Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ / СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ТРЕНИНГОВЫЕ ПРОГРАММЫ / ВИДЕОПОДДЕРЖКА / АУДИОПОДДЕРЖКА / УЧЕБНЫЕ ИГРОВЫЕ ПРОГРАММЫ / РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ / ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бароненко Е.А., Райсвих Ю.А., Скоробренко И.А.

Введение. Проблема организации эффективного обучения иностранному языку привела к необходимости поиска новых методов и технологий обучения. В данной статье рассматриваются применение информационно-коммуникационных технологий и их интеграция в процесс обучения иностранному языку в высшей школе. Авторы акцентируют внимание на преимуществах использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе для более успешного формирования речевых умений и повышения мотивации к изучению иностранного языка. Цель статьи - обосновать преимущества применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку в высшей школе. Материалы и методы . При работе над статьей использованы следующие методы исследования: обзор работ отечественных и зарубежных ученых; рассмотрены положительные стороны применения информационно-коммуникационных технологий на занятиях по иностранному языку в высшей школе, а также сделана попытка обосновать необходимость их применения в современном образовательном процессе. Результаты . Анализ работы на факультете иностранных языков Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета предоставил возможность сформулировать и обосновать ряд рекомендаций для эффективного применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку в высшей школе. Обсуждение . В статье обосновывается необходимость применения информационно-коммуникационных технологий для оптимизации процесса обучения иностранному языку и для повышения познавательного интереса обучающихся как к изучаемым темам, так и к иностранному языку в целом. Заключение . Опыт применения информационно-коммуникационных технологий убедительно доказывает, что их использование в образовательном процессе повышает качество обучения, с одной стороны, а с другой стороны, мотивирует обучающихся к изучению иностранного языка на более высоком уровне. Основные положения: - проанализированы традиционные методы обучения иностранному языку; - обоснованы преимущества применения информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами и технологиями обучения; - доказана необходимость применения информационно-коммуникационных технологий и их положительное влияние на повышение качества образовательного процесса в вузе; - подчеркивается положительная роль информационно-коммуникационных технологий при формировании мотивации обучающихся к дальнейшему изучению иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бароненко Е.А., Райсвих Ю.А., Скоробренко И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLICATION OF INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE IN HIGHER SCHOOL

Introduction. The problem of organizing effective teaching foreign language has led to the need to search for new methods and technologies of teaching. This article discusses the use of information-communication technologies and their integration into the process of teaching foreign language in higher school. The authors focus on the advantages of using information-communication technologies in the educational process for more successful formation of speech skills and increasing motivation to learn a foreign language. The purpose of the article is to justify the advantages of using information-communication technologies in the process of teaching foreign language in higher education. Materials and methods. When working on the article, the following research methods were used: review of Russian and foreign scientists' works; the positive aspects of the use of information-communication technologies in foreign language classes in higher school are considered, and an attempt is made to justify the need for their use in the modern educational process. Results. The analysis of the work at the Faculty of Foreign Languages of the South Ural State Humanities-Pedagogical University made it possible to formulate and justify a number of recommendations for the effective use of information-communication technologies in the process of teaching foreign language in higher education. Discussion. The article substantiates the need to use information-communication technologies to optimize teaching foreign language, as well as to increase interest in the topics taught, and in the foreign language in general. Conclusion. The experience of using information-communication technologies convincingly proves that their use in the educational process improves the quality of learning, on the one hand, and on the other hand, motivates students to learn foreign language at a higher level. Highlights: Traditional methods of teaching foreign language are analyzed; Advantages of using information-communication technologies in combination with traditional teaching methods and technologies are justified; Necessity of using information-communication technologies and their positive impact on improving the quality of the educational process at the university is proved; Positive role of information-communication technologies in the formation of students' motivation to further foreign language study is emphasized.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

DOI 10.25588/CSPU.2021.161.1.002

УДК 42/49(07): 378 ББК 81.2-9: 74.480.223

Е. А. Бароненко1, Ю. А. Райсвих2, И. А. Скоробренко3 3

1ORCID № 0000-0001-6638-6610 I

гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: baronele@yandex.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Введение. Проблема организации эффективного обучения иностранному языку привела к необходимости поиска новых методов и технологий обучения. В данной статье рассматриваются применение информационно-коммуникационных технологий и их интеграция в процесс обучения иностранному языку в высшей школе. Авторы акцентируют внимание на преимуществах использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе для более успешного формирования речевых умений и повышения мотивации к изучению иностранного языка. Цель статьи — обосновать преимущества применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку в высшей школе.

л

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка е

л

и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный е

и

н ^

1

^СГО № 0000-0001-5980-5450 §

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики

к

о

х

обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный о

гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. о

E-mail: tolljulia@mail.ru |

уни

3ORCID № 0000-0001-6644-4091 к

Магистрант кафедры теоретической и прикладной психологии и

факультета психологии, Южно-Уральский государственный н

н

гуманитарно-педагогический университет, g

г. Челябинск, Российская Федерация. §

е

E-mail: kaktus0096@mail.ru Н

§

о г и

Й

3

о -к

№ о о

№ 3

№ а

о д

а в а н

к н о

о 3

а н н о ^ о ^

з

о-а

№ Kl

№ №

Материалы и методы. При работе над статьей использованы следующие методы исследования: обзор работ отечественных и зарубежных ученых; рассмотрены положительные стороны применения информационно-коммуникационных технологий на занятиях по иностранному языку в высшей школе, а также сделана попытка обосновать необходимость их применения в современном образовательном процессе.

Результаты. Анализ работы на факультете иностранных языков Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета предоставил возможность сформулировать и обосновать ряд рекомендаций для эффективного применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку в высшей школе.

Обсуждение. В статье обосновывается необходимость применения информационно-коммуникационных технологий для оптимизации процесса обучения иностранному языку и для повышения познавательного интереса обучающихся как к изучаемым темам, так и к иностранному языку в целом.

