Научная статья на тему 'Применение игрового метода как фактора повышения эфективности учебно го процесса на занятиях по физической под готовке в высших учебных заведениях системы МВД Роси'

Применение игрового метода как фактора повышения эфективности учебно го процесса на занятиях по физической под готовке в высших учебных заведениях системы МВД Роси Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ИГРОВОЙ МЕТОД / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GAME / GAMING TECHNIQUE / PHYSICAL TRAINING / CADETS / EFFICIENCY / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кандабар А.Н., Беляев И.С., Сысоева Т.И.

В настоящей статье рассмотрен и обусловлен игровой метод физической подготовки как один из основных факторов повышения эффективности учебного процесса. Проанализированы способы и методы внедрения игры и игрового метода в занятия по фи- зической подготовке. Сделаны выводы по улучшению и оптимизации учебных занятий по дисциплине «Физическая подготовка» с широким применением игрового метода, выявлены возникающие пробелы и пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кандабар А.Н., Беляев И.С., Сысоева Т.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF A GAME METHOD AS THE FACTOR OF INCREASE OF EFFICIENCY OF EDUCATIONAL PROCESS ON EMPLOYMENT ON PHYSICAL TRAINING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

This article describes a method and a game due to physical fitness as one of the main factors of increase of efficiency of educational process. Analyzed the ways and methods of implementation of the game and a game method in physical education classes. Conclusions on the improvement and optimization of training sessions on the subject “Physical training” with extensive use of game method, identified emerging gaps and ways to overcome them.

Текст научной работы на тему «Применение игрового метода как фактора повышения эфективности учебно го процесса на занятиях по физической под готовке в высших учебных заведениях системы МВД Роси»

ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

2015'2

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ЗАНЯТИЯХ

по физической подготовке в высших учебных

ЗАВЕдЕНИЯХ СИСТЕМы МВд РОССИИ

APPLICATION OF A GAME METHOD AS THE FACTOR OF INCREASE OF EFFICIENCY OF EDUCATIONAL PROCESS ON EMPLOYMENT ON PHYSICAL TRAINING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

УДК 796

А.Н. КАНДАБАР

(Белгородский юридический институт МВД России

имени И.Д. Путилина) тел. (4722)52-55-35

И.с. БЕЛЯЕВ

(Белгородский юридический институт МВД России

имени И.Д. Путилина) тел. (4722)52-55-35

Т.И. СЫСОЕВА

(Белгородский юридический институт МВД России

имени И.Д. Путилина)

kinder_67@mail.ru

A.N. KANDABAR

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the

Interior of Russia)

I.S. BELYAEV

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the

Interior of Russia)

t.i. sysoeva

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the

Interior of Russia)

Аннотация: в настоящей статье рассмотрен и обусловлен игровой метод физической подготовки как один из основных факторов повышения эффективности учебного процесса. Проанализированы способы и методы внедрения игры и игрового метода в занятия по физической подготовке. Сделаны выводы по улучшению и оптимизации учебных занятий по дисциплине «Физическая подготовка» с широким применением игрового метода, выявлены возникающие пробелы и пути их преодоления.

Ключевые слова: игра, игровой метод, физическая подготовка, курсант, повышение эффективности, профессиональная деятельность.

Abstract: this article describes a method and a game due to physical fitness as one of the main factors of increase of efficiency of educational process. Analyzed the ways and methods of implementation of the game and a game method in physical education classes. Conclusions on the improvement and optimization of training sessions on the subject “Physical training” with extensive use of game method, identified emerging gaps and ways to overcome them.

Keywords: game, gaming technique, physical training, cadets, efficiency, professional activity.

Игра - это механизм сбора, сохранения и передачи социального опыта, как практического по овладению средствами решения задач, так и этического, связанного с правилами и нормами поведения. Появление игрового метода связано с требованиями повышения эффективности обучения за счет более активного включения занимающихся в процесс получения и использования знаний [2, с. 403].

Многочисленные исследования показывают, что игра в физическом воспитании - это действенный педагогический метод в решении задач физической и технической подготовки, в воспитании положительных морально-волевых качеств и повышении интереса к занятиям физической подготовкой и спортом.

Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, состоянием здоровья,

89

2015'2 ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕОИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

подготовленностью курсантов. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия.

Физическое воспитание включает в свой процесс игру не как преображение в иное, а как тренировку, закаливание, физическое совершенствование. Таким образом, выявление игрового аспекта свидетельствует о его социокультурной функции в обществе: игра развивает в человеке ту часть его сущностных сил, которая характеризует его как природное существо, тренирует и совершенствует его через соревнование, имитирующее борьбу.

С течением времени создаются игры, специально направленные на решение педагогических задач. При определенной педагогической направленности и руководстве игры стали действенным средством и методом физического воспитания.

Многие исследователи подчеркивают большую роль интереса и положительных эмоций у обучающихся в учебном процессе по физическому воспитанию как фактора повышения его эффективности. На практике нередко встречается негативное отношение курсантов к учебно-тренировочному процессу из-за его однообразия и эмоциональной непривлекательности [4, с.145].

