Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СРЕДОВОЙ ПОДХОД / ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / INTERACTIVE LEARNING ENVIRONMENT / ENVIRONMENTAL APPROACH / DIALOGIC LEARNING / PROFESSIONAL CULTURE / PROFESSIONAL COMPETENCES / PROFESSIONAL EDUCATION / FOREIGN LANGUAGE TEACHING TO NON-LINGUISTIC STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меньшенина Светлана Григорьевна, Кошарская Екатерина Викторовна

Цель данной статьи разработать проблему организации интерактивной среды как необходимого условия успешного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей, а также выявить эффективные технологии, способствующие ее формированию. Формирование интерактивной среды реализуется в процессе обучения английскому языку путем использования форм, методов, технологий введения содержательного материала, приближающего процесс обучения к будущей профессиональной деятельности студентов и имитирующего ее возможные коммуникативные ситуации. Теоретический анализ проблемы подтвердил необходимость применения диалогового обучения, обеспечивающего межличностную коммуникацию. С этой целью было разработано пособие «Коммуникативные технологи в обучении английскому языку. Dialogue Toolkit». Для того чтобы убедиться в результативности обучения иностранному языку по разработанному пособию, был проведен эксперимент. Выводы исследования подтверждают гипотезу о том, что интерактивная образовательная среда является необходимым условием успешного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меньшенина Светлана Григорьевна, Кошарская Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A NECESSARY CONDITION FOR SUCCESSFUL TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The goal of this article is to exploit the problem of organizing an Interactive Learning Environment (ILE) as an essential means for successful foreign language teaching to non-linguistic students, as well as to identify effective practical tools of its forming. ILE is implemented in the process of the English language teaching by introducing course materials in forms, methods and techniques that can resemble future professional activity and imitate eventual communicative situations. Theoretical analysis of the problem revealed the sufficient potential of dialogic learning in the way of interpersonal communication. With this purpose a training manual “Communicative Technologies In Teaching Foreign Languages. Dialogue Toolkit” was developed. To prove the effectiveness of applied teaching strategy a rating evaluation experiment was conducted. The conclusions made in the course of the investigation support the hypothesis that ILE is an essential tool for successful foreign language teaching to non-linguistic students.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

7. Мелешкина, М.С. Особенности понимания и осознанного чтения художественных текстов младшими школьниками с умственной отсталостью / М.С. Мелешкина // Вестник ВЭГУ. Уфа: Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ). 2017. № 4 (90). С. 158-162.

8. Мелешкина, М.С. Проблема развития навыков смыслового чтения как компонента функциональной грамотности у младших школьников с умственной отсталостью / М.С. Мелешкина // Актуальные проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального и инклюзивного образования. Сборник трудов Международного научно-практического семинара. Киров: МЦИТВО, 2020. С. 94-98.

9. Низенькова, М.Г. Разбираемся в терминологии. Чтение : смысловое, продуктивное, функциональное [Электронный ресурс] / М.Г. Низенькова // Корпорация «Российскй учебник». Режим доступа: https://is.gd/Himhqx

10. Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы [Электронный ресурс] / Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Читательская грамотность // Министерство Просвещения РФ; Институт стратегии развития образования Российской Академии образования. Режим доступа : https://is.gd/UbDcEC

11. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов [Электронный ресурс] / Под общей ред. Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. - Самара: СИПКРО, 2019. 68 с. Режим доступа: https://is.gd/HFJ74y

12. Формирование функциональной грамотности - одна из основных задач ФГОС [Электронный ресурс] / Институт стратегии развития образования Российской Академии образования. 2019. Режим доступа: https://clck.ru/NZVDp

13. Цукерман, Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы для обсуждения [Электронный ресурс] / Г.А. Цукерман. М.: РАО ИСИМО ООКИОО, 2010. Режим доступа: https://is.gd/H8x2mV

14. Шаринец, Н.С. Этапы коррекционно-педагогической работы по формированию функциональной грамотности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью / Н.С. Шаринец, Т.В. Варенова // Вестник Мазарского педагогического университета. 2015. № 2 (46). С. 101-108.

