Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ'

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / ДОШКОЛЬНИКИ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ / ИСКУССТВО / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SPEECH / PRESCHOOL CHILDREN / SPEECH DEVELOPMENT / ANIMATED MOVIE / ART / FUTURE PEDAGOGUES OF PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Короткова Светлана Владимировна

В статье сделан акцент на сензитивности дошкольного периода речевого развития детей. Обоснована значимость и особенности подготовки педагогов дошкольного образования к речевому развитию дошкольников. Выявлены потенциальные возможности искусства мультипликации в решении обозначенной проблемы. Представлен ряд рекомендаций по подготовке будущих педагогов дошкольного образования к речевому развитию дошкольников на основе мультфильмов в процессе изучения дисциплины «Медиакультура педагога».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Короткова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PREPARATION OF PEDAGOGUES OF PRESCHOOL EDUCATION TO THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN'S SPEECH BY MEANS OF ANIMATION

He sensitivity of preschool period of children's speech development has been emphasized in the article. The meaningfulness and the peculiarities of preparation of pedagogues of preschool education to the speech development of preschool children have been substantiated. The potential possibilities of animation art in the solving of designated tasks have been brought to light. A series of recommendations on preparation of future pedagogues of preschool education to the speech development of preschool children on the basis of animated movies in the process of studying the discipline «Media culture of pedagogue» have been represented.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ»

УДК [378.011.3-051:373.2]:[373.2.091.33:81-028.31-027.22:791.43]

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ

Короткова Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, e-mail: pictor15@rambler.ru ГОУ ВПО «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко», г. Луганск, ЛНР

Korotkova Svetlana, Сandidate of Fedagogical Sciences, Lugansk Taras Shevchenko National University, Lugansk

I.......\

В статье сделан акцент на сензатавности дошкольного периода речевого развития детей. Обоснована значимость и особенности подготовки педагогов дошкольного образования к речевому развитию дошкольников. Выявлены потенциальные возможности искусства мультипликации в решении обозначенной проблемы. Представлен ряд рекомендаций по подготовке будущих педагогов дошкольного образования к речевому развитию дошкольников на основе мультфильмов в процессе изучения дисциплины «Медиакультура педагога».

Ключевые слова: речь, дошкольники, речевое развитие, мультипликационный фильм,

искусство, будущие педагоги дошкольного образования.

]......

Постановка проблемы. Речь - величайший дар человеку, позволяющий выражать свои чувства близкому человеку; излагать жизненные факты, события, историю; в красках и точно описывать окружающий мир, восхищаться «произведениями» природы; излагать свои планы, устремления, фантазии; описывать внешность человека, его характер, индивидуальные особенности; передавать свои тревоги, переживания, радости; увлекать, удивлять; обращаться с просьбой о помощи, утешать, подбадривать, поддерживать, пояснять, воспитывать и т.д. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что в речи человека обычно проявляется весь психологический облик личности: по особенности общительности, умению завязывать и заканчивать разговор судят о характере человека; в темпе речи, интонации прояв-

ляется его темперамент; содержание говорит о духовном мире, ценностях, направленности человека [7, с. 495].

Поскольку речь человека является неотъемлемой частью его жизни, способом общения, размышления, познания мира и т.д., безусловно, речевое развитие ребенка является важнейшим компонентом его образования. Сензитивным периодом овладения родным языком как средством общения, связной речью, формирования ценностного отношения к книге, речетворчества и др. как основы интеллектуального развития ребенка на последующих ступенях образования является дошкольный возраст, что подтверждается такими данными:

- с 3-х до 7 лет у ребенка обогащается активный словарь: количество употребля-

емых им слов увеличивается с 3000 до 5-7 тысяч слов;

- происходит развитие связной речи: если в 3 года ребенок может описать увиденное 2-3 предложениями, то к 7 годам он уже способен выразительно передавать литературный текст и самостоятельно придумывать небольшие рассказы или сказки, состоящие из 40-50 предложений, что свидетельствует об овладении монологической речью как одним из трудных ее видов [3].

