С.А. Куценко. СПб: Изд-во «Фолиант», 2004. - 528 с.
5. Чрезвычайные ситуации химической природы (химические аварии, массовые отравления, медицинские аспекты) / Под ред. Ю.Ю. Бонитенко, А.М. Никифорова. СПб., Изд-во «Гиппократ», 2004. - 464 с.
ПРИМЕНЕНИЕ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
С.А. Онешко, к.т.н., АО «Галичский автокрановый завод», г. Галич, В.Ф. Кушляев, доцент, к.т.н., с.н.с., Академия гражданской защиты МЧС России, г. Химки
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь.
Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
Аварийно-спасательные работы требуют от исполнителей специальной подготовки, экипировки и технического оснащения.
Другие неотложные работы - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Отделить аварийно-спасательные работы от других неотложных работ затруднительно, причем различие оказывается в основном условным. Поэтому в практике закрепился термин - аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР).
Объем проведения АСДНР во многом зависят от масштабов и условий ЧС, а в военное время - вида применяемого оружия и масштабов военных действий.
Проведение АСДНР является одной из основных задач РСЧС и ГО.
Обычно АСНДР характеризуются большим объемом и ограниченностью времени на их проведение, сложностью обстановки и большим напряжением сил всего личного состава, участвующего в АСНДР. Они проводятся в условиях сильных разрушений, массовых пожаров, заражения атмосферы и местности, затопления территории и при воздействии других неблагоприятных условий обстановки.
Завалы, образовавшиеся в результате разрушений, могут перекрыть выходы
из сооружений, разрушить (повредить) заборные устройства систем подачи воздуха в них, затруднить ввод сил МЧС в очаг поражения, их маневренность. Пожары могут создавать как угрозу непосредственного воздействия на пораженных людей в очаге поражения и на личный состав формирований, так и опасность взрыва или воспламенения газа и горюче-смазочных материалов, вытекающих из поврежденных коммуникаций, и других взрывоопасных и легковспламеняющихся веществ.
Большой объем работ в очагах поражения невозможно провести в короткие сроки без применения различной инженерной техники. Только широкая механизация всех видов работ позволит своевременно осуществить спасение людей. Для проведения АСНДР могут применяться все имеющиеся в народном хозяйстве типы и марки строительных и дорожных машин и механизмов, техники коммунального хозяйства района (города). В зависимости от вида проводимых работ они подразделяются на следующие группы:
а) машины и механизмы, используемые при вскрытии заваленных защитных сооружений, разборке завалов, подъеме, перемещении обломков и конструкций разрушенных зданий или погрузке их в транспортные средства (краны, лебедки, блоки, домкраты);
б) машины и механизмы для расчистки завалов, перемещения и транспортировки обломков конструкций, засыпки воронок, устройства валов и насыпей (экскаваторы, бульдозеры, путепрокладчики и машины разграждения, автогрейдеры, скреперы, трайлеры, самосвалы);
в) бурильные и отбойные молотки, входящие в состав компрессорных станций, которые используются для проведения отверстий в каменных, кирпичных и бетонных стенах, перекрытия заваленных убежищ (помещений), с целью подачи в них воздуха или устройства проемов в конструкциях для вывода людей;
г) оборудование для резки металла (керосинорезы, бензорезы, автогенные электросварочные аппараты, резаки металла и железобетона (в т.ч. лазерные), слесарный инструмент);
д) механизмы для откачки воды при затоплении защитных сооружений ГО, подвалов или для заполнения водой траншей при тушении лесных и торфяных пожаров (насосы, мотопомпы, поливоемчные машины, пожарные и авторазливочные станции);
е) переправочные средства, обеспечивающие переправу через водную преграду машин и оборудования (баржи, паромы, понтонные парки, катера, лодки, подручные средства);
ж) ремонтные средства (ремонтные мастерские, бензо- и водозаправщики, электростанции (осветительные и силовые).
Технология, последовательность и структура способов и приемов выполнения АСНДР зависят от характера разрушений зданий и сооружений, аварий коммунальных, энергетических и технологических сетей, степени радиоактивного и химического заражения территории объекта полиграфии, пожаров и других условий, влияющих на действия формирований и применение
техники.
В первую очередь проводятся работы по устройству проездов и проходов к разрушенным защитным сооружениям, поврежденным и разрушенным зданиям, где могут находиться люди, а также в местах аварий, препятствующих или затрудняющих проведение спасательных работ.
