_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
2. Сабирова Ф.М., Латипова Л.Н. Актуальные проблемы истории естественно-математических и технических наук и образования: анализ и обобщение опыта // Теория и практика общественного развития. 2015. № 9. С. 204-206.
3. Шурыгин В.Ю., Краснова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов при изучении физики на основе использования элементов дистанционного обучения в LMS MOODLE // Образование и наука. 2015. № 8.С. 125-139.
4. Анисимова Т.И., Сабирова Ф.М. О программе модуля «Дисциплины математического и естественнонаучного цикла» основной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» // Фундаментальные исследования. 2015. №2. С.3146.
5. Лучи света - Физика в опытах и экспериментах // GetAClassRus. URL: https://www.youtube.com/watch?v=VdSsgDQf-fM (дата обращения 20.11.2016 г.)
6. Отражение света. Закон отражения света // URL: https://www.youtube.com/watch?v=qRpLf5woNjI (дата обращения 20.11.2016 г.)
7. Преломление света - Физика в опытах и экспериментах // GetAClassRus. URL: https://www.youtube.com/watch?v=aVEVAIDRVXM_(дата обращения 20.11.2016 г.)
8. Основные понятия сферического зеркала // URL: https://www.youtube.com/watch?v=Ef_OvzPhNgw (дата обращения 20.11.2016 г.)
9. Изображения в сферическом зеркале // URL: https://www.youtube.com/watch?v=JHZmCXzaumw (дата обращения 20.11.2016г.)
10. GetAClassRus Изображение в собирающей линзе - Физика в опытах и экспериментах// URL: https://www.youtube.com/watch?v=ofIOIJz8vZ8_(дата обращения 20.11.2016 г.)
11. Рассеивающая линза - Физика в опытах и экспериментах // URL: https://www.youtube.com/watch?v=LF09BRARhok (дата обращения 20.11.2016 г.)
12. EduLibNet. Оптика. Оптические приборы// URL: https://www.youtube.com/watch?v=iF3y67MxLK8 (дата обращения 20.11.2016 г.)
13. Сферическое зеркало как огонь возгорания //URL: https://www.youtube.com/watch?v=01qUvRW5XyE (дата обращения 20.11.2016 г.)
© Хайруллина Я.А., 2016
УДК 372.891
Р.З. Хизбуллина, к.п.н., доцент Географический факультет, БашГУ г. Уфа, Российская Федерация Г.В. Канафина, магистрант, 1 г.о. Географический факультет, БашГУ г. Уфа, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ ВРЕМЁН ГОДА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ С.Т. АКСАКОВА)
Аннотация
В данной статье рассматриваются возможности для использования отрывков из произведения С.Т. Аксакова о природе в преподавании географии в школе. Даются фрагменты описаний времен года.
Ключевые слова Времена года, уроки географии, С.Т. Аксаков.
Социальный заказ общества - дать подрастающему поколению всесторонние знания о природе, населении и культуре, особенностях экономики своего региона, раскрыть зависимость хозяйственной
деятельности от местной природы и ресурсов. Чем полнее, глубже и содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма любви к родной природе, уважения к традициям своего края. [3, стр. 94]
Основы бережного отношения к природе, внимание к окружающему миру, любви к родной природе закладываются именно на уроках географии. Учащиеся с большим удовольствием воспринимают природоведческие знания, особенно если подача материала наглядна, звучит «на живописном языке».
Рассмотрим, как можно изучить времена года с учащимися на уроках на уроках географии по произведениям С.Т. Аксакова. Докажем это, используя фрагменты географических описаний времен года.
