Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ОБЛАСТИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ОБЛАСТИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / ОЦЕНКА ЗНАНИЙ / ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солуянова О. Н., Минеева О. А.

Актуальность работы связана с необходимостью поиска оптимальных методов оценки знаний студентов вузов в области английского языка, а также современных образовательных технологий, повышающих эффективность педагогического процесса и, соответственно, его результатов.Цель - описать имеющийся в педагогике опыт реализации информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения английскому языку и оценить его с точки зрения применимости для оценки знаний студентов вузов.Методы исследования. При проведении исследования были реализованы методы системного анализа, индукции, классификации, абстрагирования, синтеза и обобщения полученных результатов.Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научную работу отличает анализ имеющегося в педагогике опыта реализации информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения английскому языку и отбор наиболее эффективных из них для оценки знаний студентов вузов.Результаты исследования. Рассмотрены основные теоретические и практические вопросы, связанные с применением информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы, выделены наиболее приемлемые инструменты для оценки знаний обучающихся в области английского языка. Перспективой дальнейшего исследования может стать разработка полноценной системы тестирования для проверки знаний студентов нелингвистических вузов в области английского языка.Выводы. Информационно-коммуникационные технологии имеют большой образовательный, воспитательный и развивающий потенциал, и различные их инструменты могут быть успешно интегрированы в процесс обучения английскому языку в вузах, в том числе и для оценки знаний обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солуянова О. Н., Минеева О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES FOR THE ASSESSMENT OF UNIVERSITY STUDENTS’ KNOWLEDGE IN THE FIELD OF THE ENGLISH LANGUAGE

Relevance of the work is related to the need to find optimal methods of assessing university students’ knowledge of the English language, as well as modern educational technologies increasing the effectiveness of the pedagogical process and, consequently, its results.Aim of the research is to describe the pedagogical experience of implementing information and communication technologies in the process of teaching English and to evaluate its applicability to the assessment of university students’ knowledge.Methodology. While conducting the research the following methods were implemented: system analysis, induction, classification, abstraction, synthesis and generalization of the results obtained.Scientific novelty / theoretical and / or practical significance. The scientific work is distinguished by the analysis of the experience available in pedagogy in the implementation of information and communication technologies in the process of teaching English and the selection of the most effective of them for assessment of university students’ knowledge.Results. The main theoretical and practical issues related to the application of information and communication technologies in the educational process in higher education institutions are considered and the most appropriate tools for assessing students’ knowledge of the English language are highlighted as the result of the study. The perspective of further research may be the development of a full-fledged testing system to test the knowledge of students of non-linguistic universities in the field of the English language.Conclusions. Information and communication technologies possess the great educational and developmental potential, and their various tools can be successfully integrated into the process of teaching English, including the assessment of university students’ knowledge.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ОБЛАСТИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

УДК 372. 881.111.1

DOI: 10.18384/2310-7219-2022-4-167-179

применение информационно-коммуникационных технологий для оценки знаний студентов вузов в области английского языка

Солуянова О. Н.1, Минеева О. А.2

1 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, Российская Федерация

2 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина 603002, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1, Российская Федерация

Аннотация

Актуальность работы связана с необходимостью поиска оптимальных методов оценки знаний студентов вузов в области английского языка, а также современных образовательных технологий, повышающих эффективность педагогического процесса и, соответственно, его результатов.

Цель - описать имеющийся в педагогике опыт реализации информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения английскому языку и оценить его с точки зрения применимости для оценки знаний студентов вузов.

Методы исследования. При проведении исследования были реализованы методы системного анализа, индукции, классификации, абстрагирования, синтеза и обобщения полученных результатов.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научную работу отличает анализ имеющегося в педагогике опыта реализации информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения английскому языку и отбор наиболее эффективных из них для оценки знаний студентов вузов.

Результаты исследования. Рассмотрены основные теоретические и практические вопросы, связанные с применением информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы, выделены наиболее приемлемые инструменты для оценки знаний обучающихся в области английского языка. Перспективой дальнейшего исследования может стать разработка полноценной системы тестирования для проверки знаний студентов нелингвистических вузов в области английского языка.

Выводы. Информационно-коммуникационные технологии имеют большой образовательный, воспитательный и развивающий потенциал, и различные их инструменты могут быть успешно интегрированы в процесс обучения английскому языку в вузах, в том числе и для оценки знаний обучающихся.

Ключевые слова: компетентностный подход, иноязычная компетенция, информационно-коммуникационные технологии, педагогический процесс, контроль знаний, оценка знаний, обучение английскому языку, тестирование

© CC BY Солуянова О . Н Минеева О . А ., 2022.

the use of information and communication technologies for the assessment of university students' knowledge in the field of the english language

O. Soluyanova1, O. Mineeva2

1 National Research Moscow State University of Civil Engineering Yaroslavskoye shosse, 26, Moscow, 129337, Russian Federation,

2 Kozma Minin Nizhniy Novgorod State Pedagogical University ul. Ulyanova, 1, Nizhniy Novgorod, 603002, Russian Federation,

Abstract

Relevance of the work is related to the need to find optimal methods of assessing university students' knowledge of the English language, as well as modern educational technologies increasing the effectiveness of the pedagogical process and, consequently, its results. Aim of the research is to describe the pedagogical experience of implementing information and communication technologies in the process of teaching English and to evaluate its applicability to the assessment of university students' knowledge.

