Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧАСТНЫХ ГИМНАЗИЙ В РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА'

К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧАСТНЫХ ГИМНАЗИЙ В РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЧАСТНАЯ ГИМНАЗИЯ / ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УСТАВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беленцов Сергей Иванович, Шушара Татьяна Викторовна

В статье рассматривается процесс становления и развития частного гимназического образования на территории различных губерний дореволюционной России с целью выявления положительного исторического опыта и изучения возможности применения его в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE EXPERIENCE OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF PRIVATE GYMNASIUMS IN RUSSIA IN THE XIX - EARLY XX CENTURIES

The article discusses the process of formation and development of private gymnasium education in the territory of different provinces of pre-revolutionary Russia in order to identify positive historical experience and study the possibility of applying it in modern conditions.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧАСТНЫХ ГИМНАЗИЙ В РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА»

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по учебно-методической работе Беленцов Сергей Иванович

ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» (г. Курск);

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры

педагогики и педагогического мастерства Шушара Татьяна Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧАСТНЫХ ГИМНАЗИЙ В РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Аннотация. В статье рассматривается процесс становления и развития частного гимназического образования на территории различных губерний дореволюционной России с целью выявления положительного исторического опыта и изучения возможности применения его в современных условиях.

Ключевые слова: частное образование, частная гимназия, гимназическое образование, Устав учебных заведений, учебный план.

Annotation. The article discusses the process of formation and development of private gymnasium éducation in the territory of différent provinces of pre-revolutionary Russia in order to identify positive historical experience and study the possibility of applying it in modern conditions.

Key words: private education, private gymnasium, gymnasium education, charter of educational institutions, curriculum.

Введение. Сегодня современное общество развивается в быстроменяющихся экономических и социальных условиях. Исходя из этих условий образованию требуется поиск оптимальных и эффективных путей развития. Согласно «Национальной доктрине образования Российской федерации на период до 2025 года» предполагается, что в результате развития системы современного образования общество будет обеспечено всеми востребованными видами образования. Одним из таких видов и является частное образование. В этой связи актуальным является изучение исторического опыта данного направления с целью выявления положительных аспектов и определении возможностей его использования в современных условиях. Х1Х - начало ХХ ст. обозначились постоянным противоборством двух политико-образовательных парадигм - консервативной и либеральной, что обусловило осуществление целого ряда образовательных реформ и контрреформ, сменявших друг друга. Следует отметить, что в диссертационных исследованиях, выполненных в последние десятилетия, представлен опыт частного общего образования в ряде регионов Царской России: Западной Сибири (О.Б. Гач) [5], Казани (Л.А. Гибазова) [6], Смоленской губернии (Е.Н. Макова) [11], на Урале (М.В. Егорова) [9] и др. В научных публикациях и комплексных работах, посвящённых истории Иркутска, тоже нашли отражение отдельные аспекты деятельности частных гимназий.

Изложение основного материала статьи. На развитие системы гимназического образования в этот период значительный отпечаток наложила образовательная реформа начала XIX в. и контрреформа 1820-х - 1830-х гг., реформа среднего образования 1849-1852 гг. и реформы конца 1850-х - первой половины 1860-х гг. и большой период контрреформ, охватывавший 1870-1890-е гг. - начало ХХ ст. характеризовался непоследовательными попытками очередного реформирования мужского среднего образования. Согласно этому изменялась цель средних учебных заведений, вводились новые типы, вводились новые учебные программы.

В 1849-1852 гг. курс гимназического обучения был разделен на всеобщее и специальное. Исходя из этого, ставилась задача приспособить учебный план гимназий для достижения не только подготовки, учащихся к поступлению в университеты, но и готовить их к практической деятельности, тем более что в середине XIX в. три четверти воспитанников гимназий не поступали в университеты. 21 марта 1849 г. Николай I утвердил решение Государственного совета, предусматривавшее, начиная с пятого класса гимназий, профилизацию обучения [1, С. 247].

Согласно указу от 12 октября 1851 г. «О прекращении в некоторых гимназиях преподавания греческого языка и замене этого предмета курсом наук естественных» устанавливалось три типа гимназий: классические гимназии с двумя древними языками, классические гимназии с одним латинским языком законоведение и реальные гимназии с преподаванием законоведения. Циркуляром от 14 мая 1852 г. было введено для руководства новое распределение учебных предметов и уроков по классам.