Важным моментом в дошкольный период является развитие речи как средства мышления ребенка; осуществляется подготовка к развитию внутренней речи, «когда ребенок соотносится с ситуацией через собственную инструкцию, через собственную речь» [2, с. 153]. Активно протекает процесс не только количественного роста словаря ребенка, но и развитие понимания значения слов. В дошкольный период ребенком проделывается огромная работа по овладению всеми основными формами родного языка. Как подчеркивают А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконин, дошкольный возраст является периодом проявления наибольшей чуткости к языковым явлениям и речетворчеству [6]. Дошкольному периоду свойственно активное развитие выразительности речи, способности проявлять эмоциональное отношение к тому, о чем идет речь, и оказывать на слушающего человека эмоциональное воздействие [7].

Обозначенные особенности дошкольного периода накладывают на педагогов большую ответственность в организации речевого развития ребенка, что требует и соответствующей подготовки педагогических кадров по решению задач развития речи дошкольников.

Анализ актуальных исследований. Проблема подготовки будущих педагогов дошкольного образования к речевому развитию дошкольников отражена в исследованиях М.М. Алексеевой, Н.В. Бурен-ковой, В.Н. Макаровой, Н.С. Малетиной, Е.В. Мигуновой, Н.В. Микляевой, А.И. Полозовой, Н.А. Стародубовой, Е.В. Чухачевой, В.И. Яшиной и др.

Цель статьи - исследовать проблему подготовки будущих педагогов дошкольного образования к решению задач речевого развития детей на основе использования искусства мультипликации и предложить пути ее решения.

Изложение основного материала. Выявим некоторые особенности подготовки педагога дошкольного образования к речевому развитию детей. Поскольку родной язык, его усвоение ребенком дошкольного возраста является значимым периодом в его жизни, а речевое развитие представляет собой сложную систему, то и подготовка к ее реализации педагогом, по мнению В.Н. Макаровой, является компонентом целостного образовательного процесса и специфической областью непрерывного педагогического образования. Исследователь определяет подготовку педагогов к речевому развитию дошкольников как процесс развития и самореализации личности педагога на основе организации совместной деятельности студентов и преподавателей, сотрудничества и сотворчества, результатом которого является формирование компетентности в области речевого развития в соответствии с государственными стандартами, содержанием, методами, формами и средствами образования дошкольника, среди которых важнейшим является родной язык. В.Н. Макарова рассматривает компетентность в области речевого развития как сформированность у педагога дошкольного образования социально-психологических качеств, позволяющих находить среди спектра педагогических средств наиболее эффективно воздействующие на речь воспитанников с учетом их потребностей, интересов и обеспечивающих их развитие в соответствии с условиями социальной среды и требованиями государственного стандарта [5].

Е.В. Чухачева, исследуя проблему подготовки педагогов к развитию у дошкольников монологической речи, определяет готовность как «особое психическое состояние, характеризующееся наличием у субъекта образа структуры действия моделирования собственного и детского высказывания, постоянной направ-

©

ленности сознания на выполнение этого действия» [8, с. 10]. Психическое состояние предполагает осознание педагогом стоящей перед ним задачи, наличие модели организации действий, подбора соответствующих способов развития речи дошкольников, оценку своих возможностей в соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата [8].

В.Н. Макарова выявляет ряд факторов, под воздействием которых происходит формирование у будущих педагогов дошкольного образования компетентности в области речевого развития детей: наличие негативных проявлений в речевом окружении молодого поколения и необходимость улучшения речевой среды; проявление среди педагогов небрежного отношения к языку, невнимание к речи дошкольников; осознание обществом важности сохранения родного языка как ценности национальной культуры; совершенствование профессиональной подготовки студентов по решению задач речевого развития, как будущих педагогов, так и их воспитанников [5]. Влияние обозначенных факторов мы учитывали в процессе подготовки будущих педагогов дошкольного образования к речевому развитию детей средствами искусства мультипликации.

