Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ВУЗА В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЦИПАМИ АНДРАГОГИКИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ВУЗА В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЦИПАМИ АНДРАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АНДРАГОГИКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сальная Лейла Климентьевна

Цель исследования - показать специфику организации процесса профессионального совершенствования преподавателей специальных дисциплин, осуществляемого согласно принципам андрагогики средствами программ дополнительного образования кафедры иностранных языков. В статье описаны программы дополнительного образования кафедры иностранных языков для преподавателей специальных дисциплин в области совершенствования методической и иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции. Научная новизна состоит в обосновании отбора ведущих принципов андрагогики для разработки программ обучения взрослых слушателей. В результате исследования представлены особенности реализации программ дополнительного образования для преподавателей специальных дисциплин в вузе и доказано, что использование принципов андрагогики в ходе планирования и реализации данных программ повышает уровень удовлетворенности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сальная Лейла Климентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS FOR SPECIAL DISCIPLINES TEACHERS ON THE BASIS OF ANDRAGOGY PRINCIPLES

The paper aims to reveal the specificity of organizing additional foreign language education for special disciplines teachers on the basis of andragogy principles. The article describes additional educational programs developed by Foreign Languages Department and aimed to improve special disciplines teachers’ methodical and professionally oriented foreign-language communicative competence. Scientific originality of the study involves justifying the thesis that andragogy principles should be taken into account when developing adult education programs. The research findings are as follows: the author reveals the specificity of implementing additional educational programs for special disciplines teachers and proves that reliance on andragogy principles helps to raise learners’ level of satisfaction.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ВУЗА В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЦИПАМИ АНДРАГОГИКИ»

rpomOTQ Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice

2021. Том 14. Выпуск 12. С. 4069-4074 | 2021. Volume 14. Issue 12. P. 4069-4074

ISSN 1997-2911 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): philology-journal.ru

RU

Реализация программ профессионального совершенствования преподавателей специальных дисциплин вуза в соответствии с принципами андрагогики

Сальная Л. К.

Аннотация. Цель исследования - показать специфику организации процесса профессионального совершенствования преподавателей специальных дисциплин, осуществляемого согласно принципам андрагогики средствами программ дополнительного образования кафедры иностранных языков. В статье описаны программы дополнительного образования кафедры иностранных языков для преподавателей специальных дисциплин в области совершенствования методической и иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции. Научная новизна состоит в обосновании отбора ведущих принципов андрагогики для разработки программ обучения взрослых слушателей. В результате исследования представлены особенности реализации программ дополнительного образования для преподавателей специальных дисциплин в вузе и доказано, что использование принципов андрагогики в ходе планирования и реализации данных программ повышает уровень удовлетворенности обучающихся.

EN

Realization of Additional Educational Programs

for Special Disciplines Teachers on the Basis of Andragogy Principles

Salnaia L. K.

Abstract. The paper aims to reveal the specificity of organizing additional foreign language education for special disciplines teachers on the basis of andragogy principles. The article describes additional educational programs developed by Foreign Languages Department and aimed to improve special disciplines teachers' methodical and professionally oriented foreign-language communicative competence. Scientific originality of the study involves justifying the thesis that andragogy principles should be taken into account when developing adult education programs. The research findings are as follows: the author reveals the specificity of implementing additional educational programs for special disciplines teachers and proves that reliance on andragogy principles helps to raise learners' level of satisfaction.

Введение

Актуальность темы. Многочисленные вызовы современного образования обусловлены реалиями экономической, политической и социальной жизни общества. Прежде всего, процессы глобализации, развивающиеся в мире, влекут за собой беспрецедентный рост и распространение научного и профессионального знания, что, в свою очередь, приводит, с одной стороны, к быстрому устареванию профессионально ценной информации. С другой стороны, доступность информации предоставляет безграничные, как во времени, так и в пространстве, возможности профессионального самообразования и саморазвития. Современный специалист имеет доступ к материалам профессиональных сообществ в любое время, в любой форме и из любой локации по всему миру. Таким образом, для того чтобы соответствовать стандартам международного рынка труда, профессионал должен заниматься постоянным самообразованием, "lifelong learning" (Jarvis, 2004). Преподаватели вуза не являются исключением. Более того, успешная профессиональная деятельность преподавателя вуза обусловлена дополнительными факторами, отражающими специфику его педагогической деятельности.

