НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 37.04-053
DOI 10.25257/KB.2022.4.63-70
К вопросу о нейроандрагогике в языковом обучении и консультировании взрослых
On the issue of neuroandragogy in adult language teaching and counseling
Ж. Е. ЕРМОЛАЕВА1, И. Н. ГЕРАСИМОВА2
Московский педагогический государственный университет, интернет-портал EduNeo.ru, Москва, Россия
2Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия
Zh.E. ERMOLAEVA, I.N. GERASIMOVA1
1Moscow Pedagogical State University, Internet-portal EduNeo.ru, Moscow, Russia 2State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
Статья посвящена важным вопросам нейролингводидактики в аспекте языкового образования. Авторы обосновывают необходимость внедрения нейролингводидактического подхода в обучении взрослых. Дается понятие нейроандрагогики и нейролингводидактики, как необходимых направлений развития языкового образования взрослых. Выделяются принципы нейроандрагогического подхода с учетом контингента обучающихся. Рассмотрены вопросы общей организации учебного процесса с опорой на современные знания о нейробиологии мозга. Показана возможность повышения эффективности обучения взрослых силами нейроандрагогики, нейролингводидактики, нейродиагностики.
Ключевые слова: нейроандрагогика, нейролингводидактика, нейродиагностика, обучение взрослых, лингвистика
Abstract: The article is dedicated to the important issues of neurolinguodidactics with respect to language teaching. The authors substantiate the need to introduce a neurolinguodidactic approach into teaching adults. Neuroandragogy and neurolinguodidactics are given as necessary directions for the development of adult language teaching. The principles of the neuroandragogical approach are distinguished, taking into account the students target group. The issues of the general organization of teaching process based on modern knowledge of brain neurobiology are considered. The possibility of increasing efficiency of teaching adults by means of neuroandragogy, neurolinguodidactics, and neurodiagnostics is shown.
Key words: neuroandragogy, neurolinguodidactics, neurodiagnostics, teaching adults, linguistics
ВВЕДЕНИЕ
Нейропсихологи А. Р. Лурия, Л. С. Цвет-кова, С. Спрингер, Г. Дейтч, Е. Д. Хомская и другие в 6о-х гг. 20 в. впервые обозначили проблему использования нейропси-хологических и психофизиологических знаний в деятельности образовательных заведений [1—4]. В 1990-х гг. было выделено научное направление - нейропеда-гогика, которое позволяло учитывать возрастную динамику психофизиологических особенностей учащихся в учебном процессе. Применение знаний нейропедагоги-ки и нейропсихологии дает возможность дифференцировать учебный процесс, реструктуризировать систему образования в целом.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В сфере образования взрослых людей проблемы связаны, в основном, не со способом получения знаний, а с управлением ими. «Общество, основанное на знаниях» -эта дефиниция появилась на Западе еще в 70-х годах прошлого столетия. Однако в наше время она получает непосредственное прикладное значение, так как описывает современную потребность общества в огромном количестве компетентных специалистов, способных на субъективном уровне мобильно включаться в деятельность в новых условиях, с новыми знаниями, новыми ценностями. Такая общественная ситуация запрашивает от человека новой компетенции - умения обучаться постоянно, на протяжении всей жизни.
Длительное время общепринятой была точка зрения Р. Декарта о том, что психика и мозг независимы друг от друга как две принципиально разные субстанции.
Позднее, со времен В. Вундта и вплоть до второй половины XX в. считалось, что нейрофизиология может быть полезной только при изучении простейших сенсорных и перцептивных процессов.
Прошло несколько десятков лет, и мозговые корреляты стало возможным обнаруживать даже для очень сложных психических процессов, составляющих основу обучения.
Основателем андрагогического подхода в образовании называют американского ученого и педагога М. Ноулза, издавшего в 1950 г. книгу под названием «Informal Adult Education» («Неформальное обучение взрослых») [5], а в 1970 г. - фундаментальный труд «The Modern Practice of Adult Education. From Pedagogy to Andrology» («Современные технологии обучения взрослых. От педагогики к андрогогике») [6], а в России первопроходцами в данном направлении стали С. И. Змеев, Р. А. Исламшин, И. А. Колесников, А. П. Ситник, Л. В. Линевич, Ю. Н. Дре-шер [7-12].
