Крутой
ъем
Модели автокранов разных производителей очень похожи, их стоимость примерно одинакова, так что выиграть конкуренцию на российском рынке можно лишь за счет качественных характеристик. На Ульяновском механическом заводе №2 это понимают и меняют технологию производства, переходя от стапельной сборки к конвейерной.
Минус человеческий фактор
У проходной предприятия огромный щит с надписью: «Заводу срочно требуются токари, фрезеровщики, шлифовщики, резчики металла...». Зарплата квалифицированного рабочего-краностроителя 20—35 тыс. руб.— самая высокая среди промышленных предприятий Ульяновска, а толпы жаждущих попасть на производство у кадровой службы
завода что-то не видно. «Ничего удивительного, — объясняет гендиректор Наири Чатинян. — Во-первых, в стране рухнула система профессионального образования, во-вторых, квалифицированный персонал, воспитанный еще в СССР начинает массово выходить на пенсию. И самое главное, выдержать наш напряженный производственный ритм не каждому по плечу, а уж
Юлия ЖАРКОВА
требования трудовой дисциплины, принятые на предприятии, многим новым работникам, привыкшим к бесконечным разгово рам-перекурам на других заводах, кажутся неоправданно жесткими: за пятиминутно опоздание — лишение премии на 1000 руб., за нерегламентированный перекур, несоблюдение требований техники безопасности из премии вычтут ровно столько же».
\
7 1—
V
1- № -4- 4
1 1 -г-Л
ш
А
п ..
¡аакш^ Ш!! 1
г т ^шаз? 1 •
'III ' 1111" 1111 I № 1111 ми
«Культура производства, — вторит директору мастер заготовительного цеха Роберт Архипов, — наше оружие в борьбе за качество. Проекты и технологии крановые заводы используют в большинстве своем схожие, остается конкурировать производительностью и качеством, в основе которого неукоснительное следование техническим регламентам и корпоративная дисциплина».
Заготовительный цех, в котором трудится мастер Архипов, встречает мерным жужжанием — это работают американские плазменные и ленточнопильные раскроечные комплексы, оснащенные ЧПУ. Наири Чатинян: «Мы стараемся минимизировать человеческий фактор: машина не по программе сделать просто не может. Человек, увы, ошибается, а ошибки в нашем бизнесе дорого обходятся. Вот буквально на днях оператор, обслуживающий импортный многофункциональный обрабатывающий центр, ввел неверные координаты, и металлический лист врезался в шпиндель. Оборудование, естественно, повреждено. Цена маленькой оплошности — почти полмиллиона рублей».
В марте этого года заготовительное производство, ранее разбросанное по всему предприятию, справило долгожданное новоселье. Теперь вся заготовка комплектующих сосредоточена в одном месте, и это
ь
ОАО «Ульяновский механический завод № 2» основан в 1961 году. Цифра «2» в названии фигурирует не случайно. В городе действует еще один механический завод, специализирующийся на производстве зенитно-ракетных комплексов для Минобороны. Мехза-вод №2 выпускает грузоподъемную технику. Численность работающих— 1300 человек. В 2007 году объем производства автокранов составил 563 единицы (в 2006-м было собрано 280 автокранов). В 2007 году выручка от реализации составила 1,1 млрд. руб., чистая прибыль предприятия — 128 млн. руб. Рентабельность продаж— 15,7%.
позволило ввести более жесткий контроль за качеством работ на газоплазменных комплексах, на ленточных пилах, вальцах и другом оборудовании. Параллельно реконструируют другие цеха. В производственных корпусах, которым почти полвека, ведется замена кровли, силовой электрики, коммуникаций. Даже остекление везде на заводе меняют на пластиковые стеклопакеты. «Пластиковые окна — это не только экономия на отоплении и улучшение условий труда, — объясняет директор, — многие технологические операции, например во вспомогательном производстве, где изготавливаются кабины, баки, контргрузы, гуськи, навесное оборудование, требуют идеальной чистоты и хорошей освещенности. Вспомогательный цех десятилетиями ютился на разных, нередко отстоящих далеко друг от друга производственных участках. В таких условиях трудно было наладить эффективный контроль над качеством. Недавно цех переехал в заново отстроенный корпус. Существенно улучшились показатели качества, а производительность выросла как минимум на 15%».
