Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РЕКРЕАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РЕКРЕАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / АНИМАЦИЯ В ТУРИЗМЕ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУ / РЕКРЕАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / АНИМАЦИЯ НА ЭКОЛОГИ- ЧЕСКИХ МАРШРУТАХ / EDUCATIONAL PROGRAMS / ANIMATION IN TOURISM / TRAINING TOURISM SPECIALISTS / RECREATION ENVIRONMENTAL TRAINING / ANIMATION IN ENVIRONMENTAL TRAILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчагина Гульназ Айратовна

Рассматривается проблема применения элементов анимационной деятельности в разработке рекреационно-экологических туристских маршрутов будущими специалистами по туризму. В статье описаны представления различных авторов о возможностях применения анимационной деятельности в туристской индустрии, освящены представления исследователей о требованиях к специалистам по анимации и их роли в процессе проведения анимационных мероприятий с туристами. Применение элементов анимационной деятельности способствует развитию у будущих специалистов по туризму артистизма, творческой активности, воображения, речи и т.д. Автор подчеркивает важность включения элементов анимационной деятельности в процесс рекреационно-экологической подготовки будущих специалистов по туризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING ANIMATION FOR RECREATIONAL ENVIRONMENTAL TRAINING OF FUTURE TOURISM SPECIALISTS

The problem of using animation elements in the development of recreational environmental tourist trails by future tourism specialists is discussed. Views of different authors on possible applications of animation in tourist industry are described, ideas of researchers on the requirements to the specialists in animation and their role in doing animation events with tourist are outlined. Use of animation facilitates the development of showmanship, creativity, imagination, speaking etc. it is stressed that it is important to include animation elements in the process of recreational environmental training of future tourism specialists.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РЕКРЕАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУ»

УДК 378.147 ББК 74.480.26

DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-4-103-108

Г.А. Корчагина

(Международный Институт Дизайна и Сервиса, г. Челябинск, Россия)

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РЕКРЕАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУ

Рассматривается проблема применения элементов анимационной деятельности в разработке рекреационно-экологических туристских маршрутов будущими специалистами по туризму. В статье описаны представления различных авторов о возможностях применения анимационной деятельности в туристской индустрии, освящены представления исследователей о требованиях к специалистам по анимации и их роли в процессе проведения анимационных мероприятий с туристами. Применение элементов анимационной деятельности способствует развитию у будущих специалистов по туризму артистизма, творческой активности, воображения, речи и т.д. Автор подчеркивает важность включения элементов анимационной деятельности в процесс рекреаци-онно-экологической подготовки будущих специалистов по туризму.

Ключевые слова: образовательные программы, анимация в туризме, подготовка специалистов по туризму, рекреационно-экологическая подготовка, анимация на экологических маршрутах.

USING ANIMATION FOR RECREATIONAL ENVIRONMENTAL TRAINING OF FUTURE TOURISM SPECIALISTS

CP ^

I—

о с

m

о

го s

<u с

G.A. Korchagina

(International Institute of Design and Service, Chelyabinsk, Russia) 8 ^

ц Ю

t ^

£ £

? ^

^ о

I 1=

I ъ —1

ro

The problem of using animation elements in the development of recreational environmental tourist trails by future tourism specialists is discussed. Views of different | a> authors on possible applications of animation in tourist industry are described, ideas of ro| researchers on the requirements to the specialists in animation and their role in doing g § animation events with tourist are outlined. Use of animation facilitates the development of showmanship, creativity, imagination, speaking etc. it is stressed that it is important to include animation elements in the process of recreational environmental training of future tourism specialists.

Keywords: educational programs, animation in tourism, training tourism specialists, recreation environmental training, animation in environmental trails.