Под андрагогикой понимают теорию обучения взрослых, научно обосновывающую деятельность обучающегося и обучающих по определению целей, задач, содержания, форм, методов обучения, организации процесса обучения взрослых [7].
Новый подход к обучению взрослых стал неким вызовом современной науке. Нейроандрагогика позволила найти ответы на вопросы - как учить новому и переучивать взрослых людей, учитывая особенности развития головного мозга, индивидуальность, жизненный и практический опыт, ценностные установки, жизненные цели, социальные ограничения (мало свободного времени на учебу, наличие семьи и работы).
Термин «нейроандрагогика» редко используется в русскоязычном пространстве. Она базируется на андрагогике, основах возрастной психологии и геронтологии, нейробиологии, позволяя оптимально и
эффективно решать педагогические задачи обучения взрослых.
По нашему мнению, следует вывести некие законы нейроандрагогики как прикладной науки.
1. В основе любого обучения лежит безопасность. Под воздействием стресса частично или полностью блокируется умственная деятельность взрослого, и замедляется выстраивание нейросети.
2. Ведущая роль в обучении принадлежит обучающемуся взрослому.
3. Жизненный опыт и профессиональные умения обучающегося должны быть задействованы в образовательном процессе.
4. Обучение должно быть гибким, согласно возрастным особенностям работы головного мозга.
5. Обучение должно быть практикоо-риентрированным, его результаты должны применяться.
6. Обучение должно строиться по модели микрообучения, при котором обучающийся получает новую информацию мелкими порциями, а затем регулярно повторяет ее.
Кого же считать взрослым обучающимся? Социологи выделяют три возрастные группы: от 18 до 25 лет, от 25 до 45 лет и старше 45 лет.
Наш опыт показывает, что работа с возрастной группой от 18 до 22 лет в большинстве своем соединяет нейропедагогические и нейроандрагогические подходы. Но для нейропедагогики, в связи с продолжающимися процессами формирования лобной доли, здесь больше, а значит, методы и приемы обучения будут направлены на работу создания новых нейронных связей. То есть это не чисто «взрослые». В связи с этим данная возрастная группа не в полной мере относится к категории взрослых обучающихся.
Авторы предлагают классификацию, основанную на основных изменениях в структуре мозга:
I. Обучающийся 23—30 лет.
До конца сформирована лобная доля, обладает (неким/значительным) жизненным и профессиональным опытом, еще (достаточно)
тревожно воспринимает свои неизбежные ошибки, недоработки и промахи.
II. Обучающийся 30—45 лет.
Его успешная учебная деятельность зависит от ряда социальных (бытовых) и профессиональных факторов; происходит метаболизм, гипоталамус постепенно начинает терять чувствительность, замедляются скорость процесса переработки информации. (В меру) критичен по отношению к педагогу и коллегам
III. Обучающийся 46—60 лет.
Белок в организме синтезируется медленнее, чем разрушается. Без этого строительного материала снижается мышечная масса. Как следствие, возникают изменения в кровоснабжении головного мозга, заболевания нервной системы, которые приводят к ухудшению памяти, внимания, концентрации, скорости реакции. Трудности работы затылочной и височной доли.
IV. Обучающиеся 60+.
Им легче справится с обучением прикладному рутинному труду без освоения принципиально новых компетенций, связанных с высокими технологиями. Заметно снижается уровень памяти, незначительно изменяется беглость речи, но сильных когнитивных изменений не происходит.
В связи с этим преподаватель, в частности, преподаватель иностранного языка, работая со взрослой аудиторией, должен выстраивать обучение с учетом следующих основных базовых принципов.
Безопасность. Стресс частично или полностью блокирует умственную деятельность ребенка и взрослого и в конечном итоге разрушает нейроны. Безопасность, при которой происходит приятный выброс эндорфина, предполагает «положительный настрой, создание позитивного самовосприятия, понимание со стороны учителя уникальности каждого ученика, стиля его познавательной деятельности, интеллектуального потенциала. Необходимо обеспечить возможность сотрудничества и групповой работы, и то и другое повышает осведомленность и снижает напряженность» [13].
Гибкость. Совместный выбор содержания, форм, методов, источников и средств обучения. Все параметры процесса обучения могут и должны быть объектом обсуждения со слушателем, так как в результате такого обсуждения обучающиеся берут на себя часть ответственности за планирование и осуществление учебного процесса, испытывают чувство сопричастности к нему.
