Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ'

ПРОБЛЕМА РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Обучение взрослых / образовательный контент / онлайн-обучение / электронный образовательный курс / запрос на обучение / психофизиологические особенности / нейроандрагогика / нейродидактика / Adult learning / educational content / online learning / electronic educational course / request for training / psychophysiological characteristics / neuroandragogy / neurodidactics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вайндорф-сысоева Марина Ефимовна, Воробчикова Елизавета Олеговна

В статье рассмотрена проблема разработки образовательного контента для обучения взрослых на основе их психофизиологических и возрастных особенностей. Проанализированы различные классификации развития взрослых в зависимости от возрастной категории. Обоснована классификация на основании изменений в структуре мозга. Рассмотрен термин нейроандрагогика и нейродидактика. Авторами были определены принципы для формирования образовательного контента. Наряду с этим, было выделено три группы образовательныхых ресурсов. В каждой из групп определили ведущие формы представления контента. Рассмотрели роль интерактивности в используемых ресурсах. Особое внимание было уделено блоку коммуникации и особенностям ее организации для обучающихся разных возрастов. Оценена роль геймификации в процессе обучения взрослых. В статье систематизирован практический опыт авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вайндорф-сысоева Марина Ефимовна, Воробчикова Елизавета Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the problem of developing educational content for teaching adults based on their psycho-physiological and age characteristics. Various classifications of adult development depending on age category are analyzed. The classification is based on changes in the structure of the brain. The terms neuroandragogy and neurodidactics are considered. The authors identified principles for the formation of educational content. Along with this, three groups of educational resources were identified. In each group, the leading forms of content presentation were identified. We considered the role of interactivity in the resources used. Particular attention was paid to the communication block and the features of its organization for students of different ages. The role of gamification in the adult learning process is assessed. The article systematizes the practical experience of the authors.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ»

в обучение становится одним из условий обеспечения готовности специалиста к дальнейшей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Быстрова, Н.В. Роль инновационных технологий при формировании ключевых профессиональных компетенций у студентов вуза / Н.В. Быстрова, П.Н. Чеснокова, М.Н. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. -2021. -№72-3. -С. 51-53

2. Быстрова, Н.В. Интерактивные формы обучения в современном вузе / Н.В. Быстрова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. -2021. -№ 2 (52). - С. 146-151

3. Быстрова, Н.В. Интерактивные методы обучения в экономической подготовке студентов вуза / Н.В. Быстрова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 2 (36). - С. 14-19

4. Исаев, М.И. Кейс-метод как эффективная технология формирования инновационной культуры будущих учителей информатики / М.И. Исаев // МНКО. - 2023. - №3 (100). - С. 307-309

5. Кутепова, Л.И. Инновационные педагогические технологии организации самостоятельной работы студентов / Л.И. Кутепова, О.Н. Солуянова, К.А. Максимова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2019. - Т. 8, № 3(28). - С. 265-268. - DOI 10.26140/anip-2019-0803-0067

6. Лабзина, П.Г. Тьюторское сопровождение как педагогическое условие реализации проектной деятельности студентов вуза / П.Г. Лабзина // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 3(40). - DOI 10.26795/2307-12812022-10-3-4

7. Лапшова, A.B. Внедрение информационных технологий в систему профессионально-педагогического образования / A.B. Лапшова, Е.А. Челнокова, К.А. Максимова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9, № 2(31). - С. 197-199. - DOI 10.26140/bgz3-2020-0902-0049

8. Методы обучения экономическим дисциплинам / А.П. Гарин, A.B. Угарова, A.C. Бессольнова, A.A. Рубанова // Московский экономический журнал.-2022. - Т. 7, № 7. -DOI 10.55186/2413046Х_2022_7_7_404

9. Мусхаджиева, Т.А. Природа и сущность межличностных отношений между субъектами педагогической деятельности / Т.А. Мусхаджиева // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, №4 (41). - DOI: 10.26795/2307-12812022-10-4-4

10. Потапова, О.Н. Особенности обучения предпринимательству на непрофильных направлениях программ среднего профессионального образования / О.Н. Потапова, А.Ю. Погорелова, Т.А. Пузыяа // Современная конкуренция. - 2022. - №2 (86). - С. 128-143

Педагогика

УДК 37.04-053

доктор педагогических наук Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); начальник отдела дистанционного обучения Воробчикова Елизавета Олеговна