<U IT

S Го

I <u

<u a.

x ^

<u <u

^ к

d 4

Современное общество все больше поддерживает стиль жизни, предполагающий стремление к постоянному получению положительных эмоций, переживанию наиболее ярких и насыщенных впечатлениями позитивных жизненных событий, старается жить настоящим и не планировать далекое будущее. Это отражается в таких гедонистических действиях, как страсть к элитным товарам и услугам, хорошей еде и дорогим напиткам, брендовой одежде, комфортному жилью, приобретению престижного транспорта, беспечному отдыху на популярных курортах и всевозможным развлечениям [8]. Такой образ жизнедеятельности предполагает посещение человеком большого количества увеселительных заведений и игровых комплексов, участие в анимационных и рекреационных мероприятиях, приобретение игр и игровых гаджетов. Практически ни одно важное жизненное событие семейного или общегосударственного масштаба не обходится без приглашения артистов, ведущих, юмористов, аниматоров, которые организуют «праздник под ключ». Таким образом, анимационная деятельность становится неотъемлемой частью современной жизни, используется как способ организации досуга, вид рекреационной деятельности и форма развлекательной активности.

Изначально термин «анимация» предполагал деятельность, направленную на усиление заинтересованности в художественном творчестве и к культуре в целом. Позже «анимация» применяется как термин для определения работы по созданию мультфильмов. Лишь к концу XX века анимация становится видом социально-культурной деятельности и прочно входит в понятие организации досуга и отдыха.

В современной туристской инду-го стрии анимация является важнейшей | составной частью туристского продукта и используется как в качестве само-^ стоятельного туристского продукта (анимационные или развлекательные

туристские маршруты), так и широко применяется при разработке туров, организации досуга туристов в гостиничном комплексе, при посещении достопримечательностей, а также в ресторане или на транспорте. Анимация является инструментом для «оживления» объектов туристского показа, разнообразия развлечений на туристском маршруте, сплочения группы, снятия напряжения участников, вовлечения в спортивные и оздоровительные занятия, а также для развития и воспитания личности [1; 5]. Анимационная деятельность используется и как форма рекламы туристского предприятия [9] и в качестве инструмента развития туризма [2], для наполнения экскурсионной программы развлекательными элементами [4], как косвенный источник прибыли гостиничного предприятия, реализовывающего анимационные гостиничные услуги, а также в качестве привлечения гостей в рестораны путем проведения тематических вечеринок, концертов, шоу-представлений и т.д. [12] Таким образом, анимация затрагивает все сегменты туристской индустрии, и может применяться на каждом этапе оказания туристских услуг, а также выступать самостоятельным продуктом, повышая доходы предприятий.

Широкое распространение анимационной деятельности в туризме не могло не развить научный интерес к данному вопросу. Так, проблемами организации анимации как вида культурно-досуговой деятельности занимались ГА. Аванесо-ва, А.Д. Жарков, И.И. Пядушкина и др. Анимационную деятельность в туризме и гостеприимстве исследовали С.И. Бай-лик, Т.И. Власова, И.И. Булыгина и Н.И. Гаранин, Л.В. Курило, Е.К. Ланковская, Е.М. Приезжева, О.И. Тимофеев, Т.Н. Третьякова, и др. Наличие большого количества исследований в этой области свидетельствует об актуальности темы и наличии потенциала для ее изучения.

Разработка и проведение любого анимационного мероприятия или включение элементов анимации в турпродукт тре-

бует тщательного планирования и подготовки самими организаторами. При этом специалистам по туризму необходимо быть готовыми провести спонтанную анимацию на случай форс-мажоров на маршруте. Таким образом, возникает потребность в формировании у будущих специалистов по туризму знаний, умений и навыков, способствующих подготовке студентов в области организации досуга туристов и проведения анимационной программы.

По мнению Е.М. Приезжевой, аниматоры должны обладать лидерскими задатками, быть инициативными, наблюдательными, находчивыми, эмоциональными, обладать хорошим чувством юмора, развитым эстетическим вкусом, а также знать психолого-педагогические основы управления временным коллективом. Помимо этого, автор считает, что анимационные программы в туризме должны влиять на гармоничное развитие человеческой личности, способствовать воспитанию нравственных и эстетических качеств, а также приобщать к культурным традициям народа [10].

