Сгибов В.Н. , Лан И.Л. ПРИМЕНЕНИЕ ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ
В современном мире появился новый интегральный социальный феномен который В.С.Библер называет «социумом культуры» [1]. В выборе такого социума и духовного самоопределения играет важную роль синтез психологии и гуманитарной культуры. Этот синтез, в обучении, повышает культуру чувств, ощущений и эмоций, позволяет более полно осознавать их, развивая креативность и конгруэнтность в общении.
Принцип такого "единства противоположностей"— психологии и этикета и лег в основу нашей авторской программы «Применение гештальт-подхода в образовательном процессе». Программа была реализована в Региональном представительстве Московского института психотерапии и клинической психологии, где за 2002 - 2005 годы, прошли переподготовку 40 психологов.
Авторская программа направлена как на раскрытие личностного потенциала, так и на рост социальной компетентности. Ее основная идея заключается в открытии студентам возможности расширить осознавание себя, приобрести новый опыт, развить способность опираться на себя, принимать решения, выбирать для себя приемлемые формы поведения.
При разработке общей модели социально компетентной личности мы руководствовались некоторым зарубежным опытом и ориентировались на основные положения гештальт-подхода [3, 6, 9].
В самой модели можно выделить ряд этапов:
1. Отношение к своему Я как к ценности, с осознанием своих жизненных реалий.
2. Способность креативно принимать решение относительно себя самого и стремиться к осознаванию собственных чувств и желаний.
3. Достижение цели наиболее эффективными способами.
4. Стремление максимально понимать желания, ожидания и требования других людей, сохраняя при этом свое Я.
5. Разграничение своей ответственности за поведение и ответственности другого за его действия и поступки.
6. Осознавание, что социальная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью и
предполагает уважение прав и обязанностей других людей.
7. Избегание манипулирования собой и окружающими, при сохранении права на свободу выбора.
На протяжении многих лет социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности). Данная модель исходит из признания уникальности субъективного опыта самого студента как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризация личности путем заданных педагогических
воздействий, а "встреча11 задаваемого и субъективного опыта, диалогичная по сути, своеобразное
культурное обогащение, преобразование, больше психагогическое [7], нежели педагогическое, с акцентом на акмеологию как развивающееся направление в современной педагогике.
Методические принципы данной работы восходят к гуманистической психолого-педагогической
практике, основой для которой послужил гештальт-подход в обучении. Данный подход позволяет студентам не уходить в теоретические абстракции "разговоров о жизни", а "быть здесь и сейчас", осознавать и нести ответственность за свои мысли, поступки и желания — то есть постоянно находиться в контакте со своими действиями и чувствами. Три основных понятия гештальта: актуальность, осознанность и ответственность — составляют суть гештальт-подхода вообще [8] и соответственно этого подхода к преподаванию.
Быть ответственным (отвечать) — означает быть в настоящем, сейчас и здесь. Быть в настоящем — значит осознавать. Осознавание, в свою очередь, — это реальность, настоящее; это состояние, не совместимое с иллюзиями и безответственностью, которые искажают знание о своей жизни, то, что мы о ней думаем. Такова психотерапевтическая ситуация занятия.
В последние годы отечественные психологи все чаще используют понятие "гуманитарная психологическая практика" [10], понимая его как гуманитарный метод психологии. Мы приняли для себя эту парадигму и попытались сформулировать некоторые методологические принципы социальноориентированного обучения на спецкурсах по выбору, принимая за основу терминологию гештальт-подхода:
1 принцип: приобретение нового духовного, бытийного опыта и его ассимиляция
Человек и его среда являются постоянно взаимодействующими частями единого поля. Осознавание человеком того, как он себя ведет и общается, от мгновения к мгновению, более важно для понимания себя и для способности изменяться, чем понимание того, почему он ведет себя таким образом. Мир переживаний человека может быть понят только из его собственного непосредственного описания его уникальной ситуации. Каждая встреча человека с человеком — это экзистенциальная встреча двух человеческих существ, а не разновидность отношений. Люди творят и создают свои миры; для каждого мир существует через его раскрытие.
Одна из самых трудных и важных задач — ассимиляция нового опыта: пережевывание, переваривание и интеграция ранее интроецированного материала — черт характера, привычек, установок, паттернов поведения. При этом введение в процессе обучения нормативной базы поведения также проходит через ассимиляцию и кумуляцию нового опыта студентом.
2 принцип: создание ситуации неопределенности и взаимодействия в условиях, запрета на
проектирование результата; предоставление возможности проявления феномена бессознательного.
