лежит объяснение правовых ценностей и идеалов, опирающихся на религию, веру в бога, веру в свободу личности, принятие гражданских форм жизни, как интеграта материальных и духовных достижений. Таким образом, гражданско-правовая культура имеет онтологическую и аксиологическую основу в аспекте специфической формы общественных отношений, а также выступает как система правового состояния жизни общества, выражающееся в высоком уровне правового сознания субъекта, сформированным идеологическим мировоззрением, социальном и индивидуальном цивилизованном состоянии человеческих отношений. Главным направлением в анализе гражданско-правовой культуры в изученных воззрениях является сознательное, ценностное, исторически-обоснованное и культурно-ментальное объяснение правовых и гражданских форм взаимодействия социальных институтов и субъектов, способы регуляции их поведения, их защиты и разрешения гражданских конфликтов и проблем.
Таким образом, гражданско-правовая культура, являясь сложным интегративным качеством, связана с многообразием мировоззренческих позиций личности, обусловленных социальными идентификациями, мотивацией гражданского участия, включающих необходимость в правовых и гражданских знаниях, опосредованных социо-культурной ситуацией, нормативными и социальными документами, проблемами и перспективами гражданского общества.
Являясь компонентом правовой и информационной культуры личности, гражданско-правовая культура должна быть связана с ценностно-ориентационной формой развития сознания личности, нравственно-правовым поведением в различных ситуациях, гражданскими убеждениями, стремлением к реализации гражданской позиции, базирующейся на социально - правовых знаниях.
Гражданско-правовая культура направлена на приобретение основ гражданско-правовой компетентности, обеспечивающей вовлечение молодежи в социально-гражданские, социально-культурные виды деятельности, сопряженные с формированием гражданско-правовой ответственности и правового самосознания, что позволяет усилить адаптацию к современному миру, в условиях реализации прав и свобод, практических навыков, понимания гражданской ответственности, прав и обязанностей граждан, способствующих формированию правовых знаний и умений.
Литература
1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 14-17 вв. [Текст]- М., 1985- с.164-167
2. Гегель Г.В.Ф. Философия права. [Текст] / Георг Вильям Фридрих Гегель. - М.: Мысль, 1990.- 524 с.
3. Карамзин Н.М. История государства Российского в 12 томах, том.1 - Москва: Московский рабочий слог, 1993. - 366с.
4. Комиссаренко С.С. Формирование личности: концепции, институты, технологии [Текст] -Спб.: ООО ИД «Петрополис», 2013. - 298 с.
5. Моисеев С.С. Формирование гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности: дисс. канд.пед.наук - /[Текст] - Тамбов, 2013.- 159 с.
6. Мугадова С.Т. Технология педагогического моделирования [Текст] //Теория и практика общественного развития -вып.1.-2011- с.155-157
7. Педагогика: учебник [Текст]: / Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.- 353с.
8. Раковская Е.Л. Формирование правовой культуры студенческой молодежи в процессе взаимодействия вузов и учреждений культуры: [Текст] :дисс... канд. пед. наук - Тамбов, 2013.- 156 с.
9. Соловьев В. С. Право и нравственность / / Власть и право. Из истории русской правовой мысли. [Текст] -Л., 1990. - С. 98-99.
10. Судоргина Л.Е. Развитие межкультурного взаимодействия студенческой молодежи средствами проектных технологий социально-куль-турной деятельности [Текст]: Дисс. канд.пед.наук - Тамбов - 2015.- 180 с.
11. Тугуз С.Б. Формирование правовой культуры студентов вуза в условиях компетентностной модели подготовки специалиста: [Текст] автореф.дисс... канд. пед. наук - Москва, 2009.- 20 с.
УДК 796
В.Л.Калманович, И.Г.Битшева, Р.Р.Хайруллин
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ТВОРЧЕСКИХ ВУЗАХ.
В статье рассматривается использование активных методов обучения на занятиях по физической культуре. Игровые методы не только являются фактором психологической разрядки, но и могут быть использованы как средство для решения практических задач обучения. Кроме того, специальные игры во многом способствуют увеличению вариативности выполнения различных заданий. Игровая форма проведения занятий позволяет моделировать различные ситуации в практической деятельности, что, в свою очередь, создает благоприятные предпосылки для формирования навыков и психологического стереотипа адекватного выполнению обязанностей будущего специалиста.
