Научная статья на тему 'Оптимизация коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья'

Оптимизация коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2502
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЗАРТИКА / МОЗАРТ / МОЗАРТ-РАЗВИТИЕ / МОЗАРТ-ТЕРАПИЯ / МОЗАРТСЕМЕЙНЫЙ РЕСУРС / ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ / АРТ-ТЕРАПИЯ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ESTHETIC FEELINGS / SPIRIT / PHYSIOLOGICAL BASIS / PERCEPTUAL PSYCHOLOGY / CREATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотова Наталья Петровна

В статье рассматривается новый взгляд на объединение известных методов в психолого-педагогической деятельности в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Из практического опыта специалистов в области психологии, дефектологии и педагогики отмечается перспективность использования инновационной технологии «Мозарт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTHETIC FEELINGS AS A NATURAL BASIS OF SOCIAL INDIVIDUAL

This article explores psycho-physiological and social sources of esthetic feelings development in connection with the ability of a social individual to develop harmonious fundamentals of spirituality and creative potential in conditions of surrounding world contradictions.

Текст научной работы на тему «Оптимизация коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальные проблемы педагогики

Н.П. Болотова

Оптимизация коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается новый взгляд на объединение известных методов в психолого-педагогической деятельности в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Из практического опыта специалистов в области психологии, дефектологии и педагогики отмечается перспективность использования инновационной технологии «Мозарт».

Ключевые слова: мозартика, мозарт, мозарт-развитие, мозарт-терапия, мозарт-семейный ресурс, игровая терапия, арт-терапия, лица с ограниченными возможностями.

При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья психологи, дефектологи, педагоги активно применяют такие методы, как игровая терапия и арт-терапия.

Игровая терапия является одним из методов психолого-педагогиче-ской коррекции поведения, а также работы с эмоциональными состояниями. В основе игровой терапии лежит использование игровых методик, форм, средств, ситуаций. Уникальность психокоррекционного воздействия игрового потенциала на взрослого или ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в процессе социально-культурной деятельности ставит данное направление в разряд эффективных.

Смысл игры заключается в развитии и упражнении всех психических функций ребенка. Игра учит, формирует, изменяет, воспитывает, ведет за собой развитие и создает зону ближайшего развития ребенка [2]. Анализ игровой деятельности ребенка может служить важным диагностическим средством для определения уровня развития ребенка [6].

при помощи игровой терапии происходит проигрывание стрессовых ситуаций, моделирование новых, тренинг эмоций, снятие зажимов,

Актуальные проблемы педагогики

вовлечение ребенка в социальные виды взаимодействия. Ее целью является выявление творческого потенциала, способностей, она способствует развитию психических сенсорных функций, расширению спектра общения, повышению социальной активности, развитию коммуникативных навыков, выработке активной жизненной позиции, содержанию досугового времени, ориентации в пространстве, апробированию социальных ролей. Кроме этого, в игре происходит активизация формирования произвольности психических процессов - внимания и памяти, развитие умственной деятельности, воображения, речи и волевой активности.

Игра устраняет аффективные препятствия в межличностных отношениях, а также в достижении более адекватной адаптации и социализации. Дети в игровой форме воспроизводят детско-родительские взаимоотношения, отношения со сверстниками, межличностные и внутренние конфликты, а также эмоциональные переживания: гнев, страх, соперничество. первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов.

Арт-терапия является творческим методом для лечения эмоциональных состояний [5]. В настоящее время арт-терапию рассматривают как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой, творческой личности [3].

Метод способствует раскрытию творческого потенциала индивида, высвобождению скрытых энергетических резервов, нахождению оптимальных способов решения своих проблем. Арт-терапия оказывает мягкое психологическое воздействие. применение ее в психокоррекционной работе помогает избавиться от стресса, депрессии, эмоциональной боли, «отреагировать» переживания, способствует изменению поведения, активизации творческих сил, решению семейных проблем.

