Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НЕПРОФИЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПРОБЛЕМЫ СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НЕПРОФИЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная мобильность / сущность / структура / информационные технологии / студенты непрофильных направлений подготовки / professional mobility / essence / structure / information technology / students of non-core areas of training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.А. Розенко

В статье рассматриваются актуальные в настоящее время проблемы сущности и структуры профессиональной мобильности студентов высших учебных заведений непрофильных направлений подготовки, формируемой средствами информационных технологий, для успешного осуществления ими профессиональной деятельности. Цель исследования – представить основную информацию об особенностях формирования данной мобильности. Для достижения указанной цели определено значение понятия мобильности. Раскрыто значение влияния информационных технологий на сущность и структуру профессиональной мобильности студентов непрофильных направлений подготовки. Отмечен постоянный процесс совершенствования информационных технологий, который предопределяет условия формирования профессиональной мобильности. Также в работе рассмотрены основные подходы в определении профессиональной мобильности. Представленный материал позволяет сделать вывод о том, что данная профессиональная мобильность включает такие элементы, как готовность и своевременность (подготовленность), постоянство, гибкость и адаптивность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.А. Розенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE ESSENCE AND STRUCTURE OF PROFESSIONAL MOBILITY AMONG UNIVERSITY STUDENTS OF NON-CORE AREAS OF TRAINING BY MEANS OF INFORMATION TECHNOLOGY

The article deals with currently relevant problems of the essence and structure of professional mobility of students of higher educational institutions of non-core areas of training, formed by means of information technology, for the successful implementation of their professional activities. The task of the study is to provide basic information about features of the formation of this mobility. To achieve this goal, the meaning of the concept of mobility is defined. The significance of the influence of information technologies on the essence and structure of professional mobility of students of non-core training boards is revealed. The constant process of improving information technologies is noted, which determines conditions to form professional mobility. The paper also considers the main approaches to determining professional mobility. The presented material allows to conclude that this professional mobility includes such elements as: readiness and timeliness (preparedness), constancy, flexibility and adaptability.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НЕПРОФИЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

всех обучающихся. Позиционирование осуществляется с помощью натив-ных возможностей мобильных устройств, а также 1Р-адресов стационарных устройств.

13. Видеосвязь. Позволяет не только проводить занятия в дистанционном формате, но и активно использовать ее возможности на занятиях в форме проведения деловых игр.

Обзор функционала автоматизированной системы позволяет прийти к выводу о возможности реализации в ходе проведения занятий (в первую очередь очных аудиторных) широкого круга методических разработок как юридического, так и радиотехнического профиля. Особо стоит отметить изначальное ориентирование работы сервиса на мобильных устройствах.

Библиографический список

Таким образом, анализ исследуемых материалов образовательных организаций системы МВД России, а также рассмотренные примеры использования современных инновационных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вузов МВД России свидетельствуют о том, что основные усилия в организации образовательной деятельности должны быть направлены на более активное внедрение дистанционных образовательных технологий. Вышеизложенное позволяет сделать выводы, что правильно подобранные современные средства обучения, исходя из целей и задач обучения и характеристик учебного процесса в онлайн-среде, позволяют обеспечить обучающимся образовательный результат и опыт практический деятельности, а преподавателю - положительную обратную связь.

1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г № 203. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919

2. Ахунзянов Е.М. Технологии будущего в МВД России. Социальная онтология России: сборник научных статей по докладам XV Всероссийских Копыловских чтений. Новосибирск, 2021: 237 - 240.

3. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г № 816. Available at: https://base.garant.ru/71770012/?ysclid=l5p6yfqx4o467175001

4. Разбегаев П.В. Основные дискуссионные проблемы электронного обучения. Математические методы и информационно-технические средства: материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2019: 157 - 162.

