Научная статья на тему 'Гендерные предпочтения замещающих родителей при подборе приемного ребенка'

Гендерные предпочтения замещающих родителей при подборе приемного ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
219
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Захарова Жанна Анатольевна

Признавая важность замещающей семьи в становлении приемного ребенка, необходимо учитывать проблемы с которыми они сталкиваются, оказавшись в новых для себя условиях воспитания. Пол ребенка является одним из приоритетных требований замещающих родителей. При подборе ребенка и подготовке родителей следует обращать внимание не только на их мотивацию, но и на опыт в воспитании ребенка конкретного пола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерные предпочтения замещающих родителей при подборе приемного ребенка»

УДК 316.33 З 382

Ж.А. Захарова

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «МОЗАРТИКА» В РАБОТЕ С ПРИЕМНЫМИ ДЕТЬМИ И ЗАМЕЩАЮЩИМИ СЕМЬЯМИ

В России с каждым годом растет число замещающих семей, в которых воспитываются дети, подвергшиеся различным видам депривации. Учитывая специфику их развития, становления самой замещающей семьи можно утверждать, что наряду с абилитацией необходима кор-рекционно-реабилитационнаяработа с детьми и взрослыми данной категории. Одним из средств такой работы является технология «Мозартика».

Ключевые слова: социальное сиротство, категории детей, оставшихся без попечения родителей, группы детей-сирот, технология «Мозартика».

Изменение социально-экономической ситуации в стране за последние десять лет привело к резкому снижению жизненного уровня для многих семей. При этом больше всего страдает самый незащищенный слой общества - дети, зачастую становясь сиротами при живых родителях.

Социальное сиротство - сложное социальное явление, ставшее чрезвычайно актуальным в наши дни в период глобального и резкого социального сдвига в российском обществе. В тоже время, социальное сиротство - явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими своих родительских обязанностей (искаженное родительское поведение). К этой категории относят особую социально-демографическую группу от 0 до 18 лет, которые лишились попечения родителей по социально-экономическим причинам. Таким образом, оно обусловлено недостаточными усилиями общества, государства по оказанию помощи семье, ее поддержке в деле воспитания и образования детей.

В Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996 г.) также определяются выше рассматриваемые категории:

- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

- дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с их отсутствием или лишением их родительских прав, ограничением в этих правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях,

исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений и в иных случаях в установленном законом порядке [3].

В литературе (А.М. Прихожан, Г. Семья, Н.Н. Толстых и др.) выделяют и характеризуют разные группы детей-сирот. В словаре-справочнике «Социальная работа» их подразделяют на:

- прямые сироты - дети, потерявшие родителей в результате смерти последних;

- условные сироты - дети, имеющие одного или двух живых, документально известных родителей, которые либо лишены родительских прав, либо отказались от своих детей;

- временные сироты - дети, переданные родителями на попечение государству в связи с материальными трудностями при условии сохранения родительских прав [1].

Численность детей, лишившихся без попечения родителей, в среднем увеличивается ежегодно на 13,2 тысячи человек, что составляет 1,8% детского населения России.

Так, в 2007 году было выявлено 122631 ребенок данной категории, из них 6000 детей изъяты из семей из-за угрозы жизни или состоянию здоровья. В тоже время, 43000 родителей ограничены в родительских правах, а 65000 - лишены родительских прав [2; 6].

Доказано, что содержание младенцев с первых недель жизни даже в комфортабельных и психологически щадящих условиях Дома ребенка, тем не менее, приводит более чем в 90% случаев к нарушениям их развития, психическим рас-

262

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

© Ж.А. Захарова, 2009

стройствам, личностным искажениям, отставанию (И.А. Бобылева, А.А. Васильев, И.Ф. Дементьева, Н.П. Иванова, Н.Н. Максимов, Л.Я. Олифе-ренко, И.И. Осипова, В.Н. Ослон, Н.Ф. Рыбакова, Г. Семья, И.Н. Старостина, А.Б. Холмогорова, Л.М. Шипицина, Т.И. Шульга и др.). Это объясняется тем, что среди духовных потребностей, необходимых маленькому человеку, важно чувство любви, особенно матери, ощущения уверенности и безопасности, которые дают семья и ее атмосфера. Поэтому, не случайно, государство сегодня прилагает усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если же это оказывается невозможным, предпочтение отдается поискам для него замещающей семьи [4; 5].

Учитывая специфику развития депривирован-ного ребенка, можно утверждать, что наряду с абилитацией необходима коррекционно-реаби-литационная работа с детьми данной категории. Одним из средств такой работы является технология «Мозартика».

Мозартика - это не имеющее аналогов пси-хо-педагогическое реабилитационное средство, особенно для детей данной категории, представляющее собой синтез игровой терапии, арттера-пии и психоанализа. Она, как показывает наш опыт ее использования с детьми-сиротами, позволяет достичь принципиально новых возможностей в таких важных сферах, как развитие личности ребенка, психологическая помощь ему в чрезвычайной ситуации, гармонизация системы семейных отношений, профилактика отклоняющегося развития.

