Научная статья на тему 'Применение информационных технологий в маркетинговых коммуникациях учреждений культуры'

Применение информационных технологий в маркетинговых коммуникациях учреждений культуры Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1097
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / информатизация / информационные технологии / маркетинг / реклама / PR. / culture / informatization / information technologies / marketing / advertising / PR.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — М Д. Азизян, А Ю. Куликов

Культурная сфера претерпевает серьёзные изменения в контексте развития информационного общества и современных технологий. Учреждения культуры сталкиваются с трудностями, потому что сегодня они вынуждены конкурировать за внимание аудитории с современной медиасредой. Под воздействием нововведений культурные учреждения должны адаптироваться под новые форматы взаимодействия с аудиторией. В условиях информатизации культурные учреждения становятся полноправными участниками рынка. Поэтому перед ними встают новые маркетинговые задачи, связанные с применением информационных технологий в коммуникации с целевой аудиторией. Но для многих организаций культурной сферы это становится проблемой, так как это процесс связан с множеством трудностей. Статья посвящена проблематике применения информационных технологий в маркетинговой деятельности российских учреждений культуры. В статье рассматриваются примеры из практической деятельности российских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGY APPLICATION IN MARKETING COMMUNICATIONS OF CULTURAL INSTITUTIONS

The cultural sphere is dealing with the big changes in the context of the development of the information society and modern technologies. Cultural institutions face difficulties because today they have to compete for the attention of the audience with the modern media environment. Under the influence of innovations, cultural institutions must adapt to new formats of interaction with the audience. In the conditions of Informatization of cultural institutions are becoming full participants in the market. Therefore, they face new marketing challenges related to the use of information technologies in communication with the target audience. But for many cultural organizations, this becomes a problem, as this process is associated with many difficulties. The article is devoted to the problems of using information technologies in marketing activities of Russian cultural institutions. The article discusses examples from the practical activities of Russian organizations.

Текст научной работы на тему «Применение информационных технологий в маркетинговых коммуникациях учреждений культуры»

должны хорошо разбираться в сущности бизнеса и объективно оценивать место компании во внешнем окружении, видеть не только положительные результаты деятельности, но и критически их оценивать, представлять новые возможности, а также стимулировать инновационное поведение, работку и внедрение новых подходов к управлению. Необходимо отметить, что стратегическое планирование выступает в качестве движущей силы, определяющей стратегическую позицию компании во внешней среде, устанавливает приоритеты развития и стратегические цели, формирует платформу для принятия стратегических решений, а также способствует пониманию управленческим персоналом их последствий.

Источники:

1. Bisuttanova A.A., Zemlyakova N.S., Razzhivin O.A., Udovik E.E., Adamenko A.A. Modern trends in corporate finance management. Espacios. 2018. Т. 39. № 31.

2. Адаменко А.А. Методы управления изменениями во внутренней среде крупной корпорации, обеспечивающие ее функции / А.А. Адаменко, В.С. Солодкин // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 1 (30). - С. 16-18.

3. Адаменко А.А. Организация коммуникационного воздействия в управлении бизнес процессом предприятия / А.А. Адаменко, А.С. Цысов // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 4 (33). - С. 20-24.

4. Берлин С.И. Современные тенденции развития российского предпринимательства / С.И. Берлин, С.Х. Берлина, Д.В. Петров // Вестник ИМСИТ. - 2015. - № 1(61). - С. 27.

References:

1. Bisuttanova A.A., Zemlyakova N.S., Razzhivin O.A., Udovik E.E., Adamenko A.A. Modern trends in corporate finance management. Espacios. 2018.Vol. 39. No. 31.

2. Adamenko A.A. Methods of change management in the internal environment of a large corporation, providing its functions / A.A. Adamenko, V.S. Solodkin // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .-- No. 1 (30). - S. 16-18.

3. Adamenko A.A. Organization of communication impact in managing the business process of an enterprise / A.A. Adamenko, A.S. Cysov // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .-- No. 4 (33). - S. 20-24.

