Научная статья на тему 'Перспективы развития сферы культуры в условиях цифровой экономики'

Перспективы развития сферы культуры в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1952
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СФЕРА КУЛЬТУРЫ / ПРОЕКТЫ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / DIGITAL CULTURE / THE DIGITALIZATION / THE CULTURAL SECTOR / PROJECTS IN THE SPHERE OF CULTURE / CULTURAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедов Магомед Низарович, Носкова Надежда Александровна,

Статья посвящена актуальным вопросам трансформации классического подхода к организации деятельности организаций сферы культуры. Переход всех отраслей национального хозяйства в цифровой формат требует формирования нового подхода к управлению и организации деятельности всех экономических агентов национальной экономики. Особый акцент авторы статьи делают на анализ развития цифровизации сферы культуры. Культурная деятельность традиционно считается важнейшим стратегическим направлением государственной политики. Ведь именно она формирует гражданское общество, нравственные и идеологические идеалы, хранит и создает памятники культуры и истории. В статье приведены примеры успешных практик внедрения цифровых технологий в хозяйственные процессы организаций культуры, а также предложены меры по стимулированию данной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF CULTURE IN THE DIGITAL ECONOMY

The article is devoted to topical issues of transformation of the classical approach to the organization of cultural organizations. The transition of all sectors of the national economy to a digital format requires the formation of a new approach to management and organization of activities on the part of all economic agents. Special emphasis is placed on the digitization of the cultural sphere. Cultural activities are traditionally considered the most important strategic direction of state policy. After all, it forms civil society, moral and ideological ideals, preserves and creates monuments of culture and history. The article presents examples of successful practices of the introduction of digital technologies in the economic processes of cultural organizations, as well as proposed measures to stimulate this activity.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития сферы культуры в условиях цифровой экономики»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF CULTURE IN THE DIGITAL ECONOMY

УДК [338 + 004]:351.85 DOI: 10.25631/PEJ.2019.4.6.14

МАГОМЕДОВ Магомед Низарович

профессор кафедры проектной деятельности в кинематографии и телевидении Санкт-JQlL^ Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических ^^ВЯп^^^ наук, [email protected]

MAGOMEDOV, Magomed Nizarovich

Professor at the Department of Project Activities in Cinematography and Television, Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, [email protected]

НОСКОВА Надежда Александровна

доцент кафедры проектной деятельности в кинематографии и телевидении Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, [email protected]

NOSKOVА, Nadezhda Aleksandrovna

Associate Professor of the Department of project activities in cinematography and television of the Saint Petersburg state Institute of film and television, [email protected]

Аннотация.

Статья посвящена актуальным вопросам трансформации классического подхода к организации деятельности организаций сферы культуры. Переход всех отраслей национального хозяйства в цифровой формат требует формирования нового подхода к управлению и организации деятельности всех экономических агентов национальной экономики. Особый акцент авторы статьи делают на анализ развития цифровизации сферы культуры. Культурная деятельность традиционно считается важнейшим стратегическим направлением государственной политики. Ведь именно она формирует гражданское общество, нравственные и идеологические идеалы, хранит и создает памятники культуры и истории. В статье приведены примеры успешных практик внедрения цифровых технологий в хозяйственные процессы организаций культуры, а также предложены меры по стимулированию данной деятельности.

Ключевые слова: цифровая культура, цифровизация, сфера культуры, проекты сферы культуры, культурная политика.

© Магомедов М. Н., Носкова Н. А., 2019.

Abstract.

The article is devoted to topical issues of transformation of the classical approach to the organization of cultural organizations. The transition of all sectors of the national economy to a digital format requires the formation of a new approach to management and organization of activities on the part of all economic agents. Special emphasis is placed on the digitization of the cultural sphere. Cultural activities are traditionally considered the most important strategic direction of state policy. After all, it forms civil society, moral and ideological ideals, preserves and creates monuments of culture and history. The article presents examples of successful practices of the introduction of digital technologies in the economic processes of cultural organizations, as well as proposed measures to stimulate this activity.