Ключевые слова: структурно-логическая схема преподавания физической культуры, семинарские занятия, активное обучение, игровые методы.
Vladimir Kalmanovich, Irina Bitheva, Rafael Khairullin THE USE OF INNOVATIVE METHODS OF ACTIVE LEARNING IN THE CLASSROOM PHYSICAL CULTURE IN UNIVERSITIES.
The article discusses the use of active learning methods in the classroom for physical education. Gaming methods not only are factors of a psychological discharge, but also can be used as a tool for solving practical problems of training. In addition, special game largely increase the variability of the different tasks. The game form of classes allows to simulate various situations in practice, which in turn, creates favorable conditions for the formation of skills and psychological stereotype adequately perform the duties of a future specialist.
Keywords: structural and logical scheme of teaching physical education, seminars, active learning, playing methods.
Выпускник высшего учебного заведения в современных условиях, должен быть готов возглавить работу какого-либо трудового коллектива в качестве руководителя. А в перспективе, безусловно, столкнется со всеми психологическими нюансами и тонкостями в работе специалиста по управлению коллективом людей, объединенных общностью целей профессиональной деятельности. Управляя коллективом, он не может не учитывать социально-политический и профессионально-должностной статус каждого из его членов, их личностные и психологические особенности, интересы.
Таким образом, молодому специалисту наряду с приобретением теоретических знаний и практических навыков по физической культуре необходимо овладеть методами и психологией управленческой деятельности коллективом.
Осознание цели и задач, стоящих перед современным выпускником в области изучения и приобретения культуры физической привело нас к необходимости кардинальных изменений структурно-логической схемы преподавания дисциплины физическая культура в сторону увеличения объема лекционных часов и пропорционального введения семинарских занятий. Современный интеллигентный, образованный человек обязан не только быть организатором здоровьесберегающего климата в своей профессиональной среде (выполняя социально-ориентированную функцию руководителя), но и активно следовать природосообразности развития своей личности и своей семьи (выполняя личностно-деятельностную, телесно-ориентированную функцию родителя). Анализ многообразия проявлений физической культуры (Л.Кун, Н.И.Пономарев и др.) позволил нам предположить, что реальное множество педагогических моделей в сфере физического воспитания задается их антропологической и онтологической составляющими. Мы полагаем, что независимо от содержания любая технология, даже самая жестко алгоритмизированная, может быть личностно-ориентиро-ванной. Главное состоит в том, чтобы обеспечить актуализацию личностного смысла студента в образовательном процессе, обеспечение субъектного опыта учащегося и его включение в содержание образовательного процесса. И тогда в рамках любой технологии студент будет реализовывать свои личностные функции. Введение цикла активного обучения в учебную программу позволит сделать процесс обучения личностно значимым для большинства студентов. Учеба должна вызывать у студента интерес и увлеченность, развивать его личность, сберегать и укреплять его здоровье. Деятельность педагогов кафедр «Физической культуры и спорта» должна быть направлена, прежде всего, на реализацию этих идей и включать:
- интеграцию ценностей культуры здоровья в содержание образовательного процесса;
- соответствие врожденных способностей студентов физическим и психологическим нагрузкам;
- создание культа здорового образа жизни, культуры доверия, личностно-деятельностного созидания;
- обучение на оптимальном уровне сложности в привычном для студента индивидуальном темпе, выбор персональной образовательной траектории;
- поиск вариативных методов и средств обучения, способствующих оптимальному освоению материала;
- создание эмоционально-благоприятной атмосферы, формирование положительной мотивации к учебе;
- совместное проектирование индивидуально-личностного и творческого развития каждого студента;
- переориентацию процесса образования на постановку и решение самими студентами конкретных учебных задач;
- развитие, у учащихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной, рефлексивной культуры.[1]
Анализируя специфические особенности преподавания физической культуры в развитых европейских странах, мы натолкнулись на разницу в постановке цели физического воспитания, в отличие от развития основных физических качеств, целью данного предмета в ВУЗах Европы является приобретение знаний, умений и навыков здорового образа жизни своего, своей семьи и своего потомства. Исходя из цели преподавания, программа предмета в Европе насыщенна теоретическим -лекционным материалом, который читают студентам: профессора специализированных ВУЗов по медицине, психологии, возрастной физиологии; специалисты по видам спорта; спортивные судьи, журналисты, менеджеры. Материал лекций закрепляется на семинарских групповых занятиях. Занятия же практические в большинстве проходят в самостоятельном режиме, с использованием и применением полученных знаний на лекциях и семинарах. Образовательный вектор направлен не на развитие основных физических качеств студента, а на обучение его умению организовывать, создавать здоровьесберегающую, здоровьетворческую атмосферу в профессиональной деятельности, в своей семье и личной жизни, что и является, по сути, культурой физической.[2]
Критериями оценивания по предмету физическая культура будущих специалистов, на наш взгляд должны стать: оптимальное состояние здоровья, гармоничное физическое развитие, и главным образом физкультурно-оздоровительные знания, умения, навыки.
