Научная статья на тему 'А вы или ваши знакомые воспользовались налоговой амнистией?'

А вы или ваши знакомые воспользовались налоговой амнистией? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
62
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А вы или ваши знакомые воспользовались налоговой амнистией?»

золотой

Наталья Калиниченко, главный редактор

Один мой коллега вернулся недавно из поездки в Ханты-Мансийск, где болел за наших спортсменов на финале Кубка мира по биатлону. Об увиденном — и не только на соревнованиях (см. стр. 72)—он рассказывал с энтузиазмом. Новый и современный город, выросший посреди тайги всего десять лет назад, просто поразил моего приятеля. Снег на дорогах и тротуарах тщательно убран, современные улицы и дома выглядят ухоженными. Отличные дороги, по свидетельству местных жителей, сразу сделаны «как надо», их не приходится латать. Кстати, в одну из предыдущих поездок в Ханты-Мансийск моему коллеге пришлось ездить по городу на «Мерседесе-600». Его, московского автомобилиста со стажем, поразило, что водитель соблюдал абсолютно все правила дорожного движения. В ответ на шутку — тяжело, мол, ездить со скоростью 60 км/ч на таком авто!—шофер лишь недоуменно пожал плечами. В этом городе принято уважительно относиться к установленным правилам.

Местный аэропорт может принимать самые тяжелые лайнеры. В университете созданы все условия для научных изысканий. Есть прекрасный студенческий городок, который уже использовался как олимпийская деревня. Есть школы олимпийского резерва. В огромном развлекательном театрально-концертном комплексе проводятся многочисленные фестивали, выставки, работает школа искусств. Все, вплоть до музеев, обустроено по последнему слову науки и техники. Биатлонный центр—один из лучших в мире. Гостиницы — европейского уровня. В общем, если Сочи нужно основательно готовить к приему Олимпиады, то Ханты-Мансийск к мероприятию подобного уровня уже готов. Пейзаж окраин, правда, иногда портят бараки и деревянные избушки. Но мой приятель уверен: еще несколько лет—и последние остатки развитого социализма исчезнут.

Секрет благополучия Ханты-Мансийска—не только в налогах, поступающих в местный бюджет от нефтяных компаний. В городке, где всего 60 тысяч населения, все про всех знают, как в деревне. Так вот, одной из основных причин благополучия жители называют честность губернатора края Александра Филипенко. Глядя на своего голову, чиновники ниже уровнем тоже стараются не наглеть. А раз так, у бизнесменов, наполняющих местную казну, не возникает желания укрыть доходы. Они спокойно отдают «кесарю кесарево» — ведь результат траты их денег налицо. Им вряд ли придет на ум воспользоваться стартовавшей в марте налоговой амнистией. Хотя, судя по ответам наших респондентов (см. опрос рядом), мероприятие это проводится скорее для олигархов и чиновников. Малый и средний бизнес больше беспокоит необходимость платить неподъемный ЕСН. Его снижение не планируется—это якобы плачевно отразится на Пенсионном фонде. При этом почему-то забывают о тех деньгах, которые выйдут из тени, пополняя ПФ. А для успеха этого мероприятия—как показывает пример Ханты-Мансийска — немного и нужно.

C 1 марта 2007 года по 1 января 2008 года россияне могут рассчитаться с налоговыми долгами, накопленными до 1 января 2006 года. Закон «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» позволяет самостоятельно определить облагаемую 13%-ным налогом сумму. Насколько эффективным может быть мероприятие, мы выяснили из ответов на вопрос:

А вы или ваши знакомые воспользовались налоговой амнистией?

Сергей Степанов,

и.о. гендиректора ЗАО «Транс-Нафта»:

«Нет, не воспользовался и не знаю тех, кто хотел бы воспользоваться. Нашей компании уже десять лет, и все налоги мы платим, администрация и акционеры живут исключительно на то, что получают в компании. Мы не выдаем сотрудникам зарплату в конвертах. Так что среди наших сотрудников я не знаю желающих воспользоваться амнистией. Для того чтобы люди ею воспользовались, нужно показывать ее преимущества, доказывать, что она им необходима. Мне кажется, время налоговой амнистии упущено. Ее следовало проводить два-три года назад, когда было больше мутной воды. Сейчас те, кто хотел что-либо легализовать, уже это сделали. Те же, кто собирался перевести капитал за границу и уехать, уже уехали. Если речь идет о легализации денег, лежащих под матрасом, то это смешно. Во-первых, суммы не столь значительны, во-вторых, ни один налогоплательщик не пойдет заявлять о деньгах под матрасом. Ведь у нас, если что-нибудь скажешь, тебя потом замучают».

Александр Рубцов,

гендиректор «Ильюшин Фи-нанс Ко»:

«В принципе, налоговая амнистия — дело хорошее: она дает людям возможность заплатить налоги до того, как придет извещение о штрафе. У многих наверняка есть долги. Но, с другой стороны, большинство граждан сегодня платит налоги. И зарплату в большинстве компаний, по крайней мере в авиационной промышленности, выдают, как положено. Так что, на мой взгляд, у налоговой амнистии будет ограниченный эффект».