4. Berlin S.I. Modern Trends in the Development of Russian Entrepreneurship / S.I. Berlin, S.Kh. Berlin, D.V. Petrov // Vestnik IMSIT. - 2015. - No. 1 (61). - S. 27.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10224

М.Д. Азизян - студент магистратуры 2 курса факультета социально-культурной деятельности и туризма ФГБОУ ВО КГИК, [email protected],

M.D. Azizyan - student of the faculty of social and cultural activities and tourism, magistracy, Krasnodar state Institute of culture;

А.Ю. Куликов - кандидат философских наук, доцент кафедры арт-бизнеса и рекламы ФГБОУ ВО КГИК, [email protected],

A.Y. Kulikov - candidate of philosophy, associate Professor of the Department of art business and advertising, Krasnodar state Institute of culture.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ INFORMATION TECHNOLOGY APPLICATION IN MARKETING COMMUNICATIONS OF CULTURAL INSTITUTIONS

Аннотация. Культурная сфера претерпевает серьёзные изменения в контексте развития информационного общества и современных технологий. Учреждения культуры сталкиваются с трудностями, потому что сегодня они вынуждены конкурировать за внимание аудитории с современной медиасредой. Под воздействием нововведений культурные учреждения должны адаптироваться под новые форматы взаимодействия с аудиторией. В условиях информатизации культурные учреждения становятся полноправными участниками рынка. Поэтому перед ними встают новые маркетинговые задачи, связанные с применением информационных технологий в коммуникации с целевой аудиторией. Но для многих организаций культурной сферы это становится проблемой, так как это процесс связан с множеством трудностей. Статья посвящена проблематике применения информационных технологий в маркетинговой деятельности российских учреждений культуры. В статье рассматриваются примеры из практической деятельности российских организаций.

Abstract. The cultural sphere is dealing with the big changes in the context of the development of the information society and modern technologies. Cultural institutions face difficulties because today they have to compete for the attention of the audience with the modern media environment. Under the influence of innovations, cultural institutions must adapt to new formats of interaction with the audience. In the conditions of Informatization of cultural institutions are becoming full participants in the market. Therefore, they face new marketing challenges related to the use of information technologies in communication with the target audience. But for many cultural organizations, this becomes a problem, as this process is associated with many difficulties. The article is devoted to the problems of using information technologies in marketing activities of Russian cultural institutions. The article discusses examples from the practical activities of Russian organizations.

Ключевые слова: культура, информатизация, информационные технологии, маркетинг, реклама, PR.

Естественно-гуманитарные исследования №29(3), 2020

29

Keywords: culture, informatization, information technologies, marketing, advertising, PR.

В контексте современного информационного пространства культура приобретает новые формы. Изменилась не только её содержательная сторона, но и способы взаимодействия аудитории с культурными объектами. Нередко это приводит к контаминации классической культуры и современных технологий, вследствие чего возникают новые форматы культуры. Рождается новое культурное пространство, в котором учреждениям культуры ещё предстоит найти своё место. Причём иногда изменения носят вынужденный характер. Так, введённый в 2020 году режим самоизоляции побудил многие учреждения перевести свою деятельность в онлайн-режим. Но далеко не все организации культурной сферы оказались к этому готовы.

Социально-культурная сфера должна адаптироваться под формат современных медиа. Особенность такой адаптации заключается в том, что важно сохранять первоначальный культурный смысл, избегать примитивизации или чрезмерного упрощения. Соблюдение баланса между запросами современной аудитории и сохранением культурной значимости - одна из ключевых задач в данном направлении.

Заместитель директора Департамента управления делами Минкультуры России В.В. Ваньков в своём докладе «Информатизация отрасли культуры» рассматривает обозначенную проблему и формулирует следующие задачи для работников культурной сферы. Первая задача - это увеличение информационного присутствия учреждений культуры в сети Интернет. Вторая задача - обеспечение свободного и бесплатного доступа к культурному продукту и сервисам учреждений культуры в сети Интернет. Речь идёт об онлайн-просмотре отечественных кинофильмов, видео-версиях спектаклей, виртуальных музеях и других форматах доступа к культурному продукту [1].

