ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
© Мезенцева Л.В.*
Филиал Тюменского государственного нефтегазового университета,
г. Ноябрьск
В данной статье рассматриваются определения понятий «взрослый», «образование взрослых», «профессиональное обычение», «андрагоги-ка» и суть андрагогической модели обучения взрослых.
Образование взрослых в настоящее время привлекает пристальное внимание многих исследователей в области профессиональной педагогики к проблемам форм и методов обучения.
В странах Европы, говоря об образовании и об образовании взрослых, в частности, принято оперировать терминами lifelong learning (учение длиною в жизнь) и lifewide learning (учение шириною в жизнь), что подразумевает непрерывное образование в течение всей жизни человека.
В 1976 году специалистами UNESCO было дано следующее определение взрослого человека: «Взрослый - всякий человек, признанный таковым в том обществе, к которому он принадлежит».
В современном мире, как правило, взрослым называют человека, достигшего физиологической, психологической и социальной зрелости, обладающего определенным жизненным опытом, сформировавшимся и постоянно растущим уровнем самосознания, который выполняет роли, традиционно закрепленные обществом за взрослыми людьми, и принимает на себя полную ответственность за свою жизнь (в том числе экономическую и моральную) и поведение [8].
На основе вышесказанного, понятие образование взрослых (adult education) можно трактовать как совокупность непрерывных процессов обучения (от формального до полного набора всех его неофициальных форм и видов, с помощью которых взрослые люди удовлетворяют свои образовательные интересы и потребности).
Таким образом, мы можем констатировать, что профессиональное обучение (training) - это все действия, которые выполняются людьми с целью изменения своих знаний, навыков, оценок и развития отношений с окружающими, для того, чтобы адекватно и в полной мере выполнять профессиональные задачи.
Процесс образования должен продолжаться на протяжении всей жизни человека (lifelong education). Только так человек не отстанет от технологических и социальных изменений, сможет подготовить себя к изменениям в жизни, полностью реализовать потенциал [8].
* Кандидат педагогических наук.
208
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Очевидно, что существуют отличия процесса обучения взрослых от обучения детей, юношей и молодежи, что позволило выделить особый раздел дидактики «андрагогика» и андрагогическую модель организации обучения.
Андрагогика (от греч. aner, andros - взрослый мужчина, зрелый муж ago -веду) - наука об обучении взрослых, обосновывающая деятельность взрослых обучающихся и обучающих по организации процесса обучения [10].
Андрагогика - раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога:
1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он обучающийся, а не обучаемый).
2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, к самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым.
3. Взрослый обучающийся обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег.
4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.
5. Взрослый обучающийся рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств.
6. Учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.
7. Процесс обучения взрослого обучающегося организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции [8].
Андрагогическая модель обучения - технология организации деятель-ностей обучающегося и обучающего, при которой:
а) обучающийся в силу объективных факторов (сформированность личности, независимое экономическое, юридическое, социальное и психологическое положение, большой жизненный опыт, наличие серьезных проблем, для решения которых необходимо учиться, ориентация на немедленное использование полученных в процессе обучения ЗУНКов) играет ведущую роль в организации процесса своего обучения, определяя совместно с обучающим все его параметры: цели, содержание, формы и методы, средства и источники обучения;
б) обучающий выступает в роли консультанта, эксперта по технологии обучения, оказывая обучающемуся помощь в организации процесса обучения [14].
Андрагогические модели обучения разрабатывались как основоположником андрагогики М.Ш. Ноулзом [17], так и группой ученых Ноттингем-ского университета [18]. В отечественной науке такая модель наиболее полно изложена в работах С.И. Змеева [5].
Английские ученые при формировании своей модели исходят из возрастных, психологических, социальных особенностей взрослых обучающихся и специфики их деятельности в процессе обучения. Главной целью обучения взрослых, в этом случае, считается развитие критического, творческого мышления, интегрированного с чувственной сферой человеческого существа, что нашло свое отражение в следующих теоретических положениях:
- человеческие существа - это социальные существа, их надо рассматривать во взаимодействии с социально-историческим окружением. Наиболее адекватным социальным существом является взрослый человек, критически мыслящий, способный к обучению;
- потенциальные возможности постоянного развития мышления, чувств у взрослых выражаются в качественных изменениях мыслительных структур, которые и отличают развитие личностных форм компетентного мышления у взрослых от подобного мышления детей или подростков;
- наиболее предпочтительно творческое и критическое мышление, способствующее полному развитию взрослого человека, в отличие от некритического восприятия чужих мыслей;
- комбинирование группового и индивидуального самообучения способствует развитию творческого и критического мышления в наибольшей степени;
- одним из основных компонентов успешного обучения взрослых является постоянная реинтеграция когнитивной и эмоциональной сфер;
- знание может рассматриваться как открытая или закрытая система.
