Научная статья на тему 'Применение инструментов налогового стимулирования для активизации инновационных процессов'

Применение инструментов налогового стимулирования для активизации инновационных процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / INNOVATION / TAX STIMULATION / INCOME TAX / THE TAX LOAD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лагутина Московский Университет Им. С.Ю. Витте

В статье обосновывается необходимость применения мер налогового стимулирования с целью активизации инвестиционных процессов в инновационную сферу. Автором рассматриваются способы оптимизации налоговой нагрузки организаций, реализованные действующим законодательством Российской Федерации, обеспечивающей рост прибыли, являющейся основным внутренним источником финансирования инновационной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax incentives for the use of tools for enhancing Innovative processes

The article substantiates the need for fiscal stimulation in order to enhance investment processes into the inovation activities. This study considers different ways to optimize the tax load of organizations, implemented by the current legislation of the Russian Federation. This tax load ensures the profit growth which is the main source of funding for innovation

Текст научной работы на тему «Применение инструментов налогового стимулирования для активизации инновационных процессов»

сти Российской Федерации до 2020 года».

3. Изменения в мире потребовали пересмотреть само понятие «обеспечение национальной безопасности» // Российская газета. 2012. 30 мая. С. 17.

4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537. П. 55.

5. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: учебное пособие для вузов / под ред. В.Я. Кикотя, Г.М. Казиахметова. М.: Норма, 2005. С. 12.

6. Герасимов П.А. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов: учебное пособие. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2006. С. 22.

8. Мальцев Г.Н., Мальцева И.Г. Финансы: проблемы управления и прогнозирования. М.: Дело, 2005. С.291-340.

9. Ефимов В.С., Бушуева Н.В. Вызовы и угрозы финансово-кредитной системе РФ в современных условиях // В сб.: Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: материалы Международной научно-практической конференции. М.: ЧОУВО «Моск. университет им. С.Ю. Витте», 2015. С. 34-41.

10. Ефимов В.С., Бушуева Н.В. Методологические подходы к исследованию финансовой безопасности // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Сер. 1: Экономика и управление. 2014. № 2 (8). С. 10-19.

11. Домник А.Ю., Ушаков В.Я. Современные особенности международного движения капитала: фактор для России // В сб.: Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: материалы Международной научно-практической конференции. М.: ЧОУВО «Моск. университет им. С.Ю. Витте», 2015. С. 27-33.

The main directions of the national strategy for financial security

Konstantin Georgievich Bunevich, Ph. D., associate Professor, head of Department "Finance and credit", Witte Moscow University

Vladimir Semenovich Efimov, Ph. D., SNA, Professor of the Department "Finance and credit", Witte Moscow University

The article deals with the legal aspects of national-security. In this context, attention is focused on the financial sector. The theoretical approaches to the challenges and threats to the financial system of Russia. The author's study on the need for a national strategy for financial security.

Keywords: finance, strategy, financial system, financial security challenges and threats.

УДК 336.226.12

ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Лариса Геннадьевна Лагутина, канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения, E-mail: larisalagutina@mail. ru, Московский университет им. С.Ю. Витте, http://www.muiv.ru

В статье обосновывается необходимость применения мер налогового стимулирования с целью активизации инвестиционных процессов в инновационную сферу. Автором рассматриваются способы оптимизации налоговой нагрузки организаций, реализованные действующим законодательством Российской Федерации, обеспечивающей рост прибыли, являющейся основным внутренним источником финансирования инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновации, налоговое стимулирование, налог на прибыль, налоговая нагрузка.

Современное состояние экономики России характеризуется низкой инновационной активностью. Высокая рискованность в сфере инновационного производства, неопределенность рыночных перспектив реализуемых инновационных проектов препятствуют заинтересованности компаний в инвестировании в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. В то же время результаты инновационной деятельности имеют широкое общественное значение, поэтому государство должно реализовать эффективные меры, направленные на стимулирование инновационной деятельности, обеспечивая:

- эффективное использование научно-технического и интеллектуального потенциала;

- увеличение вклада науки в развитие экономики государства;

- повышение конкурентоспособности продукции за счет внедрения инноваций.

Решение указанных задач требует создания правовых, экономических и организационных условий и стимулов для организаций, осуществляющих инновационную деятельность. Грамотное их внедрение позволит разрешить одну из основных проблем, ограничивающих инновационную активность, связанную с недостатком финансовых средств.

Финансовые ресурсы для проведения научных исследований и разработок могут поступать как из внешних источников, так и из внутренних [5].

К ресурсам, поступающим из внешних источников, относятся, в частности, средства, поступающие из федерального бюджета. Однако применение прямых мер государственного регулирования приводит к нарушению рыночных процессов. Поэтому государственное финансирование целесообразно в отношении отраслей, функционирование которых жизненно важно для общества, а также оборонного сектора. Более эффективным является не прямое финансирование, а создание благоприятных условий для привлечения денежных средств компаний в инновационный сектор.

