности, является важнейшим преимуществом интерактивной организации обучения. Получение навыков общения на изучаемом языке существенно ускоряет процесс его усвоения.

Среди большого количества интерактивных методов обучения иностранному языку можно выделить несколько наиболее применяемых и эффективных:

1. Изучение разнообразных английских продуктов искусства в оригинале. Эту форму проведения занятий можно назвать одной из самых результативных. Сфера искусства в той или иной степени близка каждому студенту. Кого-то сильнее интересует кинематограф, кого-то - литература, а кого-то - музыкальная сфера. В любом случае, анализ известных и любимых произведений не в переводе, а на оригинальном языке, в значительной степени повысит заинтересованность студента в изучении дисциплины, а значит - и эффективность педагогической деятельности.

2. Групповая исследовательская работа. Такой вариант интерактивной организации образовательного процесса может способствовать развитию как практических, так и теоретических навыков и знаний в предметной области. Студенты делятся на группы и выбирают тему исследования, которую в дальнейшем необходимо будет изучить и представить в виде доклада. Так студенты тренируют практические языковые навыки в коммуникации друг с другом и во время выступления. Теоретические знания пополняются в процессе изучения выбранной темы.

3. Выступление обучающегося в роли преподавателя. Это задание способствует повышению уверенности студента в собственных силах, приобретению навыка планирования и структурирования занятия, а также увеличению уровня ответственности. Этот метод позволяет вовлечь студента в учебный процесс, так как перед выступлением в роли преподавателя обучающийся должен самостоятельно и подробно изучить тему занятия.

4. Ролевая игра, в которой обучающиеся также формируют группы. Перед началом игры обозначается одна большая тема, которой посвящено занятие. После этого каждая группа получает отдельное задание, входящее в общую большую тему. Участники групп, работая сообща, помогают друг другу достичь понимания материала. В процессе работы студенты реализовывают академическую, творческую и социально-психологическую цели. Это задание может быть использовано при освоении ранее неизвестной темы, а также при изучении грамматики.

5. Ролевая игра «Тропа выживания», позволяющая проверить усвоение знаний по модулю «Английский для выживания». Цель данной игры - приобретение студентами опыта общения на английском языке в различных ситуациях, в которые может попадать человек во время иностранной поездки. Обучающимся в процессе занятия необходимо применять знания и навыки, полученные ранее в процессе изучения языка. Все студенты во время игры получают определённую роль, которую они будут играть до завершения задания. Мероприятие включает в себя прохождение разнообразных станций, имитирующих жизненные ситуации путешественника. Студентам предстоит зарегистрироваться на рейс, сдать багаж, пройти паспортный контроль, заказать обед в ресторане и пр. Обучающемуся может достаться роль пассажира, работника таможенной службы, кассира, продавца в магазине или официанта в ресторане. Ситуации, смоделированные для прохождения игры, специально создаются максимально приближенными к реальности, что позволяет студентам полностью проникнуться атмосферой и практиковать языковые навыки в интересной и необычной обстановке [6, с. 34].

Игровая деятельность - эффективный метод обучения не только для детей, но и для людей любого возраста. Использование игры в учебном процессе заставляет обучащихся испытывать эмоции по отношению к изучаемой дисциплине и является действенным способом увеличения мотивации к освоению английского языка. Игра представляется одновременно и развлекательным, и развивающим процессом, в чем и заключена её уникальность. Во время выполнения заданий игроки успевают не только получать знания, но и отдыхать, что поддерживает уровень их учебной мотивации и интереса к изучаемой дисциплине. А. М. Князев в своих работах также говорит об эффективности игровой деятельности. Учёный отмечает, что в игре, как и в реальности, какому-либо действию обучаются посредством его выполнения [7, с. 25].

Можно выделить несколько явных преимуществ использования при изучении английского языка такого интерактивного образовательного метода как ролевая игра:

• повышение интереса и мотивации студентов к изучаемому предмету;

• создание положительного отношения обучающихся к занятиям по английскому языку;

• стимулирование самостоятельной речемыслительной деятельности обучающихся;

• возможность практического применения языковых навыков при коммуникативном взаимодействии с другими студентами и преподавателем;

• развитие личностных качеств: уверенности, критического мышления, артистичности, навыков публичного выступления, лидерских качеств и т.д.;

• развитие навыков командной работы.