Результаты практической деятельности специалистов (Н.П. Болотова, А.П. Руссавская, П.Э. Рус-савская и др.) и собственный опыт показали, что у Мозартики очень большой потенциал. Она может быть применена в индивидуальной и групповой психотерапии; в реабилитации инвалидов, как детей, так и взрослых; в семейной терапии; в области развития у ребенка когнитивных процессов; а так же развития эстетического вкуса.

Мозартика - не просто игра, а принципиально новый системный подход к созданию терапевтических игр будущего. Новое игровое направление Мозартика прошло серию государственных и негосударственных экспертиз и запатентовано как «Ментальная игра для лечения стрессовых состояний и для личностного развития пациентов, преимущественно детей». В арсенале Мозартики, на

данный момент, входит 8 игр: «Витражи», «Космос», «Усадьба», «Подмосковный городок», «Туманы», «Город», «Павлин», «Чудо-дерево», предназначенные для детей от 2 лет и старше.

В каждом наборе для развивающего занятия есть игровое поле и фигурки с элементами мирового изобразительного искусства.

В состав каждой игры входит красочные игровое поле и фигурки, соответствующие тематике игры. В них заложены символы и архетипы, которые выводят на свободные ассоциации, и элементы мирового изобразительного искусства ведущих отечественных и зарубежных художников; бланк протокола, который заполняет специалист, работающий с ребенком, фотоаппарат.

Методика технологии «Мозартика» применяется индивидуальным и групповым способами, без возрастного ограничения и включает ряд этапов.

Подготовительный, который подразумевает: знакомство ребенка с игровым материалом и приглашение его к участию к игре, с одной стороны, и инструктирование специалистом ребенка, вовлекая в игровой процесс, с другой.

Так, ребенку предлагается на рабочем поле с изображением, например, космической тематикой с помощью различных фигур разного цвета составить картину на вольную или заданную тему.

Игровой, заключающейся в создании испытуемым сюжета из фигурок на игровом поле. Специалист (психолог, социальный педагог) в это время, наблюдая за испытуемым в процессе работы, определяет проблемы ребенка. В частности, в качестве примера, может служить сюжетное построение ребенком «картины» на рабочем поле, носящее агрессивный характер: много оружия, сцен насилия; бедное использование игрового поля и т.п.

Этап обсуждении, в ходе которого ребенок рассказывает о созданном им игровом сюжете после завершения игры, а специалист, в свою очередь, уточняет у него детали игровой фабулы, выявляя временные показатели «происходящего на картине», заполняет рабочий протокол и обязательно фотографирует работу ребенка, что является обязательным условием для эффективного отслеживания результатов занятий с ним.

Этап психокоррекции и психотерапии, во время которого происходит осмысление испытуемым проявившейся проблемы в игровом сюжете, моделирование позитивных образов, проектирование новой жизненной ситуации в буду-

щем с помощью. Специалист в это время, помогает ребенку осуществить личностный прорыв, способствует замещению у ребенка негативных реакций на позитивное восприятие.

В работе с детьми-сиротами используются следующие две разновидности этой методики: а) «Мозарт - терапия; б) «Мозарт - развитие».

Методика «Мозарт - терапии» относится к группе проективных психодиагностических, психокоррекционных и психотерапевтических методик, позволяющих определить эмоциональное состояние, в том числе состояние посттравматического стресса, выявить внутренний конфликт, установить личностную проблему, получить представление о межличностных взаимоотношениях ребенка (взрослого), о его внутрисемейных отношениях.

Полученные психодиагностические данные применяются для психоанализа, осмысления испытуемым своих эмоций и переживаний, для переформулирования негативных мыслей на позитивные, для структурирования и конструирования новой ситуации, другого межличностного, группового взаимодействия.

Мозарт - терапия может сочетаться с методикой «Мозарт - развитие».

Методика «Мозарт - развитие» относится к группе развивающих методик, развивающих когнитивные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Кроме этого, внимание, речь, креативность мышления, взаимодействие межполушарных структур, самостоятельность, произвольное поведение, формы общения, способы сотрудничества, самоконтроль и эстетический вкус. В тоже время, эта методика помогает ребенку узнать и освоить цвет, форму, счет, анализ, синтез, моделирование. Задания так же направлены на произношение трудных зву-

ков, на развитие речи, развития воображения, умение фантазировать, сочинять, и т. д.

Развивающая методика «Мозарт - развитие» предназначена для детей разного возраста, в том числе с особенностями развития - ЗПР (задержка психического развития), ММД (минимально -мозговая дисфункция), СДВ (синдром дефицита внимания); детям-инвалидам, с диагнозами: ДЦП (детский церебральный паралич), РДА (ранний детский аутизм), Синдром Дауна и т.п.

Методика может применяться индивидуальным или групповым способами, как краткосрочно в виде цикла из 10 сессий, так и долгосрочно в виде цикла из 10-30 сессий. Перед озвучиванием инструкции исследователю необходимо установить атмосферу доброжелательности и доверия.

