Научная статья на тему 'Роль стратегического планирования в развитии предпринимательской деятельности'

Роль стратегического планирования в развитии предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
687
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательство / предпринимательская деятельность / стратегическое планирование / конкурентоспособность / entrepreneurship / entrepreneurial activity / strategic planning / competitiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А А. Адаменко, Т Е. Хорольская, Д В. Петров

В настоящее время достаточно высокие требования предъявляются к конкурентоспособности экономических субъектов, однако зачастую руководителям предпринимательских структур не достает опыта оценки собственных бизнес-идей, им не хватает соответствующих компетенций, а именно навыков стратегического планирования. Стратегическое планирование преследует в качестве своей основной цели разработку и реализацию стратегических приоритетов развития экономического субъекта с учетом современных научных подходов и имеющихся прогрессивных технологий. Объектом стратегического планирования являются экономические системы, а предметная область стратегического планирования охватывает различные явления и события, происходящие как внутри, так и вовне объекта планирования. Процесс стратегического планирования выступает инструментом, позволяющим разрабатывать и принимать управленческие решения в долгосрочной перспективе, направленные на развитие экономического субъекта в условиях неопределенности и с учетом внешних факторов. В статье обозначен ряд преимуществ стратегического планирования для экономического субъекта, представлен процесс стратегического планирования, сформулирована роль такой процедуры стратегического планирования, как прогнозирование, а также описано значение стратегического контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF STRATEGIC PLANNING IN THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP

At present, quite high demands are placed on the competitiveness of economic entities, but often the heads of entrepreneurial structures lack experience in evaluating their own business ideas, they lack relevant competencies, namely strategic planning skills. Strategic planning pursues as its main goal the development and implementation of strategic priorities for the development of an economic subject, taking into account modern scientific approaches and available advanced technologies. The object of strategic planning is economic systems, and the subject area of strategic planning covers various phenomena and events that occur both inside and outside the object of planning. The strategic planning process acts as a tool to develop and make managerial decisions in the long term, aimed at the development of an economic entity in the face of uncertainty and taking into account external factors. The article outlines a number of advantages of strategic planning for an economic entity, presents the strategic planning process, formulates the role of such a strategic planning procedure as forecasting, and also describes the importance of strategic control.

Текст научной работы на тему «Роль стратегического планирования в развитии предпринимательской деятельности»

12. Tretyak S. I. Production infrastructure as part of the national economy of Russia. - Khabarovsk: publishing house of dvgups, 2011. - 130 p.

13. Uyanaev B. B., Misakov V. S. New model of rural development and food security //Izvestiya Kabardino-Balkar scientific center of the Russian Academy of Sciences. - No.3 (65). - Pp.135-140.

14. Temirova Z.U. Some features of managing the development of the industrial infrastructure of a regional industrial complex / Z.U. Temirova, B.T. Khaitaev // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .- No. 5 (34). - S. 222-227.

15. Gorpinchenko K.N. Methodology for the study of the production potential of the agricultural sector of the region / K.N. Gor-pinchenko // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 4 (27). - S. 103-108.

16. Tyurbeyev O.G. The role of external formal institutional factors in the development of regional economic systems / O.G. Tyurbeev // Natural-humanitarian studies. - 2020. - No. 27 (1). - S. 202-206.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10223

«К 60-летию экономического факультета Кубанского ГАУ»

А.А. Адаменко - профессор кафедры теории бухгалтерского учета, д.э.н., Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],

A.A. Adamenko - Professor of the Department of accounting theory, Doctor of Economics, Kuban state agrarian University;

Т.Е. Хорольская - старший преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],

T.E. Khorolskaya - senior lecturer of the Department of accounting theory, Kuban state agrarian University;

Д.В. Петров - руководитель НИЦ «Академия знаний» г. Краснодара, [email protected], D.V. Petrov - head of SIC «Academy of Knowledge», Krasnodar.

РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ THE ROLE OF STRATEGIC PLANNING IN THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP

Аннотация. В настоящее время достаточно высокие требования предъявляются к конкурентоспособности экономических субъектов, однако зачастую руководителям предпринимательских структур не достает опыта оценки собственных бизнес-идей, им не хватает соответствующих компетенций, а именно навыков стратегического планирования. Стратегическое планирование преследует в качестве своей основной цели разработку и реализацию стратегических приоритетов развития экономического субъекта с учетом современных научных подходов и имеющихся прогрессивных технологий. Объектом стратегического планирования являются экономические системы, а предметная область стратегического планирования охватывает различные явления и события, происходящие как внутри, так и вовне объекта планирования. Процесс стратегического планирования выступает инструментом, позволяющим разрабатывать и принимать управленческие решения в долгосрочной перспективе, направленные на развитие экономического субъекта в условиях неопределенности и с учетом внешних факторов.

