Научная статья на тему 'Гусеничный кран повышенной проходимости с автогидроподъемником для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций'

Гусеничный кран повышенной проходимости с автогидроподъемником для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
198
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гусеничный кран повышенной проходимости с автогидроподъемником для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций»

Список использованной литературы

1. Федеральный закон РФ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

2. Введение в моделирование пожаров для расчета пожарного риска. Грачев В.Ю.

ГУСЕНИЧНЫЙ КРАН ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ С АВТОГИДРОПОДЪЕМНИКОМ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В.Ф. Кушляев, доцент, к.т.н., с.н.с., А.А. Аграновский, доцент, к.т.н., С.Н. Тедуриева, студентка, М.В. Мухин, студент, Академия гражданской защиты МЧС России, г. Химки

В.А. Леонов, директор, ООО «ЕЗСМ «Континент», г. Екатеринбург

Академией гражданской защиты МЧС России и заводом ООО «ЕЗСМ «Континент» разработан проект технических требований к гусеничной аварийно-спасательной машине повышенной проходимости с автогидроподъемником (АСМ). При разработке технических требований были учтены природно-климатические условия Арктики, задачи и технологические функции машины при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ, обзор колесных и гусеничных машин, оснащенных автогидроподъемником, анализ компоновочных схем машин, опыт разработки, изготовления и испытаний заводом ООО «ЕЗСМ «Континент» ряда моделей специальных машин повышенной проходимости для ЧС [1-4].

В качестве аналога для разработки образцов машины для аварийно-спасательных и других неотложных работ была принята техническая документация на разработку комплекса машин для установки опор линий электропередач (ЛЭП) ТС БКМ, для ликвидации последствий аварий, пожаров на ЛЭП, энергетических подстанциях, зданиях и различных сооружениях, выполненную заводом ООО «ЕЗСМ «Континент». Комплекс машин включал три основные машины: машину для установки опор ЛЭП ТС БКМ с высотой подъема автогидроподъемника до 17,3 м и грузоподъемностью машины до 10000 кгс, со сменными рабочими органами: устройством для бурения скважин глубиной до 14 м для установки опор, корзины (люльки) для подъема людей грузоподъемностью 250 кгс, специального устройства для захвата, переноса и установки опор; машины с гидроманипулятором и грузовым кузовом ТС КМУ для перевозки катушек и машину ТС АГП (Автовышку) с высотой подъема автогидроподъемника до 22 м. Электроизоляция корзины позволяет находиться в

ней людям при напряжении в электросети до 1000 В. Все машины были выполнены на базе двухзвенного 4 - гусеничного шасси ТС (рис.).

Машина ТС АГП (автовышка) или гусеничный кран повышенной проходимости с автогидроподъемником (ГК с АГП) предназначена в основном для проведения оперативных спасательных работ при возникновении аварий, техногенных и природных катастроф, чрезвычайных ситуаций в условиях бездорожья и в тяжелых природно-климатических условиях.

Рис. Машина ТС АГП на базе двухзвенного 4-гусеничного шасси с автогидроподъемником

Таблица

Основные технические характеристики

Шасси Четырехгусеничное ТС

Двигатель, тип, мощность кВт/л. с. Дизельный, ЯМЗ-238М2-6, 176/240

Максимальная скорость движения с полной нагрузкой, до, км/ч 30

Число мест для боевого расчета (включая место водителя), чел. 3

Электрогенератор ГС-250-20/4

Номинальная мощность, кВт 20

Напряжение, В 400/230

Привод генератора от двигателя шасси

Грузоподъемный кран гидравлический

Максимальный грузовой момент, кНм (т.м.) 51 (5,12)

Максимальная высота подъема груза, м 22

Угол поворота, град. 410°

Управление ориентацией прожекторов ручное

Масса полная, кг 22500

Габаритные размеры, мм 10000x2900x3900

Область применения и функциональное назначение гусеничного крана повышенной проходимости с автогидроподъемником:

- розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;

- вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;

- подача воздуха в заваленные защитные сооружения;

- оказание первой медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения;

- обеспечение вывода (вывоза) населения в безопасные районы;

Другие неотложные работы - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Цели других неотложных работ:

- создание условий для проведения спасательных работ;

- предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами;

- обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения и объектов экономики в условиях чрезвычайной ситуации.

