Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каштанова Светлана Николаевна, Курочкина Ирина Николаевна

В статье актуализирована проблема расширения репертуара используемых инновационных технологических решений в рамках логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлено описание алгоритма применения технологии логопедической мультипликации как инструмента формирования эмоциональной лексики. Детализированы ключевые аспекты встраивания обозначенной технологии в общий процесс целенаправленного социально-эмоционального развития дошкольников с общим недоразвитием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каштанова Светлана Николаевна, Курочкина Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF SPEECH THERAPY ANIMATION IN FORMING EMOTIONAL VOCABULARY IN OLDER PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article actualizes the problem of expanding the repertoire of innovative technological solutions used in the framework of speech therapy work on the formation of emotional vocabulary in preschoolers with general speech underdevelopment. The description of the algorithm for the use of speech therapy animation technology as a tool for the formation of emotional vocabulary is presented. The key aspects of embedding the designated technology into the overall process of purposeful socio-emotional development of preschoolers with general speech underdevelopment.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

8. Тарнопольский В.Г. Композиторское образование в современной России // Музыкальная Академия. - Вып. 3. - 2021 (775). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kmpztr.ru/magazines/ma/muzykalnaya-akademiya-2021-3/ - (дата обращения: 06.10. 2021).

Педагогика

УДК 376.37

кандидат психологических наук, доцент Каштанова Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Курочкина Ирина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье актуализирована проблема расширения репертуара используемых инновационных технологических решений в рамках логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлено описание алгоритма применения технологии логопедической мультипликации как инструмента формирования эмоциональной лексики. Детализированы ключевые аспекты встраивания обозначенной технологии в общий процесс целенаправленного социально-эмоционального развития дошкольников с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: логопедическая мультипликация, инновационные логопедические технологии, эмоциональная лексика, общее недоразвитие речи.

Annotation. The article actualizes the problem of expanding the repertoire of innovative technological solutions used in the framework of speech therapy work on the formation of emotional vocabulary in preschoolers with general speech underdevelopment. The description of the algorithm for the use of speech therapy animation technology as a tool for the formation of emotional vocabulary is presented. The key aspects of embedding the designated technology into the overall process of purposeful socio-emotional development of preschoolers with general speech underdevelopment.

Keywords: speech therapy animation, innovative speech therapy technologies, emotional vocabulary, general underdevelopment of speech.

Введение. Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР) не могут самостоятельно полноценно овладеть лексической системой языка, включая и эмоциональную лексику родного языка. Как доказано психологами, психолингвистами и логопедами у данной категории детей эмоциональность, как часть психики и как свойство речи имеет определенное своеобразие: несинхронность процессов возбуждения и торможения; трудности при мимической передаче чувств; проблемы эмоционального реагирования, трудности в осуществлении контроля эмоциональных состояний; недифференцированное представление о своих эмоциях; трудности при определении эмоциональных состояний по предметным картинкам, фотографиям и пиктограммам; смешение различных эмоций.

Логопедическая работа в целях формирования эмоциональной лексики должна идти с учетом сохранных функций таких детей, например, достаточного объема кратковременной памяти и концентрации внимания через использование многоуровневых заданий, различных видов опор (вербальных и предметных), игровых и занимательных приемов. Все это можно реализовать посредством логопедической мультипликации, как инновационной технологии, позволяющей обогащать эмоциональную лексику и оптимизировать социально-коммуникативное развитие дошкольников с ОНР.

Изложение основного материала статьи. Речь дошкольников с ОНР характеризуется ограниченностью эмоциональной лексики, несформированностью семантических полей и дифференцировки слов, обозначающих и выражающих эмоции. Как показали последние исследования, проведенные рядом таких авторов, как Дмитриева Е.Е., Двуреченская О.Н., Кондратенко И.Ю. и Марцун Н.С. [5], [6], [8]. частота употребления слов с эмоционально-оценочным тонированием старшими дошкольниками с ОНР в два раза меньше, чем в норме; коэффициент лексического разнообразия существенно ниже по сравнению с нормативами речевого развития; в коротких описательных (оценочных) высказываниях, а также при составлении повествовательных рассказов по серии картин, для дошкольников с ОНР характерна однотипность построения фраз и бедность эмоциональной лексики. Для определения эмоциональных состояний по фотографиям, предметным картинкам и пиктограммам дошкольники с ОНР не находят нужных лексических средств и смешивают различные эмоции.