5. О новых критериях показателя государственной аккредитации высших учебных заведений. Письмо Рособрнадзора от 17.04.2006 N 02-55-77ин/ак. Available at: https://legalacts.ru/doc/pismo-rosobrnadzora-ot-17042006-n-02-55-77inak-o/?ysclid=l5p8i8laol272159849

6. Информационные образовательные методы и технологии. Available at: https://rostov.rpamu.ru/Media/rostov/Svedenia_ob_OO/Obrazovanie/metodicheskie_rekomendacii/ edu_051811_4.pdf

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (уровень специалиста). Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2016 г N 1342. С изменениями и дополнениями от 13 июля 2017. Available at: https://fgosvo. ru/uploadfiles/fgosvospec/400503_C_15062018.pdf

8. Трущенков И.В. Использование программно-аппаратных комплексов виртуальной реальности для моделирования места происшествия в целях обучения дисциплинам криминалистического профиля. Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений. Москва: Интерполитех, 2020: 199 - 201.

References

1. O Strategii razvitiya informacionnogo obschestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.05.2017 g. № 203. Available at: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/41919

2. Ahunzyanov E.M. Tehnologii buduschego v MVD Rossii. Social'naya ontologiya Rossii: sbornik nauchnyh statej po dokladam XV Vserossijskih Kopylovskih chtenij. Novosibirsk, 2021: 237 - 240.

3. Ob utverzhdenii Poryadka primeneniya organizaciyami, osuschestvlyayuschimi obrazovatel'nuyu deyatel'nost', 'elektronnogo obucheniya, distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologijprirealizacii obrazovatel'nyh programm. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 23 avgusta 2017 g. № 816. Available at: https://base.garant.ru /71770012/?ysclid=l5p6yfqx4o467175001

4. Razbegaev P.V. Osnovnye diskussionnye problemy 'elektronnogo obucheniya. Matematicheskie metody i informacionno-tehnicheskie sredstva: materialy XV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnodar: Krasnodarskij universitet MVD Rossii, 2019: 157 - 162.

5. O novyh kriteriyah pokazatelya gosudarstvennoj akkreditacii vysshih uchebnyh zavedenij. Pis'mo Rosobrnadzora ot 17.04.2006 N 02-55-77in/ak. Available at: https://legalacts.ru/ doc/pismo-rosobrnadzora-ot-17042006-n-02-55-77inak-o/?ysclid=l5p8i8laol272159849

6. Informacionnye obrazovatel'nye metody i tehnologii. Available at: https://rostov.rpamu.ru/Media/rostov/Svedenia_ob_OO/Obrazovanie/metodicheskie_rekomendacii/ edu_051811_4.pdf

7. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po special'nosti 40.05.03 Sudebnaya 'ekspertiza (uroven' specialista). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 28 oktyabrya 2016 g. N 1342. S izmeneniyami i dopolneniyami ot 13 iyulya 2017. Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvospecM00503_C_15062018.pdf

8. Truschenkov I.V. Ispol'zovanie programmno-apparatnyh kompleksov virtual'noj real'nosti dlya modelirovaniya mesta proisshestviya v celyah obucheniya disciplinam kriminalisticheskogo profilya. Tehniko-kriminalisticheskoe obespechenie raskrytiya irassledovaniya prestuplenij. Moskva: Interpoliteh, 2020: 199 - 201.

Статья поступила в редакцию 28.07.22

УДК 378

Rozenko E.A., senior teacher, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: rozenko_ea@mail.ru

PROBLEMS OF THE ESSENCE AND STRUCTURE OF PROFESSIONAL MOBILITY AMONG UNIVERSITY STUDENTS OF NON-CORE AREAS OF TRAINING BY MEANS OF INFORMATION TECHNOLOGY. The article deals with currently relevant problems of the essence and structure of professional mobility of students of higher educational institutions of non-core areas of training, formed by means of information technology, for the successful implementation of their professional activities. The task of the study is to provide basic information about features of the formation of this mobility. To achieve this goal, the meaning of the concept of mobility is defined. The significance of the influence of information technologies on the essence and structure of professional mobility of students of non-core training boards is revealed. The constant process of improving information technologies is noted, which determines conditions to form professional mobility. The paper also considers the main approaches to determining professional mobility. The presented material allows to conclude that this professional mobility includes such elements as: readiness and timeliness (preparedness), constancy, flexibility and adaptability.