На стыке перечисленных выше методов - игровой и арт-терапий -разработана технология «Мозарт». Она состоит из дидактических пособий П.Э. Руссавской [2] и организационно-методических разработок их применения Н.П. Болотовой [1]: методики «Мозарт-терапия», «Мозарт-семейный ресурс», «Мозарт-развитие» (рис. 1); рабочие протоколы для качественных и структурированных игровых занятий с испытуемым(-ми); задачи, задания, этапы, способы и приемы в процессе игровых действий; интерпретации игровых композиций на основе анализа картинки-композиции и устного рассказа об игровом сюжете испытуемого.

В психокоррекционных мероприятиях специалист отслеживает и анализирует игру ребенка, ее содержание, предпочтения цвета и выбранных форм фигурок, рассказ ребенка. кроме этого, ребенок с ограниченными возможностями здоровья в игре переносится в эстетическую среду, кото-

рая сама по себе обладает терапевтическим эффектом на его психику, оптимизирует жизненный ресурс.

«МОЗАРТ»

при применении технологии «Мозарт» происходит:

- оптимизация общего развития ребенка с учетом возрастных и психофизических потребностей и возможностей;

- гармонизация и расширение его внутреннего личностного пространства.

Технологии «Мозарт» применялась с достаточно большим количеством детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в реабилитационных и психологических центрах, в дошкольных и школьных образовательных учреждениях различных городов Российской Федерации.

Методика «Мозарт-развитие» применялась с детьми с задержкой психического развития, с двигательными и другими нарушениями.

Методика «Мозарт-терапия», проиграв с ребенком психотравмирующую ситуацию, помогает ему снять внутреннюю напряженность и недоверие к внешнему миру.

Дети и подростки, имеющие психосоматические нарушения, отреагировав свои переживания, негативные эмоции и чувства в игро-арт-методи-ке, проявляют симптомы болезни реже или выражают их незначительно.

Дети с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью страдают нарушением координации, эмоциональными нарушениями, нарушениями в социальных отношениях, парциальной задержкой развития, поведенческими расстройствами. В индивидуальной коррекционной работе с ребенком методика «Мозарт-терапия» сглаживает эмоциональные и поведенческие проблемы, а групповые занятия позволяют детям приобрести навыки социальных отношений, доброжелательных контактов, коммуникации.

Дети с коммуникативными проблемами после цикла занятий, вырабатывающих навыки сотрудничества, общения со сверстниками с применением методики «Мозарт-терапия», начинали активно взаимодействовать с ровесниками, воспитателями, педагогами, родителями вербальным и невербальным способами, открыто выражая свои мысли, желания, эмоции.

Методика «Мозарт-семейный ресурс» показала высокую результативность при применении в работе с семьями, воспитывающими детей

«Мозарт-терапия» ^ «Мозарт-развитие» «Мозарт-семейный ресурс»

Рис. 1. Методики, составляющие технологию «Мозарт»

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

и подростков с различной патологией. Например, тревожно-фобические расстройства ребенка часто обусловлены проблемами родительско-детских отношений, авторитарным стилем воспитания родителей. В игровой деятельности, применяя методику «Мозарт-семейный ресурс», разрешаются конфликты между родителями. В совместной игровой деятельности родителей и детей методика «Мозарт-семейный ресурс» помогает менять родителям авторитарный стиль воспитания на демократический, а изменение стиля воспитания снижает высокий уровень тревожности у ребенка.

Библиографический список

1. Болотова Н.П. Мозарт-терапия в практической деятельности // Прикладная психология и психоанализ. 2007. № 3-4. С. 19-30.

2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-76.

3. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М., 2007.

4. Руссавская П.Э., Болотова Н.П. Мозартика, ее история, возможности и перспективы // Прикладная психология и психоанализ. 2007. № 3-4. С. 11-18.

5. Сусанина И.В. Введение в арт-терапию: Учебное пособие. М., 2007.

6. Эльконин Д.Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи. М., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.