Научная статья на тему 'Изучение геофизических явлений на основе отрывков из произведений художественной литературы'

Изучение геофизических явлений на основе отрывков из произведений художественной литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / КАЧЕСТВО УСВОЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SCIENCE EDUCATION / GEOPHYSICAL PHENOMENA / LITERARY FICTION / INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS / QUALITY OF KNOWLEDGE MASTERING / INTEGRATION OF SUBJECTS / CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адельмурзина Ильгиза Фиркатовна, Хизбуллина Резеда Зиязетдиновна, Садыкова Гульназ Вакифовна, Гафаров Фидан Робертович

В статье анализируется опыт изучения геофизических явлений с помощью фрагментов литературных произведений на уроках географии и физики. Литературное сопровождение освоения новых терминов развивает ассоциативное мышление у учащихся и упрощает их запоминание, обогащает речь учащихся за счет использования различных стилей общения. Прочтение некоторых характеристик природных явлений заставляет большинство детей задуматься над своей речью. Они начинают осознавать, что одно и то же природное явление можно описать по-разному, используя научный язык или литературный. В статье определяется роль межпредметных связей в процессе обучения на уроках по различным дисциплинам в средней общеобразовательной школе и значение интеграции предметов в формировании всесторонне развитой личности. Такая форма освоения учебного материала позволяет учащимся контролировать содержание и языковое звучание своих рассуждений, а также в результате этого процесса у учащихся могут актуализироваться творческие способности. Интегрирование сегодня это требование времени. Оно важно для тех, кто занимается формированием всесторонне развитой личности и разрабатывает вопросы базового образования разных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адельмурзина Ильгиза Фиркатовна, Хизбуллина Резеда Зиязетдиновна, Садыкова Гульназ Вакифовна, Гафаров Фидан Робертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying geophysical phenomena through works of literary fiction

The article deals with the experience of teaching geophysical phenomena through fiction abstracts at geography and physics school lessons. Literary accompaniment of learning new terms facilitates associative thinking, memorizing the new terms, enriches pupil’s speech due to various styles of communication. Reading some natural phenomena characteristics bring most schoolchildren to think over their speech. They come to realize that the same natural phenomenon can be described differently, through literary or scientific language. The article demonstrates interdisciplinary connection in the course of teaching various subjects at secondary school. It is proved that integration of subjects plays very significant role in creating a well-balanced personality. Such way of learning enables schoolchildren to control the content and language implementation of their reflections. Moreover, it can bring about creative abilities as well. Integration process today is a timely demand. It is of paramount importance for those, who are aimed at building up versatile personality and working out basic issues of teaching multiple disciplines.

Текст научной работы на тему «Изучение геофизических явлений на основе отрывков из произведений художественной литературы»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-06/

дата публикации: 1.01.2018 Р. З. Хизбуллина, и. Ф. Адельмурзина,

№ 6 (30). С. 139-144.

УДК 372.854+372.891 Г. В. Садыкова, Ф. Р. Гарипов

Изучение геофизических явлений на основе отрывков из произведений художественной литературы

В статье анализируется опыт изучения геофизических явлений с помощью фрагментов литературных произведений на уроках географии и физики. Литературное сопровождение освоения новых терминов развивает ассоциативное мышление у учащихся и упрощает их запоминание, обогащает речь учащихся за счет использования различных стилей общения. Прочтение некоторых характеристик природных явлений заставляет большинство детей задуматься над своей речью. Они начинают осознавать, что одно и то же природное явление можно описать по-разному, используя научный язык или литературный. В статье определяется роль межпредметных связей в процессе обучения на уроках по различным дисциплинам в средней общеобразовательной школе и значение интеграции предметов в формировании всесторонне развитой личности. Такая форма освоения учебного материала позволяет учащимся контролировать содержание и языковое звучание своих рассуждений, а также в результате этого процесса у учащихся могут актуализироваться творческие способности. Интегрирование сегодня - это требование времени. Оно важно для тех, кто занимается формированием всесторонне развитой личности и разрабатывает вопросы базового образования разных дисциплин.

