Научная статья на тему 'На линии огня'

На линии огня Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «На линии огня»

ОАО «Мотовилихинские заводы» (МЗ), которым руководит гендиректор Иван Костин, — старейшее предприятие Урала, ведущее свою историю с первых медеплавилен, повелением Петра I обустроенных на речке Мотовилихе. В этом году заводу исполнилось 270 лет. Все эти годы предприятие вносило свой вклад в обороноспособность державы.

На линии огня

1998 год тогда еще гендиректор КамАЗа Иван Костин вряд ли забудет. Производство, рассчитанное на выпуск 120 тыс. автомобилей в год, фактически остановилось. Страна вошла в кризис, грузовики стали не нужны. «Пора закрывать», — таким был вердикт большинства директоров. «Будем разбираться», — возразил Костин.

Придя домой, первым делом попросил супругу, работавшую на том же КамАЗе инженером-технологом, написать заявление на расчет: «Начнем сокращение штата с тебя». Это жесткое решение позволило избежать открытых недовольств при сокращении 80 тыс. работников. Потом продавали запчасти и закупали продукты для столовых — чтобы оказавшиеся на улице люди могли бесплат-

но питаться.

Разработали программу по выводу объединения из кризиса. Закрыли ряд заводских корпусов. Ввели режим жесткой экономии. Работали ночью и в выходные, когда электричество дешевле. Продали сотни служебных автомобилей. Дали заводам юридическую и финансовую самостоятельность, чтобы было легче искать заказы на стороне. Предприимчивость помогла ликвидировать задолженность по зарплате, которая к 2000 году достигла 346 млн. руб. КамАЗ начал оживать. Были разработаны и запущены в серийное производство новые модели автомобилей, отвечающие требованиям «Евро-2». Начались поставки грузовиков в Латинскую Америку, Африку, Юго-Восточную Азию.

Конец 2001 года отмечен второй победой «генерала» (как его прозвали в народе) Ивана Костина. Удалось реструктурировать долг в размере $1,2 млрд. «После этого я почувствовал себя опустошенным, — рассказывает Иван Михайлович. — Синдром достигнутой цели. Написал заявление по собственному желанию и ушел».

Тогда Костин еще не знал, что его ожидает очередное разваленное перестройкой предприятие — Мотовилихинские заводы.

Иваново детство

Детство Костина пришлось на послевоенные годы. Тогда, понятно, было не до озорства: чуть только смог паренек залезть на лошадь с плетня, значит, готов помогать взрослым. В колхозе техники не хватало, приходилось все тянуть на себе — и боронить, и зерно возить, и сено косить. Но самые лучшие воспоминания Ивана Михайловича связаны с выпасом коней в ночном: «Это такое ощущение свободы... Никто не контролирует. Есть только ты, твой друг, лошади и природа».

Второе яркое впечатление детства — борьба со страхом: «Сверстники, например, уже плавали, а я боялся. Потом, когда преодолел себя, стал плавать лучше, чем другие». Этого принципа Костин придерживается всю свою жизнь: преодолевать себя и делать так, чтобы было лучше, чем у других.

Родители Ваню особо не баловали. Чуть набедокурил — у мамы, Татьяны Андреевны, появлялись в руках вожжи. А отец... Достаточно было его взгляда, и все становилось ясно. Желание проказничать сразу пропадало. Отец, Михаил Андреевич, отслужив на корабле трюмным машинистом, всю жизнь работал в колхозе, был уважаемым человеком в селе, дослужился до зампредседателя. Мать — простая труженица, схоронившая в войну троих детей. «Родители дали мне заряд на работу», — говорит Иван Михайлович.

В школе учился хорошо. «Трое учителей приходились нам родственниками, а под таким контролем получать плохие отметки просто было стыдно, — вспоминает он. — Да и не хотелось хуже других быть. Но не любил пионерскую и комсомольскую работу. Если я чем и занимался по этой линии, то только участвовал в спортивных пирамидах. И все». Со спортом Костин дружит до сих пор: в доме есть и боксерская груша, и беговая дорожка.

