УДК 378 / 78.21.13
О.А. Козлов,
Саратовский военный Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Применение информационных технологий при обучении курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации
Саратовский военный Краснознаменный институт войск национальной гвардии
Российской Федерации
О РОЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В условиях существенной модернизации вооружения и военной техники, средств вооруженной борьбы и специфики боевого применения частей и подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации, обусловленных темпами развития научно-технического прогресса, процессами информатизации общества, увеличения доли использования новых информационных технологий и роли информационных потоков в служебно-боевой деятельности офицер должен обладать высоким уровнем готовности к реализации профессиональных функций, свободно ориентируясь в информационном пространстве современного социума.
В общем смысле информатизация представляет собой процесс развития и широкого внедрения методов и средств сбора, хранения и трансляции информации, который предполагает комплексное использование имеющихся знаний, формирование банка новых знаний, которые доступны для общества с целью дальнейшего его развития [1].
В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» № 149-фз от 27 июля 2006 года (в редакции от 13 июля 2015 года) информатизация трактуется как организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, позволяющий создать благоприятные условия для удовлетворения информационной потребности личности, социальных институтов на основе
формирования и использования информационных ресурсов [2].
ВЕКТОР ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Информатизация современного общества характеризуется нарастающим применением информационных ресурсов для различных сфер профессиональной деятельности, что предполагает радикальные изменения в содержании и технологии ее организации. При этом информатизация служебно-боевой деятельности военных специалистов как представителей силового института в структуре государства в первую очередь связана с созданием и обеспечением необходимого уровня информационного оснащения с целью качественного решения профессиональных задач в различных условиях оперативной обстановки. Поэтому особенности современных реалий в качестве одной из приоритетных задач, стоящих перед системой военного образования, определяют поиск путей и средств совершенствования профессиональной подготовки курсантов ведомственных военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации в условиях масштабной информатизации общества, войск национальной гвардии, системы военного образования.
Очевидно, что в условиях информатизации приоритетное значение в системе образования в целом и военного образования в частности приобретает подго-
© Козлов О.А., 2016
Р\
tià,
ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ КОЗЛОВ
адъюнкт кафедры военной педагогики и психологии Саратовского военного Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации. Сфера научных интересов: информационные технологии, дистанционное образование, профессиональная подготовка. Автор 14 публикаций
Показано, что информатизация служебно-боевой деятельности военных специалистов войск национальной гвардии Российской Федерации как представителей силового института в структуре государства связана с созданием и обеспечением необходимого уровня информационного оснащения с целью качественного решения профессиональных задач в различных условиях оперативной обстановки. Особенности современных реалий в качестве одной из приоритетных задач, стоящих перед системой военного образования, определяют поиск путей и средств совершенствования профессиональной подготовки курсантов ведомственных военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации в условиях масштабной информатизации общества, войск национальной гвардии Российской Федерации и системы военного образования.
Ключевые слова: информационные технологии, профессиональная подготовка, войска национальной гвардии, военное образование.
The article is shown that Informatization of military service and military experts of national guard troops of the Russian Federation as members of the security Institute in the structure of the state associated with the creation and maintenance of necessary level of the equipment in order to solve professional tasks in various conditions of the operational environment. Modern realities as one of the priority tasks of the system of military education, determine the ways and means of improving the professional training of the departmental cadets of military schools of national guard troops of the Russian Federation in the conditions of large-scale Informatization of the society of national guard troops of the Russian Federation and the system of military education.
Key words: information technology, professional training, national guard troops, military education.
товка специалиста к деятельности в информационном социуме, формирование профессиональной готовности к самостоятельной ее организации, что актуализирует информационную ориентацию образовательной системы, направляет ее вектор в сторону информатизации. По сути, информатизацию образования необходимо рассматривать как процесс изменения содержания, форм и методов профессиональной подготовки будущих специалистов в условиях образовательных организаций высшего образования к инновационным образовательным маршрутам.
Е.А. Крайнова определяет два направления информатизации. Первое трактуется как неуправляемая информатизация, осуществляемая несистемно, в основном по инициативе и с использованием личностных ресурсов педагога, который встраивает элементы информатизации в преподаваемую дисциплинарную область, а второе как управляемая информатиза-
ция, реализуемая на основе выработанной концепции, программы, построенная с учетом принципов и поддержанная собственным ресурсным обеспечением [3].
