Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Чеснокова Полина Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье речь идет об инновационных технологиях обучения в системе среднего профессионального образования. Авторы статьи дают определение инновациям и рассматривают инновации в образовательном процессе, описывают преимущества современных образовательных технологий обучения в сравнении с традиционными, определяют роль инновационных образовательных технологий при формировании профессиональных компетенций у студентов техникума и дают характеристику таким инновационным технологиям обучения, как кейс-технология, информационно-коммуникативная технология, технология игрового обучения и технология проектного обучения.
Ключевые слова: инновации, инновационные технологии обучения, образовательный процесс, кейс-технологии, технологии проектного обучения, информационно-коммуникативные технологии, технология дискуссионного обучения.
Annotation. The article deals with innovative learning technologies in the system of secondary vocational éducation. The authors of the article define innovations and consider innovations in the educational process, describe the advantages of modem educational learning technologies in comparison with traditional ones, determine the rôle of innovative educational technologies in the formation of professional competencies among technical school students, and characterize such innovative learning technologies as case technology, information technology. communicative technology and project-based learning technology.
Key words: innovations, innovative learning technologies, educational process, case technologies, project learning technologies, information and communication technologies, discussion learning technology.
Введение. Обучение один из самых сложных процессов, его эффективность зависит от множества факторов. Большую роль играют активность преподавателя и его студентов, потребности общества в знаниях в той или иной области, наличие средств обучения. Также обучение зависит от совершенства научного, организационного и методического развития и совершенства образовательного процесса. Общество на основе своих социально-политических и экономических потребностей требует от образования высокого уровня эффективности, чтобы удовлетворить эти самые потребности в образованной и социально-активной личности, способной занять свое место в обществе и способствовать его дальнейшему развитию [2].
В наше время сложно заинтересовать новое поколение и удержать их внимание, поэтому на помощь приходят инновационные технологии, с которыми меняется и подача информации. Чтобы предоставить молодым людям возможность иметь всестороннее развитие, необходимые глубокие и обоснованные знания в нужной области, важно качественно и грамотно организовать все звенья образования. Важно заинтересовать студентов и достичь полного усвоения ими знаний [5].
В связи с этим в последнее время происходит модернизация образования, как локальная (например, в России), так и глобальная. Разработка новых педагогических технологий по-прежнему остается одной из центральных проблем, имеется множество работ по данной проблеме с абсолютно противоположными определениями понятия «педагогическая технология». Поэтому можно сказать, что на данный момент не существует единого подхода к понятию "педагогическая технология".
Технология - это серия так называемых "инструментов", которые люди используют в определенном процессе деятельности. "Набор" этих инструментов включает в себя различные аспекты, методы и принципы организации предмета, только их совместная работа может привести к положительному результату. Этот термин подразумевает организационные приемы и операции, используемые исполнителем во время деятельности. Компоненты педагогических технологий включают способы мышления (обоснование программы), действия (организация, внедрение, диагностика) и коммуникации, которые связаны в определенном порядке.
Инновации применяются абсолютно в разных сферах профессиональной деятельности, поэтому их изучение, анализ и внедрение просто необходимы.
Инновации - это не линейный процесс, а сложный продукт, разработкой которого занимается большое количество участников [7].
Изложение основного материала статьи. Сегодня во всем мире происходят глобальные изменения, включающие автоматизацию, роботизацию, цифровизацию и формирование сетевого общества, все возрастающую скорость изменения окружающей среды и социально-экономических условий жизни человека. Динамичный и стремительный XXI век выдвигает новые требования к результатам подготовки молодых кадров, требуя от них мобильности, готовности к непрерывному образованию, владения универсальными практико-ориентированными компетенциями, позволяющими самостоятельно осваивать различные виды профессиональной деятельности. Соответственно, растет необходимость педагогических исследований по разработке комплексных инновационных методов и технологий формирования и оценки компетенций и метапредметных умений, способных повысить эффективность профессиональной деятельности и дать возможность специалисту «переключаться» между отраслями при сохранении их актуальности и конкурентоспособности.
