Научная статья на тему 'Особенности использования технологии «Мозартика» в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ослабленным здоровьем'

Особенности использования технологии «Мозартика» в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ослабленным здоровьем Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1420
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСЛАБЛЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / ДЕТИ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ / ТЕХНОЛОГИЯ «МОЗАРТИКА» / TECHNOLOGY "MOZARTICA" / POOR HEALTH / CHILDREN WITH POOR HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Павлов Евгений Александрович

В данной статье дана характеристика и определение детей с ослабленным здоровьем, дается анализ и особенности использования технологии «Мозартика» в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ослабленным здоровьем, раскрываются этапы методик технологии «Мозартика», опыт использования методик «Мозарт-терапия» и «Мозарт-развитие» и результаты по данной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Especially the use of technology "Mozartica" in dealing with the family raising a child with poor health

This paper presents the characterization and identification of children with poor health, the analysis and features of technology "Mozartica" in dealing with a family raising a child with poor health, reveals stages of the technique technology "Mozartica" experience working methods"Mozart-therapy" and "Mozart-development ", and the final results for this technology.

Текст научной работы на тему «Особенности использования технологии «Мозартика» в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ослабленным здоровьем»

УДК 37.018.1

Павлов Евгений Александрович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

polyathlon1@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «МОЗАРТИКА» В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

В данной статье дана характеристика и определение детей с ослабленным здоровьем, дается анализ и особенности использования технологии «Мозартика» в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ослабленным здоровьем, раскрываются этапы методик технологии «Мозартика», опыт использования методик «Мозарт-терапия» и «Мозарт-развитие» и результаты по данной технологии.

Ключевые слова: ослабленное здоровье, дети с ослабленным здоровьем, технология «Мозартика».

Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы характеризуется неуклонным его ухудшением, что вызывает обоснованную озабоченность у многих отечественных ученых. Особенно тревожное положение складывается со здоровьем школьников. Статистические данные свидетельствуют о том, что только 14-20% школьников 7-17 лет здоровы, около 50% детей имеют различные отклонения в функциональных и морфологических показателях, у 30-36% учащихся отмечаются хронические заболевания особенно часто со стороны нервной, опорно-двигательной, дыхательной, пищеварительной и других систем. За время обучения в школе численность здоровых детей сокращается в 4-5 раз и к моменту выпуска составляет 3-4%.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения, «здоровье» - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Под «ослабленным здоровьем» понимается отклонение в состоянии здоровья обратимого характера или имеющие тяжелые необратимые изменения в деятельности органов и систем [5].

Дети с ослабленным здоровьем - это те, которые имеют незначительные отклонения от нормы в показателях здоровья, физического развития, не позволяющие им участвовать в конкретных видах деятельности и нуждающихся в специальных условиях для обучения и воспитания [2].

К основным категориям детей с ослабленным здоровьем относятся:

- дети, у которых снижение общих адаптивных свойств организма, высокая предрасположенность к заболеваниям (часто болеющие дети);

- дети, у которых имеются незначительные отклонения в развитии двигательных качеств (с нарушением осанки, плоскостопием, низкой двигательной подготовленностью, повышенной или пониженной эмоциональностью, отклонениями в росте и массе тела);

- дети, у которых наблюдается ослабление общей работоспособности и нуждающихся в специальных условиях для обучения и воспитания;

- дети, которые имеют незначительные нарушение функциональных свойств организма и его систем, носящих общий характер (ослабление функционального состояния центральной нервной системы, ослабление функционального состояния сердечно-сосудистой системы и т.п.);

- дети, которые имеют незначительные отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата. Незначительную мышечную слабость, гипотонию и гипотрофию.

Такие дети нуждаются в помощи со стороны родителей в преодолении физических ограничений, информационного вакуума, коммуникативных барьеров, трудностей социального взаимодействия [4].

Учитывая специфику развития ребенка с ослабленным здоровьем, можно утверждать, что необходима коррекционно-реабилитационная работа с детьми данной категории. Одним из средств такой работы является технология «Мозартика».

Мозартика - это психо-педагогическое реабилитационное средство, представляющее собой синтез игровой терапии, арттерапии и психоанализа. Она, как показывает наш опыт ее использования с детьми с ослабленным здоровьем, позволяет достичь принципиально новых возможностей в таких важных сферах, как развитие личности ребенка, психологическая помощь ему в сложной ситуации, гармонизация системы семейных отношений.