Государственное бюджетное образовательное учреждение города

Москвы дополнительного профессионального образования Центр профессиональных

квалификаций и содействия трудоустройству «Профессионал» (г. Москва)

ПРОБЛЕМА РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема разработки образовательного контента для обучения взрослых на основе их психофизиологических и возрастных особенностей. Проанализированы различные классификации развития взрослых в зависимости от возрастной категории. Обоснована классификация на основании изменений в структуре мозга. Рассмотрен термин нейроандрагогика и нейродидактика. Авторами были определены принципы для формирования образовательного контента. Наряду с этим, было выделено три группы образовательныхых ресурсов. В каждой из групп определили ведущие формы представления контента. Рассмотрели роль интерактивности в используемых ресурсах. Особое внимание было уделено блоку коммуникации и особенностям ее организации для обучающихся разных возрастов. Оценена роль геймификации в процессе обучения взрослых. В статье систематизирован практический опыт авторов.

Ключевые слова: Обучение взрослых, образовательный контент, онлайн-обучение, электронный образовательный курс, запрос на обучение, психофизиологические особенности, нейроандрагогика, нейродидактика.

Annotation. The article discusses the problem of developing educational content for teaching adults based on their psychophysiological and age characteristics. Various classifications of adult development depending on age category are analyzed. The classification is based on changes in the structure of the brain. The terms neuroandragogy and neurodidactics are considered. The authors identified principles for the formation of educational content. Along with this, three groups of educational resources were identified. In each group, the leading forms of content presentation were identified. We considered the role of interactivity in the resources used. Particular attention was paid to the communication block and the features of its organization for students of different ages. The role of gamification in the adult learning process is assessed. The article systematizes the practical experience of the authors.

Key words: Adult learning, educational content, online learning, electronic educational course, request for training, psychophysiological characteristics, neuroandragogy, neurodidactics.

Введение. В настоящее время доля взрослых людей, проходящих обучение растет. В России, то в 2023 году выручка в сегменте образования взрослых выросла на 30% [7] по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. При этом большое внимание уделяется не только процессу организации, но и проблеме разработки самого контента. В процессе исследования установлено, что качественный контент не только содержательно отвечает принципам научности, базируется на принципе доказательного обучения, а также должен адекватно восприниматься и интериоризоваться обучающимися. Для этого необходимо понимание и знание психофизиологических особенностей взрослых обучающихся.

Изложение основного материала статьи. Авторы Вайндорф-Сысоева М.Е. и Воробчикова Е.О. в статье «Организация запросно-ориентированного обучения взрослых» рассматривают вопросы, касающиеся особенностей обучения категории взрослых, их познавательных процессов и запросов на обучение. В ходе исследования нами было выявлено, что кроме данных показателей немаловажным являются знания о характеристиках работы головного мозга, а также особенностей функционирования нервной системы человека.

Исследователи [10,11] отмечают, что мозг человека обладает высокой нейропластичностью (способностью нейронов регенерироваться). Это возможно в процессе обучения. Исследуя особенности обучения в 1990х годах, выделяется отдельное направление - нейропедагогика [5]. Применительно к процессу обучения взрослых может быть использован термин - нейроанадрагогика. Данное научное направление базируется на андрагогике, основах возрастной психологии и геронтологии, нейробиологии, позволяя оптимально и эффективно решать педагогические задачи обучения взрослых с учетом психофизиологических процессов данной категории обучающихся [9, 12]. Также можно встретить термин нейродидактика взрослых [4], которая является областью педагогического знания, фокусируется на выявлении, изучении и организации способов эффективного обучения взрослых, в основе которого - исследования функционирования структур головного мозга и нервной системы.

Исследователи Ж.Е. Ермолаева и И.Н. Герасимова [2] выделяют четыре возрастных периода (23-30 лет, 31-45 лет, 46-60 лет и старше 60 лет) и описывают процессы, происходящие в них с точки зрения психофизиологических особенностей. Важно обратить внимание, что с 18 до 22-23 лет в большинстве своем в вопросах обучения будут применимы подходы как из нейропедагогики, так и из нейроандрагогики. То есть с точки зрения организации процесса обучения данная категория не будет относиться к категории "взрослые". Рассмотрим классификацию взрослых, основанную на основных изменениях в структуре мозга:

1. Обучающийся 23-30 лет. До конца сформирована лобная доля, обладает (неким/значительным) жизненным и профессиональным опытом, при этом обучающийся достаточно тревожно воспринимает свои неизбежные ошибки, недоработки и промахи.

