Научная статья на тему 'Психологические методики профилактики наркотизации, экстремизма и терроризма в молодежной среде'

Психологические методики профилактики наркотизации, экстремизма и терроризма в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
592
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА НАРКОЗАВИСИМОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕМЬЯ / DRUG ADDICTION / PREVENTION OF DRUG ADDICTION / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL REHABILITATION / EXTREMISM / TERRORISM / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Болотова Н.П.

Статья рассматривает причины экстремизма и терроризма, различных зависимостей, воздействие их на организм человека и влияние на его психологическое состояние, возможные способы предотвращения и уменьшения их последствий, методы и методики профилактики зависимостей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Болотова Н.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological methods of drug, extremism and terrorism prevention among the youth

The article examines the causes of extremism and terrorism, prevention of addictions, their effects on the human body and the influence on mental state, as well as possible ways of their prevention and reducing the consequences, preventive methods and techniques of rehabilitation.

Текст научной работы на тему «Психологические методики профилактики наркотизации, экстремизма и терроризма в молодежной среде»

-\

168

Коррекционная психология

Н.П. Болотова

Психологические методики профилактики наркотизации, экстремизма и терроризма в молодежной среде

Статья рассматривает причины экстремизма и терроризма, различных зависимостей, воздействие их на организм человека и влияние на его психологическое состояние, возможные способы предотвращения и уменьшения их последствий, методы и методики профилактики зависимостей. Ключевые слова: наркотическая зависимость, профилактика наркозависимости, социально-психологическая реабилитация, экстремизм, терроризм, духовно-нравственное воспитание, семья.

Первые террористические акты в Российской Федерации произошли в 1999 г. в Москве, на улицах Гурьянова, Каширское шоссе, в киноконцертном зале «Норд-Ост», затем в метрополитене на станции Авиамоторная и других станциях, позднее - в Волгодонске, Беслане (Северная Осетия). В настоящее время, в той или иной форме, они возникают в межнациональных и религиозных отношениях, культуре и политике, в молодежной среде и т.д.

При реабилитации пострадавшего от террористических актов населения в различных регионах Российской Федерации мы наблюдали у людей высокий уровень страха и тревоги, психическое истощение, психологический срыв.

В социально-психологической реабилитационной работе с пострадавшими от террористических актов мы применяли методику «МозАрт-терапия» технологии «МозАрт». Методика «МозАрт-терапия» является игро-арт-подходом в области психокоррекции и психотерапии, т.к.

169

ее

сочетает одновременно два метода - игровую терапию и арт-терапию. | Технология «МозАрт», с ее тремя методиками «МозАрт-развитие», § со «МозАрт-терапия» и «МозАрт-семейный ресурс» прошла различные 5 ° государственные экспертизы, имеет знак качества «Психологи рекомен- | 1

дуют». Методика «МозАрт-терапия» является ментальной методикой 2 <§

[Ео

для коррекции стрессовых состояний, для личностного развития. о рд

Комплекты технологии «МозАрт» включают в себя тематические чю

г шо

игровые поля с фигурными карточками, которые в игре позволяют с

выводить клиента или пациента на образы, включающие личные ассоциации. Методика относится к проективным психодиагностическим методикам, а также к психокоррекционным, психотерапевтическим. «МозАрт-терапия» позволяет психологу определить эмоциональное состояние клиента, состояние посттравматического стресса, выявить внутренние конфликты, личностные проблемы, получить представление о межличностных взаимоотношениях испытуемого, о его внутрисемейных отношениях и др.

Полученные психодиагностические данные позволяют психологу провести психоанализ, а испытуемому произвести осмысление своих эмоций и переживаний, переформулирование негативных мыслей на позитивные для структурирования новой ситуации, конструктивного межличностного или группового взаимодействия.

В индивидуальной коррекционной работе методика «МозАрт-терапия» сглаживает эмоциональные и поведенческие проблемы, а групповые занятия позволяют научиться межличностному взаимодействию, доброжелательным контактам, навыкам коммуникации в процессе творчества при помощи изобразительных ресурсов.