В общих чертах можно утверждать, что успешная профессиональная деятельность преподавателя университета обусловлена знанием преподаваемой дисциплины, владением педагогическими и методическими подходами, методами и приемами обучения и высоким уровнем сформированности иноязычной профессионально

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/phil20210652

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

ориентированной коммуникативной компетенции. В настоящее время от преподавателя специальных (технических) дисциплин требуется не только знать свой предмет, но и использовать передовые технологии обучения, которые позволят максимально эффективно организовать образовательный процесс. Данная группа преподавателей, как правило, не имеет специального педагогического и методического образования, поэтому процесс обучения они строят, основываясь на собственном студенческом опыте, используя методы и приемы обучения, которые использовались их преподавателями, также зачастую не имеющими соответствующей педагогической и методической подготовки. Безусловно, преподаватели используют ресурсы самообразования для формирования своей собственной модели и методики преподавания, но подобную работу сложно назвать регулярной, планомерной и комплексной. С другой стороны, реалии современной образовательной деятельности таковы, что и преподаватели, и студенты активно вовлечены в разнообразные международные программы обучения. Курсы и дисциплины, читаемые на иностранном языке, стажировки, международные образовательные проекты, научные конференции, соревнования вошли в жизнь каждого члена образовательного пространства. Высокий уровень сформированности иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции является обязательным условием работы в вузе, что требует регулярной языковой практики, целенаправленно организованной дополнительной лингвистической подготовки преподавателей специальных дисциплин.

В данном исследовании мы рассмотрим процесс профессионального совершенствования преподавателей специальных дисциплин, реализуемый согласно принципам андрагогики средствами программ дополнительного образования кафедры иностранных языков.

Мы считаем, что для профессионального совершенствования в области педагогического мастерства и иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции в университетах должны и могут быть организованы специальные условия, так как ряд кафедр вуза имеет соответствующую специализацию, ведет теоретические исследования и разрабатывает общие и частные вопросы методики обучения. Лингвистический консультационно-образовательный центр кафедры иностранных языков Южного федерального университета имеет существенный потенциал для организации профессионального совершенствования преподавателей специальных дисциплин, так как в составе кафедры - профессор, доктор педагогических наук и доценты, кандидаты педагогических и филологических наук, с чрезвычайно широкой областью научных интересов, ведущие исследовательскую работу в сфере современных проблем педагогики, методики и филологии. В частности, в настоящее время особое внимание уделяется технологиям дистанционного образования, смешанного обучения (blended learning), предметно-языковому интегрированному обучению (CLIL), мультимодальному подходу в обучении, создаются учебники и учебные пособия для курсов «Иностранный язык для специальных целей» (для различных специальностей), «Иностранный язык для профессионального общения», «Иностранный язык для научного общения», «Академическое письмо» и другие. Все вышеперечисленное может составить базу для организации курсов повышения квалификации, в том числе для преподавателей специальных дисциплин, силами и средствами Лингвистического консультационно-образовательного центра кафедры иностранных языков.

Задачи исследования:

- выделить ведущие принципы андрагогики для организации процесса обучения взрослых, уточнить содержание данных принципов на примере дополнительного образования преподавателей специальных дисциплин;

- рассмотреть особенности организации образовательного процесса в группах, состоящих из взрослых обучающихся;

- доказать, что выбор принципов андрагогики при организации дополнительного обучения для преподавателей специальных дисциплин вуза обусловливает повышение уровня удовлетворенности обучением.

