О.А. МОНЯКОВА, кандидат исторических наук, директор Ковровского историко-мемориального музея г. Ковров, Владимирская область), старший научный сотрудник Центра изучения региональной казуальной истории Шуйского государственного педагогического университета
Тел. (49232) 2-18-15;8-915-754-98-52; museum-kovrov@mail.ru
СВЕТСКОЕ И ДУХОВНОЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПРОВИНЦИИ В 1861-1917 гг.
Статья представляет первую в отечественной историографии попытку построения комплексной модели практической организации среднего образования в российской провинции, как светского, так и духовного. Анализ ведется методом сравнения степени участия всех общественных структур в организации среднего образования в провинции - правительства, земства, Православного ведомства, частных лиц и обществ.
Ключевые слова: светское среднее образование, духовное среднее образование, провинция, образовательное пространство, гимназия, земство.
Наша страна уже много лет находится в стадии непрекращающихся поисков и экспериментов в области образования, в том числе и среднего, и в настоящее время российское общество вновь готовят к грядущим реформам образовательной системы. В контексте сложившейся ситуации можно говорить о существующих противоречиях между желанием возродить лучшие традиции российской школы и непониманием сущности, в частности, дореволюционного образования. Все вышесказанное объясняет необходимость обращения к историческому опыту, в том числе и к опыту организации среднего образования в дореволюционной России.
История становления и развития среднего образования в Российской империи, хоть и в меньшей степени, чем начальное народное образование [ 13, с. 161-170], но становилась предметом исследований дореволюционной, советской и современной историографии. При этом во всех трех периодах ситуация анализировалась на общероссийском уровне, и в большей степени в контексте отношения к ней правительственных органов с уклоном на политический аспект [1; 2; 3; 4; 7; 8; 10; 15]. Рассматривалось главным образом положение в области светского среднего образования, а среднее духовное образование исследовалось изолированно от общей системы среднего образования. Фактически отсутствуют комплексные исследования практического состояния среднего образования в провинции, как светского, так и духовного, кто и в какой степени занимался его организацией и финансированием и как оно в совокупности влияло на культурно-образовательное пространство региона.
До некоторой степени данная статья имеет целью восполнить указанный историографический пробел. Предметом исследования является ситуация со средним образованием в российской провинции в исторический отрезок между реформами 1860-х гг. и 1917 г. При этом рассмотрение будет происходить в плане сравнения степени участия всех общественных структур в организации среднего образования в провинции - правительства, земства, Православного ведомства, частных лиц и обществ. Мы попытаемся выстроить некую модель организация среднего образования
© О. А. Монякова
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
в отдельно взятой губернии Российской империи, например Владимирской, которую по многим параметрам ее развития можно отнести к среднестатистическим губерниям европейского центра России. Параллели с другими губерниями позволят выявить типичное и особенное исследуемого процесса.
Целенаправленное открытие гимназий в России началось с 1804 г., когда гимназия как среднее учебное заведение, дающее возможность поступить в университет, появилась почти в каждом губернском городе. Не был исключением в этом плане и город Владимир, в котором в 1 807 году Главное народное училище, открытое в 1786 г., было преобразовано в мужскую гимназию1.
Многие исследователи характеризуют 1860-е гг. как «яркую страницу в истории педагогики России» [9, с. 246). В 1856 г. началась разработка нового гимназического Устава, который был введен в 1864 г. Его подготовка сопровождалась широкой гласностью в обсуждении нужд и путей преобразования средней школы [10, с. 330]. По новому Уставу целью гимназий становилось общее образование, не предусматривающее сословных, национальных, вероисповедальных ограничений. Устав определял три типа средней школы: классическая гимназия с двумя древними языками; классическая гимназия с одним латинским языком; реальная гимназия, в которой языки не преподавались, но были введены курсы математики, естествознания, физики, новых иностранных языков. Устав разрешал преобразовывать существующие гимназии с учетом местных потребностей.