А.В. Дегтяренко считает, что наиболее важным компонентом подготовки аниматоров является культурно-исторический, подразумевающий, что в рамках туристской анимации необходимо решать и социально-педагогические задачи по патриотическому воспитанию, утверждению гуманистических начал, развитию эмпатийных умений и креативных склонностей [3].

О.Н. Тимофеев подчеркивает важность всестороннего развития личности аниматора, так как специалист по анимации должен реализовать основную функцию социально-культурной деятельности - приобщать к культурному отдыху и развивать творческий потенциал личности [13].

Поддерживая позицию указанных выше ученых, отметим, что организатор анимационной деятельности в туризме может выступать посредником между руководством предприятия и ее клиентами,

узнавая в неформальной обстановке о качестве оказанных услуг, и брать на себя роль психолога, воспитателя и педагога. Также в процессе реализации анимационного мероприятия аниматор способен продвигать такие социально-значимые идеи, как здоровый образ жизни, занятия спортом, чтение полезной литературы, соблюдение режима дня, а также прививать основы экологического воспитания. Следовательно, специалист по анимации должен не только способствовать восстановлению духовных и физических сил человека, то есть организовывать рекреацию туристов, но и содействовать всестороннему развитию личности отдыхающих в контексте современной жизни.

Необходимо отметить, что экологический аспект анимационных программ вызывает интерес среди современных исследователей в связи с насущностью решения проблем экологии на всех уровнях жизнедеятельности и образования, а также наличием «моды на экологич-ность» во всех сферах. Так, анимацию в экологических турах изучали М.С. Без-углова, В.А. Кочеткова и др. По их мнению, применение элементов анимации на экологических туристских маршрутах способствует формированию комфортного эмоционального климата внутри группы, росту популярности экологических туров, побуждению туристов к экологичным действиям и охране окружающей среды [7].

Исходя из озвученных позиций авторов, обозначим, что в программы подготовки специалистов по туризму необходимо включать компонент, позволяющий не только подготовить всесторонне развитого специалиста по туризму, но и готового реализовывать рекреационно-эко-логичные анимационные мероприятия.

В этой связи приобретает важность анимационный аспект в процессе ре-креационно-экологической подготовки будущих специалистов по туризму. Под рекреационно-экологической подготовкой понимается вид профессиональной подготовки, обеспечивающий высокую

^

н о с

со о

го ^

ф

с

о

Р |

о 3 о ^

.о ^

ц ю ф ^

к

со

Ч й

^ 2

? ^

^ о

1 1=

I15

Го ¡5

2 ф ^ т

1 ^

2 ° Ш се °

<и Ф

^ к а ч

I

о

го ф

степень готовности студента к осуществлению актуальных проектов туринду-стрии, управлению процессом оказания туристских услуг, продуктивному взаимодействию с туристами с целью оказания услуг по восстановлению духовных и физических сил населения путем проявления активности в отношениях с природой через охрану природы, при-родосбережение и природосозидание [6]. Рекреационно-экологическая подготовка может осуществляться с начала обучения по специальности «Туризм», и подразумевает формирование когнитивного, операционального и ценностного компонентов готовности к рекреацион-но-экологической деятельности. Готовность к рекреационно-экологической деятельности будущих специалистов по туризму - это определенный уровень развития знаний, умений, практического опыта и ценностных ориентаций для организации рекреационно-экологических путешествий, способствующих охране природных ресурсов и социокультурной среды посещаемых территорий [6]. Таким образом, будущие специалисты по туризму должны быть готовыми к реализации анимационных туристских услуг, либо применению анимации на туристских маршрутах, поддерживая при этом идею экологичности, природосбе-режения, природосозидания и охране социокультурной среды.

