МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070
- Необходимо проведение ежемесячных собраний всего коллектива, на которых будут подводиться основные итоги, морально поощряться наиболее отличившиеся сотрудники, а также заслушиваться предложения и пожелания по усовершенствованию трудового процесса. Это позволит повысить вовлеченность персонала в руководство предприятием, а также даст возможность работникам почувствовать свою значимость для организации.
Список использованной литературы:
1. ООО «ФАКТОР-ГЕО». Интернет ресурс. Режим доступа: http://www.factor-geo.ru/
2. Анатольев Г.В. Проблемы теории и практики управления // Вопросы экономики. № 11, 2001.
3. Деев В.С. Управление, интуиция и Нео рационализм. // ЭКО. №11, 2002.
4. Долгаева Е.В. Система управления. // Вопросы экономики, №1, 1999.
5. Сибиряков В.Г. Технология прогнозирования развития систем с помощью ТРИЗ. // ЭКО. 10, 2001.
6. Уотертаун Р. Фактор обновления. М.: Прогресс, 2005.
7. Я кокка Ли. Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1999.
© Бравок К.А., Е.В. Султанова, 2016
УДК 339.97
А.А. Бугрова
магистрант
ИЭиУ, ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского» г. Симферополь, Российская Федерация
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГАЗОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ
Аннотация
В статье рассмотрены базовые принципы формирования внешней энергетической стратегии России в газовой сфере. В соответствии с действующими стратегическими документами систематизированы ориентиры и задачи газовой политики России, выявлены их плюсы и минусы. Выделены приоритеты участия России в многосторонних энергетических институтах по вопросам газового рынка.
Ключевые слова
Россия, газовая политика России, Энергодиалог РФ-ЕС, Энергодиалог Россия-Китай, МГС, ФСЭГ.
Сегодня Российская Федерация является ключевым игроком на мировых энергетических рынках, особенно в мировой торговле природным газом. Обладание большими запасами и уровнем его ежегодной добычи, развитая система магистральных газопроводов, заключение долгосрочных соглашений на поставки газа, разработка СПГ-проектов - все это делает нашу страну крупнейшим экспортером природного газа в европейские страны, Японию, Корею и Китай. Газовая стратегия России уделяет большое внимание международному сотрудничеству и участию страны в многосторонних энергетических институтах по вопросам газовой сферы, тем самым внося вклад в обеспечение национальной и глобальной энергетической безопасности.
Непредсказуемость и нестабильность конъюнктуры мирового рынка, а также противоречия между государствами, возникающие на политической основе, оказывают негативное влияние на осуществление поставок газа на традиционные для России рынки сбыта. С одной стороны, они тормозят расширение присутствия страны на мировом газовом рынке, но в то же время способствуют активизации поиска новых перспективных рынков сбыта и диверсификации российского газового экспорта.
Поэтому изучение стратегических приоритетов газовой политики России сейчас особенно актуально. Ведь газовая стратегия России должна быть обеспечена комплексной и систематизированной системой
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
стратегических документов и нормативно-правовых актов, учитывающих тенденции развития национальной и мировой энергетики.
В настоящее время правовой основой для осуществления отечественными компаниями экспортной деятельности в газовой сфере является Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 117-ФЗ «Об экспорте газа» (далее - Закон), который «определяет основы государственного регулирования экспорта газа исходя из необходимости защиты экономических интересов Российской Федерации, исполнения международных обязательств по экспорту газа, обеспечения поступления доходов федерального бюджета и поддержания топливно-энергетического баланса Российской Федерации» [5]. За подконтрольным государству ПАО «Газпром» Законом закрепляется исключительное право на экспорт российского природного газа по трубопроводам. А с недавнего времени это монопольное право отменяется на экспорт сжиженного природного газа (СПГ), открывая возможности в данном направлении для независимого российского производителя - ОАО «Новатэк». Либерализация национального газового рынка является шагом на пути к развитию экспорта российского природного газа и СПГ.
Задачи и ориентиры внешней газовой политики России закреплены также в ряде стратегических документов энергетической сферы, представленных на рисунке 1.
Рисунок 1 - Систематизация ориентиров и задач по развитию экспорта природного газа России в системе
стратегических документов Источник: составлено автором на основе [1; 2; 3; 6; 8]
Рассмотрим подробнее некоторые из документов, представленных на рисунке 1. Действующая сейчас Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (ЭС-2030) утверждена Правительством РФ в 2009 году. Уже тогда в ней были намечены ориентиры на «сокращение доли
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
европейского направления в общем объеме экспорта газа за счет диверсификации экспортных энергетических рынков в восточном направлении; диверсификация товарной структуры экспорта энергоносителей за счет увеличения в экспорте доли энергетических продуктов с высокой добавленной стоимостью (в т.ч. сжиженный природный газ)» [8]. В 2014 году было принято, на наш взгляд, верное решение о пролонгации ЭС-2030 до 2035 года. Проект ЭС-2035 содержит все те же задачи по диверсификации экспорта природного газа, учитывая последние изменения в конъюнктуре мирового энергетического рынка.
