Научная статья на тему 'Изучение времён года на уроках географии (по произведениям С. Т. Аксакова)'

Изучение времён года на уроках географии (по произведениям С. Т. Аксакова) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕНА ГОДА / УРОКИ ГЕОГРАФИИ / С.Т. АКСАКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хизбуллина Р. З., Канафина Г. В.

В данной статье рассматриваются возможности для использования отрывков из произведения С.Т. Аксакова о природе в преподавании географии в школе. Даются фрагменты описаний времен года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хизбуллина Р. З., Канафина Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение времён года на уроках географии (по произведениям С. Т. Аксакова)»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

2. Сабирова Ф.М., Латипова Л.Н. Актуальные проблемы истории естественно-математических и технических наук и образования: анализ и обобщение опыта // Теория и практика общественного развития. 2015. № 9. С. 204-206.

3. Шурыгин В.Ю., Краснова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов при изучении физики на основе использования элементов дистанционного обучения в LMS MOODLE // Образование и наука. 2015. № 8.С. 125-139.

4. Анисимова Т.И., Сабирова Ф.М. О программе модуля «Дисциплины математического и естественнонаучного цикла» основной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» // Фундаментальные исследования. 2015. №2. С.3146.

5. Лучи света - Физика в опытах и экспериментах // GetAClassRus. URL: https://www.youtube.com/watch?v=VdSsgDQf-fM (дата обращения 20.11.2016 г.)

6. Отражение света. Закон отражения света // URL: https://www.youtube.com/watch?v=qRpLf5woNjI (дата обращения 20.11.2016 г.)

7. Преломление света - Физика в опытах и экспериментах // GetAClassRus. URL: https://www.youtube.com/watch?v=aVEVAIDRVXM_(дата обращения 20.11.2016 г.)

8. Основные понятия сферического зеркала // URL: https://www.youtube.com/watch?v=Ef_OvzPhNgw (дата обращения 20.11.2016 г.)

9. Изображения в сферическом зеркале // URL: https://www.youtube.com/watch?v=JHZmCXzaumw (дата обращения 20.11.2016г.)

10. GetAClassRus Изображение в собирающей линзе - Физика в опытах и экспериментах// URL: https://www.youtube.com/watch?v=ofIOIJz8vZ8_(дата обращения 20.11.2016 г.)

11. Рассеивающая линза - Физика в опытах и экспериментах // URL: https://www.youtube.com/watch?v=LF09BRARhok (дата обращения 20.11.2016 г.)

12. EduLibNet. Оптика. Оптические приборы// URL: https://www.youtube.com/watch?v=iF3y67MxLK8 (дата обращения 20.11.2016 г.)

13. Сферическое зеркало как огонь возгорания //URL: https://www.youtube.com/watch?v=01qUvRW5XyE (дата обращения 20.11.2016 г.)

© Хайруллина Я.А., 2016

УДК 372.891

Р.З. Хизбуллина, к.п.н., доцент Географический факультет, БашГУ г. Уфа, Российская Федерация Г.В. Канафина, магистрант, 1 г.о. Географический факультет, БашГУ г. Уфа, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ ВРЕМЁН ГОДА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ С.Т. АКСАКОВА)

Аннотация

В данной статье рассматриваются возможности для использования отрывков из произведения С.Т. Аксакова о природе в преподавании географии в школе. Даются фрагменты описаний времен года.

Ключевые слова Времена года, уроки географии, С.Т. Аксаков.

Социальный заказ общества - дать подрастающему поколению всесторонние знания о природе, населении и культуре, особенностях экономики своего региона, раскрыть зависимость хозяйственной

деятельности от местной природы и ресурсов. Чем полнее, глубже и содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма любви к родной природе, уважения к традициям своего края. [3, стр. 94]

Основы бережного отношения к природе, внимание к окружающему миру, любви к родной природе закладываются именно на уроках географии. Учащиеся с большим удовольствием воспринимают природоведческие знания, особенно если подача материала наглядна, звучит «на живописном языке».

Рассмотрим, как можно изучить времена года с учащимися на уроках на уроках географии по произведениям С.Т. Аксакова. Докажем это, используя фрагменты географических описаний времен года.

