Научная статья на тему 'МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ'

МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ / МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / РЕЧЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабакова Е.Н., Зотьева Е.Н., Киселева Е.В.

В данной статье раскрывается значение мультипликации в развитии монологической речи младших школьников. Проведен анализ научной литературы на теоретическом уровне. Подробно рассмотрена система работы над мультипликационным произведением. Также описаны особенности включения мультипликации в образовательный процесс в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабакова Е.Н., Зотьева Е.Н., Киселева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIPLICATION AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF CONNECTED MONOLOGICAL SPEECH OF YOUNGER SCHOOLS WITH SPEECH DISORDERS

This article reveals the importance of animation in the development of monologue speech of primary schoolchildren. The analysis of scientific literature at the theoretical level is carried out. The system of working on an animated work is considered in detail. The features of the inclusion of animation in the educational process at school are also described.

Текст научной работы на тему «МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ»

УДК 74.570.2

Бабакова Е.Н. педагог-психолог МБОУ «Гимназия №22» Россия, г.Белгород Зотьева Е.Н. педагог-психолог МБОУ «Гимназия №22» Россия, г.Белгород Киселева Е.В. учитель-логопед МБОУ «Гимназия №22» Россия, г.Белгород

МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Аннотация. В данной статье раскрывается значение мультипликации в развитии монологической речи младших школьников. Проведен анализ научной литературы на теоретическом уровне. Подробно рассмотрена система работы над мультипликационным произведением. Также описаны особенности включения мультипликации в образовательный процесс в школе.

Ключевые слова: мультипликация, монологическая речь, речевые расстройства.

Babakova E.N. educational psychologist MBOU "Gymnasium No. 22" Russia, Belgorod Zoteva E.N. educational psychologist MBOU "Gymnasium No. 22" Russia, Belgorod Kiseleva E.V. teacher speech therapist MBOU "Gymnasium No. 22" Russia, Belgorod

MULTIPLICATION AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF CONNECTED MONOLOGICAL SPEECH OF YOUNGER SCHOOLS

WITH SPEECH DISORDERS

Annotation. This article reveals the importance of animation in the development of monologue speech of primary schoolchildren. The analysis of scientific literature at the theoretical level is carried out. The system of working on an animated work is considered in detail. The features of the inclusion of animation in the educational process at school are also described.

Keywords: animation, monologue speech, speech disorders.

Вопросы целенаправленного коррекционного воздействия с помощью мультипликационных средств являются инновационными. Особую важность приобретает использование мультипликационных средств в работе с детьми, которые имеют речевые нарушения.

При этом следует отметить, что отношение современного общества к просмотру телепередач детьми школьного возраста неоднозначно. Существует мнение, что неконтролируемый просмотр мультфильмов отрицательно сказывается на развитии произвольного внимания, сужает кругозор, простой сюжет не всегда дает возможность включить воображение и фантазию, недостатки перевода зарубежных фильмов или монотонность озвучивания лишают ребенка шанса слышать правильную, красивую родную речь, воспринимать все передаваемые интонации и чувства, что может вести к отставанию в речевом развитии детей.

К важнейшим задачам работы со школьниками, имеющими речевые расстройства, относится формирование у них связной монологической речи.

Мультфильмы понятны детям, поскольку они в доступной форме объясняют ему многие процессы, знакомят с миром, удовлетворяют познавательные и эмоциональные потребности. При этом мультфильм -наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиасреды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, задействуя два органа чувств: зрение и слух одновременно.

Лалетина А.Ф. в своей диссертации провела анализ воспитательного потенциала современных и «советских» мультфильмов. Она предложила нейтрализовать негативные влияния средств медиасреды, а для этого нужно оценить воспитательный потенциал мультфильмов и целенаправленно их использовать, введя мультфильмы как дополнительное средство формирования каких-либо качеств в программы образовательного учреждения, а также дать рекомендации родителям для домашнего обучения.

В своей работе с младшими школьниками целесообразно использовать отечественные мультипликационные фильмы с целью развития лексико-грамматических средств языка и связного высказывания.

Очень важно организовать процесс формирования связной моноло -гической речи так, чтобы ребёнок мог активно, с интересом и увлечением

работать на занятии. Это условие достигается сменой видов деятельности, использованием наглядности и игровых моментов. В настоящее время ак -тивизируются поиски новых подходов, методов, средств обучения. На наш взгляд, одним из эффективных средств обучения на занятиях в школьных учреждениях могут быть мультипликационные фильмы.

Используемые формы работы с мультипликационными средствами разнообразны. Данные средства усиливают наглядность и тем самым по -вышают осознанность воспринимаемого материала. Динамичность, красочность и яркость мультфильмов, просмотр которых сопровождается вы -разительным озвучиванием героев, музыкой, вызывает у детей различные эмоциональные переживания, что в свою очередь благоприятно влияет на познавательную деятельность, обогащает чувственную основу и способствует развитию речи.

Важным условием при проведении занятий с использованием мультипликационных фильмов является соблюдение требований к индивидуально - возрастным особенностям детей: продолжительность непосредственной работы с мультимедийным экраном должна быть не более 10 минут, после чего необходимо сделать гимнастику для глаз.

Занятие строится из трёх частей: вводный, основной и заключительной. В основной части детям предлагается просмотреть мультфильм, после чего необходимо побудить детей на обсуждение увиденного, провести беседу проблемного характера. После просмотра мультфильма можно предложить нарисовать понравившегося героя.

Для закрепления детьми полученной информации можно провести игры и упражнения по сюжету мультфильма «Назови ласковое слово»; «Отгадай и покажи»; «Один - много»; «Слова наоборот»; «Придумай слова-друзья»; «Подбери родственные слова» и др.

Формы работы с мультфильмом многообразны. Мультипликационный фильм можно использовать как демонстрацию, просматривая его либо целиком, т.е. полный просмотр с последующим его разбором и обсуждением, либо фрагментарно, останавливаясь на необходимых важных моментах, такой приём называется «стоп-кадр».

Еще одна форма работы с мультипликационным фильмом - это его озвучивание. Детям предлагается озвучивать героев как по заранее заученному тексту, так и импровизировать. Мультфильм обязательно просматривается заранее в оригинальном виде, только потом можно убирать звук и работать над его озвучиванием. Данный вид работы очень нравится, так как детям интересно почувствовать себя в роли мультипликационных персонажей.

Следующая форма работы с мультфильмом предполагает авторское комментирование на основе сюжета мультфильма. Ребенок может сопровождать рассказом какой-либо фрагмент из мультфильма или придумывать его продолжение. При этом мультипликационный фильм

демонстрируется без звука. Для закрепления ребенку предлагается составить рассказ о каком-либо персонаже или пересказать сюжет мультфильма.

Таким образом, мультипликационные фильмы можно использовать на занятиях по развитию связной монологической речи. В процессе занятия формируются и развиваются навыки составления пересказа, рассказа, рассказа-описания как с помощью обычного просмотра и последующей беседы, так и с помощью таких приёмов, как «стоп-кадр», презентации, озвучивание, авторское комментирование.

Использованные источники:

1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург, «АРД ЛТД», 1998.

2. Глухов, В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения пересказу [Текст] / В.П. Глухов // Дефекто-логия. - 1989. - № 1. - С.69-76.

3. Лалетина А.Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов// Журнал «Начальная школа плюс До и После»№ 8, 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.