После восьми классов поехал в Альметьевск, где жила сестра. Став совершеннолетним, поступил в трест «Татнефтепровод-строй» учеником электрика. Строили нефтепровод «Дружба» — от Альметьевска в Европу. Учился в вечерней школе. Дослужился до электромонтера 3-го разряда. Так что перед институтом у него уже было два года стажа и профессия, неплохой заработок по тем временам. Но решил поступать в вуз. Считал:

Реактивные системы залпового огня «Град» и «Ураган», тяжелые огнеметные системы

«Буратино», миномет «Тюльпан», семейство орудий «Нона» — профильная продукция ОАО «Мотовилихинские заводы»

раз я неплохо учился, надо продолжать.

Получив аттестат зрелости, Костин выбрал Пермский политехнический институт, горный факультет. Там стипендия на 10 рублей была выше, да и профессия инженера-механика показалась интересной.

За год до окончания вуза Иван Михайлович женился на однокурснице Валентине. После института направили в Пермь, на завод горношахтного машиностроения (ЗГШМ). Осенью родился сын Андрей, потом на свет появились двойняшки — Наташа и Сергей. Костин стал начальником механосборочного цеха. Когда пришел вызов с КамАЗа, директор уговаривал не уезжать: «Кто теперь вытянет завод?»

Тянем-потянем...

Директор ЗГШМ Василий Валетко как в воду смотрел: именно «вытягивание заводов» и оказалось предназначением Костина.

КамАЗу отдал ни много ни мало — 28 лет. Вместе с КамАЗом пережил перестройку, предбанкротное состояние. Но по-прежнему уверен, что, дав в 1997 году согласие возглавить гигант российского автомобилестроения, принял единственно правильное решение. «Это была большая удача, ведь я получил уникальный опыт, — вспоминает Иван Костин. — Хотя, признаться, еще раз я бы такого не вынес». Ушел только тогда, когда понял, что завод встал на ноги. Во время полугодового отпуска было много предложений возглавить то или иное предприятие, Волгоградский тракторный завод, к примеру. Звал к себе Каха Бендукидзе. Предлагали перейти на госслужбу в министерство к Клебанову. А потом про него вспомнили старые знакомые из Казани, близкие к группе компаний «Русь».

ГК «Русь» (оператор на рынке нефтехими-

ческой продукции) в то время приобрела контрольный пакет акций Мотовилихинских заводов. Костин согласился занять пост генерального директора. О Мотовилихе, кстати, он знал не понаслышке: как раз в 20012002 годах конструкторы КамАЗа и Мото-вилихинских заводов сообща разработали модель многофункционального крана с телескопической стрелой, получив за эту работу премию Правительства РФ.

«Приехал, посмотрел, ужаснулся, — рассказывает Иван Михайлович. — Убытки в 500 млн. руб., люди без работы сидят, бастуют. Но я уже закаленный был боец, поэтому народ успокоил, сказал, что на КамАЗе это все пройдено и здесь тоже все зависит от нас с вами. Если друг друга поймем, проблем не должно быть. Вроде поняли».

Бывший завод им. Ленина в перестройку оказался в патовой ситуации. Предприятие всю жизнь работало на нужды оборонки. В XIX веке это были крупнокалиберные стальные орудия (орудия «Авроры»—тоже из Мо-товилихи), в XX — реактивные системы залпового огня «Град» и «Ураган», тяжелые огнеметные системы «Буратино», система «Гиацинт», миномет «Тюльпан», семейство орудий «Нона»... «Все сказочные огнедышащие драконы могут быть только пуговицей на мундире системы залпового огня «Смерч», — сказано об одном из самых известных детищ пермских оружейников. После развала СССР госзаказ на оборонку сократился на 90%.

Новые собственники не прогадали: Мотовилихе был нужен именно Костин с его рецептами: активной маркетинговой политикой, модернизацией производства и внедрением передовых технологий, обновлением и расширением номенклатуры выпускаемой продукции, поощрением и воспитанием высококвалифицированных сотрудников.