2. Обучающийся 30-45 лет. Его успешная учебная деятельность зависит от ряда социальных (бытовых) и профессиональных факторов; происходит метаболизм, гипоталамус постепенно начинает терять чувствительность, замедляются скорость процесса переработки информации. Обучающийся достаточно критичен по отношению к обучающему и коллегам.

3. Обучающийся 46-60 лет. Белок в организме синтезируется медленнее, чем разрушается. Поэтому снижается мышечная масса. И, как следствие, возникают изменения в кровоснабжении головного мозга, заболевания нервной системы, которые приводят к ухудшению памяти, внимания, концентрации, скорости реакции. Трудности работы затылочной и височной доли. Процессы обработки новой информации и получения новых умений снижается.

4. Обучающиеся старше 60. Данной категории становится проще справляться с обучением прикладному рутинному труду без освоения принципиально новых компетенций, связанных с высокими технологиями. Заметно снижается уровень памяти, незначительно изменяется беглость речи, но сильных когнитивных изменений не происходит.

Таким образом, в каждый возрастной период будут наблюдаться свои общие психофизиологические особенности. Однако важно понимать, что каждый отдельный человек будет обладать особенным набором характеристик, которые во многом будут зависеть как от его физиологии, социального статуса, материального положения, так и от ролей, которые он будет занимать.

Рассматривая подходы к разработке образовательного контента, в том числе доя категории "взрослые" могут быть использованы модели педагогического дизайна, например, ADDIE [1], модель, предложенная Л. Давачи, AGES [6] и др.

Анализируя особенности обучения взрослых в условиях цифровизации на основе долговременного наблюдения (с 2014 г. по настоящее время, более 15 тыс. обучающихся, работая на различных должностях, в том числе с 2020 г. ГБОУ ДПО Центра "Профессионал"), а также на основе изучения цифрового следа, можно утверждать, что для формировании образовательного контента при обучении взрослых были определены следующие принципы:

1. Микрообучение. Вся структура образовательного контента должна включать в себя небольшие сегменты, каждый из которых предназначен для достижения определенного результата обучения. Недостаточно просто дробить контент. Важно, чтобы каждый сегмент имел одну конкретную идею и вывод (результат). Учебный контент может быть представлен разными способами. Для оценки полученных результатов обучения важно использовать не только тестирования, но и предоставлять возможности решать кейсовые ситуации, осмысливать полученные знания в групповой работе или практической деятельности. Для контроля и оценки учебных достижений может быть использована рейтинговая система.

2. Персонализации обучения. Перед стартом обучения может проводиться вводное тестирование или опрос на предмет выявления стартового уровня компетенций у обучающегося. После чего, материалы курса, которые будут доступны конкретному обучающемуся будут направлены на получение недостающих компетенций или повышения уровня имеющихся. Кроме этого, особенности персонализации обучения может быть реализована за счет технических особенностей системы дистанционного обучения.

3. Обучение в контексте. Обучение взрослых должно быть построено на имеющемся опыте обучающегося, а также на комбинации новой информации или навыков на предыдущем опыте человека. При этом контент должен строиться по принципу разделенной информации, т.е. содержать отсылки к ключевым выводам по прошлым темам. Они позволят по-новому осмыслить информацию. Важно также учитывать возможную необходимость корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих получению новых компетенций [8].

4. Безопасности обучения. Во взрослом возрасте обучение может вызывать стресс. Поэтому важно в ходе обучения формировать безопасную среду, которая предполагает «положительный настрой, создание позитивного самовосприятия, понимание со стороны учителя уникальности каждого ученика. Необходимо обеспечить возможность сотрудничества и групповой работы, что повысит осведомленность и снизит напряженность» [3].

5. Гибкости обучения. Совместный выбор содержания, форм, методов, источников и средств обучения. Все особенности процесса обучения должны быть объектом обсуждения с обучающимся, так как в результате такого обсуждения обучающиеся берут на себя часть ответственности за планирование и осуществление учебного процесса, испытывают чувство сопричастности к нему. Взрослый обучающийся хочет знать значение того, что он изучает для достижения поставленной цели.

6. Осознанной обратной связи. Обратная связь для взрослых имеет ключевую роль: для обучения и мотивации, чтобы убедиться, почему ответы были неправильными, и иметь возможность увидеть реальные последствия своего выбора.

