Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДИК ТЕХНОЛОГИИ "МОЗАРТ" ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДИК ТЕХНОЛОГИИ "МОЗАРТ" ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ИГРА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ "МОЗАРТ" / АРТ-ТЕРАПИЯ / ИГРОТЕРАПИЯ / ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / PERSONALITY / GAME / GAME ACTIVITY / TECHNOLOGY "MOZART" / ART THERAPY / GAME THERAPY / GAME TECHNIQUES / PRESCHOOL AGE / HEALTH CARE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толкова Наталья Михайловна, Тинякова Светлана Анатольевна, Мулюкина Екатерина Михайловна

В статье раскрыта актуальность, содержание работы и эффективность применения технологии "Мозарт" в дошкольной образовательной организации для всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста. Описаны основные характерные элементы методики и их назначение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толкова Наталья Михайловна, Тинякова Светлана Анатольевна, Мулюкина Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF GAME METHODS OF THE "MOZART" TECHNOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The article reveals the relevance, content of the work and the effectiveness of the use of the technology "Mozart" in preschool educational organizations for the comprehensive development of the personality of a child of preschool age. The main characteristic elements of the method and their purpose are described.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДИК ТЕХНОЛОГИИ "МОЗАРТ" ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

«доступных» для овладения особенным обучающимся. Причем, недостаточный интерес воспитанника к рекомендованному профилю трудового обучения не является абсолютным противопоказанием при наличии показателей, свидетельствующих о пригодности его к тому или иному виду трудовой деятельности.

Изучение специфики профориентационной работы с лицами с РАС в условиях воспитания в детском доме-интернате для последующего включения их в группы профессионально трудового обучения предполагает зависимость эффективности этой работы от квалификации воспитателей, учителя трудового обучения, психолога, врача психоневролога, то есть судьба ребенка полноценно зависит от компетентности указанных специалистов. Поэтому важной задачей указанных специалистов в исследуемой категории учреждений является разработка психолого-педагогических условий для обеспечения адекватного профессионального определения учащихся с нарушением умственного развития по типу РАС в соответствии с требованиями существующих рабочих профессий (профессиограмм). Только такой взвешенный подход к изучению способностей и потребностей ребенка обеспечит наиболее оптимальный подход к его профессиональному определению.

Выводы. Исходя из результатов аналитического обзора теоретико-практических исследований зарубежных и отечественных специалистов, можно констатировать, что эффективность управления профессиональным определением и профессиональной ориентацией лиц с РАС в системе трудовой подготовки детских домов-интернатов должна обеспечиваться как организационно, так и методически, а именно: комплексом методик, обеспечивающих определение уровней сформированности профессионально важных качеств у детей; методически обоснованными коррекционно-развивающими упражнениями для развития недостаточно сформированных психофизиологических функций; действующей экспертной комиссией специализированного учреждения по профориентации.

Таким образом, особенности профориентации заключаются в комплексном определении методического обеспечения, показателей и уровней сформированности психических процессов, лежащих в основе профессиональных способностей, свойств, выяснения медицинских и педагогических данных (черты характера, интересы, склонности, оценки по дисциплинам и др.) у лиц с РАС, которые являются воспитанниками детских домов-интернатов.

Литература:

1. Акопова А.Б. Развитие социально-бытовых навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра // Матрица научного познания. - 2017. - № 10. - С. 30-36.

2. Славгородская М.В., Доровских И.И., Янькин Д.В., Лалитова О.В. Система работы по профессиональному самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Профильная школа. - 2018. - Т. 6. - № 1. - С. 31-36.

3. Шайденко Н.А., Кипурова С.Н., Кутепов С.Н. Специфика профессионального самоопределения воспитанников интернатных учреждений для детей-сирот // Образование личности. - 2018. - № 3. - С. 27-36.

4. Moody Ch.T., Laugeson E.A. Social Skills Training in Autism Spectrum Disorder Across the Lifespan // Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America. - 2020. - Vol. 29, Issue 2. - P. 359-371.

5. Pazuniak M., Pekrul S.R. Obsessive-Compulsive Disorder in Autism Spectrum Disorder Across the Lifespan // Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America. - 2020. - Vol. 29, Issue 2. - P. 419-432.