Когда оно рассматривается как открытая система, это значит, что обучающийся может что-то добавить или изменить в ней посредством критического мышления. Но и в том случае, когда оно воспринимается как закрытая система, оно может быть использовано обучающимся для решения своих проблем или создания новых систем;
- обучение включает в себя мышление, поиск, открытие, критическое размышление и творческий ответ;
- образование - это не передача знаний, а скорее отбор, синтез, открытие и диалог [15].
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что непрерывное образование взрослых есть процесс постоянного отображения и сравнения личного опыта человека с опытом социальным, который отображен во всей окружающей нас действительности так и в опыте других людей. Обучение взрослых - развитие диспозиционно-установочных структур личности,
210
ОБУЧЕНИЕ И БОСПИТАНИЕ: MЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
категориального аппарата мышления, методологии решения проблем, возникающих в общественной, профессиональной и личной жизни взрослого человека. Суть обучения взрослых можно выразить известной цитатой Бенджамина Франклина:
«Dime y lo olvido, enséñame y lo recuerdo,involúcrame y lo aprendo».
Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Позволь мне сделать, и это станет моим навсегда.
Список литературы:
1. Басилькова Т.А. Андрагогика: Учебно-методическое пособие. - M.: БНПЦ профориентации, 2002. - 136 с.
2. Бершловский С.Г. Образование взрослых в России: вопросы теории. [Электронный ресурс] II Новые знания. - 2004. - № 3. - Режим доступа: zna-nie.org/jornal/n3_04.
3. Громкова M.X Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учеб. пособие для системы доп. проф. образования; учеб. пособие для студентов вузов I M.X Громкова. - M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 495 с. - (Серия «Бысшее профессиональное образование: Педагогика»).
4. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - M.: Издательский центр «Академия», 2002. - 128 с.
5. Змеев С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. - M.: ПЕР СЭ, 2007. - 272 с.
6. Колесникова И.А., Mаpон А.Е., Тонконогая Е.П. Основы андрагоги-ки: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений I И.А. Колесникова, А.Е. Mаpон, Е.П. Тонконогая и др.; под ред. И.А. Колесниковой. - M.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года II Учительская газета. - 2002. - № 31. - С. 26-29.
8. Кукуев А.И. Mетоды обучения взрослых: проблема классификации. II Актуальные проблемы дополнительного профессионального образования на юге России. - Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ № 1 (5) 2008. - С.31-37.
9. Ломтева Т.Н. Андрагогика в контексте гуманистической образовательной парадигмы. - Ставрополь: Изд-во СГУ 2001. - 340 с.
10. Основы андрагогики. Терминологический словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей I Сост. Б.Б. Mаслова. -Mаpиуполь, 2004. - 19 с.
11. Панина Т.С., Бавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений I Т. С. Панина, Л.Н. Бавилова; под ред. Т.С. Паниной. - 2-е изд., стер. - M.: Издательский центр «Академия», 2006. - 176 с.
12. Ситник А.П., Савенкова И.Э., Крупина И.Б., Крупин И.К. Андраго-гические основы повышения квалификации педагогических кадров. - M.: АПК и ПРО РФ, 2000. - 84с.
13. Центры образования взрослых / Под ред. Л.Н. Лесохиной, Т.В. Шадриной. - М.: Педагогика, 1991. - 192 с. - (Пед. поиск: опыт, проблемы, находки).
14. http://hrm.ru/db/hrm/B7DF9E7C61B1A6D7C32575B1003F1DB2/print. html.
15. http://www.info-alt.ru/2009-08-05-15-07-43.
16. Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education From Pedagogy to Andragogy. - Chicago, 1980. - 273 p.
17. Knowles M.S. The Adult Learner: the Definite Classic in Adult Education and Human Resource Development. - San Diego: Elsevier, 2005. - 378 p.
18. Nottingham Andragogy Group. Towards Developmental Theory of An-dragogy. - Nottingham: University of Nottingham, 1986. - 48 p.
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
© Пенионжек Е.В.*
Уральский юридический институт МВД России, г. Екатеринбург
В статье раскрывается роль воспитательной работы в органах внутренних дел Российской Федерации в формировании эстетической культуры личности сотрудника полиции. Дается общая характеристика воспитательной работы, методы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел. Указывается функциональная значимость самовоспитания в процессе формирования эстетических качеств сотрудника полицейского ведомства.
Освоение ценностного потенциала полицейской субкультуры и восприятие значимого для деятельности сотрудника полиции как нормального поведения должностного лица связано с инкультурацией в сфере деятельности полиции. Важнейшую роль в этом плане играет воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел. Основание процесса освоения ценностей образа жизни полицейского закладывается в специально организованном, целенаправленном и управляемом воздействии коллектива на человека с целью формирования качественного поведения, где активно выражены ценности сотрудника полиции. Привитие ценностей призвано сформировать гуманистические качества, позиционно выраженные в деятельности сотрудника полиции; осуществляется целенаправленно, многофакторно, сложно задействуя как объективные факторы, так и субъективные, длитель-
* Доцент кафедры Гуманитарных и социальных дисциплин, кандидат философских наук.