До 1873 г. во Владимирской губернии функционировало одно светское среднее учебное заведение - мужская губернская казенная гимназия. С этого года можно говорить о следующем этапе в развитии светского среднего образования в губернии, так как учебные заведения открываются уже не только в губернском Владимире (женская гимназия)2 , но и в некоторых уездных городах: в Пе-реславле-Залесском - женская прогимназия3, в Шуе - женская и мужская прогимназии4, в крупном промышленном центре Шуйского уезда Иваново-Вознесенске - реальное училище5. С 1873 г. женская прогимназия появилась в г. Вязники6 , в Муроме в 1875 г. открылось реальное училище7.
Подобный всплеск заинтересованности местного сообщества в среднем образовании объясняется несколькими причинами. Во-первых, необ-
ходимость развития на местах среднего образования была детерминирована самой жизнью и теми процессами модернизации, которые протекали в тот период в России и постепенно достигали ее периферии. Во-вторых, вследствие этих самых процессов на культурно-образовательном пространстве Российской империи появился дополнительный источник его развития и, самое главное, финансирования - земства, которые к этому времени уже вполне освоили новый для себя вид деятельности и осознали необходимость расширения и совершенствования образовательной системы. А в-третьих, учитывая, что одной из характеристик провинциальной жизни является «вторичность идей» в любой сфере жизнедеятельности [6, с. 10], побудительный характер для провинции носила деятельность правительственных структур в области среднего образования и издаваемые ими конкретные распоряжения и циркуляры. Так, 27 ноября 1872 г. император Александр II издал распоряжение о сборе сведений, «в каких городах необходимо учредить прогимназии», что в конечном итоге и послужило толчком к массовому открытию средних учебных заведений в провинции, в т.ч. и в интересующей нас Владимирской губернии. Аналогичный пример мы находим и в Орловской губернии [ 14].
Из присланных на запрос владимирского губернатора в связи с императорской директивой ответов можно сделать вывод о состоянии среднего светского образования во Владимирской губернии на тот момент и об отношении городских сообществ к этой проблеме, а также о том, что мешало ее эффективному решению. В первую очередь следует отметить, что только 8 из 12 уездных городов (исключая Владимир) дали ответ на запрос губернатора и губернского земства, остальные четыре (Гороховец, Меленки, Муром и Покров) к обсуждению поставленной задачи даже не приступали, при этом Судогодская и Суздальская городские управы ответили однозначно и категорично
об отсутствии средств для открытия в этих городах средних учебных заведений8. Некоторые действия к открытию в своих городах прогимназий предприняли Ковровское, Александровское и Юрьевское городские самоуправления, которые на тот момент не получили положительного завершения9.
Пионерами движения по открытию средних учебных заведений первоначально в формате прогимназий стали такие города Владимирской губер-
нии как Переславль-Залесский (женская прогимназия в 1873 г.)10 и Вязники. В последнем было найдено неординарное решение для данной проблемы: открывшаяся в 1873 г. женская прогимназия содержалась «на сборы с купцов»11. А впереди всех «шагала» уездная Шуя, в которой удачным образом соединились инициатива уездного земства и желание местных весьма состоятельных предпринимателей давать своим детям среднее образование в родном городе [16, с. 25-28].
Дальше в процессе развития среднего образования во Владимирской губернии наступил длительный перерыв, прервавшейся только в начале ХХ в., когда по всей Российской империи отмечается интенсивный рост средних учебных заведений. По данным 1891 г., во Владимирской губернии функционировали все те же 1 0 средних учебных заведений, открытые еще в 1873-1876 гг.12. Таким образом, почти три десятилетия до начала ХХ в. в развитии среднего образования во Владимирской губернии наступает период «затишья», который можно объяснить несколькими факторами, в ряду которых как внешние, так и внутренние. К внешним обстоятельствам следует отнести общий реакционный курс правительства в области среднего образования, начавшийся после 1866 г. и продолжавшийся около 30 лет вплоть до середины 1890-х гг., который не мог не оказать сдерживающего влияния на развитие среднего образования в российских провинциях. Но полагаем, что значительнее здесь были обстоятельства внутреннего характера, а именно финансовые возможности городов, позиция местных городских самоуправлений в отношении необходимости развивать среднее образование, уровень взаимодействия последних со своими земствами и степень развития частной инициативы, исходящей от местных предпринимателей.