6. Shulman C., Amy E., Morrier M.J., Rice C.E. Diagnosis of Autism Spectrum Disorder Across the Lifespan // Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America. - 2020. - Vol. 29, Issue 22. - P. 253-273.

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук, доцент Толкова Наталья Михайловна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево);

педагог-психолог Тинякова Светлана Анатольевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение Городского округа Балашиха (г.о. Балашиха),

Детский сад №2 "Непоседы" (г.о. Балашиха);

педагог-психолог, заместитель заведующего

по ВМР Мулюкина Екатерина Михайловна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение Городского округа Балашиха (г.о. Балашиха),

Детский сад №2 "Непоседы" (г.о. Балашиха)

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДИК ТЕХНОЛОГИИ «МОЗАРТ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье раскрыта актуальность, содержание работы и эффективность применения технологии "Мозарт" в дошкольной образовательной организации для всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста. Описаны основные характерные элементы методики и их назначение.

Ключевые слова: личность, игра, игровая деятельность, технология "Мозарт", арт-терапия, игротерапия, игровые методики, дошкольный возраст, здоровьесбережение.

Annotation. The article reveals the relevance, content of the work and the effectiveness of the use of the technology "Mozart" in preschool educational organizations for the comprehensive development of the personality of a child of preschool age. The main characteristic elements of the method and their purpose are described.

Keywords: personality, game, game activity, technology "Mozart", art therapy, game therapy, game techniques, preschool age, health care.

Введение. Одной из важных задач дошкольных образовательных организаций является внедрение инновационных технологий в образовательный процесс. Эта деятельность должна быть систематической, целенаправленной. Необходимо создавать среду, где бы дети дошкольного возраста развивались гармонично, полноценно и все участники педагогического процесса чувствовали себя свободно и комфортно.

Педагогический коллектив постоянно находится в поиске наиболее эффективных средств и методов развития детей, формирования у них таких качеств личности как коммуникабельность, доброжелательность, самостоятельность, уверенность в своих силах и ответственность.

Эффективность игровых и арт-методов в работе по развитию детей неоднократно доказана в психологической теории и практике, поэтому нас привлекла инновационная, технология "Мозарт", она является здоровьесберегающей и синтезирует в себе арт-терапию и игротерапию, что ведет к развитию познавательной и коммуникативной сфер ребенка дошкольного возраста. "Мозарт" это оригинальный инструмент, сочетающий игру и методы арт-терапии [2, с. 33].Это связано с тем , что в дошкольном возрасте у ребенка ведущий вид деятельности - игра, а данная технология активизирует именно игру, игровую деятельность дошкольника, тем самым увлекает ребенка, помогает раскрыть его внутренний мир, способствует его творческому развитию.

Изложение основного материала статьи. Что же такое "Мозарт"? Технология представляет собой совместную авторскую разработку художника Полины Эрнестовны. Руссавской и к.п.н., доцента МПГУ Натальи Петровны Болотовой. Название технологии отражает название серии игр "Мозартика", оно включает в себя понятия "мозаика" (игра) и "искусство" (арт) [1, с. 158].

Стимульно - дидактическим материалом являются пособия, состоящие из игровых полей и фигурных карточек, соответствующих тематике игры. Каждое игровое поле и карточки соответствуют названию игрового пособия "Чудо-дерево", "Павлин", "Туманы", "Усадьба", "Дорога в космос" и другие. Карточки-фигурки имеют различную геометрическую форму, различные цветовые и образные предложения с символичными тематическими вкладками.

Стимульно-дидактический материал доступен и удобен в коррекционно-развивающем процессе, так как настольные игровые пособия оптимальны по размеру, компактны и легко переносятся. Инструментарий экологичен в процессе эксплуатации, так как сделан из дерева и долговечен при интенсивном использовании [3, с. 59].

Изображения на карточках-фигурках и их цветовое решение оказывают глубокое психолого-педагогическое воздействие на ребенка дошкольного возраста. Дети не только осваивают предметы и явления внешнего мира на вербальном уровне, но и с помощью языка искусства.

В каждой игре "Мозарт" есть два типа игровых элементов - это игровое поле и фигурки помогающие проявить фантазию. Игровое поле представляет собой основу, отражающую базовые представления. Фигурки же, являются средством творческого выражения.

Стимульно-дидактические пособия технологии "Мозарт" прошли экспертную оценку государственные и негосударственных экспертиз и имеет патент как "Ментальная игра для преодоления стрессовых ситуаций, а так же для личностного развития преимущественно детей".

