Научная статья на тему 'Некоторые особенности критериев отбора занимающихся физической культурой и спортом'

Некоторые особенности критериев отбора занимающихся физической культурой и спортом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
539
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / СИСТЕМА ОТБОРА / МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / АДАПТАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / PHYSICAL CULTURE / SPORT / SYSTEM SELECTION / MODEL CHARACTERISTICS / PHYSICAL QUALITIES / ADAPTATION / PHYSICAL ABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ткаченко А.И., Коник А.А., Артамонова Н.П.

В статье рассматривается вопрос ориентации и отбора занимающихся по видам спорта. Раскрываются причины и необходимость в спортивной ориентации как высококвалифицированных спортсменов, так и всех, занимающихся физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ткаченко А.И., Коник А.А., Артамонова Н.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEAT URES OF THE SELECTION CRITERIA ENGAGED IN PHYSICAL CULT URE AND SPORTS

The article deals with the issue of orientation and selection, training sports. Reasons and necessity of sports orientation as highly skilled athletes, and all engaged in physical culture and sport.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности критериев отбора занимающихся физической культурой и спортом»

2015'2

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КРИТЕРИЕВ ОТБОРА ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

SOME FEATURES OF THE SELECTION CRITERIA ENGAGED IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

УДК 796

А.И. ТКАЧЕНКО,

кандидат педагогических наук

(Белгородский юридический институт МВД России

имени И.Д. Путилина) тел. (4722) 52-55-35

А.А. КОНИК,

кандидат педагогических наук

(Белгородский юридический институт МВД России

имени И.Д. Путилина)

тел. (4722) 52-55-35

Н.П. АРТАМОНОВА

(Белгородский юридический институт МВД России

имени И.Д. Путилина)

тел. (4722) 52-55-35

A.I. TKACHENKO,

PhD in Pedagogy (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the

Interior of Russia)

A.A. KoNIK,

PhD in Pedagogy

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the

Interior of Russia)

n.p. artamonova

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the

Interior of Russia)

Аннотация: в статье рассматривается вопрос ориентации и отбора занимающихся по видам спорта. Раскрываются причины и необходимость в спортивной ориентации как высококвалифицированных спортсменов, так и всех, занимающихся физической культурой и спортом.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, система отбора, модельные характеристики, физические качества, адаптация, физические способности.

Abstract: the article deals with the issue of orientation and selection, training sports. Reasons and necessity of sports orientation as highly skilled athletes, and all engaged in physical culture and sport.

Keywords: physical culture, sport, system selection, model characteristics, physical qualities, adaptation, physical ability.

Физиче^ая культура и ^орт являются мощными факторами профилактики заболеваемоcти и укрепления здоровья. Это о^бенно важно в cвязи c возникновением новых болезней цивилизации: гипокинезии, ожирения, «телевизионной болезни» и т.п. Физичестая культура и ^орт стали в нашей стране матовым явлением. Матовость в ^орте определяется не только ^циальными факторами, но и ^ответствием индивидуальных о^бенностей человека отецифике вида ^орта, которым он занимается. Развитие устойчивого интереcа к выбранному виду ^орта гарантирует длительное отортивное ^вершенствование, поэтому правильная ориентация и отбор в оторте - это, c одной стороны, уоповие для достижения вьюоких результатов, а c другой - cредcтво повышения матовости отортивного движения. Достиже-

ния в ^временном ^орте настолько выюоки, что вершины их доступны далеко не каждому желающему заниматьcя сортом. Поэтому возникла проблема научно обо^ованной ^ортивной ориентации и отбора [1, 2].

Выбрать для каждого вид ^ортивной деятельности - задача отортивной ориентации; отобрать наиболее пригодных, иcходя из требований вида оторта, - задача отортивного отбора. Необходимо различать эти два понятия - отортивный отбор и отортивная ориентация. В первом олучае речь идет об о^бо одаренных отортсменах, а во-втором - о вcех зани-мающихcя физичестой культурой и сортом. Известно, что в шстеме отбора и отортивной ориентации важное значение имеют наблюдения школьного учителя физичестой культуры и тренера за детьми в проце^е занятий на уроках, в отортивных cекциях, во время раз-

80

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2015'2

личных подвижных игр, соревнований и проведения контрольных испытаний. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что качество отбора и спортивной ориентации во многом обусловлено талантом тренера-педагога, его опытом и интуицией. Однако с каждым годом возрастает значение и необходимость научно обоснованной системы отбора и спортивной ориентации детей и подростков. Кроме ряда свойств и качеств, являющихся специфическими, необходимыми для определенного вида спорта, существуют общие факторы и закономерности роста и развития детей, их двигательных способностей, учет которых значительно повышает эффективность отбора и спортивной ориентации. Это обязательно надо знать тренерам и особенно учителям физической культуры, осуществляющим первичный отбор детей и подростков. Проблема спортивной ориентации и отбора комплексная. Основные аспекты ее педагогические, психологические и медико-биологические [1, 2, 4].

Педагогические методы позволяют оценить двигательную функцию ребенка, уровень развития физических качеств, двигательные умения и координационные способности, степень спортивно-технического мастерства и др. Психологические методы дают возможность установить характерологические особенности личности ребенка, структуру его психической деятельности. Медико-биологическими методами определяют состояние здоровья ребенка, морфологические и функциональные особенности организма, влияние различных возмущений на функции его систем, адаптацию к физическим нагрузкам, общую физическую работоспособность, координационные механизмы двигательной деятельности, состояние и возможности анализаторных систем. Человек в своей деятельности удивительно многосторонен, а его формирование зависит от огромного количества факторов, перечислить которые просто невозможно. И все же в силу своих анатомических, физиологических и психологических особенностей он всегда наилучшим образом приспосабливается к определенному виду деятельности. Спортивные способности, как и всякие другие, определяются детерминированными, вероятностными и случайными составляющими. Проблема соотношения биологического (детерминированного) и социального (недетерминированного) в развитии способностей продолжает оставаться предметом дискуссий и споров, однако, исходя из современного представления о человеке как существе биосоциальном, производном и природного, и об-

щественного, можно с уверенностью сказать, что эффективность спортивной деятельности человека в значительной степени определяется его задатками, которые в определенной мере генетически детерминированы. Это в некоторой степени может направлять спортивные интересы и склонности и в значительной степени определять формирование спортивного таланта, спортивной одаренности и даже спортивного гения.