Таким образом, для взрослого обучающегося на первый план выходят потребность в структуре и системе обучения, формирование гибкого и экологичного пространства. В процессе обучения важно поддерживать уровень вовлечения обучающихся, то есть внедрять инструменты постоянного поддержания включенности и удержания внимания. Важно учитывать вопрос соотношения образовательной и развлекательной составляющей.

В процессе проводимого исследования, в ходе анализа практической деятельности нами была разработана технология использования и применения различных видов образовательного контента. Мы выделили три группы образовательного контента: текстографические, аудиовизуальные и интерактивные. В каждой группе определили ведущие формы. Представим каждый из этих ресурсов более подробно. В группе текстографического контента рассмотрим следующие ресурсы:

Лонгриды. Информационные страницы, посвященные определенной тематике и включающие в себя текстовую информацию и визуальное сопровождение, а также интерактивные элементы. Лонгриды могут включать в себя тестовые вопросы для закрепления изученного материала. Лонгриды чаще всего изучаются обучающимися 30-45 лет. Лонгриды удобны своей компактной структурой и лаконичным текстом. Лонгриды подразумевают разнообразное наполнение: гиперссылки, видеоролики, файлы и т.д. Среди недостатков выделим необходимость использования дополнительного программное обеспечение для разработки и возможность необходимость размещения лонгридов в системе дистанционного обучения.

Диалоговые тренажеры. Представляют собой файлы, чаще всего в формате вСОКМ, которые позволяют представить учебный контент в форме диалога героев или действующих лиц курса. Это могут быть вымышленные персонажи или сотрудники конкретной организации. Отличительной особенностью такой формы представления контента является необходимость постоянного взаимодействия с ним: выбор следующего шага, ответа при постановке вопроса один действующим лицом другому и тд. В этом случае информация будет восприниматься обучающимся ситуационно, то есть не как большой объем теории, а контентные примеры и кейсы в наглядном виде. Такую форму представления контента наиболее логично использоватьть при обучении взрослых до 45 лет. Для более старшей аудитории могут возникнуть технические сложности. Очень часто такая форма встречается в программах корпоративного обучения, т.к. они являются достаточно короткими и часто носят ознакомительный (например, welcome-кypc при трудоустройстве).

Интерактивные лекции. Включают в себя текстографические материалы по тематике курса, гиперссылки, видеоролики. В отличии от лендингов и тренажеров представлены в преимущественно текстовом формате. Реализованы за счет возможностей системы дистанционного обучения. Лекции включают в себя вопросы и задания доя первичной проверки знаний обучающихся. Эффективное изучение такого контента наблюдается преимущественно во взрослом возрасте (после 45 лет), что связывается с более основательным подходом к получению новой информации, привычкой читать объемные тексты, а также особенностями восприятия информации.

Саммари. Данная форма является вспомогательной. Саммари предполагает общий свод информации по разделу, теме, мероприятию и тд. Чаще всего это или формат скрайбинга, интеллект-карта или тезисы по теме в виде коротких абзацев. В более младшем возрасте (от 23 до 30) саммари будет использоваться обучающимися как первый шаг в изучении темы, а не заключительный, как у обучающихся старшего возраста. После изучения саммари они переходят к более основательному изучению какого-то из модулей курса. Это происходит, как правило, из-за клиповости мышления и информационной перегруженности в целом.

Инфографики. Она позволяет разместить на одной странице большой объем информации, представленной в виде схем, рисунков и изображений. Как и саммари позволяет знакомиться с разделом или отдельным модулем или структурировать весь объем информации в наглядной форме.

Среди аудиовизуальных ресурсов выделим следующие:

Аудиоматериалы. Это могут быть отдельные аудиофайлы, подкасты, записанные специально по той или иной тематике. Однако есть практика разделения теоретического контента на отдельно аудиофайл для удобного прослушивания "на ходу" и файла презентации для последующего изучения в удобное время. На практике чаще всего такой формат используют обучающиеся до 35 лет. Однако многое будет зависит от ведущего канала восприятия информации (зрительного, слухового).

Видеоматериалы. Часто используются при разработке электронных учебных курсов по разным направлениям. Кроме общей рекомендацииии о длительности ролика не более 15-20 мин., есть и другие особенности. Например, обучающиеся более младшего возраста чаще всего обучение проходят с мобильного устройства, часто находясь в транспорте или "на ходу". В данном случае уместно будет использовать формат видео, удобный для изучения в вертикальной ориентации (для смартфона). Для более старшей аудитории длительность видео может увеличиваться (максимальная длительность до 30 мин.). Таких видео может быть в теме несколько. Часто наблюдается увеличение скорости видеоролика, особенно если обучение ведется на родном языке. Поэтому при записи материала важно сохранять среднюю скорость речи спикера. Вид видеоролика - скринкаст, "говорящая голова", студийная запись или использование хромакея будет зависеть исключительно от тематики программы, а также от возможностей организатора обучения или производителя контента.