Новый подъем в развитии среднего образования в России констатируется исследователями проблемы всех трех историографических периодов с конца 1890-х гг. В силу отставания всех событий и явлений в своем развитии в провинции от центра [ 12] до периферии эта волна докатилась только во второй половине первого десятилетия ХХ в. Примером сказанному является выбранная нами Владимирская губерния, в которой развитие среднего светского образования в отмеченный завершающий период протекало в двух направлениях: открытие новых учебных заведений и реформиро-
вание уже имевшихся прогимназий в полноценные гимназии с полным курсом классического среднего образования. В Вязниках имевшаяся женская прогимназия в 1 908 г. преобразована в гимна-зию13, в 1912 г. открыта мужская гимназия14. Подобная же ситуация просматривается и в Пере-славле-Залесском, где в 1905 г. уже имевшаяся женская прогимназия стала гимназией15, а в 1912 г. открыта еще и мужская гимназия16. В Гороховце в 1 907 г. открыта женская прогимназия, преобразованная в 1911 г. в гимназию17. В Коврове становление среднего образования началось с открытия в 1907 г. частного реального училища инженером местных железнодорожных мастерских Никольским, которое с 1 91 0 г. взял на свое попечение город18. В 1906 г. здесь открылась также женская прогимназия, преобразованная позднее в полноценную гимназию19. Обзавелись собственными средними учебными заведениями также города Александров20, Суздаль21, Покров22. По данным всеподданнейшего отчета владимирского губернатора, в 1912 г. в губернии было 37 средних учебных заведений общего образования, из них
7 мужских и 1 5 женских гимназий, 2 мужские и 4 женские прогимназии, 3 смешанные прогимназии и 6 реальных училищ23.
Таким образом, в процессе развития средней светской школы во Владимирской губернии отчетливо просматриваются следующие этапы: 1 ) начальный - с 1807 по 1873 г., когда функционировало только одно среднее учебное заведение в губернском городе; 2) 1873-1876 гг. - появление средних учебных заведений в уездных городах; 3) 1876 г. -вторая половина 1910-х гг. - период «затишья», когда не открылось ни одно учебное заведение; 4) со второй половины 1 91 0-х гг. до 1 91 7 г. - массовое открытие средних учебных заведений различных типов.
Для сравнения: В.В. Перцев, посвятивший свою диссертацию кандидата педагогических наук проблеме развития среднего образования в Орловской губернии, констатируют фактически аналогичную ситуацию. Период «затишья» с начала 1870-х гг. до начала ХХ в. также отчетливо просматривается в процессе становления среднего светского образования в Орловской губернии [ 14].
Исследователи общероссийской ситуации на среднем образовательном поле, как правило, привязывают эту периодизацию к общественно-политической обстановке в империи, беря за основу
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
политику правительства в области среднего образования [3; 8; 15]. С учетом данного критерия после 1861 г. выглядит она так: до 1866 г. - период гласности и участия общественности в деле среднего образования; с 1 866 г. после выстрела Ф. Каракозова в царя в стране начинается период реакции, который не минул среднюю школу. Здесь пери-
од политического давления задержался до 1901 г., когда был пересмотрен Устав 1871 г., а в гимназию был открыт доступ всем сословиям [11, с. 334].
А теперь представим динамику изменений числа средних учебных заведений в России в целом и в двух губерниях, Владимирской и Орловской, в виде сравнительного графика24.