В результате проведенного нами исследования эмоциональной лексики у 20 дошкольников с ОНР, с использованием методик Кондратенко И.Ю. [6], Панасенко К.Е. [9] были получены данные, характеризующие ее своеобразие. Дошкольники с ОНР затрудняются в определении базовых эмоциональных состояний, расхождение в объеме активного и пассивного словарей составило в среднем 50%. У детей с нормативным речевым развитием не было зарегистрировано явного перевеса в объеме пассивного и активного эмоционального словаря (20%). В частности, наблюдались замены слов с эмоциональной окраской, словами с более широким и неточным значением. Старшие дошкольники с ОНР не могли подобрать определение своего эмоционального состояния, внутреннего переживания, дать оценку событию, эмоциональной ситуации, чувственным переживаниям других людей, а также героев сказок, рассказов, стихов и им требуется специальное сопровождение, которое обеспечивает коррекцию речевых и эмоциональных нарушений.

По мнению Шаховской С.Н., чтобы отвечать стандартам общероссийской системы оценки качества общего образования, коррекционно-педагогическая работа в группах дошкольников с ОНР должна быть нацелена на большую эффективность «коррекционного процесса за счет инновационных подходов», а именно, «некоторых дополнений к существующей методолого-методической практике» [11]. Как отмечено Кондратенко И.Ю. в «программе для детей с ОНР формирование эмоциональной лексики происходит фрагментарно» и в «настоящее время отсутствуют специальные поэтапные разработки, позволяющие постепенно формировать эмоциональную лексику у детей с ОНР, которая в дошкольном возрасте наиболее точно позволяет оценить и выразить свои переживания и чувства других людей, героев сказок, стихов и рассказов» [6]. Медведевой Е.Ю. также обозначено, что в педагогике и логопедии накоплен богатейший опыт развития речи дошкольников, зарекомендовавший себя на практике, но «тенденция снижения активности самого

ребенка по отношению к языку, преобладание стандартных методов обучения при изучении лексических тем», ориентирует науку и практику на поиск инноваций в формирование лексико-грамматического кода языка у дошкольников с речевыми нарушениями [7].

Даутова О.Б. отстаивает действенность технологий образовательной коммуникации в обучении с точки зрения того, что «не знание, а совместное переживание с людьми межличностных событий» способствует формированию у обучающихся представлений о своих чувствах и чувствах других людей [4]. Логопедическую мультипликацию можно назвать инновационной технологией образовательной коммуникации, так как она имеет все признаки таковой: рефлексивность; вовлеченность дошкольника в процесс принятие решения, сопереживание со сверстниками и взрослыми «межличностных событий»; ориентир на овладение речевой культурой через освоение общечеловеческих нравственных ценностей, отраженных в образах мультипликации. Также данная технология объединяет в себе несколько дидактических средств: аудиовизуальных, синтезирующих видеоряд со звуком; информационно-коммуникационных, позволяющих автоматизировать процесс обучения и обеспечить его интерактивность; словесных, позволяющих разместить на кадрах мультипликационного фильма различную графически-словесную информацию, разнообразные задания или вопросы по лексической теме.

Принципы и научные парадигмы, на которые опирается технология по формированию эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР средствами логопедической мультипликации, можно свести к следующим положениям:

- принцип амплификации психического развития, который предполагает не только формирование эмоциональной лексики, но и коррекцию всей социально-эмоциональной сферы дошкольников с ОНР;

- принцип обходного пути, опору на сохранные функции дошкольников с ОНР, на сохранный зрительный и графический гнозис, что предполагает включение в графическое сопровождение мультипликационных фильмов текстов и вопросов по тематике лексических занятий;

- опора на тезис Выготского Л.С. о том, что «дошкольникам доступны операции словообразования по известным моделям» [2], поэтому, занятие с применение мультфильмов должно включать упражнения на закрепление известных словообразовательных моделей или служить средством для моделирования новых образцов эмоциональной лексики;

- принцип развития и детерминизма, который предполагает: анализ условий и причин, влияющих на процесс развития ребенка; опору на его жизненный опыт и «зону ближайшего развития»; анализ тех явлений, которые повлияли на его развитие в прошлом;

- принцип «разведения формирования умственных и речевых действий» [1], для этого предполагается использование графических опор в виде пиктограмм с изображением эмоциональных состояний и схематических опор при составлении связных высказываний дошкольниками (высказываний описательного характера, передающих эмоциональное состояние или героя мульт - злой»);

- принцип коммуникативно-ориентированного подхода, в основу которого было положено утверждение Дмитриевой Е.Е. и Двуреченской О.Н. о том, что весь человеческий опыт, пропущенный через «коллективное сознание», отражается в языке и становится «содержанием коммуникации» [5], так как именно в общении ребенка со взрослыми закладываются основы социально-эмоционального развития и успешной социализации старшего дошкольника с ОНР;

- принцип системности, всесторонности и целостности коррекционно-педагогических усилий, взгляд на развитие лексики, как на развитие речевой деятельности вообще: развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер в процессе деятельности дошкольников (обучающей, игровой, трудовой);

- принцип наглядности, который предполагает, что обеспечение коррекционного процесса строится на совокупности взаимосвязанных по дидактическим, воспитательным и развивающим целям и задачам разнообразных видах содержательной обучающей информации; на таких носителях, которые обеспечивают воздействие на весь чувственный опыт старших дошкольников с ОНР с учетом требований психологии, педагогики и гигиены; с применением наглядно-демонстрационных методов, обеспечивающих использование в коррекционном процессе моделирования и трансформации явлений эмоциональной жизни в новые объекты познавательной и речевой деятельности при взаимодействии перцептивного, когнитивного и эмоционального опыта.