Безусловно, сегодня приоритет должен быть отдан второму направлению, в рамках которого создается теоретико-методологическая база информатизации, необходимые условия в образовательном пространстве,затрагивающие как ресурсные, так и кадровые аспекты.
Анализируя состояние информатизации военного образования в вузах Министерства обороны Российской Федерации, следует выделить ряд проблем, без решения которых не стоит рассчитывать на достижение положительных результатов. Это:
- отсутствие единой методологической траектории внедрения новых информационных технологий в практику профессиональной подготовки будущих военных специалистов, низкий уровень координации этого процесса и коопе-
рации образовательных учреждений в рамках разработки единой базы применяемых аппаратных средств и программного обеспечения;
- недостаточный информационно-методический уровень подготовки профессорско-преподавательского состава к использованию новых информационных технологий;
- необходимость постоянного обновления информационно-ресурсной базы образовательных учреждений, что влечет за собой дополнительные финансовые затраты [4].
По нашему мнению, сегодня вектор информатизации военного образования должен быть направлен на достижение следующих целей: повышение уровня профессиональной подготовки военных специалистов посредством информационных технологий в части проведения комплекса процедур организационно-методического и информационно-ресурсного характера; создание условий для повышения качества образовательного процесса в военном вузе за счет внедрения инновационных методов и форм обучения, основанных на новых информационных технологиях. Поэтому разработка и внедрение информационных технологий занимают приоритетное место в системе образования, расширяют границы организационно-методических возможностей самой образовательной системы.
Полагаем возможным рассматривать информационные технологии не столько в качестве аппаратных средств и программного обеспечения, сколько в рамках скоординированного в организационном, техническом, методическом, инструментальном аспектах процесса, охватывающего все элементы образовательной системы военного вуза войск национальной гвардии Российской Федерации и направленного на достижение требуемого качества
Военные вузы войск национальной гвардии Российской Федерации
Центр подготовки личного состава войск национальной гвардии Российской Федерации
профессиональной подготовки будущих офицеров.
Информационные технологии, на наш взгляд, позволяют обеспечить индивидуализацию профессиональной подготовки курсантов, повысить гуманитарную составляющую образовательного процесса, расширить возможности и границы мотивации самостоятельного поиска и накопления информации. Это способствует углублению мыслительной деятельности курсантов, обеспечивает расширение субъектного информационного поля как в предметно-профессиональной, так и в общекультурной областях.
Наблюдаемые в последние годы темпы развития информационных технологий, внедрение их элементов в образовательный процесс и обусловленные этим фактом противоречия между существовавшей методологией профессиональной подготовки курсантов и необходимостью информационно обусловленной ее модификации, а также объективной потребностью внедрения новых средств обучения, реализация которых меняет методологическую основу образования, предопределили возможность существенной интенсификации профессиональной подготовки и необходимость выявления особенностей информационных технологий.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В последние годы среди приоритетных направлений информационных технологий, которые можно создать и внедрить в систему подготовки военных специалистов, следует выделить следующие:
- применение в образовательном процессе информационных технологий, носящих универсальный характер, в число которых входят текстовые редакторы, графические программные продукты, системы управления базами данных, моделирования, процессоры электронных таблиц и др. Достаточно широкое использование этих технологий обусловлено тем, что они не требуют, во-первых, специального программного обеспечения в процессе разработки обучающей среды, что позволяет акцентировать внимание на подготовке методического обеспечения в части проектирования содержания и системы выполняемых в этой среде заданий, во-вторых, разработанные методические материалы можно использовать в процессе работы с любым типом аппаратного обеспечения (компьютера), так как подготовленные преподавателем методи-
ческие материалы совместимы с новыми версиями информационных технологий;
- использование телекоммуникационных технологий, которые дают возможность использовать информационные ресурсы, удаленные от пользователя (например, информацию, размещенную на серверах сети Интернет), что позволяет субъекту получить доступ к большому спектру баз данных и расширить свой персональный и профессиональный кругозор. В практике деятельности военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации используются возможности локальных и глобальных вычислительных сетей, которые способствуют получению информации из различных источников.
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ
КУРСАНТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ
Перспективным направлением в деятельности военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации является использование системы дистанционных образовательных технологий, что регламентировано Федеральным законом Российской Федерации № 273-фз от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», который предусматривает введение новых образовательных технологий, подтвердивших свою эффективность в процессе модернизации высшей школы, а именно дистанционного обучения и обмена информационными ресурсами. Использовать возможности дистанционного обучения можно с применением различных схем, которые сочетают и дополняют средства дистанционного обучения, например, дистанционного обучения с использованием дистанционных курсов (см. рис.).