Самым проблемным оказалось металлургическое производство — его вообще было впору закрывать. Хотя только-только, в 2001 году, шесть устаревших мартенов за-

| прямые инвестиции /№0£ (58) £007 | реальный сектор

ш

I

о

U

а Щ

с

менили на современную электродуговую печь немецкой фирмы FUCHS Systemtechnik. Объем инвестиций превысил 600 млн. руб. Отказ от прежних технологий позволил на 50% увеличить количество плавок (с 12 до 18 в сутки) и производительность сталелитейного производства. При этом выработка на одного сталевара увеличилась в шесть раз: с 15 до 90 тонн в сутки. Однако наладить стабильную работу электросталеплавильного комплекса долго не удавалось: капризничала печь, не могли перестроиться на новую технику люди. «Поработал с ними чуть больше года, — вспоминает Иван Михайлович, — в итоге кое-кто ушел, директор, к примеру. Неплохой был товарищ, но тяжело ему было, не выдержал. А сегодня металлурги превышают проектные мощности—по выпуску жидкой стали, по листопрокату. Дают 57-60 % всех объемов производства. Хотя оборудованию листопрокатного цеха 70 лет».

Программа модернизации сталеплавильного комплекса на этом не закончилась. Предстоит заменить радиально-ковочную машину, реконструировать листопрокатные и сортопрокатные мощности, установку непрерывной разливки стали, ковочный комплекс. То есть построить современную технологическую линию — от выплавки стали до штамповки. Для реализации проекта Мотовилиха разместила облигационный заем, общая номинальная стоимость которого составила 1,5 млрд. руб. Модернизацию «Камастали» планируется завершить к 2010 году.

Новое оборудование позволит Мотови-лихе более чем в три раза увеличить объемы продаж поковок—одного из ключевых видов продукции металлургического дивизиона холдинга. По оценкам аналитиков, ОАО «МЗ» сегодня входит в пятерку наиболее крупных производителей поковок в России. В этом сегменте рынка потребители в большей степени ориентируются на качество и репутацию производителя, а Мотовилихинские заводы уже не один десяток лет поставляют свою продукцию в Германию, Нидерланды, Бельгию, Швейцарию, Финляндию, Францию и Словению. В 2004 году холдингом было продано почти 25 тыс. тонн поковок, из которых более 11 тыс. тонн ушло на экспорт. В 2005 году производство поковок увеличилось еще практически на четверть. По данным ЦНИИ-Чермет, к 2010 году объемы потребления поковок в России увеличатся. А эксперты из Южно-Уральского инновационного центра новых технологий считают, что Мотовилиха после модернизации будет обладать наиболее современным ковочным комплексом на территории стран СНГ.

«Костин—управленец высокой квалификации, — говорит Владимир Аликин, замдиректора опытно-конструкторского бюро «Темп», лауреат Госпремии России. — Школу, пройденную в Челнах, он перенес на

Мотовилиху, и это дало положительный эффект. Избавился от лишних «дочек», укрупнил производство. Сегодня МЗ — единственное предприятие в крае, дающее готовую продукцию, все остальные занимаются комплектовкой. Поэтому предприятие является опорным для региона. Я очень рад, что такой неординарный лидер попал на «генеральское» место. У этого завода есть перспективы».

От машины к машине

И все же Иван Костин видит Мотовилиху именно машиностроительным предприятием. По крайней мере, именно в этом ключе он выстраивает работу своей команды, уделяя основное внимание производству и продвижению строительно-дорожной техники, нефтепромыслового и бурильного оборудования.

Для Мотовилихинских заводов гражданское машиностроение всегда было активно разрабатываемым направлением деятельности. Еще в середине XIX века путешественники писали, что те, «кто бывал на Урале и не видал заводов, — не видал ничего», и добавляли, что «заводы эти поражают своей грандиозностью». В конце XIX века начальником Пермских пушечных заводов был Николай Славянов — изобретатель электросварки. Тогда на предприятии начали изготавливать сварные корпуса речных теплоходов. В 30-е годы XX века Мотовилихинские заводы стали единственным в СССР производителем драг, паровых, а позднее и электрических экскаваторов. Позже здесь начали выпускать гарпунные пушки, буровые долота, угольные комбайны и многое другое.

