Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / образовательный процесс / игра / игровые технологии / виртуальная и дополненная реальность / digitalization / educational process / game / game technologies / virtual and augmented reality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П.В. Разбегаев

В статье рассматривается проблема применения игровых технологий в образовательном процессе вузов системы МВД России. Автор рассматривает примеры использования игровых технологий в рамках всех видов образовательной деятельности – учебной (теоретической и практической) и внеучебной (соревнования и пр.). В статье анализируется категория «игра», ее виды, сущность и примеры игровых технологий, основные принципы их реализации, возможности и преимущества применения виртуальной и дополненной реальности на занятиях. Автор исследует проблему актуальности и целесообразности применения различных форм игровых технологий в образовательном процессе высших учебных заведений системы МВД России. В исследовании автор приходит к выводу, что применение игровых технологий в образовательной деятельности позволяет усилить мотивацию курсантов и слушателей, непрерывно совершенствовать их практические умения и навыки, решать актуальные задачи правоохранительных органов в области актуализации профессиональной информации. В статье делается вывод о том, что проведённый анализ материалов, примеры использования игровых технологий в образовательном процессе вузов системы МВД РФ свидетельствуют о целесообразности и активизации применения разных форм игровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF GAMING TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article deals with a problem of using gaming technologies in the educational process of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author examines examples of the use of gaming technologies in all types of educational activities: educational (theoretical and practical) and extracurricular (competitions, etc.). The article analyzes the category of “game”, its types, essence and examples of gaming technologies, the basic principles of their implementation, the possibilities and advantages of using virtual and augmented reality in the classroom. The author explores a problem of relevance and expediency of using various forms of gaming technologies in the educational process of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In the study, the author comes to the conclusion that the use of gaming technologies in educational activities makes it possible to strengthen the motivation of cadets and students, continuously improve their practical skills, solve urgent tasks of law enforcement agencies in the field of updating professional information. The article concludes that the analysis of materials, examples of the use of game technologies in the educational process of universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, indicate the expediency and activation of the use of various forms of game technologies.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

3) низкая мотивация наставляемых (студентов);

4) опасность психологического выгорания, скрытая боязнь конкуренции.

Мы видим, что решение данных проблем возможно посредством трансляции положительных результатов и эффектов от внедрения технологии наставничества в различных образовательных учреждениях профессиональной подготовки (колледжи, вузы) через пропаганду технологии наставничества в системе профессионального образования, а также посредством создания мотивирующей среды для всех участников, реализующих технологию наставничества.

Перспективы дальнейшего исследования по проблеме реализации технологии наставничества в профессиональных образовательных учреждениях видятся в следующем: разработка модели и специфики наставничества в колледже/вузе; определение направлений работы наставника со студентами (наставляемыми) по профессиональному развитию и личностному развитию; подготовка методических рекомендаций для педагогов-наставников, работающих в колледжах и вузах; составление программы и плана индивидуального сопровождения (наставничества) студента; организация системной работы наставников в образовательном учреждении профессиональной направленности (колледж, вуз).

Таким образом, результаты анализа научной литературы позволили сделать обобщающие выводы по проблеме использования технологии наставничества в профессионально-личностном развитии будущих специалистов:

1) наставничество может рассматриваться как технология психолого-педагогического сопровождения студентов в период обучения;

Библиографический список

2) наставничество обеспечивает неформальный контакт студентов и педагогов, что обеспечивает развитие у студентов коммуникативных умений, расширение социальных взаимодействий;

3) наставничество как форма педагогического сопровождения направлено на оптимизацию процесса обучения, освоение профессиональных компетенций, овладение профессиональной культурой;

4) необходима разработка типовых подробных инструктивных и методических материалов, сопровождающих работу наставников в учреждениях профессионального образования;

5) создание методической службы (школы наставников, курсов и т. д.), направленной на обучение наставников практическим методам работы со студентами;

6) разработка различных форм взаимодействия наставников, при которых наставники смогут обмениваться мнениями, опытом, методическими наработками, положительными эффектами от внедрения приемов работы наставников в различных профессиональных образовательных учреждениях (по виду профессиональной деятельности: педагогические, медицинские, инженерные и др.).

