Научная статья на тему 'Исследование социальной адаптации молодых специалистов в общеобразовательных учреждениях Кушнаренковского района Республики Башкортостан'

Исследование социальной адаптации молодых специалистов в общеобразовательных учреждениях Кушнаренковского района Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
107
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПРОС / РЕЗУЛЬТАТЫ / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хизбуллина Р.З., Шангараева Г.А., Якимов М.С.

В статье приводятся результаты опроса молодых специалистов общеобразовательных учреждений Кушнаренковского района Республики Башкортостан, приводятся выводы, основанные на результатах опроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование социальной адаптации молодых специалистов в общеобразовательных учреждениях Кушнаренковского района Республики Башкортостан»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070

Рисунок 5 - Лето в парке Аксакова (г. Уфа)

Интересный материал о природе ученики получают не только из уст учителя, но и в значительной мере добывают сами: индивидуальным наблюдением за окружающим миром и во время экскурсии, работают с литературой, Интернет-источниками и др.

Организация уроков такого плана способствует формированию устойчивого познавательного интереса к изучению своего края.

Список использованной литературы:

1. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. Семейная хроника. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1991. 448 с.

2. Канафина Г.В., Хизбуллина Р.З. Экологическое образование на уроках географии посредством изучения описаний природы в произведениях С.Т. Аксакова / Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования».

3. Краеведческие аспекты географических исследований и образования: сборник статей Всероссийской научно-методической конференции. - Пенза, 2005.

© Хизбуллина Р.З., Канафина Г.В., 2016

УДК 37.08

Р.З. Хизбуллина

к.п.н., доцент географического факультета, БашГУ г. Уфа, Российская Федерация Г.А. Шангараева студент 2 курса, БАГСУ г. Уфа, Российская Федерация М.С. Якимов

магистрант 1 г.о. географического факультета, БашГУ

г. Уфа, Российская Федерация

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КУШНАРЕНКОВСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Аннотация

В статье приводятся результаты опроса молодых специалистов общеобразовательных учреждений

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

Кушнаренковского района Республики Башкортостан, приводятся выводы, основанные на результатах опроса.

Ключевые слова Опрос, результаты, молодой специалист, педагог.

Залог успешного будущего во многом зависит от того, насколько сегодня уделяется внимание развитию образования. Поэтому сфере образования в Республике Башкортостан отводится особое место. Образовательная среда Кушнаренковского района Республики Башкортостан - это открытая, стабильно развивающаяся система, которая включает 11 средних общеобразовательных организаций с 10 филиалами.

В ходе исследования нами было выявлено, что на 1 сентября 2016 года в общеобразовательных учреждениях Кушнаренковского района РБ работает всего 511 сотрудников, из которых 304 учителя. Из 304 учителей всего 49 специалиста до 35 лет, 23 молодых педагога, стаж работы которых до 10 лет.

Для изучения процесса адаптации молодых специалистов в общеобразовательных учреждениях, мы провели эмпирическое исследование, в нём приняло участие 23 молодых специалиста, в возрасте от 21 до 29 лет. Из них 20 человека женского пола и 3 мужского. Оказалось, что 15 из них трудоустроены в школах районного центра - с. Кушнаренково.

Респондентам была предложена анкета, состоящая из 24 вопросов На вопрос нравится ли им их работа 80% ответили, что нравится, а 20% - не нравится. Было предложено отметить характеристики, присущие идеальной работе, как ни странно, респонденты остановились именно на 2-х характеристиках: дружный и слаженный коллектив - 64%; понимание и уважение руководства - 60%. Больше половины респондентов гордятся тем, что работают именно в своих общеобразовательных учреждениях, 24% ответили, что не всегда упоминают, где они работают. На вопрос хотели бы они перейти на другую работу 80% педагогов ответили - нет, 20% - да.

Далее следовали вопросы о взаимоотношении в коллективе: 56% ответили, что отношения в основном хорошие, деловые, 32% - что между коллегами разного стажа и возраста есть взаимопонимание, 12% признали, что коллектив разбит на группы. Отношение со стороны коллег и со стороны администрации все опрашиваемые оценили, как положительное. Самым трудным для молодых специалистов в первый день работы было: общение с новым коллективом 60%, общение с администрацией общеобразовательного учреждения и привыкание к новому рабочему месту - по 20%. На вопрос были ли разъяснены им общие требования к работе в первый же день ответили «Да» - 100%.