Ключевые слова: естественно-научное образование, геофизические явления, художественная литература, межпредметные связи, качество усвоения, интеграция предметов, творческая деятельность

Perspectives of Science & Education. 2017. 6 (30)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Accepted: 29 November 2017 Published: 1 January 2018 No. 6 (30). pp. 139-144.

R. Z. Khizbullina, I. F. Adelmurzina, G. V. Sadikova, F. R. Garipov

Studying geophysical phenomena through works of literary fiction

The article deals with the experience of teaching geophysical phenomena through fiction abstracts at geography and physics school lessons. Literary accompaniment of learning new terms facilitates associative thinking, memorizing the new terms, enriches pupil's speech due to various styles of communication. Reading some natural phenomena characteristics bring most schoolchildren to think over their speech. They come to realize that the same natural phenomenon can be described differently, through literary or scientific language. The article demonstrates interdisciplinary connection in the course of teaching various subjects at secondary school. It is proved that integration of subjects plays very significant role in creating a well-balanced personality. Such way of learning enables schoolchildren to control the content and language implementation of their reflections. Moreover, it can bring about creative abilities as well. Integration process today is a timely demand. It is of paramount importance for those, who are aimed at building up versatile personality and working out basic issues of teaching multiple disciplines.

Keywords: science education, geophysical phenomena, literary fiction, interdisciplinary connections, quality of knowledge mastering, integration of subjects, creative activity

еятельность учителя сегодня характеризуется постоянным совершенствованием профессионального мастерства, повышением методического уровня преподавания. Повышение уровня достигается путем рационального изложения программного материала, творческим использованием разнообразных средств и методов обучения, повышением интереса, активности и самостоятельности учащихся при обучении. Обучающийся в будущем должен стать высококвалифицированным специалистом, всесторонне развитым человеком, с широким кругозором, способным оперативно решать как сугубо профессиональные, так и творческие задачи [1]. Совершенствование средств и методов преподавания школьных предметов должно ориентироваться в первую очередь на развитие познавательной активности и творческого мышления учащихся, во вторую очередь, на выработку умения применять знания на практике. Важную роль в повышении практической и науч-

Содержание физических знаний по

но-теоретической подготовки учащихся сегодня играют межпредметные связи.

К сожалению, в школьной практике не всегда решается основная задача использования межпредметных связей: повышение качества знаний и умений. Межпредметные связи обычно используют для совершенствования процесса обучения, в целях экономии сил и времени учащихся, для более эффективного усвоения ими знаний. Развитие учащихся происходит путем более глубокого осмысливания объективно существующих закономерных связей в природных явлениях [7, с. 71]. То есть, образование, основанное на интеграции различных предметов, формирует не отвлеченные знания, а целостные, мировоззренческие, оно учит видеть все явления жизни и их глубинные взаимосвязи.

Далее в таблице 1 рассмотрим как можно изучить природные геофизические процессы и явления на уроках физики и географии.

Таблица 1

лам, рассматриваемым в географии

Кл. Темы Характеристика понятия

7 Ветры Горизонтальное движение воздуха, вызываемое неравномерным распределением атмосферного давления на земной поверхности. Воздушные массы перемещаются из области высокого давления в область низкого давления. Силу ветра выражают по 12-бальной шкале Бофорта. Более точные определения силы ветра производятся при помощи анемометра. С высотой скорость ветра возрастает. Данное явление объясняется законом Паскаля, который заключается в том, что давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку без изменений во всех направлениях в разных точках, поэтому закон справедлив и для жидкости в поле силы тяжести.