Заключение. Опыт применения информационно-коммуникационных технологий убедительно доказывает, что их использование в образовательном процессе повышает качество обучения, с | одной стороны, а с другой стороны, мотивирует обучающихся к изучению иностранного языка на более высоком уровне.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; электронные учебники; справочные материалы; тренинго-

о £

^ вые программы; видеоподдержка; аудиоподдержка; учебные игро

50

>| вые программы; речевые умения; положительная мотивация. • Основные положения:

- проанализированы традиционные методы обучения ино-

© ж

Ж

о

странному языку;

- обоснованы преимущества применения информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными ме-

ь^ тодами и технологиями обучения;

- доказана необходимость применения информационно-коммуникационных технологий и их положительное влияние на повышение качества образовательного процесса в вузе;

- подчеркивается положительная роль информационно- Л

коммуникационных технологий при формировании мотивации обу- |

ж

чающихся к дальнейшему изучению иностранного языка. |

|

к

1 Введение (Introduction) ^

Л

В последнее время в системе образования взято направление а на информатизацию и цифровизацию процесса обучения. В рамках §

к

этого были реализованы такие федеральные программы, как §

§

«Электронная Россия», «Компьютеризация сельских школ», | «Компьютер в каждую школу». Основной задачей данных U

программ является создание информационной образовательной J

§

среды, под которой понимается применение информационно- к коммуникационных технологий в учебном процессе. *

В современном мире обучение иностранному языку, носящее комплексный характер, немыслимо без систематического использования информационно-коммуникационных технологий, которые повышают эффективность образовательного процесса, так как «использование компьютера позволяет существенно улучшить результаты учебного процесса, вскрывая резервы учебного процесса и личности обучающегося, расширяя дидактические возможности урока и значительно облегчая труд преподавателя» [1, 143]. Образовательные учреждения различного уровня прошли сложный путь и успешно внедрили информационно-коммуникационные технологии в учебный процесс.

Несмотря на имеющиеся объективные и субъективные сложности и проблемы в использовании информационно-коммуникационных технологий, все больше и больше педагогов-практиков понимают необходимость их внедрения в процесс обучения иностранному языку как фактора повышения положительной мотивации к изучению иностранного языка, о важности которой говорит в своих работах наш коллега из Узбекистана Б. Р.

х к

§ §

г

и Й

§

| с с | |

а §

д а

№ а

к

К к

§ с а к к § г §

з ока

Й

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

|

|

Мукимов: «Сформированные положительные внутренние мотивы будут способствовать дальнейшей профессионализации выпускника (независимо от направления подготовки), дадут ему толчок к саморазвитию и самосовершенствованию, позволят успешно социализироваться, выстраивая эффективное и продуктивное речевое взаимодействие, в рамках которого учитывались бы интересы всех сторон» [2, 20]. По данным социологических опросов, Российская Федерация входит в десятку стран, жители которых являются активными пользователями сети Интернет, которая превратилась в базовую потребность людей различных возрастов и профессий.

Государственная поддержка образовательных учреждений по оснащению необходимыми техническими средствами стала дополнительным фактором использования информационно-коммуникационных технологий в системе образования, что совпало с потребностями молодых людей и способствовало их успешной интеграции в учебный процесс, что подразумевает овладение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, медиаграмотностью, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-| коммуникационных технологий и сети Интернет.

0

1

^ ляют преподавателю широкий спектр возможностей для организации деятельности обучающихся как в рамках аудиторных занятий, так и в процессе самостоятельной работы, которая «является важнейшим элементом системы профессиональной подготовки будущего учителя, способного организовать процесс 2> изучения иностранного языка в образовательных структурах

§ различного типа» [3, 15]. Для обучающегося, в свою очередь,

ен

н

о

^ жательно наполнить учебную деятельность, улучшить производи

к"

и

«о О

»а а

йн

Информационно-коммуникационные технологии предостав-

информационно-коммуникационные технологии позволяют содержательно наполнить учебную деятельность, улучшить производительность урока. Применение схем, иллюстраций, анимаций,

аудиозаписей делает урок более эффективным, так как современные информационные ресурсы сети Интернет способствует успешной интеграции в иноязычную коммуникативную среду, делают возможным межкультурное общение с носителями языка, что, р

несомненно, мотивирует обучающихся к более интенсивной работе ме

н

е

над изучаемым иностранным языком. и

ческого перевода текстов и организовать дальнейшую работу над ними. В рамках курса «Практика устной и письменной речи» обучающиеся получают возможность общения с носителями языка с помощью таких приложений, как Skype, WhatsApp, Viber, Tande, Instagram и других. Иными словами, как отмечает И. Л. Мерзлякова, «современная молодежь способна на инстинктивном уровне взаимодействовать в онлайн-среде, используя в своем поведении информационно-коммуникационные технологии» [4, 139].

Бесспорными преимуществами информационно-коммуникационных технологий являются возможность активизации непроизвольного внимания обучающихся, наглядность предъявляемого материала, возможность организовать работу каждого обучающегося в индивидуальном режиме, что позволяет каждому задавать свой собственный темп работы. Особенно следует отметить такое преимущество, как отсутствие субъективности в оценке продуктов

Благодаря современным технологиям преподаватели полу- §

о

чили широкий арсенал образовательных ресурсов: электронные р

а

учебники и справочные материалы, тренинговые программы, видео- и

к

о

и аудиоподдержка, учебные игровые программы. Информационная нн революция в современном обществе заставила педагогов овладеть следующими технологиями: поиском необходимой литературы с применением различных браузеров, использованием прикладных программ для работы с текстами, например, создание презентаций для интересной подачи материала, либо работа с графиками для формирования умений монологической речи. В рамках различных

о

о

ун и

ка

-к и

о н н

но

дисциплин, например «Практического курса перевода», §

ги

преподаватель может осветить основные возможности автомати- §,

о

к е

с с е з

е

а о

д а

№ а

н

К н

о с з а н н о г о ^

о*

ка

№ Ki

е е

деятельности, возможность организации обратной связи и своевременность контроля. При этом компьютер, бесспорно, является очень терпеливым и лояльным учителем, который не критикует ошибки и готов повторять любые задания неограниченное количество раз, добиваясь правильного ответа.

Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку позволяет применять разнообразные формы работы, что не только повышает мотивацию к изучению иностранного языка, но и развивает когнитивные и творческие способности обучающихся. 2 Материалы и методы (Materials and methods) При традиционной организации учебного процесса в высшей школе от преподавателя требуется высокий уровень информативности в сочетании с богатым арсеналом приёмов и методов с целью концентрации внимания обучающихся на высоком уровне, повышения их мотивации к изучению иностранного языка. При проведении современного урока информационные технологии приходят учителю на помощь. Часть заданий преподаватель может провести при помощи компьютера, проверить выполнение заданий также можно, используя компьютер. Причем компьютер — самый терпеливый и ответственный помощник, он может повторять зада-енк ние сколько угодно раз, у него не бывает плохого настроения или низкой работоспособности, и он всегда оценивает обучающихся объективно. Благодаря информационно-коммуникационным технологиям невнимательные студенты теперь могут учиться наравне со

vo"

о £

к" старательными и усидчивыми обучающимися, потому что инфор

ви

>| мация им теперь преподносится красочно и интересно. И учитель, ^ и обучающиеся меньше устают, так как учебное занятие с использованием информационно-коммуникационных технологий прохо-

ко дит на одном дыхании. Информационно-коммуникационные техно-

ен

но логии делают занятие интерактивным, позволяют предоставлять

ра

^ материал наглядно и разнообразно. Особый акцент следует сделать на том, что на современном уроке не преподаватель стоит в центре

внимания, а обучающийся, он становится активным участником процесса обучения.

При внедрении информационно-коммуникационных технологий в традиционный формат занятий преподаватель может ис- р пользовать современные технологии с различными целями. Это н позволяет наглядно представить новый материал с эффектами ани- ни мации, видео и аудио, интересно организовать работу по изучению

субъектом образовательного процесса, что соответствует идее субъект-субъектных отношений в процессе взаимодействия студентов с преподавателями, которая, в концепции А. Р. Бекировой предполагает «особые взаимоотношения студентов и педагогов вуза, которые воспринимают друг друга в качестве равноправных партнеров, формируют представление друг о друге, учатся корректиро-

профессиональный мир и потенциал» [5, 25]. Компьютер является надежным помощником преподавателя в организации учебного процесса, поскольку его отличают такие характеристики, как терпение, лояльность, объективность и беспристрастность, стрессо-устойчивость и высокая работоспособность.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют эффективно организовать различные типы урока, а именно: уроки предъявления нового материала; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности (обобщение, закрепление, систематизация изученного материала); уроки развивающего контроля. На каждом этапе урока может осуществляться компьютерная поддержка. При предъявлении нового материала основной целью является презентация нового материала и его первичная актуализация. Особенно удачным представляется использование Microsoft PowerPoint, картинок, видеороликов, схем, таблиц и других визуальных опор в качестве наиболее эффективной цифровой нагляд-

л

н

о

лингвистических явлений, успешно развивать речевые умения с рм помощью программ-мессенджеров, проводить контроль, сделать и

он

возможным самоконтроль. Обучающийся становится активным н

к

о

к и

ка J

и

о к к

х

ко

вать свои действия, раскрывают свой внутренний гражданский и О

г

и й

о J | с с | |

а

о

д а

№ а

к

К к

о с а к к о г о ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

з о*

ка

№ Й

|

|

ности для воздействия на все виды восприятия с целью создания перцептивного образа. Ещё одним способом введения нового материала является постановка и решение дидактической задачи с помощью ребусов, картинок, видеофрагментов и даже мелодий.

На уроках общеметодологической направленности применение информационно-коммуникационных технологий также оправдано, так как они придают учебному процессу интерактивный характер, а игровые технологии способствуют созданию комфортной психологической атмосферы, которая положительно сказывается на результатах занятия.

При закреплении знаний, полученных на предыдущих этапах, большое значение приобретают упражнения на повторение и усвоение лексико-грамматического материала. Информационно-коммуникационные технологии, в отличие от традиционных форм организации занятий по иностранному языку, позволяют не только эффективно отработать и закрепить лексико-грамматические навыки, но и несут в себе коммуникативную наполненность, что приводит к росту положительной мотивации у обучающихся. Выполняя упражнения, разработанные на основе информационно-коммуникационных технологий, обучающиеся должны проявлять инициативность, самостоятельность в решении поставленных задач и позна-енк вательную активность. Информационно-коммуникационные технологии дают обучающимся возможность импровизировать, развивая свой творческий потенциал. Высокий потенциал использования в образовательном процессе творческих технологий подтверждается

р

о £

к" также фактом, что «актуальность приобретает организация такой

ви

« творческой деятельности обучающихся, которая соответствует их

• личностным и образовательным потребностям» [6, 242]. Информа-

N

ционно-коммуникационные технологии позволяют как реализовать

ко принцип личностно-ориентированного обучения, так и максималь-

ен

но но полно удовлетворить образовательные потребности студентов.