Key words: digital culture, the digitalization, the cultural sector, projects in the sphere of culture, cultural policy.

В современном мире одним из приоритетных направлений развития общественно-политических отношений является становление цифровой экономики. Так, для большинства стран с ведущими экономиками (США, Япония, Сингапур, Германия и т. п.) процесс становления и развития цифровой экономики является главным условием сохранения позиций мировых лидеров. В таких странах реализуется «долгосрочный проект цифрового развития», который включает в себя весь комплекс этапов, начиная от построения базовой информационно-коммуникационной инфраструктуры до формирования скоординированной политики в этой сфере и программ поддержки повсеместного внедрения цифровых технологий.

Однако несмотря на то, что цифровая экономика только начинает формироваться как мировая практика хозяйственной деятельности, уже сегодня страны сталкиваются с новой волной трансформации моделей деятельности в бизнесе и социальной сфере, которая вызвана появлением цифровых технологий нового поколения: искусственного интеллекта, робототехники, Интернета вещей, технологий беспроводной связи и ряда других.

Их внедрение, по оценкам, способно повысить производительность труда в компаниях на 40% [1].

В ближайшем будущем именно эффективное использование новых цифровых технологий будет определять международную конкурентоспособность как отдельных компаний, так и целых стран, формирующих инфраструктуру и правовую среду для циф-ровизации.

Таким образом, с целью формирования конкурентных преимуществ Российской Федерации на мировом рынке, необходимо формирование программы цифрового развития национальной хозяйственной системы.

В России обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере является одной из национальных целей развития согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [2]. Для этого Указом № 204 определены следующие задачи:

• увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 г.;

• создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи,

обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и до-мохозяйств;

• использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления.

Ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере - амбициозная цель, которая успешно реализуется лишь в очень немногих ведущих странах. Она достижима только при выполнении ряда существенных условий. Во-первых, бизнес и социальная сфера должны быть готовы к цифровой трансформации, должны назреть условия и оформиться стратегии развития, предполагающие коренное изменение способов организации и ведения деятельности за счет планируемого интенсивного внедрения цифровых технологий, востребованных организациями, и гарантирующие стейкхолде-рам отдачу от инвестирования собственных средств. Во-вторых, в стране должен сложиться сравнительно зрелый сектор технологического предложения, который если и не претендует на международное лидерство, то, по крайней мере, способен на быстрый трансфер и адаптацию зарубежных технологических решений, быстрое увеличение масштабов собственной деятельности. В-третьих, должен постоянно расти спрос населения на цифровые технологии, поскольку именно потребности и возможности потребителей, в конечном счете, определяют адекватный им спрос на цифровые технологии со стороны организаций, прежде всего в сфере В2С1.

Международные сопоставления по совокупности факторов демонстрируют перспективные позиции России по ключевым показателям развития и внедрения цифровых технологий. Так, согласно рейтингу Всемирного экономического форума, в 2018 г. Россия занимала 43-е место среди 140 стран, в том числе по направлению «Проникновение информационно-коммуникационных техно-

логий» [1] - 25-е место, что обеспечивается в первую очередь за счет значительной доли пользователей мобильных телефонов среди населения и широкого распространения оптоволоконного Интернета.

Однако по показателям цифровизации бизнеса Россия заметно отстает от ведущих стран.

Несмотря на то, что внедрение цифровых технологий за последние десятилетия во многих странах, в том числе и в России, приобрело статус «традиционного» направления развития как на государственном, так и на корпоративном уровне, современный этап, отличающийся формированием так называемой цифровой экономики, порождает принципиально новые технологические и организационно-управленческие вызовы. При этом пока еще не сложились устоявшиеся определения новых ключевых понятий, не говоря уже о полноценной нормативной правовой базе и механизмах регулирования, что, безусловно, сдерживает развитие цифровой экономики и возможности реализации связанных с ней позитивных эффектов.

В международной практике до сих пор отсутствует гармонизированное определение цифровой экономики. В большинстве зарубежных источников при описании цифровой экономики акцент делается на технологиях и связанных с их использованием изменениях в способах взаимодействия экономических агентов. При этом могут упоминаться либо конкретные виды технологий, либо те или иные формы изменений экономических процессов.