Количество гимназий и прогимназий
о
00
о
00
к
о
ф
т
Л
1400
1300
1200
1100
1000
900
800
700
600
500
400
300
200
100
0
І 80 1
96
123
136
167
.• 196
128:
37
33
1” 7
1861 1866 1871 1876 1881 1886 1891 1896 1901 1906 1911 1916
год
• Россия
-Владимирская Губерния ---------Орловская губерния
Из графика видно, что общероссийская ситуация в среднем образовании с почти 30-летним периодом реакции не могла не проявиться в провинции. Только если на общегосударственном образовательном пространстве все же наблюдается хоть и снизившийся, но все же рост средних учебных заведений, как мужских, так женских и реальных, то на периферии этот рост практически отсутствовал, а после 1876 г. прекратился совсем
до начала ХХ в. Общий прирост средних учебных заведений обеспечивали, скорее всего, две российские столицы и крупнейшие города, к которым ни Орел, ни Владимир, ни ряд подобных им городов отнести нельзя. При этом губернии, выбранные нами для сравнения, отличаются по своим экономическим характеристикам: Владимирская относится к промышленным губерниям европейского центра России, а Орловская - к сельскохозяйствен-
ным губерниям российского Черноземья. Тем не менее алгоритм развития среднего образования в них практически одинаков. Это позволяет сделать вывод о преобладающем влиянии местных факторов, таких как экономические возможности регионов, взаимодействие городских и земских органов самоуправления, уровень развития частной инициативы, над общегосударственными тенденциями, связанными с политическим курсом правительства, хотя провинция одновременно и не выходила за жесткие рамки правительственных циркуляров.
Механизм открытия среднего учебного заведения был типичен практически для всех уездных городов. Пример Владимирской губернии показывает, что в основном сложилось два характерных пути появления в уездном городе среднего учебного заведения. Первый - это открытие частным лицом по своей инициативе и на свои средства учебного заведения с последующей передачей его на содержание общества или казны. Подобные примеры мы находим и в губернском городе Владимире, где частная мужская гимназия П.В. Смирнова в 1 91 4 г. была передана на содержание Владимирскому обществу распространения образования25, и в уездном Коврове, в котором частное реальное училище инженера И.Н. Никольского перешло в ведение городской управы [5, с. 25-26] и др. Причина смены «организационно-правовой формы» учебного заведения во всех случаях была одна -отсутствие у частного лица финансовых возможностей в дальнейшем содержании гимназии или реального училища. И, как правило, только активная обеспокоенность родительской общественности судьбой своих детей заставляла городские власти принимать решения о сохранении среднего учебного заведения, которое являлось тяжелым бременем для скромных бюджетов небольших уездных городов.
Второй путь появления в уездном городе среднего учебного заведения связан уже с инициативой самих городских самоуправлений. Но процесс начинался только там, где от земства были получены гарантии софинансирования будущего учебного заведения. И почти всегда учебное заведение открывалось поначалу в той форме, которая требовала меньших финансовых затрат, но на первое время частично решала проблему с получением среднего образования в данном городе и уезде. Это были прогимназии или учебные заведения
2-го разряда смешанного типа. Характерным в этом плане является пример города Покрова Владимирской губернии, механизм появления полноправного среднего учебного заведения в котором можно считать типичным для небольшого уездного города: 25 мая 1908 г. - обращение Покровской городской управы к Покровской уездной земской управе с предложением содействовать открытию в г. Покрове среднего учебного заведения; 27 августа 1908 г. - постановление Покровской Городской думы - ходатайствовать об открытии в г. Покрове 5-классной смешанной прогимназии; 24 сентября 1908 г. - постановление Покровского уездного земского собрания о назначении ежегодного пособия в 2000 руб.; 31 августа 1909 г. - разрешение министра народного просвещения открыть в г. Покрове частное учебное заведение 2 разряда для детей обоего пола; 2 декабря 1 909 г. - постановление Владимирского губернского земского собрания о назначении ежегодной субсидии в 2000 рублей; 1 7 сентября 1 91 0 г. - постановление Чрезвычайного собрания Покровской Городской думы о переименовании смешанного учебного заведения в г. Покрове в женскую гимназию; 18 июля 1911 г. - получено разрешение открыть в г. Покрове женскую гимназию; 22 сентября 1911 г. - торжественное открытие Покровской женской гимназии2 6.