Key words: professional mobility, essence, structure, information technology, students of non-core areas of training.

Е.А. Розенко, ст. преп., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, E-mail: rozenko_ea@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НЕПРОФИЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассматриваются актуальные в настоящее время проблемы сущности и структуры профессиональной мобильности студентов высших учебных заведений непрофильных направлений подготовки, формируемой средствами информационных технологий, для успешного осуществления ими профессиональной деятельности. Цель исследования - представить основную информацию об особенностях формирования данной мобильности. Для достижения указанной цели определено значение понятия мобильности. Раскрыто значение влияния информационных технологий на сущность и структуру

профессиональной мобильности студентов непрофильных направлений подготовки. Отмечен постоянный процесс совершенствования информационных технологий, который предопределяет условия формирования профессиональной мобильности. Также в работе рассмотрены основные подходы в определении профессиональной мобильности. Представленный материал позволяет сделать вывод о том, что данная профессиональная мобильность включает такие элементы, как готовность и своевременность (подготовленность), постоянство, гибкость и адаптивность.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, сущность, структура, информационные технологии, студенты непрофильных направлений подготовки.

Проблема профессиональной мобильности выпускника высшего учебного заведения становится чрезвычайно актуальной в силу того, что к моменту окончания его профессиональные компетенции должны быть своевременными, а не устаревшими. Опасность этого в эпоху цифровой трансформации чрезвычайно велика. При этом в российском обществе должны складываться новые потребности в области мобильности, а также адекватные и благоприятные условия для интеллектуального и творческого роста, здорового образа жизни человека и сообществ. Профессиональная мобильность является обязательной составляющей профессиональной компетентности студентов вузов непрофильных направлений подготовки средствами информационных технологий, а ее целенаправленное формирование в рамках профессиональной подготовки имеет особую значимость.

Цель исследования состоит в определении сущности и структуры профессиональной мобильности специального субъекта - студента высшего учебного заведения непрофильных направлений подготовки, которые формируются с помощью специальных средств - информационных технологий.

Задачи исследования:

- выделить обязательные и дополнительные характеристики указанной профессиональной мобильности;

- определить значение использования информационных технологий при формировании профессиональной мобильности студентов вузов именно непрофильных направлений подготовки;

- выявить обязательные элементы профессиональной мобильности, создаваемые информационными технологиями у студентов высшего учебного заведения непрофильных направлений подготовки.

Научная новизна состоит в новом подходе к определению содержания и уровней сформированности профессиональной мобильности обучающихся вуза, создаваемой посредством развивающегося инструмента - информационных технологий.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования сущности и структуры профессиональной мобильности студентов непрофильных направлений подготовки для внесения конкретных точечных корректив в организацию учебного процесса, где применяются информационные технологии.

Феномен «мобильность» традиционно выступает предметом научного и прикладного исследования представителей различных отраслей научного познания: философов, психологов, социологов, менеджеров, юристов и педагогов. Поэтому в научных произведениях неслучайно упоминается триада таких терминов, как «социальная мобильность», «профессиональная мобильность», «трудовая мобильность», где различные содержательные и разнонаправленные характеристики мобильности получают разное толкование в зависимости от потребностей государства в области образования и поиска новых путей ликвидации нехватки профессионально подготовленных специалистов для самых различных отраслей экономики.

Непосредственно понятие «мобильность» в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой формулируется как «подвижность, способность к быстрому передвижению», а также как «способность быстро действовать, принимать решения». Поскольку данный термин является многозначным, то другое значение указанного понятия формулируется в виде современных требований к работнику, который должен быть способен быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, принимать самостоятельные ответственные решения.