Технологическую и территориальную оптимизацию производства на ульяновском краностроительном заводе называют «гигантскими движениями». Эти «движения» позволили на освободившихся площадях восстановить цех сборки гусеничных кранов, закрытый еще в начале девяностых годов минувшего века из-за отсутствия спроса. Почти два десятилетия завод берег всю технологию и оснастку для производства гусеничных кранов, оставшуюся в наследство от СССР. «Теперь все это работает, половина российских гусеничных кранов (в 2007 году восемь штук) делается в Ульяновске, — объясняет директор, окидывая взглядом великан-редуктор гусеничного крана МКГС-100. — Революционные для нас преобразования проводятся в сжатые сроки. Суть их — переход от стапельной сборки кранов к конвейерному производству. Конвейер — это дальнейшее увеличение производственной программы и производительности, снижение издержек и дополнительный плюс нам в конкурентной борьбе за потребителя».
Ближайшие конкуренты ульяновского завода — ОАО «Автокран» с брендом «Ивано-вец» и компания «Кудесник», объединившая
ш Е
5
I □
0 ч
Р □
(D
1
Клинцовский и Галичский автокрановые заводы. Конкуренция на крановом рынке острая. Модельные ряды, предлагаемые производителями, очень похожи, стоимость кранов примерно одинакова, так что на первый план выходят качественные характеристики. Ульяновские краностроители уверенно чувствуют себя на рынке. Их продукция востребована промышленностью и строительством. Нередки и крупные заказы. В прошлом году, например, завод выиграл тендеры на поставку 50 единиц спецтехники для «Сургутнефтегаза» и для Госрезерва.
Перфекционизм в действии
В 2008 году заводу исполняется 47 лет. С самого своего рождения предприятие входило в систему легендарного Минмонтаж-спецстроя СССР и изготавливало автомобильные и супертоннажные гусеничные краны. Сейчас основу производственной программы составляют автокраны «Ульяновец» грузоподъемностью 25 т, устойчивым спросом пользуются краны-тридцатитонники. И те, и другие приобретают в основном строительные компании. Средняя цена автокранов — 4 млн. руб. В этом году завод освоил серийное производство совершенно новых автокранов грузоподъемностью 36 т, впервые в России ульяновские краностроители начали сборку автокранов для нефтегазовой промышленности грузоподъемностью 50 т на шасси-вездеходе КАМАЗ с колесной формулой 8х8, а в июне после участия в выставке «Строительная техника и техноло-гии—2008» было принято решение выпускать краны-сорокатонники. По словам На5-р5 Чач5няна, рынок испытывает потребность в технике большей грузоподъемности, которую завод старается удовлетворить: «Это направление весьма перспективно — потребителю нужно поднимать более тяжелые грузы на большую высоту. Новые машины аналогичного класса из Европы, США и Японии в три раза дороже».
Автокраны монтируют на шасси КАМАЗ, МАЗ, «Урал», Ford. Со времен рыночных преобразований завод воссоздал полный производственный цикл для сборки гусеничных кранов. Они работают в нефтехимии, металлургии, цементной отрасли и на космодромах. В 2006 году начато производство легкого гусеничного крана МКГС-32.
| прямые инвестиции / №09 [77] g008 | реальный сектор
Средний износ кранов этого класса в России — 90%. Последние массовые поставки были из ГДР в конце 80-х. Возрождено серийное производство стотонных гусеничных кранов, а настоящей гордостью Ульяновского мехзавода №2 стало начало сборки уникального гусеничного крана грузоподъемностью 300 т и высотой подъема груза 124 м. Этих гигантов очень ждут в горнодобывающей промышленности и энергетике. Технологиями производства подобных машин обладают лишь несколько стран в мире. А в России такие многотонные громады не делает больше никто, правда, пока супертоннажные гусеничные краны завод поставляет только на внутренний рынок, но ульяновские краностроители уверены, что их экспортный потенциал очень велик.