Модель реализации наставничества в профессионально-личностном развитии студентов может быть различной и зависит от социокультурных особенностей, подготовленности педагогического состава, индивидуальных особенностей студентов, заинтересованности в данной работе со стороны администрации образовательного учреждения профессиональной подготовки, мотивации наставников и наставляемых (студентов), возможности реализовать практическую помощь, системы контроля над работой наставников.

1. Бордовская Н.В. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012; № 145: 28-43.

2. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности. Высшее образование сегодня. 2014; № 8: 8-13.

3. Голицына И.Н. Образование 4.0 в подготовке современных специалистов. Образовательные технологии и общество. 2020; № 1: 12-19.

4. Дорожкин Е.М., Щербина Е.Ю. Тенденции развития профессионального образования в условиях социально-экономических преобразований. Образование и наука. 2013; № 6 (105): 64-73.

5. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Особенности формирования социальной активности подростков в системе образования. Кант. 2020; № 4 (37): 431-435.

6. Саенко Л.А., Соломатина ГН. Сущность и структура воспитательного пространства. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020; № 5 (80): 212-219.

7. Саенко Л.А. Деструктивные факторы процесса профессиональной социализации на стадии обучения. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 59-1: 316-318.

8. Саенко Л.А., Соломатина Г.Н. Технология наставничества в системе поддержки молодого специалиста педагогического профиля. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2023; № 5 (98): 228-234.

9. Чернышев Д.А., Бордюг Д.Д. Концептуальные подходы к профессионально-личностному развитию студентов в системе СПО. Педагогический журнал. 2023; № 4-1: 460-465.

References

1. Bordovskaya N.V. Professional'no-lichnostnoe razvitie buduschego specialista kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2012; № 145: 28-43.

2. Veledinskaya S.B., Dorofeeva M.Yu. Smeshannoe obuchenie: sekrety 'effektivnosti. Vysshee obrazovanie segodnya. 2014; № 8: 8-13.

3. Golicyna I.N. Obrazovanie 4.0 v podgotovke sovremennyh specialistov. Obrazovatel'nye tehnologiiiobschestvo. 2020; № 1: 12-19.

4. Dorozhkin E.M., Scherbina E.Yu. Tendencii razvitiya professional'nogo obrazovaniya v usloviyah social'no-'ekonomicheskih preobrazovanij. Obrazovanie i nauka. 2013; № 6 (105): 64-73.

5. Saenko L.A., Zritneva E.I. Osobennosti formirovaniya social'noj aktivnosti podrostkov v sisteme obrazovaniya. Kant. 2020; № 4 (37): 431-435.

6. Saenko L.A., Solomatina G.N. Suschnost' i struktura vospitatel'nogo prostranstva. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 5 (80): 212-219.

7. Saenko L.A. Destruktivnye faktory processa professional'noj socializacii na stadii obucheniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 59-1: 316-318.

8. Saenko L.A., Solomatina G.N. Tehnologiya nastavnichestva v sisteme podderzhki molodogo specialista pedagogicheskogo profilya. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2023; № 5 (98): 228-234.

9. Chernyshev D.A., Bordyug D.D. Konceptual'nye podhody k professional'no-lichnostnomu razvitiyu studentov v sisteme SPO. Pedagogicheskijzhurnal. 2023; № 4-1: 460-465.

Статья поступила в редакцию 23.03.24

УДК 378

Razbegaev P.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volgograd Academy of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Volgograd, Russia),

E-mail: pavel173@mail.ru

THE USE OF GAMING TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA. The article deals with a problem of using gaming technologies in the educational process of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author examines examples of the use of gaming technologies in all types of educational activities: educational (theoretical and practical) and extracurricular (competitions, etc.). The article analyzes the category of "game", its types, essence and examples of gaming technologies, the basic principles of their implementation, the possibilities and advantages of using virtual and augmented reality in the classroom. The author explores a problem of relevance and expediency of using various forms of gaming technologies in the educational process of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In the study, the author comes to the conclusion that the use of gaming technologies in educational activities makes it possible to strengthen the motivation of cadets and students, continuously improve their practical skills, solve urgent tasks of law enforcement agencies in the field of updating professional information. The article concludes that the analysis of materials, examples of the use of game technologies in the educational process of universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, indicate the expediency and activation of the use of various forms of game technologies.

