Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИРИЖЕРА ДЕТСКОГО ДУХОВОГО ОРКЕСТРА'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИРИЖЕРА ДЕТСКОГО ДУХОВОГО ОРКЕСТРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИРИЖЕР / ДУХОВОЙ ОРКЕСТР / КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НОТНЫЙ РЕДАКТОР / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКЕ / BANDMASTER / BRASS BAND / COLLECTIVE MUSIC PLAYING / MUSIC PEDAGOGY / MUSIC EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGIES / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / MUSIC EDITOR / PEDAGOGICAL PRACTICE / MUSIC TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельник Константин Сергеевич

В статье рассматривается вопрос особенностей применения информационных технологий в педагогической практике дирижера детского духового оркестра; оценивается роль информационных технологий в музыкальной педагогике, перечисляются виды информационных технологий, используемых в обучении учащихся детского духового оркестра; предлагается новая методика организации работы дирижера в детском духовом оркестре с применением мультимедийного оборудования. В предлагаемой автором модели учебного процесса детского духового оркестра используется компьютерное программное и аппаратное обеспечение, Интернет-технологии, аудиовизуальные средства связи, разрабатываются задания для учащихся с использованием нотного редактора, который позволяет набирать нотный текст, разучивать музыкальные произведения разной сложности, создавать фонограммы, собственные мультимедийные проекты. Автор подчеркивает значение использования информационно-компьютерных технологий педагогом в формировании навыков коллективного музицирования. Новые технологии, благодаря передовым и интерактивным системам поведенческого анализа и обратной связи, могут улучшить коммуникацию, эффективность, действенность и здоровую практику детского оркестрового исполнительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of information technologies in the pedagogical practice of the bandmaster in the children's brass band

The article deals with the issue of using information technologies in the pedagogical practice of a children's brass band conductor. the role of information technologies in music pedagogy is evaluated, the types of information technologies used in teaching children's brass band students are listed, and a new method of organizing the work of a conductor in a children's brass band using multimedia equipment is proposed. The model of the children's brass band educational process proposed by the author uses computer software and hardware, Internet technologies, audio-visual communication tools, and develops tasks for students using a music editor that allows them to type musical text, learn musical works of different complexity, create phonograms, and create their own multimedia projects. The author emphasizes the importance of using information and computer technologies by a teacher in the formation of collective music-making skills. New technologies, thanks to advanced and interactive behavioral analysis and feedback systems, can improve communication, efficiency, effectiveness, and healthy practice of children's orchestral performance.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИРИЖЕРА ДЕТСКОГО ДУХОВОГО ОРКЕСТРА»

S

LU

S

о

LU

< et

LU

* * *

294

ет потребности, активирует ресурс саморазвития, самоорганизации, самоконтроля.

Условие системности - обеспечение целостности, структурной устойчивости, эффективного функционирования. При этом целостность обеспечивается формированием профессиональных поведенческих структур личности, отражающих целевые установки процесса самореализации. Структурная устойчивость обеспечивается совокупностью и взаимовлиянием индивидуальных ресурсов и факторов, определяющих смысл оптимального и результативного развития. Реализация данного условия оптимизирует интроспекцию внутреннего состояния личности.

Условие вариативности - исходит из понимания многофакторности развития и его динамики, незаконченности. Заданный вектор самореализации может меняться или "расширить" поле своего влияния, создать альтернативные возможности и варианты дальнейшего развития. Фиксация на одном, даже положительном варианте самореализации не закрывает возможности для увеличения спектра дальнейшей деятельности. В определенные моменты условие вариативности создает возможности саморегулирования. "В целом процесс выбора представляет отбор внешнего формирующего воздействия и своих промежуточных состояний, результатом которого является появление единственной в данных конкретных условиях доминирующей внутренней цели..." [11], определяющей процесс самореализации педагога.

Таким образом, использование ресурсно-интегративного подхода как методологического ориентира профессиональной самореализации педагога обеспечит эффективность реализации изучаемого процесса в том случае, если теоретически обоснованы и включены в реальную практическую деятельность объек-

тивные и субъективные факторы с учетом педагогических условий профессиональной самореализации педагога.