Для устройства проездов (проходов) используются формирования механизации, имеющие автокраны и бульдозеры.
Опыт спасательных работ по извлечению людей из-под завалов при ликвидации последствий землетрясений в Армении показывает, что для разборки завалов, под которыми часто находятся люди, крайне необходимы мощные подъемные краны, грузоподъемностью не менее 16 т, экскаваторы с большим объемом ковша, передвижные электростанции и прожекторы для работы ночью. Например, для выполнения работ в короткие сроки в районе бедствия после землетрясения в Армении (1988 г.) сразу требовалось более 1200 кранов.
По печальной статистике из тысячи человек, попавших в завалы после землетрясения, каждый час умирают 50 человек. Каждая минута промедления уносит жизнь одного из тысячи заживо погребенных.
Поэтому создание аварийно-спасательной техники и механизмов для сокращения сроков разбора завалов является важнейшей задачей, выполнение которой позволит сохранить человеческие жизни.
Проектирование аварийно-спасательной грузоподъемной техники в настоящий период невозможно без современной высокопроизводительной вычислительной техники; квалифицированного персонала; внедрения инновационных технологий.
АО «Галичский автокрановый завод» совместно с «Академией гражданской защиты» МЧС России в инициативном порядке прорабатывают модельный ряд авиатраспортабельных кранов и многофункциональных машин для спасения человеческих жизней.
Экспертное проектирование выполняется при помощи современных систем автоматизированного проектирования в среде трехмерного моделирования, что позволяет оптимизировать металлоконструкции в соотношении прочности и массы.
Разрабатываемая конструкторская документация позволяет акцентировать внимание на отдельных узлах и механизмах.
Испытание созданных образцов на Галичском автокрановом заводе проводится с применением имитационного моделирования, что дает возможность проработать нештатные ситуации, которые невозможно проверить при статических испытаниях.
Испытываемые образцы доводятся до разрушения.
На современных автокрановых предприятиях создаваемый модельный ряд включает краны грузоподъемностью 16, 20, 25, 32, 40, 50, 60, 70, 80, 110 т; при этом устанавливаемые на кранах стрелы могут иметь длину 18, 21, 24, 28, 31, 34, 42 м. Данное обстоятельство, в итоге, позволяет говорить о широкой возможности создания гаммы аварийно-спасательных машин по заданным требованиям
заказчика.
При этом под требования заказчика могут быть доработаны как серийные образцы, так и создано новое уникальное средство.
В настоящее время на заводе изготовлен кран грузоподъемностью 50 т, доработанный под нужды Министерства обороны, а также кран грузоподъемностью 40 т, для ремонтно-восстановительных работ, доработанный под нужды РЖД.
На АО «Галичский автокрановый завод» выполнена уникальная разработка универсального сваебойного агрегата, изготовленная по заказу железнодорожных войск. Данная машина совмещает в себе функции сваебойной установки, автокрана, вибропогружателя, установки для завинчивания свай и подъемника.
В инициативном порядке прорабатываются варианты автокранов г/п 100 т как на гусеничном шасси, так и на колесном вездеходном шасси.
АО «Галичский автокрановый завод» совместно с кафедрой «Эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов» Академии гражданской защиты МЧС России рассматривают различные направления развития грузоподъемной техники для обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе авиатранспортабельных кранов
(рис).
Создание авиатранспортабельных кранов сопряжено с удовлетворением двух граничных факторов: габариты и массы.
Для уменьшения габаритов крана по высоте стрела была повернута назад и опущена. В положение «стрела - вперед» уменьшению высоты препятствует кабина базового шасси.
Для уменьшения габаритов крана по длине была рассмотрена 5-ти секционная стрела с укороченными длинами секций. Таким образом, на кран была установлена стрела длиной 28 м, при этом общий габарит крана не превысил 12 м. В качестве шасси применен КАМАЗ с колесной формулой 6х4. Грузоподъемность крановой установки составила 25 т; общая масса - 26,5 т. Продольный опорный контур крана составляет 7 м, поперечный - 6,4 м.
Рис. Грузоподъемный кран, подготовленный для выполнения аварийно-спасательных
и других неотложных работ
Автокран г/п 50 т располагается на 4-х осном шасси КАМАЗ с колесной формулой 8х4. Общая масса крана составляет 31 т, стрела 5-ти секционная длиной 28 м. Опорный контур крана составляет 7х6,4 м. Габариты по высоте - 3,3 м, по
длине - 12 м.