В начале 1990-х мотовилихинцы решили собирать автокраны, взяв за основу военную модификацию, изначально предназначенную для загрузки ракет в шахту. Из конструкции исключили лишь две детали: двойной тормоз на лебедке да крепление под автомат

Выпуск гражданской продукции помог Мотовилихинским заводам пережить кризисные годы. На фото: одна из первых моделей экскаваторов, выпускаемых на пермском предприятии и в СССР

в кабине. Автокран МК-25 на базе камазовского шасси получился прочным, долговечным, удобным: оборонщики не подкачали.

«Сегодня наш кран называется «Мотовилиха», — говорит Иван Михайлович. — Модельный ряд включает технику грузоподъемностью 25, 30 и 35 тонн. К тому же мы готовы делать краны, используя самые разнообразные шасси. Выпускаем и уникальные краны-болотоходы на базе гусеничного транспортера «Витязь» (можно сказать, аналог БТР). Они спокойно пересекают любые водные преграды. Пока мы — единственные в России, кто выпускает такую марку».

Однако пока доля этого производства в общей структуре прибыли холдинга невелика. «Очень много решает даже не производство, а сервис, — поясняет Костин. — И мы потихоньку подтягиваемся. За последние годы создано более десяти сервисных центров в различных регионах России, кардинально меняется система дилерства. Теперь нашим партнерам придется брать на себя обязательства по продвижению продукции, вкладываться в сервисное обслуживание и обеспечение потребителей необходимыми запчастями. Одновременно стараемся закрепиться там, где словосочетание «техника из России» еще ассоциируется с хорошим качеством, в том числе на рынках Средней Азии, Закавказья, Среднего Востока».

Наряду с автокранами на заводе изготавливаются экскаваторы-планировщики, комплексные дорожные машины. В планах Мотовилихи — увеличить продажи строительно-дорожной техники в 2007 году более чем в два раза — до 500 млн. рублей.

«Человека надо затачивать под завод»

Управленческий состав с момента прихода Костина на МЗ обновился практически

реальный сектор | прямые инвестиции / №qg (58) gq07|

стопроцентно. Изменения происходят до сих пор. В прошлом году, к примеру, сократили около 400 управленцев, и при этом — ни одного инженера или рабочего.

«Задача моей команды, — поясняет Иван Михайлович, — выстроить самосовершенствующуюся систему. Сбой одного звена не должен приводить к сбою в работе всей системы. Главное — это мотивация персонала. Моя задача — подтолкнуть людей к тому, чтобы они начали дорожить рабочим местом. Хорошо человек работает — надо поощрять. Плохо — наказывать. И еще — уметь прощать. Если человек ошибается, стараясь что-то сделать, я его никогда не накажу. Знаю, что это не повторится».

А вот как выглядит руководитель в глазах подчиненных. Сергей Евстратов, зам. гендиректора ОАО «Мотовилихинские заводы» по системам управления (знаком с Костиным еще по работе на КамАЗе): «Иван Михайлович производит впечатление на человека уже при первой встрече. Может быть, потому, что умеет зажигать своей энергией коллег и вести их за собой. Одним словом, по-настоящему харизматический лидер. Он умеет прощать и дает подчиненным право на ошибку. Однако он способен и спросить. Думаю, что умение мотивировать и контролировать ход работы — очень важная часть его таланта менеджера».