Следующим этапом в реформировании образования стала реформа 1864 г. В ходе реформ 60-х гг. XIX в. стояла задача реформировать и модернизировать существующие учебные заведения (в основном средние и высшие), обновить содержание среднего образования, создать новые ступени образования (народную начальную школу, среднее специальное и педагогическое образование) и целые ее направления (женское среднее и специальное образование).

"Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения", утвержденный 19 ноября 1864 г. узаконивал три типа средней школы: 1) классическая гимназия с двумя древними языками; 2) классическая с одним латинским языком; 3) реальная гимназия без древних языков [22].

Согласно Уставу создавалась двухуровневая общеобразовательная система: четырехклассные прогимназии и семиклассные гимназии. Прогимназии должны были заменить уездные училища. Учреждение гимназий и прогимназий того или иного типа отдавалось по усмотрению педагогических советов гимназий, учитывая местные нужды, с последующим утверждением министром народного просвещения. Следует подчеркнуть важный аспект реформы, что гимназии и прогимназии могли содержаться как за счет правительства, так и за счет обществ, сословий и частных лиц, тем самым ликвидировалась монополия государства на образование [20].

Гимназии, как классические, так и реальные, как государственные, так и частные имели одинаковый срок обучения. Но, в основу учебных планов классических гимназий было положено изучение древних языков, на которые отводилась почти треть учебного времени, в реальных же излагались преимущественно те науки, которые отвечали требованиям специальных вузов [20, C. 168].

В Государственном совете Александр II 30 июля 1871 г., вопреки мнению большинства Государственного совета, утвердил новый «Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного образования», который узаконивал классическую гимназию как основной тип среднего учебного заведения и действовал до 19 мая 1872 г. был утвержден «Устав реальных училищ» [20, С. 86].

Курс обучения в гимназии, хотя номинально оставался семиклассным, но фактически увеличивался на два года, поскольку вводился подготовительный класс, а седьмой класс разбивался на два года. С 1875 г. вводился официально VIII-й

класс. В целях обеспечения большей гибкости в предоставлении образовательных услуг постановлением министерства 1874 г. разрешалось учреждение как четырехклассных, так и шестиклассных прогимназий.

Согласно общей направленности контрреформы Устав 1871 г. увеличивал административную власть директоров гимназий, определяя их как «начальников» гимназий, и соответственно сокращал права педагогических советов. По сравнению с Уставом 1864 г. цель гимназий не изменялась и определялась, как предоставление юношеству, которое в них воспитывается, общего образования и одновременно его подготовка для поступления в университет и другие специальные учебные заведения. Как Устав 1864 г., так и Устав 1871 г. провозглашали социальный статус гимназии как элитарного учебного заведения, дававшего право его выпускникам поступать в университеты.

Хотя гимназии в целом выполняли свою задачу, их выпускники довольно легко продолжали свое образование в европейских странах (в Западной Европе получал высшее образование каждый седьмой российский студент), однако они подвергались многочисленным критикам со стороны общественности и родителей. Пожалуй, наиболее рельефно недостатки среднего образования были сформулированы в циркуляре к попечителям учебных округов от 8 июля 1899 г. нового министра Н.П. Боголепова (1898-1901) [1, С. 317].

Рассмотрим деятельность частных гимназий в исследуемый период по Российской Империи. Так в Иркутске в начале XX века в связи с нехваткой государственных гимназий стали открываться частные как мужские так и женские. К 1917 году их насчитывалось десять учреждений. Стоить отметить, что государственные гимназии составляли достаточную конкуренцию и были более доступными в ценовой политике. Поэтому что бы сохранить свою конкурентоспособность частные гимназии должны были предоставлять не просто хорошее образование, а лучшее. Базовая часть предметов в частных гимназиях была такой же как и в казенных, различалась вариативная часть и дополнительные курсы. Исходя из анализа деятельности частных гимназий, видно, что центром образовательного процесса было развитие личности обучающихся. Благодаря этому они достойно конкурировали с государственными гимназиями, выстраивая свою деятельность по новым, на тот момент, педагогическим идеям. В учреждениях создавались благоприятные условия, осуществлялся индивидуальный подход к обучающимся, учитывались интересы детей. Вариативная часть учебного плана подбиралась с учетом особенностей региональной экономики и запросами ранка труда [3].

В целом частное образование оказывало положительное влияние и его особенность хорошо выделил Н. Ленстрем, он писал, что частное образование не поглощает личность обучающегося, а открывает перед ним пути к личностному развитию. [11, С. 97].