Из представленной схемы видно, что только после изыскания всех финансовых источников содержания городское общество предпринимало шаги к дальнейшему совершенствованию формы учебного заведения. Обращает на себя внимание крайняя растянутость этого процесса во времени, в нашем случае - 3 года. Это вызвано бюрократическим характером механизма функционирования самих органов местного самоуправления в России. Решения принимались земскими собраниями или Городскими думами, которые собирались чаще всего один раз в год и реже - на чрезвычайные заседания.
В конечном итоге пример Владимирской губернии показывает, что к 1917 г. сложился практически общий для всех светских средних учебных заведений порядок их финансового содержания: пособия от губернского и уездного земств, городского общества и плата за обучение как обязательные источники, и некоторые получали еще содержание от казны. Суммы варьировались и зависели от формы сложившихся взаимоотношений го-
рода с уездным земством или с губернской земской управой, но в бюджетах учебных заведений практически всех городов просматривается одна общая особенность - высокая доля родительской платы за обучение в их структуре. Приведем для примера несколько сметных раскладок на 1917 г. Доходная часть бюджета Вязниковской женской гимназии выглядела так: казна - 5000 руб., пособие от губернского земства - 2000 руб., от уездного земства - 12 000 руб., от города - 4000 руб., плата за обучение - 31 000 руб.27; Переславской мужской гимназии: казна - 26 729-99 руб., город -4955-65 руб., плата за обучение - 20 540-00 руб.28; аналогичные источники поступления денежных средств наблюдаются и в Иваново-Вознесенском реальном училище: казна - 30 620 руб., городское общество - 55 308-52 руб. и плата за обучение -24 190 руб.29.
Таким образом, к 1917 г. практически все уездные города Владимирской губернии «обзавелись» собственными средними светскими учебными заведениями.
Духовные учебные заведения заполняли большой сегмент образовательного пространства российской провинции, в том числе и в среднем образовании. Хотя сразу следует отметить, что доля их в начальной школе была на порядок выше, чем в средней. Это отчетливо просматривается на примере все той же Владимирской губернии, где в 1912 г. на 37 средних учебных заведения было только 2 духовных: Владимирская духовная семинария и Владимирское епархиальное женское
училище. Оба заведения находились в губернском городе30. Духовная семинария открылась еще в 1750 г., а вот женское епархиальное училище появилось в 1864 г.3 *. В целом по России в 1914 г. было 58 духовных семинарий и 80 епархиальных женских училищ при 508 мужских гимназиях, 319 реальных училищ и 991 женской гимназии [11, с. 6-8]. Как видим, соотношение типично для всего образовательного пространства страны.
Главной целью средних духовных учебных заведений оставалась подготовка пастырей для Церкви, но модернизация российской жизни в 1860-е гг. поставила перед ними еще одну задачу - педагогическую. Особенно это касалось женских учебных заведений, которые стали чуть ли не основным «поставщиком» кадров для начальной школы. Земства, как известно, также с самого начала своей деятельности в сфере образования озаботились вопросом подготовки кадров для народной школы, в частности Владимирское губернское земство в 1875-1876 гг. открыло соответственно во Владимире - женскую учительскую семинарию, а в заштатном городе Киржаче Покровского уезда - мужскую учительскую семинарию32. Активно поставляли кадры для начальной школы и гимназии, особенно женские. Представленная ниже таблица, составленная по данным земской статистики, показывает долю участия в подготовке учительских кадров для начальной школы во Владимирской губернии различных типов учебных заведений33.
Таблица 1 - Преподавательский состав начальных училищ Владимирской губернии в 1898 году (без законоучителей)
Тип учебного заведения Кол-во учителей В % к общему числу
Всего преподавателей, в т.ч. 920 100
мужчин 419
женщин 501
Епархиальное женское училище 182 19,8
Духовное училище 17 1,8
Духовная семинария 167 18,1
Прогимназия и гимназия 265 28,8
Городское и уездное училище 37 4
Учительская семинария 203 22,1
Институт 19 2,1
Профессиональное учебное заведение 7 0,8
Домашнее образование 23 2,5
Из таблицы видно, что основными «поставщиками» преподавательских кадров в народную школу являлись: женское епархиальное училище; духовная семинария; прогимназии и гимназии; учительская семинария. При сложении вместе доли светских и духовных средних учебных заведений получается у светских - 50,9, духовных - 37,9. А если учесть, что в 1898 г. в губернии функционировало 11 светских средних учебных заведений и только 2 духовных, то вклад учебных заведений духовного ведомства в развитие образовательного пространства региона будет выглядеть гораздо весомее. Мы не берем в расчет выпускников средних учебных заведений из других губерний, так как их процент незначителен и степень девиантности в данном случае невелика.