Спортивная ориентация и отбор требуют изучения модельных характеристик спортсменов высшей квалификации в морфологическом, физиологическом и психологическом направлениях, что дает возможность учесть морфометрические, физиометрические и психометрические профили представителей отдельных видов спорта. Для выявления относительно стабильных характеристик спортивной деятельности, пригодных для целей ориентации и отбора, необходимо изучать генетически детерминируемые, наследуемые признаки человека. При этом может быть использован целый ряд методов генетики человека: лонгитудинальный, генеалогический, близнецовый. Для разработки валидных критериев спортивной ориентации и отбора можно использовать данные близнецов спортсменов и не спортсменов, выдающихся спортсменов и их семей, моделирование на животных, метод генетического маркирования, биохимический и цитогенетический методы. Полученные с помощью этих методов результаты показывают, что для целей спортивной ориентации и отбора в медико-биологическом аспекте могут быть использованы следующие критерии: морфологические - продольные, поперечные, и в меньшей степени обхват-ные размеры тела, а также их соотношения, масса и активная (безжировая) масса тела; физиологические - показатели аэробного и анаэробного энергообеспечения мышечной деятельности; психологические - некоторые особенности личности и высшей нервной деятельности. Весьма важной следует признать роль биологических ритмов в прогнозировании спортивной работоспособности. Большое значение для спортивной ориентации и отбора имеет также своевременная диагностика аномалий полового развития. Возрастные аспекты имеют принципиальное значение для решения этой проблемы, особенно в связи с вопросами акселерации и правильного определения биологического возраста юных спортсменов. Для оценки относительно стабильных в спортивном онтогенезе характеристик спортсменов необходимо иметь представление о возраст-

81

2015'2

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

ных периодах развития детей и подростков и их анатомо-физиологических особенностях. Следует отметить, что в медико-биологическом аспекте до сих пор не решены вопросы ранней спортивной специализации. Нет достаточного представления об этапности отбора, оптимальном возрасте и стаже для достижения спортивного мастерства. Особую роль в определении перспективности спортсменов играют правильные представления о соотношении исходных уровней и темпах прироста физических, морфологических и других параметров [3, 4].

Таким образом, оценка индивидуальных способностей при выборе специализации на разных этапах спортивного совершенствования должна обязательно включать медико-

биологические аспекты, что, несомненно, повысит эффективность спортивной ориентации и отбора. Нам не хотелось бы, чтобы у читателя создалось впечатление, будто авторы, подчеркивая большую роль спортивной ориентации и отбора в решении задач подготовки резервов большого спорта, умаляют роль тренировки. Несомненно, эффективность подготовки высококвалифицированных спортсменов во многом зависит от дальнейшего совершенствования организации и методики тренировочного процесса в широком смысле этого слова. Даже самый одаренный человек может достичь вершин спортивного мастерства, добиться результатов международного уровня только благодаря рациональной тренировке и упорному труду.

Литература

1. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В А. Прогнозирование в спорте. - М.: ФиС, 1986.

2. Баевский Р.М. Проблемы здоровья и нормы: точка зрения физиолога // Клиническая медицина. 2000.

3. Баркалов С.Н. Некоторые результаты исследований служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел для целей физической подготовки / Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник материалов XXI всероссийского круглого стола 27 июня 2013 г. В 2 ч.

Ч. 1. Физическая подготовка и спорт. - Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2013. 194 с.

4. Герасимов И.В. Моделирование профессиональной деятельности в рамках комплексных практических занятий / Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник материалов XXI всероссийского круглого стола 27 июня 2013 г. В 2 ч. Ч. 1. Физическая подготовка и спорт. - Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2013. 194 с.

5. Тхазеплов А.М. Прогнозирование и отбор в спорте: учебно-методические материалы. - Нальчик: Кабардино-Балкарский университет, 2002.

References

1. Balandin V.I., Bludov Yu.M, Plakhtienko V.A. Predation in sport. - M.: Fiss, 1986.

2. Baevsky R.M. Неа!^ Problems and regulations: the point of view of a psy^ologist // Clin^al medidne. 2000.

3. Barkalov S.N. Some results of the research performance of law enforcement offers for the purpose of phys^al fitness / Improving phys^al, fire and tadrcal and spedal training for law enforcement: ^lleded materials XXI nationwide roundtable, June 27, 2013. Part 1. Phys^al training and sports. - Orel: OrYul Russian Interior Ministry named V.V. Lukyanov, 2013. 194 p.

4. Gerasimov I.V Modeling of professional adivities within a comprehensive prad^al training / Improving phys^al, fire and tad^al and spedal training for law enforcement: ^lleded materials XXI nationwide roundtable, June 27, 2013. Part 1. Phys^al training and sports. - Orel: OrYuI Russian Interior Ministry named V.V. Lukyanov, 2013. 194 p.

5. Tkhazeplov A.M. Predidion and seledion in sport: educational materials. - Natehik: the Kabardino-Balkarian University, 2002.

(статья сдана в редакцию 11.09.2015)

82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.