Алексей Антипов, зам. гендиректора по экономике и финансам ОАО «Мотови-лихинские заводы»: «В Костине меня привлекают спокойствие и мудрость. Обладая поразительной деловой интуицией, он никогда не торопится. Очень важно и то, что при принятии всех важнейших решений он обязательно советуется с коллегами, тщательно взвешивая все «за» и «против». Однако, сделав выбор, он уверенно и последовательно доводит дело до конца. И, как правило, добивается успеха. В Костине-руководителе меня привлекает его умение делегировать полномочия. При этом он не досаждает мелочной опекой, дает достаточно свободы для самостоятельной работы. Хотя, конечно, это большая ответственность для всех руководителей холдинга. Поражает его безграничное уважение к рабочему человеку, простота и открытость. В самые тяжелые моменты он не боится честно рассказать о реальном состоянии дел. Если он что-либо обещает, то можно быть уверенным, что слово свое он сдержит».

Кадры для Мотовилихи готовят на базовой кафедре Пермского государственного технического университета, а также в двух подшефных лицеях и колледже, носящем имя изобретателя сварки Николая Славянова. Однако на МЗ хотят пойти дальше и основать корпоративный университет, чтобы специалисты общего профиля «затачивались под завод». «Если молодой конструктор, поработав несколько лет, начинает лучше разби-

раться в технологии, мы должны дать ему возможность усовершенствовать свои знания и применять их там, где от этого человека будет больше пользы, — считает Костин. — На заводе есть образовательный центр для людей от станка. Вот на базе этого центра мы и создадим корпоративный университет с привлечением специалистов Славяновского колледжа, института повышения квалификации, наших топ-менеджеров, которые будут вести мастер-классы».

Перспективы

Начинает оживать и традиционное направление деятельности Мотовилихи — производство артиллерии и реактивных систем залпового огня. «В последние годы государство последовательно выполняет свои заявления об усилении финансирования Вооруженных сил и предприятий ВПК, — рассказывает Костин. — На нашем заводе доля оборонного заказа постепенно увеличивается на 2025% в год. Я думаю, это связано прежде всего с тем, что при выполнении госзаказа мы стараемся выкладываться по полной: со стороны армейской приемки претензий нет. Отрадно и то, что государство стало выделять средства на разработку новых образцов оборонной продукции. Однако если вспомнить, что когда-то все предприятие было военным, этого явно недостаточно. Сегодня на нашем заводе на оборонный заказ приходится менее трети от общего объема производства».

В 2005 году консолидированный объем продаж по холдингу составил 5,3 млрд. руб. (116 % от показателей 2004 года). Консолидированная прибыль от продаж — 410 млн. руб. Мотовилихинские заводы получили по

итогам работы в 2005 году 34,3 млн. руб. чи- п стой прибыли. В 2006 году выпустили продук- р ции на сумму более 6 млрд. рублей, а прибыль о от продаж составила более 450 млн. рублей. н

«Иван Костин дальновиден в плане вы- ш страивания стратегии отношения с банками,

— утверждает Владимир Верхоланцев, председатель правления Западно-Уральского банка Сбербанка России. — Он зарекомендовал себя как мудрый и ответственный руководитель со времен КамАЗа, он надежен, его бизнес прозрачен. С приходом Костина отношения Мотовилихинских ^ заводов и Сбербанка России укрепились и расширились. Не случайно наш банк продолжает активно участвовать в инвестиционной политике МЗ — в 2007 году участие банка в инвестиционных планах предприятия может составить 300-500 млн. рублей».

По словам Костина, главное сегодня — сохранять основные производственные мощности и технологии и одновременно внедрять новые, позволяющие «расшить узкие места» как на производстве, так и в системе управления, Благодаря этой стратегии холдинг сможет к 2011 году увеличить объемы производства и продаж традиционных и новых продуктов в два-три раза, доведя их до 15 млрд. рублей.

«Здесь синдром достигнутой цели наступит еще не скоро,—улыбается «генерал» Костин.

— Потому что техперевооружение — забота не одного года, и даже не пяти. Хотя сейчас у нас проблем с кредитами нет, но все равно, если их берешь, должно быть надежное обеспечение. Так что будем заниматься модернизацией и воспитывать преемников. Чтобы было, как на КамАЗе: я ушел, а команда осталась». Ш

ЕВРОПЕЙСКОЕ КАЧЕСТ

¡прямые инвестиции /№0£ (58) £007 | реальный сектор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.