Результаты практической деятельности специалистов (Н.П. Болотова, А.П. Руссавская, П.Э. Рус-савская и др.) и собственный опыт показали, что у Мозартики очень большой потенциал. Она может быть применена в индивидуальной и групповой психотерапии; в реабилитации инвалидов, как детей, так и взрослых; в семейной терапии; в области развития у ребенка когнитивных процессов; а так же развития эстетического вкуса.

Мозартика - не просто игра, а принципиально новый системный подход к созданию терапевтических игр будущего. Новое игровое направление Мо-зартика прошло серию государственных и негосударственных экспертиз и запатентовано как «Ментальная игра для лечения стрессовых состояний и для личностного развития пациентов, преимуще-

© Павлов Е.А., 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №°1

137

ственно детей». В арсенал Мозартики, на данный момент, входит 8 игр: «Витражи», «Космос», «Усадьба», «Подмосковный городок», «Туманы», «Город», «Павлин», «Чудо-дерево», предназначенные для детей от 2 лет и старше.

В каждом наборе для развивающего занятия есть игровое поле и фигурки с элементами мирового изобразительного искусства.

В состав каждой игры входит красочные игровое поле и фигурки, соответствующие тематике игры. В них заложены символы и архетипы, которые выводят на свободные ассоциации, и элементы мирового изобразительного искусства ведущих отечественных и зарубежных художников; бланк протокола, который заполняет специалист, работающий с ребенком, фотоаппарат [6].

Методика технологии «Мозартика» применяется индивидуальным и групповым способами, без возрастного ограничения и включает ряд этапов.

Подготовительный, который подразумевает: знакомство ребенка с ослабленным здоровьем с игровым материалом и приглашение его к участию к игре, с одной стороны, и инструктирование специалистом ребенка, вовлекая в игровой процесс, с другой.

Так, ребенку данной категории предлагается на рабочем поле с изображением, например, по космической тематике, с помощью различных фигур разного цвета составить картину на вольную или заданную тему.

Игровой, заключающийся в создании испытуемым сюжета из фигурок на игровом поле. Специалист (психолог, социальный педагог) в это время, наблюдая за испытуемым в процессе работы, определяет проблемы ребенка. В частности, в качестве примера, может служить сюжетное построение ребенком «картины» на рабочем поле, носящее агрессивный характер: много оружия, сцен насилия; бедное использование игрового поля и т.п.

Этап обсуждении, в ходе которого ребенок с ослабленным здоровьем рассказывает о созданном им игровом сюжете после завершения игры, а специалист, в свою очередь, уточняет у него детали игровой фабулы, выявляя временные показатели «происходящего на картине», заполняет рабочий протокол и обязательно фотографирует ра-

боту ребенка, что является обязательным условием для эффективного отслеживания результатов занятий с ним.

Этап психокоррекции и психотерапии, во время которого происходит осмысление испытуемым проявившейся проблемы в игровом сюжете, моделирование позитивных образов, проектирование новой жизненной ситуации в будущем. Специалист в это время помогает ребенку осуществить личностный прорыв, способствует замещению у ребенка негативных реакций на позитивное восприятие [3].

В работе с детьми с ослабленным здоровьем используются следующие две разновидности этой методики: а) «Мозарт-терапия; б) «Мозарт-разви-тие».

Методика «Мозарт-терапии» относится к группе проективных психодиагностических, психокоррекционных и психотерапевтических методик, позволяющих определить эмоциональное состояние, в том числе состояние посттравматического стресса, выявить внутренний конфликт, установить личностную проблему, получить представление о межличностных взаимоотношениях ребенка (взрослого), о его внутрисемейных отношениях.

Методика «Мозарт-развитие» относится к группе развивающих методик, развивающих когнитивные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. В тоже время, эта методика помогает ребенку с ослабленным здоровьем узнать и освоить цвет, форму, счет, анализ, синтез, моделирование. Задания так же направлены на произношение трудных звуков, на развитие речи, развитие воображения, умение фантазировать, сочинять, и т. д.

Развивающая методика «Мозарт-развитие» предназначена для детей разного возраста, в том числе с особенностями развития - ЗПР (задержка психического развития), ММД (минимально-мозговая дисфункция), СДВ (синдром дефицита внимания); детям-инвалидам, с диагнозами: ДЦП (детский церебральный паралич), РДА (ранний детский аутизм), Синдром Дауна и т.п. [1].