8 Туман Сгущение водяных паров в воздухе в виде мельчайших капелек. Образуется при охлаждении влажного воздуха до точки росы при отсутствии сильного ветра. Средняя величина капелек тумана равна 0,02 мм. Поднявшийся туман является облаком. Для образования тумана необходимо наличие в воздухе пыли, дыма, или электрически заряженных частиц - ионов. Исчезновение тумана объясняется испарением мельчайших капелек воды, то есть переходом их в газообразное состояние. Конденсация - это процесс перехода из газообразного состояния в жидкое. Молекулы, которые покинули жидкость в ходе испарения, постоянно двигаясь, находятся в воздухе. Некоторые из них могут попадать назад в жидкость.

9 Северное (полярное) сияние Свечение верхних разреженных слоев атмосферы на высотах 90 - 1000 км, преимущественно в высоких широтах обоих полушарий. Природное явление, которое вызвано взаимодействием солнечных частиц с верхними слоями атмосферы. При движении заряженной частицы в веществе происходит её рассеяние в электростатических полях атомных ядер и электронов. В результате возникает тормозное излучение пропорциональное квадрату ускорения а частицы: Е = 2е2а2/3с2,Е - энергия, излучаемая зарядом е, с - скорость света.

10 Приливы и отливы Периодические поднятия и опускания воды в океанах, вызываемые притяжением Луны и Солнца. Закон всемирного тяготения обычно звучит так: два тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной произведению масс этих тел и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.

Регерес^еБ с^ Science & Education. 2017. 6 (30)

10 Молния (гром) Молния - это электрический искровой разряд, проявляющийся обычно яркой вспышкой света и сопровождающим её громом. Во время падения дождевых капель они делятся на более мелкие части, приобретая при этом положительный разряд, а воздух -отрицательный. В результате дальнейшего падения капель между верхними и нижними слоями тучи создается разность потенциалов, достигающая в конце таких размеров, что происходит электрический разряд, часто сопровождающийся громом.

11 Радуга Оптическое явление в атмосфере в виде разноцветной дуги на небесном своде. Наблюдается, когда лучи Солнца освещают завесу дождя, расположенную в стороне, противоположной Солнцу. Объясняется радуга преломлением, отражением и дифракцией света в водяных каплях. Радуга есть не что иное, как непрерывный спектр солнечного света, образованный разложением света в каплях дождя.

Землетрясение Колебания земной коры, происходящие в сейсмических областях. Географическое распределение землетрясений связано с горообразовательными тектоническими процессами. Главным образом разломами и сбросами. Распространение упругих волн. Закон Гука - утверждение, согласно которому деформация, возникающая в упругом теле (пружине, стержне, консоли, балке и т.п.), пропорциональна приложенной к этому телу силе. Открыт в 1660 году английским учёным Робертом Гуком.

Изучение явлений, описанных в таблице 1 возможно не только на уроках физики или географии, но и на уроках литературы. Организация такого рода освоения географических терминов позволит сблизиться как самим учащимся между собой, так и учителю с учащимися. В результате этого процесса у учащихся могут актуализироваться творческие способности. Современный личностно-ориентированный подход к обучению заставляет учителя не только требовать от школьников усвоения определенной суммы знаний, но и умения их применять в творческой ситуации [10].

В ходе формирования понятий, представленных в таблице 1, можно использовать следующие примеры-отрывки из произведений художественной литературы:

1. Ветры. О ветрах писали многие писатели и поэты, например, у А.С. Пушкина в повести «Метель» находим про ветры следующее: «...Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь... На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось угрозой и печальным предзнаменованием...» [9, с. 79].

2. Туман. Г. Колесников в одноименном явлению произведении «Туман» писал следующее: «...На стыке тепла и холода гремят поздние осенние грозы. А когда остаются еще жаркие дни и наступают уже студеные ночи, над Волгой и Доном поднимаются туманы... На рассвете меня разбудила тишина. Машины теплохода остановились и замолчали. Я вышел на палубу. Все окрест было плотно окутано влажным и непроницаемо белым дымом тумана. Где-то совсем рядом смутно просматривались очертания

какого-то судна. Как наш теплоход, оно стояло на якоре...» [5, с. 340].