Key words: digitalization, educational process, game, game technologies, virtual and augmented reality

П.В. Разбегаев, канд. пед. наук, доц., нач. каф. информатики и математики ФГКОУ ВО «Волгоградская академия Министерства внутренних дел

Российской Федерации», г. Волгоград, E-mail: pavel173@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

В статье рассматривается проблема применения игровых технологий в образовательном процессе вузов системы МВД России. Автор рассматривает примеры использования игровых технологий в рамках всех видов образовательной деятельности - учебной (теоретической и практической) и внеучебной (соревнования и пр.). В статье анализируется категория «игра», ее виды, сущность и примеры игровых технологий, основные принципы их реализации, возможности и преимущества применения виртуальной и дополненной реальности на занятиях. Автор исследует проблему актуальности и целесообразности применения различных форм игровых технологий в образовательном процессе высших учебных заведений системы МВД России. В исследовании автор приходит к выводу, что применение игровых технологий в образовательной деятельности позволяет усилить мотивацию курсантов и слушателей, непрерывно совершенствовать их практические умения и навыки, решать актуальные задачи правоохранительных органов в области актуализации профессиональной информации. В статье делается вывод о том, что проведённый анализ материалов, примеры использования игровых технологий в образовательном процессе вузов системы МВД РФ свидетельствуют о целесообразности и активизации применения разных форм игровых технологий.

Ключевые слова: цифровизация, образовательный процесс, игра, игровые технологии, виртуальная и дополненная реальность

Актуальность темы данного исследования обусловливается трендом внедрения информационно-цифровых технологий во всех сферах общества. В образовательном процессе активно используются игровые технологии, варьируясь от элементарного использования QR-кодов при подаче необходимых методических материалов для обучающихся, что уже давно является обыденным инструментом, до дальнейшего расширения использования технологии виртуальной реальности при проведении занятий. Российскими вузами был накоплен значительный опыт в части применения игровых технологий. Внедрение современных образовательных технологий, включая игровые, способствует решению задачи достижения качественно новых образовательных результатов.

Цель статьи заключается в исследовании применения игровых технологий в образовательной деятельности организаций МВД России.

Задачи исследования, конкретизирующие цель и способствующие ее достижению: раскрыть содержание понятия «игра»; обозначить ключевые принципы и структуру игры, рассмотреть ее виды; охарактеризовать основные применяемые игровые технологии образовательной деятельности, способствующие повышению результативности в образовательных организациях МВД России.

Методы исследования:

- изучение и анализ специальных источников и литературы по проблеме исследования, обобщение полученных данных;

- анализ опыта эффективного применения игровых технологий в образовательных организациях системы МВД Российской Федерации.

Методологическая основа исследования - идеи компетентностного, деятельного и личностно ориентированного подходов в образовании.

Научная новизна статьи обусловливается необходимостью актуализации информации о применении игровых технологий в образовательном процессе в системе вузов МВД РФ в связи с решением современных профессиональных вызовов в условиях интенсификации информационных технологий, цифровизации образования и иных сфер жизни социума.

Теоретическая значимость - в расширении педагогического знания о категориях «игра», «игровые технологии» в аспекте преподавания профессиональных дисциплин. Обоснована актуальность и значимость применения игровых технологий в образовательном процессе по реализуемым программам вузов системы МВД России.

Практическая значимость состоит в анализе опыта использования игровых образовательных технологий на примере вузов системы Министерства внутренних дел России. Исследование полезно педагогам-практикам, а также интересующимся лицам, интересующимся проблемой применения игровых технологий в современном профессиональном образовании.

В представленном исследовании рассмотрим применение игровых технологий в образовательной деятельности организаций МВД России.