Моделируя процесс подготовки будущих педагогов дошкольного образования к речевому развитию дошкольников, мы опирались на исследования известных психологов. Прежде всего, было акцентировано внимание студентов на том, что речевое развитие ребенка будет протекать эффективно, когда сам педагог будет носителем, образцом грамматически правильной и фонетически точной речи, иметь навыки включения воспитанников в практику использования всех форм речи и организации познавательной и практической деятельности, сопровождающейся речевым общением [6]. Также важно акцентировать внимание студентов на том, что работа по развитию выразительности речи дошкольника требует от педагога тонкой культуры, поскольку, как подчеркивал С.Л. Рубинштейн, «общающиеся между собой люди - не абстрактные ин-

теллекты, сообщающие друг другу лишь отвлеченные мысли, а живые существа, у которых живая мысль тесно и трепетно связана с чувством, со всей их насыщенной переживаниями жизнью» [7, с. 494]. Важно развивать у будущих педагогов умение использовать в рассказе различные интонации, темп, паузы, расставлять акценты, усиливать или ослаблять голос, что вызывает у дошкольников соответствующие событиям рассказа переживания, чувства и способствует развитию у них выразительности речи и эмоционально-ценностного отношения к миру [4].

Подготовка будущих педагогов дошкольного образования к речевому развитию дошкольников является обязательным компонентом профессиональной подготовки. В большей степени этот процесс осуществляется на такой дисциплине, как «Дошкольная лингводидактика», а также частично на методиках дошкольного образования (бакалавриат).

Поскольку в качестве средства речевого развития дошкольников нами выбрано мультипликационное кино, целесообразно уделить внимание анализу его потенциальных образовательных возможностей на дисциплине «Медиакультура педагога», осваиваемой студентами магистратуры направления подготовки «Педагогическое образование. Дошкольное образование». Имея уже определенный уровень подготовки к речевому развитию дошкольников, целесообразно со студентами на упомянутой дисциплине выявить особенности современного медиапро-странства, которое, по сути, является, как мы уже отмечали, фактором, влияющим на процесс подготовки будущих педагогов к речевому развитию дошкольников, т.е. это речевая среда, в которой пребывают и педагоги, и воспитанники, порой даже не замечая ее воздействия. На занятиях дисциплины «Медиакультура педагога», прежде всего, необходимо акцентировать внимание студентов на том, что педагог ответственен за улучшение речевой среды, особенно с учетом наличия негативных обстоятельств в речевом окружении подрастающего поколения (В.Н. Макарова). Мультипликация - это часть медиапро-

странства, а для дошкольника оно является одним из факторов, под воздействием которого осуществляется его речевое развитие. Этот фактор имеет как позитивное, так и негативное влияние, поскольку качество современных мультфильмов, по мнению ряда ученых (О.А. Араптанова, Л.М. Баженова, О.В. Барсукова, Е.А. Кру-тий, О.В. Куниченко, А.А. Немирич, Е.О. Смирнова, А.Ю. Шаханская и др.), оставляет желать лучшего и порой разрушающе действует на развивающуюся личность и, безусловно, на ее речевую культуру.

В связи с этим, будущие специалисты в области дошкольного образования должны быть подготовлены к использованию позитивного потенциала предпочитаемого детьми медиапродукта, а также к нейтрализации его негативного воздействия на развивающуюся личность. Студенты должны иметь навыки по выявлению соответствия качества медиапродукта образовательным потребностям, а также уметь находить интересные формы работы с детьми на основе качественных мультипликационных фильмов, способствующих речевому развитию.

Следует отметить, что мультфильмы принадлежат одновременно и к продукту масс-медия и к искусству. Поэтому, с нашей точки зрения, в процессе освоения дисциплины «Медиакультура педагога» есть необходимость будущим специалистам разобраться, все ли мультфильмы можно отнести к произведениям искусства? Искусство, как известно, является процессом и результатом отражения внешнего или внутреннего мира человека, представленного в художественном образе, это специфический вид практико-духовного освоения действительности. Искусство является частью духовной культуры общества, способной благоприятно воздействовать на сознание, чувства, воображение и поведение личности. Поэтому, исходя из особенностей воздействия искусства на развитие личности, как показали многочленные исследования ученых-философов, психологов, культурологов, педагогов (Ш.А. Амонашвили, М.М. Бахтин, Б.М. Бим-Бад, Ю.Б. Борев,

Л.С. Выготский, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, М.К. Мамардашвили, Н.Е. Миропольская, С.Х. Раппопорт, В.А Сухомлинский, Б.М. Теп-лов, Л.Н. Толстой, Т.А. Флоренская, Г.П. Шевченко и др.), его достаточно успешно применяют в качестве средства воспитания в педагогической практике на всех уровнях образования. Причем искусство успешно «работает» там, где другие средства не справляются с поставленными воспитателями задачами.