Литература:

1. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителей в системе высшего педагогического образования. - М. : Просвещение^ 990.

2. Деркач A.A. Состояние психологической готовности студентов кдеятельности во время педагогической практики//Психологические состояния. -Л. : ЛГУ, 1981.

3. Цветкова А.Т. Акмеологические подходы к вузовской подготовке учителей//Педагогика.- 1997. - № 1.

4. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань : КГУ, 1988.-238 с.

5. Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований// Педагогика. - 1995.

- №5. - С. 44-49.

6. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач : дис.... д-ра пед. наук. - Челябинск, 1992.-403 с.

7. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся : дис. ... д-ра пед. наук / Н.В. Ипполитова. - Челябинск, 2000 - 383 с.

8. Зверева М.В. О понятии "дидактические условия"/ М.В. Зверева// Новые исследования в педагогических науках. - М. : Педагогика. - 1987 - №1.

- С. 29-32.

9. Ипполитова Н.В., Стерхова, Н.С. Анализ понятия "педагогические условия": сущность, классификация // General and Professional Education. - 2012. -№ 1. - С. 8-14.

10. Куприянов Б.В. Современные подходы к определению сущности категории "педагогические условия" / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. H.A. Некрасова. - 2001. -№ 2.-С. 101-104.

11. Макарова Л.Н., Юрьева М.Н. Интегративноре-сурсный подход как ведущий методологический ориентир развития критического мышления преподавателя и студента // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - Тамбов, 2013. - Вып. 7 (123). - С. 138-148.

THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PEDAGOGICAL PRACTICE OF THE BANDMASTER IN THE CHILDRENS BRASS BAND

Melnik Konstantin Sergeevich, Postgraduate student, Department of Music education, Moscow State institute of Culture; head of the Structural Division, Children's School of Arts named after i. S. Bach, Moscow

The article deals with the issue of using information technologies in the pedagogical practice of a children's brass band conductor, the role of information technologies in music pedagogy is evaluated, the types of information technologies used in teaching children's brass band students are listed, and a new method of organizing the work of a conductor in a children's brass band using multimedia equipment is proposed. The model of the children's brass band educationalprocess proposed by the author uses computer software and hardware, internet technologies, audio-visual communication tools, and develops tasks for students using a music editor that allows them to type musical text, iearn musical works of different complexity, create phonograms, and create their own multimedia projects. The author emphasizes the importance of using information and computer technologies by a teacher in the formation of collective music-making skills. New technologies, thanks to advanced and interactive behavioral

analysis and feedback systems, can improve communication, efficiency, effectiveness, and healthy practice of children's orchestral performance.

Keywords: bandmaster; brass band; collective music playing; music pedagogy; music education; information technologies; multimedia technologies; music editor; pedagogical practice; music training.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ удк 378 В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИРИЖЕРА ВАК РФ 13.00.02 о

ДЕТСКОГО ДУХОВОГО ОРКЕСТРА

си о си

В статье рассматривается вопрос особенностей применения информацион- © МельникК.С., 2020 ных технологий в педагогической практике дирижера детского духового ор- £

кестра; оценивается роль информационных технологий в музыкальной педа- ^

го гике, перечисляются виды информационных технологий, используемых в ^

обучении учащихся де тс кого духового оркестра; предлагае тся новая ме тоди-ка организации работы дирижера в детском духовом оркестре с применением мультимедийного оборудования. В предлагаемой автором модели учеб- СО ного процесса детского духового оркестра используется компьютерное «"-1 программное и аппаратное обеспечение, Интернет-технологии, аудиовизу- ^ альные средства связи, разрабатываются задания для учащихся с использованием нотного редактора, который позволяет набирать нотный текст, разучи- ^ вать музыкальные произведения разной сложности, создавать фонограммы, собственные мультимедийные проекты. Автор подчеркивает значение использования информационно-компьютерных технологий педагогом в формировании навыков коллективного музицирования. Новые технологии, благодаря передовым и интерактивным системам поведенческого анализа и обратной связи, могут улучшить коммуникацию, эффективность, действенность и здоровую практику детского оркестрового исполнительства. Ключевые слова: дирижер; духовой оркестр; коллективное музицирование; музыкальная педагогика; музыкальное образование; информационные технологии; мультимедийные технологии; нотный редактор; педагогическая прак- 295 тика; обучение музыке.