Технология "Мозарт" направлена на развитие ребенка дошкольного возраста с учетом его возрастных и психо-физических возможностей и потребностей.

Задачи, решаемые с помощью технологии "Мозарт":

1. Развивающая - сформировать условия для оптимального процесса интеллектуального, культурно-эстетического, духовного развития ребенка, формирования навыков социальной адаптации.

Для решения развивающей задачи разработана методика "Мозарт - развитие", в которую входят игровые пособия "Чудо дерево" и "Павлин". Данное направление технологии направлено формирование у ребенка на развитие самостоятельности т.е. умение действовать по своей инициативе, осознавать и принимать решение в непривычной ситуации, осуществлять элементарный самоконтроль и т.п.

2. Коррекционная - создать условия для максимальной оптимизации психического состояния ребенка, обеспечения гармоничного формирования и личностного развития.

Технология позволяет развивать ребенка увлекательно и интересно в игро-арт-пространстве, с помощью заданий и упражнений. С помощью игровых пособий развиваются когнитивные процессы ребенка (мышление, произвольное внимание, память, ощущение, восприятие, воображение), самостоятельность, формы общения и способы сотрудничества, самоконтроль и эстетический вкус.

3. Развлекательная - направлена на влечение к разнообразию. Её основная функция заключается в создании условий для комфортной атмосферы, душевного спокойствия.

Технология эффективна в работе с детьми с нарушенным развитием: задержка психического развития (ЗПР), синдром дефицита внимания (СДВГ), с различными двигательными нарушениями, ранний детский аутизм (РДА) и др. [4, с. 309].

Результат работы Натальи Петровны Болотовой, Полины Эрнестовны Руссавской, а также опыт МАДОУ "Непоседы" г.о Балашиха показали, что у методики "Мозарт" неограниченный потенциал. Методика может применяться в индивидуальной или в групповой форме, как самостоятельно в цикле занятий, так и в сочетании с другими методами и средствами. "Мозарт "- это не просто игра, а новое игровое направление, в нем нет возрастных ограничений т.е. она подходит для детей, взрослых или семьи [1, с. 162].

Методика "Мозарт" включает в себя несколько этапов: подготовительный, игровой и этап обсуждения.

В МОДОУ "Непоседы" г.о. Балашиха и технология "Мозарт" применяется не так давно, но уже есть заметные результаты в работе с детьми по познавательному развитию и оптимизации психического состояния дошкольников.

В развивающей и коррекционной работе мы используем методику "Мозарт-развитие" и ее игровые пособия "Чудо-дерево" и "Павлин". Данные пособия применяются нами в работе с детьми от 2 лет.

Игровое пособие "Чудо-дерево" предназначено для развития у детей наблюдательности, сенсорного восприятия, связной речи, умения сравнивать и анализировать, проводить элементарные исследовании с взрослым, делать выводы. Развиваются и закрепляются пространственные отношения. Пособие эффективно при коррекции психоэмоционального состояния, тревоги, агрессивного поведения.

Игровое пособие "Павлин" способствует развитию у детей дошкольного возраста познавательной активности, творческой игровой деятельности, сенсорных способностей, спектра разнообразных действий, расширения и обогащения словарного запаса, мелкой моторики, умения различать цвета, составлять целое из частей.

С помощью игровых пособий развиваются навыки взаимодействия в группе сверстников, навыки коллективной работы.

Игровая сессия с пособиями "Павлин" и "Чудо-дерево" состоит из нескольких этапов:

1. Подготовительный этап. Знакомство ребенка с дидактическим материалом и постепенное включение его в игровой процесс.

2. Игровой этап. Выполнение инструкции на игровом поле, с применением карточек-фигурок.

3. Коррекционный и развивающий этап дает ребенку новую возможность выполнить задание, создает коррекционные условия, формирует положительную самооценку.

Варианты заданий к комплекту "Павлин":

- Расскажи, каких ты знаешь птиц;

- Объясни, чем необычная птица павлин;

- Собери хвостик павлину из перьев красного (желтого и др.) цвета;

- Собери хвостик павлину из семи (пяти и др.) перьев;

- Собери хвостик павлину из маленьких (больших) перьев;

- Собери хвостик павлину из (трех ..) маленьких (больших..) перьев;

- Сочини сказку о добром павлине;

- Сочини сказку про путешествия павлина;

- Сочини сказку про "Жар-птицу"...