3. Северное сияние. Американский писатель Д. Лондон описал северное сияние в своем рассказе «Дочь северного сияния»: «...Ночь была ясная и морозная. Северное сияние зажгло свои праздничные огни, расцветив небосклон гигантскими зеленовато-белыми мерцающими лучами, притушившими свет звезд. Волны холодного розового блеска омывали зенит, а на горизонте рука титана воздвигла сверкающие арки. И, потрясенные этим величественным зрелищем, собаки поднимали протяжный вой, как их далекие предки в незапамятные времена...» [6].

4. Приливы и отливы. В стихотворении «Приливы и отливы» В. Грабарева про приливы и отливы написано [3]:

«...Отлив марает океаны

И оголяет край земли, Разводит жуткие туманы И гасит лунные огни.

Его ругают океаны На посиделках лунных вод, Грозя послать на бой цунами, Чтоб вновь прилив отмыл восход...».

5. Молния (гром). Молния была описана С.Т. Аксаковым в романе «Детские годы Багрова-внука. Семейная хроника»: «...В это время, кажется 1-го июня, случилась жестокая гроза, которая произвела на меня сильное впечатление страха. Гроза началась вечером, часу в десятом; мы ложились спать; прямо перед нашими окнами был закат летнего солнца, и светлая заря, еще не закрытая черною приближающеюся тучею, из

которой гремел по временам глухой гром, озаряла розовым светом нашу обширную спальню, то есть столовую; я стоял возле моей кроватки и молился богу. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом и оглушил нас; я бросился на свою кроватку и очень сильно ушиб себе ногу. Несколько минут я не мог опомниться; опомнившись, я увидел, что сижу на коленях у Евсеича, что дождь льет как из ведра и что комната освещена не зарею, а заревом от огня. Евсеич рассказал мне, что это горит соборная Троицкая колокольня, которую зажгла молния...» [2].

6. Радуга. Забавную версию характеристики оптического явления радуги находим у С.Я. Маршака в стихотворении «Радуга-дуга» [8]:

«.Семицветный полукруг Из семи широких дуг.»

«.А построили в два счёта Поднебесные ворота Радужная арка Засверкала ярко, Разукрасили траву, Блещет радуга-дуга,

Сквозь неё видны луга.»

7. Землетрясение. Интересное описание геологического процесса землетрясения дается И.

Ситуация общения

Данная схема показывает, что для «комфортного» общения человеку необходимо владеть разными его стилями. Это позволит ему легко общаться в разных жизненных ситуациях.

Использование литературных фрагментов обогащает речь ученика, помогает ему «выученное», «зазубренное», «научное» определение перефразировать и «красиво» донести до слушателя.

Выполнение таких заданий, во-первых, способствует:

• повышению мотивации к изучаемым предметам: физике, географии, литера-

Ильфом и Е. Петровым в романе «12 стульев»: «.Со звоном выскочили стекла, и зонтик с надписью «Я хочу Подколесина», подхваченный вихрем, вылетел в окно к морю. Остап лежал на полу, легко придавленный фанерными щитами. Было двенадцать часов и четырнадцать минут. Это был первый удар большого крымского землетрясения 1927 года. Удар в девять баллов, причинивший неисчислимые бедствия всему полуострову, вырвал сокровище из рук концессионеров.» [4].

Прочтение таких характеристик природных явлений заставляет большинство детей задуматься над своими высказываниями, речью. Они начинают осознавать, что одно и то же природное явление можно описать по-разному, используя научный язык или литературный. При этом, им необходимо учитывать, что каждый из них владеет несколькими стилями общения, например, в домашней обстановке он говорит не так, как в школе; с друзьями не так, как с незнакомыми людьми; с одним человеком иначе, чем в тех случаях, когда обращаемся сразу ко многим людям (например, в ходе дискуссии или на собрании).

Наше общение зависит от сложившихся обстоятельств, а точнее от ситуации общения, которую можно представить в виде схемы (рис. 1).

туре;

• приобретению нестандартных способов решения той или иной задачи;

Во-вторых, позволяет:

• разрядить напряженную обстановку на уроке, снизить уровень тревожности у учащихся;

• приобрести способность к самовыражению и самореализации, что способствует повышению самооценки.