Повышение качества профессионального образования является одной из основных целей в условиях модернизации образовательной среды. Суть изменений заключается в переходе от простой передачи знаний, навыков и умений в учебном процессе к формированию профессиональной компетентности студентов [1].
В традиционной обстановке на занятии больше внимания уделяется обучению на основе учебников. Студенты и преподаватели обращаются к различным учебникам для передачи знаний и навыков. Преподаватели использовали лекции, учебные пособия и презентации для обучения студентов материалам учебника. Однако в последние годы эта концепция изменилась. С внедрением ИКТ и электронных технологий студенты могут учиться где угодно и когда угодно. Интернет и инструменты ИКТ позволили студентам получить доступ к различной информации, такой как аудио- и видеолекции,
подкасты и выступления отраслевых экспертов в несколько кликов. Благодаря этому новому облику обучения студенты более склонны учиться, и повышается успеваемость. Преподаватели и студенты работают вместе, чтобы улучшить учебный процесс для каждого студента. Более того, преподаватели уделяют больше времени наставничеству своих студентов.
ИКТ изменили традиционный способ обучения студентов. Они не только повлияли, изменили и поддержали содержание, преподаваемое в аудитории, но и изменили способ изучения и понимания концепции студентами. Раньше преподаватели уделяли особое внимание учебной программе, основанной на содержании, но теперь основное внимание уделяется учебной программе, основанной на компетенциях. Различные инструменты ИКТ задали направление этому сдвигу парадигмы. Кроме того, это способствовало обучению, ориентированному на студентов, при этом им предлагается брать на себя ответственность за процесс обучения.
Новые условия требуют, чтобы обучающиеся контролировали свое обучение. Они, как правило, привыкают работать самостоятельно и совместно с другими, не обязательно прибегая к помощи преподавателя [6].
В настоящее время при организации учебных занятий педагоги образовательных учреждений используют технологию проектной деятельности.
Проектный метод - это альтернативная модель обучения, которая уделяет больше внимания аспекту обучения студентов, а не преподавательскому аспекту занятия. В нем подчеркивается доверие к обучающимся, а не навязывание им стиля обучения. Ответственность за работу лежит непосредственно на студентах, поскольку даже содержание и методика учебного плана рассматриваются с точки зрения студента. Таким образом, этот метод полностью ориентирован на учащихся.
Проекты поощряют творчество и дают обучающимся чувство выполненного долга, гордости и самоуважения. Прежде всего, заинтересованный студент - это мотивированный студент; а мотивированный студент стремится выполнить работу наилучшим образом. Проекты не поощряют единый ответ, не ограничивают участие студентов, не подавляют сотрудничество или препятствуют применению новых контекстов. Проектный метод обучения развивает у студентов мышление и способность решать проблемы. Студенты, работающие над проектами, также развивают рефлексивные мыслительные процессы. Этот рефлексивный мыслительный процесс требует от студентов определения соответствующего результата. Каждый результат, в свою очередь, ссылается на своих предшественников [7].
Технология игрового обучения - это совокупность разнообразных методов, средств и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игры повышают общую мотивацию. Играя в игры, обучающиеся становятся более мотивированными к обучению, повышается интерес к выполнению поставленных задач. Игры также помогают обучающимся стать частью команды. И это отличный способ контролировать соревновательность между сверстниками. Обучающиеся могут соревноваться друг с другом во время игры, а затем поддерживать друг друга во время других учебных занятий.
Большинство игр требуют стратегий решения проблем и планирования. Применяя различные стратегии в игре, обучающиеся могут использовать свою рабочую память для решения проблем, улучшая свои умственные познания. Стимулирование мозга с помощью стратегий в игре может стать отличной тренировкой умственной деятельности. Поскольку игры могут проходить быстро, играя в игру, обучающийся должен быть бдительным и внимательным [6].
Использование игр на занятиях как части преподавания и обучения помогает создать позитивную атмосферу вокруг, мотивируя обучающихся своим участием и создавая позитивное отношение к обучению. Можно использовать игры как менее напряженный способ для обучающихся продемонстрировать свои знания, навыки и понимание темы.
