Педагогика
УДК 377
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Сидоров Андрей Николаевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Полещук Николай Михайлович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Аннотация. Статья посвящена исследованию современных особенностей применения кейс-технологии в процессе формирования профессиональных компетенций студентов в системе профессионального образования. Приводится определение понятия «педагогическая технология», устанавливается высокая роль и прикладное значение инновационных педагогических технологий обучения в достижении заданных целей и задач образования. Выделяется, что кейс-технология способствует обогащению профессионального опыта за счет воссоздания приближенных к реальной трудовой практике условий. За счет ориентированности на проблемный и деятельностный характер, кейс технология способствует развитию аналитических умений, обеспечивает готовность принятия решений, подготовки и воспроизводства профессиональных стратегий, планирования; и т.п., играющих ключевую роль в структуре мыслительных операций студента-экономиста. По итогам исследования выделяются требования применения кейс-технологии в обучении студентов-экономистов.
Ключевые слова: кейс-технология, педагогическая технология, инновационные методы обучения, требования к кейс-технологии, СПО.
Annotation. The article is devoted to the study of modern features of the use of case technology in the process of teaching economic disciplines in the vocational education system. The definition of the concept of "pedagogical technology" is given, the high role and applied importance of innovative pedagogical teaching technologies in achieving the specified goals and objectives of education is established. It is highlighted that case technology helps to enrich professional experience by recreating conditions close to real work practice. Due to its focus on problem-solving and activity-based nature, case technology promotes the development of analytical skills, ensures readiness for decision-making, preparation and reproduction of professional strategies, planning; etc., playing a key role in the structure of the mental operations of an economics student. Based on the results of the study, the requirements for the use of case technology in teaching economics students are highlighted.
Key words: case technology, pedagogical technology, innovative teaching methods, requirements for case technology, open source software.
Введение. В условиях трансформации и активной технологизации системы среднего профессионального образования вопросы совершенствования подготовки приобретают основополагающее значение, сопряженное с воспроизводством условий эффективного внедрения в образовательную практику педагогических технологий, в целях достижения поставленных задач профессионального образования. Процесс профессиональной подготовки направлен на овладение общими и профессиональными компетенциями, так как именно уровень развития ключевых компетенций влияет на успешность человека в будущей профессиональной и социальной жизни. Отметим, что большинство традиционных методов обучения направлены на передачу теоретических знаний, констатацию уже готовых методов решения проблем - это не позволяет в полной мере подготовить специалиста к активной и динамичной производственной деятельности, обеспечить его адаптированность в изменчивом рынке труда. В особенности данные противоречия актуальны при подготовке студентов по экономическим дисциплинам, учитывая крайне высокие темпы актуализации экономических профессий. Вместе с тем, наиболее полное раскрытие навыков обучающихся, знаний, мнений, взглядов и понимания проблем происходит именно во время осуществления практико-ориентированной деятельности, воссоздание условий которой возможно за счет применения актуальных педагогических технологий. Получить необходимые знания и сформировать компетенции помогают педагогические технологии, основанные на принципах активности, в связи с чем актуальность приобретают вопросы использования кейс-технологии в обучения студентов с учетом современных требований федерального государственного стандарта среднего профессионального образования.
Цель исследования - охарактеризовать особенности применения кейс-технологии в процессе обучения экономическим дисциплинам в системе среднего профессионального образования.
Изложение основного материала статьи. Ввиду многогранности взглядов на сущность и содержание педагогической технологии, её дискуссионный характер, как научной категории, видим целесообразным формулирование собственного определения педагогической технологии. Раскрывая наиболее полно сущность понятия, можно сказать, что педагогическая технология - это сложная система, состоящая из методик, приемов, которые объединяют концептуально связанные между собой образовательные цели, различные формы, средства, приемы организации учебного и воспитательного процессов [1].
При этом, все указанные ранее элементы объединяются системным подходом и приводят в итоге к достижению поставленной образовательной цели. Педагогическая технология раскрывает систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на обучающихся, предлагает способы осмысления технологичности педагогической деятельности [5].