В Смоленской губернии становление частного гимназического образования в разных уездах происходило по разному. Сначала открывались в больших поселениях, со временем в связи с ростом спроса и в поселениях поменьше. К 1915 году во всех уездах губернии всего было открыто 17 гимназий. Большую часть гимназий составляли женские [12].

Рассмотрим развитие гимназического образования в Москве. Первая частная гимназия была открыта в 1846 году. Со временем частное гимназическое образования получало все большее и большее распространение, этому способствовали различные факторы. Одним из самых весомых факторов была нехватка государственных гимназий, так же не маловажным фактором были условия обучения и качество предоставляемого образования. Проанализировав сословный состав нескольких гимназий таких как «Частная женская классическая гимназия З.Д. Перепелкиной», «Частная женская гимназия М.Г. Брюхоненко» можно сделать выводы, что к концу XIX века в частных гимназиях обучались привилегированные дети, то к началу XX века ситуация изменилась, и в гимназиях обучались выходцы из городских сословий, что свидетельствует о доступности и востребованности частного гимназического образования [9].

В Симферополе к 1905 году насчитывалось 9 частных гимназий. Рассмотрим частное мужское училище М.А. Волошенко которое в августе 1905 года было преобразовано в Симферопольскую частную мужскую гимназию М.А. Волошенко. В гимназии преподаватель все предметы инвариативной части учебного плана как и в казенных гимназиях. Так же преподавалось пение, музыка, а во внеурочное время проводились занятия физическими упражнениями. В гимназии проводились различные патриотические мероприятия, во внеурочное время совершались экскурсии по Крыму. Гимназия пользовалась всеми правами государственных гимназий, а также являлась своеобразным центром просвещения, воспитания и образования [21].

Отдельного внимания заслуживает процесс взаимодействия родителей и педагогических работников частных гимназий. При поступлении на обучение в частную гимназию с родителями сразу же строились отношения таким образом, что они несут такую же ответственность за обучение и воспитание своих детей, как и гимназия, и они должны принимать активное участи, быть союзниками в образовательном и воспитательном процессах [2].

Выводы. Исходя из вышеизложенного можно сделать выводы, что процесс становления развития частных гимназий происходил вместе с государственными. На протяжении исследуемого периода нормативно-правовая база постоянно развивалась и совершенствовалась. Большинство требований, предъявляемых к государственным гимназиям были обязательными и для частных. Стоит отметить, что в частных гимназиях применялись современные методы образования и воспитания, проводились экскурсии, они были открыты для экспериментов и новых педагогических идей. В них создавались благоприятные условия, осуществлялся индивидуальный подход к обучающимся, учитывались интересы детей. Вариативная часть учебного плана подбиралась с учетом особенностей региональной экономики и запросами ранка труда. Так же стоит отметить, что к началу XX века ситуация по сословному составу изменилась, и в гимназиях обучались выходцы из городских сословий, что свидетельствует о распространении частных гимназий и доступности образования. Положительным опытом частных гимназия является процесс взаимодействия родителей и педагогических работников частных гимназий.

Таким образом, частные гимназии исторически оказали положительное влияние на распространение новых педагогический идей и методик того времени, а также развитие системы образования в целом.

Литература:

1. Алешинцев, И. История гимназическаго образования в России (XVIII и XIX век) / И. Алешинцев. - Санкт-Петербург: издание О. Богдановой, 1912. - 346 с.

2. Баринова, Л.В. Становление опыта взаимодействия педагогов и родителей в частных гимназиях России в XIX веке / Л.В. Баринова // Контекстный подход как средство развития личности: сборник научных трудов. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2017. - С. 17-22.

3. Гаращенко, Л.В. Организация учебного процесса в частных гимназиях Иркутска в начале XX века / Л.В. Гаращенко // Педагогический имидж. - 2018. - № 1(38). - С. 7-16.

4. Гаращенко, Л.В. Организация учебного процесса в частных гимназиях Иркутска в начале XX века / Л.В. Гаращенко // Педагогический имидж. - 2018. - № 1(38). - С. 7-16.

5. Гач, О.Б. Развитие негосударственного общего начального образования в Западно-Сибирском учебном округе в конце XIX - начале XX вв / О.Б. Гач // Наука и современность. - 2010. - № 5-1. - С. 128-134.

6. Гибазова, Л.А. Развитие образования в Казани во второй половине XIX века: специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования": диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Гибазова Лилия Адгамовна. - Казань, 2003. - 204 с.

7. Гушель, Р.З. О подготовке гимназического Устава 1864 года / Р.З. Гушель // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2013. - № 6(15). - С. 149-166.

