Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ МВД РФ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ МВД РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационные образовательные технологии / дистанционные технологии / виртуальная реальность / дополненная реальность / цифровизация образования / электронное обучение / innovative educational technologies / remote technologies / virtual reality / augmented reality / digitalization of education / e-learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П.В. Разбегаев

В статье рассматривается проблема применения современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вузов системы МВД России. Автор приводит примеры использования дистанционных образовательных технологий, технологий виртуальной реальности (в том числе дополненной), авторской автоматизированной системы обучения и иных инновационных технологий и методов. В статье анализируются категории «цифровизация образования», «электронное обучение», «инновационные образовательные технологии». Автор исследует проблему актуальности, правомерности и преимуществ применения инновационных технологий и методик в рамках системы образовательных организаций МВД РФ. Исследователь приходит к выводу, что данные технологии позволяют обеспечить достижение образовательных результатов, получение опыта практической деятельности, обеспечить обратную связь «преподаватель – студент».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — П.В. Разбегаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with a problem of the use of modern information and communication technologies in the educational process of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author gives examples of the use of distance learning technologies, virtual reality technologies (including augmented), the author’s automated learning system and other innovative technologies and methods. The article analyzes categories of digitalization of education, e-learning and innovative educational technologies. The article raises a problem of relevance, legality and advantages of using innovative technologies and techniques within the system of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The author comes to the conclusion that these technologies make it possible to achieve educational results, gain practical experience, and provide teacher-student feedback.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ МВД РФ»

Целенаправленное формирование национальной гордости у российских школьников - достаточно длительный процесс, включенный во все направления педагогической деятельности, при условии эффективного осуществления которого каждый ребенок сможет осознать себя в качестве гражданина своей страны, наследника героического прошлого России и созидателя ее будущего. В дальнейшем уже выросшие школьники станут гражданами, обладающими национальной гордостью, следовательно, понимающими смысл служения Родине. Это, в свою очередь, позволит создать стабильные социальные отношения и уменьшить риски распада страны по этническим параметрам. А также укрепит положительный статус патриота в сознании людей.

Перспектива дальнейших исследований состоит в определении концептуальных и практических инструментов, необходимых для осуществления меро-

Библиографический список

приятий, направленных на формирование национальной гордости у российских школьников в условиях конкретного региона.

Таким образом, феномен национальной гордости заключается во влиянии сформированных знаний о культуре, истории, традициях своего народа, страны и региона проживания на формирование глобальных патриотических принципов и установок личности, в основе которых лежат гуманизм, приоритетность социальных ориентиров перед личностными, осознание собственной идентичности и связь с многонациональным народом страны, а также интеграция патриотических идей в науку, культуру, образование и социум. В связи с этим ее формирование у подрастающего поколения граждан России является необходимым условием эффективного патриотического воспитания.

1. Быков А.К., Климов С.Н. Российский патриотизм: истоки, содержание и воспитание в современных условиях. Москва: Планета, 2020.

2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Теоретические основания инновационного развития патриотического воспитания в регионе Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015; № 3: 4 - 10.

3. Магун А.В., Магун В.С. Связь со страной и гордость за ее достижения (Российские данные в контексте международных сравнений). Общественные науки и современность. 2009; № 3: 32 - 44.

4. Саенко Л.А., Химич Ж.Г Условия формирования профессионального патриотизма у обучающейся молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5: 203 - 205.

5. Саенко Л.А., Пацева Е.Н. Педагогическая система патриотического воспитания учащихся. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2021; № 2 (83): 169 - 173.

References

1. Bykov A.K., Klimov S.N. Rossijskij patriotizm: istoki, soderzhanie i vospitanie v sovremennyh usloviyah. Moskva: Planeta, 2020.

2. Vyrschikov A.N., Kusmarcev M.B. Teoreticheskie osnovaniya innovacionnogo razvitiya patrioticheskogo vospitaniya v regione Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015; № 3: 4 - 10.

3. Magun A.V., Magun V.S. Svyaz' so stranoj i gordost' za ee dostizheniya (Rossijskie dannye v kontekste mezhdunarodnyh sravnenij). Obschestvennye naukiisovremennost'. 2009; № 3: 32 - 44.

4. Saenko L.A., Himich Zh.G. Usloviya formirovaniya professional'nogo patriotizma u obuchayuschejsya molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5: 203 - 205.