ра

^ На современном этапе развития педагогической практики на

всех уровнях образования разработаны серии электронных изда-

ний, дополняющих учебники, которые тематически коррелируют с основным содержанием учебника, дополняя его. Эти электронные учебные пособия хорошо зарекомендовали себя среди учителей-практиков иностранного языка ввиду их высокого образовательно- р го потенциала, а также возможностей подачи информации в до- мен ступной и интересной для обучающихся форме. |

Для систематизации и обобщения знаний необходим этап их

навательных объектов в личностно-значимые, позволяющие решать профессиональные задачи предстоящей деятельности» [7, 118]. С этой целью преподаватель создаёт проблемные ситуации, для решения которых обучающиеся должны найти, систематизировать и обобщить информацию, собранную на немецкоязычных сайтах. Это способствует формированию компенсаторной и социокультур-

стоятельную работу, в процессе которой в контексте профессионально-педагогического самообразования «происходит творческое изучение опыта других людей, поиск новых методических идей, способов и приемов работы, анализ и обобщение собственного опыта, высокоэффективное, творческое решение профессионально-педагогических задач с опорой на рекомендации науки и эффективной педагогической практики» [8, 12]. Хотелось бы отметить также существенную роль информационно-коммуникационных технологий в формировании метапредметных связей, так как различные виды работы с компьютером предполагают работу с разного рода приложениями.

Положительный отклик у обучающихся находит такой вид работы, как веб-квест, под которым понимается определённое проблемное задание с элементами ролевой игры. Доцент Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского С. В. Напалков, активно рассматривающий в своих работах проблему разработки и исполь-

л

н

о

интериоризации, которую А. А. Фасоля трактует как «процесс М усвоения и преобразования знаний в профессионально-ориентиро- и

он

ванные, характеризующиеся специфической трансформацией поз- н

к

о

ун и

ка

-к и

о н н

но

ной компетенции, а также учит правильно организовывать само- ло

г

и Й

р

о

к е

с с е п р е п о д а в а н

н о с т р а н н о г о ^

з о*

ка

№ Й

оле е

зования веб-квестов в образовательном процессе, справедливо отмечает, что веб-квесты способствуют самостоятельному изучению обучающимися дополнительного материала, их «самостоятельной деятельности по систематизации отдельных аспектов теории, а также исследовательской деятельности, что во многом способствует развитию интереса учащихся как к изучаемой теме, так и к предмету в целом» [9, 225]. В процессе выполнения веб-квеста у обучающихся развивается проблемное мышление и повышается творческий потенциал.

Для реализации контроля применяется компьютерное тестирование в различной форме: квиз, викторина, карточки с вопросами, «Своя игра», «Что? Где? Когда?». Данная форма контроля может выполнять одновременно несколько методических задач: обучение, развитие и непосредственно контроль. Нацеленность на результат создаёт соревновательный дух, который повышает положительную мотивацию.

Еще одним неоспоримым преимуществом применения информационно-коммуникационных технологий на занятиях по иностранному языку является развитие научного потенциала обучающихся в процессе проектной деятельности. Вслед за А. Г. Перовым мы полагаем, что «методически грамотное сочетание проектной енк формы с новейшими компьютерными технологиями позволяет достичь высоких образовательных результатов, поскольку объединяет в себе исследовательское и творческое начало, развивает умение будущего специалиста ориентироваться в большом потоке инфор-

р

о £

к" мации, в том числе и на иностранном языке, автоматизирует навык

ви

« работы на платформах современных компьютерных программ и

приложений» [10, 71]. Так, обучающиеся приобретают необходимые навыки работы с интернет-источниками для поиска материала, ко его систематизации и обобщения, а его презентация способствует развитию умения публичных выступлений.

о к н е н

о р

а

^ Таким образом, применение информационно-коммуникаци-

^ онных технологий в процессе обучения иностранному языку опти-

мизирует этап предъявления материала, делает его образным, повышает производительность урока, способствует формированию мета-предметных связей, даёт возможность организовать проектную деятельность, чтобы обучающиеся развивали критическое и проблем- р ное мышление, повышали свой творческий и научный потенциал. ! Говоря о развитии критического мышления обучающихся, мы счита- ни ем целесообразным упомянуть, что «в отличие от традиционного обучения, технология критического мышления опирается на личност- р

л и

н

а

но ориентированный подход, обучающийся не получает готовые и

о

О

о

ун и

ка

-К и

о н н

знания, а сам активно вовлекается в процесс добычи знаний» [11, 220]. н

Применение информационно-коммуникационных технологий обладает целым рядом преимуществ. Иногда является и необходимостью. Во время дистанционного обучения в период карантина, когда обучающиеся не могут посещать образовательные учреждения, обучение может не приостанавливаться. С помощью современных технологий можно записывать уроки и отправлять ^

но

обучающимся, а также проводить занятия с обучающимися в он- ло

ги

лайн-формате в режиме реального времени. §,

Особую актуальность приобретает применение информационно-коммуникационных технологий в условиях обучения в форме удаленного доступа, в связи с пандемией коронавирусной инфекции. Это становится жизненной необходимостью, так как информационно-коммуникационные технологии позволяют не прекращать учебный процесс и работать в режиме реального времени с каждым обучающимся.

Но следует отметить, что не стоит злоупотреблять использованием информационных технологий на уроках. Несмотря на все преимущества, применение информационно-коммуникационных технологий не всегда является рациональным. Традиционные методы работы по-прежнему используются на уроке, а для достижения определенных целей они комбинируются с современными методами обучения с применением информационно-коммуникационных технологий.

р

о

К е

с с е п р е п о д а в а н

8 н

о с т р а н н о г о ^

о*

ка

№ Й

оле е

3 Результаты (Results)

Анализ итогов промежуточной аттестации на факультете иностранных языков Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета позволяет констатировать тот факт, что на сегодняшний день организация учебного процесса невозможна без применения информационно-коммуникационных технологий. Это касается всех образовательных учреждений на сегодняшний день: школ, учреждений среднего профессионального образования, вузов. Наши студенты, находясь на практике в школах города Челябинск, отмечают эффективность применения информационно-коммуникационных технологий на разных этапах урока иностранного языка, делая акцент на том, что информационно-коммуникационные технологии позволяют сделать каждый урок более ярким, интересным и запоминающимся для школьников.

