DOI: 10.25586/RNU.HET.18.08.P.28 УДК 37 (075)
В. Ю. Луньков,
Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Педагогические инновации в профессиональной подготовке курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации
В условиях повышения напряженности международной обстановки возрастает потребность силовых органов государства в высококвалифицированных, компетентных офицерских кадрах. На удовлетворение этой потребности направлена многоплановая работа по реформированию высшего военного образования, ключевым звеном которой выступает повышение качества учебно-воспитательного процесса и формирование устойчивого мотива дальнейшей профессиональной деятельности курсантов.
Задачи и пути улучшения качества подготовки офицерских кадров продиктованы объективными процессами, происходящими в российском обществе. На современном этапе эти задачи решаются прежде всего на основе педагогических инноваций, которые осуществляются в содержании, методике и технологиях формирования профессиональных компетенций курсантов.
В настоящей статье рассматриваются ведущие направления внедрения педагогических инноваций в учебно-воспитательный процесс высших учебных заведений войск национальной гвардии Российской Федерации. Мы исходим из того, что реализация инноваций не только повысит уровень учебно-воспитательного процесса, но и позволит заинтересовывать курсантов учебой и, как следствие, повысит успеваемость обучаемых [2].
Санкт-Петергбургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Педагогические инновации в образовании школьников, студентов и курсантов привлекают пристальное внимание как преподавателей, так и исследователей проблем образования. Вопросы, связанные с педагогическими инновациями, под интересующим нас углом зрения освещены в работах С. А. Башировой, О. Л. Березиной, А. П. Головашиной, А. Б. Кузнецова, Т. Д. Курановой, Л. В. Лосевой, Л. В. Мещерековой, С. Я. Назирова, Н. В. Попель, Н. В. Собко, Н. Л. Тор-гунской, Е. А. Чекуновой, С. Ю. Шим-ко, А. В. Шишовой.
Несмотря на то, что в педагогической науке осуществлению педагогических инноваций отводится важное место, четких параметров, обеспечивающих их выделение, как
и рекомендаций по реализации инноваций в практической деятельности, еще не предложено [3]. Труды ученых ограничены, как правило, лишь констатацией факта растущего значения педагогических инноваций в учебно-воспитательном процессе учебных заведений.
Это в полной мере относится и к военной педагогике. Не будет преувеличением сказать, что, хотя исследователей проблем военного образования объединяет стремление учесть особенности педагогических инноваций в учебно-воспитательном процессе, вопрос о конкретных условиях их осуществления, а также об их видах и типах к настоящему времени в полной мере не разрешен [1].
Таким образом, возникло противоречие между объективной не-
© Луньков В. Ю., 2018
ВАДИМ ЮРЬЕВИЧ ЛУНЬКОВ
адъюнкт Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации. Сфера научных интересов: общая и военная педагогика
Рассматриваются педагогические инновации в профессиональной подготовке курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации. Показано, что эти инновации обусловлены необходимостью повышения эффективности военного образования и качества профессиональной подготовки офицеров. Рассмотрены пути осуществления инноваций в области взаимодействия школ и вузов, создания условий для самоактулизации личности будущих офицеров, обновления содержания и улучшения организации индивидуально-воспитательной работы с курсантами.
Ключевые слова: педагогические инновации, курсанты, педагогические условия, самоактуализация личности, преподаватели.
Pedagogical innovations in professional training of cadets of higher education institutions of the national guard of the Russian Federation are considered. It is shown that these innovations are due to the need to improve the efficiency of military education and the quality of professional training of officers. The ways of innovation in the field of interaction between schools and universities, creating conditions for self-actualization of the personality of future officers, updating the content and improving the organization of individual educational work with cadets.
Key words: pedagogical innovations, cadets, pedagogical conditions, self-actualization of personality, teachers.
обходимостью реализации инновационных подходов в обучении курсантов и слабой научной разработанностью этой проблематики в высших учебных заведениях войск национальной гвардии Российской Федерации.