«Тянулась глубокая осень, уже не сырая и дождливая, а сухая, ветряная и морозная. Морозы без снегу доходили до двадцати градусов, грязь превратилась в камни, по прудам ездили на лошадях. Одним словом, стояла настоящая зима, только без санного пути...» (Рисунок 1)

Рисунок 1 - Глубокая осень

«Наконец выпал сильный снег, давно ожидаемый и людьми и природой, как выражалась моя мать. ...мы отправлялись по первому зимнему пути, по первозимью, когда дорога бывает гладка как скатерть и можно еще ехать парами и тройками в ряд...» (Рисунок 2)

У-V ' к. ^Чы-А»

Рисунок 2 - Зима

«В середине великого поста, именно на середокрестной неделе, наступила сильная оттепель. Снег быстро начал таять, и везде показалась вода.. приближение весны в деревне производило на меня необыкновенное раздражающее впечатление. Я чувствовал никогда не испытанное мною, особого рода, волнение. [1, стр. 107]

...находя во мне живое сочувствие, они с увлеченьем предавались удовольствию рассказывать мне: как сначала обтают горы, как побегут с них ручьи, как спусят пруд, разольется полая вода, пойдет вверх по полоям рыба, как начнут ловить ее вятелями и мордами; как прилетит летняя птица, запоют жаворонки, проснутся сурки и начнут свистать, сидя на задних лапках по своим сурчинам; как зазеленеют луга, оденется лес, кусты и зальются, защелкают в них соловьи...» (Рисунок 3)

Рисунок 3 - Весна

«Багрово было очень печально зимою, а после Чурасова должно было показаться матери моей еще печальнее. Расположенное в лощине между горами. С трех сторон окруженное тощей, голой уремой, а с четвертой - голою горою, заваленною сугробами снега, из которых торчали соломенные крыши крестьянских изб, - Багрово произвело ужасно тяжелое впечатление на мою мать...» (Рисунок 4)

Рисунок 4 - Село Багрово

«Наконец пришло и это время: зазеленела трава, распустились деревья, оделись кусты, запели соловьи - и пели, не уставая, и день и ночь. Днем их пенье не производило на меня особенного впечатления; я даже говорил, что и жаворонки поют не хуже; но поздно вечером или ночью, когда все вокруг меня утихало, при свете потухающей зари, при блеске звезд, соловьиное пение приводило меня в волнение, в восторг и сначала мешать спать.» (Рисунок 5).

Нетрадиционные формы проведения уроков географии направлены на развитие личности каждого ученика, укрепление любви к своему краю, зарождение интереса к его прошлому и настоящему. Творческие задания по темам способствуют активизации самостоятельности. На таких уроках широко применяется самостоятельная работа с различными литературно-краеведческими источниками. Ученики выделяют яркие, запоминающиеся строки из рассказов и стихов писателей и поэтов о временах года, о реках, растениях, животных.

Рисунок 5 - Лето в парке Аксакова (г. Уфа)

Интересный материал о природе ученики получают не только из уст учителя, но и в значительной мере добывают сами: индивидуальным наблюдением за окружающим миром и во время экскурсии, работают с литературой, Интернет-источниками и др.

Организация уроков такого плана способствует формированию устойчивого познавательного интереса к изучению своего края.

Список использованной литературы:

1. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. Семейная хроника. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1991. 448 с.

2. Канафина Г.В., Хизбуллина Р.З. Экологическое образование на уроках географии посредством изучения описаний природы в произведениях С.Т. Аксакова / Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования».

3. Краеведческие аспекты географических исследований и образования: сборник статей Всероссийской научно-методической конференции. - Пенза, 2005.

© Хизбуллина Р.З., Канафина Г.В., 2016

УДК 37.08

Р.З. Хизбуллина

к.п.н., доцент географического факультета, БашГУ г. Уфа, Российская Федерация Г.А. Шангараева студент 2 курса, БАГСУ г. Уфа, Российская Федерация М.С. Якимов

магистрант 1 г.о. географического факультета, БашГУ

г. Уфа, Российская Федерация

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КУШНАРЕНКОВСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Аннотация

В статье приводятся результаты опроса молодых специалистов общеобразовательных учреждений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.