Methodology. While conducting the research the following methods were implemented: system analysis, induction, classification, abstraction, synthesis and generalization of the results obtained. Scientific novelty / theoretical and / or practical significance. The scientific work is distinguished by the analysis of the experience available in pedagogy in the implementation of information and communication technologies in the process of teaching English and the selection of the most effective of them for assessment of university students' knowledge.

Results. The main theoretical and practical issues related to the application of information and communication technologies in the educational process in higher education institutions are considered and the most appropriate tools for assessing students' knowledge of the English language are highlighted as the result of the study. The perspective of further research may be the development of a full-fledged testing system to test the knowledge of students of non-linguistic universities in the field of the English language.

Conclusions. Information and communication technologies possess the great educational and developmental potential, and their various tools can be successfully integrated into the process of teaching English, including the assessment of university students' knowledge.

Keywords: competence approach, foreign language competence, information and communication technologies, pedagogical process, knowledge control, knowledge assessment, English language teaching, testing

ВВЕДЕНИЕ

Современная педагогическая наука характеризуется постоянным поиском возможностей для оптимизации всех элементов образовательного процесса. Подходы к целеполаганию, выбору эффективных образовательных технологий, методов, приёмов и средств, а также контрольно-оценочных материалов постоянно обновляются и совершенствуются. В настоящее время в системе высшего образования приоритетным является компетентност-

ный подход, описывающий конкретные ожидаемые результаты каждого этапа образовательной деятельности В нормативных документах чётко прописаны все критерии и показатели оценивания эффективности образовательного процесса и его результатов . Обучение английскому языку как универсальному языку делового и профессионального общения не является исключением. Иноязычная компетенция в области английского языка раскрывается как владение в заданном объёме

языковым материалом (лексическими единицами и грамматическими структурами), а также знание норм создания речевых высказываний для осуществления коммуникации в зависимости от ситуации общения. Основными характеристиками англоязычной компетенции являются осмысленность, приемлемость и грамматич-ность выбираемых языковых и речевых средств; языковая интуиция; адекватная самооценка уровня владения английским языком; понимание пробелов в языковом развитии, а также высокая мотивация к устранению этих пробелов: к продолжению обучения и самообучения

Современные образовательные технологии, в целом, и информационно-коммуникационные технологии, в частности, способствуют оптимизации образовательной деятельности, позволяя организовать более динамичный, увлекательный, информативно-насыщенный и эффективный образовательный процесс и, соответственно, более весомые и осознаваемые результаты для всех его участников . Накопленный учёными и педагогами-практиками (Е . С. По-лат1, Е . А . Троицкая2, А. В . Хуторской3 и др . ) опыт реализации в педагогическом процессе информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) свидетельствует об их высокой эффективности в достижении основной цели модернизации образования - улучшении качества образования.

Молодые учёные посвятили свои исследования современных информационно-коммуникационных технологий как глобальным системам обучения (например, применяемая в большинстве вузов ЬМ8 МООБЬЕ) [9], так и отдельным инструментам: подкасты, веб-квесты, но-

1 Полат Е . С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для вузов . 3-е изд . Москва: Академия, 2010. 368 с.

2 Троицкая Е . А, Артюшина Л . А . Информационные технологии в педагогическом образовании: учебное пособие . Москва: КноРус, 2021. 228 с.

3 Хуторской А . В . Современная дидактика: учебник для вузов . 3-е изд . , перераб . и доп . Москва: Юрайт, 2023.406 с. (Высшее образование).

востные ролики [5]; как исключительно образовательному контенту [6], так и преимущественно развлекательным игровым технологиям [2], а также социальным сетям и веб-чатам [5]. Данные инструменты (за исключением комплексной образовательной платформы МООБЬЕ) обеспечивают, преимущественно, этап освоения и первичной отработки нового материала, как в условиях аудиторной, так и самостоятельной, домашней работы [7].

Объектом нашего исследования являются инструменты, позволяющие обеспечить эффективный и адекватный контроль знаний студентов вузов в области английского языка

На современном этапе развития педагогического знания большинство педагогов, преподающих английский язык в учреждениях высшего образования, отдают предпочтение тестированию, как наиболее адекватному методу оценки Входное тестирование позволяет определить уровень иноязычных знаний и умений, присущий обучающемуся в начале обучения; разнообразные текущие тесты последовательно фиксируют актуальные результаты развития его иноязычной компетенции; итоговое тестирование определяет конечный результат, выраженный как оценкой, так и подробным перечнем критериев, лежащих в основе этой оценки Наряду с большим количеством преимуществ, тестирование как метод оценки обладает и некоторыми недостатками, одним из которых является трудоёмкий процесс создания и последующей проверки тестов

Гипотеза исследования состоит в том, что этот недостаток может быть нивелирован привлечением информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения английскому языку в вузах

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель и задачи исследования. Оптимизация образовательного процесса и совершенствование его результатов - важная стратегическая задача современности В педагогической науке и практике накоплен

богатый опыт реализации различных инновационных образовательных технологий, одна из которых - информационно-коммуникационная - завоёвывает всё большую популярность в связи со стремительным развитием технологий в целом. Технология обладает огромным образовательным потенциалом и включает широкое многообразие инструментов, перечень и возможности которых постоянно увеличиваются

Цель исследования - описать имеющийся в педагогике опыт реализации информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения английскому языку и оценить его с точки зрения применимости для оценки знаний студентов вузов

Задача исследования: выбрать наиболее эффективные информационно-коммуникационные технологии, позволяющие осуществлять контроль результатов студентов вузов в области английского языка Методология и методы исследования. Проблема оценки знаний обучающихся, в том числе, по английскому языку, также как и проблема повышения эффективности образовательного процесса привлекали внимание как учёных-теоретиков, так и педагогов-практиков во все времена.

