Обучение элементам геометрии учащихся старших классов
КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Кольцова Светлана Николаевна (kolechkoS@yandex.ru)
ГОУ Республики Марий Эл «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа города Йошкар-Олы № 2 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
В работе изложены основные принципы применения компьютерных технологий на уроках геометрии в старших классах коррекционной школы VIII вида, а также показана актуальность привлечения ИКТ в образовательный процесс для обучения детей с нарушениями интеллекта.
In job the basic principles of application of computer technologies at lessons of geometry in the senior classes of correctional school VIII of a kind are stated, and also the urgency of attraction of communication technologies in educational process for training children with infringements of intelligence is shown.
Современный социальный запрос на активную, ответственную, нравственную, социально адаптированную личность выдвигает новые требования к системе учебно-воспитательного процесса в школе и, в частности, поиску новых технологий при организации урока. Одним из новых направлений повышения гибкости и эффективности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) школе является организация и проведение уроков с использованием компьютерных технологий. Уроки данного типа способствуют информационному обогащению содержания обучения, а также развитию и коррекции основных психических функций обучающихся. Структура данных уроков отличается четкостью, компактностью, логикой представленного материала на каждом этапе урока, большой информативностью и емкостью материала, что обеспечивается также информационными компьютерными технологиями. ИКТ на таком уроке используются как источник информации, а также способствуют существенному расширению наглядности обучения, являются средством оперативного контроля усвоения обучающимися знаний и умений. Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами - возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.
Программа по математике для коррекционной школы наряду с изучением арифметического материала значительное место отводит изучению элементов геометрии. В 5—9-х классах коррекционной школы из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Геометрический материал обладает высоким уровнем абстрактности. Представление о каждой геометрической фигуре складывается на основе многократного восприятия формы объектов окружающей действительности как их существенного признака. Обобщение под руководством взрослого данных целенаправленных наблюдений, закрепление за каждым сенсорным образом соответствующего словесного обозначения составляют основу формирования геометрических представлений у учащихся коррекционных школ VIII вида. Овладение этим разделом математики для учащихся представляет большие трудности. Причины этих трудностей
заключаются в первую очередь в особенностях познавательной и эмоционально-волевой деятельности детей с нарушением интеллекта: недоразвития внимания, воображения, несовершенства анализа, синтеза, слабости обобщения и отвлечения. Важным условием эффективности формирования геометрических понятий у школьников с нарушением интеллекта является обеспечение мыслительной активности на всех этапах усвоения знаний, начиная с чувственного восприятия и заканчивая процессом обобщения. Активизация мыслительной деятельности при формировании понятий может быть достигнута посредством применения упражнений с использованием ИКТ. Опора на такие задания создает благоприятные условия для развития всех видов мышления. Их использование обеспечивает мотивацию учащихся и активизацию познавательной и мыслительной деятельности, усиливает визуализацию восприятия учебного материала, предоставляет каждому ученику свободу выбора темпа, средств и форм деятельности, показывает уровень и виды необходимой помощи учащимся в процессе решения учебных задач, дает умение находить существенно более эффективные способы решения традиционных задач специального обучения. Использование компьютера и компьютерных продуктов обеспечивает реализацию личностно ориентированного подхода в организации учебной деятельности ребенка, что в свою очередь, сказывается на перспективах роста возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию и расширению сфер будущей трудовой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения, дети с ОВЗ приобретают необходимые умения и навыки для дальнейшей адаптации и социализации, повышается уровень их мотивации к обучению.
Отбор компьютерных заданий к уроку геометрии учитель осуществляет исходя из следующих принципов:
1) отбор учебно-коррекционных задач, решение которых сложно без компьютера в условиях традиционного обучения;
2) достижение обучающего эффекта в более короткие по сравнению с традиционным обучением сроки;
3) индивидуализация процесса выполнения задания за счет использования компьютерных технологий.
Программированные задания по геометрии составляются таким образом, чтобы ученик, выполняя задание, самостоятельно находил ответ, сравнивая его либо с группой данных ему ответов, среди которых есть и ответ к данному заданию, либо с показаниями ответа на компьютере. Например: «Из данных четырехугольников выбери только параллелограммы», «Из данных геометрических фигур исключи лишнее», «Дай название параллелограмму с равными сторонами и прямыми углами», «Сумма углов треугольника равна: 360°, 180°, 90°» и т. д. Программированные задания разрабатываются по каждому разделу изучаемого геометрического материала для учащихся 5—9-х классов. Наблюдения показали, что учащиеся коррекционной школы с большим интересом относятся к программированным заданиям, проявляют при их выполнении максимум самостоятельности, ученик работает в доступном ему темпе, нет необходимости отводить специальное время на проверку самостоятельной работы, следовательно, экономится время и учителя, и ученика.
