Научная статья на тему 'Применение информационныхи коммуникационных технологий длярешения задач социального воспитания на базе школьной библиотеки'

Применение информационныхи коммуникационных технологий длярешения задач социального воспитания на базе школьной библиотеки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
592
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / SCHOOL LIBRARY / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / SOCIAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосов Александр Юрьевич

Рассмотрены основные методологические вопросы применения информационных и коммуникационных технологий для решения задач социального воспитания учащихся в условиях школьной библиотеки, в таких его видах, как экологическое воспитание, воспитание толерантности, развитие национального сознания, патриотизма и гражданственности, а также в области формирования информационно-правовой культуры школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федосов Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The application of information and communication technologies for solving the problems of social education in a school library

The main methodological issues of information and communication technologies application for solving problems of social pupils education in a school library in such its forms as ecological education, education of tolerance, development of national consciousness, patriotism and civicism, as well as in forming information and legal culture of pupils.

Текст научной работы на тему «Применение информационныхи коммуникационных технологий длярешения задач социального воспитания на базе школьной библиотеки»

БИБЛИОСФЕРА, 2014, № 1, с. 66-71

Информатика ^^

УДК 37.035:027.8:004

ББК 78.347.63+74.660.1+74.202.53

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ НА БАЗЕ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

© А. Ю. Федосов, 2014

Российский государственный социальный университет 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1

Рассмотрены основные методологические вопросы применения информационных и коммуникационных технологий для решения задач социального воспитания учащихся в условиях школьной библиотеки, в таких его видах, как экологическое воспитание, воспитание толерантности, развитие национального сознания, патриотизма и гражданственности, а также в области формирования информационно-правовой культуры школьников.

Ключевые слова: школьная библиотека, информационные и коммуникационные технологии, социальное воспитание.

The main methodological issues of information and communication technologies application for solving problems of social pupils education in a school library in such its forms as ecological education, education of tolerance, development of national consciousness, patriotism and civicism, as well as in forming information and legal culture of pupils.

Key words: school library, information and communication technologies, social education.

Одна из основных задач, стоящая сегодня перед средней школой - повышение эффективности системы воспитательной работы, важным фактором совершенствования которой является активное использование в учебно-воспитательном процессе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В последние годы наметился некоторый прогресс в создании практических разработок в целом адекватных целям, содержанию и методам социального воспитания, что позволяет говорить об осознании потребности эффективно решать соответствующие задачи. Однако решение задач социального воспитания и внедрение ИКТ в систему воспитательной работы школы при разработанности их методологических основ и наличии научно обоснованных методик и практических рекомендаций по их применению по-прежнему остается уделом учителей-инноваторов. Кроме того, реорганизация традиционных форм воспитательной работы на базе применения ИКТ встречает определенное сопротивление, а сама постановка вопроса о необходимости активизировать деятельность по социальному воспитанию на основе применения средств ИКТ вызывает зачастую стойкое непонимание. А это значит, что потенциальные возможности повышения эффективности воспитательного процесса на основе информационных и коммуникационных технологий

используются в педагогической практике далеко не полностью. Не является исключением и практика реализации воспитательных функций школьной библиотекой.

В связи с этим необходима разработка теоретической основы методик обучения и воспитания, способных обеспечить на базе школьной библиотеки реализацию современных требований социального заказа на формирование личности, обладающей высоким уровнем информационной культуры и готовой к жизни в информационном обществе. Особенно это актуально для школьных библиотек, построенных по инновационной модели с широким структурным диапазоном (библиотека - библиотекарь - фонды - пользователь; медиатека -медиатекарь - медиаматериалы - пользователь; Интернет (в библиотеке) - информационные ресурсы - пользователь; Интернет - библиотекарь -информационные ресурсы - пользователь), что предоставляет возможность расширить диапазон деятельности библиотеки [1, 2].