В том же 2014 году в рамках государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» утверждена новая подпрограмма «Развитие газовой отрасли». Её цель заключается в «развитии газовой отрасли, эффективно обеспечивающей газом потребности внутреннего рынка и выполнение контрактных обязательств по поставкам природного газа на экспорт, увеличение производства и экспортных поставок сжиженного природного газа, увеличение объемов и глубины переработки газового сырья в рамках диверсификации и ухода от экспортно-сырьевой модели отрасли» [2]. Она соответствует задачам Восточной газовой программы, разработанной Минэнерго России ещё в 2007 году с целью «создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке Единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона» [6].
Важно отметить, что разработка стратегических ориентиров и задач газовой политики производится исходя из параметров ЭС-2030 и для обеспечения энергетической безопасности (ЭнБ), что предусмотрено в Доктрине ЭнБ России: «при разработке Энергетической стратегии России, генеральных схем развития и размещения объектов энергетики, федеральных инвестиционных программ, внешнеэкономических договоров и других государственных документов особое внимание должно быть уделено обеспечению ЭнБ в части расширенного воспроизводства энергетического потенциала страны...» [3].
Изучив содержание государственных стратегических документов энергетической сферы на наличие вопросов по развитию экспорта российского газа, на наш взгляд, можно выделить следующие их недостатки: 1) слишком продолжительные сроки реализации (возможна потеря актуальности выработанных принципов и ориентиров из-за непредсказуемости и нестабильности конъюнктуры мирового энергорынка); 2) декларативность в формулировке задач и направлений деятельности, являющихся пока скорее ориентирами, а не руководством к действию и т.п.
Плюсы проанализированных документов заключаются в наличии элементов оценки последствий регуляторных решений и проведении работы по стратегическому развитию отрасли на всех уровнях, в том числе в части экспорта газа. Также положительным является общее четкое стремление в определенной степени отойти от сырьевой модели газового экспорта и сконцентрировать внимание на модернизации производства и продажах зарубежному потребителю продукции глубокой переработки в виде СПГ.
Таким образом, рассмотренные стратегические документы требуют совершенствования с учетом изменений в экономической обстановке и усиления переговоров в рамках энергодиалога на мировом газовом рынке между Россией и потенциальными потребителями.
Энергодиалог - относительно новый формат взаимоотношений, который позволяет вынести обсуждение актуальных вопросов газового сотрудничества на качественно новый уровень.
В рамках Энергодиалога РФ-ЕС, стартовавшего в 2001 году, для взаимодействия в газовой сфере создан обособленный орган - Консультативный совет России и ЕС по газу (КСГ). В рамках рабочих групп по долгосрочным сценариям и ценообразованию, внутреннему рынку газа, инфраструктуре регулярно проводятся встречи и семинары членов КСГ. Российские и европейские компании сотрудничают по ряду направлений, в том числе, участвуют в освоении Южно-Русского газового месторождения, проектов Сахалин-2 и Ямал СПГ, Штокмановского месторождения. По оценкам российской стороны, суммарная добыча газа в рамках указанных проектов к 2020 году может составить около 86 млрд. куб. м - это почти 11 % от общей прогнозируемой добычи газа в России и более 50 % от прогнозируемого объема российского экспорта газа в Европу. Российские компании, в большей степени ПАО «Газпром», успешно работают на европейском рынке в сфере газа - в управлении мощностями по хранению газа, газотранспортной инфраструктурой, в сфере торговли и распределения газа в ЕС.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
В соответствии с принятыми в ЭС-2030 ориентирами на диверсификацию направлений газового экспорта, в 2008 году в ходе визита в Энергодиалог Россия-Китай. Значительным успехом данного сотрудничества можно считать заключение в 2014 году долгосрочного соглашения о поставках в Китай природного газа ежегодно объемом 38 млрд. куб. м. начиная с 2019 года. Этот крупнейший инвестиционный проект мирового масштаба позволяет осуществить задачи Восточной газовой программы и Программы развития газовой отрасли России по созданию на востоке страны масштабной газовой инфраструктуры -газопровод «Сила Сибири».
В настоящее время Энергодиалог РФ-Китай обеспечивает эффективное взаимодействие профильных ведомств, организаций и компаний по всем направлениям российско-китайского сотрудничества в энергетической сфере.
Помимо двустороннего сотрудничества со странами-потребителями, для газовой стратегии России на внешних рынках приоритетным является также участие в многосторонних энергетических институтах, специализирующихся на регулировании мирового газового рынка: Международный газовый союз и Форум стран-экспортеров газа.