Теоретической базой исследования послужили работы, определяющие андрагогику как основу обучения (Knowles, 1984; Jarvis, 2004; Chan, 2010; Caruth, 2014; Schreurs, Dumbraveanu, 2014; Вершловский, 2013; Змеев, 2007; Казакова, 2017; Кукуев, 2010; Колесникова, Марон, Тонконогая, 2007), концепции андрагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в профессиональной переподготовке педагогических кадров (Billington, 2016; Filin, 2015; Henschke, 2008; Гордина, 2010; Копылова, 2013; Толкачева, 2017; Суйкова, 2018; Витвицкая, 2009; Громкова, 2015; Кларин, 2014), положения индивидуального подхода в обучении (Кирсанов, 1982; Унт, 1990; Чернякова, 2009).

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, лингвистической, методической литературы; определение уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции индивидуальных особенностей и личных образовательных целей обучающихся; беседы со слушателями курсов профессионального совершенствования; анкетирование; статистическая обработка и интерпретация полученных данных.

Практическая значимость работы заключается в том, что показан опыт обучения взрослых слушателей согласно принципам андрагогики; идеи и приемы организации профессионального совершенствования преподавателей специальных дисциплин, осуществляемой согласно принципам андрагогики могут найти применение при разработке курсов повышения квалификации на базе кафедр иностранных языков.

Основная часть

Проблема обучения на протяжении всей жизни и особенности обучения взрослых представляют область исследования востребованной на данный момент науки - андрагогики. Необходимо отметить, что андраго-гика не является молодой наукой. Термин «андрагогика» был введен немецком исследователем Александром

Каппом в 1833 году (Кукуев, 2010). М. Ш. Ноулз продолжил исследования в области обучения взрослых и сформулировал принципы обучения, использующиеся поныне (Knowles, 1984, 2005). Вопросы обучения взрослых в настоящее время активно рассматриваются в мире ввиду потребности специалистов в постоянном образовании (Jams, 2004; Knowles, Holton, Swanson, 2005; Henschke, 2008; Chan, 2010; Caruth, 2014; Schreurs, Dumbravea-nu, 2014; Reischmann, 2017).

Андрагогика также интенсивно исследуется российскими учеными (Онушкин, 1996; Колесникова, Марон, Тонконогая, 2003; Змеев, 2007; Мардахаев, 2007; Витвицкая, 2009; Гордина, 2010; Копылова, 2013; Толкачева, 2017; Суйкова, 2018; Громкова, 2015; Кларин, 2014).

Данное направление педагогики особенно актуально в настоящее время, эпоху стремительно устаревающих знаний и обучения в течение всей жизни. В. Г. Онушкин (1996) подчеркивал, что «в системе непрерывного образования для всех взрослые составляют самую многочисленную, самую многообразную категорию людей, испытывающих потребность в новых знаниях и овладевающих различными знаниями и умениями. Различия по полу, возрасту, уровню грамотности и образованности, по интеллектуальному развитию, уровню развитости творческих способностей, по профессиональным и бытовым интересам, предшествующему жизненному пути и жизненным планам и т.п. накладывают глубокий отпечаток на образовательную деятельность различных групп взрослых людей и отдельных индивидов» (с. 7). Эта идея прослеживается в работах С. И. Змеева: «В андрагогической модели обучения ведущая роль в организации процесса обучения на всех его этапах принадлежит самому обучающемуся. Взрослый обучающийся - активный элемент, один из равноправных субъектов процесса обучения» (Змеев, 2007, с. 24). Продолжая говорить об особенностях личности взрослого обучающегося, отметим, вслед за С. И. Змеевым, следующие характерные черты: осознание себя как самостоятельной личности; владение определенным запасом жизненного и профессионального опыта; мотивация, обусловленная возможностью принять решение о достижении личностных целей; стремление к немедленной практической реализации полученных знаний, умений, навыков; обусловленность учебной деятельности целым рядом факторов (временных, пространственных, бытовых, профессиональных, социальных) (Змеев, 2007).

Все вышеперечисленные особенности нашли свое отражение в принципах реализации обучения взрослых. В целом принципы андрагогики, количество которых в разных исследованиях варьируется от пяти (Knowles, 2005) до тридцати шести (Суйкова, 2018), можно сформулировать следующим образом.