Практика показывает, что многие учреждения культуры реагируют на изменения запросов аудитории с опозданием. Или вообще этого не делают. Связано это как с ограниченным бюджетом, так и с неготовностью к изменениям. Например, Краснодарская краевая юношеская библиотека имени И.Ф. Вараввы ориентируется на молодую аудиторию. Но при этом учреждение не вполне отвечает потребностям этой аудитории. У него нет современного сайта, а до недавнего времени не было и эффективного представительства в социальных медиа. Тем не менее, работа на интернет-площадках ведётся - в 2020 году учреждение стало вести активную работу в социальных сетях. Цифровой маркетинг в сфере культуры требует особенного подхода и систематизации. Необходимо выработать комплекс эффективных инструментов, которые учреждения могли бы использовать в своей деятельности.

Современная аудитория формирует особенный запрос в части представления контента, будь то визуальное искусство, музыка или даже текст. Чтобы удовлетворить этот запрос, учреждениям культуры необходимо корректировать свою стратегию продвижения в медиа и постоянно адаптироваться к изменениям. Удачным примером такой адаптации выступает государственный кинотеатр «Кубанькино». В 2018 году учреждение провело ребрендинг и запустило новый сайт [2]. Результат не вполне соответствует современным тенденциям, но он удовлетворяет запрос аудитории. Сайт приятно выглядит, содержит необходимую для потенциального зрителя информацию, даёт возможность приобрести билет. Такие изменения необходимы, но сегодня их уже недостаточно, чтобы привлечь новую аудиторию. Для этого нужны кардинальные, структурные преобразования в инструментах взаимодействия с аудиторией.

Директор по коммуникациям Ассоциации менеджеров культуры Оксана Власова раскрывает данный вопрос на примере информатизации музеев: «Цифровые технологии в музее можно рассматривать в двух направлениях: с точки зрения возможностей для проектирования и экспонирования и с коммуникативной точки зрения. В первом случае — это механизмы мультимедиа, который позволяет с помощью света, звука, изображения повысить уровень экспозиционной выразительности, создавать интерактивную среду с полным эффектом присутствия и погружения. А во втором — это цифровая среда, которая расширяет и обогащает способы взаимодействия с публикой, включает музей в современный контекст: виртуальные экскурсии, онлайн-квесты и игры, обучающие программы. Таким образом, новые технологии подталкивают музей к выходу за рамки своих стен, позволяют переосмыслить наследие, создать платформу для диалога» [3]. Именно таким видится развитие социально-культурной сферы в контексте современности. Учреждения культуры больше не могут существовать обособленно -им необходимо постоянно находиться в контакте с аудиторией.

В российской социально-культурной практике есть подобные примеры удачного применения информационных технологий. Яркий пример информатизации в культурной деятельности - это «Музей политической истории России». Учреждение не просто поддерживает свой Интернет-ресурс в актуальном состоянии, но и внедрило современные технологии в сами экспозиции. В них присутствуют интерактивные материалы, различные аудиогиды и видеоролики, активно задействованы цифровые формы коммуникации, а на сайте можно пройти виртуальный тур по музею. Такой формат делает посещение музея не просто информативным, но и увлекательным. Именно такая подача нужна современной аудитории, которая привыкла к формату «инфотейнмент», когда информационная ценность сочетается с развлекательной [4]. Зародившись как телевизионное явление, «инфо-тейнмент» сегодня становится актуальным и в других форматах медиа.

В 2018 году в Краснодаре открылся интерактивный парк «Россия - моя история». Это яркий пример того, как современные технологии интегрируются с культурой. В парке задействованы актуальные формы информа-

ционных носителей: сенсорные столы и экраны, проекторы, цифровые реконструкции и многое другое. Это превращает изучение истории в новый опыт. Результат не заставил себя ждать: за 3 месяца работы парк посетило более 40 тысяч человек.

Но не каждое учреждение может позволить себе масштабные интерактивные инсталляции. Многие организации социально-культурной сферы сталкиваются с проблемой отсутствия необходимого финансирования для реализации подобных проектов. Отчасти эта проблема может решаться на уровне учреждения за счёт поиска дополнительных источников средств. Но куда более эффективным видится централизованное внедрение информационных технологий на уровне региона или страны. Подобные проекты уже существуют.