Теоретико-методологическую основу исследования составили две группы дидактических подходов и теорий. К первой группе относятся универсальные подходы и теории: компетентностный подход к образованию (отечественные и европейские образовательные стандарты: Федеральный государственный образовательный стандарт поколения 3++i; A Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment!), информационно- коммуникационный подход (Е . А . Троицкая, Л . А . Артюшина1, Е . С . По-лат2, Н . Н. Образ [6], Ш . А. Исмаилова [4],

1 Троицкая Е . А . , Артюшина Л . А . Информационные технологии в педагогическом образовании: учебное пособие . Москва: КноРус, 2021. 228 с.

2 Полат Е . С . Современные педагогические и информационные технологии в системе образования:

учебное пособие для вузов . 3-е изд . Москва: Академия, 2010. 368 с.

Е . Д . Шек [13], А. Э . Григорян [13]); классическая теория тестов (О . М . Булгаков [2], А. О . Дедикова [2], Е . А. Смирнова [10], М. С. Ляшенко [16], И . А. Поваренкина [16], А. С. Савосина [16]).

Вторая группа представлена теорией и методикой иноязычного обучения (Е . Н . Соловова3, Л. В . Полубиченко [8], И . В . Харламенко [8], Brown H . Douglas [14]), в том числе за счёт реализации информационно-коммуникационных технологий в иноязычном обучении (М. В . Архипова [1; 2], А. Е . Савкин [2], Д . И . Новоселецкая [5], И . Н . Павлова [7], А. Р. Прокопчук [9], Е . А. Гаврилова [9], С. Е. Цветкова [11; 12], И . А. Малинина [11] , О . А. Минеева [12]).

В процесс исследования были реализованы следующие методы:

1 Метод системного анализа (выделение и изучение отдельных частей исследуемой проблемы при рассмотрении каждой из них как компонента целостной системы: рассмотрение различных информационно-коммуникационных технологий как инструментов компетентностного подхода, обзор компьютерных тестов как одного из инструментов информационно-коммуникационных технологий, изучение тестов как одной из возможностей обеспечения контроля знаний студентов в области английского языка)

2 Метод индукции (формирование выводов и результатов исследования на основе изучения частных блоков: выявление наиболее оптимальных информационных инструментов, соответствующих целям и задачам конкретного исследования, после подробного изучения большого арсенала соответствующих инструментов, накопленных педагогической теорией и практикой)

3 Метод классификации (группировка изучаемых явлений по значимым признакам: группировка информационно-коммуникационных ресурсов с точки зрения их

3 Соловова Е . Н . Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: учебник для студентов педагогических вузов и учителей . Москва: Просвещение, 2008. 239 с.

применимости для контроля знаний студентов вузов в области английского языка) .

4. Метод абстрагирования (изучение конкретных, заданных данным исследованием свойств явлений без учёта всех присущих им характеристик: рассмотрение информационных инструментов именно с точки зрения их применимости для оценки знаний студентов вузов в области английского языка)

5 . Метод синтеза и обобщения полученных результатов (составление перечня информационно-коммуникационных ресурсов, позволяющих оптимизировать деятельность педагога в проведении мероприятий контроля знаний студентов вузов в области английского языка)

При традиционном подходе к обучению английскому языку оцениванию подлежат, преимущественно, знания как показатель обученности, который легче всего проверить и описать в количественном отношении. Однако, в настоящее время, не только за рубежом1,2 [14] после принятия Болонской конвенции, но и в России в соответствии с новым стандартом3, система оценки образовательных достижений обучающихся напрямую связывается с основной целью и планируемыми результатами (с компетенциями), причём не только и не столько с предметными, но и с универсальными (метапредметными)4.

К универсальным компетенциям относится, собственно, и способность осу-

1 Information and Communication Technology (ICT) [Электронный ресурс]. URL: https://www.teachin-genglish . org . uk/article/ict#:~:text=Information%20 and%20Communication%20Technology%2C%20 or,tools%20in%20learner%2Dcentred%20activities (дата обращения: 16.03 . 2022) .

2 A Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment [Электронный ресурс]. URL: https://www.coe .int/en/web/ common-european-framework-reference-languages (дата обращения: 31 03 2022)

3 Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] URL: http://www apkpro ru/24 html (дата обращения: 04 03 2022)

4 Федеральный закон от 09.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL:http://zakon-ob-obrazovanii . ru (дата обращения: 08.04.2022) .