В системе высшего образования осуществляется подготовка квалифицированных выпускников в соответствии с потребностями российского государства и общества по различным направлениям подготовки. В процессе многолетнего обучения студентов по какой-либо области профессиональной деятельности, по нашему мнению, требуется анализировать мобильность, связанную именно с последующей профессиональной деятельностью, то есть профессиональную мобильность будущих выпускников высшего учебного заведения непрофильных направлений подготовки с высшим образованием, которые получают значительный объем профессиональных компетенций с помощью использования информационных технологий, применение которых является централизованным, но рассредоточенным.

В процессе изучения различных научных и методических источников по тематике и проблематике исследования, на наш взгляд, можно сформулировать вывод о том, что подготовка специалистов в области высшего образования именно непрофильных направлений подготовки с помощью информационных технологий требует закрепления готовности к различным вариантам развития будущих событий, поскольку последующий технологический режим непредсказуем. Это предопределило то, что профессиональная мобильность будущего непрофиль-

ного ИТ-специалиста (студента непрофильных направлений подготовки), формируемая с помощью информационных средств, стала обоснованно и закономерно предметом научного интереса в области педагогической теории, которая изучает влияние новых производственных технологий на количественные и качественные характеристики процесса образования.

Профессиональная мобильность требует постоянной поддержки необходимого уровня, особенно это актуально для высшего образования, где особые требования предъявляются как к студентам, так и к преподавателям. Утрата одного образовательного элемента или одного вида информационных технологий чревато потерей профессиональной мобильности в целом. Качественное формирование профессиональной мобильности выпускников непрофильных направлений подготовки с помощью информационных технологий базируется на качестве преподавательского корпуса высшего учебного заведения, которому постоянно требуется своевременное дополнительное профессиональное образование. Преподаватель не может в настоящее время осуществлять образовательную деятельность на устаревшей информации и без применения информационных технологий. Невозможно рассматривать применение новых информационных технологий без признания современного статуса и значения технологий в целом для государства и общества сегодняшнего дня. Постиндустриальное общество базируется на свободе информации и технологиях, связанных с оборотом информации как определенной категории.

В целом о технологии в широком значении этого слова в научном обороте стали рассуждать после наступления такого обстоятельства, когда человеческое сообщество стало управлять развитием производства и производственных сил. И произошло осознание того фактического положения текущих дел, что развитие производства и техники в настоящее время уже является контролируемым и управляемым, что, в свою очередь, позволяет не просто разрешать сложные хозяйственные либо военные задачи, но и форсировать развитие критически важных технологий. Технологичность в государстве и обществе рассматривалась как основополагающая позиция еще в конце XVIII в., когда в естествознании стали выделять новый описательный раздел, который в дальнейшем получил свое название - «Технология». Данный термин в научный оборот ввел И. Беккман в своем научном труде «Введение в технологию» в 1777 г с целью определения свойств ремесленного производства, которое включает в себя как эмпирические представления об окружающей среде, так и определенные профессиональные навыки о трудовых операциях и орудиях труда. События того времени эпохи Просвещения продемонстрировали, что государственное развитие, появление новых способов трудовой деятельности и их результативность взаимосвязаны с применением новой техники инструментария, с новыми видами общественного взаимодействия, организации процессов деятельности, производства, переработки сырья, территориальной экспансии, морской торговли, с культурой труда, с возможностями управлять концентрацией природных ресурсов и средств производства в мануфактурах, что взаимосвязано с определенным уровнем культурного и научно-технического потенциала, с индивидуальными свойствами отдельных представителей общин: целеустремленностью, предприимчивостью, трудолюбием, протестантской этикой, а также с потенциальными усилиями государства, церкви, общества и др.