Варианты заданий к комплекту "Чудо-дерево":

- Определи, где находится суша, вода, пустыня, зеленая поляна;

- Выбери животных, живущих на земле ( в воде и др.);

- Выбери диких животных, где они живут, чем питаются;

- Выбери домашних животных, где они живут и чем питаются;

- Назови обитателей лесов, пустыни, воды;

- Почему обитатели лесов не смогут жить в пустыне (в воде и др.);

- Выложи отдельно добрых зверей (не хищных) и наоборот;

- Сочини сказку про дружбу обителей воды и земли;

- Сочини сказку про приключения обителей земли и воды .

Специальные вопросы психолога подводят ребенка к пониманию правильности или неправильности выполнения задания, к возможности исправления, доведения задания до качественного уровня.

Подгрупповой и индивидуальный способы коррекции неблагополучной эмоциональной сферы детей как с нормативным, так и с нарушенным здоровьем, позволили решить следующие задачи:

1. Снизить агрессию, тревожность и страхи у воспитанников.

2. Развить умение регулирования своих эмоций.

3. Сформировать адекватное отношение ребенка дошкольного возраста к себе и своим сверстникам.

Кроме того, данную технологию мы применяем в работе с семьями воспитывающими детей с

ослабленным здоровьем, целью данной деятельности было помощь в выявлении проблем в семье и поиск путей их преодоления.

Семья, это живая система, которая стремится к своему развитию. Именно в семье происходит важное взаимодействие между всеми её членами, а также очень сильное влияние друг на друга. Нами выявлено, что для получения наилучшего результата в развитии ребенка дошкольного возраста, лучший результат приносит системная работа со всей семьей.

Правила при работе с семьей:

1. Осуществлять деятельность со всеми членами семьи т.е. в процессе участвуют все члены семьи ( мама, папа, дети), при необходимости подключаются и прародители (бабушки и дедушки).

2. Установление коммуникативного контакта со всеми членами семьи.

3. Сбору информации о семье (проблемы).

4. Выявление ресурса семьи в целом и каждого её члена в отдельности.

Только при комплексном взаимодействии с семьёй воспитанника можно достигнуть положительного результата.

Для работы с семьёй нами применяется методика "Мозарт-семейный ресурс" - действие которой направлено на выявление проблем в семье, определение ресурсов семьи и помогает эффективно сформировать гармоничные внутрисемейные взаимоотношения, а также направлено на безболезненное выведение семьи из социально-психологической дезадаптации.

Итоговые показатели в работе с семьей, были снижение уровня конфликтности, эмоциональной нестабильности и тревожности.

В процессе деятельности, помимо игровых пособий "Мозарт" использовались дополнительные элементы арт-терапии: рисуночная, сказкотерапия, релаксационные упражнения. Совместно с педагогом-психологом дети придумывали и обыгрывали сказки, во время деятельности активно взаимодействовали и коммуницировали друг с другом.

Выводы. Наш практический опыт показал, что у технологии «Мозарт» очень большой потенциал. Это простой и эффективный способ достичь через ведущий вид деятельности дошкольников - игру, гармоничного развития личности ребенка, способ сохранить его индивидуальность.

Кроме того, данная методика может применяться на всех этапах становления детско-родительских взаимоотношений.

Литература:

1. Болотова Н.П. Психолого-педагогическая работа ДОУ с семьей, как фактор здоровья эмоциональной сферы ребенка. Сборник науч.трудов Конференция с международным участием "Современный ребенок: Какой он?" Шадринск. 2015 - 264 с.

2. Болотова, Н.П. Системный подход в психолого-педагогическом сопровождении семьи, с использованием технологии "Мозарт" / Н.П. Болотова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2016. — № 7.6 (111.6). — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27746/ (дата обращения: 17.08.2020).

3. Психокорекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб. -методич. пособие / В.В. Ткачева, Е.В. Устинова, Н.П. Болотова; под ред. В.В. Ткачевой. - М.: ИНФРА - М,

2017. - 191 с.

4. Толкова Н.М. Применение инновационных технологий в работе с детьми раннего возраста Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта, РИО ГПА,

2018. Вып. 61. - Ч.3, С. 308-310.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.