Методические подходы к задачам социального воспитания в условиях школьной библиотеки

На современном этапе реформирования школьного образования особое внимание уделяется проблемам повышения эффективности воспитательной

работы и работы по духовно-нравственному развитию школьников. Один из важнейших путей, позволяющих выработать новые подходы к решению указанных проблем - активное использование в учебно-воспитательном процессе информационных и коммуникационных технологий. По-прежнему актуальным остается вопрос разработки теории, методологии и, в особенности, соответствующих практических методик применения средств ИКТ для решения задач воспитания, адекватных целям, содержанию и методам воспитания.

Школьная библиотека как компонент информационно-образовательной среды современной школы выступает одним из базовых элементов воспитательной системы в реализации ею ценностно-ори-ентационных, морально-этических, культурно-экологических функций.

Мы остановимся на обсуждении методологических вопросов применения ИКТ для решения задач социального воспитания учащихся в условиях школьной библиотеки в таких его видах, как экологическое воспитание, воспитание толерантности, развитие национального сознания, патриотизма и гражданственности, а также в области правового воспитания школьника.

Эффективность экологического воспитания и образования школьников сегодня зависит не только от объема и качества полученных учащимися знаний, но и от степени их применения, практической реализации в труде и общественной деятельности. Скачок в развитии ИКТ обрушил на детей лавину фактов, мало доступных для осмысления. Информированность современного школьника сочетается с бессистемностью знаний и неумением их применить. В этих условиях одной из главных целей экологического образования становится систематизация опыта ребенка, полученного из разных информационных источников, или формирование элементарной научной целостной картины мира [3].

При этом необходимость целенаправленного воспитания ценностного отношения к природе, окружающей среде сознается педагогами и нормативно закреплена. Однако можно выделить ряд факторов, существенно затрудняющих сегодня эту работу.

Во-первых, изучение предметов школьного цикла, существенную часть содержания которых составляют экологические знания, продуктивно только в условиях использования методик, основанных на междисциплинарном подходе, что для многих педагогов затруднительно. Особенно это касается методик, в которых самым активным образом используются ИКТ в виде программно-методических комплексов, сетевых образовательных ресурсов [5].

Во-вторых, экологическое образование в мегаполисах может быть эффективно реализовано в ос-

новном в отношении тех детей, которые мотивированы, интересуются вопросами экологии, включены в экологическую деятельность, читают литературу экологической направленности, посещают специализированные кружки. На наш взгляд, проблему дополнительной мотивации и трансформирования традиционных форм организации экологической деятельности возможно решить на основе более широкого внедрения в практику воспитательной работы средств ИКТ и ресурсов школьной библиотеки.

Наконец, результат экологического воспитания зависит от того, насколько вовлечены в совместную деятельность родители, дети, учителя. Если родители рассматривают экологическое образование как проблему исключительно педагогического коллектива школы, то эффективность работы будет крайне низка. Информационные и коммуникационные технологии за счет своих уникальных дидактических свойств могут стать основой такой совместной деятельности.

Одной их основных педагогических целей использования ИКТ сегодня является развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества, а именно:

• развитие мышления (экологически наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического);

• эстетическое воспитание, например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологий гипер- и мультимедиа;

• развитие коммуникативных способностей;

• формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, например, при поиске решения экологических проблем;

• развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.

Как показывает практика, существенно повысить эффективность процесса формирования у детей экологической культуры, а также качество приобретаемой в ходе его осуществления системы экологических знаний и отношений личности позволяет использование форм и методов обучения с применением ИКТ [9]:

• экскурсий на природу или в музеи с видеофотокамерой;

• экологических викторин, самодеятельных театрализованных постановок, презентаций экологических проектов;

• сочинения рассказов, стихотворений о природе, создания фотоколлажей, презентаций;

• составления и разгадывания загадок и кроссвордов экологического содержания;

• ролевых и стратегических игр экологической направленности.