Содержательная часть технологии формирования эмоциональной лексики была выстроена нами на основе методики В.К. Воробьевой «Формирование навыков описательной речи» [1], самопрезентации дошкольников с ОНР Панасенко К.Е. [9], методических приемов Кондратенко И.Ю. [6], направлений работы по социализации дошкольников с ОНР Дмитриевой Е.Е. и Двуреченской О.Н. [5], а также характеристики логопедического мультфильма, как средства обеспечивающего моделирование и трансформацию явлений эмоциональной действительности в новые объекты познавательной и речевой деятельности.

Алгоритм работы по формированию эмоциональной лексики с использованием технологии логопедической мультипликации строился нами с учетом требований ФГОС ДО, анализа объективных и субъективных организационно-методических условий в дошкольном учреждении и своеобразия эмоциональных проявлений (включая лексику) детей с ОНР, таких как: заниженная самооценка, недостаточность описательной речи, низкий уровень коммуникативной регуляции. Наиболее трудными заданиями для дошкольников с данным типом речевого нарушения, являются составления описательных рассказов о себе. Были выявлены характерные особенности при составлении рассказов - описаний о себе: однобокость и скудность лексики; механическое перечисление внешних признаков предметов и их частей.

Процессуальная часть, разработанной технологии логопедической мультипликации, была апробирована в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МАДОУ «Детский сад № 70» г. Нижнего Новгорода с учетом коррекционно-логопедической и воспитательной работы и «встроена» в процесс формирования лексики, т.е. с учетом тематических планов логопеда и воспитателя. После изучения детьми лексической темы (по плану логопеда: «Фрукты», «Дикие животные», «Одежда», «Инструменты»), проводились занятия в группе дошкольников с ОНР по формированию эмоциональной лексики с использованием технологии логопедической мультипликации. Эти занятия были двух видов, в зависимости от поставленных целей: формирование исследовательской деятельности при составлении характеристики героя мультфильма; работа с программой описания героя мультфильма с постепенным свертыванием данной программы и переведением ее в вербальную форму. Технология логопедической мультипликации предполагает формирование эмоциональной лексики поэтапно.

Первый этап мы назвали организационным или вводным. Целью данного этапа является знакомство с новыми понятиями эмоциональных состояний их признаками и их графическими изображениями (пиктограммами). При анализе организационно-методических условий формирования эмоциональной лексики, мы установили, что в группе дошкольников с ОНР второй год ведется работа над становлением мыслительной и речевой способности детей по методике Воробьевой В.К., в рамках которой создаются условия для формирования первоначальных представлений о смысловых правилах речевых высказываний. Дети знакомы с речевыми опорами, разрешающими обозначить сенсорные каналы описываемого предмета - «глаз», «ухо», «нос», «рот», что позволило вести логопедическую работу над всей системой

лексики, поэтапно интегрируя в нее методы и приемы формирования эмоциональной лексики на основе технологии логопедической мультипликации. Кроме этого, это позволило более быстрыми темпами освоить старшим дошкольникам с ОНР сенсорные опоры эмоциональных состояний (пиктограммы) при обозначении своих эмоциональных состояний и характеристике эмоциональных состояний героев мультфильма и обеспечило комплексный подход в формировании всего пласта эмоциональной лексики. Интегрируя изученные понятия об эмоциональных состояниях в описательные высказывания, можно на каждом занятии с использованием логопедической мультипликации охватывать лексемы изолировано, в словосочетаниях, предложениях и связной речи в рамках одного и того же занятия.

Вводный этап предполагал знакомство с пиктограммами и обозначенными ими эмоциональными состояниями. Для этих целей был использован мультфильм «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» по сказке американской писательницы Лилиан Муур. Данный мультфильм обладает значительным воспитательным потенциалом и прекрасным наглядным материалом, сочетая в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно, что обеспечивает взаимодействие перцептивного, когнитивного и эмоционального опыта старших дошкольников с ОНР [11]. Эмоциональная действительность данного мультфильма позволяет проследить проявление всех базовых эмоций у героев по мере развития сюжета: гнев и радость, грусть, испуг и удивление. Данный мультфильм был преобразован с помощью программы Adobe Photoshop Touch и использовались скриншоты данного мультфильма в программе презентаций PowerPoint, для создания контента, обеспечивающего моделирование и трансформацию явлений эмоциональной жизни в новые объекты познавательной и речевой деятельности. Например, для различных игр; создания дидактического и демонстрационного материала (картинки с изображением героев мультфильмов, опорные картинки: расположение, мимика лица, жестов частей тела и т.д.); раскадровки (подготовка пазлов для общего рисунка или создание сюжетных кадров для пересказа).