Прежде всего, обратимся к базовым понятиям игровой деятельности. Исследованием игровой деятельности занимались многие педагоги и психологи: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Ф. Каптерев, Е.А. Покровский, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.

Понятие «игра» трактуется неоднозначно. Игра понимается как вид деятельности в ситуациях, направленных на имитацию и усвоение социального опыта, «добровольное действие ..., совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам.» (Й. Хёйзинга) [1, с. 14]; «форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» (Д.Б. Эльконин) [2, с. 387]; «деятельность, в которой цель деятельности не вынесена за пределы самой деятельности, но в которой потому каждый момент ценен сам по себе» (С.И. Гессен) [3, с. 8]; совокупность способов познания мира и взаимодействия с ним, поиск в нем своего места; средство воспитания, с помощью которого педагог формирует положительные качества воспитуемого и др. Более подходящей трактовкой игры в аспекте данного исследования автор считает трактовку С.Л. Рубинштейна, понимающего игру как осмысленную мотивированную деятельность, представляющую совокупность действий, выражающих отношение личности к действительности, как способ приобретения новых переживаний и умений [4].

В вопросе классификации игр также нет единого мнения. Теоретики приводят множество видов игр, взяв за основы различные критерии. По виду деятельности игры бывают физические и интеллектуальные. По выполняемым функциям игры бывают коммуникативные, диагностические, коррекционно-развивающие, терапевтические, развлекательные и социализирующие. По характеру образовательного процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, развивающие и воспитательные; репродуктивные, продуктивные и творческие и др. По характеру игровой методики игры могут быть предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации [5].

Игра составляет основной элемент игровой технологии. Игровые технологии трактуются педагогами как обширная, значительная группа методов и методических приемов организации образовательного процесса в форме различных игр. Игровые технологии, являясь частным случаем педагогических технологий, реализуются на основе принципов активности, эмоциональности, целеустремленности, индивидуальной направленности игры, коллективности и результативности (табл. 1) [6].

Таблица 1

Принципы игровых технологий

Наименование Описание

Активность проявление физического и умственного потенциала обучающегося

Эмоциональность предполагает значительное психологическое воздействие игровых действий на играющего

Целеустремленность подчеркивает тождественность командных и личных целей играющих

Индивидуальная направленность действий в игре предполагает субъективное отношение игрока к реализуемой игре, результатом чего является развитие личностного потенциала личности [3, с. 11]

Коллективность отражает взаимозависимость и связь совместной деятельности в игре

Результативность предполагает осознание игроками личных итогов игры (появление новых компетенций, способов применения полученных знаний, отработки практических навыков)

Игровые технологии имеют четкую структуру (цель, содержание, сценарий, четкие правила, средства, действия, оценку и результат) [7]. Все перечисленные компоненты, образуя единое целое, обеспечивают результативность образовательного процесса. Данный подход к рассмотрению структуры игры позволяет педагогу сконструировать игру для обучающихся на содержание практически любого дидактического материала с использованием целого спектра средств. Игровые технологии активно используются при проведении занятий всех типов (теоретических и практических), а также во внеаудиторной деятельности. Место игровой технологии в образовательном процессе во многом зависит от понимания педагогом вида и назначения игры. Традиционная дидактическая имитационная игра, применяемая в период очного обучения курсантов (слушателей), -«Контрольно-пропускной пункт».

Игра «Контрольно-пропускной пункт» с отдельной учебной точкой «Место для досмотра транспорта» позволяет значительно улучшить качество проводимых занятий и сформировать необходимые умения и навыки у обучающихся. На учебной точке размещены легковой автомобиль ГАЗ-3110, автобус ПАЗ, грузовой автомобиль ГАЗ-3307, 2 шлагбаума, установлены стенды с информацией об инженерной подготовке, порядке проведения осмотра (досмотра) транспортного средства, правилах взрывобезопасности, выделена зона проезда автотранспорта, возведены заградительные элементы. Обучающиеся наглядно получают представление об организации несения службы и порядке работы по обеспечению пропускного режима, обнаружению, выявлению и задержанию лиц, причастных к совершению преступлений, знакомятся со способами выявления и задержания бандитских групп, передвигающихся в пешем порядке и на транспортных средствах. Игровая ситуация с применением специализированной

материально-технической базы создает условия для выполнения практических заданий, решение которых в отсутствие данных средств невозможно. Имитация реальной ситуации позволяет повысить качество освоения теоретических знаний обучающимися, повышает интерес курсантов (слушателей), инициирует их интеллектуальную активность, усиливает концентрацию внимания во время занятий, повышает мотивацию к освоению учебной дисциплины «Тактико-специальная подготовка».