Как и все машиностроительные производства родом из СССР, ульяновский завод структурирован по советскому типу. Собственное заготовительное, литейное производство, механообработка, сварочный комплекс, гальваника, изготовление неметаллических деталей. И если большинство автомобилестроительных заводов стремится избавиться от смежных производств, оставляя за собой классическую триаду в виде сварки, окраски и конвейерной сборки, то краностроителям автономность только на руку.
По словам гендиректора, завод сохраняет все составляющие производства не от хорошей жизни: «Передача комплектующих на аутсорсинг окончилась полным провалом. Поставщики, почувствовав нашу зависимость от их продукции, буквально со второй-третьей поставки перестают контролировать качество, срывают сроки и взвинчивают цены. Конкурентного рынка обработки металла в России попросту нет. Мне, например, гендиректор одного из ульяновских заводов-поставщиков недавно заявил, что не может выполнить заказ в срок, так как у него лучший шлифовщик запил, а другим он мои ответственные детали доверить не может. Как вам это нравится? Вот и приходится
самим делать все ключевые конструкции, узлы и детали грузоподъемной техники. Так мы снижаем производственные риски, а главное, контролируем качество на всех этапах производства».
За качеством следит огромная армия контролеров, и рабочие их откровенно боятся. «Ничего не поделаешь, — мрачнеет директор, — после разъяснительной работы и игр в демократию пришлось перейти к карательной системе и установить высокую планку личной ответственности в рублях. Кстати, завод закупил специальное оборудование и уже два года маркирует каждую конструкцию, изготовленную в том или ином цехе. За несколько секунд можно отыскать электронный код, по которому выяснить, кто, когда и что сделал».
Мы идем по цеху механообработки. Директор то и дело останавливается, расспрашивает токарей и фрезеровщиков о работе оборудования. «У нас много талантливых специалистов, высочайших профессионалов, таких, кто искренне болеет душой за завод, — голос Наири Чатиняна заметно теплеет, — вот, познакомьтесь, гордость предприятия — Николай Елизаров, токарь-карусельщик, бригадир участка, один из лучших токарей в стране. Заводской стаж — 35 лет». Карусельщик Елизаров, изготавливающий опорно-поворотное устройство для крана, смущенно улыбается и говорит так тихо, что за шумом станков его едва можно расслышать: «Брака у меня, и правда, никогда не было, — просто внимательным надо быть и станок свой знать от и до».
Карусельный станок Николая Елизарова находится в цехе механообработки. Здесь непрерывно что-то шумит, гремит, лязгает и позвякивает. На первый взгляд кажется, сплошной хаос, даже оторопь берет, но Наи-ри Чатинян объясняет, что это организованный и четко управляемый процесс, где каждый выполняет определенную операцию. В механическом цехе немало уникального советского оборудования, которое заводчанам
приходится холить и лелеять. Беда в том, что тихо умирающее российское станкостроение не может обеспечить предприятие подобным новым оборудованием, а импортные уникальные станки заводу попросту никогда не окупить. С серийным оборудованием намного проще. В 2007—2008 годах на обновление станочного парка предприятие израсходует 250 млн. руб. Большая часть этих денег уже освоена. В июне 2008-го на завод прибыли два роботизированных сварочных комплекса Panasonic. Пока Ульяновский мехзавод №2 — первое в России предприятие, которое будет работать с подобным оборудованием. По расчетам заводских специалистов, сварка ответственных конструкций роботами позволит обеспечить идеальное качество и в разы увеличить производительность. Недавно были приобретены и 12 американских токарных и фрезерных обрабатывающих центров. Благодаря им предприятие уже сумело на 60% увеличить выпуск деталей и узлов с высочайшими показателями качества. «Вот, посмотрите, девушка-оператор обслуживает два станка с ЧПУ. У нее зарплата 15 тыс. руб., и она одна заменяет шесть токарей шестого разряда, которым пришлось бы платить по 25 тыс. Экономия только на зарплате на этом участке — 135 тыс. руб., а детали получаются точнейшие. Ни скрытых, ни явных дефектов вы не обнаружите», — с гордостью говорит На5р5 Чач5нян.
