Научная статья на тему 'Применение фрейм - технологии на уроках экономики в школе'

Применение фрейм - технологии на уроках экономики в школе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ / ФАКТОРЫ ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ФАКТОРЫ КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шипоша М. А.

В данной статье представлена методическая разработка конспекта урока по обществознанию для 9-11 классов, особенностью которой является применение фрейм технологии. Технология фреймового обучения представляет собой изучение учебного материала, структурированного определенным образом, в специально организованной периодической последовательности в виде блок схемы, что повышает систематизацию и цельность учебного материала, степень его усвоения, а также эффективность образовательного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение фрейм - технологии на уроках экономики в школе»

В зависимости от целей оценки, уровня, ступени или типа образовательной программы оценочные средства конструируются на разных уровнях сложности и неопределенности: от имеющих однозначное решение (ответ) до имеющих многозначность решений (ответов) или не имеющих на сегодня признанных решений (ответов).

Чем выше уровень неопределенности, творчества (выше сложность, эвристичность ответа), задаваемого оценочным средством, тем меньше степень социального нормирования (содержание задания нормировано, а на ответ нормирование может не распространяться). Напротив, чем ниже уровень неопределенности, выше детерминированность (ниже сложность, выше однозначность ответа) оценочного средства, тем меньше степень нормирования (оно касается и содержания задания, и ответа на него). При реализации инновационных технологий контроля качества компетенций для каждого оценочного средства должен быть выбран определенный критерий оценивания, определяющий степень соответствия заданной норме. Таким образом, формулируются требования к оценочным средствам для проверки сформированности компетенций, а именно:

- интегративность (междисциплинарный характер, связь теории и практики);

- проблемно-деятельностный характер;

- ориентация на и применение умений и знаний в нетиповых ситуациях (нетождественность предлагаемых заданий стандартизированным учебным задачам);

- актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности;

- экспертиза в профессиональном сообществе;

- связь критериев с планируемыми результатами.

Список использованной литературы

1. Бермадский М.Е. Оценивание как диагностика достижения планируемых результатов образования. /Народное образование, 2013, №1.

2. Гитман Н.Б., Данилов А.Н., Столбов В.Ю. Об одном подходе к контролю уровня сформированности базовых компетенций выпускников вуза./ Высшее образование в России, 2012, №4.

3. Могилев А.В., Ткачева Н.М. Как измерить компетенции? / Народное образование, 2013, №7.

4. Сидорова С.Н. Проблема оценивания компетенций у студентов в контексте введения ФГОС ВПО третьего поколения./ Инновация в образовании, 2013, №9.

5. Юдин В.В. Образовательный результат./Педагогическая технология, 2008, №8.

© Хайбулаев М.Х., Феталиева Л.П., 2016

УДК 372.8:330.8

М.А.Шипоша

студентка 4 курса, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

Е-шай: [email protected] А.В. Махова - научный руководитель канд. экон. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

филиал в г. Славянск-на-Кубани, РФ

ПРИМЕНЕНИЕ ФРЕЙМ - ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ В ШКОЛЕ

Аннотация

В данной статье представлена методическая разработка конспекта урока по обществознанию для 9-11 классов, особенностью которой является применение фрейм - технологии. Технология фреймового обучения представляет собой изучение учебного материала, структурированного определенным образом, в специально

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

организованной периодической последовательности в виде блок - схемы, что повышает систематизацию и цельность учебного материала, степень его усвоения, а также эффективность образовательного процесса.

Ключевые слова:

урок, предпринимательство, предпринимательская деятельность, предприятие, среда организации, внешняя среда организации, факторы прямого воздействия, факторы косвенного воздействия.

Одним из факторов повышения эффективности урока является творческий подход к его проведению. Такие уроки проходят в необычной обстановке, способствующей активизации познавательной деятельности учащихся и повышению их заинтересованности в материале урока. Этим и обоснован выбор применения фрейм - технологии на уроках экономики в школе. С точки зрения методики преподавания фреймы являются довольно продуктивными, так как изучаемый материал может легко переноситься в таблицы, схемы, слайды, диаграммы, что значительно экономит учебное время и дает учащимся возможность формировать свое собственное решение проблемы, идеи и т. д.

Рассмотрим, применение фрейм - технологии на уроках экономики на примере темы: «Предпринимательство и предпринимательская деятельность. Внешняя среда организации на примере ПАО «Газпром».

• Тип урока: изучение нового материала.

• Метод ведения: урок - фрейм.