5. Saenko L.A., Paceva E.N. Pedagogicheskaya sistema patrioticheskogo vospitaniya uchaschihsya. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2021; № 2 (83): 169 -173.

Статья поступила в редакцию 12.07.22

УДК 373

Razbegaev P.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volgograd Academy of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Volgograd, Russia),

E-mail: pavel173@mail.ru

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION. The article deals with a problem of the use of modern information and communication technologies in the educational process of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author gives examples of the use of distance learning technologies, virtual reality technologies (including augmented), the author's automated learning system and other innovative technologies and methods. The article analyzes categories of digitalization of education, e-learning and innovative educational technologies. The article raises a problem of relevance, legality and advantages of using innovative technologies and techniques within the system of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The author comes to the conclusion that these technologies make it possible to achieve educational results, gain practical experience, and provide teacher-student feedback.

Key words: innovative educational technologies, remote technologies, virtual reality, augmented reality, digitalization of education, e-learning.

П.В. Разбегаев, канд. пед. наук, доц., ВА МВД России, г. Волгоград, Е-mail: pavel173@mail.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ МВД РФ

В статье рассматривается проблема применения современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вузов системы МВД России. Автор приводит примеры использования дистанционных образовательных технологий, технологий виртуальной реальности (в том числе дополненной), авторской автоматизированной системы обучения и иных инновационных технологий и методов. В статье анализируются категории «цифровизация образования», «электронное обучение», «инновационные образовательные технологии». Автор исследует проблему актуальности, правомерности и преимуществ применения инновационных технологий и методик в рамках системы образовательных организаций МВД РФ. Исследователь приходит к выводу, что данные технологии позволяют обеспечить достижение образовательных результатов, получение опыта практической деятельности, обеспечить обратную связь «преподаватель - студент».

Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, дистанционные технологии, виртуальная реальность, дополненная реальность, цифровизация образования, электронное обучение.

Актуальность исследуемой проблематики обоснована сложностью современного мира и стремительностью изменений во всех его сферах. В целях реализации образовательного процесса в вузах системы Министерства внутренних дел России создана современная материально-техническая база, адаптированная для использования современных информационных и коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов и пособий, обеспечения эффективного доступа профессорско-преподавательского состава и обучающихся к источникам информации в области науки и техники. На ее основе целесообразно разрабатывать и внедрять новые образовательные технологии и инновационные методы.

Цель данной статьи - выявить преимущества инновационных образовательных технологий и методик, применяемых в образовательных организациях МВД России.

Основные задачи статьи:

- раскрыть содержание понятий «цифровизация образования», «электронное обучение», «инновационные образовательные технологии»;

- охарактеризовать основные инновационные образовательные технологии и методики, применяемые в образовательных организациях МВД России в качестве передового опыта.

Методы исследования:

- теоретические (анализ источников, литературы и нормативно-правовой базы по проблеме исследования, синтез и обобщение полученных данных);

- практические (беседы с представителями профессорско-преподавательского состава, курсантами и слушателями образовательных организаций системы МВД Российской Федерации, анкетирование обучающихся).

Методологической основой данного исследования стали идеи личностно ориентированного и системно-деятельностного подходов в образовании.

Научная новизна статьи определяется необходимостью актуализации применения инновационных образовательных технологий в образовательном процессе в системе вузов МВД РФ в связи с решением современных профессиональных вызовов.

Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о категории «инновационные образовательные технологии» в аспекте преподавания профессиональных дисциплин в соответствии с реализуемыми программами высших учебных заведений системы Министерства внутренних дел России; обоснована актуальность, значимость увеличения объема применения данных технологий в практике обучения.

Практическая значимость состоит в проведении анализа инновационных образовательных технологий в соответствии с Федеральными государственными стандартами и обмене положительным опытом по их применению между образовательными организациями МВД России. Исследование полезно педагогам-практикам и всем, кто интересуется проблемой разработки и применения инновационных технологий в образовательном процессе современного профессионального образования.

В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [1] сформулированы цели и задачи, а также меры по реализации политики РФ «в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленных на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов» [2]. Очевидно, что информатизация общества с применением инновационных технологий (так называемая цифровизация) не ограничивается сферой экономики. Она затрагивает все его ключевые аспекты, включая сферу образования. Цифрови-зация системы высшего образования, в том числе вузов системы МВД России, осуществляется с использованием информационно-образовательной среды, применением электронного обучения [3].