Содержание других неотложных работ:

- прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;

- локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;

- укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;

- ремонт и восстановление разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей;

- обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;

- ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.

Технические требования к гусеничному крану повышенной проходимости с

автогидроподъемником для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ:

1.1. Требования к четырехгусеничному шасси.

1.1.1. Общие требования к шасси. Тип кузова - закрытый цельнометаллический

габаритные размеры - не более 12000x3000x2600 мм

масса снаряженная - не более 225000 кг

грузоподъемность машины общая - не менее 10000 кг количество личного состава - 3 чел.

среднее удельное давление на грунт

при полной массе - не более 22 (0,22) МПа (кгс/см2)

тип движителя - гусеничный

компоновка движителя

управление маневрированием

тип двигателя

номинальная мощность брутто максимальный крутящий момент брутто

номинальное напряжение бортовой сети

запас хода

максимальная скорость движения по шоссе с полной нагрузкой глубина преодолеваемого брода в водоеме с плотным дном максимальная скорость движения в воде

преодолеваемый подъем на твердом сухом грунте с полной нагрузкой допускаемый боковой крен на твердом сухом грунте минимальный радиус поворота дорожный просвет

- двухзвенное сочлененное гусеничное шасси с приводом на четыре гусеницы, с возможностью блокировки бортовых редукторов

- поворот секций относительно общей продольной рамы в горизонтальной и вертикальной плоскостях

- дизельный

- не менее 170 кВт

- не менее 900 Нм

- 24 Вт

- не менее 500 км

- не менее 30 км/час

- менее 1,8 м

- не менее 3-5 км/час

- не менее 30 (°)

- не менее 20 (°)

- 12 м

- не менее 400 мм

1.1.2. Экологические свойства гусеничного крана с автогидроподъемником (ГК с АГП) должны соответствовать требованиям:

- по создаваемому шуму - ГОСТ Р 51616 и ГОСТ Р 52231;

- по дымности отработавших газов шасси с дизельными двигателями -ГОСТ Р 52160.

Выбрасывание и вытекание смазки, топлива, охлаждающей, тормозной и других жидкостей из любого агрегата, узла или через соединения не допускаются.

1.2. Требования по живучести и стойкости к внешним воздействиям. ГК с АГП должны сохранять работоспособность в условиях:

- температуры окружающей среды от минус 60 0С до плюс 40 0С;

- повышенной относительной влажности окружающей среды до 98 % при

35 0С;

- туман, атмосферные осадки в виде дождя и снега, обледенение, гроза допускаются;

- при интенсивности дождя не более 5 мм мин - 1;

- воздействия агрессивных веществ и моющих составов при проведении дезактивации.

1.3. Требования по надежности.

1.3.1. Гарантийный срок службы машины должен быть не менее 12 месяцев или 100 часов наработки со дня ввода в эксплуатацию.

1.3.2. Срок службы ГК с АГП до первого капитального ремонта должен быть не менее 5500 часов эксплуатации.

1.3.3. Срок службы ГК с АГП до списания должен быть не менее 5 лет.

1.3.4. Показатели надежности АСМ определяются расчетным путем и уточняются при опытной эксплуатации.

1.3 Требования по эргономике и технической эстетике.

1.3.1 Эстетическая выразительность внешнего вида ГК с АГП должна обеспечиваться тщательностью исполнения видимых элементов формы и качеством декоративных покрытий, выполненных в цветах окраски спасательной техники.

1.4. Требования по эксплуатации, удобству технического обслуживания, ремонта и хранения

1.4.1. Все узлы, агрегаты и системы должны быть приспособлены для технического обслуживания, ремонта и хранения. В руководстве по эксплуатации должны быть указаны виды, периодичность и трудоемкость технического обслуживания, а также квалификация обслуживающего персонала.