Унифицированное понятие цифровой экономики пока еще отсутствует и в России. К имеющимся ключевым формулировкам можно отнести следующие:

• экономика нового технологического поколения [3];

• хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде; обработка больших объемов этих данных и использование ре-

1 В2С (Вштезз-Ш-сошишег, рус. Бизнес для Потребителя) - термин, обозначающий коммерческие взаимоотношения между частными лицами, так называемым «конечным» потребителем; также форма электронной торговли, цель которой - прямые продажи для потребителя (конечного потребителя, физического лица).

зультатов их анализа по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [4].

Для развития цифровой экономики более ускоренными темпами в 2018 г. запущен в реализацию национальный проект «Цифровая экономика» [5]. Стратегическая задача проекта - увеличение объема финансирования цифровой экономики, что позволит создать благоприятную среду для цифровизации всех отраслей народного хозяйства, а также домо-хозяйств.

В рамках реализации мер государственной политики Российской Федерации по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики Российской Федерации цифро-визация в сфере культуры является необходимым условием для создания качественно новой модели формирования нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности.

В соответствии с Основами государственной культурной политики [6] одной из приоритетных задач государственной культурной политики в области осуществления всех видов культурной деятельности и развития связанных с ними индустрий является использование цифровых коммуникационных технологий, в том числе для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям, независимо от места проживания.

В этой связи огромное значение приобретает задача по формированию единого российского электронного пространства знаний на основе оцифрованных книжных, архивных, музейных фондов, собранных в Национальную электронную библиотеку и национальные электронные архивы по различным отраслям знания и сферам творческой деятельности.

Для формирования информационного пространства знаний необходимо в том числе:

• сформировать безопасную информационную среду на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

• усовершенствовать механизмы обмена знаниями;

• обеспечить формирование Национальной электронной библиотеки и иных государственных информационных систем, включающих в себя объекты исторического, научного и культурного наследия народов Российской Федерации, а также доступ к ним максимально широкого круга пользователей;

• создать условия для популяризации русской культуры и науки за рубежом, в том числе для противодействия попыткам искажения и фальсификации исторических и других фактов;

• принять меры по эффективному использованию современных информационных платформ для распространения достоверной и качественной информации российского производства;

• обеспечить насыщение рынка доступными, качественными и легальными медиа-продуктами и сервисами российского производства.

Цифровизация в сфере культуры должна обеспечить активное вовлечение в целевую аудиторию учреждений культуры нового поколения, ориентированного в основном на цифровой формат восприятия информации. Данную аудиторию необходимо вовлекать реальными проектами в области популяризации достижений культуры.

Для развития цифровой среды в сфере культуры в рамках реализации национального проекта «Культура» запланирована реализация проекта «Цифровая культура» (сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024) [7]. Одна из стратегических целей проекта - обеспечение условий для всеобщего внедрения цифровых технологий в культурное пространство страны. Так, например, в задачи проекта входит: создание виртуальных концертных залов, создание мультимедиа гидов по экспозициям и выставочным проектам, проведение он-лайн трансляций портала «Культура.рф», оцифровка книжных изданий и т. п.

Важным направлением цифровизации отрасли должно стать создание информационно-коммуникационной среды (ИКС), которая станет площадкой для реализации культур-

ных проектов и инициатив. Также данная ИКС позволит создать оперативный механизм взаимоотношений между потребителем (заказчиком) культурной услуги и ее производителем.

Сегодня в сфере культуры существуют весьма успешные практики создания таких ИКС, например, реализованных на основе государственно-частного партнёрства (ГЧП)

Для развития механизма (ГЧП) в сфере культуры по инициативе и при поддержке Правительства РФ на базе Национального центра государственно-частного партнерства (http://pppcenter.ru/) был создан интернет-портал «Платформа поддержки инфраструктурных проектов» (http://www.pppi.ru/), который стал площадкой для «встречи» потенциальных инициаторов проектов и их потенциальных инвесторов.