Можно утверждать, что многие из указанных форм и методов образовательной деятельности могут осуществляться на базе школьной библиотеки, в частности: экологические викторины; презентации экологических проектов; составление подборок и сочинение собственных рассказов и стихотворений о природе, представление авторских фотоколлажей и презентаций; составление и разгадывание загадок и кроссвордов экологического содержания; использование электронных учебно-методических комплексов по экологии во внеурочное время и на дополнительных занятиях.

Участие школьников в проектах экологической направленности, ресурсом для которых может служить школьная библиотека, позволит успешно решить следующие учебные и воспитательные задачи:

• совместное познание, т. е. обучение в команде, в постоянном взаимодействии с другими членами группы;

• приобретение коммуникативных навыков -навыков общения при проведении телекоммуникационных проектов (точность и своевременность пересылки сообщений, вежливость, работа с электронными сообщениями, персональная ответственность каждого члена команды), умение высказывать и отстаивать свою точку зрения при обсуждении спорных вопросов;

• воспитание чувства партнерства и ответственности, обеспечения равных возможностей каждого ученика в достижении успеха, возможности поверить в свои силы;

• стимулирование желания помогать сверстникам, родителям, педагогу;

• формирование эмоциональных реакций при встрече с прекрасным и умения передать эти чувства в доступных видах творчества;

• воспитание культуры выполнения правил поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в саду, парке, лесу; готовности оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;

• формирование умения и потребности воспринимать красоту природы;

• привычное соблюдение нравственно-этических норм и правил поведения в окружающей среде;

• навыки контроля поведения с точки зрения последствий своих действий для природы, других людей и своего нравственного и физического здоровья;

• формирование стремления активно участвовать в экологической деятельности.

Еще раз подчеркнем, что процесс экологического воспитания не должен ограничиваться только специализированными предметами - он должен охватывать все виды образовательной деятельности

в школе, в том числе внеурочную самостоятельную работу учащегося на базе школьной библиотеки.

Воспитание толерантности, развитие национального сознания, патриотизма и гражданственности. В послереформенной России потеря ориентиров, национальной идеи, низкий уровень жизни и, как следствие, отрицательное и индифферентное отношение к своей стране стало основной трудностью в формировании национального сознания, чувства гражданственности и патриотизма. Особенно остро это «ощущается среди подростков и молодежи на фоне снижения нравственных норм и активного продвижения ценностей потребительства, карьеризма, разгульного досуга» [4]. Можно отметить усиливающееся формальное отношение к такому воспитанию в образовательных учреждениях, у педагогов отсутствует уверенность и глубокое понимание значимости воспитания патриотичных и толерантных граждан.

В связи с этим появилась потребность не только в теоретическом осмыслении проблем развития гражданской культуры школьников, но и в поиске и разработке новых методик гражданско-патриоти-ческого воспитания, которые создадут условия для гражданского становления и самореализации личности, позволят решить важную проблему социализации школьника, расширят возможности каждого учащегося проявить свою сознательную гражданскую и социальную активность.

Отметим ряд существенных трудностей в реализации воспитательной работы по воспитанию толерантности, развитию национального сознания, патриотизма и гражданственности [5]:

• Недостаточная разработанность методических подходов к гражданско-патриотическому воспитанию, его стихийность и фрагментарность, не позволяющая педагогу организовывать ситуации воспитания толерантности и развития национального сознания достаточно эффективно. Необходимо разработать и внедрить новые средства и методики гра-жданско-патриотического воспитания, в том числе основанные на активном использовании различных форм внеклассной проектной деятельности и сетевых образовательных ресурсов; а также четко обозначить критерии оценки их эффективности.

• Оставаясь сегодня главным социализирующим институтом, семья на практике не формирует у ребенка толерантного отношения к представителям других национальностей, религиозных взглядов, что затрудняет воспитательную работу педагога.