15. PISA 2018. Draft Analytical Frameworks // OECD [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://is.gd/YMTaOK

16. http://www.pirls.org/

17. https://wordscloud.pythonanywhere.com/

Педагогика

УДК 378.4

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Меньшенина Светлана Григорьевна

Самарский государственный технический университет (г. Самара);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации Кошарская Екатерина Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (г. Самара)

ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО

ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Цель данной статьи разработать проблему организации интерактивной среды как необходимого условия успешного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей, а также выявить эффективные технологии, способствующие ее формированию. Формирование интерактивной среды реализуется в процессе обучения английскому языку путем использования форм, методов, технологий введения содержательного материала, приближающего процесс обучения к будущей профессиональной деятельности студентов и имитирующего ее возможные коммуникативные ситуации. Теоретический анализ проблемы подтвердил необходимость применения диалогового обучения, обеспечивающего межличностную коммуникацию. С этой целью было разработано пособие «Коммуникативные технологи в обучении английскому языку. Dialogue Toolkit». Для того чтобы убедиться в результативности обучения иностранному языку по разработанному пособию, был проведен эксперимент. Выводы исследования подтверждают гипотезу о том, что интерактивная образовательная среда является необходимым условием успешного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей.

Ключевые слова: Интерактивная образовательная среда, средовой подход, диалоговое обучение, профессиональная культура, профессиональные компетенции, обучение иностранным языкам студентов неязыковых специальностей.

Annotation. The goal of this article is to exploit the problem of organizing an Interactive Learning Environment (ILE) as an essential means for successful foreign language teaching to non-linguistic students, as well as to identify effective practical tools of its forming. ILE is implemented in the process of the English language teaching by introducing course materials in forms, methods and techniques that can resemble future professional activity and imitate eventual communicative situations. Theoretical analysis of the problem revealed the sufficient potential of dialogic learning in the way of interpersonal communication. With this purpose a training manual "Communicative Technologies In Teaching Foreign Languages. Dialogue Toolkit" was developed. To prove the effectiveness of applied teaching strategy a rating evaluation experiment was conducted. The conclusions made in the course of the investigation support the hypothesis that ILE is an essential tool for successful foreign language teaching to non-linguistic students.

Keywords: Interactive learning environment, environmental approach, dialogic learning, professional culture, professional competences, professional education, foreign language teaching to non-linguistic students.

Введение. Модернизация высшего образования в России требует повышения уровня профессиональной подготовки будущих специалистов в соответствии с актуальными социально-экономическими запросами в нашей стране и в мире в целом. Следовательно, одна из приоритетных образовательных задач вуза

обеспечить подготовку выпускников, обладающих не только профессиональными компетенциями, но и конкурентоспособными личностными качествами. Одним из факторов, обеспечивающих повышение уровня языковой подготовки будущих специалистов, составляющей вышеупомянутых характеристик выпускника, является организация интерактивной образовательной среды. Полагаем, что интерактивная образовательная среда может являться важным ресурсом для успешного обучения студентов неязыковых специальностей иностранному языку и будет способствовать повышению качества их языковой подготовки. В связи с этим возникает необходимость в выборе и использовании эффективных технологий, форм и методов для ее организации в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей.

Изложение основного материала статьи. В первую очередь, рассмотрим компоненты, составляющие исследуемое понятие - «интерактивная образовательная среда». Согласно определению, среда это -«окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества и организмов, т.е. те из окружающих их условий, которые они способны переживать, и от которых зависит их существование» [11, с. 540]. В обобщенном смысле понятие «среда» имеет значение совокупности условий, которые влияют на развитие, социализацию и воспитание человека [14]. По мнению Ю.С. Мануйлова функционально среда представляет собой то, среди чего пребывает субъект, и посредством чего он реализуется как личность [6, 7]. Других ученые (Л.И. Новикова) считают, что среда - это «окружение, которое человек воспринимает, на которое реагирует, вступает в контакт, взаимодействует» [8, с. 3].

С точки зрения педагогической науки термин «среда» определяется как «специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности обучающихся, направленная на формирование их отношений к миру, людям и другу». [4]. Среда является «средством управления становлением личности, способствует педагогически целесообразному управлению влияниями среды на процесс формирования специалиста и дополняется новыми параметрами с учётом требований, предъявляемых работодателями» [13]. Итак, мы понимаем, что среда является важным педагогическим фактором, поскольку в специально спроектированной среде происходит формирование умений и личностных качеств (Ю.С. Мануйлов) [7]. Следовательно, проектирование образовательной среды является залогом успешного образовательного процесса.

