Научная статья на тему 'Формирование познавательных универсальных учебных действий при изучении темы «Погода» на уроках географии'

Формирование познавательных универсальных учебных действий при изучении темы «Погода» на уроках географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ОПИСАНИЯ ПОГОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хизбуллина Р.З., Канафина Г.В.

В статье рассматриваются особенности формирования познавательных учебных действий на уроках географии. Даются авторские варианты заданий для практических работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательных универсальных учебных действий при изучении темы «Погода» на уроках географии»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

Список использованной литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.). -Электронный ресурс. - Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2365

2. Андреева, И.Г. Формирование ценностного отношения к здоровью через предметное содержание естественнонаучного образования в контексте достижений личностных результатов, обозначенных ФГОС / И.Г. Андреева //Физика в школе. - 2013. - №7. - С. 29-50.

3. Попова, Н.Г. Формирование ценностного отношения учащихся к здоровому образу жизни в образовательном процессе современной школы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/1146977

4. Шинкаренко, А.С. Формирование безопасного и здорового образа жизни школьников на современном этапе развития общества. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Режим доступа: http://d02.kemsu.ru/Content/AdvertAttachedFiles/1a70b955c19c4e7f.pdf

© Финашина Г.В., 2016

УДК 372.891

Р.З. Хизбуллина, к.п.н., доцент Географический факультет, БашГУ г. Уфа, Российская Федерация Г.В. Канафина, магистрант, 1 г.о. Географический факультет, БашГУ г. Уфа, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ПОГОДА» НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования познавательных учебных действий на уроках географии. Даются авторские варианты заданий для практических работ.

Ключевые слова учебные действия, описания погоды.

Развитие личности школьника в системе образования сегодня обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Выделяют четыре блока универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В статье мы хотим рассмотреть особенности формирования познавательных учебных действий при изучении темы «Погода». В блоке познавательных универсальных действий выделяют общенаучные действия. В число общенаучных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей.

Формирование вышеперечисленных учебных действий можно осуществить следующим образом, организовав работу с учащимися по вариантам или в группах. Учащиеся сначала делают заготовку в

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

тетрадях: по вертикали чертится линия с отметками дней, а по горизонтали 3-4 см. Далее предлагается нарисовать диаграмму по следующим рассказам:

«Месяц в деревне. Приехали мы к деду в прекрасную пору. Погода замечательная +23-290С. Мы каждый день ходим на рыбалку, загорали. Но такая жизнь была недолгой, всего две недели, потом она резко изменилась, подул сильный ветер. Небо стало серым и мрачным, сразу похолодало до +4-80С. Из дома не хотелось выходить. Так продолжалось 5 дней. Потом снова засветило солнышко, стало ясно, тепло. На 29 день стало чуть прохладней, термометр показывал +9-150С, но небо было ясным, так продолжалось до конца месяца. Вот и закончился наш месяц в деревне.»

«Зимний месяц. Декабрь - первый месяц зимы начался сильными морозами. Столбик термометра держался неделю на отметке -250С. Погода была ясная. Затем температура стала немного повышаться до -15, пошел небольшой снег. Такая погода продолжалась до 10 дней. К концу десятого дня снег перестал идти, но небо было наполовину затянуто облаками, температура понизилась до -200С. При такой погоде мы прожили до конца месяца.»

После работы с диаграммами учитель предлагает сравнить типы погоды теплого времени года и холодного (закономерная смена типов погоды). Затем просит учащихся сравнить типы погоды местности, в которой живут учащиеся с диаграммами погоды экваториальной части и тропической (учащиеся отмечают, что на экваторе, тропиках, Антарктиде и своей местности типы погоды отличаются). По итогам этой работы учащиеся делают вывод:

1. На разных широтах типы погоды отличаются.

2. Имеется закономерная смена типов погоды в течение года.