От теории к практике
Около 90% оборота [в 2007 году это $54 млн.] Ульяновскому механическому заводу №2 обеспечивает производство автомобильных кранов. В первом квартале этого года на предприятии их собрали 240, а в 2002 году, когда Наири Чатинян, выпускник экономфака Ульяновского университета возглавил предприятие, за ворота выезжали всего лишь 3 в месяц. Еще студентом Наири Чатинян сотрудничал с мехзаводом, помогал оптимизировать схемы налогообложения, и собственники предприятия, отдав
Рынок испытывает все большую потребность На Ульяновском мехзаводе №2 передача производства
в технике большей грузоподъемности комплектующих на аутсорсинг окончилась полным провалом.
Все ключевые конструкции делают сами
реальный сектор | прямые инвестиции / №09 [77] gqp8|
должное его знаниям, пригласили сначала на должность коммерческого, а потом и генерального директора.
«Ситуация была катастрофическая, — вспоминает Наири Чатинян, — продажи стояли, накопились гигантские задолженности перед энергетиками и налоговой службой, зарплата персоналу не выплачивалась почти год, 90% оборудования было неисправно, в дождь цеха превращались в бассейны, а в мороз у станков люди стояли в тулупах, ушанках и валенках». Новый руководитель начал с банальной трудовой дисциплины и восстановления заводского забора, чтобы не вынесли хотя бы то, что осталось. Постепенно удалось реструктурировать долги по налогам и договориться с энергетиками — помогло хорошее (еще со студенческих времен) знание вексельных и зачетных схем, широко применявшихся в те времена.
Решив финансовые проблемы и осмотревшись на рынке, Наири Чатинян занялся качеством продукта и освоением новых видов техники, а попутно — работой над увеличением производственной программы, масштабы и размах которой откровенно смешили старожилов завода. Рассказывает бывший директор предприятия, а ныне первый зам. гендиректора Геннадий Редь-кин: «Когда он объявил нам, что необходимо собирать не 3, а 8 автокранов ежемесячно, мы подумали, что мальчик витает в облаках, но уже через два года отправляли покупателям 10 единиц техники в месяц, еще спустя год — 20, через год — 40, и еще через год — 80! То есть в течение пяти лет мы ежегодно удваиваем объемы производства. Хотя завод изначально рассчитан на выпуск не более 15 кранов в месяц».
Топ-менеджмент предприятия, действительно, самый молодой в Ульяновске — всем управленцам чуть за тридцать. Команду На-ири Чатинян подбирал сам, выстроив, по его собственному выражению, классическую советскую схему управления. На заводе главбух отвечает за все финансы, главный инженер — за все производство и его подготовку, а коммерческий директор — за сбыт и снабжение. «Никаких новомодных финансовых, технических директоров или, скажем, директоров по закупкам у нас нет. Зато перекрещивания функций и сфер ответственности тоже нет, — объясняет генеральный директор.—Топ-ме-неджмент я считаю основным ресурсом предприятия. Думаете, почему мы так быстро растем? Потому что команда небольшая, спаянная, отпадает необходимость в долгих согласованиях и все решения принимаются мгновенно».
Задачи, которые ставят себе заводчане, весьма впечатляющие: к декабрю 2008 года вновь вдвое увеличить объем производства, собирать по 1 50 автокранов ежемесячно,
а с линейкой гусеничных кранов грузоподъемностью 32, 100, 150, 250, 300 т занять первое место в России. Расширение модельного ряда позволит эффективнее удовлетворять потребности покупателей и повысит конкурентоспособность предприятия. Увеличение объемов производства даст возможность сокращать издержки в расчете на кран, т. е. сделать про изводство более эффективным.
Впрочем, сейчас эти планы под угрозой срыва. Ульяновские краностроители, как и все российские производители спецтехники, рискуют потерять рынок. Их место уже готовы занять китайцы.