Проектирование среды опирается на положения средового подхода, которые рассматривали такие ученые как Н.М. Борытко, В.П. Зинченко, В.А. Козырев, Ю.Н. Кулюткин, Ю.С. Мануйлов, Т.В. Менг, Л.И. Новикова, С.А. Писарева, Н.Л. Селиванова, Л.Ю. Шемяхтина,. Средовой подход как совокупность принципов и способов использования возможностей среды способствует реализации педагогических целей. Так, ученые (Ю.С. Мануйлов) утверждают, что средовой подход составляет «теоретическую основу стратегии опосредованного управления процессами формирования и развития личности» [7, с. 21]. С точки зрения педагогического процесса средовой подход обеспечивает развитие личности обучаемого и является эффективным средством формирования профессиональных компетенций [10].

Основные концептуальные принципы средового подхода: целостность, естественность, непрерывность и непроизвольность влияния, накопительный эффект, перенос умений на другие виды деятельности, активизация механизмов самообучения и саморазвития [10]. Перечисленные принципы позволяют учитывать особенности формирования, как личностных качеств, так и профессиональных компетенций обучаемого при помощи проектирования условий профессиональной деятельности будущих специалистов, а их применение способствует организации образовательного процесса с учетом условий и потребностей современного общества, специфики и особенностей будущей профессиональной деятельности студента. Так, создание образовательной среды будет способствовать повышению качества образовательного процесса в целом.

В нашем исследовании образовательную среду рассматриваем как часть внешнего пространства человека, состоящую из спроектированных и целенаправленно реализуемых педагогических условий, способствующих развитию личности обучаемого, организованную совокупность учебно-методического, информационного обеспечения, направленную на субъект образовательного процесса. При этом в рамках изучения проблемы образовательной среды, заметили, что ученые акцентируют внимание на этом внутренней активной позиции обучающегося, его «включенности в образовательное пространство». [9, с. 9], что заставляет задуматься о создании условий для положительной мотивации к изучению иностранного языка и формированию профессионально значимых умений,

В условиях образовательной среды вуза преподаватель предпринимает попытки создать условия, способствующие формированию умений, навыков, компетенций обучаемого. Для этого отбираются специально организованные формы и методы деятельности, средства обучения, обеспечивающие динамичность учебного процесса. С точки зрения ученых (Л.Ю. Шемятихина) организация специально подготовленных ниш для решения новых задач, должна мотивировать студентов осваивать содержание будущей профессиональной деятельности, имитируя возможные коммуникативные ситуации профессионального общения [13]. Следовательно, специально спроектированная и поддерживаемая образовательная среда окажет положительное воздействие на положительно процесс обучения в вузе, позволит студентам овладеть профессиональными знаниями, умениями и элементами профессиональной культуры. Важно обеспечить создание среды, где произойдет одновременное включение студентов в активную познавательную, коммуникативную, продуктивную деятельность. Полагаем, что достижению поставленной задачи может способствовать интерактивность образовательной среды.

В последнее время термин «образовательная среда» дополняют понятием «интерактивная». Под интерактивной средой понимается «системное образование, включающее в себя организованную совокупность педагогических условий, интерактивных форм, методов и технологий, формирующих активную позицию во взаимодействии субъектов образовательного процесса в направлении их интеллектуального и духовно-нравственного развития, проявления индивидуальности, способностей к партнерскому общению, профессиональной культуры, самостоятельности и креативности в различных видах учебной и внеучебной деятельности с перспективой самореализации в профессии» [3]. Интерактивность среды обеспечивает взаимодействие между студентами, а так же студентами и преподавателем, формирует обратную связь, положительно влияет на реализацию творческого потенциала на основе диалогового взаимодействия в рамках учебного процесса. Таким образом, включенность обучаемых в образовательный процесс при помощи активного взаимодействия не только студентов, но и интерактивной коммуникации преподаватель - студент, позволяет рассматриваться интерактивное обучение как диалоговое.

Иностранный язык - это учебный предмет, который отличает необходимость постоянного создания и поддержания интерактивной образовательной среды. Так, в преподавании иностранного языка, в частности английского, предполагается наиболее гибкое и широкое использование различных интерактивных средств обучения, открываемых современными технологиями. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером) [12]. В связи с этим заключим, что интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие не только учителя и ученика, но и ученика и ученика.