Однако, использование технологий для улучшения образовательного процесса включает в себя не просто обучение использованию определенного оборудования, но и требует понимания педагогических принципов, специфичных для использования технологий в учебных заведениях. Педагогическая технология - это всегда научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе взаимного общения со студентами, организуемый преподавателем и мастером производственного обучения, с целью максимального развития личности как субъекта окружающей действительности.
При этом такая проекция теории и методики обучения на практику обучения, объединенная в определенную систему, ориентированная на специфику содержания изучаемого профессионального модуля, дисциплины и материально-техническую оснащенность учебного процесса, и индивидуализированная в силу большого разнообразия личностных особенностей субъектов образования, а именно преподавателя и студента. Аналогичные суждения прослеживаются и в исследовании А.П. Гарина, А.В. Угаровой, А.С. Бессольновой и А.А. Рубанова [8].
Отметим, что особую популярность на сегодняшний день получила технология кейс-обучения. Способствуя развитию навыков и умений, необходимых в профессиональной деятельности, данная технология выступает в качестве средства формирования практико-ориентированной среды обучения. Кейс-технология в таком случае позволяет решать сложные прикладные задачи в условиях теоретического характера обучения, не прибегая к сложным средствам, оборудованию или материальным объектам, обуславливая доступность и применимость в различных условиях.
Предполагается, что выполняя учебные задания в форме кейс-технологии, обучающиеся проявят творческий и активный подход, задействуют критическое мышление и примут отчасти нестандартное, но в то же время верное и интегральное решение, ведущее к достижению необходимого результата. В основе кейс-технологии лежит принцип проблемно-ориентированности, что позволяет ставить перед обучающимся прикладные проблемы, которые могут возникать в процессе дальнейшей профессиональной деятельности.
Ценность обучения по кейс-технологии заключается в практической направленности кейс-заданий, благодаря которой формируются не только теоретические знания, но и опыт, умения, навыки, а как итог, компетенции, необходимые в будущей практической деятельности студентов. Так, учитывая мнение современных исследователей, можно заключить о высоком результирующем характере применения кейс-технологии обучения в современном образовании [2; 4; 10].
Отметим, что прикладной характер реализации кейс-технологии обучения связан с учетом следующей структуры методов и процессов, возникающих в ходе обучения:
1. Выбор кейса или выбор проблемы. Предполагает ориентированность на содержательные аспекты учебной дисциплины и её тематическую структуру, в чем на наш взгляд проявляется инвариантность и гибкость кейс-технологии обучения [3].
2. Описание событий. Позволяет воссоздать ориентированную на конкретную структуру данных и факторов основу применения метода, таким образом, чтобы увеличить характер направленности деятельности обучающегося на достижение поставленного результата. По мнению Т.А. Мусхаджиевой, подобный подход способствует росту эффективности практико-ориентированного обучения при применении данной технологии, причем, в основу совершенствования закладывается межличностная коммуникация между субъектами образования [9].
3. Факторы, влияющие на исследование. Включение данных факторов способствует усложнению или вариативности заданных условий, позволяет развивать стратегическое видение ситуации и умение мыслить инвариантно событиям.
4. Обработка данных. Работа с данным предполагает формирование исследовательских умений, что имеет высокое значение в контексте стимулирования активности субъектов образования.
5. Запись данных. Предполагает фиксацию и воспроизводство обучения по кейс-технологии с фиксацией полученных результатов, их последующим анализом, обсуждением, стимулируя достижение необходимых результатов и организуя рефлексивную деятельность обучающихся.
Кейс-задания могут использоваться в образовании в качестве учебного пособия. Многие обучающиеся лучше учатся на примерах из реальной жизни, и ситуационные задачи могут быть эффективным способом обучения в техникуме. Технология кейс-обучения благодаря использованию примеров в реальном контексте помогает улучшить понимание [7]. Решение кейс-заданий помогает понять, как уже известные идеи и теории используются в реальном мире, и требует выявления новой информации и концепций, использования своих знаний по-новому, разработки нестандартных решений, именно это позволяет развить навыки анализа и синтеза.
Ключевая направленность кейс-технологии в таком случае связана с формированием следующих умений: аналитических; принятия решений; подготовки и воспроизводства стратегий; планирования; и т. п., играющих ключевую роль в структуре мыслительных операций студента-экономиста.