• Цель урока: познакомить учащихся с понятием внешней среды организации на примере ПАО «Газпром», а также с факторами прямого и косвенного воздействия, помочь учащимся определить уровень предрасположенности к предпринимательской деятельности.

• Основные понятия: предпринимательство, предпринимательская деятельность, предприятие, среда организации, внешняя среда организации, факторы прямого воздействия, факторы косвенного воздействия.

• Критерии и методы диагностики эффективности занятия: основным методом диагностики является практическая работа с помощью фрейм технологии, выполняемая учащимися на занятии, критерием эффективности, соответственно, является правильность заполнения схем и таблиц. Проверка практических заданий осуществляется в процессе занятия.

План урока

1 Внешняя среда организации на примере ПАО «Газпром».

2 Факторы прямого воздействия на организацию на примере ПАО «Газпром».

3 Факторы косвенного воздействия на организацию на примере ПАО «Газпром».

Ход урока:

1 Организационный момент:

-приветствие;

-проверка отсутствующих;

-вступительное слово учителя.

2 Изучение нового материала:

Комментарий учителя: Организация как открытая система во многом зависит от внешней среды. Поэтому для того, чтобы организации добились успеха, они должны учитывать факторы внешней среды в своей деятельности и приспосабливаться к ним [3, с. 32]. При этом необходимо иметь представление о том, что же такое внешняя среда. Для этого рассмотрим внешнюю среду организации [4], на примере фрейма по уроку, одной из крупнейших компаний - ПАО «Газпром» (рисунок 1). Заполняя таблицы, диаграммы, а также слоты схемы и приводя соответствующие примеры, мы подробнее разберемся в данном вопросе и глубже его изучим.

В качестве примера применения фрейм - технологии на уроке экономики разберем диаграмму «Структура продаж газа по группам потребителей, включающих различные отрасли предприятий» (рисунок 2). Комментарий учителя: В России «Газпром» является ведущей компанией по предоставлению энергоресурсов потребителям. Помимо населения, потребителями являются многие организации и предприятия, так как для России газ и нефть являются ведущими отраслями в экономике страны. В настоящее время в России функционирует модель рынка газа, включающая регулируемый и нерегулируемый секторы. Доминирующее положение занимает регулируемый сегмент рынка. В этом сегменте основным поставщиком для потребителей является «Газпром» [2].

Поставщики:

ПАО «Газпром»

Законодательство:

t

Политические факторы:

Экономическое окружение:

Потребители:

Рисунок 1 - Пример фрейма по уроку экономики

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

При планировании поставок газа потребителям «Газпром» руководствуется документом под названием «Порядок распределения ресурсов газа ОАО «Газпром» с учетом экспортных поставок и производства газа независимыми организациями».

В соответствии с этим Порядком, ООО «Газпром межрегионгаз» - основная сбытовая структура Группы «Газпром» - собирает заявки от потребителей на поставки газа.

Исходя из полученных данных, осуществляется распределение газа. При этом учитывается выполнение потребителями обязательств по оплате газа за предыдущие годы. В случае необходимости «Газпром» выделяет платежеспособным потребителям дополнительные объемы газа с учетом технических возможностей ЕСГ и обязательств по уже заключенным экспортным и внутренним контрактам.

Помимо населения, потребителями «Газпрома» являются различные предприятия. К отраслям предприятий, использующих энергоресурсы, предоставляемые компанией, относятся: металлургия, электроэнергетика, цементная промышленность, агрохимия и др.

Исходя из этого, опираясь на статистические данные, заполните диаграмму «Структура продаж газа по группам потребителей, включающих различные отрасли предприятий» в процентном соотношении, анализируя полученные данные:

Рисунок 2 - Структура продаж газа по группам потребителей ПАО «Газпром»

Обсуждая известные данные и дидактический материал по данной теме, учащиеся заполняют диаграмму, обосновывая свой ответ и подкрепляя его аргументами. Аналогичным способом учащиеся работают и с таблицей, которая представлена ниже (таблица 1).

Комментарий учителя: Что касается основных потребителей продукции «Газпрома» на внешнем рынке, то ими традиционно являются страны Дальнего зарубежья, СНГ и Балтия.

Определите более подробно потребителей продукции ПАО «Газпром» на внешнем рынке, заполнив таблицу:

Таблица 1

Потребителей продукции ПАО «Газпром» на внешнем рынке

Место Страна Объем поставок газа в 2014 г., млрд. куб. м. Объем поставок газа в 2015 г., млрд. куб. м.