• Интенсификация миграционных процессов, в результате которых города России становятся все более поликультурными, что вызывает трудности в организации учебно-вос-

питательного процесса. Включение детей-мигрантов в образовательный процесс требует усиления направления воспитательной деятельности, связанной со становлением у младших школьников и детей дошкольного возраста толерантности (не только национальной) и национальной идентичности.

Гражданско-патриотическое воспитание средствами школьной библиотеки, в том числе применением средств ИКТ можно представить на теоретическом, содержательном и деятельностном уровне.

Теоретический уровень определяется социальным заказом общества, потребностями личности, включает концепции и идеи, положенные в основу учебных дисциплин школы, в которых возможно решение задач по воспитанию толерантности, патриотизма, гражданственности, развитие национального сознания.

Содержательный уровень подразумевает электронные образовательные ресурсы, разработанные на основе программ и методических рекомендаций по практической реализации содержательной части курсов, а также библиотечное обеспечение этих курсов.

Деятельностный уровень включает совместную деятельность педагогов и работников школьной библиотеки в рамках учебных дисциплин и работу по воспитанию гражданских качеств средствами внеурочных занятий на базе школьной библиотеки.

Можно предложить следующие методы гражданского и патриотического воспитания, которые реализуемы в работе школьной библиотеки:

• традиционные - системное информирование о фактах, событиях, явлениях патриотизма своего народа и причастности к этому молодого поколения; конференции патриотической тематики; изучение культурных традиций и этнического фольклора своего народа, активно используя для этого ИКТ, создание каталогов и летописей культуры своего народа; творческие проекты патриотической и общественно-полезной направленности;

• на основе средств личностного формирования отношения к событиям и явлениям жизни страны и людям:

■ транслирование способов бережного обращения с теми, кто живет рядом, учится, дружит, работает;

■ спонтанные виды обсуждений и дискуссий по проблемным темам.

Одно из наиболее перспективных направлений использования ИКТ в деятельности школы по воспитанию толерантности, патриотизма, гражданственности, развитию национального сознания школьников - возможность участия обучающихся в учебно-воспитательных проектах на базе интернет-ресурса гражданско-патриотической направленности. Это

содействует творческой и исследовательской деятельности, конструированию новых гражданско-па-триотических знаний и, в конечном итоге, более эффективному решению задач гражданско-патрио-тического воспитания. Реализация таких учебно-воспитательных проектов на базе школьной библиотеки - это также процесс целенаправленного руководства мотивационной, познавательной и творческой деятельностью обучающихся, поскольку применение сетевых технологий и информационных ресурсов в образовательных и воспитательных целях создает благоприятные условия для повышения мотивации познавательной и творческой активности обучающихся [8].

Формирование правовой культуры школьника в аспекте применения ИКТ на базе школьной библиотеки. Современное информационное общество влияет на правосознание человека, способствует усвоению им правовых знаний и навыков, формирует его правовую культуру. Определение понятию «правовая культура» дает Г. В. Назаренко: «Правовая культура - это культура отдельного человека, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение умениями и навыками правомерного поведения» [6].

Очевидно, что правовая культура невозможна без определенного уровня правовых знаний, умений и навыков [9]. Отметим, что нет необходимости быть в курсе всех без исключения норм права. Для того чтобы выстраивать поведение в соответствии с законом, в большинстве случаев достаточно понимать социальное назначение права, знать требования морали, этики, а также основные права и обязанности, устанавливаемые конституцией и другими законами [10, 11].

Однако знание законов выполняет роль стимула правомерного поведения школьника лишь тогда, когда оно приобретает для него личностный смысл, когда он заинтересован в этом знании и выражает готовность действовать в соответствии с требованиями права. Обязательный элемент правовой культуры - уважительное отношение к существующим нормам, следование их требованиям.