s

Коллективное музицирование является важным направлением эстетического воспитания, осуществляемого в условиях общеобразовательных заведений. Этот вид музыкальной деятельности школьников позволяет в комплексе решать воспитательную и образовательную функции, так как систематическое приобретение музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, развитие музыкально-исполнительских способностей учащихся способствует формированию их эстетического опыта и развивает навык оценки эстетических ценностей [1,2]. В процессе обучения игре на музыкальных инструментах методы и приемы работы руководителя оркестра специально направляются, прежде всего, на развитие способности восприятия профессиональной академической и классической музыки, воспитывая музыкально-художественный вкус [3, 4]. Как отмечает Л.И. Зарудная, "основные формы музыкально-эстетического воздействия на детей - это хоровое, ансамблевое, сольное пение и инструментальное музицирование, то есть, через творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных музыкальных инструментах" [5]. Футуристическое звучание синтезированных тембров вызывает у детей желание сочинять [6].

О необходимости усиления профессионального педагогического и административного внимания к проблемам организации и развития детских оркестров говорится в Программе развития музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы, утвержденной Министром культуры В.Р. Мединским 29.12.2014.

XXI век - век информатизации и повсеместного распространения информационных технологий. Это касается и сферы музыкального образования. Достижения в области звукозаписи, технологии

МЕЛЬНИК Константин Сергеевич, соискатель, кафедра Музыкального образования, Московский государственный институт культуры; заведующий структурным подразделением, Детская школа искусств им. И. С. Баха, Москва

LU

s ^

о

LU

< ct

LU

* * *

296

создания музыкальных композиции в сочетании с новыми возможностями средств массовой информации определили несуще-ствовавшие ранее области развития и распространения музыки, которые утверждают другие способы понимания музыки, развивающие классические традиции, и требуют таких знаний, которыми музыканты, получившие традиционное музыкальное образование, не обладают [7,8]. Информационные технологии, виртуальные средства коммуникации, мультимедиа, цифровые образовательные технологии активно используются и в оркестровой педагогике.

Современные ученые уделяют большое внимание проблемам внедрения мультимедийных технологий в учебный процесс. Проблемы внедрения и использования мультимедийных технологий в музыкальной педагогике поднимали такие ученые как И.М. Красильни-ков, И.Б. Горбунова, С.П. Полозов, Е.М. Панферова, Г.Р. Тараева, А.П. Мещеркин, А. Камерис, И.В. Заболотская, М.С. Дядченко, А.И. Марков, Н.С. Мошкарова и другие.

Зарубежные учёные и педагоги отмечают, что, несмотря на эффективность и доступность цифровых технологий в музыкальном образовании [9], преподаватели остаются консервативными в своих подходах к преподаванию музыкальных дисциплин, музыкальной композиции [10]; в реальном музыкально-образовательном процессе программы по обучению музыке никак не коррелируют с преподаванием информационных технологий [11]; несмотря на то, что мультимедиа быстро входят во все профессии, этот процесс происходит намного медленнее в музыкальной сфере [12].

Основной задачей применения информатики в музыкальном образовании является "выработкауучеников и студентов потребности и умения самостоятельно использовать динамично развивающиеся компьютерные технологии в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности" [13]. Именно построение образовательного процесса на основе мультимедийных технологий позволит, по нашему мнению, обновить традиционный процесс обучения исполнителей на духовых инструментах, сти-

мулировать заинтересованность, эмоциональную и коммуникативную включенность обучающихся, особенно школьного возраста.