Как показывает обширная практика авторов настоящего исследования, достаточно эффективным вариантом применения кейс-технологии является решение одного кейс-задания высокой сложности в течение всей дисциплины. В таком случае в течение курса дисциплины на каждом учебном занятии изучаются отдельные темы, решаются задания низкой и средней сложности [6]. По окончании изучения курса дается зачетное (экзаменационное) задание, с максимально проработанными и описанными условиями, включающим в себя вопросы по всем темам, описанным в рабочей программе дисциплины. Такое задание может стать итоговым проектом, который студенты будут «обирать как «пазл» в единое решение, которое в дальнейшем можно воспроизводить в профессиональной практике.
С точки зрения применения кейс-технологии в процессе обучения экономическим дисциплинам в системе среднего профессионального образования, считаем значимым учет следующих требований:
• проблемно-ориентированный характер закладываемой в кейс ситуации;
• соответствие поставленным целям и задачам в рамках конкретного учебного занятия, согласованность с содержанием и гармоничная встраиваемость в его структуру;
• дифференциация сложности с принятием за основу «ступенчатой» структуры приращения сложности выполняемых кейсов;
• раскрытие системы аспектов экономической жизни, что предполагает разносторонность рассмотрения одного явления;
• актуальность рассматриваемой ситуации в будущем, с прикладной привязкой к профессиональным компетенциям специалиста;
• типовой характер, отражающий реальную профессиональную действительность;
• дискуссионный характер, предполагающий обсуждение результатов и обмен мнениями;
• наличие как минимум нескольких противоположных стратегий принятия решения (при отсутствии полностью «правильного» типового ответа).
Таким образом, основными требованиями к подготовке и организации учебного занятия с применение технологии кейс-обучения являются реальность описываемых ситуаций в задании и подлинность фактов. Преподавателю же отведена роль наблюдателя и наставника, он не передает точные знания, а направляет обучающихся по ходу решения кейсов, организует их работу.
Выводы. Таким образом, по результатам проведенного исследования особенности применения кейс-технологии в процессе обучения экономическим дисциплинам в системе среднего профессионального образования, отметим высокую значимость и инновационную направленность кейс-технологии на достижение поставленных целей и задач профессионального образования. Кейс-технология, благодаря обширной практике и опыту её применения, активном характере деятельности обучающегося, становится значимым инструментом формирования практико-ориентированных умений, навыков и компетенций обучающихся, с перспективой гармонизации теоретических и практических аспектов обучения. Кейс-технология становится также эффективным средством обогащения профессионального опыта обучающегося, задает потенциал в достижении целей экономического образования. Учитывая высокий динамизм требований, предъявляющихся к специалистам на рынке труда, планомерная и результативная интеграция кейс-технологии
в обучение становится одним из условий обеспечения готовности специалиста к дальнейшей профессиональной деятельности.