«Электронное обучение - это организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [4].

Рассмотрим инновационные (электронные) образовательные технологии как основной элемент электронного обучения.

В соответствии с письмом Рособрнадзора от 17.04.2006 № 02-55-77 ин/ак, под инновационными методами в высшем образовании подразумеваются «методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и др.)» [5]._Инновационные технологии, таким образом, есть совокупность инновационных методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. В сфере образования инновационная технология - это «форма организации учебного процесса, описанная на уровне нормативного документа, гарантирующая воспроизведение сходных результатов в определенных педагогических условиях, включающая некое новшество методического, организационного, технического и т. п. характера» [6].

Элементы инновационной активности внедрены в информационно-методическое и информационно-технологическое оснащение образовательного процесса вузов системы МВД. Усиление этой активности произошло, в том числе, и в связи с необходимостью преодоления негативных последствий пандемии COVID-19. Рассмотрим примеры использования информационно-коммуникационных технологий на примере вузов МВД России.

При изучении дисциплин по специальности «Судебная экспертиза» курсантам в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом [7] необходимо выполнять практические задания, соответствующие отдельным этапам контрольных экспертиз. Проблема заключается в невозможности получения обучающимися натурных объектов исследования.

Преподавателями ВА МВД России были предложены следующие варианты решения указанной проблемы:

- размещение на портале академии заданий для контрольных экспертиз и практикумов;

- самостоятельная подготовка объекта исследования;

- руководство курсантом действиями преподавателя; он озвучивает операции, которые необходимо произвести с его объектом исследования, находящимся в руках педагога.

Сотрудники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя [8] активно применяют при проведении занятий технологии виртуальной реальности. Виртуальная реальность - созданный техническими и программными средствами виртуальный мир, который может ощущаться органами человеческого восприятия, с использованием таких чувств, как осязание, зрение и слух.

Использование технологий виртуальной и дополненной реальности в учебном процессе представляет интерес для моделирования реальных мест происшествия в целях обучения сотрудников полиции; изучение обстановки места происшествия с любой стороны и высоты, мгновенное перемещение на большие расстояния. При этом необходимо учитывать характеристики устройств виртуальной реальности, а именно:

- качество изображения;

- продолжительность времени комфортного использования;

- возможность взаимодействия с объектами в виртуальном мире.

В университете также используется технология дополненной реальности. При этом изображение находится на экране мобильного устройства, в котором объекты реального мира совмещены с виртуальными элементами.

Рассмотренная технология используется в процессе преподавания дисциплины «Естественно-научные методы судебно-экспертных исследований».

Данный формат был опробован при проведении занятий среди курсантов Института судебной экспертизы и слушателей факультета подготовки иностранных специалистов и показал свою эффективность при обучении в дистанционной форме. Это значимо в условиях, когда ряд слушателей находились за пределами России и имели возможность участвовать в процессе обучения только в дистанционном режиме. Подобный формат подачи лекционного материала также важен для самостоятельного изучения, если курсант или слушатель отсутствовал на занятии по какой-либо причине.

В Воронежском институте МВД России используется авторская автоматизированная система обучения. Она содержит следующие категории заданий и сервисов:

1. Процессуальные документы (бета-версия). Система оценки процессуальных документов позволяет достаточно глубоко анализировать смысловую часть текста путем использования библиотек, направленных на работу с классификацией, токенизацией, стеммингом, разметкой, фильтрацией и семантикой текста.

2. Внутренняя взаимопроверка решений. Решение практических и теоретических задач зачастую представляет собой творческий процесс, основанный на мыслительной деятельности обучающегося, опирающегося на нормативные правовые акты, здравый смысл и собственный опыт.

3. Блиц-опрос. Позволяет в онлайн-режиме в процессе проведения аудиторных занятий осуществлять реализацию творческих методических разработок. Приведем пример. Для 100% охвата аудитории преподаватель может сформулировать вопрос, а обучающиеся пишут свои ответы, при этом можно гибко задавать видимость пользователями друг друга, а также текста и оценки, которые они получают за ответы.

4. Совместное редактирование. Частный пример использования виртуальной доски, реализующей возможность совместного редактирования документа всеми участниками по аналогии с принципом «Википедии».