В учебных планах подготовки специалистов по туризму есть дисциплина «Организация досуга туристов», в рамках которой студенты изучают индустрию развлечений в туристской деятельности, знакомятся с основами анимационной деятельности, обучаются приемам эффективного общения, разрабатывают анимационные мероприятия. Изучение приемов анимации способствует развитию у студентов специальности го «Туризм» творческой активности, ар-| тистизма, воображения, речи, стимулируют познавательную активность, спо-^ собствуют эстетическому воспитанию. Кроме того, студенты учатся проектиро-

вать анимационные программы с применением дифференцированного подхода к участникам анимации - туристам, используют принцип индивидуализации, и учитывают специфику массового сознания. Использование тем рекреации и экологии при разработке анимационных мероприятий будет содействовать не только повышению экологического сознания у будущих специалистов по туризму, но и сделает их проводниками идей экологичности в процессе оказания туристско-рекреационных услуг.

Согласно И.И. Пядушкиной, анимационные программы классифицируются по ряду признаков: по социальному составу, по месту проведения, по числу участников, по сложности организации и наличию технического оснащения, а также по типу и виду анимационных программ [11]. Основными типами анимационных программам в рамках ре-креационно-экологической подготовки могут быть природно-рекреационные и санаторно-оздоровительные. Также можно организовывать такие виды анимации, как пикник на природе с элементами оживления отдыха - играми на открытом воздухе, общение с домашними и экзотическими животными, наблюдение за дикими животными, зоотерапия, специальные оздоровительные программы в игровой форме и т.д.

Будущие специалисты по туризму, обучающиеся в Международном институте дизайна и сервиса, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ, при разработке туристских маршрутов, часто используют элементы анимации, в том числе для экологических и рекреационных туров. Нередко студенты применяют формат квестов, вечеринок, праздников и конкурсов в процессе проектирования экологических экскурсий, организовывают развлекательный досуг туристов на биваках, проводят викторины во время движения группы по маршруту. Включение рекреацион-но-экологического аспекта в туристские анимационные мероприятия позволяет

сделать их более насыщенными, интересными и полезными, а также решать ряд педагогических и воспитательных задач по приобщению к экологическому образу жизни, так необходимому в современных условиях.

Резюмируя вышеизложенное, заметим, что экологическое мышление и мировоззрение становятся необходимыми чертами характера современного человека. Включение экологичных анимационных мероприятий в досуг туристов будет способствовать не только отдыху, восстановлению работоспособности, но и позволит усилить ответственность за свои действия на отдыхе. Игровая форма мероприятий, в отличие от лекционных или иных образовательных занятий, не будет носить нравоучительный характер. Развлекаясь, турист способен в непринужденной обстановке получить представление о существующих экологических проблемах, возможных способах охраны окружающей среды, способах восстановления природных ресурсов. Глобальные проблемы человечества это не решит, однако, будет способствовать повышению экологического сознания населения.

Библиографический список:

1. Иванова Н.В., Безуглова М.С. Анимация в экологическом туризме на примере Астраханской области // Астраханский вестник экологического образования. - 2014. - №1 (27). С. 221-222.

Газаматова А.А., Никонова Я.И. Ани-

2.

3.

мационные программы как инструмент развития туризма [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник. - 2015. -№ 4-3. - Режим доступа: http:// eduherald.ru/ru/article/view?id=13209. Дегтяренко А.В. Культурно-историческое наследие региона в профессиональной подготовке специалистов туристской анимации: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 131 с. Егоренко О.А. Технология проведения экскурсии с элементами анима-

ции // Научный альманах - 2015. -№ 9(11). С. 411-414.

5. Засимович Е.С., Волобуева И.И. Новый язык туризма - анимация // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2010. - № 4. С. 41-48.

6. Корчагина Г.А. Рекреационно-эколо-гическая подготовка будущих специалистов по туризму: дисс. канд. пед. наук. - Челябинск, 2018. - 202 с.

7. Кочеткова В.А. Применение игровой методики в экологических турах // Вестник АГТУ - 2007. - № 3 (38). С. 269-273.

8. Мальцева С.М., Кубышева О.О. Гедонистический образ жизни в современном обществе потребления // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - № 8 (34). С. 237-241.

9. Николаева А.В. Анимационная деятельность как специфическая форма рекламы туристского предприятия // Сервис +. - 2013. - № 4. С. 64-66.