Содержание среднего образования, как светского, так и духовного, не является предметом нашего рассмотрения. Мы проанализировали динамику заполнения образовательного пространства
среднестатистической российской губернии средними учебными заведениями светского и духовного типа и факторы, влиявшие на алгоритм данного процесса. Проведенное исследование позволяет сделать выводы:
• О преобладающем влиянии местных экономических и социокультурных факторов над общегосударственными тенденциями, связанными с политическим курсом правительства, хотя при этом провинция жестко следовала в фарватере правительственных циркуляров.
• О превалирующей роли земства и частного капитала в развитии светского среднего образования в провинции.
• И, наконец, о значительном вкладе духовных средних учебных заведений в развитие образовательного пространства провинции, и в частности в подготовку преподавательских кадров для начальной народной школы.
Примечания
1 Государственный архив Владимирской области. Путеводитель. - Владимирское книжное издательство, 1959. - С. 45.
2 Государственный архив Владимирской области (далее - ГАВО). Ф. 14. Оп. 3. Д. 210.
3 ГАВО. Ф. Р-1045. Оп. 3. Д. 28.
4 ГАВО. Ф. 14. Оп. 6. Д. 991. Л. 45.
5 Там же. Л. 47.
6 ГАВО. Ф. Р-1045. Ф. 3. Д. 24.
7 ГАВО. Ф. 379. Оп. 1. Д. 136. Л. 108-119.
8 Владимирские губернские ведомости. 1873. № 8.
9 Там же.
10 ГАВО. Ф. Р-1045. Оп. 3. Д. 28.
11 ГАВО. Ф. Р-1045. Оп. 3. Д. 21.
12 Сост. по: ГАВО. Ф. 14. Оп. 4. Д. 603; Ф. Р-1045. Оп. 3. Д. 21; Чернов Г.И. Страницы прошлого (Из истории
дореволюционной школы Владимирской губернии). - Владимир, 1970.
13 ГАВО. Ф. Р-1045. Оп. 3. Д. 21. Л. 4.
14 ГАВО. Ф. 40. Оп. 1. Д. 21841.
15 ГАВО. Ф. Р-1045. Оп. 3. Д. 27.
16 Там же. Д. 28.
17 ГАВО. Ф. Р-1045. Оп. 3. Д. 19. Л. 3.
18 ГАВО. Ф. Р-1045. Оп. 3. Д. 24.
19 Владимирец. 1906. № 39. 14 сентября.
20 ГАВО. Ф. 40. Оп. 1. Д. 20934. Л. 1-10.
21 ГАВО. Ф. 397. Оп. 1. Д. 387.
22 ГАВО. Ф. 397. Оп. 1. Д. 391. Л. 10-16.
23 ГАВО. Ф. 14. Оп. 4. Д. 3551. Л. 16.
24 Сост. по: Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века. - М.: Госучпедгиз, 1954. - С. 77, 100, 101; Латышина Д.И. История педагогики и образования. - М.: Гардарики, 2007. - С. 331, 335; Сучков И.В. Социальный и духовный облик учительства России на рубеже ХІХ-ХХ веков //Отечественная история. - 1995. - № 1. -С. 64; Чернов Г.И. Страницы прошлого (Из истории дореволюционной школы Владимирской губернии). - Владимир, 1970; ГАВО. Ф. 14. Оп. 4. Д. 603, Д. 3551. Л. 16; Перцев В.В. Развитие гимназического образования в русской провинции второй половины XIX - начала ХХ века (на материалах Орловской губернии). Автореферат дис. ... к. пед. н. - Елец, 2006.