Данный портал позволяет по заданным критериям подобрать инфраструктурный проект в различных областях экономики: коммунально-энергетическая, оборонная, транспорт, культура и социальная сфера и т. д. Также площадка формирует коммуникационную среду для всех участников рынка инвестиционных и инфраструктурных проектов, в том числе проектов, реализуемых с помощью механизма ГЧП. Система функционирует по принципу «подключись и работай» и объединяет в одном пространстве всех участников рынка инвестиционных проектов (консалтинговые компании, финансовые и кредитные учреждения, институты развития, страховые компании, подрядные организации и т. д.). Автоматизация позволяет клиенту осуществить подбор и выбор услуги посредством систематизации заданных параметров.

Достоинствами платформы являются:

• возможность поиска проектов и партнеров по всей стране - в систему включены все регионы и субъекты РФ;

• привлечение экспертов рынка к решению конкретных задач при подготовке и реализации инфраструктурных проектов.

Однако, как показывает практика, даже несмотря на деятельность со стороны государства по созданию информационной, методической и правовой среды для взаимодействия участников ГЧП, данный механизм так и не получил широкого развития в стране (в сфе-

ре культуры в том числе), ввиду очень сильного государственного контроля за вторым участником соглашения - бизнес-структурой. Другими словами, бизнес не получает практически никакой самостоятельности в плане предпринимательской деятельности, а льготы, предоставляемые государством, минимальны и не привлекают инвесторов. Еще к несовершенству данной платформы можно отнести сложную структуру представления сервисов, а также отсутствие учета отраслевых особенностей ГЧП. Так, например, для осуществления проектов в сфере культуры необходимо прибегать к помощи других источников с целью уточнения данных и решения возникающих задач по ходу проекта.

Еще одним примером внедрения цифровых технологий в сферу культуру можно считать создание культурных и виртуальных информационных платформ: портал культурного наследия «Культура.рф» (https://www.culture.ru/); исторический портал «История.рф» (https:// histrf.ru/); виртуальный музей «Эрмитаж» и «Кунсткамера» и другие, виртуальный зал государственной филармонии Алтайского края и другие, виртуальная библиотека «Книги в метро», гид по музеям России с дополненной реальностью «artefact» и др.

Можно отметить, что основной акцент на развитие культурной сферы сделан именно на региональном уровне, так как в небольших городах и селах доступ к культурному наследию существенно ограничен в силу наличия разных барьеров. Реализация многих проектов позволила создать единую доступную культурную среду.

Информационные интернет-порталы «Культура.рф» и «История.рф» созданы в 2013 г. с целью обеспечения всех граждан в свободном доступе к размещённому в них всего многообразия культурного наследия и традиций народов России в оцифрованном виде. На порталах регулярно проводятся онлайн-трансляции из ведущих музеев и театров страны, а также размещается актуальная афиша культурной жизни в различных городах. С каждым годом посещаемость порталов растет, чему также способствует регулярная работа по обновлению и дополнению контента (рисунок).

Рисунок

Интернет-портал «Культура.рф» [8]

В 2018 г. в московском метро был дан старт проекту «Книги в метро», целью которого было повысить интерес к чтению художественной литературы. Тогда на московском центральном кольце появились 30 плакатов с РЯ-кодом, ведущим к бесплатной виртуальной библиотеке. Услуга оказалась востребованной, поэтому проект продолжил свое развитие. Всего в виртуальном фонде насчитывается более тысячи произведений классиков русской и мировой литературы, среди них А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Цветаева, Марк Твен, Джек Лондон и др. Для того, чтобы загрузить книгу, необходимо просканировать рЯ-код с помощью камеры смартфона или мобильного приложения.

Как уже было отмечено ранее, одна из задач, которая решается благодаря внедрению информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры, - обеспечение равного доступа к услугам культуры вне зависимости от места и социально-экономических условий проживания. Другими словами, жители малых городов и отдаленных сел должны получить доступ к услугам организаций культуры наравне с жителями крупных мегаполисов. Таким образом, воз-

никла необходимость в создании условий для доступа населения к услугам сферы культуры с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Одним из механизмов решения сложившейся проблемы стала принятая в 2015 г. программа создания центров культурного развития в малых городах и сельской местности Российской Федерации (многофункциональных культурных центров) [9].