«Тянулась глубокая осень, уже не сырая и дождливая, а сухая, ветряная и морозная. Морозы без снегу доходили до двадцати градусов, грязь превратилась в камни, по прудам ездили на лошадях. Одним словом, стояла настоящая зима, только без санного пути...» (Рисунок 1)
Рисунок 1 - Глубокая осень
«Наконец выпал сильный снег, давно ожидаемый и людьми и природой, как выражалась моя мать. ...мы отправлялись по первому зимнему пути, по первозимью, когда дорога бывает гладка как скатерть и можно еще ехать парами и тройками в ряд...» (Рисунок 2)
У-V ' к. ^Чы-А»
Рисунок 2 - Зима
«В середине великого поста, именно на середокрестной неделе, наступила сильная оттепель. Снег быстро начал таять, и везде показалась вода.. приближение весны в деревне производило на меня необыкновенное раздражающее впечатление. Я чувствовал никогда не испытанное мною, особого рода, волнение. [1, стр. 107]
...находя во мне живое сочувствие, они с увлеченьем предавались удовольствию рассказывать мне: как сначала обтают горы, как побегут с них ручьи, как спусят пруд, разольется полая вода, пойдет вверх по полоям рыба, как начнут ловить ее вятелями и мордами; как прилетит летняя птица, запоют жаворонки, проснутся сурки и начнут свистать, сидя на задних лапках по своим сурчинам; как зазеленеют луга, оденется лес, кусты и зальются, защелкают в них соловьи...» (Рисунок 3)
Рисунок 3 - Весна
«Багрово было очень печально зимою, а после Чурасова должно было показаться матери моей еще печальнее. Расположенное в лощине между горами. С трех сторон окруженное тощей, голой уремой, а с четвертой - голою горою, заваленною сугробами снега, из которых торчали соломенные крыши крестьянских изб, - Багрово произвело ужасно тяжелое впечатление на мою мать...» (Рисунок 4)
Рисунок 4 - Село Багрово
«Наконец пришло и это время: зазеленела трава, распустились деревья, оделись кусты, запели соловьи - и пели, не уставая, и день и ночь. Днем их пенье не производило на меня особенного впечатления; я даже говорил, что и жаворонки поют не хуже; но поздно вечером или ночью, когда все вокруг меня утихало, при свете потухающей зари, при блеске звезд, соловьиное пение приводило меня в волнение, в восторг и сначала мешать спать.» (Рисунок 5).
Нетрадиционные формы проведения уроков географии направлены на развитие личности каждого ученика, укрепление любви к своему краю, зарождение интереса к его прошлому и настоящему. Творческие задания по темам способствуют активизации самостоятельности. На таких уроках широко применяется самостоятельная работа с различными литературно-краеведческими источниками. Ученики выделяют яркие, запоминающиеся строки из рассказов и стихов писателей и поэтов о временах года, о реках, растениях, животных.
Рисунок 5 - Лето в парке Аксакова (г. Уфа)
Интересный материал о природе ученики получают не только из уст учителя, но и в значительной мере добывают сами: индивидуальным наблюдением за окружающим миром и во время экскурсии, работают с литературой, Интернет-источниками и др.
Организация уроков такого плана способствует формированию устойчивого познавательного интереса к изучению своего края.
Список использованной литературы:
1. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. Семейная хроника. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1991. 448 с.
2. Канафина Г.В., Хизбуллина Р.З. Экологическое образование на уроках географии посредством изучения описаний природы в произведениях С.Т. Аксакова / Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования».
3. Краеведческие аспекты географических исследований и образования: сборник статей Всероссийской научно-методической конференции. - Пенза, 2005.
© Хизбуллина Р.З., Канафина Г.В., 2016
УДК 37.08
Р.З. Хизбуллина
к.п.н., доцент географического факультета, БашГУ г. Уфа, Российская Федерация Г.А. Шангараева студент 2 курса, БАГСУ г. Уфа, Российская Федерация М.С. Якимов
магистрант 1 г.о. географического факультета, БашГУ
г. Уфа, Российская Федерация
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КУШНАРЕНКОВСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Аннотация
В статье приводятся результаты опроса молодых специалистов общеобразовательных учреждений