25 ГАВО. Ф. 14. Оп. 4. Д. 4017.
26 Печ. по: История возникновения в г. Покрове женской и мужской гимназий. Сост. Директор Покровской гимназии А. Захаров. - Владимир на Клязьме: Типолитография губернской земской управы, 1915.
27 ГАВО. Ф. Р-1045. Оп. 3. Д. 21. Л. 4.
28 ГАВО. Ф. Р-1045. Оп. 3. Д. 27. Л. 6 об.-7.
29 ГАВО. Ф. Р-1045. Оп. 3. Д. 22. Л. 2-2об.
30 ГАВО. Ф. 14. Оп. 4. Д. 3551. Л. 16; Оп. 8. Д. 266. Л. 26об.
31 Государственный архив Владимирской области. Путеводитель. - Владимирское книжное издательство, 1959. - С. 54.
32 Там же. С. 46.
33 Подсчитано автором по: Сборник статистических и справочных сведений по народному образованию по Владимирской губернии. Вып. II. Статистические данные о всех школах по Владимирской губернии за 1897-98 гг. - Изд-во Владимирской Губернской управы. Владимир на Клязьме: Типолитография Губернской управы, 1900. - С. 18-288.
Библиографический список
1. Алешинцев И.А. История гимназического образования в России (XVIII-XIX вв.). - СПб., 1912. - С. 346.
2. Вессель Н. Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России / Сост.: проф.
В .Я. Струминский. - М.: Госучпедгиз, 1959. - 319 с.
3. Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1954. - 303 с.
4. Зейфман Н.В. Среднее образование в системе контрреформ 1880-х годов. - Автореф. дис. ... канд. ист. н. - М., 1973.
5. Зудина И.Н. Народное образование в Коврове. - Ковров: Знамя труда, 2005. - 114 с.
6. Иванов Ю.А. Уездная Россия: местные власти, церковь и общество во второй половине XIX - начале ХХ в. -
Иваново: Издательство «Ивановский государственный университет», 2003 - 268 с.
7. Камоско Л.В. Политика правительства в области среднего образования в 60-70-х годах XIX века (гимназии, реальные училища). - Автореф. дис. ... канд. ист. н. - М., 1970.
8. Константинов Н.А. Очерки по истории средней школы (гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской революции 1917 года). - М., 1956.
9. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). Учеб. пособие. - М.: Гар -дарики, 2002. - 603 с.
10. Латышина Д.И. История педагогики и образования. - М.: Гардарики, 2007. - 526 с.
11. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России в 1900-1917 годах. - М.: Мысль, 1981. - 285 с.
12. Монякова О. А. Партийно-политическая жизнь российской провинции и думские предвыборные кампании (19061914 гг.). - Дис. ... канд. ист. наук. - Иваново, 2004.
13. Монякова О. А. Церковь и земство в формировании уездного образовательного пространства: историография вопроса // Федерализм. - 2009. - № 4.
14. Перцев В.В. Развитие гимназического образования в русской провинции второй половины XIX - начала ХХ века (на материалах Орловской губернии). - Автореф. дис. ... канд. пед. н. - Елец, 2006.
15. Смирнов В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1951. - 311 с.
16. Ставровский Е.С. Шуйское купечество и классическое образование в Шуе // Провинциальный анекдот. Чтения по региональной казуальной истории. Вып. VII. - Шуя, 2010. - С. 25-28.
O.A. MONYAKOVA
SECULAR AND RELIGIOUS SECONDARY EDUCATION IN THE PROVINCE
IN THE YEARS 1861-1917
The article presents the first in the national historiography attempt to construct an integrated model for the practical organization of secondary education in the Russian province of both secular and spiritual. The analysis is conducted by comparing the degree of participation of all social structures in the organization of secondary education in the province - the government, zemstva Orthodox authorities, individuals and societies.
Key words: secular secondary education, spiritual secondary education, province, educational space, a gymnasium, zemstvo.