Конспект урока геометрии в 7 классе коррекционной школы VIII вида с применением ИКТ.
Тема: виды параллелограммов.
Цель: обобщить знания по теме: «Параллелограмм».
Задачи: научить распознавать параллелограммы по различным признакам; развивать и корригировать пространственное восприятие путем анализа длин сторон и величин углов в параллелограммах; формировать практические жизненные навыки и чувство патриотизма.
Вид используемых средств ИКТ: универсальные, компьютер, проектор, дидактические карты.
Ход урока:
1. Организационный этап.
Цель: подготовить учащихся к активному восприятию информации.
Учитель демонстрирует 2 слайд-презентации: стих-шутку Е. Паина «Треугольник и квадрат».
Вопросы классу по стихотворению:
Какая новая фигура получилась?
Как вы думаете, почему я прочитала такое стихотворение?
2. Этап повторения изученного материала.
Цель: закрепление изученного ранее материала.
Программированное задание.
1. Многоугольник это:
a) замкнутая кривая линия;
b) замкнутая ломаная линия;
^ незамкнутая ломаная линия.
2. Определите вид многоугольника по чертежу: квадрат, ромб, прямоугольник, параллелограмм.
3. Дополните определение: четырехугольник это:
a) многоугольник с четырьмя углами;
b) многоугольник с тремя сторонами;
^ многоугольник с тремя углами.
Дайте определение параллелограмма (рассказать правило).
Учитель демонстрирует 3 слайд-презентации (виды многоугольников).
Задание по 3 слайду: из данных фигур выберите все четырехугольники.
Учитель демонстрирует 4 слайд-презентации «Виды четырехугольников».
Программированное задание по 4 слайду:
— из данных четырехугольников выбрать только параллелограммы;
— из данных параллелограммов выделить параллелограммы с равными сторонами;
— из данных параллелограммов выделить параллелограммы с прямыми углами.
Вопросы классу:
Что такое прямоугольник?
Какая фигура называется квадратом?
Дайте определение ромба.
Какие предметы вокруг нас имеют форму данных геометрических фигур?
Учитель демонстрирует 5 слайд-презентаций (орнамент Республики Марий Эл).
Вопросы классу по 5 слайду:
Что изображено на слайде? Как называется наша республика? Назовите столицу. Кто президент нашей республики?
Найдите на изображении все параллелограммы.
Учитель демонстрирует 6 слайд-презентаций (изображение параллелограмма).
Вопросы классу по 6 слайду:
Из каких линий состоит данный параллелограмм?
Как называется отрезок ВС?
Назовите нижнее основание.
Как называются отрезки АВ и СД?
Как называются отрезки ВД и АС?
Что такое диагональ? Сколько диагоналей у параллелограмма?
Что такое ВО и ДЕ?
Под каким углом проводится высота?
Выставление оценок, итоги 2-го этапа.
3. Этап обобщения изученного ранее материала.
Цель: подвести учащихся к выводу о различных видах параллелограммов.
Работа с моделями геометрических фигур.
Задание. Наложить попарно фигуры и сравнить стороны и углы:
а) квадрат и прямоугольник;
б) параллелограмм и ромб.
Демонстрация 7-го слайда презентации (квадрат, прямоугольник, ромб).
Вывод по 7 слайду: квадрат, прямоугольник, ромб — различные виды параллелограммов.
Работа в тетрадях.
Задание. Начертить любой параллелограмм.
4. Физкультминутка.
Цель: релаксация глазных мышц (комплекс упражнений для глаз).
5. Этап закрепления полученных знаний.
Цель: вырабатывать умения и навыки по теме.
Демонстрация 8 слайда презентации (таблица «Свойства параллелограммов»).
Указания учителя: заполнить таблицу (самостоятельная деятельность детей).
6. Заключительный этап.
Цель: подведение итогов, выставление оценок.
Сообщение домашнего задания: стр. 210, № 1104.
Вопросы классу. Над какой темой работали? Какие виды параллелограммов рассмотрели?
Литература
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / под ред. В. В. Воронковой. — М.: Владос, 2000.
2. Перова М. Н., Эк В. В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе. — М.: Просвещение, 1992.
3. Формирование знаний и умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида: учеб. пособие. — Саранск, 2002.
4. Компьютер в изучении, обучении и реабилитации детей со специальными образовательными потребностями. — Йошкар-Ола, 2003.