10. Приезжева Е.М. Анимационный менеджмент в туризме: учеб. пособие. -М.: Советский спорт, 2014. - 239 с.

11. Пядушкина И.И. Анимация в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие. - Иркутск: Изд-во Ир-кут. гос. ун-та, 2011. - 192 с.

12. Сайдуллаев С.З. Анимационные программы в семейных отелях // Экономика и бизнес: теория и практика. -2018. - № 8. С. 106-108.

13. Тимофеев О.Н. Анимационная деятельность в индустрии гостеприимства: учеб. пособие для вузов. - Уфа, 2005. - 128 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^

н о с

ш

о

го

S ф

с

о

Р |

о 3 о ^

.о ^

ц ю ф ^

к

ш

ч й

? ^

^ о

I 1=

1

го g

2 Ф

s т

I s

m I-

е °

Поступила 20.11.2019

ф Ф а ч

I

о

S

го ф

Об авторе:

Корчагина Гульназ Айратовна, заместитель директора Высшей школы сервиса и туризма, ЧОУВО «Международный Институт Дизайна и Сервиса» (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, Korchagina.g.a@rbiu.ru

Для цитирования: Корчагина ГА. Применение элементов анимационной деятельности для рекреационно-экологической подготовки будущих специалистов по туризму // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. -№ 4. С. 103-108. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-4-103-108

References:

1. Ivanova N.V., Bezuglova M.S. Animation in environmental tourism by the example of Astrakhan region // Astrakhanskii vestnik ekologicheskogo obrazovaniya. -

2014. - №1 (27). P. 221-222. [in Russian]

2. Gazamatova A.A., Nikonova Ya.I. Animation programs as a tourism development tool // [Electronic resource] // Mezhdunarodnyi studencheskii nauchnyi vestnik. -

2015. - № 4-3. - Available at: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13209. [in Russian]

3. Degtyarenko A.V. Cultrural and historical heritage of the region in the professional training of tourism animation specialists. Diss. ... kand. ped. nauk. - М., 2007. - 131 p. [in Russian]

4. Egorenko O.A. Tour conducting technology with animation elements // Nauchnyi almankh. - 2015. - № 9(11). P. 411-414. [in Russian]

5. Zasimovich E.S., Volobueva I.I. New tourism language - animation // Sovremennye problem servisa i turizma. - 2010. - № 4. P. 41-48. [in Russian]

6. Korchagina G.A. Recreation environmental training of future tourism specialists. Diss. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2018. - 202 p. [in Russian]

7. Kochetkova V.A. Use of playing methods in environmental tours // Vestnik AGTU. -2007. - № 3 (38). P. 269-273. [in Russian]

8. Maltseva S.M., Kubysheva O.O. Hedonistic image of life in the modern consumer society // Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. -2018. - № 8 (34). P. 237-241. [in Russian]

9. Nikolaeva A.V. Animation activities as a specific form of advertisement of a tourist enterprise // Servis+. - 2013. - № 4. P. 64-66. [in Russian]

10. Priezhaeva E.M. Animation management in tourism. - М.: Sovetskii sport, 2014. -239 p. [in Russian]

11. Pyadushkina I.I. Animation in social and cultural service and tourism. - Irkutsk: Izd-vo Irkutskogo gos. Un-ta, 2011. - 192 p. [in Russian]

12. Saidullaev S.Z. Animation programs in family hotels // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. - 2018. - № 8. P. 106-108. [in Russian]

13. Timofeev O.N. Animation work in hospitality industry. - Ufa, 2005. - 128 p. [in Russian]

About the author:

Korchagina Gulnaz Airatovna, Assistant director, Higher School of Service and Tourism, International Institute of Design and Service (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogy, Korchagina.g.a@rbiu.ru

ro For citation: Korchagina G.A. Using animation for recreational environmental training of

¡5 future tourism specialists // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. -I Vol. 11. - No. 4. Р. 103-108. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-4-103-108

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.