5. Квест. Возможность создания нелинейного задания в виде алгоритма (квеста) позволяет максимально приблизить процесс обучения к моделированию ситуаций, возникающих в правоприменительной деятельности.

6. Распознавание речи. Для реализации заданий, направленных на проверку знаний и навыков производства действий, сопряженных с необходимостью проведения вербального контакта с иными участниками правоотношений в области правоохранительной деятельности, используется сервис распознавания и синтеза речи.

7. Распознавание образов. Система содержит функционал распознавания объектов с использованием фотокамеры мобильных телефонов, а также примитивных изображений, которые пользователь может самостоятельно нарисовать на экране. В части применения реализованных возможностей в учебном процессе отметим задания, связанные с составлением планов, схем, топографических знаков.

8. Автоматическая генерация заданий. По алгоритму и шаблону, сформированному преподавателем, автоматически генерируется задание в виде текстового документа (как пример - обстоятельства преступления) для создания условий и необходимости решения задания самостоятельно.

9. Онлайн-контроль. Преподаватель может видеть всех обучающихся, кто в настоящий момент находится на сайте и какое задание решает, а также подключиться к устройству обучающегося, увидеть его экран и решить задачи консультационной помощи или контроля.

10. Рецензирование решений. К одному из эффективных и положительно зарекомендовавших себя методов целесообразно отнести взаимную проверку решений обучающихся. Применение такой возможности позволяет значительно расширить знания по теме (обучающиеся изучают вариант возможного решения другим лицом, а также знакомятся с проблемами и примерами, используемыми в рецензируемых работах).

11. Telegram bot. Система мгновенных уведомлений и сообщений позволяет реализовывать не только оповещения обучающихся, но и воплощать в жизнь разнообразные методические разработки, начиная от активного взаимодействия с ботом с созданием небольших групп на занятии, которые выполняют различные роли, заканчивая полноценной чат-системой.

12.GPS (геолокация). При проведении практических занятий задей-ствуются интерактивные карты, на которых изображено местоположение

всех обучающихся. Позиционирование осуществляется с помощью натив-ных возможностей мобильных устройств, а также 1Р-адресов стационарных устройств.

13. Видеосвязь. Позволяет не только проводить занятия в дистанционном формате, но и активно использовать ее возможности на занятиях в форме проведения деловых игр.

Обзор функционала автоматизированной системы позволяет прийти к выводу о возможности реализации в ходе проведения занятий (в первую очередь очных аудиторных) широкого круга методических разработок как юридического, так и радиотехнического профиля. Особо стоит отметить изначальное ориентирование работы сервиса на мобильных устройствах.

Библиографический список

Таким образом, анализ исследуемых материалов образовательных организаций системы МВД России, а также рассмотренные примеры использования современных инновационных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вузов МВД России свидетельствуют о том, что основные усилия в организации образовательной деятельности должны быть направлены на более активное внедрение дистанционных образовательных технологий. Вышеизложенное позволяет сделать выводы, что правильно подобранные современные средства обучения, исходя из целей и задач обучения и характеристик учебного процесса в онлайн-среде, позволяют обеспечить обучающимся образовательный результат и опыт практический деятельности, а преподавателю - положительную обратную связь.

1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г № 203. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919

2. Ахунзянов Е.М. Технологии будущего в МВД России. Социальная онтология России: сборник научных статей по докладам XV Всероссийских Копыловских чтений. Новосибирск, 2021: 237 - 240.

3. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816. Available at: https://base.garant.ru/71770012/?ysclid=l5p6yfqx4o467175001

4. Разбегаев П.В. Основные дискуссионные проблемы электронного обучения. Математические методы и информационно-технические средства: материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2019: 157 - 162.

5. О новых критериях показателя государственной аккредитации высших учебных заведений. Письмо Рособрнадзора от 17.04.2006 N 02-55-77ин/ак. Available at: https://legalacts.ru/doc/pismo-rosobrnadzora-ot-17042006-n-02-55-77inak-o/?ysclid=l5p8i8laol272159849

6. Информационные образовательные методы и технологии. Available at: https://rostov.rpamu.ru/Media/rostov/Svedenia_ob_OO/Obrazovanie/metodicheskie_rekomendacii/ edu_051811_4.pdf

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (уровень специалиста). Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2016 г. N 1342. С изменениями и дополнениями от 13 июля 2017. Available at: https://fgosvo. ru/uploadfiles/fgosvospec/400503_C_15062018.pdf

8. Трущенков И.В. Использование программно-аппаратных комплексов виртуальной реальности для моделирования места происшествия в целях обучения дисциплинам криминалистического профиля. Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений. Москва: Интерполитех, 2020: 199 - 201.