В статье обозначен ряд преимуществ стратегического планирования для экономического субъекта, представлен процесс стратегического планирования, сформулирована роль такой процедуры стратегического планирования, как прогнозирование, а также описано значение стратегического контроля.

Abstract. At present, quite high demands are placed on the competitiveness of economic entities, but often the heads of entrepreneurial structures lack experience in evaluating their own business ideas, they lack relevant competencies, namely strategic planning skills. Strategic planning pursues as its main goal the development and implementation of strategic priorities for the development of an economic subject, taking into account modern scientific approaches and available advanced technologies. The object of strategic planning is economic systems, and the subject area of strategic planning covers various phenomena and events that occur both inside and outside the object of planning. The strategic planning process acts as a tool to develop and make managerial decisions in the long term, aimed at the development of an economic entity in the face of uncertainty and taking into account external factors.

The article outlines a number of advantages of strategic planning for an economic entity, presents the strategic planning process, formulates the role of such a strategic planning procedure as forecasting, and also describes the importance of strategic control.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность, стратегическое планирование, конкурентоспособность

Keywords: entrepreneurship, entrepreneurial activity, strategic planning, competitiveness

На современном этапе развития экономических отношений достаточно высокие требования предъявляются к конкурентоспособности экономических субъектов. На обеспечение эффективности развития экономического субъекта, а именно на стабилизацию их на рынке, способность оперативно подстраивать производство под происходящие изменения внешней среды, оказывает влияние правильно организованное стратегическое планирование внутри этого субъекта.

В настоящее время руководству не достаточно просто реагировать на изменения, происходящие во внутренней и внешней среде, наиболее эффективно применять более прогрессивные методы, а именно осуществлять стратегическое планирование.

Достаточно часто руководителям предпринимательских структур не достает опыта оценки собственных бизнес-идей. Неспособность построения модели развития экономической ситуации и жизнеспособности внутри нее новых бизнес-проектов приводит к снижению конкурентоспособности компании. Чаще всего это присуще владельцам малого и среднего бизнеса, когда им не хватает соответствующих компетенций, а именно навыков стратегического планирования.

Стратегическое планирование преследует в качестве своей основной цели разработку и реализацию стратегических приоритетов развития экономического субъекта с учетом современных научных подходов и имеющихся прогрессивных технологий.

Понятие «планирование» можно рассматривать как специфическую форму общественной практики людей, являющуюся одной из приоритетных функций управления и состоящей в разработке различных вариантов управленческих решений в виде прогнозов, проектов программ и планов, обосновании их оптимальности, обеспечении возможности выполнения и проверки их выполнения.

Стратегическое планирование в свою очередь представляет собой процесс принятия и оценки стратегических решений, направленных на повышение эффективности деятельности предпринимательских структур в постоянно изменяющихся экономических, политических, экологических и иных условиях. Стратегическое планирование выступает основой различных экономических, управленческих, организационных и иных функций, которые характеризуют развитие организации. По сути, это процесс взаимодействия всех указанных функций, результатом которого является сформированная прогнозируемая система, повышающая конкурентоспособность предпринимательской структуры.

Объектом стратегического планирования являются экономические системы, то есть экономические субъекты, такие как коммерческие и некоммерческие организации, предприятия, учреждения.

Предметная область стратегического планирования охватывает различные явления и события, происходящие как внутри, так и вовне объекта планирования, иными словами предмет данной науки рассматривает процесс создания и поддержания стратегического равновесия между целями и задачами экономического субъекта с одной стороны и изменениями внешней окружения и внешней среды - с другой стороны. В свою очередь процесс стратегического планирования выступает инструментом, позволяющим разрабатывать и принимать управленческие решения в долгосрочной перспективе, направленные на развитие экономического субъекта в условиях неопределенности и с учетом внешних факторов.

Стратегическое планирование предпринимательской деятельности способствует:

- получению убежденности в том, что принимаемые управленческие решения строятся на качественном анализе и с учетом проработки иных вариантов развития событий, при этом должна присутствовать полная уверенность в том, что корпоративные цели и стратегия отвечают вызовам времени и в случае необходимости пересматриваются;

- получению убежденности в том, что долгосрочные вложения экономического субъекта обоснованы и грамотно оценена их отдача;

- становлению и развитию организационного процесса, разработке грамотной структуры управления крупной компанией, повышению контрольных функций руководства.