Информационное технологическое развитие настоящего времени обозначает, что государство преследует первостепенную цель, направленную на создание и поддержание интеллектуального информационного ресурса, использование которого выступает обязательным условием для закрепления следующих результатов: высокого уровня научно-технического развития как в экономике, так и в повседневной жизни населения, которое является субъектом потребления информации, сопутствующей интенсивной разработки и освоения наукоемких технологий, которые требуют высококвалифицированных кадров узкой специализации (порой - чрезвычайно узкой). При этом технологическое развитие подразумевает в качестве обязательных условий наличие определенного перечня передовых технических, ресурсно- и энергосберегающих технологий, которые взаимообусловлены, что позволяет говорить о их сегментарном и стратегическом значении и конкурировать на современном мировом рынке. С учетом того, что информация в таком случае выступает как объект производства, так и как обязательное свойство информационных технологий, как значимая детерминанта постиндустриального общества. Свобода информации подразумевает в качестве обязательного условия массового потребителя и пользователя, который может быть ограничен только техническими условиями.

Достижение такой новой технологической формы производства, как информационные технологии, привело к ее интериоризации. Поэтому использование информационных технологий студентами иных направлений подготовки, не связанных с информационными ресурсами, - это показатель, что произошло не только изменение восприятия реальности субъектом через призму но-

вых информационно-технологических возможностей, но и к воспроизведению в человеческом социуме информационного сознания массового характера, где информационные технологии в образовательной деятельности превратились в обыденность и рутину. По мнению М. Маклюэна, любая новая технология в процессе ее применения видоизменяет человека, который, в свою очередь, находит различные и все новые способы ее последующего совершенствования. Человек «оплодотворяет» машинный мир, давая возможность ему размножаться и образовывать новые формы. В результате непрерывное взаимодействие с технологиями объединяет человека с ними как «сервомеханизм» [1, с. 56]. В данном случае следствием информационного технологического развития является сложный социальный процесс формирования профессиональной мобильности определенного слоя студентов высших учебных заведений с заданными характеристиками. Поэтому наблюдается последовательный процесс применения в образовательной деятельности новейших информационных технологий, базирующийся на особых требованиях к выпускникам средних общеобразовательных школ и средних профессиональных учебных заведений, которые должны прийти в высшее учебное заведение с определенным минимумом познаний в области информационных технологий. Одновременно это сопровождается сменой определенных технологических укладов, рассматриваемых как обязательный результат процесса институциональной жесткой конкуренции между отдельными информационными технологиями, что находит подтверждение в современном учебном процессе, где проигрывает устаревшее программное обеспечение и техническое оборудование.

В настоящее время идет последовательный процесс создания новых и обновления «старых» средств информационных коммуникаций: компьютерные системы, мобильные телефоны, цифровое телевидение, сервера, Интернет и др., позволяющих создать и поддерживать постоянную интерактивную связь с любым потребителем, являясь при этом его неразрывными и обновляемыми компонентами, максимально расширяющими мир и пределы человеческого сообщества, увеличивающими пространственные и временные границы, делающими возможным доступ практически ко всей необходимой информации и технологиям современности.

Ж. Бодрийяр, устанавливая факт технологической зависимости, писал, что «когда люди изобретают либо создают «умные» машины, то совершают это от того, что тайно разочаровались в собственном уме либо изнемогают под тяжестью беспомощного и чудовищного интеллекта; в таком случае они загоняют ум в машины, чтобы была возможность играть с ним или насмехаться над ним. Доверить собственный интеллект машине - это означает свободу от различной претензии на знание...» [2, с. 76]. Данная проблема нашла непосредственное выражение в процессе образования, поскольку отрицательным последствием распространения информационных технологий является акцентуация студентов на помощь внешнего источника знаний, который предоставит ответ посредством доступа к Интернету.

По мере развития информационных технологий неизбежно появляются новые поколения с присущей им технологической толерантностью, а также определенной зависимостью от собственных информационных ресурсов. В результате появляются новые гибридные формы идентичной взаимосвязи компьютеров и людей. Г Рейнгольд ввел в научный оборот термин «умные толпы». С его точки зрения, «умные толпы состоят из таких людей, которые способны согласованно действовать, даже друг друга не зная. Люди, которые составляют умные толпы, сотрудничают прежде невиданным образом посредством имеющихся у них устройств, обеспечивающих вычисления и связь. Соединяя места нашего обитания и осязаемые предметы с Интернетом, портативные средства связи превращаются в дистанционно управляемые нательные устройства физического мира» [3]. В настоящее время к информационным технологиям относят широкий спектр компьютерных устройств и устройств коммуникации - от автономных компьютеров до подключенных к сетям, вычислительные и коммуникационные технологии. Указанные устройства могут быть подключены непосредственно к Интернету или к другим информационным устройствам посредством одной или нескольких информационных сетей. В этом случае Интернет выступает как распределенная сеть взаимосвязанных источников (компьютерных сетей).