ществлять коммуникацию в устной и письменной формах на иностранном языке Поэтому английский язык выступает и как цель, и как средство, и как результат достижения всеми участниками образовательного процесса сформированности требуемых компетенций

В процессе обучения английскому языку педагог ориентирован не только на достижение высоких количественных показателей оценивания, проверяемых в ходе большого количества мероприятий текущего, промежуточного и итогового контроля, но и на качественные изменения в языковом и общекультурном развитии обучающихся Такие универсальные умения, как работа с различными информационными источниками для осуществления поиска нужного материала, его анализа, систематизации, синтеза; представление результатов своей деятельности в устной и письменной формах посредством создания монологических, диалогических или полилогических высказываний; рефлексия и адекватная самооценка результатов своей деятельности и другие умения довольно трудно (или невозможно) проверить в ходе стандартизированного контрольного мероприятия

Ввиду того, что основное значение приобретает мобильность обучающегося (умение синтезировать знания, полученные из разных источников и в процессе изучения разных дисциплин, умение применять полученную информацию в различных формах и коммуникативных ситуациях), крайне важным компонентом образовательного процесса при обучении английскому языку становятся методы текущего контроля, которые обычно даже не воспринимаются обучающимися как контроль [8]. Это наблюдение педагога за языковым развитием каждого обучающегося; фиксирование первичных, промежуточных и итоговых результатов; анализ языковых изменений в динамике; координация и коррекция индивидуальной образовательной траектории

Однако и предметные знания (в английском языке это основы фонетическо-

го строя, лексики и грамматики, а также стилистические особенности высказываний разного типа в зависимости от коммуникативной ситуации) как один из критериев оценивания, не теряют своей актуальности.

Одним из самых распространённых методов контроля знаний обучающихся в области английского языка являлось и является тестирование . Оно может быть как тематическим (текущий контроль и промежуточный контроль), так и комплексным (предварительный и итоговый контроль). Тесты, традиционно применяемые для контроля знаний обучающихся в области английского языка, представляют собой систему вопросов с Multiple choice: с выбором одного или нескольких правильных ответов из некоторого количества предложенных, часто за фиксированное время Таким образом, с высокой степенью оперативности и информативности можно проверить уровень усвоения материала по всем разделам английского языка и по рецептивным видам иноязычной речевой деятельности [10; 12]. Для качественного анализа, а также для контроля развития умений в продуктивных видах деятельности требуется привлекать дополнительные контрольно-измерительные материалы (чаще всего: оценка речевых продуктов обучающихся)

Подготовка тестирования является процессом трудоёмким, однако постепенное формирование банка тестовых заданий существенно оптимизирует деятельность педагога Одним из компонентов рабочих программ по дисциплинам, обязательным к изучению, является ФОС (фонд оценочных средств), представляющий собой перечень как заданий, так и критериев для их оценивания

В настоящее время научно-технический прогресс привёл к глобальной компьютеризации всех общественных институтов, поэтому как сама техника, так и всевозможные приложения и доступ к сети Интернет, способствуют оптимизации всего образовательного процесса, в

том числе и деятельности педагога, позволяя, прежде всего, существенно сокращать время на подготовку материалов для предоставления информации и контроля её усвоения [11].

Автоматизированный (компьютерный) контроль позволяет также использовать самые оптимальные информационные технологии и новейшие методики проверки и оценки знаний, а также при необходимости оперативно адаптировать имеющиеся материалы к индивидуальным потребностям группы и отдельных обучающихся [3]

В период дистанционного обучения, связанного с пандемией, все сотрудники образовательной сферы были вынуждены применять в своей практике различные информационно-коммуникационные технологии, в том числе и компьютерный контроль знаний, однако этот опыт, воспринимаемый сначала преимущественно негативно, оказался полезным, и сейчас освоенные информационные инструменты успешно интегрируются в реальный образовательный процесс [4].

Безусловно, применение в образовательном процессе информационных технологий требует от педагогов уже не элементарной, но достаточно высокой информационной грамотности (для уверенного оперирования большим количеством разнообразных инструментов), а также высокой собственно лингвистической (для отбора нормативно-приемлемого качественного контента) и методической компетенции (для применения не просто разрозненных материалов, но и разработки полноценной образовательной модели, включающей в себя все этапы от предъявления информации до контроля и оценки знаний)1

Организация исследования и ход работы. Задачи исследования и выбранная методологическая основа определили ход

1 Троицкая Е А , Артюшина Л А Информационные технологии в педагогическом образовании: учебное пособие Москва: КноРус, 2021 228 с

теоретико-экспериментального исследования, которое включало в себя два этапа На первом этапе определялось общее направление исследования, изучалась педагогическая и методическая литература, происходило теоретическое осмысление проблемы, в результате которого были определены цели и задачи исследования, а также определены его методы Изучались теоретические основы информационно-коммуникационных технологий, имеющиеся в педагогическом опыте различные информационные инструменты, а также практический опыт применения подобных инструментов на занятиях английского языка в вузах Второй этап был посвящён практической работе по оценке цифровых инструментов с точки зрения их применимости для оценки знаний студентов вузов в области английского языка и выявлению оптимальных из них для реализации их на постоянной основе в личной педагогической деятельности

Применение новых информационных технологий в образовании - это не просто вопрос использования новых технических средств, но и смена образовательной парадигмы - компетентностный подход к процессу обучения, ориентированный на формирование высококвалифицированного, мобильного специалиста, способного к получению новой информации, применению её в изменяющихся условиях и постоянному самообразованию и саморазвитию

Запрос общества на качественное образование включает в себя: обеспечение гармоничного развития личности, обладающей всеми видами и формами культуры, а также потребностью и способностью к непрерывному и постоянному совершен-ствованию1

Е Н Соловова отмечает, что обучение английскому языку, которое происходит вдали от речевого среды, не способствует

1 Полат Е С Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для вузов 3-е изд Москва: Академия, 2010. 368 с.