1 ? 32.03 36.30

2 ? 26.00 27.30

3 ? 17.08 21.70

4 ? 10.26 9.10

5 ? 9.53 7.60

6 ? 8.16 15.50

7 ? 7.59 5.80

8 ? 6.25 5.40

9 ? 5.89 4.40

10 ? 5.43 4.20

Основываясь данных таблицы, можно выделить страны - крупнейшие потребители российского газа.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

Первое место среди зарубежных потребителей заняла Украина, которой «Газпром» продал в 2015 году около 38 млрд. куб. м. газа. При этом Украина существенно увеличила свой отрыв от Германии, располагающейся на втором месте. Третье место заняла Турция, вытеснившая по итогам 2015 года на четвертое место Италию, где наметилось увеличение продаж российского газа. В первой десятке также Польша, Франция, Великобритания, Чехия и Венгрия.

Наибольшее снижение продаж отечественного газа в 2014-2015 году наблюдалось в Финляндии, Греции, Словакии, Румынии и др.

В целом, согласно данным «Газпрома», реализация газа за рубежом в 2015 году выросла относительно 2014 года на 7.4% до 221.1 млрд. куб. м. В том числе в странах Центральной и Западной Европы рост реализации составил 8.2% до 150 млрд. куб. м, а в странах СНГ и Балтии - на 4.6% до 71.1 млрд. куб. м.

Учитывая складывающуюся конъюнктуру рынка, «Газпром» постепенно стал идти на уступки своим потребителям. Сначала он снизил цены небольшим компаниям в Италии и Германии. Затем, уступок добились и крупные компании. В середине февраля 2015 года «Газпром» снизил контрактную цену в рамках долгосрочных контрактов на газ для европейских потребителей в среднем на 10% [2].

«Газпром» планирует наращивать экспорт в Западную Европу. При этом вероятно, что экспорт в страны СНГ снизится, так как снижение экспорта в Украину ухудшает статистику в целом.

«Газпром» является ведущей нефтегазовой компанией в России, а также имеет весомое значение за рубежом. Поэтому, как и у любой крупной компании, у «Газпрома» есть конкуренты как на внутреннем, так и на внешнем рынке [1, с. 88].

Итог урока: вопросы для учащихся:

- Дайте определение понятий: предприятие, организация, внешняя среда организации, факторы прямого и косвенного воздействия, поставщики, потребители, конкуренты, экономическое окружение.

- Из каких элементов состоит среда прямого воздействия ПАО «Газпром»?

- Из каких элементов состоит среда косвенного воздействия ПАО «Газпром»? Рефлексия занятия.

Вопросы для рефлексии:

Что нового Вы узнали об организации и факторах, оказывающих влияние на ее деятельность, в результате занятия? Чему Вы научились на занятии? Что из произошедшего на занятии было для Вас наиболее полезным? Почему?

Домашнее задание: Задание повышенной сложности. Написать мини эссе на тему «Внешняя среда как фактор влияния на поведение организации» (конкретного предприятия на выбор).

Таким образом, можно сделать вывод о эффективности применения фрейм - технологии на уроках экономики, в рамках реализации образовательной программы «Обществознание» в старших классах: фреймовое представление знаний повышает систематизацию и цельность учебного материала, что облегчает его усвоение; позволяет экономить учебное время за счет алгоритмичности; является одним из интенсивных методов обучения. Технология применима для различных возрастных категорий учащихся, она позволяет увеличивать объемы знаний учеников, не увеличивая время на их изучение, при этом уменьшая утомляемость учащихся на уроке и улучшая психологический климат в коллективе. Фреймовое обучение повышает уровень мотивации к учебе и создает состояние комфорта на занятиях для ученика и для учителя. Список использованной литературы:

1. Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации) [Текст] учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко.

- М. : Дашков и К, 2013. - 372 с.

2. «Газпром» сегодня - : [Электронный ресурс] - 2016. - URL: http://www.gazprom.ru/about/ (Дата обращения: 20.09.16).

3. Дункан, Дж. У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики [Текст] / Дж. У. Дункан; пер. с англ. ; - М. : Дело, 2014. - 272 с.

4. Шипоша М.А., Махова А.В. Анализ внешней среды образовательной организации на примере филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани // Инновационная наука

- №4-2 : [Электронный ресурс] - 2016. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vneshney-sredy-

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070 obrazovatelnoy-organizatsii-na-primere-filiala-fgbou-vpo-kubanskiy-gosudarstvennyy-universitet-v-g-slavyanske-na (Дата обращения: 14.09.2016).

© Шипоша М.А., 2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.