По представлению РИ. Вылкова, киберпространство является принципиально новым видом «проективного пространства культуры, который соединяет знаковую реальность и современную технологию, облегчающую и существенно ускоряющую мыслительную деятельность людей» [4, с. 128]. Р.А. Барышев определяет формирующееся киберпространство как «одну из множества форм виртуальной реальности, .киберпространство, в свою очередь, четко очерчивает виртуальную реальность границами взаимодействия человека и компьютера ... -это метафизическая абстракция, применяемая для описания объектов, широко распространённых в компьютерной сети» [5, с. 56]. Следовательно, киберпро-странство возникает и трансформируется в информационно-телекоммуникаци-

Библиографический список

онную сеть, вследствие чего можно сделать вывод о том, что сеть Интернета не является единым «киберпространством», но она выступает обязательным условием, как и информационные технологии, благодаря которым киберпространство существует, и его сегментом можно определить образовательный компонент.

Информационные технологии и киберпространство в настоящее время являются обязательным элементом образовательного процесса в Российской Федерации. В процессе создания профессиональной мобильности отказ от них невозможен, поскольку данные технологии в своем развитии стали частью человеческой жизни. Формирование профессиональной мобильности у студента высшего учебного заведения требует определения формализованного перечня общих (для всех категорий студентов) и специальных (для студентов отдельных направлений подготовки) условий.

В словарях термин «мобильность» определяется как «подвижность, способность к быстрому передвижению», «способность быстро действовать, принимать решения», «готовность быстро выполнять задания» [6, с. 353], «способность быстро ориентироваться в обстановке, находить нужные формы деятельности» [7, с. 549].

Мобильность как требование к субъекту определяется с точки зрения его реакции на потребности изменений во внутренней и внешней среде, формализующейся в осознанной корректировке поведения. В частности, О.В. Амосова мобильность представляет как умение быстрой перестройки своих действий в конкретных ситуациях, умение быстрого реагирования на происходящие изменения [8, с. 35].

В психолого-педагогической теории выделяют два основных подхода в изучении профессиональной мобильности: 1) стиль деятельности (Ю.Ю. Дворец-кая, Е.А. Климов, С.В. Нужнова); 2) качество или свойство личности (Л.А. Ами-рова, Б.М. Игошев, С.Е. Каплина, А.К. Маркова, В.А. Мищенко, Л.П. Меркулова, Е.А. Никитина, М.А. Пазюкова, М.В. Удальцова).

Б.М. Игошев, изучая профессиональную мобильность педагогических работников как самостоятельное неотъемлемое свойство личности, позволяющее ей успешно адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, представляет мобильность как способность осваивать инновации в образовании, готовность к самосовершенствованию, саморазвитию и реализации себя в педагогической деятельности [9].

По нашему мнению, в структуре профессиональной мобильности студентов вуза непрофильных направлений подготовки, сформированной с помощью средств информационных технологий, выделяется перечень определенных личностных характеристик (свойств): открытость (склонность к освоению новой информации), активность в сфере новых информационных технологий и информации в интернете, что обусловливает постоянную готовность к профессиональной деятельности, освоению новых профессиональных компетенций, адаптивность к существенному изменению условий и обстоятельств профессиональной (служебной) деятельности, обеспечивающую эффективное приспособление к динамично изменяющимся условиям различных видов деятельности, коммуникативность как значимую способность и готовность устанавливать контакты с субъектами профессиональной деятельности (в том числе в целях профессиональной подготовки и переподготовки), креативность как творческий подход в организации и изменении особенностей профессиональной деятельности).

