ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК: 373.2:376-053.4
Данильцева В.А.
педагог-психолог, учитель СБО ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 41»
Маковецкая О.П.
дефектолог, учитель СБО ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 41»
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ СБО В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VIII ВИДА КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В БУДУЩЕМ
В статье рассмотрены возможности применения ИКТ на уроках социально-бытовой ориентировки в школе-интернате VIII вида, расширения кругозора воспитанников, развития высших психических функций, психических процессов посредством тренировки анализаторов с помощью мультимедийного оборудования, возможности дальнейшей успешной социализации воспитанников, их адаптации к реалиям окружающего социума.
Ключевые слова: информационно-компьютерные технологии, социализация воспитанников, презентации, социально-бытовая ориентировка.
Сегодняшнее время — время широчайшего применения компьютерной техники и информационно-компьютерных технологий. Компьютеры стали неотьемлемым атрибутом современной жизни. Можно смело перефразировать известную фразу, сказав: «Тот кто владеет компьютерными технологиями — владеет миром». Может это и слишком громко сказано, но ведь в повседневной жизни мы практически все можем сделать имея под рукой компьютер и интернет: оплатить коммунальные услуги, записаться на прием к врачу, оформить паспорт, найти рецепт и приготовить себе вкусный обед. А уж про «простое человеческое общение» и говорить не приходится. На сегодняшний день это даже становится проблемой современности — уход от реальности и общение в соцсетях. Но это тема для другого разговора.
Где же может получить компьютерные знания и умения растущий человек? Конечно дома, в семье, если возможности и знания родителей позволяют это сделать. А если нет? А если ребенок сирота и его дом — это школа-интернат? Тогда на помощь приходят школы, которые сегодня практически повсеместно оснащены всем необходимым. Вовсю идет процесс «интернетизации» образования. А помимо простого овладения компьютерной грамотностью, использование информационно-компьютерных технологий делает обучение более наглядным, динамичным и интересным. Это касается всех детей, но особое внимание мы хотим уделить учащимся с ограниченными возможностями здоровья, а именно умственно отсталым учащимся. Работая продолжительное время в коррекционной школе-интернате VIII вида, мы наблюдаем как остро стоит проблема социализации наших воспитанников в процессе обучения и после окончания учебы. И, возможно, ИКТ и есть то «окно» в реальную жизнь, которое способно вдохнуть новый поток информации в наших воспитанников [1].
Курс предмета социально-бытовой ориентировки в специальной школе-интернате предполагает овладение учащимися навыками, умениями, необходимыми в обычной жизни, что позволит им быстрее адаптироваться в социуме после выхода из школы. И как раз для таких учащихся необходимость использования ИКТ на уроках СБО неоспорима. С психологической точки зрения, для детей с ограниченными возможностями здоровья можно выделить несколько наиболее важных причин, по которым применение компьютера
на уроках становится необходимым: это и реальная возможность процесса индивидуализации и дифференциации обучения, и организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональным и физиологическими особенностями детей, и, конечно, расширение возможности соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.
В применении компьютерных технологий заложен определенный дефектологический смысл — это возможность индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку подходящих лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи. Учащимся с умственной отсталостью как никому важны наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ. «Детская природа требует наглядности» — эти слова великого педагога К.Д. Ушинского как нигде актуальны именно в обучении таких детей. При использовании наглядных средств обучения активнее развиваются внимание, восприятие, тренируется зрительная память, мышление учащихся. ИКТ способствуют коррекции и развитию высших психических функций, устраняют пробелы в знаниях, формируют познавательные способности. Исходя из этого, уроки социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе VIII вида всегда предусматривали широкое использование наглядности на всех этапах: при сообщении новых знаний, закреплении, повторении, самоконтроле выполненной работы. Введение ИКТ в урок СБО вызывает у наших учащихся повышенный интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни, — к той жизни, которую многие из наших воспитанников видят только по телевизору, так как проживают в интернате.
Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий, визуализируют учебный материал. А учитывая то, что для детей с умственной отсталостью нет учебников по СБО как таковых, то использование ИКТ является ощутимым подспорьем в решении этого вопроса. [2]
Очень удобно на уроках СБО подавать материал в виде мультимедийных презентаций. Презентации по СБО разработаны по следующим разделам «Домашняя экономика», «Транспорт», «Питание», «Торговля», «Личная гигиена». Использование компьютерных презентаций в преподавании курса СБО помогает сделать урок наглядным и выразительным, позволяет достигать более глубокого запоминания учебного материала, через зрительное восприятие, которое у большинства наших учащихся развито лучше, чем слуховое, усиливает эмоциональное воздействие.
При использовании на уроке компьютерных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний деятельность ученика немыслима. Также, презентации позволяют использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. [3]
Таким образом, мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Коррекционно-развивающий аспект: коррекция и развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: умение, по возможности, четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
ИКТ эффективны как для изучения нового материала, для обобщения, систематизации знаний, так и для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков на уроках, для повторения, практического применения полученных знаний, умений и навыков, а также для переноса полученных знаний в другие условия. При этом качественно изменяется отношение ученика к СБО, как учебному предмету. Расширяются границы преподаваемого материала. Не выходя из школы, мы с учениками можем виртуально «посетить» экскурсии на автовокзал, ж/д вокзал или аэропорт. Посмотреть, что из себя представляет салон самолета, вагон поезда, «пройти» регистрацию, познакомиться с правилами пассажиров и узнать многое другое. Ребята «включаются» в реальную жизнь, учатся делать жизненные выводы и обобщения. Следует отметить, что для того, чтобы применение компьютера на уроках СБО давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:
1. Планирование урока, должно осуществляется в соответствии с общим уровнем развития всей учебной группы и индивидуальных особенностей каждого учащегося, что выявляется с помощью психолого-педагогического исследования.
2. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.
3. Компьютерные задания должны быть составлены, подобраны в соответствии с умением учащихся обращаться с компьютером, необходимо подбирать доступные материалы, постепенно готовя учеников к умению пользоваться более сложными их видами;
4. Наглядные материалы (картинки, презентации, кроссворды, игры и т.д.) должны отвечать решению основной задачи обучения;
5. Количество цифровых образовательных ресурсов на уроке должно быть строго ограничено, так как с каждым из подобранных видов должна быть проведена соответствующая работа, которая не перегружала бы возможности зрительного восприятия учащихся;
6. Вся подобранная цифровая наглядность должна демонстрироваться последовательно;
7. При использовании цифровых материалов, предназначенных для общеобразовательной школы, взятых из других источников, нужно адаптировать их с учетом программных требований и возможностей учеников школы VIII вида;
8. Цифровые материалы, взятые из других источников (картинки, фотографии, рисунки, фильмы и т.д.), должны быть качественными, яркими, четкими и соответствовать требованиям, предъявляемым к пособиям (размер, четкость и т.п.).
9. Кабинет должен быть оборудован в соответствии с установленными гигиеническими нормами, по которым допустимо использование компьютера (Санитарные правила и нормы).
Как результат: применение ИКТ на уроках СБО способствует повышению эффективности процесса обучения и воспитания воспитанников коррекционной школы VIII вида, дает возможность индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет изучения учебного материала в индивидуальном темпе, устанавливает межпредметные связи, помогает осуществлять управление учебной деятельностью и контроль за результатами усвоения учебного материала, облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным. Регулярное использование дифференцированного материала с использованием мультимедийного оборудования на уроках СБО, вызывает у наших обучающихся эмоциональный подъем, повышает интерес
к учебной деятельности, улучшает качество образования, тем самым способствуя основной цели — успешной социализации и интеграции детей в общество.
Литература
1. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. — 1998. — №1. — С. 72-75.
2. Иванова Е.В. Информационная компетентность учителя в современной школе //Развитие научного педагогического знания: проблемы, подходы, результаты: Сб. научн. ст. аспирантов/ Под ред. А.П.Тряпицыной и др. — СПб.: НИИХ СпбГУ, 2003 — Вып. 1.
3. Сидорова Е.В. Электронный банк современного учителя. Тех-нология развития критического мышления: электронное пособие http://www.kmspb.narod.ru, 2001.