Методика применяется для работы со страхами, тревогами, неуверенностью, с низкой самооценкой, коммуникативными трудностями, социальной дезадаптацией, внутриличностными и межличностными конфликтами, невротическими расстройствами, психосоматическими заболеваниями, постстрессовыми расстройствами, кризисными состояниями, при утрате, горе и т.д. [1].

Во время террористического акта в организме человека увеличивается биоэлектрическая активность мозга, повышается частота сердечных сокращений, растет артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды, увеличивается содержание лейкоцитов в крови, нарушается моторика, проявляется общая мышечная скованность, тремор, нарушается координация движений, возникает общая дезорганизация поведения, торможение прежних навыков, снижается работоспособность, затрудняется распределение и переключение внимания, возникают сужение объема внимания и ошибки восприятия [3]. Методика

*

ее го

| 1 «МозАрт-терапия» при применении в процессе реабилитации помога-§2 ет снять внутреннюю напряженность, проиграв психотравмирующую * су ситуацию.

Терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой ^ одну из самых серьезных угроз миру и безопасности. Ассамблея ООН 9 декабря 1948 г. определила геноцид как действие, совершаемое с намерением уничтожить полностью или частично национальную, этническую, расовую, религиозную принадлежность, через физическое уничтожение, душевный вред и препятствия для рождаемости. Геноцид основан на таких понятиях, как: этноцентризм - свойство индивидуального или массового сознания, которое определяет оценку традиций и ценностей собственной этнической группы; национализм - превосходство одной нации над другими; этническое насилие - национальный конфликт, межнациональные столкновения; ксенофобия - этнофобия, религиозная фобия, фобия к мигрантам (русофобия, мигрантофобия); интолерантность - превосходство своего окружения, своей системы взглядов, своего образа жизни, т.е., индивидуальный или коллективный «комплекс превосходства» [2].

Экстремизм как проявление конфликта выражается в противостоянии существующих политических, религиозных, культурных и социальных норм. К выраженным формам проявления относятся: непринятие -невежливость, отторжение - раздражение, принижение - игнорирование. Экстремизм предполагает миф о быстрых решениях, об изменении общественного порядка, социальной защищенности населения.

Информация экстремистская или информация с признаками экстремизма распространяется нелегально, т.к. официальные каналы средств массовой информации для нее недоступны, чаще всего основным каналом является интернет-ресурс. Интернет-пространство - мощное воздействие на сознание молодежи для психологического влияния по привлечению к экстремизму.

Важнейшим средством для привлечения к экстремистской деятельности служат наркотические вещества, которые экстремисты предлагают молодым лицам, подросткам для вовлечения их в свою общность. В результате неокрепший физически и психологически подросток, молодой человек попадает в психическую зависимость, которая формируется и развивается под воздействием биологических, психологических и социальных факторов. Смертность по причине употребления наркотиков ежегодно составляет 2-3 тысячи человек.

Завоз наркотических средств в Российскую Федерацию осуществляется из Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, из Афганистана через

Кыргызстан. Увеличивается рост употребления синтетических и хими- Е ческих наркотических веществ. о

В 1996 г. в Российской Федерации был организован 1-й Междуна- 5 родный конгресс «Наркотикам - нет». В 2003 г. состоялся 2-й Меж- ^ дународный конгресс, на котором отдельные участники предлагали | легализовать методоновую заместительную терапию, в то время как 2 большинство голосов не поддержали легализацию. В 1960-е гг. в США методоновая заместительная программа не остановила рост наркомании; из прошедших методоновую программу лишь 30% не употребляют наркотические вещества. Необходимо отметить, что наркомания является прежде духовной проблемой, а не физической. Выступая с докладом, доктор медицинских наук иеромонах А.И. Берестов сказал: «Нет методов лечения! Работа, прежде всего, с семьей!» [3].

Методика «МозАрт-терапия» также применялась автором статьи в реабилитационной работе с лицами, имеющих наркотическую зависимость, а также в работе с их родственниками, являющимися созави-симыми.