Центр оперативно-тактических исследований войск национальной
гвардии Российской Федерации + —;
База данных (Moodle или Stellus)
Обучаемые (курсанты, слушатели, адъюнкты)
Рис. Вариант применения информационных технологий в войсках национальной гвардии Российской Федерации с использованием дистанционных курсов (онлайн, офлайн)
В приведенной схеме можно сочетатать синхронное и асинхронное обучение. Асинхронные средства не требуют у обменивающихся информацией сторон постоянного контакта. К таким средствам можно отнести электронную почту и построенные на основе электронной почты автоматические рассылки, различные специальные программные модули оценки знаний (на примере Саратовского военного Краснознаменного института внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации - «Му-ТевЪ»).
Синхронные средства предполагают наличие одновременных согласованных действий сторон. Например, один говорит, другой слушает, и наоборот (на примере Саратовского военного Краснознаменного института внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации - система видео конфе-ренц-связи связи на базе аппаратно-программного комплекса «Тапс1Ьегд») [5].
Рассматриваемые средства могут быть реализованы посредством использования сети Интернет или за счет использования локальной вычислительной мультисервисной сети единой ин-формационно-телекоммуника-ционной системы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Приведенная выше схема организации дистанционного обучения предполагает на начальном этапе организацию синхронного формата, в рамках которого происходит общение курсантов с преподавателем. На последующих этапах курсанты работают самостоятельно, а роль преподавателя заключается в информационно-методическом сопровождении процесса профессиональной подготовки. В том случае, когда дистанционный курс достаточно объемен, в самостоятельную работу курсантов «встраиваются» онлайн-занятия с преподавателем.
В процессе использования информационных технологий в рамках дистанционной траектории обучения образовательная организация должна быть снабжена:
- веб-сайтом или информационным порталом, обеспечивающим хранение информации и обмен ею между участниками образовательных отношений;
- открытым доступом в глобальную сеть (Интернет) или должна быть подключена к телекоммуникационной сети, которая позволяет обеспечить доступность работы с информационными ресурсами для удаленных пользователей;
- средствами, позволяющими обеспечить связь в синхронном (асинхронном) режимах для всех участников образовательных отношений с использованием веб-сайта образовательной организации;
- информационно-образовательными ресурсами в рамках созданной и функционирующей распределенной базы данных, к которой каждый курсант имеет доступ посредством персонального логина и пароля;
- стабильной работой сетевого оборудования, позволяющего обеспечить прямой доступ к средствам телекоммуникации, используемым в образовательном процессе.
Обмен информацией между участниками образовательных отношений в рамках организации дистанционных курсов может быть осуществлен с применением двух моделей. Первая предполагает предоставление обучаемым учебного контента для изучения, а обмен информацией в системе дистанционного обучения касается итоговых контрольно-оценочных процедур. А при применении второй модели дистанционного обучения обработка его данных осуществляется вручную с последующим кодированием информации с использованием ресурсов электронной почты (асинхронное обучение).
Компьютерные информационные технологии, направленные на
поддержку образовательного процесса, ориентируются на предъявление курсантам учебной информации и обеспечение контроля ее усвоения (компьютерные учебники, контролирующие и тестовые программы, электронные справочники и базы данных, учебные видеофильмы и др.), создание моделей изучаемых процессов (имитационные модели, предметно ориентированные среды, тренажеры, игровые программы). Компьютерные (электронные) учебники получили достаточно широкое распространение в образовательном процессе и используются как во время проведения учебных занятий, так и в процессе самостоятельной подготовки курсантов. Эти учебники, представляющие по структуре учебник на бумажном носителе, имеют ряд преимуществ. Как правило, такие учебники строятся по принципу использования гиперссылок, позволяющих мгновенно переходить из одного раздела в другой. Используя электронный учебник, курсант может работать с учебным материалом по «индивидуальной траектории», применять в процессе освоения учебного материала заложенные в электронный учебник набор презентаций, опорные конспекты и проверочные тесты.
Электронные тренажеры, имеющиеся в военных вузах войск национальной гвардии Российской Федерации, позволяют обеспечить формирование практических умений и навыков курсантов в ходе отработки прикладных задач по отдельным видам служебно-боевой деятельности. Использование тренажеров в практике деятельности специальных кафедр способствуют имитации реальной боевой обстановки, воспроизведению действий подразделений в условиях выполнения служебно-боевых задач.