Прежде всего уточним содержание понятия «педагогические инновации». Заметим, что единого определения этого понятия пока не выработано.
Так, например, Н. Р. Юсуфбекова под педагогическими инновациями понимает «ряд изменений педагогической действительности, которые ведут (при освоении новшеств педагогическим сообществом и внедрении их) к ранее не известному, ранее не встречавшемуся в данном виде в истории образования состоянию, результату, развивающим теорию и практику обучения и воспитания».
О. Г. Хомерики и М. М. Поташник занимают позицию, согласно которой новшество - «это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства».
С учетом сказанного под понятием «педагогическая инновация» мы будем подразумевать изменения, направленные на улучшение и развитие учебно-воспитательной моде-
ли вуза войск национальной гвардии Российской Федерации.
В ходе работы по реализации педагогических инноваций в профессиональной подготовке курсантов вузов войск национальной гвардии были осуществлены мероприятия, охватившие три основных направления: 1) взаимодействие по линии «школа - вуз»; 2) условия и пути самоактулизации личности будущих офицеров; 3) содержание и организация индивидуально-воспитательной работы с курсантами.
Существенно важным педагогическим условием создания и функционирования эффективной модели педагогических инноваций в учебно-воспитательном процессе вуза войск национальной гвардии Российской Федерации является преемственность. Под преемственностью нами понимается обеспечение связи между традиционным и инновационным содержанием, видами, формами и технологиями образования, типами образовательных учреждений, целями и ценностями учебно-воспитательного процесса на различных образовательных уровнях. Преемственность обеспечивается координацией педагогической деятельности по всему многообразию направлений образовательной активности.
Преемственность во взаимодействии школы и вуза предполагает формирование традиций, которые возникают в результате совместной образовательной деятельности и характеризуются единой шкалой ценностей, признанной преподавателями, курсантами, учащимися школ, родителями обучающихся. Традиции в деле взаимодействия школ и вузов являются отражением приоритетов федеральной и региональной политики в области образования, инициируются в конкретных региональных сообществах и формируют притягательное единое образовательное пространство довузовской и вузовской подготовки. Такое пространство должно основываться на психолого-педагогической и социокультурной взаимосвязи образовательных страт, без чего взаимоотношения между школой и вузом сводятся к обезличенному рынку образовательных услуг, где отсутствует духовное измерение [5].
Президент Российской Федерации В. В. Путин поставил перед министрами силового блока задачу кардинального усиления патриотической работы со школьниками. Для ее решения развернута работа по организации кадетских классов и корпусов.
Решая эту задачу, директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации генерал армии В. В. Золо-тов совершил рабочую поездку в город Пермь, где встретился с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе М. В. Бабичем, губернатором Пермского края М. Г. Решетниковым и начальником Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации генерал-майором В. Ф. Купавским. Итогом этой встречи стало подписание трехстороннего Соглашения об оказании шефской помощи Пермскому кадетскому корпусу Приволжского федерального округа имени Героя России Федора Кузьмина. Данный факт свидетельствует о внедрении результатов нашей
работы в практическую деятельность войск.
Второе педагогическое условие реализуемой нами модели - самоактуализация личности курсанта. По нашему мнению, для продвижения в этом направлении можно и нужно стимулировать повышение уверенности будущих офицеров в собственных силах, создавать у них ощущение побед, укреплять их стрессоустойчивость.
Среди влиятельных факторов самоактуализации личности будущих офицеров особо выделим утверждение благоприятной атмосферы в курсантском коллективе и реализацию Я-концепции посредством участия курсантов в рейтинговой системе. С нашей точки зрения, введение рейтингов обучающихся позволяет выделить и отметить лучших курсантов, поднять уровень их самооценки, а слабоуспевающих мотивировать к повышению качества учебной работы. Большое внимание было также уделено публичным выступлениям будущих офицеров, участию курсантов в различного уровня конференциях [6].