повышению мотивации к его изучению2 Поэтому одним из эффективных средств повышения такой мотивации является создание персональной среды общения на иностранном языке через широкое использование ИКТ.

Применение ИКТ в обучении английскому языку предоставляет всем участникам педагогического процесса неограниченные возможности языкового развития [13]. Многочисленные программы на основе мультимедиа позволяют обучать английскому языку, опираясь не на типовые тексты и упражнения учебников, а на действительно аутентичную информацию, представленную как в письменной, так и в устной форме: профессионально-значимая информация из научных статей, расширяющая кругозор художественная литература, обучающие в увлекательной форме геймификации материалы информационных сайтов Подобные ресурсы объединяют текст, звук, графику, фото, видео в единое целое, способствуя восприятию информации посредством максимально возможного набора анализаторов (зрение, слух, а при привлечении воображения визуальные и аудио эффекты способны задействовать также обоняние, осязание, вкус) [2; 15] Погружение обучающихся в уже созданные «облака слов» или самостоятельная работа над подобными глоссариями позволяет превратить процесс механического заучивания новых лексических единиц и грамматических структур в увлекательный и эффективный образовательный процесс Огромное количество онлайн справочной литературы помогает оперативно снять любые сложности в понимании и дальнейшем употреблении языковых явлений и, следовательно, создают дополнительную мотивацию к изу-

2 Соловова Е . Н . Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: учебник для студентов педагогических вузов и учителей Москва: Просвещение, 2008. 239 с.

8 Хуторской А В Современная дидактика: учебник для вузов 3-е изд , перераб и доп Москва: Издательство Юрайт, 2023. 406 с. (Высшее образование) .

чению английского языка. Ещё одним положительным эффектом применения ИКТ в процессе обучения английскому языку стал пересмотр и перестройка всех этапов занятия. Учебный процесс перестал ориентироваться на среднего обучающегося, стал личностно-центрированным, отвечающим образовательным способностям и потребностям каждого

Организация групповой работы, особенно в группах с переменным составом, например, с помощью видеоконференц-связи, позволяет осуществлять совместные проекты обучающимся с разным уровнем языковой подготовки, находить каждому участнику задачу по силам и интересам и способствовать, тем самым повышению как мотивации, так и результативности в изучении английского языка [16]. Большим образовательным потенциалом для педагогов именно английского языка и их обучающихся является не только функционал образовательных ресурсов, но и их интерфейс, разработанный, преимущественно, иностранными компаниями и, соответственно, представленный на английском языке Безусловно, практически у всех инструментов, открытых в любом из браузеров, есть опция выбора языка, но со студентами вузов вполне возможно работать на оригинальных платформах, дополнительно совершенствуя и в этом англоязычную коммуникативную компетенцию [1].

Безусловно, мультимедиа не заменяет педагога полностью, но подобные средства способствуют повышению качества образования, улучшая совместную работу всех участников педагогического процесса. Это только инструмент, и инструмент именно педагогического взаимодействия (а не воздействия), поэтому крайне важно, насколько грамотно и эффективно педагог применяет их в своей деятельности

Применение ИКТ помогает обучающимся успешно, в индивидуальном темпе осваивать все необходимые информационные блоки, а педагогу способствовать не только языковому, но и личностному раз-

витию студентов, расширять их кругозор, формировать и поддерживать устойчивую мотивацию к изучению английского языка, при необходимости варьировать интенсивность учебного процесса, улучшать контроль качества знаний

Однако, некоторые педагоги и администраторы, особенно в регионах, отмечают определённые препятствия для применения ИКТ. Среди них называют технические (недостаточная оснащённость отдельных образовательных учреждений современной техникой и программным обеспечением), психологические (неготовность педагогов принимать новые образовательные требования), методические (недостаток знаний и опыта проектирования педагогического процесса в новых условиях), информационные (недостаточная квалификация педагога в сфере ИКТ) проблемы.

Успешный опыт устранения этих проблем позволяет быть уверенными в постепенной полной модернизации системы отечественного образования, в улучшении качества представления информации и обогащении содержания образовательного процесса, в оптимизации контроля усвоения знаний, в реализации возможности выстраивать индивидуальную образовательную траекторию

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе исследования были изучены основные образовательные ресурсы, способствующие повышению эффективности иноязычного обучения, а также позволяющие педагогу осуществлять оценку знаний обучающихся в области английского языка. Представляем описание наиболее эффективных информационно-коммуникационных технологий с точки зрения применимости их для оценки знаний студентов вузов в области английского языка: 1. Создание блогов с помощью Wordpress.com, Tilda, cc; отдельного вида блога, микроблога в Twitter, com, в котором посты-твиты ограничены числом символов . Блоги являются инструментом, прежде всего текущего контроля, психологически комфортного для обучающих-

ся, т. к. не воспринимаются в качестве контролирующих. Однако педагог имеет возможность последовательно оценивать развитие, прежде всего, коммуникативной компетенции обучающихся: прослеживать динамику формирования умений применения изучаемых лексических и грамматических структур в ситуациях реального общения. Блоги представляют собой достаточно трудоёмкий, но исключительно информативный инструмент для лон-гитюдного наблюдения