Опыт работы в средних и высших учебных заведениях позволил экстрагировать следующие рекомендации для использования информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания иностранного языка:

- учебные аудитории следует оснастить всем необходимым оборудованием, а преподаватели и обучающиеся должны владеть соответствующими навыками для применения информационно-коммуникационных технологий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- учитель должен хорошо ориентироваться в информацион-

ко

н

е р

о орко

q но-коммуникационных технологиях для решения конкретных ме

тодических задач;

к" - самостоятельная работа обучающихся с применением ин-

ви

>| формационно-коммуникационных технологий должна коррелиро-

• вать с формами аудиторной работы;

N

- преподавателю не следует пренебрегать традиционными

ко формами работы, так как, по нашему мнению, на данный момент

ен

н

о р

а

ничто не заменит реальное общение с преподавателем, следовательно, преподаватель должен продумывать, насколько рациональным является использование информационно-коммуникационных

технологий на том или ином этапе урока;

- в рамках парадигмы здоровьесбережения при использовании информационно-коммуникационных технологий преподавателю необходимо обращать внимание на то, чтобы не злоупотреблять Пр их применением, поскольку это может негативно сказаться на здо- мен ровье обучающихся. ни

Таким образом, соблюдение данных рекомендаций по применению информационно-коммуникационных технологий будет р

уделяют особое внимание функции самообразования, аргументируя это тем, что «студенты должны научиться находить необходимую информацию, анализировать ее, чтобы применять полученную информацию в профессиональной деятельности» [12, с. 126]. Безусловно, привитие обучающимся умений самообразования, развитие у них способности и готовности к самостоятельному поиску, отбору и критическому анализу информации представляется особенно важным в свете требований действующих Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и перехода к цифровизации большинства сфер общественной жизни.

Рассматривая роль современных информационно-коммуникационных технологий в системе образования, Э. М. Ахмедова и С. А. Пашина высказывают мнение о том, что «развитие компьютерных телекоммуникаций в образовании инициировало появление новых образовательных практик, что, в свою очередь, способство-

л и н

способствовать эффективной организации обучения иностранному и

он

языку. н

к

о

4 Обсуждение (Discussion)

На сегодняшний день образовательная парадигма строится на компьютерных средствах обучения, поэтому отправной точкой современного урока является использование информационно-коммуникационных технологий. Педагоги-методисты на протяжении последних лет весьма активно ведут дискуссию о роли инфор- |

но

мационно-коммуникационных технологий в образовательном про- §

ги

цессе. Так, например, М. М. Тешева, В. А. Тешев и В. В. Шалатов §,

ун и

ка

-к и

о н н

о

к е

с с е з

е

а о

д а

№ а

н

S н

о с з а н н о г о ^

О*

ка

№ Ki

е

е

вало трансформации системы образования в целом» [13, 185]. Нельзя не согласиться с мнением авторов, поскольку современные информационно-коммуникационные технологии способствуют развитию цифровой образовательной среды, которая положительно изменяет сущность образовательного процесса в соответствии с новыми вызовами времени, а также запросами государства и общества. В то же время возможности, предоставляемые информационно-коммуникационными технологиями, позволяют современному преподавателю качественно новым образом конструировать концепцию образовательного процесса и проектировать его содержание, которое становится не только тематически наполненным, но и приобретает большую выразительность, образность, красочность, что положительно сказывается на формировании и развитии познавательного интереса обучающихся к процессу учения.

Эта позиция находит подтверждение в работе О. В. Кисель и А. В. Бутовой, которые, рассматривая студентоцентрированный подход в высшей школе, столь органично вписывающийся в парадигму субъект-субъектных отношений преподавателя и студента вуза, справедливо утверждают, что «вместо того, чтобы быть пассивными получателями информации, студенты, работающие с информационно-коммуникационными технологиями, становятся ак-енк тивными пользователями», а информационно-коммуникационные технологии, в свою очередь, «создают ориентированную именно на учащихся среду обучения, которая может обеспечить не только дополнительную деятельность, интерактивную по своей природе, но

р

о £

к" и даст возможность каждому студенту концентрироваться на своих

ви

« собственных учебных интересах и потребностях» [14, 168]. Мы

полностью разделяем данную точку зрения. Смеем предположить, что среда обучения, проектируемая с учетом использования в вос-ко питательно-образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий, может считаться психологически комфортной

о к

н

е

н

о р

^ и безопасной, поскольку в полной мере отвечает социальному заказу государства и общества, современным требованиям нормативно-

чества, способствуют геймификации образования и апеллируют к реализации в практической педагогической деятельности технологии «эдьютейнмент», позволяющей успешно и эффективно сочетать элементы обучения и развлечения, игры.

Анализируя роль информационно-коммуникационных технологий в обучении грамматике иностранного языка с точки зрения современной педагогической науки и лингводидактики, Е. Н. Белова также делает акцент на высоком образовательном потенциале информационно-коммуникационных технологий для всех категорий обучающихся, подтверждая свою точку зрения предположением о том, что «гипертекстовая организация контента сети Интернет и его мультимедийность, функциональность и многообразие ресурсов предоставляют возможность студентам с невысоким уровнем владения иностранным языком преуспеть в обучении» [16, 422]. В самом деле, нельзя не согласиться с позицией автора, поскольку

л и

н

правовых документов в сфере образования, а также направлена на удовлетворение образовательных потребностей всех субъектов образования.

Н. Ю. Игнатова делает особый акцент на интерактивности р

информационно-коммуникационных технологий. Согласно её точке ме

н

зрения, информационно-коммуникационные технологии позволяют ни создать ситуацию дидактической игры на уроке, что способствует лучшему овладению лексико-грамматическими, фонетическими и рм речевыми навыками, составляющими основу для овладения ино- и

он

странным языком [15]. Позиция автора представляется нам крайне о актуальной на сегодняшнем этапе развития информационно- ко коммуникационных технологий в образовании. На сегодняшний день педагоги владеют целым арсеналом цифровых средств обучения, таких, как мультимедийная наглядность в виде презентаций, интеллект-карты, веб-квесты, различные веб-сервисы для разработки заданий. Нельзя не подчеркнуть, что использование педаго- 8

но

гами таких современных образовательных технологий в процессе о

ги

обучения студентов иностранному языку привносит элемент твор- !,

ун и

ка

к и

о н н

р

о

к е

с с е р е

а

о

д а в а н

н о с т р а н н о г о ^ з

о*

ка

№ Й

е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е

информационно-коммуникационные технологии позволяют преподавателю сделать сложный материал более доступным, обозримым и понятным для обучающихся, представить его ярко и наглядно. Кроме того, использование информационно-коммуникационных технологий педагогами высшей школы в аспекте промежуточного и итогового контроля знаний позволяет реализовывать на практике дифференцированный подход в обучении студентов, позволяя варьировать контрольные задания, разделяя их на различные уровни сложности согласно содержанию и форме подачи.