Изученный материал позволил нам сделать выводы о том, что использование межпредметных связей способствует:

Где говорим?

в официальной обстановке в неофициальной обстановке

С кем?

С какой целью

с одним человеком

со многими людьми

общение

сообщение

воздействие Рис. 1. Зависимость ситуации общения от целей общения

Perspectives of Science & Education. 2017. 6 (30)

ний;

• формированию понимания ответственности за последствия своих поступков;

• формированию географической культуры, осознанному восприятию проблем экологии.

В заключение отметим, что интегрирование сегодня - это требование времени. Оно важно для тех, кто занимается формированием всесторонне развитой личности и разрабатывает вопросы базового образования разных дисциплин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахъямова Э.А., Мингазетдинова Р.Ф. Актуальные задачи в обучении иностранным языкам в вузе // Мир педагогики и психологии. Электронный научный журнал. Нижний Новгород, 2017, №5. [Электронный ресурс]. URL: http://scipress.ru/ pedagogy/article/aktualnye-zadachi-v-obuchenii-inostrannym-yazykam-v-vuze (дата обращения: 20.12.2017 г.).

2. Аксаков С.Т. // LibreBook.ru [Электронный ресурс]. URL: http://librebook.me/detskie_gody_bagrova_vnuka (дата обращения: 27.10.2017)

3. Грабарев В. Приливы и отливы // Стихи.ру [Электронный ресурс]. URL: http://www.stihi.ru/2015/10/25/1600 (дата обращения: 12.09.2017).

4. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев // LibreBook.ru [Электронный ресурс]. URL: http://librebook.me/dvenadcat_stulev/ vol1/2 (дата обращения: 27.10.2017)

5. Колесников Г.С. Тайны степного леса / Г.С. Колесников. - Ростов на/Д.: Ростовское книжное издательство, 1987. - 352 с.

6. Лондон Дж. Собрание сочинений в тринадцати томах. Том I // Ридли [Электронный ресурс]. URL: http://readli.net/ sobranie-sochineniy-v-14-tomah-tom-i (дата обращения: 27.10.2017).

7. Максимов В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения / В.Н. Максимов. - М.: Просвещение, 1994. - 142 с.

8. Маршак С. Собрание сочинений в восьми томах. Том первый // Ридли [Электронный ресурс]. URL: http://readli.net/ marshak-s-a-sobranie-sochineniy-tom-1 (дата обращения: 27.10.2017).

9. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 17 т. Т.8, кн. 1 / А.С. Пушкин. - М.: Воскресенье, 1995. - 496 с.

10. Хизбуллина Р.З., Еникеев Ю.А. Использование межпредметных связей при изучении географии и физики в процессе самообразования школьников // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19070 (дата обращения: 27.10.2017).

REFERENCES

1. Akhyamova E.A., Mingazetdinova R.F. Aktual'nyye zadachi v obuchenii inostrannym yazykam v vuze [Topical issues teaching foreign languages in higher education establishment] Mir pedagogiki i psikhologii. - World of Education and Psychology. Nizhny Novgorod. 2017, №5. Available at: http://scipress.ru/pedagogy/article/aktualnye-zadachi-v-obuchenii-inostrannym-yazykam-v-vuze (accessed 20 December 2017).

2. Aksakov S.T. Detskiye gody Bagrova-vnuka. Semeynaya khronika [Childhood years of Bagrov-grandson. Family Chronicle]. LibreBook.ru [Digital source]. Available at: http://librebook.me/detskie_gody_bagrova_vnuka (accessed 20 December 2017).

3. Grabarev V. Prilivy i otlivy [Tides and ebbs]. Stikhi.ru. Available at: http://www.stihi.ru/2015/10/25/1600 (accessed 20 December 2017).