Михаил Гинцяк,

гендиректор ЗАО «Уралэнерго-снабкомплект» (энергетика): «Не пользовался, людей таких не знаю и думаю, что не узнаю. Потому что в бизнесе таких не будет. Основная масса неучтенных денег — у чиновников. Разве что они решатся продемонстрировать свое бесстыдство и попросят тещ и бабушек задекларировать неучтенное. Бизнесмены вряд ли будут участвовать в этой программе — они и так рисковали жизнью и

4 | вопрос по существу

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №04 (60) 2007 ■

свободой, к чему еще такое самобичевание? Думаю, что никто и не рассчитывал на серьезный результат, просто у политиков было желание продемонстрировать демократичность и лояльность».

Тамара Костылева,

финансовый директор калининградского ЗАО «Металлопласт» (производство упаковки):

«Лично мне это не нужно, поскольку я являюсь наемным менеджером и со всей суммы заработной платы (к слову, весьма немалой) налоги уплатил работодатель, выступивший здесь в роли налогового агента. Не знаю и тех, кто всерьез хотел бы

«заплатить налоги и спать спокойно». Важно, что амнистия не освобождает от ответственности за сопутствующие нарушения налогового, валютного и таможенного законодательства, которые имели место при накоплении теневых капиталов. Поэтому страшно засветиться. В целом акция дает шанс избежать штрафов и административного наказания тем, кто просто в силу каких-то причин пропустил срок уплаты определенных налогов».

Дмитрий Кайсин, директор кировского ООО «Мета-Лизинг»:

«Задуманная налоговая амнистия имеет

скорее идеологический, чем практический характер. Со стороны государства звучат обвинения в адрес предпринимателей в их маргинальности и массовом уклонении от уплаты налогов. Бизнесу также есть в чем упрекнуть власть: несколько дефолтов, гиперинфляция, махровая коррупция — это далеко не полный перечень претензий. Так что государство, объявляя амнистию, как бы предлагает: «Зачтемся, братцы, и забудем все, что было!» Не верю, что многие воспользуются амнистией. Мелкие уклонисты от налогов вряд ли поверят государству. Да и не находят их карающие органы. Вернее, находят, но очень нечасто. Крупные уклонисты, может быть, и поверили бы, но открыто покаяться в том, что их бизнес построен на ранее совершенных уголовных преступлениях, по нашим временам не так просто. Ведь крупные уклонисты в большинстве своем — это патриции или партийцы. Репутация-то будет подмочена. Вместе с тем амнистия должна быть проведена, поскольку является шагом либеральным и даже в какой то степени обязательным».

Игорь Соболев,

гендиректор краснодарского МАО «Седин» (станкостроение):

«Сложность и специфика процесса производства не дает нашему бизнесу утаить что-нибудь. У нас очень длительные производственные циклы, много поставщиков, нет «серой» зарплаты. Поэтому нет нарушений».

Дмитрий Бирман,

президент производственно-торгового холдинга «Карина» (производство мебели):

«Нет. Мы честно платим налоги. Считаю, что налоговая амнистия — мера правильная. У нас довольно часто бывает, что какие-то налоги предприниматели не платят не из жадности, а

по неграмотности. То есть, если человек допустил ошибку, у него должна быть возможность ее исправить. И вообще предприниматель может прийти к пониманию, что удобнее работать с «белыми» деньгами в рамках прозрачной экономики».

Наири Чатинян,

гендиректор Ульяновского механического завода №2» (производство автокранов и монтажных кранов на гусеничном ходу):

«Нет, и не знаю тех, кто поспешил бы этим воспользоваться. Думаю, что 13% — это слишком высокий порог, чтобы наши люди начали массово доставать из кубышек деньги. 80% граждан просто нечего амнистировать, а оставшиеся, если хотели, давно вывели капиталы за границу, превратив их там в ценные бумаги, недвижимость и прочее. Уверен, что деньги, которые остались у бизнесменов, находятся в обороте — настоящий предприниматель никогда не станет замораживать средства, все идет в дело. Остается криминал, наживший деньги преступным путем. Этим уж точно никакая налоговая амнистия не нужна. По-моему, инициатива налоговых органов больше похожа на очередную кампанию, которая вряд ли принесет результат. Нет у нас ни социальных слоев, ни бизнес-групп, которым идея налоговой амнистии показалась бы привлекательной».

Валерий Коновалов,

гендиректор ОАО «Интур-Ха-баровск», председатель Совета по предпринимательству при губернаторе Хабаровского края:

«Сама по себе амнистия не является стимулом для вывода капиталов из тени. Прежде должна сложиться иная налоговая, экономическая и финансовая система, делающая прозрачный бизнес эффективным и прибыльным».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.