Многие педагоги-практики едины в том, что контроль знаний, умений и навыков обучающихся с помощью информационно-коммуникационных технологий является более объективным. Так, например, А. А. Бабкин, О. В. Голубев и В. А. Тестов утверждают, что «при использовании стандартизованной компьютерной программы условия проведения тестирования не зависят от индивидуальных особенностей и психологического состояния проводящего тестирование человека, что, несомненно, повышает чистоту диагностической процедуры» [17, 128].

Мы поддерживаем точку зрения Д. В. Буримской, которая в своих работах достаточно глубоко анализирует педагогические подходы к обучению профессионально ориентированному ино-енк странному языку на базе информационно-коммуникационных технологий и отмечает, что «недостатком фрагментарного применения технологий является нарушение концептуального подхода к обучению иностранному языку» [18, 205]. В самом деле, информацион-

р

о £

8, но-коммуникационные технологии должны стать неотъемлемой

ви

« составляющей образовательного процесса в высшей школе. Их

фрагментарное применение не даст ожидаемого результата и, как следствие, не будет способствовать оптимизации образовательного ко процесса в вузе и повышению его эффективности. Особенно высок потенциал информационно-коммуникационных технологий в обу-

о к н е н

о р

^ чении студентов вуза иностранному языку, так как информацион-^ ные технологии, как было сказано выше, вариативны и многогран-

формационно-коммуникационных технологий, которые позволяют разнообразить учебный процесс.

5 Заключение (Conclusion)

На сегодняшний день мы не можем игнорировать тот факт, что информационно-коммуникационные технологии обладают несомненными достоинствами по сравнению с традиционными методами обучения, так как они могут достаточно эффективно использоваться на различных этапах обучения иностранному языку.

Опыт работы на факультете иностранных языков ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета доказывает, что гармоничное сочетание информационно-коммуникационных технологий с традиционными методами обучения иностранному языку позволяет эффективно организовать процесс обучения, в значительной степени повысить качество обучения. Создавая для обучающихся ситуацию успеха, преподаватель

ны, обладают высокой интерактивностью и позволяют сделать процесс обучения иностранному языку более образным и красочным, что будет способствовать лучшему осмыслению обучающимися фонетического, лексического материала и грамматических Пр

явлений. Кроме того, использование информационно-коммуника- ме

н

ционных технологий в процессе контроля сформированности у ни

е

студентов иноязычных знаний, умений и навыков, а также в про- ин

о

цессе экспертной оценки уровня сформированности у обучающих- М ся компетенций, предусмотренных основной профессиональной и

он

образовательной программой, позволяет добиться большей объек- но тивности оценивания и делает процедуру контроля стандартизиро- ко ванной и, как следствие, более удобной.

Таким образом, проблема применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы обладает высокой актуальностью и активно обсуждает-

т

ся в педагогическом сообществе. Большинство ученых, методистов, ^

но

практикующих учителей приходят в своих работах к выводу о том, ло

ги

что современное образование немыслимо без использования ин- !,

о

е

с с е е

а о

д а

№ а

н

S н

о с а н н о г о ^

О*

ка

№ Ki

е

е

tq

мотивирует обучающихся к дальнейшей работе над иностранным языком. Информационно-коммуникационные технологии способствуют геймификации образовательного процесса, позволяющей существенно разнообразить его и представить материал в более доступной и понятной для обучающихся форме. Являясь средством образовательного эдьютейнмента, информационно-коммуникационные технологии позволяют сочетать в учебном процессе обучение и развлечение, делая процесс обучения иностранному языку более интересным для обучающихся. Возможности информационно-коммуникационных технологий, таким образом, позволяют создавать интерактивную образовательную среду, способствующую формированию языковой компетенции.

Библиографический список

1. Бароненко Е. А., Орлова И. А., Скоробренко И. А. Цифровизация и информатизация иноязычного образования как условие подготовки студентов факультета иностранных языков педагогического вуза к профессиональной деятельности // Современные методы и технологии преподавания иностранных языков : сборник научных статей. Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет, 2019. С. 139-144.

2. Мукимов Б. Р. Основные аспекты формирования мотивации к обучению в процессе развития коммуникативной компетенции студентов вуза // Школа будущего. 2019. № 3. С. 14-21.

3. Бароненко Е. А., Белова Л. А., Слабышева А. В., Орлова И. А. Повышение роли самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.

§ ä

о 2017. № 3. С. 14-20. £

4. Мерзлякова И. Л. Информационно-коммуникационные технологии в процессе формирования медиаповедения современной российской молодежи //

^ Kant. 2021. № 1 (38). С. 134-139.

5. Бекирова А. Р. Субъект-субъектное взаимодействие в учебном процессе: методологический аспект // Среднее профессиональное образование. 2019. № 12. С. 21-26.

6. Скоробренко И. А., Ворожейкина А. В. Активизация познавательной деятельности современных школьников как условие развития мотивации творчества // Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, исследования :

к сборник материалов международной студенческой научно-практической конфе-

та

§ ренции. Челябинск : Южно-Уральский государственный университет. 2018. С.

о

^ 240-245.

7. Фасоля А. А. Генезис понятия «Интериоризация» в психолого-

hq педагогической науке // Человеческий капитал. 2019. № 6 (126). С. 115-119.