Интерактивное обучение «предполагает организацию учебно-воспитательного процесса в вузе с использованием соответствующих ему механизмов: интерактивных форм, методов, средств и технологий, которые в комплексе должны быть направлены на реализацию моделируемой интерактивной образовательной среды» [2, с. 35]. Обучение английскому языку организовано таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. По сравнению с традиционными формами ведения занятий в интерактивном обучении характерной чертой является смена тактики взаимодействия преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы [3, с. 5]. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, при этом исключается доминирование какого-либо одного участника учебного процесса.

В ходе такого обучения у каждого студента появляется шанс критически мыслить, решать проблемы на основе анализа обстоятельств сообразно коммуникативной ситуации, принимать необходимые решения, активно участвовать в дискуссиях. Использование интерактивной формы обучения предусматривает моделирование жизненных и профессиональных ситуаций, совместное решение проблем, для чего широко используются ролевые / деловые игры. Для осуществления такого вида обучения широко применяются дискуссионные методы (диалог, «мозговой штурм», кейс-метод); игровые методы (деловые, ролевые); проектные методы (групповые и индивидуальные проекты) [1, с. 67]. В процессе обучения английскому языку студентов неязыковых специальностей нашей целью является создание оптимальных условий, при которых студент чувствует свою успешность, переводя привычную познавательную деятельность «на более высокие формы сотрудничества, способствуя формированию обобщенных, устойчивых психологических образований, нацеленных на деловую активность» [1, с. 7], совершенствуя при этом свои коммуникативные навыки.

Диалоговое обучение иностранному языку, построенное с привлечением всех перечисленных технологий, направлено на оптимизацию познавательной деятельности студентов, главным образом на развитие самостоятельности в поиске и осмыслении получаемой информации, повышение уровня языковой подготовки, формирование мотивации к учению, отработку навыков делового общения, связанных в первую очередь с будущей профессиональной деятельностью. Таким образом, интерактивная среда является необходимым образовательным ресурсом, позволяющим существенно обогатить профессиональную культуру студента, и как важное условие успешного обучения иностранному языку, способствующее повышению качества его подготовки. В связи с вышеизложенным было разработано учебное пособие «Коммуникативные технологи в обучении английскому языку. Dialogue Toolkit» [5], главная цель которого -показать, как интерактивная образовательная среда может быть эффективно использована для повышения качества обучения иностранному языку студентов, формирования их коммуникативной и профессиональной культуры.

Учебное пособие, предназначенное для студентов всех направлений подготовки, изучающих английский язык в неязыковом вузе, содержит практический материал для подготовки студентов к устной части итогового экзамена по английскому языку. В частности, одна из задач пособия - помочь студентам освоить содержание и тематический словарь основных разговорных тем, выбранных для экзамена, в рамках которого студентам представится возможность составить свои диалоги, моделируя реальное языковое общение.

Материал пособия представлен в виде восьми тематических разделов (In a Hotel, In a Restaurant, Asking the Way, At the Airport, Shopping, Complaints, At the Doctor's, Leisure), которые, в свою очередь, имеют подразделы. Построение пособия позволяет преподавателю в пределах одного занятия решать сразу несколько задач обучения иностранному языку — изучения и закрепления лексики повседневного общения; развития навыков чтения, понимания и перевода; развития навыков аудирования и, как итоговый результат, навыков говорения в пределах изучаемой темы. Все уроки имеют схожую структуру: первый подраздел направлен на освоение студентами лексики, второй дает образцы диалогов по изучаемой теме, а послетекстовые упражнения направлены на овладение различными компонентами диалога, вырабатывая у студентов быстроту реакции на услышанное, а также формируя основные навыки и умения неподготовленной речи. Третья часть - прослушивание диалогов и их воспроизведение. Четверная часть направлена на дальнейшую отработку формируемых умений и автоматизацию навыков. Студентам предлагаются различные упражнения со свободно конструируемыми ответами, на трансформацию, упражнения творческого характера, а также ситуативные схемы, дающие студентам возможность составлять свои собственные диалоги по предлагаемой теме. Урок заканчивается разделом, включающим несколько заданий, формулировка которых аналогична тому, как сформулировано задание в итоговом экзамене, что даёт возможность студентам проверить свою готовность успешно с ним справиться. Критерии оценивания, приведенные в конце книги, помогают им определить, над чем именно надо работать, чтобы максимально полно усвоить языковой материал и показать в условиях экзамена своё умение пользоваться им. Этот раздел также развивает необходимые умения самооценивания и взаимооценивания, столь необходимые студентам в условиях современной парадигмы образования. Интерактивная направленность пособия делает его особенно актуальным, так как приобретенные коммуникативные навыки позволят студентам в будущем свободно чувствовать себя в иноязычной среде, активно общаться с зарубежными коллегами и участвовать в международных проектах.