1. Принцип приоритетности самостоятельного обучения. Взрослые обучающиеся должны иметь возможность самостоятельно выстроить траекторию обучения в рамках курса, что предполагает ознакомление с учебно-тематическим планом и доступ к комплекту основных и дополнительных учебных материалов.

2. Принцип совместной деятельности обучающихся в группе и с преподавателем при подготовке и в процессе обучения. Как упоминалось выше, взрослые обучающиеся имеют свои цели обучения и понимание того, как данные цели могут быть достигнуты. Таким образом, эффективность курса во многом определяется плодотворным обсуждением и уточнением задач и содержания программы профессионального совершенствования.

3. Принцип использования имеющегося положительного жизненного (социального и профессионального) опыта.

4. Принцип элективности обучения логично продолжает данный список и означает определенную свободу обучающихся в формулировании целей и задач, источников, методов и приемов обучения, выборе места, времени и форм получения образования.

5. Принцип рефлективности проистекает из осознанного отношения к обучению.

6. Принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний. Социальный и профессиональный опыт, приобретенный слушателями курсов, может не отражать или противоречить текущей ситуации, научным фактам или современным технологиям, что способно затруднить процесс обучения. Преподавателю необходимо помочь студентам сформировать новую точку зрения, современное видение проблем и пути их решения.

7. Принцип индивидуального подхода к обучению предполагает предварительное изучение личности обучающегося, его целей, рода его профессиональной деятельности, объема свободного времени посредством тестирований, бесед.

8. Принцип востребованности результатов обучения практической деятельностью обучающегося. Данный принцип реализуется при предварительном обсуждении целей и задач студентов, а также в процессе анкетирования или беседы после обучения.

9. Принцип актуализации результатов обучения предполагает возможность незамедлительного использования приобретенных знаний, умений, навыков, компетенций в профессиональной деятельности.

10. Принцип системности обучения основан на методически оправданном построении процесса обучения на основании предыдущего образования и приобретенного профессионального опыта с учетом целей обучения, методов, форм, средств обучения и оценивания результатов.

11. Принцип развития обучающегося подразумевает направленность обучения на развитие личности, открытие для обучающихся способов и перспектив самообразования и саморазвития.

Мы считаем, что, поскольку контингент обучающихся на подобного рода курсах повышения квалификации составляют исключительно преподаватели специальных дисциплин, профессионалы, способные сформулировать личные цели профессионального развития и образования и определить пути их достижения, обладающие высокоразвитой способностью и стремлением к самообразованию и саморазвитию, необходимо говорить о принципе активного участия в проектировании и реализации обучения как ведущем принципе андрагогики. Принимая во внимание тот факт, что обе стороны обучения, субъекты обучения - преподаватели,

имеющие собственный опыт и понимание образовательного процесса, умеющие самостоятельно планировать и организовывать индивидуальные траектории обучения и развития, ведущим подходом к обучению представляется индивидуальный подход.

Автором статьи был разработан ряд программ, три из которых, на наш взгляд, могут быть полезны, и реализуются для формирования и совершенствования важной для преподавателя университета иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции и педагогического мастерства.

Программа дополнительного образования «Профессионально-ориентированная компетентность профессорско-преподавательского состава» предназначена для преподавателей с уровнем сформированности иноязычной коммуникативной компетенции А2. Программа включает в себя два модуля: «Иностранный язык (повышение уровня иноязычной коммуникативной компетенции)» и «Иностранный язык для профессиональной деятельности». Необходимо отметить, что в настоящий момент данная программа используется редко, так как большинство преподавателей Южного федерального университета имеют уровень B1 (17%) и B2 (80%).

Следующая программа «Подготовка к сдаче экзамена на международный сертификат First Certificate» является более узконаправленной, она предназначена для слушателей с уровнем сформированности иноязычной компетенции В1 - В2 и нацелена именно на успешную сдачу экзамена. Данная программа востребована среди преподавателей технических дисциплин, так как только преподаватели, подтвердившие в результате специального тестирования уровень В2, имеют право вести дисциплины на иностранном языке.