Выводы. Таким образом, применение в образовательном процессе современных методов обучения положительно влияет на качество образования, способствует его индивидуализации и совершенствует языковую подготовку обучающихся. Использование интерактивных методов обучения на занятиях по английскому языку в значительной степени увеличивает учебную мотивацию студентов, а внедрение информационных технологий способно активизировать познавательную деятельность обучающихся. Тенденция к индивидуацизации образования существенно повышает его эффективность, поскольку позволяет учитывать индивидуальный уровень знаний студентов и необходимый темп изучения учебного материала. Все эти условия обеспечивают интенсификацию образовательного процесса.

Тем не менее, вопрос о формировании и повышении мотивации остаётся актуальным, поскольку мир представляет собой динамичную систему. С течением времени меняются интересы обучающихся, а также способы и методы развития их заинтересованности в изучении предмета. Исследуются и сами дисциплины, появляется множество научных открытий, образовательных статей, учебных пособий. Как следствие, система образования находится в процессе постоянного изменения и совершенствования.

В данной статье описаны особенности, методы, формы и тенденции современного интерактивного образования, основанного на коммуникативном, диалогическом подходе, который способствует формированию необходимых языковых компетенций. Статья демонстрирует большое количество образовательных возможностей интерактивных методов обучения английскому языку. Таким образом, доказано, что интерактивное образование в значительной степени повышает учебную мотивацию студентов и, как следствие, усиливает эффективность учебного процесса.

Литература:

1. Бакшаева, Н.А. Психология мотивации студентов / Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий. - Москва: Логос, 2006. - 184 с.

2. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка / Л.И. Божович // Вестник практической психологии образования. - 2012. - Т. 33. - №4. - С. 65-67.

3. Горчакова, Е.Б. Теории мотивации, разрабатываемые в психологии зарубежными учёными / Е.Б. Горчакова // Труды Дальневосточного федерального университета, 2005. - С. 83-92.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.

5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 512 с.

6. Князев, А.М. Игровые формы и методы в работе преподавателя: учебное пособие / А.М. Князев, В.В. Лопатинская. - Москва: ИПКРТ, 2003. - 92 с.

7. Князев, А.М. Режиссура и менеджмент технологий активно-игрового обучения / А.М. Князев, О.И. Одинцова. -Москва: Издательство РАГС, 2008. - 233 с.

8. Леонтьев, Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации / Д.А. Леонтьев // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2016. - №2. - С. 3-18.

9. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - Москва: Просвещение, 1983. - 96 с.

10. Панина, Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активации обучения. - Москва: Академия, 2008. - 176 с.

11. Шаханова, Н.А. Применение активных и интерактивных методов обучения на занятиях английским языком как способ повышения мотивации и эффективности учебного процесса студентов неязыкового вуза / Н.А. Шаханова, Ю.Б. Прокудина. - Текст: непосредственный // Педагогика высшей школы. - 2016. - № 3.1 (6.1). - С. 214-217. - URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1491/ (дата обращения: 26.08.2022).

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Береснев Андрей Анатольевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

студент Бекирова Медине Сейрановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В данной статье авторами подчеркивается важность изучения иностранного языка студентами высших образовательных учреждений. Выявлены реальные проблемы преподавания иностранного языка в университетах на языковых специальностях, большинство из которых не полностью соответствуют требованиям установленной системы методов. Основываясь на результатах исследований, сформулированы концептуальные выводы. Проанализированы методы постановки проблемных заданий и варианты классификации, доступные в научно-методической литературе, выделены типы проблемных заданий, которые обучающиеся могут использовать при изучении иностранных языков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: профессионализм, коммуникативные способности, образовательные стандарты, иностранный язык, проблемное обучение.

Annotation. In this article, the authors emphasize the importance of learning a foreign language by students of higher educational institutions. The real problems of teaching a foreign language at universities in language specialties have been identified, most of which do not fully meet the requirements of the established system of methods. Based on the research results, conceptual conclusions are formulated. The methods of setting problem tasks and classification options available in the scientific and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.