Под налоговым стимулированием понимается целенаправленная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по установлению ими в законодательстве о налогах и сборах налоговых льгот и иных мер налогового характера, улучшающих имущественное или экономическое положение отдельных категорий налогоплательщиков или плательщиков сборов [3, с. 45].

Сущность налогового стимулирования заключается в предоставлении налогоплательщикам обоснованной системы льгот и преференций, компенсирующих возникающих у них потерь в связи с осуществлением ими хозяйственной или иной деятельности. Ослабляя, таким образом, налоговое давление, государство создает благоприятные условия для развития инновационного сектора.

Внедряя инструменты налогового стимулирования, государство отказывается от части средств налогоплательщиков, направляемых в бюджет в виде налогов. В итоге у организаций остаются в распоряжении дополнительные средства для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, создания и внедрения инноваций и сокращения цен на инновационную продукцию, обеспечивая ее привлекательность для покупателей. В такой ситуации происходит «"смещение акцента" с фискальной функции налогов к стимулирующей функции посредством применения соответствующих налоговых инструментов» [3, с. 41].

В отличие от прямого государственного воздействия, «налоговое стимулирование, предполагая меньшее вмешательство государства в рыночный механизм, сохраняет за хозяйствующими субъектами автономию в принятии решений; не создает искусственных рынков, поскольку предприятия реагируют на реальный спрос, а не спрос, созданный государством; поощряет зачастую уже совершенные действия, а не те, которые предстоит осуществить и т. д.» [4]. При этом обеспечивается рост заинтересован-

ности налогоплательщиков в развитии своей деятельности в тех направлениях, которые соответствуют общественным потребностям. Таким образом, налоговое стимулирование способствует установлению баланса интересов государства и налогоплательщиков в области инноваций.

Меры налогового стимулирования способствуют активизации инновационных процессов за счет собственных источников финансирования инновационных процессов, таких как:

- чистая прибыль;

- амортизационные отчисления;

- страховые возмещения;

- основные и оборотные средства и т.д.

Преимуществами внутреннего финансирования являются [5, с. 269]:

- высокая финансовая устойчивость предприятия;

- платежеспособность в долгосрочном периоде;

- снижение риска банкротства;

- минимизация расходов по внешнему финансированию.

Прибыль является конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия и определяется как превышение доходов над расходами. Налогообложение влияет на финансовый результат и в целом на развитие финансово-хозяйственной деятельности, определяет возможности ведения инновационной деятельности. Поэтому налоговая нагрузка должна быть приемлема для налогоплательщика. Ее снижение способствует интенсификации инвестиционных процессов.

Под налоговой нагрузкой понимается обобщенная количественная и качественная характеристика влияния обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации на финансовое положение предприятий-налогоплательщиков [6]. Снижение налоговой нагрузки по налогу на прибыль возможно рядом способов, например:

- снижением налоговой ставки;

- расширением перечня расходов, которые могут быть включены в налоговую базу;

- изменением срока уплаты налога.

В настоящее время в отношении предприятий, осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) статьей 262 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлен особый порядок учета расходов.

Под расходами на НИОКР понимаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции, товаров, работ, услуг, технологий, методов организации производства и управления. К ним относятся [1]:

- материальные расходы;

- суммы расходов на оплату труда работников, участвующих в выполнении НИОКР;

- стоимость работ по договорам на выполнение НИОКР;

- отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности;

- суммы амортизации по основным средствам и нематериальным активам;

- иные расходы, непосредственно связанные с НИОКР.

Материальные расходы - это расходы, направленные на приобретение материалов, непосредственно используемых в выполняемых НИОКР, или являющихся необходимым компонентом в процессе осуществления работ. Эти расходы включаются в налоговую базу по налогу на прибыль в полном объеме при условии их соответствия критериями статьи 252 НК РФ, а именно расходы документально подтверждены и экономически обоснованы.

В составе расходов на оплату труда включаются выплаты работникам, непосредственно занятым выполнением НИОКР, в том числе:

- суммы, начисленные по трудовым договорам;

- начисления стимулирующего и компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда;

- расходы на оплату труда по гражданско-правовым договорам.

Суммы страховых взносов, начисленных с выплат указанным работникам, также учитываются в целях налогообложения.

Если работники в период выполнения НИОКР привлекались для осуществления иной деятельности, не связанной с выполнением НИОКР, то данные расходы учитываются в составе расходов на НИОКР пропорционально времени, в течение которого эти работники были заняты выполнением НИОКР.