Л.П. Меркулова, исследуя личностные качества специалиста технического профиля, его профессиональную мобильность, рассматривает как способность в кратчайший срок на высоком научном, техническом и экономическом уровне решать поставленные и возникающие задачи [10].

На наш взгляд, профессиональная мобильность - это обобщающий показатель количественных и качественных характеристик профессиональной подготовки студентов вуза непрофильных направлений подготовки, сформированной с помощью средств информационных технологий. Можно выделить следующие элементы данного интегративного показателя: готовность и своевременность (подготовленность), постоянство, гибкость и адаптивность, т. е. способность к быстрой реализации готовности с учетом постоянных и существенных изменений информационных технологий.

В заключение следует отметить, что полученные результаты свидетельствуют об обязательной значимости в учебном процессе отдельной разновидности профессиональной мобильности студентов высших учебных заведений непрофильных направлений подготовки, формируемой в режиме реального времени с помощью информационных технологий. В существующей системе образования использование указанных технологий является новой парадигмой, значение которой будет только возрастать. На следующем этапе исследования будут разработаны и опытно-экспериментальным путем проверены организационно-педагогические условия формирования профессиональной мобильности обучающихся в учебном процессе вуза посредством информационных технологий.

1. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. Москва, 2003.

2. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. Москва, 2000.

3. Рейнгольд Г Умная толпа: новая социальная революция. Москва, 2006.

4. Вылков РИ. Киберпространство как социокультурный феномен, продукт технологического творчества и проективная идея. Диссертация ... кандидата филологических наук. Екатеринбург, 2009.

5. Барышев РА. Киберпространство и проблема отчуждения. Диссертация ... кандидата филологических наук. Красноярск, 2009.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Москва: АЗЪ, 1996.

7. Кузнецов С.И. Большой толковый словарь русского языка. Санкт-Петербург: Норинт, 2000.

8. Амосова О.В. Подготовка студентов университета к воспитательной работе в современных условиях. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Иркутск, 1999.

9. Игошев Б.М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете: монография. Москва: ВЛАДОС, 2008.

10. Меркулова Л.П. Формирование профессиональной мобильности специалистов технического профиля средствами иностранного языка. Диссертация ... доктора педагогических наук. Самара, 2008.

References

1. Maklyu'en M. Ponimanie media: vneshnie rasshireniya cheloveka. Moskva, 2003.

2. Bodrijyar Zh. Prozrachnost'zla. Moskva, 2000.

3. Rejngol'd G. Umnaya tolpa: novaya social'naya revolyuciya. Moskva, 2006.

4. Vylkov R.I. Kiberprostranstvo kak sociokul'turnyj fenomen, produkt tehnologicheskogo tvorchestva i proektivnaya ideya. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Ekaterinburg, 2009.

5. Baryshev R.A. Kiberprostranstvo i problema otchuzhdeniya. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Krasnoyarsk, 2009.

6. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij. Moskva: AZ", 1996.

7. Kuznecov S.I. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo yazyka. Sankt-Peterburg: Norint, 2000.

8. Amosova O.V. Podgotovka studentov universiteta k vospitatel'nojrabote vsovremennyh usloviyah. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Irkutsk, 1999.

9. Igoshev B.M. Organizacionno-pedagogicheskaya sistema podgotovki professional'no mobil'nyh specialistov v pedagogicheskom universitete: monografiya. Moskva: VLADOS, 2008.

10. Merkulova L.P. Formirovanie professional'noj mobil'nosti specialistov tehnicheskogo profilya sredstvami inostrannogo yazyka. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Samara, 2008.