8. Дорожкина, Н.И. Контингент учащихся частных женских гимназий города Москвы (на примере гимназий З.Д. Перепелкиной (1880-1906 гг.) и М.Г. Брюхоненко (1906-1918 гг.)) / Н.И. Дорожкина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 3-2(29). -С. 84-89.

9. Егорова, М.В. Некоторые аспекты жизни ученических коллективов частных средних учебных заведений дореволюционного Урала / М.В. Егорова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2005. - № 7(47). - С. 42-46.

10. Ленстрем, Н. Новая учебная система (по вопросу, при каких условиях могут частные гимназии конкурировать с казёнными) / Н. Ленстрем // Журнал Министерства народного просвещения. - 1869. - Ч. CXLII. - Апрель. - Отд. 3. -С. 51-97.

11. Макова, Е.Н. Развитие женского частного гимназического образования в смоленской провинции XIX - начала XX века / Е.Н. Макова // Известия Смоленского государственного университета. - 2017. - № 2(38). - С. 276-285.

12. Мащенко, Т.А. Русская классическая гимназия во второй половине XIX века (на материалах Среднего Поволжья): дисс... канд. ист. наук: 07.00.02 Самарский гос. пед. ун-т. - Самара, 2000. - 159 с.

13. Перцев, В.В. Развитие гимназического образования в Орловской губернии с 1874 по 1917 год / В.В. Перцев // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2014. - № 3. - С. 1-5.

14. Пилосян, М.К. К истории гимназии Э.П. Шаффе / М.К. Пилосян // Russian Colonial Studies. - 2020. - Т. 5. - № 1. -С. 35-54.

15. Романенчук, К.В. К вопросу об исследовании истории частных учебных заведений в России в XVIII - начале XX века / К.В. Романенчук // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2011. - № 8. - С. 75-82.

16. Романенчук, К.В. К истории частных женских гимназий начала XX века в России / К.В. Романенчук // Герценовские чтения-2015. Актуальные проблемы русской истории : Сборник научных и учебно-методических трудов, Санкт-Петербург, 24 апреля 2015 года / Кафедра русской истории, факультет социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Герценовский университет). - Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью "ЭлекСис", 2016. - С. 118-122.

17. Романенчук, Н.В. История создания гимназии М.Н. Стоюниной / Н.В. Романенчук // Специфика педагогического образования в регионах России. - 2015. - № 1. - С. 23-24.

18. Руденко, И.В. Частные школы Самарской губернии начала ХХ века как инновационная форма образования / И.В. Руденко, Д.А. Писаренко // Карельский научный журнал. - 2015. - № 1(10). - С. 60-62.

19. Смотрова, И.В. Становление и развитие гимназического образования в России в XIX - начале XX вв. (на материалах Саратовской губернии): специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Смотрова Ирина Викторовна. -Саратов, 2003. - 24 с.

20. Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения, высочайше утвержденный 19 ноября 1864 г. ПСЗРИ. - Санкт-Петербург, 1867. - Собр. 2. - Отд. 2. - Т. ХХХ1Х. - С. 167-179.

21. Шелягова, А.А. Симферопольская частная мужская гимназия М. Волошенко: историко-педагогический аспект / А.А. Шелягова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-1. - С. 367-373.

22. Ялалов, Ф.Г. Становление и развитие национального гимназического образования: специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования": диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Ялалов Фарит Габтелович. - Казань, 2001. - 460 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Береснев Андрей Анатольевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

студент Бекирова Земине Серверовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается применение в процессе изучения английского языка интерактивных методов обучения. Изучается вопрос интерактивности как способа повышения мотивации обучающихся вуза. Подчёркивается влияние интерактивных методов на результативность образовательного процесса. Описываются характерные черты и особенности интерактивного образования. Перечисляются некоторые интерактивные формы, которые активно используются во время занятий иностранным, в частности английским, языком. Отмечается усиление индивидуального подхода в современном образовании. Упоминается динамичность и постоянное развитие системы образования.

Ключевые слова: интерактивные методы, мотивация, эффективность обучения, английский язык, учебный процесс. Annotation. The article discusses the use of interactive teaching methods in the process of learning English. The issue of interactivity as a way to increase the motivation of university students is being studied. The influence of interactive methods on the effectiveness of the educational process is emphasized. The characteristic features and peculiarities of interactive education are described. Some interactive forms that are actively used during foreign language classes, in particular English, are listed. The

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.