Важной составляющей процесса профессиональной подготовки является использование компьютерных контролирующих и тестовых программ, которые раз-
рабатываются по каждой учебной дисциплине и дают возможность повысить объективность оценки знаний курсантов и оперативность их проверки. В арсенале военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации накоплена достаточная база тестовых заданий, позволяющих осуществлять оперативный, промежуточный и итоговый контроль знаний курсантов. Например, технологии мультимедиа, связанные с созданием мультимедиапро-дуктов, отличаются интеграцией текстовой, графической, аудио-и видеоинформации (электронные энциклопедии, компьютерные учебные фильмы). В содержании мультимедийных технологий выделяют гипермедиатехнологии, которые дают возможность работать с большим массивом информации (информационно-поисковые и информационно-справочные системы), представленным как в текстовом, так и в аудио- и видеоформатах с возможностью просмотра материала, его отбора и структурирования. Применение информационно-поисковых систем и баз данных, которые являются своеобразным банком информации, обеспечивают поиск и выдачу пользователю необходимой информации по соответствующим поисковым запросам.
Использование в процессе профессиональной подготовки курсантов мультимедийных технологий позволяет вовлечь зрительные и слуховые каналы восприятия информации, что приводит к улучшению приема информации, увеличению объема усвоения. Применение аудио- и видеоэффектов позволяет разнообразить информационные потоки, активизировать творческий потенциал курсантов, сделать учебное занятие более привлекательным.
А программно-методические комплексы специального назначения представляют собой моделирующие программы, разрабатываемые и применяемые в
соответствии со спецификой изучаемой дисциплины. Особая роль здесь отводится компьютерным тренажерам сложной аппаратуры или ситуаций (например, «Тренажер тактической подготовки», специальное программное обеспечение «Валькирия», геоинформационная система «Гармония»).
Эти информационные технологии предоставляют качественно новые возможности интенсификации образовательного процесса в военных вузах войск национальной гвардии Российской Федерации, позволяют переводить на более высокий уровень его организацию. Однако здесь следует отметить, что даже самые совершенные и продвинутые информационные технологии не могут заменить преподавателя в образовательном процессе, а являются только инструментом в его руках для усиления отдельных компонентов педагогической деятельности, в частности обеспечивают визуализацию и слуховое сопровождение изучаемого материала, что способствует расширению его смыслового поля и повышению эффективности усвоения.
При этом одним из важных аспектов деятельности преподавателя является разработка учебно-методических комплексов по преподаваемым дисциплинам, учебных пособий и изданий, относящихся к категории электронных. В учебно-методический комплекс входит также подготовка информационных образовательных ресурсов на различных типах носителей, которые должны включать:
- электронный фонд учебно-методической и основной учебной литературы;
- фонд мультимедийных учебно-методических комплексов по каждой дисциплине либо специальных индивидуальных комплектов, кейсов, учебно-методических материалов с использованием средств мультимедиа;
- фонд электронных изданий, укомплектованный периодически-
ми изданиями, соответствующими профилям основных образовательных программ;
- фонд научной литературы, представленный статьями, монографиями и научными изданиями (на примере Саратовского военного Краснознаменного института внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации - «Полнотекстовая база трудов преподавателей Саратовского военного Краснознаменного института внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации») по профилю каждой образовательной программы в электронном виде;
- фонд аттестационных материалов в электронном виде.
Безусловно, в этих условиях преподаватель должен быть готовым к разработке и реализации учебно-методических комплексов, которые основываются на новой технологической платформе, активному взаимодействию с курсантами с учетом специфики информационного пространства. Поэтому разработка учебно-методических комплексов связана не только с глубоким знанием содержания преподаваемой дисциплины, но и навыками владения современными информационными технологиями, что позволяет в свою очередь модифицировать содержание, методику образования и технологию профессиональной деятельности преподавателя.
Важным направлением внедрения информационных технологий в обучении может служить использование виртуальных классов, которые позволят полностью воспроизвести обучение, аналогичное обучению в традиционном классе. При этом обучаемые могут общаться друг с другом, видеть и писать друг другу, а также писать на виртуальной либо интерактивной доске, которую видят все обучаемые и преподаватель, предоставлять доступ к своим материалам и наработкам, рабо-
тать с программными продуктами, установленными на рабочем месте другого пользователя, и др. Примером такого виртуального класса можно считать некоторые классы факультета автоматизированных систем управления Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации.