Задания на развивающих занятиях для выполнения ребенком могут быть даны как самостоятельные, отдельные, не связанные друг с другом, так могут выполняться и последовательно, задание за заданием из занятия в занятие.

Например, при работе по данной технологии из серии «Космос», ребенку предлагается на рабочем поле с изображением космической тематикой с помощью различных фигур разного цвета составить картину на вольную или заданную тему. По окончанию выполнению задания ребенок рассказывает, как называется его работа, что именно он хотел изобразить, прошлое, настоящее или будущее. В процессе занятия социальный педагог или педагог-психолог может задавать уточняющие вопросы ребенку. Таким образом, специалист может диагностировать и прогнозировать состояние ребенка и наметить пути реабилитационно-коррекционной работы. Ребенок же проговаривая ситуации из воображаемой или реальной жизни снимает напряжение и страхи.

Таблица1

Показатели Начало курса занятий Окончание курса занятий

Эмоциональное напряжение 98% 31%

Отклонения в нравственном поведении 41% 9%

Адаптивные способности 39% 87%

Память 22% 35%

Воображение 14% 67%

Тревожность 89% 44%

Уровень самооценки (заниженный) 91% 62%

Агрессивность (высокий уровень) 54% 7%

Творческая активность 6% 37%

Мотивация к получению новых знаний 3% 42%

Коммуникативность 29% 51%

264

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

Таблица2

Показатели Начало курса занятий Окончание курса занятий

Тревожность 67% 23%

Коммуникабельность 58% 76%

Уровень самооценки (заниженный) 49% 77%

Мотивация к получению новых знаний 52% 87,5%

Уровень терпимости 53% 66%

Конфликтность 51% 38%

Замкнутость 49% 37%

Эмоциональная нестабильность 78% 57%

Подозрительность. 64% 39%

Опыт использования методик «Мозарт - терапия» и «Мозарт - развитие» технологии «Мозартика» (15 занятий) с 43 детьми от 7 до 17 лет по данной технологии показал следующие результаты, которые представлены в таблице 1.

Итогом занятий с детьми стало повышение уровня самооценки, коммуникативных навыков, самостоятельность в использование получаемой информации, адаптивных способностей, творческой активности и мотивации к получению новых знаний, уровня памяти и воображения, в тоже время, снижение уровня тревожности и агрессивности, отклонений в нравственном поведении.

Кроме того, технологию «Мозартику» можно использовать в работе со взрослыми на всех этапах становления замещающей семьи, как на диагностическом, подготовительном, так и в процессе ее сопровождения, целью которой становится выявление и осознание проблем у взрослых и поиск путей их преодоления.

Опыт работы (15 занятий) с 49 замещающими родителями по данной технологии показал следующие результаты, отраженные в таблице 2.

Итоговыми показателями занятий со взрослыми стало повышение уровней самооценки, терпимости и мотивации к получению новых знаний в воспитании приемных детей, выстраивании конструктивных семейных взаимоотношений, в тоже время, снижение уровня конфликтности, замкнутости, подозрительности, эмоциональной нестабильности и тревожности.

Следует отметить, что в этом случае менее выраженные изменения показателей объясняются тем, что работать сложнее со взрослыми, чем с детьми, так как у них уже устоявшаяся картина мира и они более закрыты.

В этих случаях, например, на первых двух, а иногда и трех-четырех занятиях, мы предлагаем взрослому построить на рабочем поле «Мозартики» кар-

тину на тему: «Моя любимая игрушка детства», «Мое любимое животное», «Мои любимые цветы» и т.п. Данная заданная тематика, не требующая серьезных откровений, помогает специалисту на первом этапе использования технологии «Мозар-тика» установить с замещающим родителем более доверительные отношения, способствующих в дальнейшем их эффективному взаимодействию.

Кроме того, существует возможность использования игрового поля «Мозартики» совместно взрослого и ребенка, что способствует наиболее глубокому пониманию ребенка со стороны взрослого и установлению доверительных отношений со стороны ребенка.

Таким образом, использование технологии «Мозартика» в работе с приемными детьми является эффективной и может применяться на всех этапах становления и развития приемного ребенка и замещающих родителей.

Библиографический список

1. Басова В.М., Захарова Ж.А. Формирование социально-педагогической компетентности у приемных родителей (усыновителей). - Кострома, 2003.

2. Бранька З. Влияние насилия в семье на социально-педагогическую адаптацию школьников // Вестник КГУ - 2006. - №>3. - С. 237-239.

3. ДементьеваИ.Ф., ОлиференкоЛ.Я. Приемная семья - институт защиты детства. - М., 2000.

4. ЗахароваЖ.А., ОсиповаИ.И. Замещающая семья. - М., 2005.

5. Ослон В.Н. Приемная семья — кризисы первого года // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе / Под ред. В.Н. Стегния. Т. 2. - Пермь, 2000.

6. Ориентиры партнерства: информационно-методический бюллетень. Спец. вып. // Под ред. И.Г. Леоновой. - М.: Центр «Социальное партнерство», 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.