Основной этап технологии логопедической мультипликации был условно назван «Этапом усвоения системы ориентиров», где предлагался просмотр мультипликационной ленты, в которой герой описывает себя. С помощью графической модели самоописания логопедом создавалась мнемоническая опора последовательности исследовательской деятельности на доске для общего обозрения. Графическая запись структуры исследования героя мультфильма (справа налево): первая часть - перечень символов, обозначающих сенсорный канал, с помощью которого мы находим признак описываемого предмета (она отражает естественно генетический путь усвоения знаний о каком-либо предмете); вторая часть - перечень признаков; третья часть - изображение самого предмета или героя мультфильма. С помощью этой схемы была составлена графическая схема высказывания.

Третий этап технологии логопедической мультипликации был обозначен как «Стадия активных действий», где в целях развития речи и мышления, дошкольники восстанавливают основной сюжет и действия главных и второстепенных героев, события мультфильма. На этом этапе мы использовали определенные кадры мультфильма, по которым можно пересказать сюжет (совместно с логопедом, коллективно, по цепочке, по очереди), а после просмотра мультфильма по заданной тематике логопедом инициировался и актуализировался:

- рассказ с элементами творчества, затрагивающим чувства дошкольников и опору на их жизненный опыт («Как вы думаете, что будет с героями утром, когда они проснутся? Что они будут чувствовать, вспоминать, о чем разговаривать?»), если сюжет это позволяет [3];

- обсуждение увиденного (проблемный характер, решение той или иной нравственной проблемы). Ответы детей на вопросы: «Как вы думаете, правильно ли поступили герои?», «Почему?», «А как бы ты поступил на их месте?» и др.

Выводы. Одним из инструментов формирования эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР выступает технология логопедической мультипликации. Содержательный компонент мультфильмов позволяет создавать условия для создания контента, обеспечивающего моделирование и трансформацию явлений эмоциональной жизни в новые объекты познавательной и речевой деятельности детей; повышения общей осведомленности и эрудиции дошкольников; развития мышления и воображения, формирования мировоззрения; углубления знаний о предметах и явлениях, расширения и уточнения знаний о качествах, явлениях, свойствах и отношениях; формирования представлений о языковых средствах выражения эмоций и чувств; формирования словаря обобщающих понятий на основе анализа и синтеза различий признаков предметов.

Литература:

1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 158 с.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Мастера психологии. - Санкт-Петербург: Питер, 2021. - 415 с.

3. Гуськова А.А. Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет / А.А. Гуськова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 176 с.

4. Даутова О.Б. Образовательная коммуникация. Традиционные и инновационные технологии / О.Б. Даутова. -Санкт-Петербург: КАРО, 2018. - 93 с.

5. Дмитриева Е.Е., Двуреченская О.Н. Психологические особенности социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья: монография / Е.Е. Дмитриева, О.Н. Двуреченская. - М.: Финита; Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. - 136 с.

6. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: монография / И.Ю. Кондратенко. - Санкт-Петербург: КАРО, 2006. - 240 с.

7. Медведева, Е.Ю. Особенности работы по обогащению лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с нарушениями речи // Е.Ю. Медведева // Вестник Мининского университета. - 2014. - №3.

8. Марцун Н.С. Особенности эмоционально-оценочной лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - IV Машеровские чтения: материалы междун. научно-практич. конф. студ., аспир. и молод. ученых, Витебск, 28-29 октября 2010 г. - Витебский гос. университет; редкол., 2015. - Т.П. - С. 352-353.

9. Панасенко К.Е., Коптева О.Д. Самопрезентация дошкольников с нарушением речевого развития (знаково-символическое опосредование образа Я дошкольниками с нарушением речевого развития): Монография. - Белгород: ООО «ГиК», 2006. - 132 с.

10. Речь в общении: норма, отклонения, коррекция. Памяти Н.И. Жинкина и Ю.Б. Некрасовой: Материалы Круглого стола ПИ РАО 7 ноября 2014 г. / Ред. Н.Л. Карпова, А.А. Голзицкая, копм. ред. Е.С. Семенюкова. - М.: ПИ РАО -2016. - 148 с.

11. Шаховская С.Н. Эффективные технологии преодоления общего недоразвития речи у дошкольников как один из путей обеспечения равного доступа к образованию детям с ограниченными возможностями здоровья / /С.Н. Шаховская // Образовательная панорама. - 2018. - № 2 (10). - С. 30-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.