2. Создание чатов. Существует два способа коммуникации между субъектами обучения: синхронный (взаимодействие в режиме реального времени) и асинхронный (отстроченное взаимодействие). Например, чат с помощью сообщений в twitter, com может быть как синхронным, так и асинхронным. Для синхронного взаимодействия в чатах можно использовать мессенджеры Telegram, WhatsApp, позволяющие создать общие чаты группы, как для решения организационных вопросов, так и для ведения обсуждения по заданной проблеме . Проблемные ситуации (или кейсы) как инструмент преимущественно текущего контроля можно создать различными способами: с помощью видео, аудио, изображения, текстового описания проблемы; и спектр последующего предоставления ответов достаточно широк Однако, нужно отметить, что анализ достижений обучающихся также отнимает много времени и ресурсов Студенты, однако, положительно оценивают взаимодействие в чатах как инструмент совершенствования знаний и умений в английском языке Многие самостоятельно находят «друзей по переписке» и отмечают комфортность и результативность таких упражнений Приложения Tandem, HelloPal, Speaky, Anygram, HiNative, HelloTalk и другие позволяют общаться с носителями английского языка и другими обучающимися со всего мира на основе общих интересов, связанными не только с языковым развитием, но и с любой другой сферой общественной жизни

3. Создание интерактивных упражнений . Программы для создания интерактивных упражнений позволяют внести в обучение элемент игры, что повышает заинтересованность обучающихся в освоении материала, позволяет активизировать мышление обучающихся, упрощает запоминание материала с помощью яркой визуализации. Автоматическая проверка упражнений позволяет снизить количество времени на проверку работ и позволяет сделать оценивание по курсу формирующим, которое позволяет не только ставить оценки, но и корректировать курс обучения в зависимости от успеваемости обучающихся Примерами обучающих ресурсов могут быть следующие: flippity. net - сервис для создания интерактивных упражнений: кроссворды, нахождение соответствий, флешкарты, заполнение пропусков в тексте и т. д . ; Teachermade . com -сервис позволяет создать интерактивный лист с упражнениями: на множественный выбор, установление соответствий, с открытым ответом. Такие упражнения, будучи однажды созданными, формируют надёжный банк заданий, в дальнейшем существенно оптимизируя временные и ресурсные затраты педагога

4 . Создание тестов: Quizizz . com, Kahoot . com, Acadly. com, Onlinetestpad. com - с помощью данных программ можно контролировать сформированность знаний и навыков, повторять пройденный материал, повышать мотивацию к обучению -предъявление учебного материала происходит в нестандартной форме и в форме игры, автоматически оценивать работы, контролировать успеваемость каждого обучающегося, следовательно, данные ресурсы являются эффективным инструментом формирующего оценивания

5 . Электронные доски с возможностью создания визуализации в виде схем, графиков, таблиц, ментальных карт, рисунков помогают систематизировать, анализировать и запоминать информацию, позволяют прослеживать логические связи, т. е . выступают мнемотехниками,

оптимизирующими процесс обучения английскому языку. Самая богатая по функционалу онлайн-доска - Miro. com. Её во многом повторяют следующие продукты: Conceptboard. com, Padlet. com, Limnu. com; доски с меньшим функционалом, но очень простые в использовании и с полностью бесплатным доступом: Whiteboardfox. com, Scrumlr.io и Jamboard.google. com. Получение обучающимися заданий, групповое участие в их выполнении, индивидуальное создание не только собственных текстов, но и графиков, таблиц, ментальных карт с опорой на пройденный материал представляет собой комплексное задание для любого вида контроля

6 . Организация полноценного учебного процесса с помощью Google Classroom, Microsoft Teams, Moodle. Эти и другие образовательные платформы позволяют организовать процесс работы с обучающимися, давать им задания, собирать готовые работы и выставлять оценки, предоставлять файлы для работы, проводить мониторинг успеваемости. Для автоматического оценивания тестов преподаватель может самостоятельно настроить шкалы оценивания. На платформах предусмотрены онлайн-чаты для ведения беседы между участниками образовательного процесса. Таким образом, данные ресурсы позволяют полностью организовать весь процесс обучения с помощью синхронного и асинхронного взаимодействия педагогов и обучающихся

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время существует огромный арсенал ИКТ средств, доступный любому участнику образовательного процесса Применение их в процессе обучения английскому языку способствует оптимальному решению всех стоящих перед современным педагогом задач, одной из которых является контроль и оценка знаний обучающихся Наиболее оптимальным представляется комбинация различных ресурсов в соответствии с конкретными педагогическим целями и личностными особенностями всех участников образовательного процесса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогическая наука и практика, отвечая актуальным потребностям общества, находится в постоянном развитии Поиск возможностей для оптимизации всех компонентов образовательного процесса связан, прежде всего, с реализацией инновационных образовательных технологий, важное место среди которых занимают информационно-коммуникационные технологии, успешно применяемые на всех этапах обучения. Одним из направлений совершенствования процесса обучения является разработка оперативной системы контроля знаний, умений и навыков, позволяющей объективно оценивать знания обучающихся, выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы их ликвидации Поэтому вопросы контроля знаний интересуют многих педагогов, как теоретиков, так и практиков . В настоящее время существует большое количество разнообразных способов проведения контроля и оценки знаний как при традиционном обучении, так и при применении информационно-коммуникационных технологий