Методика может применяться индивидуальным или групповым способами, как краткосрочно в виде цикла из 10 сессий, так и долгосрочно в виде цикла из 10-30 сессий. Перед озвучиванием инструк-

Таблица1

Изменения в детях в результате проведения занятий по технологии «Мозартика» (в %)

Показатели Начало курса занятий Окончание курса занятий

Эмоциональное напряжение 93 36

Адаптивные способности 34 92

Память 19 318

Воображение 12 69

Тревожность 84 49

Уровень самооценки (заниженный) 86 68

Мотивация к получению новых знаний 4 46

Коммуникативность 25 56

138

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

Таблица 2

Результаты 15 занятий с 207 родителями воспитывающими детей с ослабленным здоровьем по технологии «Мозартика» (в %)

Показатели Начало курса занятий Окончание курса занятий

Тревожность 64 26

Коммуникабельность 54 79

Уровень самооценки (заниженный) 45 81

Уровень терпимости 51 68

Конфликтность 48 41

Замкнутость 46 39

Эмоциональная нестабильность 74 61

ции исследователю необходимо установить атмосферу доброжелательности и доверия.

Задания на развивающих занятиях для выполнения ребенком данной категории могут быть даны как самостоятельные, отдельные, не связанные друг с другом, так могут выполняться и последовательно, задание за заданием из занятия в занятие.

Опыт использования методик «Мозарт-терапия» и «Мозарт-развитие» технологии «Мозартика» (15 занятий) с 115 детьми с ослабленным здоровьем от 7 до 17 лет по данной технологии показал следующие результаты (табл. 1).

У детей данной категории произошло повышение уровня самооценки, коммуникативных навыков, самостоятельности в использовании получаемой информации, адаптивных способностей, мотивации к получению новых знаний, уровня памяти и воображения, в тоже время, снижение уровня тревожности.

Кроме того, технологию «Мозартику» можно использовать в работе с родителями воспитывающими детей с ослабленным здоровьем, как на диагностическом, подготовительном, так и в процессе ее сопровождения, целью которой становится выявление и осознание проблем у взрослых и поиск путей их преодоления.

Итоговыми показателями занятий со взрослыми стало повышение уровней самооценки и терпимости, выстраивании конструктивных семейных взаимоотношений, в тоже время, снижение уровня конфликтности, замкнутости, эмоциональной нестабильности и тревожности.

Следует отметить, что в этом случае менее выраженные изменения показателей объясняются тем, что работать сложнее со взрослыми, чем с детьми, так как у них уже устоявшаяся картина мира и они более закрыты.

В этих случаях, например, на первых двух, а иногда и трех-четырех занятиях, мы предлагаем взрослому построить на рабочем поле «Мозарти-ки» картину на тему: «Моя любимая игрушка детства», «Мое любимое животное», «Мои любимые цветы» и т.п. Данная тематика, не требующая серьезных откровений, помогает специалисту на пер-

вом этапе использования технологии «Мозартика» установить с родителями, воспитывающими ребенка с ослабленным здоровьем более доверительные отношения, способствующие в дальнейшем эффективному взаимодействию.

Кроме того, существует возможность использования игрового поля «Мозартики» совместно взрослым и ребенком, что способствует наиболее глубокому пониманию ребенка со стороны взрослого и установлению доверительных отношений со стороны ребенка [3].

Таким образом, использование технологии «Мо-зартика» в работе с детьми с ослабленным здоровьем является эффективной и может применяться на всех этапах становления и развития ребенка данной категории и родителей в воспитании детей с ослабленным здоровьем.

Библиографический список

1. Бреслав Г. Э. Цветопсихология и лечение для всех. - СПб., 2000. - 212 с.

2. Залетаев И.П. Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы // Физическая культура в школе. - 2005. -№ 5. - С. 11-17.

3. Захарова Ж.А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье: монография. -Кострома, 2009. - 42 с.

4. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: - М., 2008. - 192 с.

5. Павлов Е.А. Формы индивидуальной помощи для детей с ослабленным здоровьем в условиях социально-реабилитационного центра // Развитие физической культуры и спорта: социокультурный, психолого-педагогический и медицинский аспекты: Материалы Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. Самара, 25 декабря 2011 года. - Самара: ПГСГА; ЦДК «Ф1»; Изд-во «Инсома -Пресс», 2011. - С. 324-326.

6. Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. - М., 2003. - 172 с

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.