В 2007 году из России было импортировано
1300-1400
автокранов, в основном грузоподъемностью
20-25 т.
Как
пережить кризис
Объем производства всех российских ав-токраностроителей — 6 тыс. единиц техники в год. Потенциальная емкость этого рынка оценивается в 24 млрд. руб. Сегодня Ульяновский мехза-вод №2 контролирует 18% отечественного рынка автомобильных кранов и половину — гусеничных. По мнению Наири Чатиняна, суммарные мощности российских крано-строительных предприятий избыточны для сегодняшнего отечественного спроса, заводы жестко конкурируют друг с другом. А теперь им всем предстоит побороться за потребителя с китайскими производителями техники. Производство автокранов в Китае значительно дешевле. Большинство профильных предприятий находится на юго-востоке страны, где климат мягкий, нет необходимости в больших энергозатратах. Производительность труда на китайских предприятиях вдвое—втрое выше, а расходы на зарплату меньше в три-четыре раза. И помимо всего прочего, пытаясь завоевать емкий российский рынок, краностроители из Поднебесной с помощью государства откровенно демпингуют. При довольно пристойном качестве китайские краны дешевы и продаются подчас по цене на 40% ниже их себестоимости. «Итог активности восточного соседа неутешителен, — сокрушается Наири Чатинян. — За два минувших года мы практически потеряли экспорт в страны Средней Азии, Закавказья, Иран и Ирак. Многие российские потребители также с интересом смотрят в сторону дешевой китайской продукции, а в России тем временем металлурги резко повышают цены на прокат, стремительно сокращая конкурентные возможности».
Кран на 95% состоит из металла. С начала года некоторые марки особо прочной стали, используемые в краностроении, по-
дорожали на 70—90%. Это неминуемо влечет за собой подорожание на 20—30% кранов. Меткомбинаты еще и уменьшили квоты для российских предприятий. Отчаявшись, Ульяновский мехзавод № 2 закупил партию проката в Швеции. Он уже ненамного дороже, но вдвое прочнее российского.
Мировой финансовый кризис коснулся и кранового производства. «Забуксовала ипотека, существенно разо-^ . гревшая рынок жилья,
который, в свою очередь, оживил смежные рынки. В том числе и наш. Менее доступным стал лизинг. Все это неизбежно ведет к кризису продаж, увеличению издержек в расчете на единицу продукции и снижению рентабельности с сегодняшних 15,7% до 9%, — рассуждает директор мех-завода. — Пока нас выручают огромные заделы 2007 года, но они не бесконечны. В мае вместо запланированных 100 автокранов мы выпустили 80. Если так продолжится и дальше, завод будет вынужден сократить треть своих 1300 сотрудников. Впрочем, кризис затронет всю нашу отрасль».
Крутой перелом в краностроении на ульяновском механическом заводе № 2 рассматривают как закономерный итог отсутствия у государства ответственной и внятной промышленной политики. «В правительстве много говорят о господдержке стратегических отраслей, разрабатывают планы помощи и действительно кое-что делают, но почему-то забыли включить в список стратегических отраслей производство спецтехники. Все заводы-изготовители кранов, бульдозеров, грейдеров, бурильных машин, экскаваторов государство оставило без внимания, — кипятится Наири Чатинян, — а, между прочим, наши супертоннажные краны очень нужны Минобороны, тяжелые спецгрузы там еще никто не отменял. А если, не дай бог, война?
На ульяновском заводе уверены, что отечественные производители спецтехники не обладают столь мощными ресурсами, чтобы самостоятельно и успешно бороться с «китайским нашествием». Значит, необходимо участие государства, нужны заградительные таможенные пошлины, антидемпинговые механизмы, ужесточение процедур сертификации, дешевые кредиты российским промпредприятиям, ослабление налоговой нагрузки. Возможных мер помощи — сотни. Только действовать надо быстро и масштабно. Только так можно спасти целую отрасль от верной смерти. Ц
¡прямые инвестиции / №09 (77) £008 | реальный сектор