Руководствуясь вышеизложенной концепцией преподавания предмета «культура физическая» и осознавая, что действенность любого управленческого процесса, как известно, зависит не только от используемых средств, но и во многом от методических особенностей их применения, мы разработали методическое обеспечение семинарских занятий, а именно инновационное активное обучение.
На наш взгляд, существенную помощь будущим выпускникам могут оказать методы активного обучения, которые по сравнению с традиционными имеют ряд преимуществ:
- обучение происходит в условиях, максимально приближенных к реальной практической деятельности обучаемых;
- методы активного обучения основаны на коллективной выработке решений;
- игровая деятельность при использовании данных методов построена на моделях реальных систем;
- игра обеспечивает достаточно щадящий режим для принимающих решение;
- методы активного обучения позволяют специальными средствами создать так называемое управляемое эмоциональное напряжение обучаемых, иными словами, игры происходят в атмосфере эмоционального подъема.[3]
Таким образом, использование активных методов обучения предполагает повышение интенсивности процесса обучения.
Рассматривая игры в системе педагогических средств, следует отметить, что для игровой деятельности характерны длительно не угасающая мотивация обучаемых и постоянно изменяющиеся ситуации, поддерживающие доминанту ориентировочного рефлекса. При этом устойчиво проявляется активизирующая функция ретикулярной формации ствола мозга, отодвигающая момент развития торможения, что обеспечивает высокий тонус ЦНС и высокую работоспособность обучаемых на занятиях.[4]
Мы убеждены, что игровые методы не только являются фактором психологической разрядки, но и могут быть использованы как средство для решения практических задач обучения. Кроме того, по нашему мнению, специальные игры во многом способствуют увеличению вариативности выполнения различных заданий. Игровая форма проведения занятий позволяет моделировать различные ситуации в практической деятельности, что, в свою очередь, создает благоприятные предпосылки для формирования навыков и психологического стереотипа адекватного выполнению обязанностей будущего специалиста.
В процессе занятий по физической культуре нами использовались следующие игровые методы активного обучения (ИМАО):
- ролевые игры;
- метод анализа конкретных ситуаций;
- имитационные игры.[5]
Ролевые игры.
Для формирования указанных качеств в процессе обучения необходимо моделировать специальные управляющие системы. Поэтому возникает потребность и в использовании методов обучения, основывающихся на моделях двух подсистем: общения и совместной деятельности. Такими ме-
тодами являются ролевые игры.
Модели подсистем общения и совместной деятельности образуют структуру игрового комплекса, элементами которой будут роли, а связями - взаимоотношения между ролями, определяемые ролевыми целями, предписываемыми в игре.
Социально-психологические и профессиональные портреты участников ролевого общения подбираются так, что найти рациональные пути разрешения вопроса непросто.
Выбор своих систем и стратегий каждым участником игры порождает многовариативность решений.
Для ролевых игр характерными признаками являются: наличие игрового комплекса; наличие ролей; различие ролевых целей участников игр; наличие общей цели у всего игрового коллектива; многовариантность решений; наличие системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры.
Метод анализа конкретных ситуаций.
При использовании метода анализа конкретных ситуаций студентам предлагается ситуация, связанная с определенным моментом функционирования, конкретной системы (отдела, секции, бригады и т.п.), и ставится задача принять управленческое решение в указанной ситуации. Для активизации занятия может быть образовано несколько соревнующихся групп, каждая из которых вырабатывает собственный вариант решения.
Характерные признаки метода анализа конкретных ситуаций:
- наличие модели управляемой системы;
- отсутствие индивидуальных ролей руководителей, наличие лишь одной коллективной роли;
- многовариантность решений;
- единая цель при выработке решения (всей группе предлагается одна ситуация, по которой и предстоит принять решение);
- наличие системы групповой оценки деятельности обучаемых.