Правовая культура школьника в аспекте применения ИКТ является частью общей информационной культуры. Понятие «правовая культура в аспекте применения ИКТ», или «информационно-правовая культура», определяет такое необходимое для современного информационного общества ин-тегративное качество личности, которое характеризуется определенным уровнем сформирован-ности правовых и этических знаний, умений, навыков в их реализации в процессе информационной деятельности.

Правовая культура в аспекте применения ИКТ выражается в наличии комплекса правовых и этических знаний, умений, навыков и рефлексивных

установок во взаимодействии с информационной средой. Следует особо подчеркнуть, что формирование такой культуры у школьников органично вписывается в стратегию развития общества знаний, информационного общества, правового государства и гражданского общества в России.

Определенный уровень правовой культуры необходим каждому выпускнику школы независимо от того, какую сферу профессиональной деятельности он выберет, как сложится его личная жизнь. Одну из основ правовой культуры составляют правовые знания, связанные с информационной деятельностью.

Семь составляющих правовой культуры в аспекте применения ИКТ:

1. Определенное информационное мировоззрение, представление об общих понятиях («информационное общество», «информационные ресурсы», «информационные потоки и массивы», «закономерности функционирования и организации информационных потоков», «информационная этика» и др.).

2. Умение формулировать свои информационные потребности и запросы и предъявлять их любой информационно-поисковой системе, как традиционной, так и автоматизированной [12].

3. Способность осуществлять самостоятельный информационный поиск различных видов документов с помощью как традиционных, так и новых информационных технологий, в частности информационно-интеллектуальных систем и сетей.

4. Навыки анализа и синтеза информации - составление простого и развернутого планов, конспектирование, аннотирование и реферирование, подготовка обзоров, составление библиографического описания, оформление цитат и ссылок к научной работе, списка использованной литературы и т. п.

5. Владение технологией информационного самообеспечения - умение использовать полученные знания, найденную, приобретенную информацию в своей учебной или иной познавательной деятельности.

6. Представление о содержании законов, нормативных актов и других форм правового регулирования в сфере обращения и производства информации и применения ИКТ, например, правовые основы оформления документов, основы информационного права, информационное законодательство.

7. Определенное этическое мировоззрение, следование нравственным требованиям при использовании информации и ИКТ.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что правовая культура школьника в аспекте

применения ИКТ (информационно-правовая культура) - это сложное личностное образование, многоплановая и многоуровневая структура качеств, свойств и состояний, интегрирующих положительное отношение к работе с информацией; наличие специальных знаний о поиске, приеме, обработке, хранении и передаче информации; совокупность умений и навыков работы с источниками информации; специальные правовые и этические знания в сфере обращения и производства информации и применения ИКТ.

Таким образом, сегодня существует необходимость формирования правовой культуры в аспекте применения ИКТ, которая является элементом общей культуры личности. Формирование такой культуры требует введения различных форм образовательной интеграции, реализации межпредметных связей, использования разнообразных эффективных технологий организации учебно-воспитательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Отдельно стоит сказать, что в настоящее время в государственном стандарте среднего (полного) общего образования не уделяется должного внимания правовой охране и защите интеллектуальной собственности, обеспечению информационной безопасности личности, что также сказывается на уровне правовой культуры школьников. Поэтому представляется весьма важным как создание элективных курсов, посвященных правовым основам законодательства в области охраны и защиты интеллектуальной собственности, так и включение основ правовой культуры школьников, связанной с применением средств ИКТ, в содержание общеобразовательных дисциплин и внеурочной деятельности.

Методические подходы к воспитанию правовой культуры школьников в аспекте применения ИКТ на базе школьной библиотеки

Основные цели правового обучения и воспитания школьников - подготовка в области:

• правовой и технической защиты интеллектуальной собственности с целью обеспечения необходимого уровня знаний в данной области и норм поведения;

• обеспечения личной информационной безопасности;

• воспитания чувства уважения права интеллектуальной собственности.