Для закрепления пройденного материала можно предложить выполнить задания для удовольствия. Используя описания погоды в разные времена года из произведений С.Т. Аксакова, заполните следующую таблицу:

Таблица 1

Характеристика погоды

Фрагменты описаний из произведений С.Т. Аксакова Научная трактовка (из учебника или Интернета)

«После двунедельного ненастья, или, вернее сказать, сырой погоды, наступило ясное осеннее время. Всякий день по ночам бывали морозы, и, проснувшись поутру, я видел, как все места, не освещенные солнцем, были покрыты белым блестящим инеем.»[1, стр. 161]

«Погода переменилась, и остальные дни святой недели были дождливы и холодны. Дождя выпало так много, что сбывшая полая вода, подкрепленная дождями и так называемою земляною водою, вновь поднялась и, простояв на прежней высоте одни сутки, вдруг слила. В то же время также вдруг наступила и летняя теплота, что бывает часто в апреле. В конце Фоминой недели началась та чудная пора, не всегда являющаяся дружно, когда природа, пробудясь ото сна, начнет жить полною, молодою, торопливою жизнью: когда все переходит в волнение, в движенье, в звук, в цвет, в запах.»[1, стр. 162]

Предполагаемые выводы ученика:

1. Погода - состояние тропосферы в данный момент на определенной территории.

2. Она зависит от воздушных масс и ее влияния солнечной радиации.

3. Существуют 2 типа погоды, отличающиеся по сезонам года: холодного времени года и теплого.

4. У природы не бывает «плохой» погоды.

5. Человек погоду научился прогнозировать и изменять.

В заключении отметим, что проведение такого рода занятий помогает выработке общеучебных действий у учеников, развивает у них познавательную самостоятельность, творческую активность.

Список использованной литературы 1. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. Семейная хроника. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1991. 448 с.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

2. Аксаков С.Т. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. 416 с.

3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., И.А. Володарская, Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителей. - М. : Просвящение, 2011. - 159 с.

4. Канафина Г.В., Хизбуллина Р.З. Экологическое образование на уроках географии посредством изучения описаний природы в произведениях С.Т. Аксакова / Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования».

5. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. - М.: «ВАКО», 2005. - 288 с.

6. Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 классы): Пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2000. - 136 с.

7. Хизбуллина Р.З., Канафина Г.В. Использование Аксаковского наследия в краеведческом воспитании школьников / Эколого-географические проблемы регионов России: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. 15 января 2015г., Самара / отв. ред. И.В. Казанцев. - Самара: ПГСГА, 2015. -304 с.

© Хизбуллина Р.З., Канафина Г.В., 2016

УДК 372.83:371.3

Шипоша М. А.

студентка 4 курса, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» филиал

в г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация E-mail: mshiposha@gmail.com А.В. Махова - научный руководитель канд. экон. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, РФ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АЭМЗ»

Аннотация

В данной статье представлена методическая разработка конспекта урока по обществознанию для 9-11 классов, особенностью которой является применение игровой технологии. Данная педагогическая технология представляет собой изучение и закрепление учебного материала, построенного определенным образом, в виде деловой игры, что повышает у учащихся интерес к занятию, цельное восприятие учебного материала, степень его усвоения, а также происходит сплочение коллектива, что обеспечивает эффективность учебного процесса.

Ключевые слова

урок, предпринимательство, предпринимательская деятельность, предприятие, среда организации, внешняя среда организации, факторы прямого воздействия, факторы косвенного воздействия.

Творческий подход к проведению урока является одним из факторов, которые повышают его эффективность, заинтересовывая учащихся, и вовлекая их в совместную продуктивную деятельность. Уроки с применением такого подхода проходят в нестандартной учебной обстановке, способствующей активизации познавательной деятельности учащихся и повышению их заинтересованности в материале урока. Этим и обоснован выбор применения технологии деловой игры на уроках обществознания в школе. С точки зрения преподавания игра является весьма продуктивным методом ведения урока, так как изучаемый материал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.