Таким образом, информационные технологии, обеспечивая предметно-образное содержание объектов изучения, организацию совместной деятельности преподавателя и курсантов и адекватную ей степень контроля за действиями последних, представляют собой в дисциплинарной области некую коммуникативно ориентированную и профессионально направленную информационно-ресурсную среду
Безусловно, использование информационных технологий, их развитие должны быть подкреплены соответствующей информационно-ресурсной средой военного вуза войск национальной гвардии Российской Федерации, включающей все необходимые компоненты: информационные ресурсы, систему информационного взаимодействия, аппаратные средства и программные продукты, квалифицированные кадры, информационно-методическое обеспечение образовательного
процесса, которые в интегратив-ном единстве характеризуют условия реализации основных образовательных программ подготовки специалиста (об этом речь шла уже выше). Процедура оценки состояния информационно-ресурсной среды осуществляется в процессе ежегодного самообследования военного вуза войск национальной гвардии Российской Федерации, результаты которого позволяют констатировать факт ее наличия (отсутствия) в соответствии с предъявляемыми требованиями, определить направления ее коррекции и развития.
Информационные технологии в интегративном единстве применяемых средств, методов и форм профессиональной подготовки являются мощным ресурсом совершенствования ее качества и достижения запланированного результата. К числу приоритетных аспектов применения информационных технологий с целью повышения эффективности образовательного процесса в военных вузах войск национальной гвардии Российской Федерации можно отнести следующие:
- предоставление нового учебного материала с использованием информационных технологий осуществляется в новых формах, что позволяет обеспечить индивидуализацию обучения с выстраивани-
ем субъектно-ориентированного образовательного маршрута;
- использование информационных технологий существенным образом повышает эффективность образовательного процесса за счет минимизации времени на освоение большого информационно-образовательного массива, активизации деятельности всех субъектов профессиональной подготовки, раскрытия внутреннего потенциала каждого из них;
- применение информационных технологий способствует совершенствованию организации и проведения контрольно-оценочных процедур на базе системы управления МооС1е, что дает возможность использования различных программ для контроля качества подготовки курсантов.
В заключение хочется отметить, что при всех своих широких возможностях информационные технологии выступают инструментом, позволяющим повысить эффективность деятельности человека в различных сферах, в том числе и в сфере образования. Поэтому основная задача, которая сегодня должна быть решена, это проблема обеспечения продуктивного применения этого инструмента для повышения качества подготовки будущих специалистов с учетом требований информационной безопасности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Козлов О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений: монография. 3-е изд. М.: ИИО РАО, 2010. 326 с.
2. Козлов О.А. Основные требования и направления повышения качества образовательного процесса в вузах внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации // Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Новосибирск, 2016. С. 202-207.
3. Крайнова Е.А. Теоретические основы профессиональной подготовки бакалавров технических вузов в области информационных технологий // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2015. № 4 (19). С.108 -114.
4. Погуляев В.В., Моргунова Е.А. Комментарии к Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации». М.: Юстицинформ, 2004. 160 с.
5. Пятибратов А.П., Гудыно Л.П., Кириченко А.А. Вычислительные сети и телекоммуникации: учебник. М.: Финансы и статистика, 1998. 400 с.
LITERATURA
1. Kozlov O.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy informacionnoj podgotovki kursantov voenno-uchebnyh zavedenij: monografija. 3-e izd. M.: IIO RAO, 2010. 326 s.
2. KozlovO.A. Osnovnye trebovanija i napravlenija povyshenija kachestva obrazovatel'nogo processa v vuzah vnutrennih vojsk Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii // Napravlenija i perspektivy razvitija obrazovanija v voennyh institutah vnutrennih vojsk Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Novosibirsk, 2016. S. 202-207.
3. Krajnova E.A. Teoreticheskie osnovy professional'noj podgotovki bakalavrov tehnicheskih vuzov v oblasti informacionnyh tehnologij // Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishheva. 2015. № 4 (19). S. 108 -114.
4. PogujаevV.V., MorgunovaE.A. Kommentarii k Federal'nomu zakonu «Ob informacii, informatizacii i zashhite informacii». M.: Yusticinform, 2004. 160 s.
5. Pjаtibratov A.P., Gudyno L.P., Kirichenko A.A. Vychislitel'nye seti i telekommunikacii: uchebnik. M.: Finansy I statistika, 1998. 400 s.