Содержание правового обучения школьников должно быть направлено на формирование:

• начальных знаний в области права, связанного с применением ИКТ;

• знаний особенностей правовой защиты интеллектуальной собственности;

• знаний особенностей технической защиты интеллектуальной собственности и личной информационной безопасности;

• знаний в сфере гражданских правоотношений;

• ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

• умений и навыков работы с законодательными актами в данной области;

• организованности, нравственности, самостоятельности и смелости в защите своих прав;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• правовой организации информационной деятельности, связанной с применением информационных технологий.

Возможные формы реализации такой работы:

• ресурсная поддержка учебно-воспитательного процесса при изучении предметов, в которых непосредственно формируются элементы правовой культуры;

• информационное обеспечение реализации воспитательных возможностей курса информатики и ИКТ, в том числе в профильном обучении в форме элективных курсов;

• организация факультативных занятий, формирующих правовую культуру школьника в аспекте применения ИКТ на основе применения справочно-правовых систем;

• организация внеклассных мероприятий, формирующих правовую культуру школьника в аспекте применения ИКТ.

Организационные формы проведения занятий. На лекционных, практических занятиях с опорой на применение средств обучения на базе ИКТ и информационных и коммуникационных средств поддержки воспитательного процесса [10] используются игровой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и частично-поисковые методы обучения (в зависимости от учебного материала). В качестве форм самостоятельной работы, реализуемой на базе библиотеки, выступают рефераты и эссе, при подготовке которых в основном используется поисковый метод.

Таким образом, нами рассмотрены основные методологические вопросы применения ИКТ для решения задач социального воспитания учащихся в условиях школьной библиотеки в таких его ви-

дах, как экологическое воспитание, воспитание толерантности, развитие национального сознания, патриотизма и гражданственности, а также в области правового воспитания школьника в аспекте применения ИКТ, что может служить элементом для новой целостной системы воспитательной работы в средней школе.

Литература

1. Зуева Е. М. Научное моделирование школьных библиотек как важный этап формирования информационно-образовательного пространства // Проблемы соврем. образования. - 2010. - № 1. - С. 48-51.

2. Крупницкий Д. В. Модель школьной библиотеки и проблемы чтения старшеклассников на современном этапе развития Российского общества // Библиосфера. -2012. - № 2. - С. 86-90.

3. Вахрушева В. А., Лячек А. И. Проведение практических работ на уроках окружающего мира // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - № 4. -С. 42-47.

4. Федосов А. Ю. Методические подходы к реализации учебно-воспитательных проектов на базе интернет-ресурса в условиях информационной среды школы // Материалы XIV Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество», Санкт-Петербург, 12-14 окт. 2011 г. - СПб., 2011. -С. 278-281.

5. Федосов А. Ю. Применение информационно-коммуникационных средств для решения задач экологического воспитания // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 7. - С. 7-11.

6. Федосов А. Ю. Информационно-коммуникационные средства поддержки воспитательного процесса и их применение в гражданско-патриотическом воспитании школьников // Информатика и образование. -2008. - № 4. - С. 102-105.

7. Демидов А. А. Формирование правовой и информационной культуры личности - важный фактор построения гражданского общества // Инновац. обра-зоват. технологии. - 2006. - № 3. - С. 25.

8. Мусинов П. А., Мусинов Е. П. Нормы права и нравственности как структурные компоненты нравственно-правовой культуры // Право и образование. - 2006. -№ 1. - С. 76-88.

9. Элиасберг Н. И. Нравственно-правовое воспитание личности в условиях «электронного государства» // Нар. образование. - 2006. - № 9. - С. 222-225.

10. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л. Информационная культура личности: Диагностика, технология формирования : учеб.-метод. пособие. Ч. 2. -Кемерово, 1999. - 146 с.

Материал поступил в редакцию 11.06.2013 г.

Сведения об авторе: Федосов Александр Юрьевич - доктор педагогических наук,

профессор кафедры социальной и педагогической информатики, тел.: (499) 976-18-51, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.