Говоря о методах языкового обучения в рамках нейроандрагогики, отметим, что в настоящее время этими аспектами обучения занимается такая наука, как нейролингводи-дактика. Нейролингводидактика занимается разработкой и апробацией новых методов, приемов, технологий и подходов в аспекте индивидуализации языкового обучения. Все более актуальными признаются кейс-методы, проблемно-исследовательский с практио-ориентированными заданиями с применением гибких продуктов.
Привлечение обучающихся к участию в совместной деятельности по планированию, организации, оцениванию и коррекции процесса обучения является залогом успешного обучения, так как позволяет выработать у них активную, ответственную позицию по отношению к своему обучению и почувствовать ответственность за ход и
Рисунок 1. Пирамида обучения взрослых
результат совместной с преподавателем деятельности, направленной на достижение поставленных целей.
Микрообучение. Микрообучение -это подход, при котором ученик получает новую информацию мелкими порциями, а затем регулярно повторяет ее.
1. Недостаточно просто дробить контент без переработки. Разбиение большого учебного материала на мелкие блоки (например, нарезка длинной лекции на эпизоды по десять минут), не будет считаться микрообучением. Важно, чтобы у каждого фрагмента была одна четкая идея. Необходимо сосредоточиться на результате, которого должны добиться студенты при изучении конкретного микроблока информации.
2. Не следует ограничиваться одним форматом. Пусть обучающиеся знакомятся с новым материалом разными способами (видео, текст, активности и др.). К примеру, можно отправлять студентам письма с короткими практическими советами, раз в неделю знакомить их с обучающими видео и раз в две недели устраивать тестирования, опросы, анкетирование.
3. Не забывайте измерять эффективность обучения. Насколько сильно обучение меняет обучающихся? Улучшились ли их знания, повысилась ли продуктивность, появились ли новые полезные привычки? Важно оценивать эффективность микроуроков и улучшать их.
Схема курса в аспекте микрообучения может строиться следующим образом: получение информации (ознакомление с новым) -осмысление в удобном формате (видео, аудио, текст, майнд-мэп) - применение (что решил, сделал, создал в определенных условиях).
Получил информацию
Осмыслил в удобном формате
Применил
Рисунок 1. Схема курса
Для контроля и оценки учебных достижений рекомендуется использовать рейтинговую систему. Накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля [14].
Одной из ключевых задач нейроандра-гогики является организация обучения по основным законам науки, с опорой на анализ поведения обучающегося, выделение ключевых особенностей, целей ученика, описание имеющихся компетенций, и на особенности восприятия учебной информации, для формирования грамотной и гибкой стратегии обучения.
Именно поэтому так важно для преподавателя, работающего со взрослым учеником, проведение первичной следящей нейродиа-гностики.
Например, при лингвистических консультациях с данной категорией, самое главное - это понять запрос человека и оценить физиологические и когнитивные возможности. Проиллюстрируем это на примере обучающегося возрастной группы 46-60 лет.
Обучающийся: мужчина 56 лет, уровень подготовки Ао.
Запрос: профессия дипломата требует изучение русского языка как иностранного для использования в сфере деятельности.
Владеет: английским, португальским, немецким языками.
Характеристика: относится к III обучающей группе. Имеет проблемы с восприятием слуховой информации (ухудшился слух после перенесенного СОУГО-19), в связи с этим - проблемы с памятью и воспроизведением слов на русском языке, близорукость. Большие когнитивные нагрузки приводят к быстрой утомляемости. Темп работы медленный. Наблюдается небольшая двигательная заторможенность (прямая связь с проблемами слуха).
Выстраиваем алгоритм работы: создание безопасной среды (обязательно совместно выбираем учебник (один), или рабочие листы, подготовленные лично
преподавателем - подходить должен шрифт, размер букв, цветовая гамма, выбираем удобный подход в зависимости от запроса -говорение, аудирование, чтение, письмо); гибкость - занятия индивидуальные, обязательное включение упражнений на движение и дыхание, все действия сопровождаются визуальным рядом, используем когнитивные
Вариант краткой схемы диагностики обучающегося
тренажеры по запоминанию слов, по написанию; микрообучение - одно задание -один текст, разбивка на микротемы в грамматике и лексики, круговое повторение материала на каждом этапе обучения.
Краткая схема диагностики может представляться в табличном варианте для удобства заполнения.