В любом случае масштаб стратегического планирования предпринимательской деятельности определяется следующими моментами:

- сутью проблем, которые непосредственно связаны со стратегическими целями компании, ориентированы на будущее, затрагивают неконтролируемые факторы;

- разработкой и обоснованием альтернативных вариантов развития компании;

- четким пониманием целей и задач развития компании в долгосрочной перспективе, а также наличием плана мероприятий по достижению намеченных целей и раскрытию сформулированных задач;

- проработкой комплексных решений, связанных с внутренней и внешней средой компании;

- установлением баланса интересов всех участников деятельности компании;

- масштабами финансово-хозяйственной и производственной деятельности компании.

Необходимо понимать, что стратегическое планирование предпринимательской деятельности не завершается каким-либо немедленным действием или быстрыми результатами, оно охватывает как формальные, так и неформальные процедуры.

Можно обозначить ряд преимуществ стратегического планирования для экономического субъекта (рисунок 1).

Рисунок 1 - Преимущества стратегического планирования для экономического субъекта

Целесообразно выделить следующие особенности процесса стратегического планирования предпринимательской деятельности:

- компания рассматривается как целостная система, ее структурные подразделения представляют собой взаимосвязанные и взаимодействующие элементы этой системы;

- акцент на долгосрочной перспективе;

- обязательное определение преобладающих направлений развития компании;

- повышение эффективности деятельности компании, ее потенциала;

- акцентирование внимания на решении ключевых проблем компании;

- формирование предпосылок для успешного оперативного планирования, разработки и принятия текущих управленческих решений;

- активизация взаимодействия управленческого персонала с целью развития компания в дальнейшем.

На рисунке 2 представлен процесс стратегического планирования компании.

•постоянный мониторинг внутренней и внешней среды, пересмотр стратегии

Ознакомление сотрудников с содержанием стратегии

Рисунок 2 - Процесс стратегического планирования компании

В современных экономических условиях возрастает роль такой процедуры стратегического планирования, как прогнозирование. Это связано с двумя моментами:

- во-первых, с тем, что рыночной экономике присущи постоянные колебаниями, которые непосредственным образом сказываются на складывающемся на рынке спросе, получаемых компанией финансовых результатах. С целью недопущения крупных, зачастую непоправимых ошибок, требуется грамотная оценка имеющихся альтернатив рыночной динамики, тактики поведения контрагентов и конкурентов на внутреннем и внешнем рынках. Именно поэтому стратегическое прогнозирование становится необходимым элементом формирования рыночной стратегии и тактики абсолютно всех предпринимательских структур;

- во-вторых, в рыночном хозяйстве стратегическое прогнозирование выступает как точка отсчета при обосновании проектов долгосрочных программ и планов. Это связано с тем, что многие процессы, охватываемые программами и планами, выступающие в качестве важнейших факторов воспроизводства (изменения численности и структуры населения страны, региона, сложившийся спрос на товары, работы, услуги на внутреннем и внешнем рынках и т.д.), имеют достаточно высокую степень неопределенности. В связи с этим возможно только лишь предполагать (прогнозировать) их динамику и воздействие на социально-экономическое развитие.

Одним из главных аспектом современного подхода к стратегическому планированию предпринимательской деятельности является понимание того, как контролировать реализацию стратегического плана. Существует такое понятие, как стратегический контроль, то есть контроль над изменениями ключевых параметров, на основании которых были сформулированы цели и задачи стратегии, выбирались стратегические альтернативы, разрабатывалась стратегия развития предпринимательской структуры. Стратегический контроль дает возможность оценить изменения исходных предпосылок и главных параметры стратегии развития и то, каким образом указанные изменения отразились на исполнении стратегического плана.

Предметом стратегического контроля являются бизнес-модель и основные возможности компании, стратегические инициативы участников деятельности, система мотивации руководящего состава, ориентация его на выполнение стратегических целей, влияние корпоративной культуры на процессы планирования, условия исполнения стратегических программ развития.

Стратегический контроль важен не только как оценка реализации стратегии компании, мероприятия по стратегическому контролю способствуют пониманию сущности бизнеса, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности проблем и возможных путей их решения. Стратегический контроль, в отличие от оперативных средств контроля, дает возможность получить обратную связь не от текущих показателей деятельности предпринимательской структуры в виде выручки, чистой прибыли, количества клиентов и др., а от внешних и внутренних факторов, влияющих на бизнес в целом.

Таким образом, стратегическое планирование представляет собой экономическую категорию, вобравшую в себя значение, опыт, формы, методы инструменты принятия управленческих решений, определяющих эффективное развитие как экономики страны в целом, так и конкретного экономического субъекта.