Таким образом, с использованием учебного места для досмотра транспорта полигонного комплекса «Контрольно-пропускной пункт» курсанты (слушатели) имеют возможность качественно освоить специальные тактические дисциплины и сформировать профессиональные компетенции на уровне, соответствующем требованиям оперативно-служебной деятельности.

В условиях отсутствия реально осязаемой ситуации (например, контрольно-пропускного пункта, места для досмотра транспорта и т. п.) в целях её имитации целесообразно использование оборудования виртуальной и дополненной реальности. Данное техническое дидактическое средство позволяет погрузить обучающегося в центр игровой ситуации посредством его органов чувств. Возможности оборудования виртуальной и дополненной реальности, используемого в образовательной деятельности организаций МВД РФ, позволяют на основе единого ситуационного центра использовать одновременно несколько комплектов оборудования. Это позволяет самостоятельно, не применяя компьютерный алгоритм, отработать ряд профессиональных действий для выполнения поставленных задач, реализуя все полученные на занятиях практические навыки. Данный формат занятия наиболее приближен к реальным ситуациям служебно-бое-вой деятельности сотрудника полиции.

Преподаватель, используя программное обеспечение оборудования виртуальной реальности, получает возможность самостоятельного планирования ситуационного центра в соответствии с конкретными критериями подготовки обучающихся, например, уровнем владения теоретическим материалом и оборудованием обучающегося по данной учебной дисциплине. К положительным сторонам применения оборудования виртуальной реальности следует отнести повышение интереса обучающегося к предмету, получение обучающимися дополнительных знаний по дисциплине; повышение качества обученности; эффективное применение практико-ориентированной модели обучения; максимальное сближение процесса обучения с реальными ситуациями (например, применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции). Примером ситуационного центра является, например, стрелковый тир. Целесообразно утверждать, что оборудова-

Библиографический список

ние виртуальной и дополненной реальности обладает высоким ресурсным образовательным потенциалом.

Рассмотрим пример использования игровых технологий во внеаудиторной деятельности. В рамках освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования по специальности 10.05.05 Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере, специализация «Технологии защиты информации в правоохранительной сфере», применяется практико-ориентированная методика подготовки с использованием метода соревнований по практической информационной безопасности Capture the flag (CTF).

Методика позволяет эффективно осваивать следующие дисциплины, предусмотренные учебным планом образовательной программы: «Компьютерная разведка», «Криптографическая защита информации», «Программно-аппаратная защита информации», «Анализ безопасности информационных систем». Образовательный результат достигается в процессе решения задач по практической информационной безопасности. К таким задачам относятся дифференцированные по уровню сложности задачи по компьютерной криминалистической экспертизе, анализу бинарного кода, эксплуатации уязвимостей, администрированию операционных систем, сетевой безопасности, криптографии, поиску и эксплуатации веб-уязвимостей.

Использование данной методики позволяет повысить уровень профессиональной подготовки, что является чрезвычайно важным с учетом актуальных угроз информационной безопасности в условиях быстро меняющихся тенденций развития информационных технологий; эффективно решать актуальные задачи правоохранительных органов в области обеспечения информационной безопасности; непрерывно и оперативно совершенствовать практические навыки обучающихся; усилить мотивацию обучающихся за счет соревновательной составляющей [8].