Третья программа, наиболее востребованная на данный момент, - «Иностранный язык для реализации предметно-языкового интегрированного обучения» - объединяет две цели: совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции и педагогическое и методическое образование. Уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции слушателей данной программы - минимум В2. В программу включены три модуля: «Иностранный язык (практика речи)», «Основы педагогики и общей методики преподавания» и «Предметно-языковое интегрированное обучение (Content and Language Integrated Learning (CLIL))».

Рассмотрим, каким образом принципы андрагогики реализуются в программах дополнительного образования Лингвистического консультационно-образовательного центра кафедры иностранных языков Южного федерального университета. Лингвистический центр был организован в 2005 году и, как мы считаем, можно говорить о сложившейся методике обучения взрослых слушателей. Подходы, методы и формы работы, используемые на занятиях, отражают принципы андрагогики, изложенные выше.

Первый этап реализации программ дополнительного образования включает в себя тестирование уровня иноязычной лингвистической коммуникативной компетенции, так как успешность обучения по каждой программе предполагает определенный уровень ее сформированности. В заключительной части вступительного теста будущим слушателям предлагают сформулировать личные цели и ожидания от курса, а также изложить собственные предложения, планы и возможности (временные, пространственные и другие). По результатам тестирования формируются группы, и производится модификация учебно-тематического плана. Так, на наш взгляд, применяются принципы системности и индивидуального подхода к обучению.

Организация занятий осуществляется, руководствуясь принципами приоритетности самостоятельного обучения и совместной деятельности обучающихся в группе и с преподавателем при подготовке и в процессе обучения. Как правило, первое, вводное занятие посвящено знакомству слушателей друг с другом, преподавателем; обучающимся представляется учебно-тематический план, основные и дополнительные материалы, чтобы слушатели имели возможность планировать свое время на обучение, уделить определенным темам особое внимание, то есть выстроить личную образовательную траекторию в рамках программы обучения группы. На этом этапе содержание, задачи обучения, формы, методы и средства обсуждаются коллективно и, при необходимости, корректируются. Таким образом, реализация курса адаптируется под каждую конкретную группу.

Отметим, что «тонкая настройка» программы обучения для группы происходит на всем протяжении обучения. Для того чтобы обеспечить возможность реализации личных целей согласно принципу элективности, в рамках курса предусмотрены индивидуальные консультации, а также учебные и дополнительные материалы для индивидуального обучения. Кроме того, имеется возможность организации процесса обучения на платформе TEAMS, что и было сделано в 2019-2020 годах.

Ввиду специфики профессиональной деятельности слушателей курсов дополнительного образования в ходе занятий происходит обмен опытом между всеми участниками процесса обучения, обучающимися и преподавателем, в результате реализуются принципы использования имеющегося положительного жизненного (социального и профессионального) опыта и корректировки устаревшего опыта и личностных установок, у всех сторон образовательного процесса формируется новый профессиональный опыт. Занятия проводятся в форме семинаров, круглых столов, итоговые занятия включают в себя представление и защиту проектов. Например, согласно принципам актуализации результатов обучения и востребованности результатов обучения практической деятельностью обучающегося в случае выбора программы «Иностранный язык для реализации предметно-языкового интегрированного обучения» к обсуждению представляются разработанные слушателями фрагменты занятий по преподаваемой дисциплине.

Заключительным этапом реализации программы является тестирование или беседа, направленные на выявление достоинств и недостатков курса, а также определение уровня удовлетворенности слушателей. В 2019-2020 годах индекс удовлетворенности обучением (Прокопенко, 2017) составил 0,784. Особенно отмечались такие положительные стороны организации процесса обучения, как гибкость учебного плана, возможность принимать участие в корректировке задач, методов и форм обучения, наличие обучающих средств, позволяющих выстроить индивидуальную образовательную траекторию, возможность применить полученные

знания на практике (проведение собственных занятий на иностранном языке). Можно проследить созвучие упоминаемых достоинств программ принципам андрагогики, изложенным выше.