4. Ilf I., Petrov Ye. Dvenadtsat' stul'yev [Twelve chairs] // LibreBook.ru [Digital source]. Available at: http://librebook.me/ dvenadcat_stulev/vol1/2 (accessed 20 December 2017)

5. Kolesnikov G.S. Taynystepnogo lesa [Secrets of the steppe forest]. Rostov on Don, Rostov book publishing house, 1987. 352 p.

6. London J. Sobraniye sochineniy v trinadtsati tomakh. Tom I. Riddli [Collected works in thirteen volumes. Volume I.]. Readly [Digital source]. Available at: http://readli.net/sobranie-sochineniy-v-14-tomah-tom-i (accessed 20 December 2017).

7. Maksimov V.N. Mezhpredmetnyye svyazi i sovershenstvovaniye protsessa obucheniya [Intersubject connections and improvement of the learning process]. Moscow, Prosveshcheniye, 1994. 142 p.

8. Marshak S. Sobraniye sochineniy v vos'mi tomakh. Tom pervyy [Collected works in eight volumes. Volume One]. Readly [Digital source]. Available at: http://readli.net/marshak-s-a-sobranie-sochineniy-tom-1 (accessed 20 December 2017).

9. Pushkin A.S. Polnoye sobraniye sochineniy v 17 tomakh. Tom 8, kniga 1 [Complete Works of 17 vol. Vol. 8, book. 1]. Moscow, Voskresen'ye, 1995. 496 p.

10. Khizbullina R.Z., Yenikeev Yu.A. Ispol'zovaniye mezhpredmetnykh svyazey pri izuchenii geografii i fiziki v protsesse samoobrazovaniya shkol'nikov [Use of intersubject connections in the study of geography and physics in the process of self-education of schoolchildren]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education. 2015. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19070 (accessed 20 December 2017).

• повышению качества географической образованности;

• формированию целостного восприятия мира;

• формированию потребностей творческой деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• развитию воображения и мышления;

• воспитанию личностного отношения учащихся к человеку, самому себе как уникальной форме жизни;

• воспитанию готовности ученика к самостоятельному выбору и принятий реше-

Информация об авторах Адельмурзина Ильгиза Фиркатовна

(Россия, Башкортостан, Уфа) Старший преподаватель Кафедра физической географии, картографии и геодезии

Башкирский государственный университет E-mail: adelmurzina.i@yandex.ru

Хизбуллина Резеда Зиязетдиновна

Доцент, к. пед. наук Кафедра физической географии, картографии и геодезии

Башкирский государственный университет E-mail: hizbullina@yandex.ru

Садыкова Гульназ Вакифовна

Магистрант 2 года обучения по направлению «География», профиль «Физическая география» Кафедра физической географии, картографии и геодезии

Башкирский государственный университет E-mail: gulnazkan@gmail.com

Гафаров Фидан Робертович

Магистрант 2 года обучения по направлению «Физика», профиль «Физика кинетических явлений» Кафедра физической географии, картографии и геодезии

Башкирский государственный университет E-mail: fidangaripov@rambler.ru

Information about the authors

Adelmurzina Ilgiza Firkatovna

(Russia, Bashkortostan Republic, Ufa City) Senior lecturer Department of physical geography, cartography and geodesy Bashkir State University E-mail adelmurzina.i@yandex.ru

Khizbullina Rezeda Ziyazetdinovna

(Russia, Bashkortostan Republic, Ufa City) Assistant professor, PhD in Pedagogical Sciences Department of physical geography, cartography and geodesy. Bashkir State University E-mail: hizbullina@yandex.ru

Sadykova Gulnaz Vakifovna

(Russia, Bashkortostan Republic, Ufa City) 2nd year magistracy student Physical Geography profile Department of physical geography, cartography and geodesy. Bashkir State University E-mail: gulnazkan@gmail.com

Gafarov Fidan Robertovich

(Russia, Bashkortostan Republic, Ufa City)

2nd year magistracy student Physics of the Kinetic Phenomena profile Department of physical geography, cartography and geodesy. Bashkir State University E-mail: fidangaripov@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.