Организация может выступать в качестве заказчика НИОКР, заключая договора на выполнения работ с иными исполнителями. Расходы по таким договорам учитываются в целях налогообложения в полном объеме.

Расходы в виде отчислений на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности являются нормируемыми и учитываются в сумме не более 1,5 процента доходов от реализации и включаются в налоговую базу в том отчетном (налоговом) периоде, в котором были произведены.

Начисление амортизации по основным средствам и нематериальным активам осуществляется только за те месяцы, в течение которых указанные основные средства и нематериальные активы использовались исключительно для выполнения НИОКР.

Иные расходы, непосредственно связанные с НИОКР учитываются в составе расходов на НИОКР в сумме не более 75 процентов суммы расходов на оплату труда работников, занятых в НИОКР. Расходы, непосредственно связанные с НИОКР, в части, превышающей данный норматив, также можно учесть в целях налогообложения в составе прочих расходов в том периоде, в котором завершены такие исследования, разработки или отдельные этапы работ.

Установленный порядок учета расходов на НИОКР позволяет учитывать в целях налогообложения расходы независимо от полученного результата выполняемых работ. Основанием для признания расходов является подписанный сторонами акт сдачи-приемки. Расходы учитываются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором работы были завершены. Ранее установленный порядок ограничивал возможности налогоплательщика признавать осуществленные расходы единовременно, требуя их равномерного признания в течение года.

Организация может вести работы по перечню, установленному Правительством РФ. В этой ситуации расходы на выполнение данных видов работ могут быть учтены в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5 по завершении работ. Для подтверждения права применения указанного коэффициента налогоплательщик одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены НИОКР, в налоговый орган предоставляет отчет о выполненных НИОКР.

При этом налоговый орган вправе назначить экспертизу отчета в целях проверки соответствия выполненных НИОКР перечню, установленному Правительством РФ [2] с привлечением государственных академий наук, федеральных и национальных исследовательских университетов, государственных научных центров, национальных исследовательских центров или федеральных центров науки и высоких технологий.

В случае непредставления такого отчета суммы расходов на выполнение этих исследований и разработок могут быть учтены в составе прочих расходов в размере фактических затрат.

В результате произведенных расходов на НИОКР налогоплательщиком могут быть получены исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Такие права признаются нематериальными активами и подлежат амортизации. При этом расходы на создание такого нематериального актива могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. В та-

кой ситуации налогоплательщику предоставлена возможность самостоятельного выбора наиболее оптимального для него варианта.

Организация вправе создавать резерв предстоящих расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Формирование резерва предусмотрено статьей 267.2 НК РФ. Резерв создается на основании разработанных и утвержденных ею программ проведения НИОКР. При этом для каждой утвержденной программы создается свой резерв.

Резерв создается на срок, на который запланировано проведение соответствующих работ, но он не должен превышать два года. Размер резерва определяется исходя из величины планируемых расходов (сметы) на реализацию утвержденной налогоплательщиком программы. Предельный размер отчислений в резервы не может превышать сумму, определяемую по формуле [1]:

N = I х 0,03 - Б,

где N - предельный размер отчислений в резервы;

I - доходы от реализации отчетного (налогового) периода;

Б - расходы налогоплательщика.

Сумма отчислений в резерв включается в состав прочих расходов по состоянию на последнее число отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщик, формирующий резерв предстоящих расходов на НИОКР, производит расходы, осуществляемые при реализации программ проведения НИОКР за счет указанного резерва. Это позволяет равномерно учитывать расходы на НИОКР в целях налогообложения, в течение периода выполнения работ, а не после их завершения.

Если по окончании работ будет установлено, что фактические затраты окажутся больше, чем сумма, на которую сформирован резерв, то разница между указанными суммами учитывается в расходах. Если же в величина резерва превысит сумму фактических затрат, то неиспользованная сумма резерва подлежит восстановлению в составе внереализационных доходов.

Другим способом оптимизации налоговой базы является выбор порядка начисления амортизации.

Объектами для начисления амортизации являются основные средства, принадлежащие организации на праве собственности. Амортизационные отчисления представляют собой в денежном выражении износ основных средств в процесс их производительного функционирования. Фонд амортизационных отчислений является одним из источников при приобретении новых основных средств, необходимых для осуществления инновационной деятельности.

Ускоренная амортизация позволяет списывать на расходы стоимость приобретенных основных средств в более короткие сроки по сравнению с общеустановленными. Тем самым позволяет быстрее формировать амортизационный фонд, а значит быстрее обновлять и модернизировать свои основные фонды.

В настоящее время в целях налогового учета в отношении основных средств, применяемых для научно-технической деятельности, в соответствии с пп. 2 п. 2 статьи 259.3 НК РФ организации вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3 [1]. Применение данной нормы позволяет быстрее учитывать расходы на приобретение основных средств при расчете налога на прибыль.