8. Быстрай Е. Б., Райсвих Ю. А., Штыкова Т. В. Личностная функция самообразования бакалавров педагогики: аксиологический аспект // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2018. № 41. С. 10-14.

9. Напалков С. В. Специфика заданий и задачных конструкций информационного контента тематического образовательного Web-квеста // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 4 (36). С. 222226. (Социальные науки).

10. Перов А. Г. Проектные технологии обучения иностранному языку с использованием современных ИКТ // Глобальный научный потенциал. 2021. № 1 (118). С. 70-72.

11. Быстрай Е. Б., Райсвих Ю. А. Развитие навыков аудирования в процессе реализации техники критического мышления // Теоретические и прикладные аспекты лингвообразования : сборник научных статей Межвузовской научно-практической конференции / под редакцией Л. С. Зникиной. Кемерово : Кузбасский государственный технический университет, 2019. С. 218-223.

12. Тешева М. М., Тешев В. А., Шалатов В. В. Применение современных информационно-коммуникационных технологий в образовании // Вестник Адыгейского государственного университета.. 2020. № 2 (260). С. 125-129. (Серия 5 «Экономика»).

13. Ахмедова Э. М., Пашина С. А. Дидактические требования к современным ИКТ и их роль в системе образования // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 184-185.

14. Кисель О. В., Бутова А. В. Студентоцентрированный подход в высшей школе: преимущества и недостатки // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 12-1. С. 166-170.

15. Игнатова Н. Ю. Информационные технологии на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 2012. № 2. С. 25-33.

16. Белова Е. Н. Условия формирования иноязычной грамматической компетенции студентов неязыковых вузов // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 2 (51). С. 418-424.

17. Бабкин А. А., Голубев О. Б., Тестов В. А. О применении компьютерных систем тестирования для проверки знаний студентов и курсантов вузов // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2018. № 2 (42). С. 126-132.

18. Буримская Д. В. Педагогические подходы к обучению профессионально-ориентированному иностранному языку на базе ИКТ // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 459. С. 205-212.

Ye. A. Baronenko1, Yu. A. Reiswich2, I. A. Skorobrenko3

:ORCID No. 0000-0001-6638-6610 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: baronele@yandex.ru

ee

e

i a

i o

n ^ o r

о n-

0

к

ni

о'

a

i o

n e

о n

o

lo g

а-

e

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

о e

s s

f a

0

1 n

g

rei ign

la n

gu

age

(Ъ n

i

e

r s

о o

o

2ORCID No. 0000-0001-5980-5450 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: tolljulia@mail.ru

3ORCID No. 0000-0001-6644-4091 M aster's student of Department of Theoretical and Applied Psychology of the Faculty of Psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: kaktus0096@mail.ru

THE APPLICATION OF INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE IN HIGHER SCHOOL

Abstract

Introduction. The problem of organizing effective teaching foreign language has led to the need to search for new methods and technologies of teaching. This article discusses the use of information-communication technologies and their integration into the process of teaching foreign language in higher school. The authors focus on the advantages of using information-communication technologies in the educational process for more successful formation of speech skills and increasing motivation to learn a foreign language. The purpose of the article is to justify the ad-rb vantages of using information-communication technologies in the

or

ok process of teaching foreign language in higher education. ^ Materials and methods. When working on the article, the

following research methods were used: review of Russian and foreign scientists' works; the positive aspects of the use of information-communication technologies in foreign language clas-Yu ses in higher school are considered, and an attempt is made to justify the need for their use in the modern educational process.

Results. The analysis of the work at the Faculty of Foreign Languages of the South Ural State Humanities -Pedagogical University made it possible to formulate and justify a number of rec-

ommendations for the effective use of information -communication technologies in the process of teaching foreign language in higher education.

Discussion. The article substantiates the need to use information-communication technologies to optimize teaching foreign language, as well as to increase interest in the topics taught,

S

ta £

and in the foreign language in general. ^

ft'

a ^

S' s

Conclusion. The experience of using information -communication technologies convincingly proves that their use in the educational process improves the quality of learning, on the ^ one hand, and on the other hand, motivates students to learn for- | eign language at a higher level. §

Keywords: Information-communication technologies; Elec- ^ tronic textbooks; Reference materials; Training programs; Video | support; Audio support; Educational game programs; Speech | skills; Positive motivation. §

Highlights:

Traditional methods of teaching foreign language are analyzed;

Advantages of using information-communication technologies in combination with traditional teaching methods and tech- ^ nologies are justified;

e

ft

s o

o

g

o ft ft s s

Necessity of using information - communication technolo- ^

%

a

ft ^

s"

g

r

%

gies and their positive impact on improving the quality of the educational process at the university is proved;

Positive role of information-communication technologies in the formation of students' motivation to further foreign lan- ^

guage study is emphasized. g

s

g

References i

1. Baronenko E.A., Orlova I.A. & Skorobrenko I.A. (2019), i

Cifrovizaciya i informatizaciya inoyazychnogo obrazovaniya kak uslovie podgotovki studentov fakul'teta inostrannyh yazykov pedagogicheskogo vuza k

%

ft t o

professional'noj deyatel'nosti [Digitalization and Informatization of Foreign s

Language Education as a Condition for Training of Foreign Languages Facu lty's p

Students of a Pedagogical University for Professional Activities], Sbornik nauchnykh statey "Sovremennye metody i tekhnologii prepodavaniya inostrannyh yazykov" [A Ccollection of scientific articles "Modern methods and technologies of teaching foreign languages"], Chuvashskiy gosudarstven-nyy pedagogicheskiy universitet, Cheboksary, pp. 139-144. (In Russian).

2. Mukimov B.R. (2019), Osnovnye aspekty formirovaniya motivacii k obucheniyu v processe razvitiya kommunikativnoj kompetencii studentov vuza [The main aspects of learning motivation formation in the process of communicative competence developing of university students], Shkola bu-dushchego, 3, 14-21. (In Russian).