Международный газовый союз (МГС) - международная (некоммерческая, неправительственная) профессиональная ассоциация, учрежденная в 1931 году с целью «развития газовой промышленности в мировом масштабе» [4, с. 1]. Каждые три года МГС проводит Мировой газовый конгресс (МГК) в формате форума, где «подводятся итоги работы в рамках Трехлетней рабочей программы, проходят дискуссии по широкому кругу тем: воздействие производства энергии на окружающую среду, вопросы хранения, транспорта, распределения и потребления газа, перспективы развития газовой отрасли и др.» [4, с. 1]. ПАО «Газпром» является единственным действительный членом МГС с 1957 года. Ассоциированные члены (с меньшими полномочиями) - Российское газовое общество (РГО), ЗАО НПО «Спецнефтегаз» и ООО «Энергодиагностика». Приоритетным направлением сотрудничества России и МГС, помимо прочего, является «повышение степени доступности природного газа в новых регионах мира и развивающихся странах» [4, с. 3].
Форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ), основателем которого в 2008 году стала Россия, объединяет лидеров по запасам и экспорту природного газа (Алжир, Боливия, Венесуэла, Египет, Иран, Катар, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея). Россия придает большое значение работе в рамках ФСЭГ, которая направлена на «развитие взаимопонимания и сотрудничества между производителями, потребителями, правительствами стран экспортеров газа, создание исследовательской базы, обмен опытом, создание устойчивого и прозрачного газового рынка на основе проекта модели его функционирования» [7]. Ввиду сложившейся неблагоприятной обстановки на мировых энергетических рынках, Россия и другие члены организации стремятся «прилагать совместные усилия по недопущению применения односторонних, политически мотивированных ограничений и экономических санкций странами-потребителями газа против стран-производителей» [7].
Таким образом, в настоящее время России важно усовершенствовать газовую стратегию, закрепленную базовыми стратегическими документами, с учетом последних изменений в экономической обстановке и развития двусторонних переговоров с потенциальными потребителями российского газа в восточном направлении. Это позволит обеспечить успех стратегии, направленной на открытие новых маршрутов экспорта газа в бурно развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), и предпринимать шаги для получения прибыли от использования этой возможности.
Список использованной литературы:
1. Генеральная схема развития газовой отрасли на период до 2030 года [Электронный ресурс] : утв. Приказом Минэнерго РФ от 6.06.2011 № 213 // Информационно-правовой портал. - 2011. - Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/rx-normy/r9n.htm (дата обращения 29.03.2016)
2. Государственная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» [Электронный ресурс] : утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 321 // КонсультантПлюс. - 2014. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162194/ (дата обращения 29.03.2016)
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
3. Доктрина энергетической безопасности России [Электронный ресурс] : утв. Президентом РФ В.В.Путиным 29.11.2012 года. - 2012. - Режим доступа: http://www.labenin.z4.ru/Docs/en_bezop_project.doc (дата обращения 29.03.2016)
4. Международный газовый союз [Электронный ресурс] / Газпром. - Режим доступа: http://www.gazprom.ru/f/posts/96/897454/about-igu.pdf (дата обращения 31.03.2016)
5. Об экспорте газа [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 18 июля 2006 г. N° 117-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 5 июля 2006 г. // КонсультантПлюс. - 2013. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61577/ (дата обращения 29.03.2016)
6. Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке Единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона [Электронный ресурс] : утв. Приказом Минпромэнерго РФ от 03.09.2007 № 340 // КонсультантПлюс. - 2011. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=491137;frame=4800 (дата обращения 29.03.2016)
7. Сотрудничество с ФСЭГ [Электронный ресурс] / Минэнерго РФ. - Режим доступа: http://www.minenergo.gov.ru/node/500 (дата обращения 31.03.2016)
8. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года [Электронный ресурс] : утверждена распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715 -р. - Режим доступа: http://www.minenergo.gov.ru/activity/energostrategy/ (дата обращения: 29.03.2016)
© Бугрова А.А., 2016
УДК 338
О.В. Бурдюгова
к.п.н., доцент
кафедры управления персоналом, сервиса и туризма ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
г. Оренбург, Российская Федерация О.Н. Коркешко, Р.М. Прытков старший преподаватель кафедры управления персоналом, сервиса и туризма ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
г. Оренбург, Российская Федерация
МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФУНКЦИИ
Аннотация
В статье рассматривается сущность, функции, основные направления, инструменты маркетинга персонала в организации
Ключевые слова Управление персоналом, кадровая политика, маркетинг персонала
Маркетинг персонала является относительно новым понятием в мировой практике управления персоналом: в зарубежной практике он нашел применение в начале 1990-х годов, в российской практике этот вид маркетинга не получил должного распространения: малая часть российских предприятий включают маркетинг персонала в состав задач, которые решаются службами по работе с кадрами.
Маркетинг персонала - это сложный взаимосвязанный процесс по реализации целей компании и