1.4.2. Конструкция должна обеспечивать доступность и легкосъемность его составных частей для технического обслуживания и ремонта.

1.4.3. Средний срок сохраняемости в отапливаемом помещении без переконсервации должен быть не менее 5 лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.4.4. АСМ должны иметь одиночный комплект ЗИП, обеспечивающий эксплуатацию изделия путем:

- проведения регламентного технического обслуживания;

- устранения отказов и повреждений силами обслуживающего персонала и ремонтных служб на месте эксплуатации изделия.

1.4.5. Техническое обслуживание должно включать в себя:

- ежедневное техническое обслуживание, трудоемкость которого должна быть не более 1 -го человеко-часа;

- контрольный осмотр, трудоемкость которого должна быть не более 0,5 человеко-часа.

1.4.6. Конструкция АСМ должна обеспечивать возможность хранения в законсервированном виде в отапливаемом помещении при температуре окружающего воздуха от +5 до +40 0С и относительной влажности до 85 %.

1.4.7. Время приведения ГК с АГП из режима хранения в режим готовности к применению не должно превышать трех часов.

1.4.8. Периодичность технического обслуживания во время хранения должна составлять не менее 2 лет, а трудоемкость обслуживания должна быть не более 4 часов.

1.4.9. Материалы, затрачиваемые на проведение технического обслуживания и ремонта во время хранения, должны быть заложены в одиночный комплект ЗИП.

Проект Технических требования к гусеничному крану повышенной проходимости с автогидроподъемником для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ направлен на дальнейшую разработку заводам ООО «ЕЗСМ «Континент» и «Концерн «Все краны». Следует отметить, что при создании аналогичной техники, необходимой для выполнения работы в экстремальных ситуациях заводами применяется модульный принцип компоновки шасси и технологического оборудования, а также используются унифицированные узлы и системы отечественных грузовых автомашин. В настоящее время ряд машин завода «ЕЗСМ «Континент» проходят эксплуатационную оценку в условиях бездорожья, глубокого снежного покрова, сильно заболоченной и пересеченной местности (погрузочно-транспортная машина, контейнеровоз, пожарная машина, автогидроподъемник, автотопливозаправщик и др.).

Список использованной литературы

1. Проспект-каталог НИР «Специальные машины повышенной проходимости». Академия гражданской защиты МЧС России, завод ООО «ЕЗСМ «Континент». Международный салон «Комплексная безопасность 2015», 1922.05.2015.

2. Степанов А.П. Сочлененные гусеничные и колесные машины высокой проходимости. Журнал «Техника и вооружение» № 5, 8, 9, 10, 11, 12. - 2003.

3. Васьков В.А., Михайлин О.Н., Аграновский А.А. Спасательная техника и базовые машины. Учеб. пособие. АГЗ МЧС России, Химки - 2010, Ч. 1. - 22 с., Ч. 2 - 129 с.

4. Кушляев В.Ф. Обоснование норм надежности гусеничной машины повышенной проходимости. V Всерос. науч.-практ. конф. «Надежность и долговечность машин и механизмов». Ивановский институт ГПС МЧС России. Сб. материалов. Иваново. 2014. - С. 126-131.

5. Кушляев В.Ф. «Транспортно-технологические машины повышенной проходимости и применение их в условиях Арктики// В.Ф. Кушляев, В.А. Леонов,

A.А. Аграновский, В.А. Малышев, М.В. Гомонай Научно-технический журнал «Строительные и дорожные машины», 2014, № 12. - С. 12-15.

6. Кушляев В.Ф. К вопросу эксплуатации транспортно-технологических машин, в условиях Арктики//В.Ф. Кушляев, А.А. Аграновский, О.А. Буровенцева,

B.А. Леонов Проблемы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта. Сб. научных трудов. Изд. МАДИ, 2016. -

C. 131-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.