Исследования показывают, что интерактивные методы коррелируют с положительными результатами обучающихся, такими как более высокие показатели внимания, интереса к предмету и общая удовлетворенность занятием.
Часто акцент делается на индивидуальном студенте, чтобы он мог лучше понимать, управлять своим обучением и регулировать свои эмоции и мотивацию, тем самым упуская из виду естественную социальную динамику, которая существует в общих условиях обучения в учебных заведениях. Предоставление обучающимся возможностей в учебном контексте для взаимодействия и знакомства друг с другом может создать новые связи.
Студенты обычно стремятся понимать других и ценить их взгляды, когда находятся в структурированных и продуманных социальных связях. Знакомство с различными мнениями, мыслями и перспективами дает обучающимся возможность совместно приходить к единому мнению, общим решениям с другими, консолидировать существующие знания, оспаривать и расширять свои предположения, а также развивать глубокое критическое мышление [8].
Дискуссия - интерактивная деятельность, в ходе которой обучающиеся обсуждают друг с другом центральную тему, проблему или концепцию (иногда, но не всегда, чтобы найти консенсус или решение). Дискуссия - это обмен идеями между 2 или более людьми, относящимися к центральной теме или проблеме. В идеале, обсуждение состоит в основном из участия обучающихся; преподаватель просто облегчает и побуждает обучающихся поддерживать дискуссию.
Дискуссии - это отличное занятие, которое добавляет динамичности, волнения, вовлеченности, социального взаимодействия, рефлексии и самоанализа в динамику занятия. В хорошо спланированной и выполненной дискуссионной деятельности обучающиеся развивают идеи друг друга и дают друг другу предложения по обсуждаемой теме. Многие преподаватели используют дискуссии в качестве формирующей задачи оценки - задавая вопросы и выдвигая идеи, чтобы проверить текущий уровень понимания.
Студентам, возможно, потребуется научиться участвовать в дискуссии. Это включает в себя изучение цели дискуссий, способов эффективного донесения своих идей. Застенчивым обучающимся необходимо научиться тому, как добиться того, чтобы их услышали. Громким обучающимся нужно научиться умерять свое доминирование. Все обучающиеся могут научиться вести диалог, благодаря внедрению технологии дискуссионного обучения. Студентов также можно научить, как правильно отвечать на мнения и комментарии, с которыми они не согласны.
Многие студенты более склонны к индуктивному, чем дедуктивному мышлению, что означает, что они лучше учатся на примерах. Поэтому использование кейс-технологии может быть очень эффективным методом обучения на занятиях.
Учебный кейс - это насыщенный рассказ, в котором отдельные лица или группы должны принять решение или решить проблему. Учебные кейсы предоставляют информацию, но не анализ и не выводы.
Кейсы ставят перед обучающимися сложные проблемы, которые могут включать постороннюю или не относящуюся к делу информацию и часто не включают всю информацию, которую хотел бы получить аналитик. В отличие от наборов задач, они не разбивают проблему на четкие этапы и часто не содержат единственного "правильного" ответа [10].
Преподаватели отмечают преимущества кейсов доя обучения, в том числе большую вовлеченность обучающихся в процесс обучения, более глубокое понимание обучающимися концепций, более сильные навыки критического мышления и способность устанавливать связи между областями информации и рассматривать проблему с разных точек зрения.
Студенты учатся работать с ограниченной информацией и неопределенностью, мыслить профессионально или дисциплинарно и спрашивать себя: "Что бы я сделал, если бы оказался в этой конкретной ситуации?".
Выводы. Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие выводы. Инновационные технологии обучения способствуют получению высокого результата освоения знаний студентами учреждений среднего профессионального образования. Применение их в учебном процессе способствуют формированию и развитию профессиональных компетенций обучающихся.