На занятии можно предложить студентам проанализировать ряд функций истинного искусства, реализация которых, при умелом использовании педагогом различных произведений, дает значительные результаты в развитии всех сфер личности. Для этого можно в качестве анализа и сравнения выбрать два мультипликационных фильма (разного уровня качества) и выяснить, реализуются ли основные функции искусства при их просмотре. Например, благодаря осуществлению коммуникативной функции дошкольники после просмотра сюжета могут обмениваться мнениями с товарищами, размышлять, высказывать свою позицию относительно поведения героев, примерять на себя их роли и т.д., что, безусловно, способствует речевому развитию детей. Эстетическая функция искусства состоит в том, что реципиент приобщается к миру прекрасного, у него формируется потребность в восприятии прекрасного и эстетический вкус. Это относится и к эстетике речи как способности человека выразительно, используя разнообразие языка, выражать свои мысли, передавать сюжет прочитанного или увиденного произведения, события и т.д. Что касается такой функции искусства, как воспитательная, то качественный мультфильм является, по сути, важным помощником воспитателя в решении поставленных задач. Выразительная, эмоциональная речь положительного полюбившегося героя оказывает порой на дошкольников большее воздействие, чем увещевание взрослых. Познавательно-эвристическая функция, реализуемая в процессе просмотра и обсуждения сюжета мультипликационных произведений, позволяет пополнить словарный за-

пас ребенка, развить связную речь, ее выразительность и т.д. Реализация преобразующей функции искусства заключается в активизации потребности дошкольника в творческой деятельности. Просмотр качественного мультфильма способствует возникновению потребности у дошкольника творить, например, сочинять сказки, стихи, рассказы, создавать свои анимационные продукты и озвучивать их, что является важной составляющей речевого развития личности.

Таким образом, мы можем сделать следующее заключение: если во время просмотра мультфильма и в дальнейшей работе над его осмыслением реализуются перечисленные функции искусства, то можно считать его произведением мультипликационного искусства; в противном случае - это продукт масс-медиа, производители которого больше заботились о получении прибыли, нежели о воспитательном потенциале «произведения».

Количество некачественной мультипликационной продукции увеличивается с каждым годом, на нее «подсаживают» дошкольников, которые зачастую очень быстро перенимают модель поведения отрицательных героев, а слова и выражения, произносимые ими, очень быстро подхватываются детьми и становятся частью их активного словаря. Порой даже взрослые не замечают ругательные, грубые, с сексуальным подтекстом слова и выражения, произносимые героями мультфильма, а потом удивляются, почему речь у ребенка бедная или в ней проскакивают, например, такие выражения героев мультфильмов: «Ах, она шалава» («Русалочка»), «Уберите мертвую девку со стола!», «Фу, Шрек, это ты поддал?! Слушай, ты хоть предупреждай перед тем, как подпустишь!», «... найти волка неопределенной ориентации» («Шрек»); «Возможно, отстой, который я сегодня показал, не видели за всю историю кунг-фу», «Все сходили с ума от его запредельной улетности. Ибо был он ну ваще» («Кунг-фу панда»); «Я косы обрежу и в монастырь уйду! В мужской!» («Алеша Попович и Тугарин Змей») и др.

Поэтому важно в процессе подготовки будущего педагога к развитию речи дошкольников тщательно подходить к анализу речи героев современных мультфильмов, поскольку она является одним из критериев отбора для просмотра детьми как дома, так и в условиях ДОУ.

В курсе «Медиакультура педагога» считаем необходимым обсудить проблему клипового мышления, формируемого у любителей низкосортных мультфильмов. Важно акцентировать внимание студентов на том, что ребенок получает огромное количество впечатлений от просмотренного, но он не успевает их перерабатывать, анализировать и осмысливать. Это влечет за собой снижение уровня критического сознания и, соответственно, изменения в системе ценностей, которая у дошкольника находится в процессе формирования. Таким образом, окружающий мир воспринимается дошкольником в виде мозаики разрозненных фактов. Что касается речевого развития, то у ребенка с клиповым мышлением оно будет осуществляться в обратном направлении - в доречевую стадию, поскольку при бесконтрольном просмотре мультфильмов у ребенка нет необходимости использовать ни внешнюю, ни внутреннюю речь [1].