Таким образом, использование принципов андрагогики в программах дополнительного образования, в частности, принципов приоритетности самостоятельного обучения, совместной деятельности обучающихся в группе и с преподавателем, элективности обучения, индивидуального подхода, востребованности и актуализации результатов обучения позволяет выстроить программу обучения таким образом, чтобы каждый слушатель программы реализовал свои личные цели профессионального развития на занятиях и смог применить на практике опыт, полученный в процессе обучения. Основываясь на результатах анкетирования, можно утверждать, что именно применение вышеназванных принципов андрагогики обусловило эффективность обучения и удовлетворенность обучающихся. Помимо этого, принцип совместной деятельности обучающихся в группе и с преподавателем, а именно обсуждение и корректировка целей, задач, форм и методов обучения в начале, в процессе и в конце обучения позволяет оценить успешность программы дополнительного образования и максимально эффективно осуществлять планирование и организацию образовательного процесса, а также разработку других программ дополнительного образования.

Заключение

Актуальная для современного общества потребность в образовании «в течение всей жизни» обусловила появление и развитие науки, исследующей специфику обучения взрослых. Принципы андрагогики следуют из особенностей личности взрослых обучающихся. Характерными чертами, отличающими преподавателей специальных дисциплин вуза, являются наличие собственного педагогического опыта, умение организовать самообучение, необходимость проводить занятия на иностранном языке на высоком методическом уровне. Задачи планомерного и целенаправленного совершенствования методической и иноязычной профессионально ориентированной компетенций могут быть решены при помощи дополнительных образовательных программ, разрабатываемых на кафедре иностранных языков. Принципы андрагогики позволяют создавать и реализовывать программы, адаптируемые к целям обучающихся, тем самым повышать эффективность обучения для каждого слушателя.

Наиболее важными при проектировании программ дополнительного образования для преподавателей специальных дисциплин признаны принципы андрагогики, предполагающие активное участие обучающегося во всех этапах реализации, возможность выстроить индивидуальную стратегию обучения, применить полученные знания на практике, планировать и проводить занятия по специальным дисциплинам на иностранном языке с использованием современных методов и приемов обучения. Таким образом, в качестве ведущих принципов автором исследования были отобраны принципы приоритетности самостоятельного обучения, совместной деятельности обучающихся в группе и с преподавателем, элективности обучения, индивидуального подхода, востребованности и актуализации результатов обучения.

Специфика организации образовательного процесса в группах, состоящих из преподавателей специальных дисциплин, заключается в подходе к обучению как сотрудничеству, со-участию, взаимный процессу, приносящему новый опыт как слушателям, так и преподавателю. Именно эта возможность поделиться профессионально ценным опытом отличает, на наш взгляд, занятия с взрослыми слушателями и является причиной популярности и эффективности занятий. Помимо этого, мы считаем важным выстраивать процесс обучения по принципу «открытой архитектуры» с возможностью модифицировать курс на протяжении всех этапов реализации программы профессионального совершенствования в соответствии с потребностями конкретной группы. Акцент на практическую значимость программ дополнительного образования для преподавателей специальных дисциплин (возможность проводить занятия на иностранном языке и использовать новые формы и методы обучения) также является особенностью данных программ.

Проводимые нами тесты, анкетирования и беседы показали, что применение принципов андрагогики (а именно приоритетности самостоятельного обучения, совместной деятельности обучающихся в группе и с преподавателем, элективности обучения, индивидуального подхода, востребованности и актуализации результатов обучения) в ходе реализации программ профессионального совершенствования обеспечивает высокий индекс удовлетворенности организацией и результатами обучения, отмечался высокий уровень положительной мотивации к занятиям, тем самым была подтверждена целесообразность использования данных принципов.

Опыт организации обучения по программам дополнительного образования с позиций андрагогики, представленный автором исследования, может быть использован при организации обучения взрослых по различным направлениям. Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в детальной разработке модели обучения по программам дополнительного образования с использованием технологий дистанционного образования.

Источники | References

1. Вершловский С. Г. Взрослость как категория андрагогики // Вопросы образования. 2013. № 2.

2. Витвицкая Л. А. Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса // Высшее образование в России. 2009. № 7.