Целью исследования дать характеристику содержания мультимедийных технологий в контексте их применения в детском духовом оркестре и спроектировать модель коллективного музицирования в детских духовых оркестрах на основе мультимедийных технологий.

Сегодня мультимедиа-технологии - это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава, например, по курсу MKT [14, 15], видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании. Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.

Музыкально-образовательный процесс характеризуется использованием информационных технологий в самых разных областях (рис. 1).

1

система подготовки и переподготовки педагогических кадров

V

V

у у

\/

информатизация процесса обучения и воспитания

оснащение системы образования техническими средствами информатизации

система взаимодеиствия педагога и ученика

оснащение музыкально-образовательных учреждений современным инструментарием

Рисунок 1 - Области использования информационных технологий в музыкальном образовании

Внедрение информационных технологий позволяет повысить эффективность музыкального образовательного процесса. Особенно это касается обучения современных школьников. Сейчас дети более информированы, активны и достаточно эрудированы. Важной особенностью современных школьников является обширная информированность по любым воп-

росам. Современные дети довольно легко могут ориентироваться в регулярно изменяющемся информационном пространстве. Уже с самого рождения окруженные электроникой, дети отлично ориентируются в новых технологиях. Они более склонны к визуальному запоминанию, так как постоянно используют информационные технологии (компьютеры, планшеты, телевизоры) в повседневной жизни. Опрос, проведенный среди учеников, показал, что наиболее часто дети используют смартфоны (75%), ноутбуки (54%), планшеты (38%) и аудиозаписывающие устройства (36%) [16]. Более половины учащихся имеет постоянный доступ к технологиям во время уроков оркестра или музыкальных занятий. Таким образом, современные реалии требуют от преподавателей активного использования информационных технологий в педагогической деятельности. Это позволяет удержать внимание учеников и значительно повысить эффективность обучения, совершенствовать его.

Мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию [17], что способствует мотивации учащихся, созданию актуальной настройки на учение.

На наш взгляд, музыкальный педагог - руководитель детского музыкального коллектива просто обязанхорошо разбираться в современных информационных технологиях и уметь их использовать в своей профессиональной деятельности.

Наличие информационно-компьютерных технологий в оркестровом классе и определенных навыков у руководителя детского духового оркестра поможет работать гораздо эффективнее. Компьютер, в сочетании с нужной музыканту периферией и программным обеспечением - это камертон, метроном, цифровой магнитофон, проигрыватель CD, DVD аудио и видеодисков, иллюстратор-исполнитель на любых инструментах, виртуальный электронный духовой оркестр, многотомная нотная библиотека, учетчик оркестрового имущества и журнал посещения занятий одновременно. И это далеко не полный перечень возможностей, потребностей и задач,удовлетворить и воплотить в жизнь которые помогают прогрессивному педагогу-музыканту информационно-компьютерные технологии.

Использование мультимедийных технологий играет большую роль в формировании

навыков музицирования в детском духовом оркестре, так как позволяет увеличить интенсивность музыкального учебного процесса (рис. 2). К достоинствам информационных технологий относятся:

- нелинейность прохождения материала;

- использование графики, анимации, звука;

- постоянное обновление информации;

- использование интерактивных элементов;

- доступность для учеников;

- высокая степень восприятия.

О си о си

Q-<

Рисунок 2 - Информационные технологии, используемые вучебном процессе детского духового оркестра

К компьютерным технологиям можно также отнести: просмотр концертов известных музыкантов и духовых оркестров, в том числе с целью проведения сравнительного анализа исполнительских интерпретаций музыкальных произведений; использование нотных редакторов, звуковых обработок. Музыкальное обучение также включает в себя: самостоятельную работу учеников в сети Интернет, прослушивание и просмотр аудио- и видеозаписей, изучение биографий известных композиторов и музыкантов.

