Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ИНКЛЮЗИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабакова Е.Н., Зотьева Е.Н., Киселева Е.В.

В данной работе рассматривается изучение педагогических технологий при обучении учащихся с ОВЗ в процессе инклюзивного образования. В статье рассматриваются важные условия взаимодействия педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья в процессе учебной деятельности. Описана эффективность организация инклюзивного образовательного процесса в команде с другими узкими специалистами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабакова Е.Н., Зотьева Е.Н., Киселева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INCLUSIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN A MODERN EDUCATIONAL ORGANIZATION

This paper examines the study of pedagogical technologies in teaching students with disabilities in the process of inclusive education. The article examines the important conditions for the interaction of a teacher with children with disabilities in the process of educational activities. The effectiveness of the organization of an inclusive educational process in a team with other narrow specialists is described.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 159.99

Бабакова Е.Н. педагог-психолог МБОУ «Гимназия №22» Россия, г.Белгород Зотьева Е.Н. педагог-психолог МБОУ «Гимназия №22» Россия, г.Белгород

Киселева Е.В. учитель-логопед МБОУ «Гимназия №22» Россия, г.Белгород

ПРИМЕНЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: В данной работе рассматривается изучение педагогических технологий при обучении учащихся с ОВЗ в процессе инклюзивного образования. В статье рассматриваются важные условия взаимодействия педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья в процессе учебной деятельности. Описана эффективность организация инклюзивного образовательного процесса в команде с другими узкими специалистами.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, инклюзивные педагогические технологии.

Babakova E.N. educational psychologist MBOU "Gymnasium No. 22" Russia, Belgorod Zoteva E.N. educational psychologist MBOU "Gymnasium No. 22" Russia, Belgorod Kiseleva E.V. teacher speech therapist MBOU "Gymnasium No. 22" Russia, Belgorod

APPLICATION OF INCLUSIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN A MODERN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Abstract: This paper examines the study of pedagogical technologies in teaching students with disabilities in the process of inclusive education. The article examines the important conditions for the interaction of a teacher with children with disabilities in the process of educational activities. The effectiveness of the organization of an inclusive educational process in a team with other narrow specialists is described.

Key words: inclusive education, disabilities, inclusive pedagogical technologies.

Для многих учителей сегодня словосочетание «инклюзивное образование» звучит непривычно, воспринимается как очередное западное влияние, не имеющее отношение к реалиям российского образования. Между тем, инклюзивное образование закреплено законом «Об образовании в Российской Федерации», условия реализации инклюзивного образования сформулированы в новых федеральных образовательных стандартах. Но главное - инклюзивное образование становится все более привлекательным для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, и они все чаще приводят детей в общеобразовательные школы для совместного обучения с другими детьми.

Организация совместного обучения порой очень разных детей требует от учителя перестройки методов и тактики. Это и есть основа инклюзивного образования.

Цель деятельности учителя, реализующего инклюзивную практику, -создать оптимальные условия для развития потенциала каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе.

Особенностью инклюзивного образования является то, что учитель учитывает разнообразие детей в классе, их особенности, возможности, ин -тересы. В связи с этим возникает необходимость менять формы, методы и технологии работы. Среди них можно выделить основные:

1. Технологии фронтального обучения всего класса.

Следуя общим правилам и способам организации учебной деятельности на уроке, учитель инклюзивного класса должен помнить и учиты -вать тонкости включения в работу ребенка, у которого отмечаются осо -бенности познавательной деятельности, поведения, коммуникации. Часто такой ученик не может полностью успевать за темпом всего класса, выполняя задания на уровне, доступном ему, но ниже уровня освоения со -держания темы, предмета его одноклассниками.

Учитель, создающий сценарий урока, должен знать следующее:

1. При организации индивидуальной работы на уроке необходимо учитывать желание ребенка с ОВЗ «быть как все», выполнять задание вместе с одноклассниками. Формированию положительной учебной мотивации способствует и выполнение индивидуальных заданий по выбору, когда ребенок сам определяет их сложность и объем.

2. Выделяют взаимное (парное) обучение как одну из ведущих технологий инклюзивного образования в школе. Это ситуация, когда один ученик учит другого под наблюдением учителя. Обычно более успешный ученик учит менее успевающего учащегося. Технология взаимного обучения основана на предположении, что дети могут многому научиться друг у друга.

3. Технологии, направленные на развитие социальной компетенциидетей.

Одним из основных результатов инклюзивного образования является формирование жизненных навыков или социальных компетенций.

Среди технологий, направленных на повышение социальной компетенции, можно выделить три типа:

• прямое обучение социальным навыкам;

• организация групповых видов активности;

• формирование социальных навыков через подражание.

При прямом обучении социальным навыкам учитель обучает детей правильному поведению через правила и примеры. Принятие правил очень важно для всех детей, но оно должно быть осознанным, связанным с их личным опытом. Перед тем как дети приступают к работе фронтально или по группам, учитель может обсудить в классе правила взаимодействия де -тей друг с другом. Очень важно научить детей договариваться о правилах, если возникает конфликтная ситуация, как вести себя каждому ребенку, что принять за основу. Учитель может регулировать этот процесс взаимодействия [1].

4. Технологии введения правил при помощи символических знаков.

Например, чтобы добиться тишины в классе, можно ввести «Знак

тишины». Это может быть рисунок кленового листа. Для того чтобы услышать тихий шелест, с которым лист ложится на пол, дети поневоле замолкают. После этого учитель говорит: «А теперь давайте договоримся. Если я показываю на этот листочек, в классе должно быть так тихо, чтобы было слышно, как он падает». И с этого момента учитель начинает пользоваться этим правилом. Когда нужно добиться тишины в классе, он молча показывает на «Знак тишины». Если сам учитель выполняет правило, учащиеся тоже быстро его усваивают.

5. Технологии оценки результатов учебной деятельности.

Одним из ключевых вопросов при разработке и реализации адаптированной образовательной программы является проектирование методов и форм оценки результатов учебной деятельности особого ребенка в инклюзивном классе. Важнейшими показателями эффективной работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения будет положительная динамика развития ребенка, прогресс в освоении образовательной программы, формирование социальной компетентности.

Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся особенностей его собственного процесса обучения. Вместе с педагогом-психологом учитель продумывает такую стратегию работы со всем классом, при которой дети учатся оценивать не только результат, качество продукта учения, а также процесс - степень прилагаемых усилий, активность, меру участия в групповой работе, рост «над самим собой».

Использованные источники:

1. Коменский Я.А. «Требования к преподаванию в школе». - М., 2014. -165с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.