References

1. O Strategii razvitiya informacionnogo obschestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.05.2017 g. № 203. Available at: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/41919

2. Ahunzyanov E.M. Tehnologii buduschego v MVD Rossii. Social'naya ontologiya Rossii: sbornik nauchnyh statej po dokladam XV Vserossijskih Kopylovskih chtenij. Novosibirsk, 2021: 237 - 240.

3. Ob utverzhdenii Poryadka primeneniya organizaciyami, osuschestvlyayuschimi obrazovatel'nuyu deyatel'nost', 'elektronnogo obucheniya, distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologijprirealizacii obrazovatel'nyh programm. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 23 avgusta 2017 g. № 816. Available at: https://base.garant.ru /71770012/?ysclid=l5p6yfqx4o467175001

4. Razbegaev P.V. Osnovnye diskussionnye problemy 'elektronnogo obucheniya. Matematicheskie metody i informacionno-tehnicheskie sredstva: materialy XV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnodar: Krasnodarskij universitet MVD Rossii, 2019: 157 - 162.

5. O novyh kriteriyah pokazatelya gosudarstvennoj akkreditacii vysshih uchebnyh zavedenij. Pis'mo Rosobrnadzora ot 17.04.2006 N 02-55-77in/ak. Available at: https://legalacts.ru/ doc/pismo-rosobrnadzora-ot-17042006-n-02-55-77inak-o/?ysclid=l5p8i8laol272159849

6. Informacionnye obrazovatel'nye metody i tehnologii. Available at: https://rostov.rpamu.ru/Media/rostov/Svedenia_ob_OO/Obrazovanie/metodicheskie_rekomendacii/ edu_051811_4.pdf

7. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po special'nosti 40.05.03 Sudebnaya 'ekspertiza (uroven' specialista). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 28 oktyabrya 2016 g. N 1342. S izmeneniyami i dopolneniyami ot 13 iyulya 2017. Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvospecM00503_C_15062018.pdf

8. Truschenkov I.V. Ispol'zovanie programmno-apparatnyh kompleksov virtual'noj real'nosti dlya modelirovaniya mesta proisshestviya v celyah obucheniya disciplinam kriminalisticheskogo profilya. Tehniko-kriminalisticheskoe obespechenie raskrytiya irassledovaniya prestuplenij. Moskva: Interpoliteh, 2020: 199 - 201.

Статья поступила в редакцию 28.07.22

УДК 378

Rozenko E.A., senior teacher, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: rozenko_ea@mail.ru

PROBLEMS OF THE ESSENCE AND STRUCTURE OF PROFESSIONAL MOBILITY AMONG UNIVERSITY STUDENTS OF NON-CORE AREAS OF TRAINING BY MEANS OF INFORMATION TECHNOLOGY. The article deals with currently relevant problems of the essence and structure of professional mobility of students of higher educational institutions of non-core areas of training, formed by means of information technology, for the successful implementation of their professional activities. The task of the study is to provide basic information about features of the formation of this mobility. To achieve this goal, the meaning of the concept of mobility is defined. The significance of the influence of information technologies on the essence and structure of professional mobility of students of non-core training boards is revealed. The constant process of improving information technologies is noted, which determines conditions to form professional mobility. The paper also considers the main approaches to determining professional mobility. The presented material allows to conclude that this professional mobility includes such elements as: readiness and timeliness (preparedness), constancy, flexibility and adaptability.

Key words: professional mobility, essence, structure, information technology, students of non-core areas of training.

Е.А. Розенко, ст. преп., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, E-mail: rozenko_ea@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НЕПРОФИЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассматриваются актуальные в настоящее время проблемы сущности и структуры профессиональной мобильности студентов высших учебных заведений непрофильных направлений подготовки, формируемой средствами информационных технологий, для успешного осуществления ими профессиональной деятельности. Цель исследования - представить основную информацию об особенностях формирования данной мобильности. Для достижения указанной цели определено значение понятия мобильности. Раскрыто значение влияния информационных технологий на сущность и структуру

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.