Нет нужды доказывать, что реализация педагогических инноваций в военных вузах должна быть нацелена на повышение эффективности индивидуально-воспитательной работы с курсантами. В решении этой задачи ведущая роль объективно принадлежит преподавателям и командирам подразделений, которые призваны мыслить творчески и креативно, беря на вооружение современные педагогические инструменты. Важным моментом является распределение учебных коллективов по интересующим курсантов микрогруппам. С нашей точки зрения, целесообразно вести индивидуально-воспитательную работу не только фронтально, но и избирательно, разбивая курсантов на малые группы и за счет этого обеспечивая более полный учет особенностей и интересов каждого. Хороший обучающий и воспитательный эффект дает совместная деятельность курсантов: творческие вечера, посещение музеев и спортивно-массовых мероприятий. Все это в своей совокупности оказывает позитивное влия-
ние не только на развитие личных качеств курсантов, но и на их успеваемость и формирование профессиональных компетенций.
Вузы войск национальной гвардии Российской Федерации располагаются в крупных городах, где есть театры, кинотеатры, спортивные команды. По данным проведенного нами анкетирования, 89% процентов курсантов Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации заинтересованы в том, чтобы регулярно посещать культурно-развлекательные мероприятия. Преподаватель (командир подразделения) может и должен в ходе этих мероприятий работать с курсантами индивидуально [6].
Формирование личностно значимых качеств офицера является основной задачей вуза войск национальной гвардии России. Педагогические инновации в обучении и воспитании курсантов открывают новые возможности для развития личности, улучшения профессиональной подготовки и повышения успеваемости будущих офицеров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданов С. А, ВяткинаЛ. Б. Специальные способности педагога в интегральном исследовании индивидуальности // Научное мнение. 2016. № 16.
2. Долгова В. И. Готовность к инновационной деятельности в образовании. М.: Книжный дом «Университет», 2009. 228 с.
3. Домрачева С. А. К вопросу о педагогических новшествах и педагогических инновациях // Вестник Марийского государственного университета. 2011. № 6.
4. Кашко Т. В. Активизация учебно-познавательной мотивации курсантов старших курсов в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Елец, 2016. 171 с.
5. Лурье Л. И. Теория и практика подготовки специалистов исследователей в системе непрерывного образования «школа -вуз»: монография. Пермь, 2000. 237 с.
6. Петкин А. В. Формирование мотива военно-профессиональной деятельности курсантов институтов войск национальной гвардии РФ на основе элементов педагогического взаимодействия // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: сб. науч. трудов. Пермь, 2017. С. 236-239.
□ ТЕРАТ^А
1. BogdanovБ. А., Vyatkina L В. БреааШуе sposobnosti pedagoga V ^едга1'гют issLedovanii individuaL'nosti // №ис1тое тпегле. 2016. № 16.
2. Dolgova V. I. Gotovnost' к innovacionnoj deyateL'nosti V obrazovanii. М.: Knizhnyj с1от «ип^е^И:еЪ>2009. 228 s.
3. Domracheva Б. А. К voprosu о реСадод1с1^к111 novshestvah I реСадод1с1^к111 ^зуапуаИ // Vestnik Маг^кодо gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 6.
4. Kashko Т. V. А^у^аауа uchebno-poznavateL'noj топаем ^геа^оу з:агзИ1И kursov v processe prepodavaniya БоааШо-дитат:ату11 discipLin: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. ELec, 2016. 171 s.
5. Lur'e L I. Teoriya ! praktika podgotovkI specIaLIstov IssLedovateLej v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya «^И^а - vuz»: monografiya. Perm', 2000. 237 s.
6. Petkin А. V. Formirovanie то^уа voenno-professIonaL'noj deyateL'nostI ^^п^ЭУ ^^^ОУ УО]^ nacIonaL'noj дуа^П RF na osnove ehLementov peCagogicheskogo vzaimoCejstviya // AktuaL'nye probLemy gumanitarnyh I sociaL'no-ehkonomicheskih nauk: sb. nauch.^оу Perm; 2017. Б. 236-239.