Экспериментальная работа заключалась в организации интерактивной образовательной среды для активного вовлечения студентов в процесс языковой подготовки при помощи технологии диалогового обучения с использованием пособия «Коммуникативные технологи в обучении английскому языку. Dialogue Toolkit». В процессе эксперимента основное внимание было направлено на формирование коммуникативных навыков обучаемых с целью подготовки к устной части итогового экзамена по английскому языку. В

эксперименте участвовало 75 человек (студенты 1-2 курсов), из которых 41 человек (экспериментальная группа) занималась по заявленному пособию.

Полученные данные формирующего эксперимента доказывают, что специально организованная и поддерживаемая интерактивная образовательная среда с применением технологии диалогового обучения на занятиях по иностранному языку в вузе при помощи одновременного включения студентов в активную коммуникативную и познавательную деятельность способствует повышению качества их языковой подготовки.

Таблица 1

Показатели экспериментальной работы по результатам итогового экзамена (показатель %)

Оценка на итоговом экзамене Контрольная группа Экспериментальная группа

«отлично» 33 % 68 %

«хорошо» 34, 7 % 24,2 %

«удовлетворительно» 30,3 % 8,2 %

«неудовлетворительно» 2 % нет

Выводы. Результаты итогового экзамена по иностранному языку подтвердили гипотезу об эффективности применения диалогового обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей (табл. 1). Кроме того, нам удалось решить более сложную задачу для обучения иностранным языкам - это вопрос создания языковой среды, создания условий для формирования потребности в использовании иностранного языка как средства общения, получения и обмена информацией.

Взаимодействие между студентами, а так же между преподавателями и студентами реализуется в форме диалога, обмена идеями, мнениями, активное использование современных технологий обучения, что представляет возможным создание интерактивной образовательной среды, которая, повышая эффективность самого обучения, в значительной мере обогащает профессиональную культуру будущего выпускника.

Литература:

1. Волошина Т.А., Шевченко Н.Н., Шевченко В.И. Формирование предпринимательских качеств студентов педагогического вуза в процессе интерактивного обучения: Монография. - Петрозаводск: Verso, 2013. - 222 с.

2. Добрынина Т.Н. Интерактивное обучение в системе высшего образования: монография. -Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. - 183 с.

3. Интерактивные методы, формы и средства обучения (методические рекомендации). - Ростов-на Дону, 2013. - 49 с.

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 176 с.

5. Кошарская Е.В., Меньшенина С.Г. Коммуникативные технологии в обучении английскому языку. Dialogue Toolkit. - Самара: Изд-во «Инсома-пресс», 2015. - 98 с.

6. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании. Педагогика. - 2000. - № 7. - С. 36-41.

7. Мануйлов, Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Костромского государственного университета им. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика.- 2008. - Т. 14. - № 4. - с. 21-27

8. Новикова Л.И. Школа и среда. - М.: Знание, 1985. - 80 с.

9. Писарева С.А. Образовательная среда профильного обучения: Учебное пособие для учителей. Под ред. А.П. Тряпициной. - СПб: КАРО, 2006. - 96 с.

10. Сулима, И.И. Средовой подход как методология научно-педагогического исследования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ni-centr.ru/chitalnyj-zal-centra/metodologiya/sredovoj-podxod-kak-metodologiya-nauchno-pedagogicheskogo-issledovaniya/

11. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв [и др.]. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.

12. Шавкиева Д.Ш., Абдукадырова Н.А., Камалова Д.К. Применение интерактивных методов в процессе обучения иностранным языкам // Молодой ученый. 2014. - № 10. - С. 450-451.

13. Шемятихина Л.Ю. Проектирование национальных моделей профессиональной подготовки специалистов для отраслей: средовой подход // Российская Академия Естествознания. - 2008. - № 5.

14. Яйлаханов С.В. Организация учебной деятельности студентов (курсантов) в информационной образовательной среде: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Яйлаханов Сергей Вячеславович. -Ставрополь, 2006. - 25 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.