Новым направлением видится развитие специальных средств для проведения аварийно-спасательных работ, изготовленных на базе автокранов. Основной функционал данного средства заключается в обеспечении максимального быстрого доступа к пострадавшему, его извлечение и эвакуация.
Состав оборудования данного средства включает:
- крановую установку г/п 25 т и длиной стрелы 28.. .30 м;
- удлинитель стрелы - гусек длиной 5-7 м и г/п 1 т;
- тяговая лебедка усилием 5 т;
- дополнительная лебедка, установлена на поворотной раме для обеспечения совместной работы основной стрелы с гуськом;
- гидростанция для обеспечения работы ручного гидроинструмента и комплект ручного гидроинструмента;
- электроизолированная люлька для эвакуации людей, проведения работ на высоте, восстановления линий электропередач;
- пеноподъемник и пожарный ствол, установленный в люльке;
- грузовая корзина, устанавливаемая на гусек для эвакуации пострадавших и подачи инструмента на высоту;
- бульдозер-сошник для обеспечения подъезда к объектам проведения аварийно-спасательных работ.
Рабочий цикл данного оборудования может включать:
- подъезд к месту проведения АСНДР;
- вывешивание крана;
- проведение подготовительных работ;
- вертикальный подъем разрушенных элементов;
- горизонтальное перемещение разрушенных элементов тяговой лебедкой;
- извлечение и эвакуация пострадавшего.
Рассматривается изготовление двух типов аварийно-спасательных машин:
- для районных городов - на 3-х осном шасси КАМАЗ;
- для областных городов и городов федерального значения - на 4-х осном шасси КАМАЗ.
На аварийно-спасательной машине для городов федерального значения смонтирован бульдозер-сошник для проделывания проходов в завалах и фиксации машины в местах проведения работ.
По требованию заказчика могут быть рассмотрены другие варианты комплектования аварийно-спасательной машины дополнительным оборудованием.
Выводы. Для повышения эффективности применения грузоподъемных кранов при проведении АСНДР требуется конструктивная доработка серийных кранов, разработка дополнительного технологического оборудования, особенно рабочих органов, подбор крана с требуемыми параметрами и разработка Методических рекомендаций или Инструкций по эксплуатации кранов при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Список использованной литературы
1. Васьков В.А., Михайлин О.Н., Аграновский А.А. Спасательная техника и базовые машины. Учеб. пособие. АГЗ МЧС России, Химки - 2010, Ч 1. - 122 с., Ч. 2 - 129 с.
2. Кушляев В.Ф. К вопросу создания гусеничных машин повышенной проходимости для экстремальных условий эксплуатации // Кушляев В.Ф., Леонов В.А., Аграновский А.А., Малышев В.А., Гомонай М.В. «Пожарная и аварийная безопасность». Матер. IX науч.-практ. конф. Ивановский институт ГПС МЧС России. Иваново. 2014. - С. 354-358.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
М.И. Островский, доцент, к.воен.н., А.И. Старченко, доцент, ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж
Сохранение жизни и здоровья личного состава Министерства обороны РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, Министерства ЧС России и других силовых министерств и ведомств России в условиях повседневной деятельности соединений и частей, выполнения ими поставленных задач в районах ведения боевых действий или чрезвычайных ситуаций, является одним из важных критериев деловой зрелости командиров, каждого генерала и офицера, что требует от них кропотливых, компетентных и ответственных усилий в предупреждении гибели и травматизма подчиненных.
XXI век и его научно-технический прогресс в развитии вооружения военной и специальной техники, многообразие боевых и сложных специальных задач, решаемых личным составом подразделений различных родов войск и сил, способствовали существенному увеличению количества и интенсивности воздействия, неблагоприятных для здоровья факторов окружающей и рабочей среды. Изучение их влияния на трудоспособность, а следовательно, и на боеспособность личного состава, разработка мероприятий, устраняющих или ослабляющих их неблагоприятное воздействие являются важной задачей медицинского обеспечения применения войск в целом, и военной гигиены в частности.
В Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ) сохранение здоровья и боеспособности военнослужащих является приоритетным направлением деятельности войск. Одной из основных задач, стоящих перед медицинской службой ВС на современном этапе, является определение причинно-следственных связей между состоянием здоровья военнослужащих и условиями их военно-профессиональной деятельности (ВПД).