Использование в учебном процессе метода анализа конкретных ситуаций позволяет формировать у обучаемых умения и навыки решения профессиональных задач. Однако давно замечено, что эффективность труда руководителя зависит в большей степени от умения руководить людьми, чем решать профессиональные задачи. Эффективность работы руководителя в среднем на три четверти зависит от его способности взаимодействовать с другими людьми. Номенклатурный опыт и специальные исследования показывают, что руководителю любого уровня необходимо умение: общаться на формальной и неформальной основе; эффективно взаимодействовать с коллегами равными по должности; проявлять качества лидера при решении вопросов с подчиненными; ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их разрешать; добывать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее; принимать решения в неопределенных ситуациях; распоряжаться своим временем; распределять работу между подчиненными, давать им необходимые полномочия; принимать организационные решения; критически оценивать вероятные последствия своих решений и учиться на своих ошибках.
Имитационные игры.
Одним из наиболее значимых ИМАО являются имитационные игры, в которых сочетаются характерные признаки метода анализа конкретных ситуаций и ролевых игр. Это делает их наиболее эффективным методом активного обучения, но и наиболее трудоемким при разработке. Для ее разыгрывания требуются роли. Итак, первое, что выделяет имитационную игру из других методов активного обучения, это то, что ее основой может быть только цельная модель системы, а не отдельные, ее элементы (объект управления или управляющая система).
Второе принципиальное отличие состоит в том, что в имитационной игре динамичность моделируемой системы проявляется в наличии "цепочки решений". Решение, принимаемое участниками игры на основе исходной информации, воздействует на модель объекта управления, изменяя его начальное состояние. Сведения об этих изменениях через систему оценивания деятельности участников поступают в игровой комплекс. Основываясь на полученной информации, на следующем этапе управления игроки вырабатывают решение, которое снова воздействует на объект и т.д. В промежутках осуществляются деловое общение и совместная деятельность участников игры.
Каждый участник имитационной игры должен играть свою роль и соблюдать правила. Разыгрывание "спектакля" - имитационной игры происходит в конкретной ситуации, сопровождающейся возникновением эмоционального напряжения у каждого участника игры и требующего от него мобилизации профессиональных, интеллектуальных и психофизических способностей. Таким образом,
каждая роль в имитационной игре приобретает определенную личностную окраску.
Одним из важнейших признаков, характеризующих имитационную игру, является коллективная выработка решения. Коллективность решений в имитационных играх находит отражение в предусмотренной структуре игры. Защита собственных решений, критика решений принятых другими участниками, обязательное обсуждение высказанных критических замечаний позволяют подойти к рациональному (оптимальному) решению и сформировать подходы игровой группы на последующих этапах выработки и обсуждения решений.
Безусловно, может быть предложено множество различных вариантов проведения семинарских и практических занятий. Однако в любом случае все они должны быть ориентированы на повышение активности студентов, а, значит, и проводиться с использованием активных методов обучения.
Литература
1.Мугаттарова Э.Р. Формирование процесса физического воспитания студентов, направленных на усвоение ценностей здоровья и здорового образа жизни / Насибуллина Д.М., Прохорова Е.В. / / Искусство и образование. 2010. - № 8. - С. 17-22.
2.Калманович В.Л. Сравнительный анализ учебных планов и программ по предмету «физическое воспитание» университетов США и России / Никонова В.Г.//Теория и практика физической культуры. 2009. -№ 6. - С. 85-87.
3.Битшева И.Г. Условия повышения эффективности преподавания плавания в вузе / / Образование и саморазвитие. 2013. № 3 (37). - С. 51-54.
4.Хайруллин Р.Р. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у студентов Казанского ГУКИ / Прохоров В.А., Филюшин А.Г. // Сборник: Перспективы развития современного студенческого спорта. Итоги выступлений российских спортсменов на Универсиаде-2013 в Казани материалы Всерос. науч.-практ. конф.. редколлегия: Ф.Р. Зотова, Н.Х. Давлетова, М.Н. Савосина, Т.В. Заячук. 2013. - С. 185-186.
5.Калманович В.Л. Формирование мотивации здорового образа жизни у студентов в системе высшего образования / Никонова В.Г. / /Здоровьесберегающее образование. 2010. № 3. - С. 116.