Проект Министерства культуры РФ - АИС «Единое информационное пространство в сфере культуры». В рамках данного проекта учреждения культуры могут управлять своей информационной активностью. В том числе посредством таких актуальных площадок, как социальные сети, виджеты и популярные агрегаторы информации - например, «Яндекс.Афиша».

Существуют и другие проекты подобного рода, предназначенные как для учреждений, так и для конечных пользователей. К последним относится Artefact - гид по музеям с дополненной реальностью [5]. Подобный формат способен заинтересовать молодую аудиторию. Также на базе портала «Культура.РФ» функционирует платформа «культурный стриминг» [6]. Она позволяет учреждениям культуры проводить онлайн-трансляции своих мероприятий, тем самым охватывая более широкую аудиторию. Но на данный момент подобным сервисам не хватает широкого освещения в масс-медиа и внедрения на уровне регионов (например, приложение Artefact работает преимущественно в музеях Москвы и Санкт-Петербурга). Любая инновация может остаться незамеченной, если не донести её ценность до целевой аудитории. Для этого необходима полноценная PR-кампания, задей-ствующая широкий спектр маркетинговых инструментов.

С учётом перечисленных факторов, информатизация культурной сферы представляется как централизованный, двусторонний процесс. С одной стороны, инновации должны внедряться на уровне отдельно взятых учреждений. Но в равной степени важна организация этого процесса со стороны органов государственного управления в сфере культуры. Без их контроля невозможна планомерная и систематизированная информатизация социально-культурной отрасли.

В связи с колоссальными темпами развития информационных технологий, приобретает актуальность ещё один аспект обозначенной проблемы. Внедряя инновации, очень важно сохранять первоначальный смысл, который несут в себе учреждения культуры. Актуальная форма не должна подменять собой содержание. Соблюдение этого баланса - сложная и актуальная задача, которую ещё предстоит решить.

Источники:

1. Ваньков В.В. Информатизация отрасли культуры - [Электронный ресурс] -https://docplayer.ru/44757911-Informatizaciya-otrasli-kultury.html (дата обращения: 13.05.2020).

2. Сайт кинотеатра «Кубанькино». - [Электронный ресурс] - http://kuban-kino.ru (дата обращения 14.05.2020)

3. Как применять цифровые технологии в музеях - [Электронный ресурс] -https://www.cultmanager.ru/article/8308-qsq-18-m12-13-kak-primenyat-tsifrovye-tehnologii-v-muzeyah (дата обращения: 12.05.2020).

4. Еремина Д.А. Интерпретация термина «инфотейнмент» в немецких и российских исследованиях масс-медиа // Теория СМИ и массовой коммуникации. Выпуск №4. 2013г.

5. Сайт проекта «Artefact». - [Электронный ресурс] - https://ar.culture.ru (дата обращения 12.05.2020)

6. Проект «Культурный стриминг». - [Электронный ресурс] - https://www.culture.ru/meanwhile (дата обращения 13.05.2020)

References:

1. Vankov V. V. Informatization of the culture industry - [Electronic resource] -https://docplayer.ru/44757911-In-formatizaciya-otrasli-kultury.html (accessed: 13.05.2020).

2. Website of the Kubankino cinema. - [Electronic resource] - http://kuban-kino.ru (accessed 14.05.2020)

3. How to apply digital technologies in museums- [Electronic resource] -https://www.cultmanager.ru/article/8308-qsq-18-m12-13-kak-primenyat-tsifrovye-tehnologii-v-muzeyah (accessed: 12.05.2020).

4. Eremina D. A. Interpretation of the term "infotainment" in German and Russian studies of mass media // Theory of mass media and mass communication. Issue No. 4. 2013.

5. Website of the "Artefact" project. - [Electronic resource] - https://ar.culture.ru (accessed 12.05.2020)

6. Cultural streaming Project. - [Electronic resource] - https://www.culture.ru/meanwhile (accessed 13.05.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.