Педагоги, преподающие дисциплину «Иностранный язык (английский язык)» не являются исключением и постоянно обогащают свой педагогический опыт за счёт реализации в образовательном процессе инновационных образовательных технологий, позволяющих наиболее эффективно решать основные образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Для английского языка, в связи с его безусловной коммуникативной направленностью, наиболее адекватными для реализации являются информационно-коммуникационные технологии Большое разнообразие современных информационных программ, имеющихся в свободном доступе в сети Интернет и позволяющих решить любые педагогические задачи при условии владения элементарными информационными компетенциями, позволяет сделать образовательный процесс максимально полноценным, эффективным, творческим

В заключение отметим, что цель исследования достигнута: описаны различные информационно-коммуникационные технологии, успешно применяемые в процессе обучения английскому языку, и осуществлена их оценка с точки зрения применимости для оценки знаний студентов вузов

Задача исследования решена: выбраны наиболее эффективные с точки зрения авторов информационно-коммуникационные технологии, позволяющие осуществлять контроль результатов студентов вузов в области английского языка

Гипотеза исследования подтвердилась: большие временные и энергетические за-

траты педагогов на создание контрольных тестовых материалов могут быть значительно снижены за счёт грамотного привлечения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения английскому языку в вузах

Перспективой дальнейшего исследования, полностью отвечающей актуальным потребностям автора, представляется разработка полноценной системы тестирования для проверки знаний студентов нелингвистических вузов в области английского языка

Статья поступила в редакцию 03.10.2022

ЛИТЕРАТУРА

I. Архипова М. В . Особенности использования интернет-ресурсов в обучении иностранному языку // Мир науки . Педагогика и психология . 2021. Т. 9 . № 4. С. 2-17 .

2 . Архипова М. В . , Савкин А . Е. Использование компьютерных игр в обучении иностранному

языку // Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции / 8-9 апреля 2021 г. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2021. С. 106-107.

3 . Булгаков О . М . , Дедикова А . О . Практические рекомендации по обеспечению достоверности

оценивания учебных достижений обучающихся компьютерными тестами // Национальная ассоциация учёных. 2021. № 65-1. С. 25-29. 4. Исмаилова Ш . А . Применение информационно-коммуникативных технологий в условиях дистанционного обучения // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 2 (225). С. 31-37.

5 . Новоселецкая Д. И . Информационно-коммуникационные технологии в обучении студентов иностранному языку в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2 . С. 232-235.

6. Образ Н . Н. Потенциал использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном пространстве вуза // Стратегии и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования: сборник научных статей. Улан-Удэ: Новый проект, 2019 С 96-101

7 . Павлова И . Н . Совершенствование самостоятельной работы студентов технического вуза сред-

ствами информационно-коммуникативных технологий // Заметки учёного . 2022. № 4. С. 158-165.

8 . Полубиченко Л . В . , Харламенко И. В . Тенденция развития иноязычного образования в рамках

неязыкового вуза // Вестник Московского университета Серия 20: Педагогическое образование. 2021. № 1. С. 16-31.

9 . Прокопчук А . Р. , Гаврилова Е . А . Использование информационно- коммуникативных тех-

нологий для создания языковой среды в процессе обучения иностранному языку в вузе // Colloquium-Journal. 2020. № 8-4 (60) . C. 51-53 .

10 Смирнова Е А Об онлайн-тестировании в преподавании языковых дисциплин // Современное образование: содержание, технологии, качество: сборник научных статей Т 1 Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В. И . Ульянова (Ленина), 2021. С. 234-236.

II. Цветкова С. Е. , Малинина И . А . Применение обучающих компьютерных программ в процессе профессионально-иноязычной подготовки будущих инженеров // Инженерное образование. 2017. № 22 . С. 153-164.

12 . Цветкова С. Е . , Минеева О . А . Мониторинг формирования межкультурной коммуникативной

компетенции бакалавров в неязыковом вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2020. № 2 (52). С. 111-119 .

13 . Шек Е. Д . , Григорян А . Э . Повышение качества образования посредством использования но-

вых информационных технологий // Влияние новейших технологий, СМИ, Интернета на образование, язык и культуру: сборник статей по материалам Всероссийской (с международным участием) научно-практической студенческой конференции / Москва, 28 ноября 2019 г. Москва: Российский экономический университет имени Г. В . Плеханова, 2020. С. 268-273. 14. Brown H . Douglas Principles of Language Learning and Teaching. San Francisco: San Francisco State University Publishing, 2006. 410 p.

15 . Guznova A. Visualization lecture in the digital educational process at the University // Advances in Digital

Science. : International Conference on Advances and Digital Science. Paris: Cham, 2021. P. 138-148.

16 . Lyashenko M. S . , Povarenkina I . A. , Savosina A. S . Development of collaborative assessment to improve

educational outcomes at university // Педагогический журнал. 2021. Т. 11 . № 5-1 . С. 98-109.

I. Arhipova M. V. [Features of the use of Internet resources in teaching a foreign language]. In: Mir nauki. Pedagogika ipsihologiya [World of Science. Pedagogy and psychology], 2021, vol. 9, no . 4, pp . 2-17 .