Прежде всего, нужно создать у занимающихся интерес к игре, тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем [5]. В ходе игры педагог обращает внимание на соблюдение правил, где он тщательно анализирует причины их нарушения. Играющий может нарушить правила игры в следующих случаях: если не понял достаточно точно объяснение педагога; очень хотел выиграть; был недостаточно внимателен и т.д.

Педагог должен следить за правильностью двигательного акта, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием игроков в игре.

В целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса все усилия должны быть направлены на сближение интересов, потребностей, целей и ожиданий обучаемых, связанных с физической подготовкой в вузе, с объективно поставленными задачами. Поэтому важным резервом повышения эффективности физической подготовки курсантов является совершенствование качества и содержания занятий, особенно таких характеристик, как более высокая степень эмоциональности

занятий, их методическое разнообразие и новизна [4, с. 67].

Удовлетворенность занятиями является существенным фактором повышения эффективности учебно-педагогического процесса по физической подготовке, влияющим на активность, успешность обучения. Удовлетворенность занятиями определяется в первую очередь характером взаимоотношений между обучаемыми и педагогом, социальнопсихологического воздействия педагога.

Стоит отметить, что во многих работах, посвященных повышению эффективности учебных занятий по физическому воспитанию, прослеживается направление основных усилий по линии «методика-результат». При таком подходе сам процесс физического воспитания мыслится чем-то аналогичным производству: неподготовленный курсант, попадая «в руки» вооруженного передовой методикой преподавателя, превращается со временем в подготовленного спортсмена [1, с. 102].

Личность же самого испытуемого при этом остается в стороне. А ведь результаты этой деятельности зависят не только от совершенства методики, но и от интереса к ней занимающихся, их силы устремления и мотивационной основы. Именно преувеличение роли внешних воспитательных воздействий и недооценка собственных усилий личности являются главным недостатком в таком подходе к улучшению качества учебных занятий по физической подготовке в вузе.

Это вызывает необходимость тщательно относиться к подбору средств и методов для решения поставленных задач. Игровой метод физического воспитания является общепризнанным и действенным в педагогике физической культуры и спорта.

При реализации игры необходимо своевременно указывать и исправлять ошибки, демонстрируя правильные действия, для повышения эффективности игровой деятельности нужно применять специальные упражнения, в отдельности анализируя ту или иную ситуацию. Во избежание переутомления играющих необходимо своевременно заканчивать игру или варьировать её интенсивность. Для регулирования физической нагрузки в игре используются разнообразные приемы: изменение игрового времени и количества повторений игры.

По окончании игры подводятся итоги, где указывают на допущенные ошибки, отрицательные и положительные моменты в поведении команд и отдельных игроков.

90

ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

2015'2

Игровой метод организации и проведения занятия необходимо применять как можно чаще, что будет способствовать повышению эффективности занятий, заинтересованности студентов, так как в игре налицо соревновательная составляющая, в которой проявляется как уровень

физической, психической, так и других видов подготовленности.

На наш взгляд, вышеперечисленное доказывает, что игра является желанной и интересной, а присутствие игровых моментов в учебном процессе является полезным и необходимым.

Литература

1. Абалян А.Г. Психолого-педагогические аспекты процесса принятия решения гандболистом: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. 196 с.

2. Базаров Т.Ю. Социально-психологические методы и технологии управления персоналом организации: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1999. 678 с.

3. МацковскийМ.С. Психология и спорт. - М., 2008.

4. Семянникова В.В. Новые физкультурно-спортивные виды в физическом воспитании студентов педагогических вузов: на материале Центрального региона РФ: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001. 180 с.

5. Спортивные и подвижные игры: учебник для техникумов физ.культ./ под ред. Ю.И. Портных. - М.: Физкультура и спорт, 2008. 344 с.

6. Устиненко В.И. Место и роль игрового феномена в культуре // Философские науки. 2007. № 2. С. 70.

References

1. Abalyan A.C. Psychological and pedagogical aspects of the decision-making process handball players: dis. ... cand. ped. sciences. - M., 2000. 196 p.

2. Bazarov T.Y. Social and psychological methods and techniques of personnel management: dis. ... doc. psychol. sciences. - M., 1999. 678 p.

3. Matskovsky M.S. Psychology and Sports. - M., 2008.

4. Semyannikova VV New kinds of sports and sports in physical training of students of pedagogical high schools: оп a material of the сentral region of the Russian Federation: dis. ... сand. ped. sciences. - M., 2001. 180 p.

5. Sports and outdoor games: Textbook for technical fiz.kult. / Ed. YI Tailors. - M.: Physical Education and Sports, 2008. 344 p.

6. Ustinenko VI. The place and role playing phenomenon of culture // Philosophical Sciences. 2007. № 2. P. 70.

(статья сдана в редакцию 08.09.2015)

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.