Деятельностно-антропологическая модель не может справиться с фактом существования в личности каких-то образований, не подвластных самому субъекту и не контролируемых его сознанием. Каждый психический акт — это интенция, и каждая интенция должна быть понимаема из самой себя, а не с точки зрения более "фундаментального" психического акта. До тех пор, пока человек перекладывает ответственность за свое поведение на кого-то или на что-то другое, пока он обвиняет других, он остается бессильным. Когда он обнаружит свою "ответственность" (то есть способность отвечать), он окажется в мире возможностей и свободы.
Процесс развития — это не проектирование результата, это процесс расширения зон осознавания, вывод из бессознательного своих чувств и ощущений, а не избегание их. Ф.Перлз полагал, что у человека есть три зоны сознавания: сознавание себя, сознавание мира и сознавание того, что лежит между тем и другим — своего рода промежуточной зоны фантазии. Исследование этой промежуточной зоны (которая мешает осознанию первых двух) Перлз считал большой заслугой Фрейда. Однако Фрейд,
по его мнению, настолько полно сосредоточился на ней, что недооценил, насколько важно выработать способность сознавать остальные "две зоны — себя и мир" [11].
3 принцип: "мышиные шаги" как реалия личностного продвижения.
Студенту предоставляется свобода выбора и минимизация в личностном продвижении. Задача— не обеспечить ему существование без проблем до конца его дней. Личность берет на себя ответственность только за то, чтобы была реализована минимальная возможность в личностном продвижении, духовном созревании, преодолении "зацикливания" на его пути.
4 принцип: альтернативность выбора действий и поступков вместо заранее продуманного обучающего алгоритма.
Обучение с точки зрения гештальт-подхода — это не когнитивное усвоение какой-либо информации. Все, что необходимо, на наш взгляд, сделать в процессе обучения — это показать студентам, что
можно найти средства и способы роста и развития своих возможностей, т.е. создать условия для
развития креативности личности и показать, что выбор в преодолении жизненных трудностей есть всегда. Такое обучение реально гуманистично по отношению к личности.
Как показало исследование Т.Н. Балашовой [4], тренировка идеальных моделей на социальнопсихологических тренингах часто оказывается мало эффективной. Гештальт-подход, концентрирующийся на расширении осознавания, наиболее соответствует установлению эффективных отношений в социуме, благоприятствует установлению подлинного контакта между людьми, творческого приспособления организма к окружающей среде, осознаванию тех внутренних механизмов, которые слишком часто толкают нас на повторение избитых стереотипов в поведении.
5 принцип: открытость индивидуального жизненного пути как возможность переосмысления опыта и
воплощения новой реальности.
Осознание и переосмысление своей жизни — процесс, принципиально не завершаемый и открывающий все новые возможности для реализации нового опыта.
6 принцип: - здесь и сейчас"— это возможность актуализации в настоящем опыта прошлого.
Таблица 1 Сравнение количества студентов с завышением и занижением личностных показателей до и после обучения
Личностная характеристика % студентов с завышением по данному показателю % студентов с занижением по данному показателю
Основн ая группа до обучен ия Основная группа после обучения Контрол ьная группа до обучени я Контрол ьная группа после обучени я Основна я группа до обучени я Основ ная групп а после обуче ния Контр ольна я групп а до обуче ния Контрол ьная группа после обучени я
Физич.агрессия 55 4 5 5 34 37 21 21
Раздражительность 23 21 21 21 25 23 12 15
Вербальная агрессия 44 19 45 48 6 2 0 0
Косвенная агрессия 36,5 27 29 36 4 6 5 2
Негативное отношение 53 42 50 49 15 13 7 7
Чувство вины 77 52 83 83 1,5 15 0 0
Обидчивость 32 21 36 35 17 23 17 18
Подозрительность 18,5 8 21 20 24,5 54 26 26
Доминирование 42,5 38 40 43 19 10 14 10
Уверенность в себе 18,5 15 14 14 26,5 13 26 31
Неуверенность 43 21 24 24 14 33 21 20
Зависимость 25,5 12 10 8 19 25 33 36
Активность 6,5 15 7 8 3,5 3 0 0
Пассивность 32,5 8 7 6 10,5 34 7 7
Показат.невротизм 1,5 4 0 2 17,5 25 17 14
Эмоцион.нестабил. 47 37 50 50 6,5 21 7 8
Аффилиация стрем.принятию 26,5 25 29 29 2 0 2 2
Аффилиация страха отверж. 20,5 8 17 17 0,5 2 2 2
Потребн.достиж. 15,5 15 5 5 3 2 10 13
Наиболее важно, как человек непосредственно и в настоящем воспринимает себя и свою среду.
Осознание настоящего без убегания в прошлое или будущее не только терапевтически эффективно, но ведет к личностному росту. Переживание настоящего в любой данный момент есть единственно возможный реальный опыт. Главное условие удовлетворенности и полноты жизни, от мгновения к мгновению, состоит в принятии с открытым сердцем этого опыта настоящего. "Пройти по жизни с закрытым сердцем — это то же, что проделать путешествие по океану в закрытом трюме. Смысл,
интерес, волнение и великолепие жизни проходят мимо человека", — писал А. Лоуэн [5].