ФИО:
Возраст:
Уровень языковой подготовки:
Этап Комментарий
Цель изучения иностранного языка
Утомляемость (на какой минуте)
Тем работы (медленно, быстро, в пределах нормы)
Заторможенность речевая (говорит медленно, с паузами, в пределах нормы)
Заторможенность двигательная (медленно, в пределах нормы)
Быстро включается в работу
Понимает инструкцию на слух
Понимает инструкцию при предоставлении визуального ряда
Имеет трудности называния предметов на иностранном языке
Сбивчивое дыхание, проглатывает окончания
Переспрашивает
Трудности пересказа
Трудности в запоминании новых слов
Отсутствие логической связи в пересказе или рассказе
ВЫВОДЫ
Нейродиагностика позволяет выявить трудности процесса обучения взрослых, установить их причины и, как следствие, своевременно внести коррективы, что обеспечит достижение обучающимися необходимого уровня подготовки.
Исследования в области нейрофизиологии, когнитивистики обеспечивают нас данными о том, как происходит процесс обучения в теле человека. Не существует единого, подходящего для всех метода обучения. Каждый обучающийся индивидуален.
Понимание того, как функционирует наш мозг во время обучения, каков механизм познания, как нейронные сети участвуют в обработке различных языковых аспектов, помогает улучшить процесс обучения взрослых.
В условиях современности учеба в течение всей жизни становится больше правилом, чем исключением. Уровень знаний отдельного человека стремится за уровнем развития всех сфер общественной жизни.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Педагогика, 1963. Т. 1. 1970. Т. 2.
2. Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка // Труды психологической лаборатории Академии ком. воспитания им. Н. К. Крупской.
М., 1927. Т. 1. 259 с.
3. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг: Пер. с англ. М.: Мир. 1983. 256 с.
4. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. СПб.: Питер, 2005. 496 с.
5. Knowles M. S. The Modern Practice of Adult Education. Cambridge, 1980. 62 p.
6. Knowles M. S, Holton IIIE. E, Swanson R. A. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development. 6th edition. London, New York, etc.: Elsevier Butterworth Heinemann, 2005. 378 p.
7. Змеев С. И. Основы Андрагогики. М. 2013. 149 с.
8. Исламшин Р. А., Габдулхаков В. Ф. Андрагогика: историко-педагогический процесс и языковая личность XXI века: Учеб. пособие. Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. 288 с.
9. Колесников И. А., Марон А. Е, Тонконогая Е. П. Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
под ред. И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия». 2003. 240 с.
10. Ситник А. П., Савенкова И. Э, Крупин И. В., Крупин И. К. Андрагогические основы повышения квалификации педагогических кадров. М.: Издательство «АПК и ППРО». 2000. 84 с.
11. Линевич Л. В. Андрагогический подход к обучению студентов в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2002. 258 с.
12. Дрешер Ю. Н. Андрагогика. Современные технологии в подготовке и проведении учебного процесса: Учебно-методическое пособие. Казань: Медицина, 2017. 64 с.
13. Костромина С. Н. Введение в нейродидактику: учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. 182 с.
14. Золотухин С. А. Микрообучение как центральная концепция электронного обучения // Ученые записки. Электронный научный журнал курского государственного университета, 2020. № 4 (56). С. 246-250.
REFERENCES
1. Luria A.R. Mozg cheloveka i psikhicheskie protsessy [Human brain and mental processes]. Moscow, Pedagogy Publ., 1963, vol. 1, 1970, vol. 2. (in Russ.).
2. Luria A.R. Speech and intelligence in child development. Trudy psihologicheskoj laboratorii Akademii kom. vospitanija im. N. K. Krupskoj -Proceedings of the Psychological Laboratory of the Academy com. education named after N.K. Krupskaya. Moscow, 1927, vol. 1. 259 p. (in Russ.).
3. Springer S., Deutsch G. Levyi mozg, pravyi mozg [The left brain, the right brain]. Trans. from English, Moscow, Mir Publ., 1983, 256 p. (in Russ.).
4. Chomskaya E.D. Neiropsikhologiia: 4-e izdanie [Neuropsychology: 4th edition]. Saint Petersburg, Peter Publ., 2005. 496 p. (in Russ.).
5. Knowles M.S., Holton III E.E., Swanson R.A. The Adult Learner. The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development. 6th edition. London, New York, etc.: ELSEVIER Butterworth Heinemann, 2005. 378 p. (in Engl.).
6. Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education. Cambridge, 1980. 62 p. (in Engl.).
7. Zmeev S.I. Osnovy Andragogiki [Fundamentals of Andragogy]. Moscow, 2013, 149 p. (in Russ.).
8. Islamshin R.A., Gabdulkhakov V.F. Andragogika: istoriko-pedagogicheskii protsess i iazykovaia lichnost KhKhI veka: Ucheb. Posobie [Andragogy: historical and pedagogical process and linguistic personality of the twentieth century]. Publishing house of NGO "MODEK", 2005, 288 p. (in Russ.).
9. Kolesnikov I.A., Maron A.E., Tonkonogaya E.P. Osnovy andragogiki: Ucheb. posobie dlia stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenii/pod red. I.A. Kolesnikovoi [Fundamentals of andragogy. Edited by I.A. Kolesnikova]. Moscow, Publishing Center "Academy". 2003. 240 p. (in Russ.).
10. Sitnik A.P., Savenkova I.E., Krupin I.V., Krupin I.K. Andragogicheskie osnovy povysheniia kvalifikatsii pedagogicheskikh kadrov [Andragogical foundations
of advanced training of pedagogical personnel]. Moscow, Publishing House "APK and PPRO". 2000, 84 p. (in Russ.).
11. Linevich L.V. Andragogicheskii podkhod k obucheniiu studentov v vuze: diss. na soiskanie uch. st. kand. ped. nauk [Andragogical approach to teaching students at the university: diss. of Candidate of Pedagogical Sciences]. Kaliningrad, 2002, 258 p. (in Russ.).
12. Drescher Yu. N. Andragogika. Sovremennye tekhnologii vpodgotovke i provedenii uchebnogo protsessa: Uchebno-metodicheskoe posobie
[Modern technologies in the preparation and conduct of the educational process]. Kazan, Medicine Publ., 2017, 64 p. (in Russ.).
13. Kostromina S.N. Introduction to neurodidactics: a textbook. Saint Petersburg, Publishing House of St. Petersburg University, 2019, 182 p. (in Russ.).
14. Zolotukhin S.A. Microeducation as a central concept of e-learning. Uchenye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnal kurskogo gosudarstvennogo universiteta Scientific Notes. Electronic Scientific Journal of Kursk State University, 2020, no. 4 (56), pp. 246-250 (in Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Жаннетта Евгеньевна ЕРМОЛАЕВАн
Кандидат филологических наук, доцент
Доцент кафедры лингводидактики РКИ и билингвизма
МПГУ, главный редактор портала EduNeo.ru, Москва,
Российская Федерация
SPIN-код: 5409-291
AuthorID: 755692
^/ЛлтаИ глт
Zhannetta E. ERMOLAEVAH
PhD in Philology, Associate Professor
Associate Professor of the Department of linguodidactics
(RaFL) and the Department of bilingualism of Moscow
Pedagogical State University, editor-in-chief of EduNeo.ru,
Moscow, Russian Federation
SPIN-Kog: 5409-291
AuthorID: 755692
i/anm^il rr\m
Ирина Николаевна ГЕРАСИМОВАн
Irina N. GERASIMOVAH
Senior Lecturer of the Department of Combustion Processes
and Environmental Safety,
State Fire Academy of EMERCOM of Russia,
Moscow, Russian Federation
SPIN-Kog: 1642-3527
AuthorID: 756853
ORCID: 0000-0001-7829-9610
Старший преподаватель кафедры процессов горения
и экологической безопасности,
Академия ГПС МЧС России,
Москва, Российская Федерация
SPIN-код: 1642-3527
AuthorID: 756853
ORCID: 0000-0001-7829-9610
нтеедега@таП.ги
Поступила в редакцию 05.12.2022 Принята к публикации 15.12.2022
Для цитирования:
Ермолаева Ж. Е, Герасимова И. Н. К вопросу о нейроандрагогике в языковом обучении и консультировании взрослых // Культура и безопасность. 2022. № 4. С. 63-70. 00!:10.25257/КВ.2022.4.63-70
Received 05.12.20222 Accepted 15.12.2022
For citation:
ErmolaevaZh.E., GerasimovaI.N. On the issue of neuroandragogy in adult language teaching and counseling. Kultura i bezopasnost - Culture and safety. 2022, no. 4, pp. 63-70. D0i:10.25257/KB.2022.4.63-70