Литература:
1. Быстрова, Н.В. Роль инновационных технологий при формировании ключевых профессиональных компетенций у студентов вуза / Н.В. Быстрова, П.Н. Чеснокова, М.Н. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. -2021. -№72-3. -С. 51-53
2. Быстрова, Н.В. Интерактивные формы обучения в современном вузе / Н.В. Быстрова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. -2021. -№ 2 (52). - С. 146-151
3. Быстрова, Н.В. Интерактивные методы обучения в экономической подготовке студентов вуза / Н.В. Быстрова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 2 (36). - С. 14-19
4. Исаев, М.И. Кейс-метод как эффективная технология формирования инновационной культуры будущих учителей информатики / М.И. Исаев // МНКО. - 2023. - №3 (100). - С. 307-309
5. Кутепова, Л.И. Инновационные педагогические технологии организации самостоятельной работы студентов / Л.И. Кутепова, О.Н. Солуянова, К.А. Максимова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2019. - Т. 8, № 3(28). - С. 265-268. - DOI 10.26140/anip-2019-0803-0067
6. Лабзина, П.Г. Тьюторское сопровождение как педагогическое условие реализации проектной деятельности студентов вуза / П.Г. Лабзина // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 3(40). - DOI 10.26795/2307-12812022-10-3-4
7. Лапшова, A.B. Внедрение информационных технологий в систему профессионально-педагогического образования / A.B. Лапшова, Е.А. Челнокова, К.А. Максимова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9, № 2(31). - С. 197-199. - DOI 10.26140/bgz3-2020-0902-0049
8. Методы обучения экономическим дисциплинам / А.П. Гарин, A.B. Угарова, A.C. Бессольнова, A.A. Рубанова // Московский экономический журнал.-2022. - Т. 7, № 7. -DOI 10.55186/2413046Х_2022_7_7_404
9. Мусхаджиева, Т.А. Природа и сущность межличностных отношений между субъектами педагогической деятельности / Т.А. Мусхаджиева // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, №4 (41). - DOI: 10.26795/2307-12812022-10-4-4
10. Потапова, О.Н. Особенности обучения предпринимательству на непрофильных направлениях программ среднего профессионального образования / О.Н. Потапова, А.Ю. Погорелова, Т.А. Пузыяа // Современная конкуренция. - 2022. - №2 (86). - С. 128-143
Педагогика
УДК 37.04-053
доктор педагогических наук Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); начальник отдела дистанционного обучения Воробчикова Елизавета Олеговна
Государственное бюджетное образовательное учреждение города
Москвы дополнительного профессионального образования Центр профессиональных
квалификаций и содействия трудоустройству «Профессионал» (г. Москва)
ПРОБЛЕМА РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ
Аннотация. В статье рассмотрена проблема разработки образовательного контента для обучения взрослых на основе их психофизиологических и возрастных особенностей. Проанализированы различные классификации развития взрослых в зависимости от возрастной категории. Обоснована классификация на основании изменений в структуре мозга. Рассмотрен термин нейроандрагогика и нейродидактика. Авторами были определены принципы для формирования образовательного контента. Наряду с этим, было выделено три группы образовательныхых ресурсов. В каждой из групп определили ведущие формы представления контента. Рассмотрели роль интерактивности в используемых ресурсах. Особое внимание было уделено блоку коммуникации и особенностям ее организации для обучающихся разных возрастов. Оценена роль геймификации в процессе обучения взрослых. В статье систематизирован практический опыт авторов.
Ключевые слова: Обучение взрослых, образовательный контент, онлайн-обучение, электронный образовательный курс, запрос на обучение, психофизиологические особенности, нейроандрагогика, нейродидактика.
Annotation. The article discusses the problem of developing educational content for teaching adults based on their psychophysiological and age characteristics. Various classifications of adult development depending on age category are analyzed. The classification is based on changes in the structure of the brain. The terms neuroandragogy and neurodidactics are considered. The authors identified principles for the formation of educational content. Along with this, three groups of educational resources were identified. In each group, the leading forms of content presentation were identified. We considered the role of interactivity in the resources used. Particular attention was paid to the communication block and the features of its organization for students of different ages. The role of gamification in the adult learning process is assessed. The article systematizes the practical experience of the authors.
Key words: Adult learning, educational content, online learning, electronic educational course, request for training, psychophysiological characteristics, neuroandragogy, neurodidactics.
Введение. В настоящее время доля взрослых людей, проходящих обучение растет. В России, то в 2023 году выручка в сегменте образования взрослых выросла на 30% [7] по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. При этом большое внимание уделяется не только процессу организации, но и проблеме разработки самого контента. В процессе исследования установлено, что качественный контент не только содержательно отвечает принципам научности, базируется на принципе доказательного обучения, а также должен адекватно восприниматься и интериоризоваться обучающимися. Для этого необходимо понимание и знание психофизиологических особенностей взрослых обучающихся.
Изложение основного материала статьи. Авторы Вайндорф-Сысоева М.Е. и Воробчикова Е.О. в статье «Организация запросно-ориентированного обучения взрослых» рассматривают вопросы, касающиеся особенностей обучения категории взрослых, их познавательных процессов и запросов на обучение. В ходе исследования нами было выявлено, что кроме данных показателей немаловажным являются знания о характеристиках работы головного мозга, а также особенностей функционирования нервной системы человека.