Представим интерактивные ресурсы, апробированные авторами в процессе научного исследования, которые используются в обучении взрослых.

Имитационные тренажеры. В эту группу относятся тренажеры с использованием виртуальной и дополненной реальности. В исключительных случаях они могут быть использованы без специального периферийного оборудования, то есть управляя с клавиатуры, но в этом случае эффективность обучения будет значительно ниже. Имитационные тренажеры направлены на отработку практических навыков, связанных со сложными процессами, которые не всегда возможно моделировать в обычной обстановке. Например, сложные хирургические операции (тренажер будет выступать репетиционной базой для дальнейшей реальной операции), изучение процессов, которые сложно наблюдать, ситуации и объекты, которых нет в реальной жизни и др.

Бот-симулятор. Представлен сложносочиненным ресурсом, написанным специально для реализации конкретной программы или ее раздела, или универсальным и доступным всем. Примерами таких ресурсов являются боты на основе искусственного интеллекта, которые позволяют моделировать диалог с преподавателем, а также бот доя прохождения собеседования.

Кроме рассмотренных ресурсов отметим обязательное наличие в курсе блока коммуникации. В ходе анализа практической деятельности было выявлено, что для обучающихся в возрасте до 35-40 лет коммуникация выстраивается через инструменты асинхронного взаимодействия, т.е. в удобное для обучающегося время. С увеличением возраста обучающихся коммуникация выстраивается преимущественно в синхронном формате. Данная особенность зависит от социально-бытовых условий:

а) обучающиеся до 35-40 лет преимущественно планируют процесс обучения по остаточному принципу (по дороге на работу в общественном транспорте, поздним вечером или ранним утром и т.д.). В этом случае коммуникация будет выстраиваться вокруг письменного взаимодействия с отложенной во времени обратной связью.

б) обучающиеся после 50 лет, часто сталкиваются с техническими сложностями при взаимодействии с цифровыми устройствами. В этом случае требуется оперативная помощь тьютора, технической поддержки или обучающего. Кроме этого, обучающиеся данного возраста чаще выделяют отдельное время в течение дня для обучения. В это случае коммуникация организуется в рабочие часы синхронно.

в) для обучающихся от 40 до 50 лет строгой закономерности не выявлено.

Необходимо отметить, что при обучении взрослых педагогически целесообразно использовать элементы геймификации. Это могут быть как отдельные значки в системе дистанционного обучения с присвоением их за освоение конкретных элементов и выполнения заданий. В процессе исследования показали эффективность общие рейтинговые

таблицы как внутри группы, так и глобальные (если такое возможно в конкретной образовательной организации). Однако, важно заметить, что каждая из рассмотренных форм не является уникальной для какого-то отдельного возраста или запроса. Любые характеристики обучающихся носят усредненный характер. На практике встречаются обучающиеся с разным характеристиками и особенностями, поэтому рекомендуется уделять внимание анализу именно конкретной целевой аудитории, даже каждой отдельной учебной группе. В течение времени запросы обучающихся могут менять, тенденции к восприятию различных форм контента тоже. Необходимо подчеркнуть, что контент должен быть "пластичен" и отвечать конкретным запросам, а обучение носить персонализированный характер.

Выводы. Нами была изучена и проанализирована проблема разработки образовательного контента для обучения взрослых в зависимости от психофизиологических особенностей. В ходе исследования было выявлено, что на разных возрастных этапах взрослые лучше всего воспринимают разную форму представления учебной информации. Кроме того, взрослые обучающиеся по-разному подходят к процессу обучения в целом.

Таким образом, при разработке образовательного контента необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся и их психофизиологические характеристики. В ходе исследования и анализа практической деятельности мы выявили, что в 90% случаев встречаются разнородные по возрастному критерию учебные группы. Для организатора обучения и обучающего необходимо научиться выстраивать образовательный процесс при комбинации обучающихся разных возрастов в одной группе. Для этого необходимо выстраивать структуру электронного учебного курса таким образом, чтобы учесть все запросы и возрастные особенности обучающихся.