В г. Владикавказе (Северная Осетия) по профилактике наркомании совместно и активно работают Комитет по делам молодежи и наркологические государственные и негосударственные клиники. Психологи, социальные педагоги, врачи и волонтеры, в том числе «бывшие» наркозависимые, находящиеся в стабильной ремиссии, обучившиеся работе с технологией «МозАрт», применяют методики «МозАрт-тера-пия» и «МозАрт - семейный ресурс». Психотерапевтическая методика «МозАрт-терапия» направлена на проработку эмоциональных проблем, внутренних конфликтов, сложных межличностных отношений употреблявших наркотические вещества. Методика «МозАрт - семейный ресурс» направлена на восстановление семейных, детско-родительских и супружеских взаимоотношений.

В Российской Федерации проживают люди различных конфессий, поэтому у молодежи необходимо развивать толерантность - отсутствие или мягкость реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор, вырабатывать устойчивость к стрессу, неопределенности и конфликту, к поведенческим отклонениям других людей, эмоциональную устойчивость, волевые и моральные качества, ответственность. Формировать наблюдательность, внимательность, абстрагирование, эмоциональную дистанцию, самообладание, выдержку, сдержанность.

Важно иметь равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества; сохранять и развивать культуру самобытности и языков национальных меньшинств; охватывать событиями

го

ч: ю

ш о

*

ее го

| 1 общественного характера, праздниками большое количество людей, § 2 если это не противоречит культуре и религии. Дать возможность следо-* ш вать своим традициям всем культурам, представленных в обществе, дать & свободу в вероисповедании, если это не ущемляет права и возможности ^ других членов общества; сотрудничать, выбирать позитивную лексику в уязвимых межэтнических, межрасовых сферах, между полами.

Наркоманию, экстремизм и терроризм изучают научные отрасли: социальная психология, экстремальная психопедагогика, психология деятельности в экстремальных условиях, психология труда в особых условиях, экстремальная психология.

В высших учебных заведениях Российской Федерации студенты изучают дисциплины: «Конфликтология», «Основы психологии деятельности в экстремальных условиях», «Основы безопасности и жизнедеятельности». Программы этих учебных предметов обеспечивают знания структуры деятельности и ее специфики в особых экстремальных условиях, основ проведения исследований в данной области знаний, функциональных состояний человека в условиях действия экстремальных факторов.

Профилактика наркотической, экстремистской и террористической деятельности в молодежной среде предполагает:

- духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи в семейном окружении и в образовательной среде;

- проведение анализа интернет-ресурса для выявления и предотвращения интереса к наркотикам у молодежи, пропаганды террористических взглядов;

- разработку и реализацию методического оснащения для информационного противостояния приему наркотиков, экстремизму и терроризму;

- просвещение в области вреда и разрушения организма от наркотических средств, экстремизма, терроризма и насилия в обществе;

- привлечение молодежи к активному взаимодействию в образовательном пространстве (школа, вуз) для противодействия наркотическим средствам, национализму, экстремизму, терроризму.

Библиографический список

1. Болотова Н.П. Современная технология профилактики зависимостей и идеологии экстремизма в молодежной среде // Право. Экономика. Безопасность. 2017. № 3 (11). С. 59-60.

2. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. Харьков, 2007.

3. Финогенко Е.И. Психология профессиональной деятельности: Учебное пособие. Иркутск, 2012.

173

cc

Болотова Наталья Петровна - кандидат психологических наук; доцент Е кафедры социальной педагогики и психологии, Московский педагогический g со государственный университет. E-mail: bolotova-n-p@mail.ru § 5

>= к

N.P. Bolotova 2 ш

Psychological methods of drug, extremism and terrorism prevention among the youth

The article examines the causes of extremism and terrorism, prevention of addictions, their effects on the human body and the influence on mental state, as well as possible ways of their prevention and reducing the consequences, preventive methods and techniques of rehabilitation.

Key words: drug addiction, prevention of drug addiction, social-psychological rehabilitation, extremism, terrorism, spiritual and moral education, family.

ro CP

4 VO Ф О

Bolotova Natalia P. - PhD in Psychology; Associate Professor of the Department of Social Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.