Организациям, осуществляющим инновационную деятельность, может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. То есть инвестиционный налоговый кредит - это сумма отложенного налогового обязательства.

В российском законодательстве инвестиционный налоговый кредит предусмотрен статьей 66 НК РФ и может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет, а в отдельных основаниях до 10 лет.

Получить инвестиционный налоговый кредит могут организации, осуществляющие в частности [1]:

- научно-исследовательские работы или проводящие техническое перевооружение собственного производства на сумму, составляющую 100 % стоимости приобретенного организацией оборудования, используемого для указанной деятельности;

- внедренческую или инновационную деятельность, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов на суммы, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией;

- особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона или предоставляющие особо важные услуги населению;

- государственный оборонный заказ;

- инвестиции в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности и т.д.

Для получения инвестиционного налогового кредита организация должна подать в уполномоченный орган заявление и заключить соответствующий договор, форма которого установлена приказом ФНС России от 29.11.2005 N САЭ-3-19/622@. В заявлении организация принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности.

Для каждого из оснований получения льготы предусмотрен индивидуальный сопроводительный пакет документов (приказ ФНС России от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@). Например, при ведении НИОКР или технического перевооружения налогоплательщику необходимо:

- подтвердить право на получение инвестиционного кредита;

- подтвердить факт приобретения и стоимость оборудования, используемого исключительно для инновационных целей;

- представить бизнес-план инвестиционного проекта.

Далее каждый отчетный период организация уменьшает свои платежи по налогу, по которому получен инвестиционный налоговый кредит. Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. При этом суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам.

После того, как будет предоставлен инвестиционный налоговый кредит в полном объеме, происходит постепенное погашение налоговых обязательств и выплата процентов за предоставленную рассрочку.

Инвестиционный налоговый кредит является достаточно эффективным источником финансирования благодаря надежности и низкой стоимости

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, налоговое законодательство предоставляет возможности оптимизации налоговой базы по налогу на прибыль, позволяя сокращать налоговую нагрузку. Это позволяет влиять на прирост расходов на исследования и разработки в организации, а значит на ее инновационное поведение, что впоследствии найдет отражение в росте макроэкономических показателей социально-экономического развития общества.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 № 988 «Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй налогового кодекса Российской федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5».

3. Васильев С.В. Правовые средства налогового стимулирования инновационной деятельности. М.: Торгово-промышленная палата Российской Федерации, 2008. URL: http://www.tpprf.ru/common/upload/Nalog_Innovations_2008.pdf (дата обращения: 08.06.2015).

4. Мамрукова О.И. Налогообложение инновационной деятельности предприятий в России, проблемы и направления совершенствования // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 48. С. 20-34.

5. Усенко А.М. Классификация источников финансирования инновационно-активных малых предприятий // Экономические науки. 2009. № 4(53). 2009. С. 269-272.

6. Чипуренко Е.В. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление. М.: Налоговый вестник, 2008. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?base=PBI;n= 112378;req=doc (дата обращения: 08.06.2015).

Tax incentives for the use of tools for enhancing Innovative processes

Larisa Genadyevna Lagutina, Ph. D., associate Professor, Department of accounting and taxation, Witte Moscow University

The article substantiates the need for fiscal stimulation in order to enhance investment processes into the inovation activities. This study considers different ways to optimize the tax load of organizations, implemented by the current legislation of the Russian Federation. This tax load ensures the profit growth which is the main source offunding for innovation.

Keywords: innovation, tax stimulation, income tax, the tax load

УДК 338.22

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГОРОДСКИЕ ТЕРРИТОРИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГОРОДСКОЙ

ПОЛИТИКИ

Иван Викторович Новиков, аспирант кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, E-mail: iv-nov91@yandex.ru, Московский университет им. С.Ю. Витте, http://www.muiv.ru

Процесс урбанизации нуждается в регулировании при помощи формирования государственной городской политики, однако отсутствие единого определения понятия города мешает ее разработке. В данной статье анализируется новый подход к определению границ городов, разработанный в странах ОЭСР. Он позволяет исследователям классифицировать и сравнивать города, посредством сбора городских данных, основываясь на общей методологии.

Ключевые слова: функциональные городские территории, государственная городская политика, ОЭСР, методология, границы города.

Города мира на протяжении последних нескольких лет являются основным местом проживания жителей нашей планеты. По данным ОНН, в 2015 году городскими жителями являются 3,96 млрд человек, что составляет 54 % от общей численности населения Земли, а к 2030 году городское население увеличится еще на 1 млрд человек [2]. Вместе со стремительным ростом городского населения возникает целый ряд проблем, связанных с бедностью, жильем, транспортом, преступностью, экологией и дру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.