С целью подготовки будущих педагогов дошкольного образования к речевому развитию детей при поддержке мультипликационного искусства мы разработали ряд заданий, которые успешно применили на практических занятиях дисциплины «Медиакультура педагога»:

Озвучить мультфильм. Поскольку выразительность речи педагога является средством развития выразительности речи дошкольников, предлагаем студентам озвучить героев мультипликационного кино, отключив звук или взяв за основу мультфильмы, в которых герои не разговаривают, например, чешский м/ф «Крот».

Разработать критерии отбора мультфильмов для речевого развития дошкольников.

В соответствии с коллективно выработанными критериями, проанализировать мультфильм, выбранный студентом в качестве средства речевого развития.

®

Провести отбор мультипликационных фильмов, которые являются наиболее эффективными в решении задач речевого развития дошкольников.

Подобрать различные задания для дошкольников к одному из выбранных мультфильмов.

Провести квест «Страна мультляндия» на знание сюжетов качественных мультфильмов, имеющих образовательный потенциал.

Провести квест «Разоблачение мульт-героев» - выявление негативного воздействия медиа-продукта на речевое развитие дошкольника.

Выводы. Таким образом, подготовка педагогов дошкольного образования к речевому развитию дошкольников является важнейшим компонентом профессионально-педагогического образования. Условием качественной подготовки педагогов является непрерывное речевое развитие самих студентов, понимание значимости сохранения чистоты родного языка как ценности национальной культуры, ответственности за улучшение речевой среды. В процессе подготовки студентов к речевому развитию дошкольников следует изучать потенциальные возможности качественного мультипликационного кино, которое при умелом использовании педагогом может стать эффективным средством речевого развития детей.

1. Барсукова О. В. Медиаобразование как фактор развития личности ребенка в условиях трансформации информационного пространства / О.В.Барсукова // Вестн. Там-бовск. гос. технич. ун-та. - 2011. - Т. 17. -№ 4. - С. 1111-1119.

2. ВыготскийЛ.С. Собрания : в 6-ти т. Детская психология /Под ред. Д.Б.Эльконина. - Москва : Педагогика, 1984. - Т. 4. - 432 с.

3. Гончарова В.А. Моторные сказки для самых маленьких : учебно-метод. пособие / В.А.Гончарова, Т.А.Колосова. - СПб. : КАРО, 2012. -128 с.

4. Детская психология: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / А.А.Люблинская. - Москва: Просвещение, 1971. - 415 с.

5. Макарова В.Н. Подготовка педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей дошкольного возраста в системе непрерывного профессионального образования : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук : 13.00.08 / В.НМакарова. - Орел, 2011. - 45 с.

6. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов : научное издание / АПН РСФСР, Ин-т психологии ; Под ред. : А. В. Запорожца, Д. Б. Элько-нина. - Москва : Просвещение, 1964. - 352 с.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн; 2-е изд. - СПб. : 2002. - 720 с. - (Серия «Мастера психологии»).

8. Чухачева Е.В. Формирование готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста в образовательном процессе вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08/Е. В. Чухачева. - Брянск, 2012. - 23 с.

Abstract. Korotkova S. THE PREPARATION OF PEDAGOGUES OF PRESCHOOL EDUCATION TO THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN'S SPEECH BY MEANS OF ANIMATION. The sensitivity ofpreschool period of children's speech development has been emphasized in the article. The meaningfulness and the peculiarities of preparation of pedagogues of preschool education to the speech development of preschool children have been substantiated. The potential possibilities of animation art in the solving of designated tasks have been brought to light. A series of recommendations on preparation of future pedagogues of preschool education to the speech development ofpreschool children on the basis of animated movies in the process of studying the discipline «Media culture of pedagogue» have been represented..

Key words: speech, preschool children, speech development, animated movie, art, future pedagogues of preschool education

Статья представлена профессором Е.И.Скафой.

Поступила в редакцию 12.04.2019 г.

<7D

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.