Что касается времени, за которое педагоги осваивались с новыми должностными обязанностями последовали разные ответы, 44% респондентов ответили, что им потребовалось до 3 месяцев, 36% - более полугода и только 20% - до 1 месяца. На вопрос испытывали ли они в процессе адаптации стресс, 80% признались, что испытывали, и очень часто, 20% - испытывали, но редко [1].

В первые месяцы работы наибольшее значение для молодых специалистов имело: влиться в коллектив, слышать одобрение со стороны руководства и приобрести уважение со стороны обучающихся, но когда возникали проблемы, 60% учителей обращались к своим коллегам, сотрудникам коллектива, а 40% - к руководству.

При устройстве на работу в определенное общеобразовательное учреждение Кушнаренковского района решающим фактором для 64% стало то, что организация располагается близко к дому, 32% выпускников педагогических образовательных учреждений уже знали, что в этом общеобразовательном учреждении очень хороший коллектив, а 4% сказали, что только здесь они смогли устроиться по своей специальности.

Десять из опрашиваемых двадцати трёх ответили, что через два года, по их мнению, они будут работать здесь же, в той же должности с более высоким окладом, десять человек - что здесь же, в более высокой должности, три человека - что в другой организации.

По результатам проведенного опроса можно предположить следующее:

— неудовлетворенность молодыми специалистами уровнем заработной платы в некоторой мере компенсируется удовлетворенностью остальными аспектами работы;

— отсутствие видения перспективы своего карьерного роста у молодых специалистов педагогов

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

общеобразовательных учреждений, может быть объяснено различием в личностных особенностях сотрудников.

Список использованной литературы 1. Щербаков А. Профессиональная адаптация начинающего педагога на рабочем месте // Народное образование. - 2016 - №6 - С. 127-133

© Хизбуллина Р.З., Шангараева Г.А., Якимов М.С., 2016

УДК 37.08

Р.З. Хизбуллина

к.п.н., доцент географического факультета, БашГУ г. Уфа, Российская Федерация Г.А. Шангараева студент 2 курса, БАГСУ г. Уфа, Российская Федерация М.С. Якимов

магистрант 1 г.о. географического факультета, БашГУ

г. Уфа, Российская Федерация

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация

В статье говорится о проблеме адаптации молодых специалистов. Дается информация о способах привлечения молодых специалистов в общеобразовательные учреждения.

Ключевые слова Адаптация, молодой специалист.

Молодые специалисты - особая статусная и возрастная группа и процесс их успешной социальной адаптации в коллективе является ключевым в вопросе закрепления и дальнейшего развития молодых кадров в организации. Адаптация молодых специалистов должна представлять, прежде всего, систему прикладных мер, направленную на их эффективное включение в трудовой коллектив. Сфера трудовых отношений становится неотъемлемой частью жизни выпускника учебного заведения. И построение успешной программы адаптации внутри конкретного учреждения с учетом всех факторов и особенностей молодых специалистов позволит говорить об успешном выполнении задач становления и закрепления молодого человека в роли специалиста и личности, проходящей новый этап социализации.

Проблема «вхождения» молодежи, получившей профессиональное образование, в рынок труда во многом обусловлена тем, что представления выпускников о перспективах трудоустройства, о будущей трудовой деятельности в целом не совпадают с реальной обстановкой на рабочем месте и реальным соотношением спроса и у предложения на рынке труда. Так за последние 70 лет их число на территории Республики Башкортостан сократилось примерно в 27 раз [2].

Молодыми специалистами считаются выпускники образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования со стажем работы менее 10 лет.

При поступлении на работу в общеобразовательные учреждения молодой специалист испытывает серьезный стресс. От того, насколько легко он преодолеет данный этап, зависит становление педагога как профессионала и его верность выбранной профессии.

Существуют инструменты методической работы и профессионального роста, которые обеспечивают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.