Литература:

1. Вайндорф-Сысоева, М.Е. «Педагогический дизайн» как системообразующая категория: подходы и определения / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Е.О. Воробчикова // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, № 1(42). - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1460 (дата обращения: 25.10.2023)

2. Ермолаева, Ж.Е. К вопросу о нейроандрагогике в языковом обучении и консультировании взрослых / Ж.Е. Ермолаева, И.Н. Герасимова//КиБ. -2022. -№4. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-neyroandragogike-v-yazykovom-obuchenii-i-konsultirovanii-vzroslyh (дата обращения: 25.10.2023)

3. Костромина, С.Н. Введение в нейродидактику: учебное пособие / С.Н. Костромина. - Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. - 182 с.

4. Мальсагов, А.А. Нейродидактические основания обучения взрослых: автореф... дис. кан. пед. наук: 13.00.08 / Мальсагов Амерхан Алиханович. - Махачкала, 2018. - 23 с.

5. Москвин, В.А. Нейропедагогика как новое направление образовательных технологий / В.А. Москвин, Н.В. Москвина // Технологии образовательного процесса. - Оренбург: Изд-во ОГУ, 1997.

6. Олейникова, О.Н. Обучение взрослых в контексте современной педагогики / О.Н. Олейникова, Ю.Н. Редина, И.А. Артемьев // Человек и образование. - 2021. - №3(68). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-vzroslyh-v-kontekste-sovremennoy-pedagogiki (дата обращения: 25.10.2023)

7. Светунькова, А. Дорогое знание: сколько студенты готовы платить за дополнительное образование / А. Светунькова// Сайт Известия. -2023. -URL: https://iz.ru/1580386/alena-svetunkova/dorogoe-znanie-skolko-studenty-gotovy-platit-za-dopolnitelnoe-obrazovanie (дата обращения: 06.11.2023)

8. Сергеев, С.Ф. Когнитивная педагогика: особенности научения и образования взрослых / С.Ф. Сергеев // Педагогика. Психология. Философия. - 2016. - №3(03). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnaya-pedagogika-osobennosti-naucheniya-i-obrazovaniya-vzroslyh (дата обращения: 25.10.2023)

9. Clive, W. Neuroandragogy: Making the Case for a Eink with Andragogy and Brain-Based Eearning / W. Clive, 2011.

10. Neuroplasticity: changes in grey matter induced by training. Nature / B. Draganski, C. Gaser, V. Busch [et al], - 2004. -№427(6972).-P. 311-322

11. Ratey, J. Spark: The revolutionary new science of exercise and the brain / J. Ratey. - New York: Eittle, Brown, 2008.-304 p.

12. Sikorski, W. Neuroedukacja. Jak wykorzystac potencjal mózgu w procesie uczenia si^ Eiteratura Inspiruje / W. Sikorski 11 Warszawa Eiteratura Inspiruje. - Warszawa, 2015. - P. 71-72

Педагогика

УДК 57.084.2

аспирант кафедры биологии и экологии Ваулин Дмитрий Евгеньевич

ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Зыков Игорь Евгеньевич

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); старший преподаватель Федорова Любовь Валерьевна

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (г. Москва)

ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ¡NATURALIST В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ И

ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. На основе отечественного и зарубежного опыта дан анализ возможности использования платформы ¡Naturalist и собранной на ней базы данных по биоразнообразию при обучении эколого-биологическим специальностям, а также при проведении исследований в рамках студенческих или школьных научных проектов и при прохождении полевых практик. Международная социальная сеть ¡Naturalist является бесплатной мультиязычной платформой, на которой участники размещают свои наблюдения в природе с приложением фото или аудио фиксации. Все данные, размещенные в сети, являются открытыми, а пользователям социальной сети предоставляются платформенные алгоритмы, которые они могут использовать для систематизации и изучения всех размещенных наблюдений. Все это позволяет использовать социальную сеть ¡Naturalist как обширную базу данных для освоения обучающимися концепций биоразнообразия, биологической систематики и видовой наполненности биогеоценозов.

Ключевые слова: биоразнообразие, база данных, полевые исследования, определение видов, ¡naturalist, биологическое образование, экология, экологическое воспитание.

Annotation. On the basis of domestic and foreign experience, the analysis of the possibility of using the ¡Naturalist platform and the biodiversity database collected on it when teaching ecological and biological specialties, as well as when conducting research within the framework of student or school scientific projects and during field practice is given. The ¡Naturalist international social network is a free multilingual platform where participants post their observations in nature with a photo or audio fixation application.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.