Эти шесть методических принципов легли в основу психолого-педагогического гуманитарного метода социально ориентированного обучения на спецкурсах по выбору в рамках гештальт-подхода. Как уже говорилось, на занятиях довольно часто разворачивается психотерапевтическая ситуация. Именно ощущения и чувства, контакт со своим Я и то, что происходит на границе-контакт индивидуума и
окружающей среды — все это является фокусом и ядром такой работы.
Практика социально ориентированного обучения с использованием гештальт-подхода, исследование динамики личностного развития в учебном процессе позволяют выявить то, что Арнольд Бейсер назвал "парадоксальной теорией изменения" [2]. Психологическая ситуация создается только взаимодействием организма и среды, взятыми не по отдельности. Студенту постоянно предлагается последовательная серия экспериментов, которые (что чрезвычайно важно) не являются заданиями, требующими
выполнения. Главный вопрос: что происходит с вами, если вы вновь и вновь пробуете выполнять то
или это?
Одной из главных отличительных особенностей гуманитарного метода в рамках гештальт-подхода, в первую очередь, является реабилитация ею обыкновенных человеческих чувств, зачастую не замечаемых в повседневности. Одна из целей — вернуть личности целостность чувственного опыта. Гештальт-
подход вкладывает больше смысла в действие, чем в слова, в эмпирику, чем в мудрствование, в живой процесс психотерапевтического взаимодействия и в результативность внутреннего изменения.
В процессе обучения по авторской программе «Применение гештальт-подхода в образовательном процессе» проводилось экспериментальное исследование эффективности данного подхода и обнаружились значительные личностные изменения, происходящие с личностью студента за год обучения. Для проведения исследования применялись традиционные психодиагностические методики, объединенные в тестовую батарею.
В результате математической обработки данные по опросникам были ранжировны по степени выраженности 23 личностных показателей: до 33%— слабая степень выраженности, от 34% до 65% —
средняя степень выраженности, от 66% до 100% — сильная степень выраженности.
В таблице 1 и таблице 2 приводятся некоторые полученные данные.
Таблица 2 Динамика снижения завышенных показателей (%) (ранжированный список личностных изменений)
1 Чувство вины 25,0
2 Вербальная агрессия 25,0
3 Пассивность 24,5
4 Неуверенность в себе 22,0
5 Социальная эмоциональная чувственность 14,0
6 Зависимость 13,5
7 Аффилиация страха отвержения 12,5
8 Негативное отношение 11,0
9 Обидчивость 11,0
10 Подозрительность 10,5
11 Косвенная агрессия 9,5
12 Активность 8,5
13 Социальная эргичность 6,0
В процессе работы со студентами на основе гештальт-подхода, экспериментально изучая изменения, происходящие с личностью, совершенно очевидной стала возможность введения в образовательный процесс психотерапевтической компоненты, что дает положительный эффект для развития личности.
Гештальт-подход органично вошел в жизнь не только студентов, но и самого курса переподготовки клинических психологов, который благодаря ему претерпел значительные изменения.
Наконец, отход от педагогических стереотипов, ассимилирование нового педагогического опыта, осознавание, что происходит со мной в этом процессе, является важным не только для студентов, но и для преподавателя, как участника процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Библер В С. Две культуры. Диалог культур (Опыт определения) // Вопр. философии. 1989 N 6 С. 31-42.
2. Гингер С. Что такое гештальт? СПб., 1996.
3. Горшенин Л.Г. Анализ поведения людей и методика моделирования предполагаемой ситуации. М.,
1993.
4. Координаты "Я": здесь и теперь.: Альманах 1. - сост. Е.А. Иванова и Н.М. Лебедева. СПб.,
1996.
5. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. М., 1996.
6. Наранхо К. Техники гештальт-терапии: Практическое руководство для профессионалов. СПб.,
1995.
7. Перепелицына М. Гештальт-подход и его психотерапевтический эффект в процессе
гуманитаризации образования студентов технического вуза // Природа и человек: взаимодействие и
безопасность жизнедеятельности / Матер. Междунар. науч. симпозиума. Таганрог, 1996. С. 67-68.
8. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. Практикум по гештальт-терапии. М.,1993.
9. Петровская Л.А. О некоторых характеристиках компетентного общения студентов // Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы: Сб. науч. тр. М., 1993. С.162-169.
10. Розин В.М. Обучение, образование, культура. // Вестник высш. шк., 1987.N 2. С. 20-26.
11. Perls F. Gestalt therapy. Lafayette, Calif.: The Real People Press, 1967.