Завершая исследование, следует отметить, что поставленные цель и задачи исследования были выполнены. Анализ материалов, примеры использования игровых технологий в образовательном процессе вузов системы МВД РФ свидетельствуют о целесообразности и активизации применения разных форм игровых технологий. Можно утверждать, что правильно подобранные игровые технологии (с учетом целей и задач занятия, уровни подготовленности обучающихся, содержания материалов конкретного занятия и пр.) позволяют обеспечить достижение курсантами и слушателями запланированных образовательных результатов в соответствии с программой обучения.

1. Хёйзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. Перевод с голандского Д.В. Сильвестрова. Москва: Прогресс-Традиция, 1997.

2. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Москва: Педагогика, 1989.

3. Емельянова Т.В., Медяник Г.А. Игровые технологии в образовании. Тольятти: Издательство ТГУ, 2015. Available at: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/6227/1/ Emelyanova-eui-1-54-14%20-%20Z.pdf

4. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2000.

5. Колокольникова З.У. Игровые технологии. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2020. Available at: https://lpi.sfukras.ru/files/kolokolnikova_igrovye_ tehnologii_2021.pdf?ysclid=lu1cbj7aue523579772

6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. Москва: НИИ школьных технологий, 2005.

7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. Москва: Академия, 2007.

8. «Спортивный» хакинг: виды и польза. Cyber Media. Available at: https://securitymedia.org/info/sportivnyy-khaking-vidy-i-polza.html?ysclid=lu1ed6dds121321179 References

1. Hejzinga J. Homo Ludens; Stat'ipo istorii kul'tury. Perevod s golandskogo D.V. Sil'vestrova. Moskva: Progress-Tradiciya, 1997.

2. 'El'konin D.B. Izbrannyepsihologicheskie trudy. Moskva: Pedagogika, 1989.

3. Emel'yanova T.V., Medyanik G.A. Igrovye tehnologii vobrazovanii. Tol'yatti: Izdatel'stvoTGU, 2015. Available at: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/6227/1/Emelyanova-eui-1-54-14%20-%20Z.pdf

4. Rubenshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2000.

5. Kolokol'nikova Z.U. Igrovye tehnologii. Krasnoyarsk: Sibirskij federal'nyj universitet, 2020. Available at: https://lpi.sfukras.ru/files/kolokolnikova_igrovye_tehnologii_2021. pdf?ysclid=lu1cbj7aue523579772

6. Selevko G.K. Pedagogicheskie tehnologii na osnove akiivizacii, intensifikaciii 'effektivnogo upravleniya UVP. Moskva: NII shkol'nyh tehnologij, 2005.

7. Selivanov V.S. Osnovy obschejpedagogiki: teoriya i metodika vospitaniya. Moskva: Akademiya, 2007.

8. «Sportivnyj» haking: vidy i pol'za. Cyber Media. Available at: https://securitymedia.org/info/sportivnyy-khaking-vidy-i-polza.html?ysclid=lu1ed6dds121321179

Статья поступила в редакцию 25.03.24

УДК 377.5

Romaeva N.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Vice-Rector for Educatonal and Organizational Work, Stavropol Regional Institute for the Development

of Education, Advanced Training and Retraining of Educators (Stavropol, Russia), E-mail: romaeva.natalia@mail.ru

Kuzmina S.V., pedagogue-organizer, teacher, Stavropol Construction College (Stavropol, Russia), E-mail: vip.sveta0703@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIAL COMPETENCE OF STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION. The

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

article substantiates the relevance of a problem of developing the social competence of students in the system of secondary vocational education. Taking into account the analysis of definitions of different researchers, the essential characteristic of the term "pedagogical conditions for the development of social competence" is given. A set of pedagogical conditions for the development of social competence of secondary vocational education students has been determined. The implementation of these pedagogical conditions is demonstrated with reference to the Stavropol Construction College in the process of student self-government, creative teams, social partnership with youth organizations of various levels, future employers in the joint implementation of projects and events. The authors conclude that pedagogical conditions should be predetermined by the specifics of educational activities, taking into account the characteristics of the contingent of students, as well as the strategic directions of the educational organization's activities, proceeding from its social mission.

Key words: social competence, secondary vocational education, pedagogical conditions, student self-government

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.