3. Гордина О. В. Принципы образования взрослых и пути их реализации в деятельности Высшей народной

школы // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 3.

4. Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учеб. пособие для системы доп. проф. образования; учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

5. Змеев С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. М.: Per Se, 2007.

6. Казакова М. А. Понятие и сущность андрагогического взаимодействия в отечественных и зарубежных исследованиях // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. № 1.

7. Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Издательство Казанского университета, 1982.

8. Кларин М. В. Инновационное образование: уроки «несистемных» образовательных практик // Теория образования и обучения. 2014. № 1.

9. Колесникова И. А., Марон А. Е., Тонконогая Е. П. Основы андрагогики: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

10. Копылова А. В. Реализация андрагогического подхода в системе повышения квалификации педагогов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 3 (11).

11. Кукуев А. И. Андрагогика: этимология и употребление термина в зарубежной науке // Проблемы современного образования. 2010. № 5.

12. Мардахаев Л. В. Основы общей, специальной и социальной педагогики: учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов университетов. М. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2007.

13. Онушкин В. Г. Теоретические основы образования. Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. Псков, 1996.

14. Прокопенко М. В. Анализ удовлетворенности студентов использованием интеграционных связей при изучении высшей математики // Педагогика высшей школы. 2017. № 2 (8).

15. Суйкова О. А. Андрагогические принципы в реализации непрерывного образования взрослых // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. № 4 (37).

16. Толкачева Н. А. Взрослый человек как субъект обучения. 2017. URL: http://cprsob.ru/load/17-1-0-48

17. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.

18. Чернякова И. Л. Индивидуализация обучения как инновационная идея современной педагогики: историко-культурный контекст // Инновации в образовании. Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. 2009. № 4.

19. Billington D. D. Seven Characteristics of Highly Effective Adult Learning Programs. 2000. URL: https://umsl.edu/ ~henschkej/henschke/seven_characteristics_of_Mghly_effective_adultJearning_programs.pdf

20. Caruth G. D. Meeting the needs of older students in higher education Participatory. 2014. URL: https://files.eric. ed.gov/fulltext/ED552755.pdf

21. Chan S. Applications of andragogy in multi-disciplined teaching and learning // Journal of Adult Education. 2010. № 39 (2). URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ930244.pdf

22. Filin S. А. Intracompany training management systems: Evaluation and Modelling. Almaty, 2015.

23. Henschke J. A Global Perspective on Andragogy: An Update // Proceedings of the Commission on International Adult Education [CIAE] Pre-Conference, American Association for Adult and Continuing Education [AAACE] Conference / ed. by M. Boucouvalas. 2008. Vol. 1. URL: https://umsl.edu/~henschkej/articles/added-02-10/11.pdf

24. Jarvis P. Adult Education and Lifelong Learning. Theory and practice, 3rd. ed. L.: Routledge, 2004.

25. Knowles M. S. Andragogy in Action: Applying Modern Principles of Adult Learning. San Francisco: Jossey-Bass, 1984.

26. Knowles M. S., Elwood F. H., Richard A. S. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development. 6th ed. Burlington, MA: Elsevier, 2005.

27. Reischmann J. Lifewide learning - Challenges for Andragogy // Journal of Adult Learning, Knowledge and Innovation. 2017. URL: https://www.researchgate.net/publication/331092987_Lifewide_learning_-_Challenges_for_Andragogy

28. Schreurs J., Dumbraveanu R. A shift from teacher centered to learner centered approach // International Journal of Engineering Pedagogy. 2014. № 4 (3).

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Сальная Лейла Климентьевна1, к. пед. н., доц. 1 Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Salnaia Leila Kliment'evna1, PhD

1 Southern Federal University, Rostov-on-Don

1 lksalnaya@rambler.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 05.11.2021; опубликовано (published): 28.12.2021.

Ключевые слова (keywords): профессионально ориентированная коммуникативная компетенция; профессиональная компетентность; андрагогика; повышение квалификации; предметно-языковое интегрированное обучение; professionally oriented communicative competence; professional competence; andragogy; advanced training; content and language integrated learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.