3. Baronenko E.A., Belova L.A., Slabysheva A.V. & Orlova I.A. (2017), Povyshenie roli samostoyatel'noj raboty studentov pri izuchenii in-ostrannogo yazyka [The increase of the role of students' independent work in studying a foreign language], Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta 3, 14-20. (In Russian).

4. Merzlyakova I.L. (2021), Informacionno-kommunikacionnye tekhnologii v processe formirovaniya mediapovedeniya sovremennoj rossijskoj molodezhi [Information and communication technologies in the process of media behavior of modern Russian youth], Kant, 1 (38), 134-139. (In Russian).

5. Bekirova A.R. (2019), Sub'ekt-sub'ektnoe vzaimodejstvie v uchebnom processe: metodologicheskij aspekt [Subject-subject interaction in the educational process: methodological aspect], Srednee professional'noe obrazovanie, 12, 21-26. (In Russian).

6. Skorobrenko I.A., Vorozhejkina A.V. (2018), Aktivizaciya pozna-vatel'noj deyatel'nosti sovremennyh shkol'nikov kak uslovie razvitiya motivacii tvorchestva [Activation of cognitive activity of modern schoolchildren as a condition for the development of creative motivation]. Sbornik materialov mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno -prakticheskoj konferencii "Psihologi-ya v menyayushchemsya mire: problemy, gipotezy, issledovaniya" [A Collection of materials of the international student's scientific -practical conference

n

g "Psychology in a changing world: problems, hypotheses, research"], Yuzhno -

"o Ural'skij gosudarstvennyj universitet, Chelyabinsk, 240-245. (In Russian).

ii 7. Fasolya A.A. (2019), Genezis ponyatiya "Interiorizaciya" v psi-

^ hologo-pedagogicheskoj nauke [Genesis of the concept of "Interiorization" in

psychological and pedagogical science], Chelovecheskij kapital, 6 (126), 115-119. (In Russian).

8. Bystraj E.B., Reisvih Yu.A. & Shtykova T.V. (2018), Lichnostnaya a^ funkciya samoobrazovaniya bakalavrov pedagogiki: aksiologicheskij aspekt

^ [Personal function of self-formation of bachelors of education: axiological

^ aspect], Inostrannye yazyki: lingvisticheskie i metodicheskie aspekty, 41, 10-

8" 14. (In Russian).

§ 9. Napalkov S.V. (2014), Specifika zadanij i zadachnyh konstrukcij in-

g formacionnogo kontenta tematicheskogo obrazovatel'nogo Web -kvesta [Specif-

a

oq ic features of tasks and problem constructions of the information content of the ^ thematic educational Web quest], Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im.

^ N.I. Lobachevskogo, Social'nye nauki, 4 (36), 222-226. (In Russian).

10. Perov A.G. (2021), Proektnye tekhnologii obucheniya inostran-nomu yazyku s ispol'zovaniem sovremennyh IKT [Project technologies for teaching a foreign language using modern ICT], Global'nyj nauchnyj potencial, 1 (118), 70-72. (In Russian).

11. Bystraj E.B. & Reisvih Yu.A., Edr. L.S. Znikina (2019), Razvitie navykov audirovaniya v processe realizacii tekhniki kriticheskogo myshleniya [The development of listening skills in the implementation of the technique of critical thinking], Sbornik nauchnyh statej Mezhvuzovskoj nauchno-

S ft

prakticheskoj konferencii "Teoreticheskie i prikladnye aspekty lingvoobra- ^

0 a

1

S'

n ft

S

3

zovaniya" [A Collection of scientific articles of the Interuniversity scientific -practical conference "Theoretical and applied aspects of linguistic education", Kuzbasskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet, Kemerovo, 218-223. (In Russian).

12. Tesheva M.M., Teshev V.A. & Shalatov V.V. (2020), Primenenie ^ sovremennyh informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij v obrazovanii [Application of modern information and communication technologies in education], Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta, Seriya 5 "Ekonomika", 2 (260), 125-129. (In Russian).

13. Ahmedova E.M. & Pashina S.A. (2021), Didakticheskie trebo-vaniya k sovremennym IKT i ih rol' v sisteme obrazovaniya [Didactical requirements for modern ICT and their role in the education system], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 1 (86), 184-185. (In Russian).

14. Kisel' O.V. & Butova A.V. (2020), Studentocentrirovannyj pod- ^ hod v vysshej shkole: preimushchestva i nedostatki [The student-centered § approach in higher education: advantages and disadvantages], Sovremennye §g naukoemkie tekhnologii, 12-1, 166-170. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Ignatova N.Yu. (2012), Informacionnye tekhnologii na urokah anglijskogo yazyka [Information technologies in English lessons], Inostran- ^ nye yazyki v shkole, 2, 25-33. (In Russian). §

16. Belova E.N. (2020), Usloviya formirovaniya inoyazychnoj gram- S maticheskoj kompetencii studentov neyazykovyh vuzov [The prerequisites of § the foreign language grammatical competence development with reference to §§ the non-linguistic university students], Biznes. Obrazovanie. Pravo, 2 (51), ^ 418-424. (In Russian). g

17. Babkin A.A., Golubev O.B. & Testov V.A. (2018), O primenenii komp'yuternyh sistem testirovaniya dlya proverki znanij studentov i kursan-

tov vuzov [On the application of computer testing systems for testing c|' knowledge students and cadets of higher education institutions], Vestnik in- |

stituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie, 2 (42), 126-132. (In Russian).

18. Burimskaya D.V. (2020), Pedagogicheskie podhody k obucheniyu cr§ professional'no-orientirovannomu inostrannomu yazyku na baze IKT [Peda gogical Approaches of Teaching ESP Based on ICT], Vestnik Tomskogo g gosudarstvennogo universiteta, 459, 205-212. (In Russian). ^

-s

s c

h S

S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.