Компьютер - это новый "музыкальный инструмент", позволяющий сделатьучебно-вос-питательный процесс более совершенным. Ввиду этого музыкальный педагог должен владеть современной техникой и постоянно обновлять свои знания в сфере инновационных педагогических технологий, в том числе в музыкальной информатике. Современные технологии можно использовать с первых репетиций детского духового оркестра. Использование электронных учебно-методических комплексов и комплектов позволяет эффективно развивать оркестр. Для современных детей информационные технологии часть их жизни, привычный девайс. Интернет позволяет учащимся собирать и ана-

297

S

LU

S

о

LU

* * *

298

лизировать полезную информацию, знакомиться с видео- и аудиоматериалами. Это вовлекает учащихся в образовательный процесс и стимулирует их интерес к коллективному музицированию. В частности, на занятиях можно предложить учащимся ряд заданий, использующих информационные технологии (рис. 3). При этом целесообразно применить интерактивный метод "Кластер" [18] с использованием интерактивной доски.

< et

LU

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок3 - Задания для учащихся с использованием информационных технологий

В настоящее время профессиональные нотные редакторы для набора нотного текста могут оказать помощь в работе руководителя детского духового оркестра. Из всего их многообразия наиболее известны две программы: Sibelius и Finale. Первая из них, по мнению большинства специалистов, несколько проще в освоении; вторая - не такая привлекательная на начальных стадиях работы, однако открывает значительно большие возможности в работе с нотной графикой.

Сегодня оркестровый класс оснащен всем необходимым оборудованием: в классе есть музыкальный центр, компьютер, на котором установлен нотный редактор Sibelius, многофункциональное устройство, позволяющее распечатывать ноты и другие необходимые материалы, а также размножать их, видеокамера, мультимедийный комплекс [19].

Программа Sibelius позволяет:

- набирать нотный текст;

- разучивать произведения с помощью воспроизведения как отдельной партии,так и всей партитуры;

- создавать фонограммы, которые могут быть использованы учениками в домашней работе.

Благодаря появлению нового программного обеспечения каждый музыкант получил

возможность сделать запись музыкального исполнения и самостоятельно отредактировать фонограмму, набрать и издать нотный текст, создать собственный мультимедийный проект [20].

Создание аранжировок, гармонизация мелодий, работа с тембром с применением электронных музыкальных инструментов позволяют усовершенствовать образовательный музыкальный процесс [21]. Использование электронных средств в оркестровой деятельности в настоящее время позволяет точно записывать импровизацию и обогащать её мелизмами, орнаментированием, создавать интерактивные композиции, сделать их более проникновенными и трогательными, озвучивать жесты.

Дирижер детского духового оркестра в процессе обучения должен использовать личностно-ориентированный подход, который позволяет учитывать уровень интеллектуального развития учащегося, его психические особенности, темперамент, характер, задатки. Каждый ученик - личность со своим собственным внутренним миром, творческой индивидуальностью. Раскрыть индивидуальность каждого ученика помогают современные образовательные технологии. При этом работа дирижера будет успешной лишь в том случае, если он сделает учеников своими партнерами по творчеству. Как любой педагог, дирижер детского духового оркестра должен учиться вместе со своими учениками и даже у них. Лишь в этом случае педагогическая работа приведет коллектив к успеху.

Крайне важна в обучении и роль родителей, а точнее их заинтересованность в обучении ребенка. Здесь также можно использовать современные информационные технологии. В частности, в М/^^Арр руководителем может быть создана группа для родителей. В ней выкладывается вся необходимая информация по учебной работе, обсуждаются текущие вопросы, координируются организационные вопросы, касающиеся концертных выступлений. Группа ВКонтакте частично дублирует группу в У\/Ьа15Арр, однако там также выкладываются фотографии и записи с выступлений, видеоролики с выступлениями других оркестров,

аудиозаписи и другая информация, которую могут увидеть как родители, так и учащиеся. Также можно использовать программу Бкуре, которая позволяет отсутствующим по уважительным причинам ученикам (болезнь, семейные обстоятельства и др.) присутствовать на репетиции и быть в курсе всех событий.