На рынке труда с каждым годом растет конкуренция, и это способствует тому, что требования к выпускникам средних профессиональных заведений растут. В наше время недостаточно просто разбираться в своей специальности и обладать знаниями в своей области. Востребованными качествами сейчас являются креативность, целеустремленность, критическое мышление, адаптивность и способность к профессиональному росту.
Новые методы обучения отличаются от прежних тем, что заставляют обучающихся проявлять «вынужденную активность». Она состоит из разных составляющих: обязательное взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем, активная работа мышления, эмоциональная включенность в какую-либо деятельность творческого характера, формирование коллективов, направленных на эффективный процесс обучения. Можно сказать, что современное обучение ориентируется на развитие и самореализацию каждой личности, формирование поколения, которое сможет учиться на протяжении всей жизни.
Литература:
1. Беляева, Ю.А. Инновационные образовательные технологии: основные целевые ориентиры / Ю.А. Беляева // Московский экономический журнал. - 2022. - №4. - С. 653-659
2. Быстрова, Н.В. Роль инновационных технологий при формировании ключевых профессиональных компетенций у студентов вуза / Н.В. Быстрова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72-3. - С. 51-53
3. Быстрова, Н.В. Интерактивные формы проведения практических занятий в вузе / Н.В. Быстрова // Проблемы современного педагогического образования. -2021. -№ 73-2. - С. 50-53
4. Великанова, С.А. Проектная деятельность как основа инновационных технологий в образовательном процессе / С.А. Великанова // Инновационные технологии в образовательном процессе. - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2018. - С. 72-75
5. Красникова, A.B. Особенности использования кейс-технологии в образовательном процессе / A.B. Красникова // Вестник науки и образования. -2020. -№4-1 (82). - С. 88-91
6. Маркова С.М., Уракова Е.А. Дидактические основы содержания практического обучения / Маркова С.М., Уракова Е.А. // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. - С. 246-249
7. Оганнисян, Л.А. Инновационные технологии в образовательном процессе вуза / Л.А. Оганнисян, H.H. Ступак // Таврический научный обозреватель. -2015. -№2-1. - С. 105-108
8. Олимов, Ш.Ш. Возможности применения педагогических технологий в образовательном процессе / Ш.Ш. Олимов // Молодежь и XXI век - 2020. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. - С. 228-231
9. Перевощикова, E.H. Образовательные результаты в подготовке будущего педагога и средства оценки их достижения / E.H. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 1 (38).
10. Чернявская, А.П. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие / под общ. ред. А.П. Чернявской, Л.В. Байбородовой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014.-311 с.
Педагогика
УДК 377
кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИИ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации проектной деятельности учащихся средней школы на уроках экономики. Представлены особенности организации проектной деятельности: определение круга вопросов, применения исследовательского инструментария, обработки и представления результатов исследования. Вовлечение учащихся в проектную деятельность направлено на реализацию их себя в системе общественных отношений, позволяет организовать и спланировать свою деятельность, реализовать творческие способности, раскрыть индивидуальные особенности личности, формирует основы финансово грамотного поведения. Исследовательская работа в процессе подготовки проектов на уроках экономики позволяет сформировать объективную оценку решений, принимаемых в финансовой сфере, расширить область знаний финансовых инструментов, сформировать личную направленность в построении траектории финансово-грамотного поведения.
Ключевые слова: финансовая грамотность, проектная деятельность, средняя школа, урок экономики, технологии обучения.
Annotation. The article is devoted to the organization of project activities of secondary school students in economics lessons. The features of the organization of project activities are presented: the definition of the range of issues, the use of research tools, processing and presentation of research results. The involvement of students in project activities is aimed at the realization by students of themselves in the system of social relations, it allows organizing and planning their activities, realizing their creative abilities, revealing individual personality traits, and forming the foundations of financially literate behavior. Research work in the process of preparing projects in the lessons of economics allows you to form an objective assessment of decisions made in the financial sector, expand the field of knowledge of financial instruments, form a personal focus in building the trajectory of financially competent behavior.
Key words: financial literacy, project activities, secondary school, economics lesson, learning technologies.