Статья поступила в редакцию 17.07.22

УДК 373.51

Seredovskikh B.A., Cand. of Sciences (Geography), senior lecturer, Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk, Russia), E-mail: geoboris@mail.ru

Yarosh D.A., student, Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk, Russia), E-mail: denis.yarosh01@mail.ru

PROBLEMATIC ISSUES OF TEACHING THE REGIONAL CONTENT COMPONENT OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF INTRODUCTION OF THE UPDATED FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD. The article discusses implementation of the regional component of the content of education. The problem of an optimal combination of the requirements of the FGOS and taking into account regional characteristics is identified. Possibilities of integrating the content of education in the study of life safety and geography through the prism of the regional component are investigated. Directions of implementation of the regional component are reflected and the mechanisms for their implementation in the practice of school education are specifically considered. Practical experience of cooperation between the school and the university through the involvement of students in the development and implementation of methodological materials for the study of their region is considered. The authors point to the effectiveness of such a multidisciplinary approach, which is confirmed by teaching practice.

Key words: regional component, integration of education content, geography, life safety.

Б.А. Середовских, канд. геогр. наук, доц., Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, E-mail: geoboris@mail.ru

Д.А. Ярош, студент, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, E-mail: denis.yarosh01@mail.ru

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС

В статье рассматривается вопросы реализации регионального компонента содержания образования. Выявлена проблема оптимального сочетания требований ФГОС и учета региональных особенностей. Исследованы возможности интеграции содержания образования при изучении ОБЖ и географии через призму регионального компонента. Отражены направления реализации регионального компонента и поаспектно рассмотрены механизмы их внедрения в практику школьного образования. Рассмотрен практический опыт сотрудничества школы и вуза через привлечение студентов к разработке и реализации методических материалов по изучению своего региона. Авторы указывают на эффективность такого междисциплинарного подхода, которая подтверждается практикой преподавания.

Ключевые слова: региональный компонент, интеграция содержания образования, география, безопасность жизнедеятельности.

Основным механизмом реализации содержания образования в школе являются Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее - ФГОС) [1]. С 1 сентября 2022 года начнется переход на новый ФГОС третьего поколения, в соответствии с которым кардинально изменяется характер преподавания школьных предметов, в том числе учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее - ОБЖ), на основе Концепции преподавания, представленной в ФГОС ООО с модульным распределением [2].

Программа учебного предмета ОБЖ предусматривает модульную структуру содержания (представлена десятью тематическими линиями), которая обеспечивает непрерывность изучения предмета на федеральном уровне [3].

Причем образовательные учреждения имеют право самостоятельно определять последовательность тематических линий учебного предмета ОБЖ и количество часов для их освоения с учётом особенностей региона. Допускается конкретизация отдельных модулей с учётом региональных (географических, природных, социальных и др.) и других местных особенностей. Данный подход к изучению региональных особенностей в новом ФГОС носит альтернативный характер и, наш взгляд, является попыткой замены регионального компонента содержания образования, который был четко и нормативно определен в предыдущих вариантах ФГОС общего образования.

Таким образом, в новых условиях отсутствует единое понимание сущности регионального компонента содержания образования и, следовательно, общих

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подходов к его формированию. В связи с этим актуальной становится проблема его реализации, где основным вопросом видится поиск направлений и форм сопряжения регионального компонента с федеральным в аспекте выделения исторического, географического, природно-экологического своеобразия региона с целью его органичного встраивания в содержание федерального компонента [4].

В результате проведенных нами исследований можно выделить следующие основные проблемы:

- недостаточно разработаны методологические основы реализации регионального компонента содержания образования;

- сложность для педагогов, особенно начинающих, определить подход в его реализации;

- необходимость поиска или создания для учителя методических разработок по актуальным региональным проблемам.

Исходя из этого, вытекает необходимость поиска основ, на которых следует строить региональный компонент, чтобы оптимально реализовать требования ФГОС и учет региональных особенностей, проблем и опасностей. В качестве определяющей нами выбрана методологическая основа интеграции знаний в региональном аспекте содержания образования учебных курсов ОБЖ и географии. Интегрирование знаний заключается в смежности объектов изучения. Если для направления географии важны пространственные определения природных объектов, то для направления безопасности жизнедеятельности значимы про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.