Методическая система обучения духовому оркестровому исполнительству, разработанная автором на основе мультимедийных технологий, включает в себя: освоение чтения нот с листа, правильный подбор музыкального репертуара, включая разнохарактерные произведения, организацию проведения репетиций, точный учет проделанной работы, в том числе проверку знаний,умений и навыковуча-стников духового оркестра, организацию публичных выступлений и сольных концертов музыкального коллектива.

Игра на духовых инструментах позволяет задействовать все сенсорные системы исполнителей, способствует развитию координации, развивается двигательная и слуховая память, музыкальный слух.Участники детского духового оркестра должны обладать сосредоточенностью, уметь концентрироваться на своих ощущениях (вибрационных, осязательных и пр.), четко слышать свою партию и играть ее согласованно с другими исполнителями. Обучение игре на духовом инструменте - тяжелая кропотливая работа, требующая большого внимания, сосредоточенности и самодисциплины. При грамотном подходе педагога ребенок становится более уверенным в себе, открывает новые грани своей личности,учится нести ответственность за собственные ошибки. При этом, он усваивает культурные ценности на основе знакомства с музыкой разных времен и народов, традиций и поколений [22].

Концертные выступления - неотъемлемая часть жизни детского духового оркестра. Репетиции, выступления, поездки на концерты в другие города, парадная форма оркестра - это составляющие, позволяющие сплачивать коллектив. Концерт, записанный в мультимедийном формате, производит неизгладимое впечатление как на зрителей, так и на участников оркестра.

Выводы:

В статье проанализированы литературные данные по вопросу внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс коллективного музицирования детского дополнительного образования.

Автор исследовал предпосылки, области применения информационных технологий в детском духовом оркестре, виды и достоинства

использования мультимедиа в музыкальной педагогике.

Была разработана и внедрена модель коллективного музицирования на основе мультимедийных технологий на базе ГБУДО ДШИ имени И.С. Баха.

Мультимедийные методы позволяют дать ученикам уникальную возможность самим в процессе обучения независимо от преподавателя узнать новое понятие, подметить закономерность, выдвинуть собственную гипотезу, прочувствовать, как возникают математические вопросы.

Новые технологии, благодаря передовым и интерактивным системам поведенческого анализа и обратной связи, могут улучшить коммуникацию, эффективность, действенность и здоровую практику коллективного музицирования.

Используя вышеперечисленные современные технологии в работе с детским духовым оркестром, можно добиться больших успехов в профессиональном развитии коллектива. Дети увлекаются игрой на духовых инструментах и с энтузиазмом посещают репетиции.

Мультимедийные технологии - это полифункциональное средство познания и обучения, которое не только позволяет объединить традиции и новации в музыкальном образовании, но и является инновационным инструментарием современного дирижера детского духового оркестра.

Примечания:

1. Рыбалко Е.А. Коллективное музицирование как одно из направлений общего музыкального образования в Сербии // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2016. - №2. - С. 294297.

2. Лукашевич T.M. Оркестр "Перезвоны" ЧГПУ им. И.Я. Яковлева - школа развития профессионально-педагогической компетентности студентов -будущих руководителей детских творческих коллективов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2018. - №2(98). - С. 212-217.

3. Ильясов Р.Э. Коллективное музицирование в ансамбле и оркестре как фактор повышения эффективности музыкального обучения // Толерантность - "оливковая ветвь" человечества на этапе исторического разлома: материалы Международного гуманитарного форума, посвященного 70-летию ООН и ЮНЕСКО / науч. ред.: Р. Р. Юсупов, P.M. Валеев,Э.Р. Таги ров; сост.: В.Р. Али-акберова, A.A. Мухамадеева.- 2016.- С. 196-199.

4. Семенова Н.Ф. Когнитивный и воспитательный ресурс оркестрового класса // Вестник МГУКИ. -201б.-№3(71).-С. 220-225.

5. За рудная Л.И. Духовой оркестр в сельской школе // Инструментальное музицирование в школе:

история, теория и практика : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Курск, 2015. - С. 189192.

6. Смирнов Б.Ф. Коллективное исполнительство в детских музыкальных школах и школах искусств как социокультурная проблема // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - №2(42). - С. 113-119.

7. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога музыканта в школе цифрового века //Теория и практика общественного развития. - 2015. - №11. - С. 254-257.

8. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES // Общество: философия, история, культура. - 2015. - №3. - С. 44-47

9. The Routledge Companion to Music, Technology, and Education / edited by Andrew King, Evangelos Himonides, S. Alex Ruthmann. NewYorkand London, NY 10017.2017.

10. Wise S. Secondary school teachers' approaches to teaching composition using digital technology. British journal of music education. 2016. 33 (3), p. 283-295.

11. Crawford R., Southcott J. Curriculum stasis: the disconnect between music and technology in the Australian curriculum. Technology pedagogy and education. 2017.26 (3). p. 347-366.

12. Chao-Fernandez R., Roman-Garcia S., Chao-Fernandez A. Analysis of the use of ICT through music interactive games as an educational strategy. 7th International Conference on Intercultural Education - Education, Health and ICT - From a Transcultural Perspective: Almeria, Spain. Procedía Social and Behavioral Sciences. 2017. 237. p. 576580.

13. Панферова E.M. Роль мультимедийных образовательных технологий в музыкальной педагогике // Образование и воспитание. - 2018. - №1. -С. 58-61.

14. Горбунова И.Б. Концепция музыкально-компьютерного педагогического образования в Рос-

сии // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - №4(77).-С.267-275.

15. Тен Э.С. Музыкально-компьютерные технологии как инструмент педагогической деятельности учителя музыки в школе XXI века // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - №2(63). - С. 220222.

16. Waddell G., Williamon A. Technology Use and Attitudes in Music Learning. Front. ICT. 2019.6:11. p. 1-14.

17. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - №1 (56). - С. 126-131.

18. Гильванова Э.А. Применение интерактивных технологий в процессе креативного образования школьников на уроках музыки // Наука, образование и культура. - 2016. - №12(15). - С. 76-79.

19. Лонговой Д.В. Современные технологии в работе с детским духовым оркестром // Актуальные вопросы реализации дополнительных пред-профессиональных общеобразовательных программ в детских школах искусств: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции в области художественного образования детей "АРТ-ЕКАТЕРИНБУРГ" (с международным участием) / сост.: Воинкова Т.Е., Перевышина Н.Ю. - Екатеринбург, 2015.- С. 41-42.

20. Сушкевич Н.С. Компьютерная музыка: о смыслах алгоритмов // Вестник музыкальной науки. -2017.-№2(16).-С. 65-72.

21. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования //Теория и практика общественного развития. - 2015. - №12. - С. 411415.

22. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты". Предметная область: музыкальное исполнительство. Программа по учебному предмету В.01 .УП.02. Оркестровый класс. - М. : Детская школа искусств имени И.С. Баха, 2019.

FORMA TION OF A BILITY IN DESIGN AREA A T YOUNGER SCHOOLCHILDREN A T TECHNOLOGY LESSONS Minsabirova Venera Nashatovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Theory and Methods of Vocational Education, Elabuga Institute, Kazan (Privolzhsky) Federal University, Yelabuga, Republic of Tatarstan

Technology lessons at the primary level are aimed at developing creative potential, children's perception of the world, and the formation of younger schoolchildren diligence and perseverance. Analysis of the works of modern teachers, approach the definition of design as a human activity aimed at creating a comfortable and expressive environment of the subject world, with the most complete satisfaction of society's requests and people's wishes. Technology lessons in the initial stage of training open up wide opportunities for developing the design abilities of younger schoolchildren.

Keywords: primary school student; education; history; design; development; teacher; technology; art; creativity-skills; knowledge; school; education; formation; research; exercise; project; idea; purpose.

УДК 37.018 ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА

ВАК РФ 13.00.02 У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

© Минсабирова В.Н., 2020 Уроки технологии в начальном звене направлены на развитие творческого

потенциала, восприятие мира детьми, формирование прилежности и усидчивости школьников. Анализ трудов современных педагогов, подойти к определению понятия дизайн как деятельности человека, направленной на создание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.