Главная задача программы - выравнивание существующего дисбаланса в качестве, разнообразии и объеме предоставления услуг, оказываемых учреждениями культуры, с целью повышения качества жизни населения и удовлетворения его культурно-творческих потребностей.

В рамках программы (с 2015 по 2024 г.) предполагается провести комплекс мероприятий по строительству новых зданий, модернизации и перепрофилированию и (или) реконструкции существующих учреждений культуры в малых городах и сельской местности.

Главное достоинство центров заключается также в том, что они должны стать универсальной площадкой, способной совмещать функции учреждения культуры (проведение

концертов, выставок, спектаклей, кинопоказов), образовательного центра (проведение мастер-классов, организация методической помощи, курсов, медиатек, творческих студий и мастерских) и общественного пространства (организация досуга, дискуссионных клубов, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий).

Особое внимание при создании инфраструктурной базы центров уделено информационно-телекоммуникационным технологиям. Так, например, центры должны стать интерактивными площадками для трансляций спектаклей и музыкальных представлений, а также «виртуальными музеями», где будут демонстрироваться произведения искусства из ведущих музеев страны и мира.

Такие многофункциональные центры должны стать инновационными площадками для реализации творческих проектов с использованием новейших мультимедийных технологий.

Успешным примером модернизации библиотеки в единое культурное пространство можно назвать проект многофункционального историко-культурного центра «Крылья». Центр был создан на базе библиотеки им. Н. В. Гоголя [10] (г. Новокузнецк) и включает в себя:

• библиотеку семейного чтения;

• музейную экспозицию «Духовная и материальная культура друзей и последователей Л. Н. Толстого в Кузбассе»;

• ресурсный центр проекта «Твой курс: Информационные технологии для молодежи»;

• игровая площадка «Пингвин» (игровые программы и викторины для детей);

• центр русского фольклора и этнографии «Параскева Пятница» (занимается изучением, сохранением и популяризацией русской культуры, в том числе: исполнение старинных песен (плясовые, шуточные, лирические, обрядовые, календарные), народная хореография (кадрили, хороводы, пляс).

В более крупных городах запланировано создание инновационных культурных центров, которые объединят в себе традиционную деятельность в сфере культуры и искусства с внедрением элементов современной культуры.

Еще одной разновидностью культурных и исторических центров являются этнокультурные центры.

Этнокультурные центры играют важнейшую роль в сохранении многообразия российских национально-культурных традиций.

Главное направление деятельности этнокультурных центров заключается в решении проблемы возрождения, сохранения и развития национальных культурных традиций. При этом в своей деятельности этноцентры также активно применяют информационные технологии. Именно создание информационно-коммуникационной среды делает деятельность этих центров эффективной, что достигается благодаря вовлечению в свою деятельность большего числа людей и организаций, инвесторов и представителей СМИ и т. п.

Проведенный анализ реализации культурной политики с использованием цифровых технологий показал, что:

• применение цифровых технологий в сфере культуры является важнейшим элементом стратегического развития отрасли;

• внедренные информационно-коммуникационные технологии носят хаотичный характер - отсутствует единая научная и методическая база;

• слабо развит механизм информирования граждан о существовании различных информационных систем и программ, позволяющих приобщиться к сфере культуры;

• отсутствует работающий информационный портал для участников культурного проектирования: инициаторов, инвесторов (в том числе спонсор, благотворитель, меценат), государственные (региональные) органы власти;

• отсутствует единая база проектов в культурной сфере, которой могут пользоваться все лица, заинтересованные в культурной деятельности [11].