2 . Arhipova M. V. , Savkin A . E. [The use of computer games in teaching a foreign language]. In: Nauchnaya

diskussiya: voprosy filologii i metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov: sbornik statej po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / 8-9 aprelya 2021 g. [Scientific discussion: issues of philology and methods of teaching foreign languages: collection of articles based on the materials of the International Scientific and Practical Conference / April 8-9, 2021]. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin Publ. , 2021, pp. 106-107.

3 . Bulgakov O . M. , Dedikova A . O. [Practical recommendations for ensuring the reliability of evaluating

educational achievements of students by computer tests]. In: Nacional'naya associaciya uchyonyh [National Association of Scientists], 2021, no. 65-1, pp. 25-29. 4. Ismailova Sh . A . [Application of information and communication technologies in conditions of distance learning]. In: Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Orenburg State University], 2020, no. 2 (225), pp. 31-37.

5 . Novoseleckaya D. I . [Information and communication technologies in teaching students a foreign

language at a university]. In: Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2020, no . 66-2, pp . 232-235.

6 . Obraz N. N. [The potential ofusing information and communication technologies in the educational space of

the university]. In: Strategii i taktikapodgotovki sovremennogopedagoga v usloviyah dialogovogoprostranstva obrazovaniya: sbornik nauchnyh statej [Strategies and tactics of training a modern teacher in a dialogue space of education: a collection of scientific articles]. Ulan-Ude, Novyj proekt Publ., 2019, pp. 96-101 .

7 . Pavlova I . N . [Improving the independent work of students of a technical university by means of

information and communication technologies]. In: Zametki uchyonogo [Notes of a scientist], 2022, no. 4, pp. 158-165.

8 . Polubichenko L. V. , Harlamenko I. V [The trend in the development of foreign language education

within the framework of a non-linguistic university]. In: Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of Moscow State University. Series 20], 2021, no. 1, pp. 16-31.

9 . Prokopchuk A . R . , Gavrilova E. A . [Use of information and communication technologies to create a

language environment in the process of teaching a foreign language at a university]. In: Colloquium-Journal, 2020, no. 8-4 (60), pp. 51-53 .

10 . Smirnova E. A . [On online testing in teaching language disciplines]. In: Sovremennoe obrazovanie:

soderzhanie, tekhnologii, kachestvo: sbornik nauchnyh statej [Modern education: content, technology, quality: collection of scientific articles . Vol. 1]. Saint. Petersburg, Saint . Petersburg State Electrotechnical University "LETI" named after V. I . Ulyanov (Lenin) Publ. , 2021, pp . 234-236.

II. Cvetkova S . E. , Malinina I . A. [Application of educational computer programs in the process of professional foreign language training of future engineers]. In: Inzhenernoe obrazovanie [Engineering Education], 2017, no. 22, pp. 153-164.

REFERENCES

12 . Cvetkova S . E . , Mineeva O. A . [Monitoring the formation of intercultural communicative competence

of bachelors in a non-linguistic university]. In: Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki [Proceedings of the Baltic State Academy of the Fishing Fleet: Psychological and Pedagogical Sciences], 2020, no . 2 (52), pp . 111-119 .

13 . Shek E. D. , Grigoryan A . E. [Improving the quality of education through the use of new information

technologies]. In: Vliyanie novejshih tekhnologij, SMI, Interneta na obrazovanie, yazyk i kul'turu: sbornik statej po materialam Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoj studencheskoj konferencii / Moskva, 28 noyabrya 2019 g. [Influence of the latest technologies, media, the Internet on education, language and culture: a collection of articles based on materials of the All-Russian (with international participation) scientific and practical student conference / Moscow, November 28, 2019]. Moscow, Plekhanov Russian University of Economics Publ. , 2020, pp. 268-273. 14. Brown H . Douglas Principles of Language Learning and Teaching. San Francisco, San Francisco State University Publishing, 2006. 410 p .

15 . Guznova A . Visualization lecture in the digital educational process at the University. In: Advances in

Digital Science.: International Conference on Advances and Digital Science. Paris, Cham Publ. , 2021, pp 138-148

16 . Lyashenko M . S . , Povarenkina I . A . , Savosina A . S . Development of collaborative assessment to

improve educational outcomes at university. In: Pedagogicheskij zhurnal [Pedagogical journal], 2021, vol. 11, no. 5-1, pp. 98-109.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Солуянова Ольга Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранного языка и профессиональной коммуникации (ИЯ и ПК) Национального исследовательского Московского государственного строительного университета; e-mail: soluyanova. olga@mail. ru;

Минеева Ольга Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иноязычной профессиональной коммуникации Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина; e-mail: mineevaolga@gmail. com

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Olga N. Soluyanova - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc . Prof. , the Department of foreign languages and professional communication, National Research Moscow State University of Civil Engineering; e-mail: soluyanova. olga@mail. ru

Olga A. Mineeva - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc . Prof. , the Department of foreign professional communication, Kozma Minin Nizhniy Novgorod State Pedagogical University; e-mail: mineevaolga@gmail. com

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Солуянова О . Н . , Минеева О . А . Применение информационно-коммуникационных технологий для оценки знаний студентов вузов в области английского языка // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 4. С 167-179. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-4-167-179

FOR CITATION

Soluyanova O. N . , Mineeva O . A . The use of information and communication technologies for the assessment of university students' knowledge in the field of the English language . In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogy, 2022, no. 4, рр. 167-179. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-4-167-179

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.