Стратегическое планирование требует от управленческого персонала способность к аналитической, а в какой-то степени и творческой деятельности. С целью качественного стратегического планирования управленцы

должны хорошо разбираться в сущности бизнеса и объективно оценивать место компании во внешнем окружении, видеть не только положительные результаты деятельности, но и критически их оценивать, представлять новые возможности, а также стимулировать инновационное поведение, работку и внедрение новых подходов к управлению. Необходимо отметить, что стратегическое планирование выступает в качестве движущей силы, определяющей стратегическую позицию компании во внешней среде, устанавливает приоритеты развития и стратегические цели, формирует платформу для принятия стратегических решений, а также способствует пониманию управленческим персоналом их последствий.

Источники:

1. Bisuttanova A.A., Zemlyakova N.S., Razzhivin O.A., Udovik E.E., Adamenko A.A. Modern trends in corporate finance management. Espacios. 2018. Т. 39. № 31.

2. Адаменко А.А. Методы управления изменениями во внутренней среде крупной корпорации, обеспечивающие ее функции / А.А. Адаменко, В.С. Солодкин // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 1 (30). - С. 16-18.

3. Адаменко А.А. Организация коммуникационного воздействия в управлении бизнес процессом предприятия / А.А. Адаменко, А.С. Цысов // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 4 (33). - С. 20-24.

4. Берлин С.И. Современные тенденции развития российского предпринимательства / С.И. Берлин, С.Х. Берлина, Д.В. Петров // Вестник ИМСИТ. - 2015. - № 1(61). - С. 27.

References:

1. Bisuttanova A.A., Zemlyakova N.S., Razzhivin O.A., Udovik E.E., Adamenko A.A. Modern trends in corporate finance management. Espacios. 2018.Vol. 39. No. 31.

2. Adamenko A.A. Methods of change management in the internal environment of a large corporation, providing its functions / A.A. Adamenko, V.S. Solodkin // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .-- No. 1 (30). - S. 16-18.

3. Adamenko A.A. Organization of communication impact in managing the business process of an enterprise / A.A. Adamenko, A.S. Cysov // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .-- No. 4 (33). - S. 20-24.

4. Berlin S.I. Modern Trends in the Development of Russian Entrepreneurship / S.I. Berlin, S.Kh. Berlin, D.V. Petrov // Vestnik IMSIT. - 2015. - No. 1 (61). - S. 27.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10224

М.Д. Азизян - студент магистратуры 2 курса факультета социально-культурной деятельности и туризма ФГБОУ ВО КГИК, [email protected],

M.D. Azizyan - student of the faculty of social and cultural activities and tourism, magistracy, Krasnodar state Institute of culture;

А.Ю. Куликов - кандидат философских наук, доцент кафедры арт-бизнеса и рекламы ФГБОУ ВО КГИК, [email protected],

A.Y. Kulikov - candidate of philosophy, associate Professor of the Department of art business and advertising, Krasnodar state Institute of culture.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ INFORMATION TECHNOLOGY APPLICATION IN MARKETING COMMUNICATIONS OF CULTURAL INSTITUTIONS

Аннотация. Культурная сфера претерпевает серьёзные изменения в контексте развития информационного общества и современных технологий. Учреждения культуры сталкиваются с трудностями, потому что сегодня они вынуждены конкурировать за внимание аудитории с современной медиасредой. Под воздействием нововведений культурные учреждения должны адаптироваться под новые форматы взаимодействия с аудиторией. В условиях информатизации культурные учреждения становятся полноправными участниками рынка. Поэтому перед ними встают новые маркетинговые задачи, связанные с применением информационных технологий в коммуникации с целевой аудиторией. Но для многих организаций культурной сферы это становится проблемой, так как это процесс связан с множеством трудностей. Статья посвящена проблематике применения информационных технологий в маркетинговой деятельности российских учреждений культуры. В статье рассматриваются примеры из практической деятельности российских организаций.

Abstract. The cultural sphere is dealing with the big changes in the context of the development of the information society and modern technologies. Cultural institutions face difficulties because today they have to compete for the attention of the audience with the modern media environment. Under the influence of innovations, cultural institutions must adapt to new formats of interaction with the audience. In the conditions of Informatization of cultural institutions are becoming full participants in the market. Therefore, they face new marketing challenges related to the use of information technologies in communication with the target audience. But for many cultural organizations, this becomes a problem, as this process is associated with many difficulties. The article is devoted to the problems of using information technologies in marketing activities of Russian cultural institutions. The article discusses examples from the practical activities of Russian organizations.

Ключевые слова: культура, информатизация, информационные технологии, маркетинг, реклама, PR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.