Таким образом, с целью совершенствования цифровизации сферы культуры необходимо:

• сформировать четкую законодательную и методическую базу информационно-коммуникационного обеспечения отрасли;

• создать открытые информационные, аналитические, методические и иные порталы

петербургский экономическии журнал

№ 4

2019

12

для организаций и учреждений культуры, для общественных объединений или творческих граждан по вопросам организации и управления деятельностью в сфере культуры;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• на официальных государственных интернет-порталах (например, Министерства культуры РФ) ввести должность консультанта, который в онлайн режиме мог бы консультировать по возникающим вопросам законодательного или методического обеспечения культурной деятельности;

• создать особые условия для инвесторов (спонсоров и меценатов), которые поддерживают (создают) информационно-коммуникационные проекты в области сохранения национальной культуры малых городов и народов (особенно на региональном уровне);

• с целью популяризации культуры в регионе, а также вовлечения местных жителей и туристов в культурную жизнь региона, создать интернет-порталы (или мобильные приложения) о культуре каждого региона (наподобие портала Культура.рф). Представляется возможным создание аккаунтов в социальных сетях, контент которых будет приближен к жителям и туристам области. Например, проведение конкурса видеоработ «Псков глазами туриста», победитель которого получит бесплатное посещение в музеи города [12; 13];

• создать портал по вопросам трудоустройства в сфере культуры, т. е. платформы, где могут онлайн взаимодействовать работодатели и потенциальные работники (в том числе стажеры, студенты и т. п.), с учетом специфики работы в данной отрасли;

• проводить рекламные акции и иных РЯ мероприятия, в том числе с привлечением СМИ, направленные на популяризацию культурной деятельности в рамках реализации тех или иных информационно-коммуникационных проектов (особый акцент на местные СМИ, мобильные сервисы и приложения);

• развивать системы дополнительного образования сотрудников учреждений и организаций культуры (расширить образовательную мобильность работников (курсы повышения квалификации, дополнительное образование, переподготовка, краткосрочные программы и др.), активизировать работу в области образовательного и культурного обменов).

Процесс формирования нового типа культуры - «культура в цифре» - должен быть основан на обновленном подходе к организации и управлению культурной деятельностью как со стороны государства, так и со стороны бизнес-структур, при этом немаловажной также становится задача формирования нового типа потребителя культурных услуг.

Список литературы

1. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; науч. ред. Л. М. Гохберг; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Издат. дом Высшей школы экономики, 2019.

2. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года (с изменениями на 19 июля 2018 года)». URL: http://docs.cntd.ru/document/557309575 (дата обращения: 28.10.2019).

3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения: 14.10.2019).

4. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 14.10.2019).

5. Национальный проект «Цифровая экономика». URL: https://futurerussia.gov.ru/ cifrovaya-ekonomika (дата обращения: 14.10.2019).

6. Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». URL: http://base.garant.ru/70828330/ (дата обращения: 14.10.2019).

7. Национальный проект «Культура». URL: http://government.ru/rugovclassifier/842/ events/ (дата обращения: 14.10.2019).

8. Цифровизация в сфере культуры. законодательство и правоприменительная практика. Парламентские слушания. 13.02.2018 г. URL: http://komitet2-3.km.duma.gov.ru/ upload/site16/AristarhovGD_doklad.pdf (дата обращения: 14.10.2019).

9. Культурная среда малых городов России. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=28153095 (дата обращения: 14.10.2019).

10. Официальный сайт «Библиотека им Н. В. Гоголя». URL: https://libnvkz.ru/klub/ po-interesam/paraskeva (дата обращения: 14.10.2019).

11. Магомедов М. Н., Носкова Н. А. Проектная деятельность в практике управления сферой культуры Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2019. № 1. С. 15-24.

12. Dmitriy Barsukov, Magomed Magomedov, Nadegda Noskova Project and Program Approaches Implementation Analysis in Cultural Management of the Pskov Region. Proceedings of the International Scientific-Practical Conference «Business Cooperation as a Resource of Sustainable Economic Development and Investment Attraction» (ISPCBC 2019). URL: https://www.atlantis-press.com/proceedings/ispcbc-19/125914463 (дата обращения: 14.10.2019).

13. Барсуков Д. П., Прокопенко Н. А., Холодкова К. С. Управление сферой культуры. СПб.: СПбГИКиТ, 2015. 103 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.